Научная статья на тему 'Экономическая сущность и значение повышения конкурентоспособности отрасли'

Экономическая сущность и значение повышения конкурентоспособности отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АГРАРНЫЙ СЕКТОР / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ АГРАРНОГО СЕКТОРА / ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ АГРАРНОГО СЕКТОРА / COMPETITION / COMPETITIVENESS / AGRICULTURAL SECTOR / AGRICULTURAL SECTOR''S COMPETITIVENESS / IMPROVE THE COMPETITIVENESS OF THE AGRICULTURAL SECTOR

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абдиев М. Ж.

В статье исследована экономическая сущность и значение повышения конкурентоспособности отрасли, в частности аграрного сектора экономики. По результатам исследования расширены теоретические основы повышения конкурентоспособности экспортоориентированных отраслей АПК Кыргызстана в рыночных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC ESSENCE AND SIGNIFICANCE OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF INDUSTRY

The paper studies the economic essence and significance of improving the competitiveness of industry, in particular the agricultural sector. The study expanded the theoretical basis of improving the competitiveness of export-oriented agribusiness industries of Kyrgyzstan in market conditions.

Текст научной работы на тему «Экономическая сущность и значение повышения конкурентоспособности отрасли»



ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ

УДК 338.43

М.Ж. Абдиев

канд. экон. наук, доцент, Ошский технологический университет им. М.М. Адышева, г. Ош, Киргизия

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОТРАСЛИ

Аннотация. В статье исследована экономическая сущность и значение повышения конкурентоспособности отрасли, в частности аграрного сектора экономики. По результатам исследования расширены теоретические основы повышения конкурентоспособности экспортоориентированных отраслей АПК Кыргызстана в рыночных условиях.

Ключевые слова: конкуренция, конкурентоспособность, аграрный сектор, конкурентоспособность аграрного сектора, повышения конкурентоспособности аграрного сектора.

M.J. Abdiev, Osh technological university named after M.M. Adyshev, Osh, Kyrgyzstan

ECONOMIC ESSENCE AND SIGNIFICANCE OF INCREASING THE COMPETITIVENESS OF INDUSTRY

Abstract. The paper studies the economic essence and significance of improving the competitiveness of industry, in particular the agricultural sector. The study expanded the theoretical basis of improving the competitiveness of export-oriented agribusiness industries of Kyrgyzstan in market conditions.

Keywords: competition, competitiveness, agricultural sector, agricultural sector's competitiveness, improve the competitiveness of the agricultural sector.

В настоящее время особый интерес представляет проблема конкурентоспособности в условиях глобализации мирового хозяйства и формирования новой экономики и экономики знаний. Суть проблемы заключается в использовании наиболее развитыми странами новых конкурентных преимуществ, связанных с информационными технологиями (например, Интернет-технологиями) и позволяющих захватить выгодные сегменты быстро расширяющегося информационного пространства, в частности Интернет-пространства.

По определению авторов бизнес-словаря, конкуренция - это состязание между производителями товаров, а в общем случае - между любыми экономическими, рыночными субъектами [1, с. 34]. Конкуренция естественным путем возникает из рынка и служит условием его существования и развития. Следует различать конкурентные отношения на макро, микро и мезоуровнях. Конкурентоспособность на микроуровне, то есть между предприятиями, можно рассматривать с позиции наиболее эффективного использования имеющихся у них трудовых, материальных и финансовых активов для производства какого-либо товара или услуги с наименьшими издержками. В настоящее время конкурентоспособность на микроуровне больше определяются способностью к инновациям, продвижению на рынок новых товаров, улучшению качества уже сущест-

вующих продуктов [4, с. 14-26].

Конкурентоспособность на мезоуровне (отраслевом) четко охарактеризовали американские ученые А. А. Томпсон и А. Стрикленд, выделив такие силы конкуренции, как: соперничество между продавцами внутри отрасли, наличие привлекательных товаров; возможность вхождения в отрасль новых конкурентов, влияние поставщиков и способность потребителей диктовать свои условия [5].

Наиболее многогранным понятием является национальная конкурентоспособность, или конкурентоспособность на макроуровне, характеризующая позиции национальной экономики по темпам экономического роста, уровню занятости населения, уровню реальных доходов граждан и т.п.

Среди фундаментальных работ зарубежных авторов по проблеме конкурентоспособности следует особо отметить исследование профессора Гарвардского университета М. Портера «Конкурентные преимущества стран», вышедшее в 1993 г. на русском языке под названием «Международная конкуренция» [3]. М. Портер считает, что конкурентоспособность страны следует рассматривать через призму международной конкурентоспособности не отдельных ее фирм, а кластеров - объединений фирм различных отраслей, причем принципиальное значение имеет способность этих кластеров эффективно использовать внутренние ресурсы.

В Кыргызстане переход к конкурентной среде пока не направлен на достижение главной цели - повышения жизненного уровня населения страны. Нам представляется, что основной причиной является то, что отсутствует транспарентность двух главных взаимосвязанных систем в конкурентной среде: государства и бизнеса. В частности, государство обязано четко и ясно сформулировать основные параметры конкурентной среды - условия функционирования бизнеса и обеспечить их стабильность (основных индикаторов налоговой, кредитной инновационной, инвестиционной политики и т.д.). В свою очередь, бизнес должен быть более прозрачным и использовать все возможности повышения конкурентоспособности предприятия в рыночной среде.

Учитывая традиционное значение аграрного сектора повышение конкурентоспособности отраслей АПК Кыргызстана становится основным фактором обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. Однако росту конкурентоспособности аграрного препятствуют ряд возникших проблем, такие как мелкотоварность кре-стьянско-фермерского производства с сопутствующей ей низким уровням агро-зоотехнологии, слабой технико-технологической базой отрасли, монополизм и сырьевая направленность перерабатывающей промышленности, несовершенство экономических отношений в смежных отраслей агропромышленного комплекса.

В этих условиях исследование теоретико-методологических аспектов конкурентоспособности агропромышленного комплекса на основе учета взаимовыгодных интересов производителей сырья, переработчиков и производителей конечной продукции, в том числе его важнейших конкурентоспособных отраслей, имеют особо важное значение для конкурентоспособного развития страны.

Все сказанное можно в полной мере отнести и к аграрному сектору Кыргызста-

на. Благоприятные природно-климатические условия позволяют организовать эффективное производство сельскохозяйственной продукции и сырья как для внутренних нужд, так и на экспорт, наладить крупномасштабное производство пользующейся значительным спросом на мировом рынке экологически чистой сельскохозяйственной продукции, конкурентоспособность которой будет обеспечена ее высоким качеством и относительно низкой себестоимостью.

Понятие конкурентоспособности аграрного производства значительно шире понятия ее эффективности. Конкурентоспособность агропродукции проявляется в удовлетворении платежеспособного спроса потребителей с наименьшими затратами. Поэтому для определения конкурентоспособности аграрного производства наряду с показателями ее рентабельности и прибыльности использовать также такие показатели как производство продукции отрасли на душу населения , показатели спроса и предложения на внутреннем и внешних рынках, производительность труда, объемы экспорта и импорта агропродовольственной продукции, индексы изменения закупочных цен на продукцию сельского хозяйства.

Общеизвестно, что конкурентоспособность аграрного производства в развитых странах мира повышается вследствие государственной поддержки сельхозтоваропроизводителя как наименее защищенного субъекта во всей цепи рыночных отношений. Повышение прибыльности сельскохозяйственного производства достигается путем повышения цен на продукцию, либо через прямые субсидии и систему субсидирования.

В современных условиях для достижения рентабельности в сельском хозяйстве, достаточной для расширенного воспроизводства, нужно повысить закупочные цены на сельхозпродукцию в 2-2,5 раза, что нереально. Нереально также ставить вопрос о дотировании сельского хозяйства до необходимого уровня рентабельности за счет бюджета, что связано с его дефицитом.

В Кыргызстане аграрная сфера традиционно отставала технологически и технически от промышленности, и это отставание за годы реформ резко усилилось. При сложившихся уровнях организации аграрного производства обеспечить высокую ее конкурентоспособность практически невозможно. Поэтому главное направление аграрной политики государства в аграрном секторе - его структурные преобразования, обеспечение организационно-технологического единства смежных отраслей АПК.

Особенность сегодняшнего момента в том, что сельское хозяйство Кыргызстана располагает большими резервами роста и повышения конкурентоспособности производства, которые можно и нужно задействовать, разработав адекватную сложившимся возможностям аграрную политику. Вышеназванные условия, по нашему мнению, диктуют необходимость сделать структурные преобразования в сельском хозяйстве приоритетными.

В западных странах конкурентоспособность аграрного производства, позиции на рынке все больше зависят от результатов разделения труда, вертикальной и горизонтальной кооперации и интеграции производства. Западные экономисты, в частности профессора Д. Шпаар и К. Бёме из Германии конкурентоспособность аграрного произ-

водства определяют уровнем предпринимательства и менеджмента, внедрением экономического механизма, способствующего стимулированию и росту заинтересованности товаропроизводителей в высоких конечных результатах [7, с. 63].

В этой связи мы полностью согласны с мнением академика РАСХН И. Ушачева, что одним из важных направлений конкурентоспособного развития аграрного сектора в нынешних условиях является развитие интеграционных процессов в АПК, использование кооперативно-интегрированных форм взаимоотношений по всей цепи производства - переработки - сбыта сельскохозяйственной продукции [6, с. 75]. Такие подходы в целях обеспечения конкурентоспособного развития сельского хозяйства в течение продолжительного времени придерживаются известные экономисты А.У. Орузбаев и Г. А. Калиев [2, с. 89].

Развитие кооперационно-интеграционных процессов в агропромышленном производстве, как свидетельствует наука и практика, при их оптимизации способствует решению следующих основных задач: улучшению организационно-экономических отношений в процессе производства, транспортировки, хранения, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции; интенсификации и индустриализации производства; повышению конкурентоспособности производимой продукции; созданию для участников интегрированных структур эффективных систем производственных экономических и социальных условий; обеспечению эффективной системы управления; повышению производительности труда и на этой основе росту эффективности аграрного производства.

Совершенствование экономических взаимоотношений в сельскохозяйственном кооперативе будет способствовать:

- максимальному использованию имеющихся земельных, трудовых и материально-технических ресурсов;

- внедрению в производство достижений научно-технического прогресса, передовых форм организации труда;

- использованию рациональных и наиболее эффективных каналов реализации готовой к употреблению продукции;

- организации расширенного воспроизводства с учетом рыночного спроса;

- повышению уровня доходов различным категориям работников;

- повышению конкурентоспособности конечной продукции за счет снижения ее себестоимости и улучшения качества.

Важность обеспечения технологического, экономического и организационного единства производства, переработки, заготовки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции определяет необходимость развития интеграционных процессов в АПК. Развитие агропромышленной интеграции необходимо для формирования конкурентоспособного продовольственного рынка.

В этой связи повышение конкурентоспособности аграрного сектора предполагает решение ряда стратегических задач, среди которых:

- преодоление мелкокрестьянской структуру хозяйствования в аграрном секто-

ре Кыргызстана, монополизма перерабатывающих и агросервисных предприятий, осуществление более глубокой переработки продукции сельского хозяйства;

- модернизация инфраструктуры и материально-технической базы аграрного сектора;

- возрождение и развитие кооперационных и интеграционных связей на кластерной основе на уровне отдельных отраслей и регионов;

- совершенствование экономического механизма регулирования межотраслевых отношения в АПК, государственная поддержка развития агроэкспортного потенциала и развития экспортоориентированных производств в АПК.

Список литературы:

1. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б.А.Универсальный бизнес-словарь. М., 1997.

2. Орузбаев А. Кооперация крестьянских хозяйств - закономерный процесс развития сельского хозяйства и повышение эффективности аграрной реформы / А. Орузбаев. Б., 2000. 141 с.

3. Портер М. Конкурентное преимущество. М.: Альпина Бизнес букс, 2008. 715 с.

4. Семенова Е. Возможности инновационного типа развития // Экономист. 2006. № 3. С. 14-26.

5. Томпсон. А. А., Стрикленд А. Стратегический менеджмент: искусство разработки и реализации стратегии. М., 1998. С. 158.

6. Ушачев И. Интеграционные процессы в АПК: плюсы и минусы // АПК: экономика, управление. 2006. № 9. С. 7-10.

7. Шпаар Д., Бёме К. Повышение эффективности сельского хозяйства в новых федеральных землях ФРГ // АПК: экономика, управление. 2003. № 1. С. 58-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.