Б01: 10.12731/2218-7405-2015-7-29 УДК 159.9
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ЛИЧНОСТИ АГРАРИЯ КАК ПРЕДИКТОР ЕГО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ
Хащенко Т.Г.
Обусловленное турбулентностью мировой экономики и неблагоприятным геополитическим контекстом усложнение экономической среды жизнедеятельности личности актуализирует проблему ее экономической субъектности. Особая острота этой проблемы в отечественном аграрном секторе определила цель исследования -эмпирическую проверку положения об экономической субъектности личности как предикторе экономической активности сельских жителей. В статье приводится анализ состояния проблемы экономической субъектности личности в отечественной и зарубежной науке, обосновывается трактовка экономической субъектности личности как над-адаптивного способа ее функционирования в экономическом пространстве жизнедеятельности, приводятся результаты эмпирического исследования экономической субъектности личности аграрных предпринимателей, наемных работников и неработающих сельских жителей с помощью авторского диагностического опросника (прошедшего проверку на надежность и валидность). Выявленные в изучаемых группах различия по всем параметрам экономической субъектности личности подтверждают проверяемое предположение и определяют необходимость внедрения в практику аграрного образования (как основного института экономической социализации аграриев в процессе их профессионализации) специальных психолого-технологических решений, обеспечивающих становление экономической субъектности обучающихся. Полученные результаты могут быть использованы в образовательной практике отраслевых вузов, при разработке психологических технологий поддержки становления экономической субъектности личности в процессе ее профессионализации, при формировании программ поддержки экономической активности сельского населения, а также в научных исследованиях, посвященных экономическому поведению индивида и группы.
Ключевые слова: экономическая субъектность личности; экономическая активность; экономическое самоопределение; профессионализация личности.
ECONOMIC SUBJECTNESS OF AGRARIAN'S PERSONALITY AS A PREDICTOR OF ITS ECONOMIC ACTIVITY
Khashchenko T.G.
The increasing complexity of the economic environment of the existence of the individual, due to the turbulence in the global economy and unfavorable geopolitical context, actualizes the problem of its economic subjectness. The severity of this problem in the domestic agricultural sector has identified the purpose of the study is an empirical verification of the assumptions about economic subjectness of personality as a predictor of economic activity of rural inhabitants. The article provides an analysis of the problems of the economic subjectness of the personality in domestic and foreign research, substantiates the interpretation of the economic subjectness of the personality as over-adaptive mode of its functioning in the economic space of life, presents the results of empirical studies of economic subjectness of personality of agricultural entrepreneurs, employees and unemployed rural people (using the author's diagnostic questionnaire, authenticated on reliability and validity). Identified in the studied groups differences in all parameters of economic subjectness confirm the verification assumption and determine the necessity of implementation in practice of agricultural education (as the institute of economic socialization of villager in the process ofprofessionalization) special psychological technology supporting the formation of the economic subjectness of students. The results can be used in educational practice of the higher education institutions, in the development ofpsychological supportfor the formation of economic subjectness of a personality in the process of professionalization, in the creation of programs to support economic activity of the rural population, as well as in research on the economic behavior of individuals and groups.
Keywords: economic subjectness of the personality; economic activity; economic self-determination; professionalization of personality.
Турбулентность мировой экономики и неблагоприятный геополитический контекст функционирования экономик большинства стран, дестабилизирующие экономическую среду жизнедеятельности человека, актуализируют проблему экономической субъектности личности (внутренне детерминированной ответственной преобразующей активности личности в системе экономических отношений). Если на индивидуальном уровне экономическая субъектность
личности определяет, прежде всего, актуальные материальные обстоятельства ее жизнедеятельности и материальные условия (источники, средства) реализации ее жизненных планов и достижения жизненных целей, то на уровне страны от нее зависят перспективы экономического благополучия населения в целом.
Следует отметить, что, будучи важной детерминантой профессионального становления личности (на этапе ее профессиональной оптации, в периоды профессионализации в образовательных учреждениях и проектирования карьеры, на этапе профессионального функционирования и самореализации состоявшегося профессионала) экономическая субъектность личности определяет выбор экономической альтернативы самоосуществления в профессии (создание собственного дела или наемный труд), предпочитаемую модель трудового поведения в сфере профессионального выбора (соотношение индивидуальных усилий и дохода), отношение к источникам материальных ресурсов, необходимых для достижения профессиональных целей, и к способам их приобретения, мобильность на рынке труда, в том числе в ситуации потери работы или профессиональных кризисов. Вышесказанное диктует необходимость научного изучения психологических закономерностей становления экономической субъектности личности в онтогенезе, условий и механизмов ее проявления в конкретных ситуациях, выявления ее эмпирических индикаторов, разработки инструментов ее диагностики и психолого-технологических решений ее поддержки в процессе социализации личности и профессиональной подготовки. Результаты этих исследований особенно востребованы в отечественном аграрном секторе ввиду обострившегося противоречия между требованиями к экономической активности сельского жителя и неблагоприятностью социокультурного, социально-психологического, образовательного контекстов для формирования личностного фундамента этой активности [37].
Применение в данном случае категории активности акцентирует внимание на внутренней детерминации функционирования личности в экономическом пространстве её бытия. В психологической трактовке экономическая активность личности (в отличие от трактовки понятия «экономическая активность» в других науках) выступает как экономическая деятельность, имманентными характеристиками которой являются не только высокая интенсивность, но и «пристрастное» отношение субъекта этой деятельности (как личностно-значимой), ее внутренняя детерминация. При таком подходе наиболее полным выражением экономической активности личности выступает предпринимательство как проявление самодетерминации, самодостаточности, саморегуляции и преобразующей активности личности в экономическом пространстве жизнедеятельности. Наблюдаемое на практике противоречие между вызовами, на
которые вынужден отвечать отечественный аграрный сектор и несоответствующим им уровнем экономической активности сельских жителей диктует необходимость совершенствования средств воздействия на эту активность, не ограничивающихся ее внешним стимулированием, но включающих формирование ее личностного фундамента. Недостаточная изученность личностной детерминации экономической активности индивида на материале аграрного сектора, в том числе особенностей проявления экономической субъектности личности в этом секторе, определили цель описанного ниже исследования как эмпирическую верификацию связи экономической субъектности личности с особенностями ее экономической активности на материале аграрного сектора.
В связи с вышесказанным следует отметить, что проблема субъектности личности имеет многолетнюю историю и представлена в широком спектре исследований. В отечественных публикациях этот феномен раскрывается как особое интегральное свойство (качество) личности [1, 8, 9, 26, 27], как способ бытия человека [25, 27, 31, 33], как уровневая характеристика и фактор развития личности и профессионала [15, 19, 25, 35, 41 и др.]. Исследуются условия и средства развития субъектности, в том числе в образовательном пространстве [6, 9, 27, 34], активно изучается специфика проявления субъектности личности в различных сферах деятельности человека (профессиональной, учебной, творческой и т. д.). Субъектность личности связывается исследователями с «самопричинностью», сохраняющей достигнутый уровень целостности личности и подлинности [6, 27], с разрешением противоречий между личностью как организацией и внешними вызовами [1, 15], с преобразующей активностью субъекта, его самосозиданием и рефлексией [3], с выходом за пределы «настоящего» для преодоления рассогласования состояний исходного и конечного Я действующего субъекта [29], с обращением личности к внутренним ресурсам и возможностям выбора средств реализации деятельности, со сформированностью у нее умений саморегуляции и компонентов субъективного опыта (опыта рефлексии, ценностного опыта, опыта сотрудничества и т.п.) [26], с высшим уровнем ее ответственности как автора собственного жизненного пути [13].
Зарубежными исследователями активно изучается феномен «agency», близкий в своей трактовке отечественному пониманию субъектности личности и подразумевающий осуществленную возможность не только познавать и осваивать мир, придавая ему значимость, но и преобразовывать его в обстоятельства, в которых становятся возможными те или иные направления деятельности [14]. Это явление связывается авторами с высшей формой ответственности и саморегуляции, с самодетерминацией личности [43, 44, 45].
Вместе с тем, проведенный нами анализ показывает, что феномен экономической субъ-ектности личности, как частного проявления ее субъектности в экономическом пространстве бытия, остается недостаточно изученным. Нерешенными остаются вопросы, связанные с возможностью феноменологического опознания экономической субъектности личности, психологических условий ее проявления и развития. Вышесказанное особенно актуально, если принять во внимание континуальность субъектности и необходимость учитывать специфические формы ее проявления в конкретных сферах жизнедеятельности личности (поскольку в одних сферах субъектность может проявляться с большей силой, чем в других [23]), а также вероятность асинхронного становления субъектности личности в разных сферах ее жизнедеятельности.
Длительное время различные аспекты экономической субъектности личности вызывали интерес преимущественно у исследователей предпринимательства, концентрирующих свое внимание на специфической самодетерминации предпринимателя в экономической сфере, его самоорганизации, ориентации на самостоятельность и материальное самообеспечение, на специфике экономического сознания предпринимателя. В то же время проявление экономической субъектности личности в рамках наемного труда, в особенностях проектирования человеком жизненной траектории и профессиональной карьеры, в содержании профессионализации личности в процессе профессиональной подготовки, в особенностях преодоления профессиональных кризисов - то есть в специфике профессионального функционирования и самореализации личности - остается недостаточно изученным. Слабо изучены особенности становления и проявления субъектности личности на материале аграрного сектора, с его специфичной социокультурной и социально-психологической средой жизнедеятельности личности и ее социализации, в том числе - экономической.
Значимый научный материал накапливается в исследованиях экономического самоопределения личности и группы [5, 16, 17], экономической социализации личности [7, 10], связи ее экономического сознания с ее жизненными ориентациями [21] и уровнем ее зрелости [32], экономической идентичности и субъективного экономического статуса и благополучия [2, 4, 30, 36, 42 и др.], готовности личности к материальному самообеспечению [18] и т.д. Важным вкладом в научное понимание взаимосвязи экономической субъектности личности с ее профессионализацией являются эмпирические данные об особенностях экономического самоопределения представителей разных типов профессий и о специфике экономического самосознания студентов с разной профессиональной направленностью [2, 12, 16, 20, 24, 28], об их самоопределении в экономических ролях [14] и т.д. Однако на текущий момент эмпирические
данные о взаимосвязи экономического и профессионального самоопределения личности представлены преимущественно сведениями о корреляции «частных» результатов экономического самоопределения с ранее избранной профессией.
Обобщение научных данных позволяет констатировать, с одной стороны, несоответствие между высокой актуальностью проблемы экономической субъектности личности и уровнем ее разработанности, с другой - наличие научных предпосылок (теоретических разработок и эмпирических данных) для определения сущности этого феномена и описания его характеристик.
Транслируя на экономическое пространство жизнедеятельности личности известные положения о двух способах существования человека [31] и о двух режимах функционирования личности [22], идею В.А. Петровского о над-ситуативной активности личности (как проявлении ее субъектности) [29], можно описать два возможных способа (режима) функционирования личности в этом пространстве. В первом случае погруженность в конкретные события, ситуативные непосредственные связи и отдельные отношения не позволяет личности подняться над ними и занять позицию творца материальных обстоятельств собственной жизни в целом, и ее функционирование имеет преимущественно внешнюю детерминацию с ориентацией на везение, случай, независимое от неё изменение обстоятельств и активность других людей. Второй способ (над-адаптивный, субъектный) проявляется в выходе за пределы текущего, непрерывного, преимущественно внешне детерминированного процесса собственного функционирования в экономическом пространстве бытия для осмысления его в целом и в принятии личной (добровольной) ответственности за свое материальное благополучие и экономические условия своей жизнедеятельности. Человек преобразует, проектирует и созидает материальные обстоятельства (источники, ресурсы, средства), необходимые не только для удовлетворения актуальных потребностей, но и для реализации жизненных замыслов, выстраивает собственную жизненную траекторию с установкой на материальное самообеспечение. Экономическое пространство (как часть общего жизненного пространства) выступает для него не просто объективной «данностью» системы отношений экономического содержания (в материализованных и идеальных формах). Но как пространство активно познаваемое, «осваиваемое», преобразуемое и созидаемое им самим (поскольку он сам определяет свое место в системе сложившихся экономических отношений, свое отношение к источникам материальных благ, к материальным средствам удовлетворения актуальных потребностей и к способам их приобретения, а также самостоятельно их создает). Необходимым психологическим условием перехода личности в такой способ (режим) функционирования выступает актуализация ее рефлексивного ресурса
и его направление на осмысление различных аспектов бытия в экономическом пространстве в их сложных взаимосвязях и перспективе, а также - на самосознание, самопонимание, самопроектирование как субъекта экономических отношений.
Трактовка экономической субъектности личности как над-адаптивного способа ее функционирования в экономическом пространстве жизнедеятельности позволила нам выделить ее основные индикаторы, доступные операционализации, разработать и валидизировать опросник, диагностирующий ее уровень и основные параметры [38] (на текущий момент соответствие опросника психометрическим требованиям подтверждено на выборке объемом 550 человек).
Проведенный анализ лег в основу предположения о том, что экономическая субъектность личности может рассматриваться в качестве ключевого предиктора экономической активности сельского жителя, определяющего, в конечном счете, перспективы развития аграрного сектора экономики. Эмпирическая гипотеза исследования состояла в предположении о наличии статистически значимых различий между группами сельского населения с разным уровнем экономической активности (аграрными предпринимателями, наемными работниками сельских учреждений и неработающими сельскими жителями) по уровню и основным параметрам экономической субъектности личности.
В исследовании приняли участие сельские жители, работающие на сельских территориях. Контингент представлен группой аграрных предпринимателей, группой наемного персонала аграрных предприятий и группой неработающих сельских жителей (как состоящих на бирже труда, так и не зарегистрированных на ней). Объемы выборок первой и второй группы составили по 52 человека, третьей - 25 человек. Совокупный объем выборки 129 человек. Соотношение женщин и мужчин во всех группах равно примерно 1:5.
Всем группам предлагалось заполнить опросник «Уровень экономической субъектности личности» [38], шкалы которого соответствуют основным измерениям этого феномена: «ин-тернальный локус контроля в экономическом пространстве жизнедеятельности» (ЛК); «рефлексивность: актуальная и прогностическая (Р)»; «ориентация на материальное самообеспечение» (МС); «позитивное отношение к собственности» (ОС) и «преобразующая активность в экономическом пространстве жизнедеятельности (ПА).
Для анализа полученных данных применялся непараметрический критерий Манна-Уит-ни. Полученные результаты подтвердили проверяемое предположение, выявив статистически значимые различия (с высокой степенью значимости) между первыми двумя сравниваемыми группами (табл. 1). Вместе с тем, внутри первой (предпринимательской) группы установлены статистически значимые различия по шкалам ЛК, МС и ПА между группой индивидуаль-
ных предпринимателей и группой, в которую вошли собственники более крупных хозяйств. Аграрные предприниматели, создавшие и управляющие крупными аграрными хозяйствами с привлечением наемного труда, имеют более высокие показатели интернальности, ориентации на материальное самообеспечение и преобразовательную активность в экономическом пространстве жизнедеятельности (табл. 2). Сравнительный анализ результатов наемных сотрудников аграрных предприятий с результатами, полученными в группе неработающих сельских жителей, как состоящих на бирже труда, так и не зарегистрированных на ней, не выявил статистически значимых различий между этими группами.
Таблица 1
Сравнительный анализ параметров экономической субъектности личности в группах аграрных предпринимателей и наемных работников АПК
шкалы Rank Sum предприниматели Rank Sum - наемные работники U Z Z -adjusted Valid N -предприниматели Valid N -наемные работники 2*1sided -exact p
ЛК 3512 1844 518 5,330 5,338 52 51 0,000
Р 3971 1385 59 8,357 8,365 52 51 0,000
МС 3727 1629 303 6,748 6,759 52 51 0,000
ОС 3862 1494 168 7,638 7,664 52 51 0,000
ПА 3852,5 1503,5 177 7,576 7,586 52 51 0,000
Таблица 2
Сравнительный анализ параметров экономической субъектности личности в разных группах аграрных предпринимателей
шкалы Rank Sum -фермеры и собственники-руководители предприятий Rank Sum индивидуальные предприниматели U Z Z -adjusted Valid N Valid N 2*1sided - exact p
ЛК 770 608 230 1,969 1,977 25 27 0,049
Р 745 633 255 1,511 1,518 25 27 0,134
МС 791 587 209 2,353 2,368 25 27 0,018
ОС 703 675 297 0,742 0,749 25 27 0,467
ПА 770 608 230 1,969 1,980 25 27 0,049
Большая часть участвовавших в исследовании неработающих сельских жителей в ретроспективе входили в наемный персонал аграрных предприятий, но потеряв работу, предпочли существовать за счет личного подсобного хозяйства (производя продукцию исключительно для собственного потребления, но избегая организации собственного дела для получения прибыли). Небольшой объем выборки по этой группе сельских жителей не позволяет делать надежные выводы, но предварительно можно предположить, что наемные сотрудники аграрных предприятий в случае потери работы с большей вероятностью пополнят экономически пассивную часть сельского населения, чем проявят частную инициативу и создадут свое дело.
Принимая во внимание полученные результаты, целесообразно обратить внимание на то, что при существующих (неблагоприятных) условиях экономической социализации личности на селе, основным институтом обеспечивающим становление ее экономической субъектности, выступает образование, прежде всего - профессиональное образование всех уровней. Исходя из трактовки экономической субъектности личности как способа ее функционирования в экономическом пространстве жизнедеятельности, следует признать, что ее становление (формирование, развитие) в процессе профессионализации личности в образовательном учреждении не может быть обеспечено традиционными методами экономического «просвещения» обучающихся (формированием у них основы экономических знаний и умений их использовать на практике). Переход в субъектный режим функционирования личности предполагает «работу» с ее внутренним миром [25], превращение внутреннего содержания личности в предмет ее собственного анализа и преобразования, актуализацию рефлексивного ресурса личности и направление его на осознание собственного способа функционирования в экономическом пространстве и его связи с достижением жизненных и профессиональных целей. Эта «работа» должна сочетаться с созданием особых психологических условий для развития личностных инвариантов, образующих общий фундамент субъектности (мотивации достижения, интер-нальности, автономности, рефлексивности, потребности в самореализации). Такие условия могут быть созданы в рамках целевых программ психологического сопровождения образовательного процесса и специальных психологических технологий, разработка которых становится одной из приоритетных задач современной психологической практики в системе образования (вариант такой технологии, апробированный в образовательном процессе, описан нами в предыдущих публикациях [38]). Актуализируется необходимость совершенствования методологии психологического сопровождения профессионализации личности в системе аграрного образования с учетом взаимообусловленности, но нетождественности, содержания процессов ее профессионального и экономического самоопределения [39].
Исследование поддержано грантом РГНФ № 14-06-00249.
Список литературы
1. Абульханова-Славская К.А. Акмеологическое понимание субъекта // Основы общей и прикладной акмеологии. - М.: РАГС, 1995. С. 85-108.
2. Антонова Н.В., Белякова А.А. Экономическая идентичность и профессиональное самоопределение личности. // Актуальные проблемы психологического знания, 2012. № 4. С. 7-18.
3. Анцыферова Л.И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни // Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. - М., 1991. С. 27-42.
4. Баранова А.В. Экономико-психологические детерминанты субъективного качества жизни: Дис. ...канд. психол. наук. - М., 2005. 197 с.
5. Болотин Ю.С. Субъектность потребителя как условие интерпретации текста: Автореф. дис.. канд. психол. наук. - Ярославль, 2008. 26 с.
6. Большунова Н.Я. Условия и средства развития субъектности // Общая теория смысла, психологические концепции смыслообразования. Смыслодидактика. Хрестоматия / Сост. И В. Абакумов, П.Н. Ермаков, И.А. Рудакова. - М.: КРЕДО, 2013. С. 124-133.
7. Бояринцева А.В. Психологические проблемы экономической социализации // Педагогика, 1994. № 4. С. 12-18.
8. БрушлинскийА.В. Проблема субъекта в психологической науке // Психологический журнал, 1996. № 6. С. 3-11.
9. Волкова Е.Н., Субъектность педагога. Теория и практика: Автореф. дис..док-ра. психол. наук. - М., 1998. 50 с.
10. Вяткин А.П. Исследование самоопределения личности в экономических ролях // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия «Психология», 2007. Т. 1. №1. С. 44-51.
11. Вяткин А.П. Психология экономической социализации личности: субъектно-ролевой подход: монография. - Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2010. 383 с.
12. Горбачева Е.И., Купрейченко А.Б. Отношение личности к деньгам: нравственные противоречия в оценках и ассоциациях // Психологический журнал, 2006. Т. 27. № 4. С. 26-37.
13. Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнедеятельности: Ав-тореф. дис ... док-ра психол. наук. - М., 2005. 45 с.
14. Дергачева О.Е., Леонтьев Д.А. Личностная автономия как составляющая личностного по-
тенциала // Личностный потенциал: Структура и диагностика. - М.: Смысл, 2011. С. 210240.
15. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. - М.: Изд-во МПСИ; НПО «МОДЕК», 2004. 752 с.
16. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Экономическое самоопределение: теория и эмпирические исследования. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. 480 с.
17. Журавлев А.Л., Купрейченко А.Б. Структура и личностные детерминанты экономического самоопределения субъекта // Психологический журнал, 2008. Т. 21. № 2. С. 5-15.
18. Китова Д.А. Материальное самообеспечение личности в изменяющихся социально-экономических условиях: Дис. ...док-ра. психол. наук. - Ставрополь, 2003. 331 с.
19. Кондратенко И.В. Фактор субъектности в ходе профессионального самоопределения студентов на завершающем этапе обучения: Автореф. дис....канд-та психологических наук. - М., 2015. 20 с.
20. Корокошко И.О. Типы личности по отношению к деньгам и особенности их экономического поведения // Гуманитарные проблемы современности: Человек и общество: монография / Под ред. С.С. Чернова. Кн. 10. - Новосибирск: ЦФНС, 2009. Гл. 2. С. 18-36.
21. Корокошко И.О. Особенности экономического сознания у лиц с разными жизненными ори-ентациями: Автореф. дис.. канд. психол. наук. - Саратов, 2011. 25 с.
22. Леонтьев Д.А. Новые ориентиры понимания личности в психологии: от необходимого к возможному // Вопросы психологии, 2011. №1. С. 3-27.
23. Мельничук А.С. К проблеме оценки субъектности // Психология человека в современном мире. Т. 4. Материалы Всероссийской научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 42-44.
24. Махрина Е.А. Виды и характеристики ценностно-смысловых отношений к деньгам у представителей социономических профессий: Автореф. дис.... канд. психол. наук. - Ростов-на-Дону, 2006. 26 с.
25. Митина Л.М. Психология профессионального развития личности: теоретико-методологические проблемы // Российский научный журнал, 2010. № 1 (14). С. 57- 63.
26. Осницкий А.К. Психология самостоятельности: Методы исследования и диагностики. -М.: Эль-Фа. 124 с.
27. Осьмина Е.В. Психология субъектополагающего взаимодействия: Автореф. дис. .док-ра. психол. наук. - Казань, 2012. 48 с.
28. Пачиков В.И. Экономическая Я-концепция как важный элемент профессиональной подготовки // Образование и наука, 2010. № 5. С. 127-132.
29. Петровский В.А. Личность: феномен субъектности. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1993. 67 с.
30. Позняков В.П. Структура и динамика экономического сознания субъекта // Философские проблемы современной психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2009. С. 171-175.
31. Рубинштейн С.Л. Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии. - М.: Наука, 1997. 462 с.
32. Семенов М.Ю. Особенности отношения к деньгам людей с разным уровнем личностной зрелости: Дис....канд. психол. наук. - Ярославль, 2004. 178 с.
33. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология образования человека: Становление субъектности в образовательных процессах. Кн. 3. - М.: Издательство ПСТГУ, 2013. 432 с.
34. Субъектность личности в профессионально-образовательном пространстве. Материалы Международной научно-практической конференции 14 июня 2013 года. - Казань; «Академия социального образования», 2013. С. 67-70.
35. Сыромятников И.В. Психология профессиональной субъектности и профессионального самоопределения: монография. - М.: СГУ, 2013. 200 с.
36. Хащенко В.А. Субъективное экономическое благополучие и его измерение: построение опросника и его валидизация // Экспериментальная психология. 2011a. №1. С. 106-127.
37. Психологическая готовность к предпринимательской деятельности в отечественном аграрном секторе: структура, условия и факторы формирования. Монография. - М: ИГ-СОЦИН, 2010. 152 с.
38. Хащенко Т.Г. Формирование предпринимательской направленности личности у студентов аграрных вузов // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2013. № 8-1. С. 161-170.
39. Хащенко Т.Г. Психологическое сопровождение экономического самоопределения личности в процессе ее профессионализации в отраслевом вузе // Психология и Психотехника, 2014. № 8. С. 855-862.
40. Хащенко Т.Г. Диагностика экономической субъектности личности в контексте психологического сопровождения ее профессионализации в вузе // Психология личностного и профессионального развития субъектов непрерывного образования. XI Международная научно-практическая конференция (7-11 июля 2015). - М.: Психологический институт РАО, 2015. С. 87-91.
41. Якиманская И.С. Требования к учебным программам, ориентированным на личностное развитие школьников // Вопросы психологии, 1994. № 2. С. 64-76.
42. Diener E., Wirtz D., Tov W., Kim-Prieto C., Choi DW., Oishi S., Biswas-Diener R. New well-being measures: Short scales to assess flourishing and positive and negative feelings // Social Indicator Research. 2010. Vol. 97(2). Pp. 143-156.
43. Gagné M. The role of autonomy support and autonomy orientation in prosocial behavior engagement // Motivation and Emotion, 2003. Vol. 27. №. 3. Pp. 199-223.
44. Chirkov V., Ryan R.M., Kim Y., Kaplan U. Differentiating autonomy from individualism and independence: A self-determination theory perspective on internalization of cultural orientations and well-being // Journal of Personality and Social Psychology. Vol 84(1), Jan 2003. Pp. 97-110.
45. Ryan R. Agency and organization: intrinsic motivation, autonomy and the self in psychological development // Nebraska symposium on motivation. Vol. 40: Developmental perspectives on motivation. Lincoln (NB): University of Nebraska Press, 1993. Pp. 1-56.
References
1. Abul'hanova-Slavskaja K.A. Osnovy obshhej i prikladnoj akmeologii [Fundamentals of General and applied acmeology]. - Moscow: RAGS, 1995. Pp. 85-108.
2. Antonova N.V., Beljakova A.A. Aktual'nye problemy psihologicheskogo znanija [Actual problems of psychological knowledge], no. 4 (2012): 7-18.
3. Ancyferova L.I. Psihologicheskie issledovanija problemy formirovanija lichnosti professionala. [Psychological research of problems of formation of the individual professional: Collected papers]. - Moscow: IP RAS. 1991, pp. 27-42.
4. Baranova A.V. Jekonomiko-psihologicheskie determinanty subektivnogo kachestva zhizni [Economic-psychological determinants of subjective quality of life: The dis...of candidate of psychological Sciences]. - Moscow. 2005. 197 p.
5. Bolotin Ju.S. Subektnost'potrebiteljakakuslovie interpretacii teksta: Avtoref. dis.... kand.psihol. nauk [The subjectness of the consumer as a condition of interpretation of the text: The author's abstract of dissertation... candidate of psychological Sciences]. - Yaroslavl. 2008. 26 p.
6. Bol'shunova N.J. Obshhaja teorija smysla, psihologicheskie koncepcii smysloobrazovanija. Smyslodidaktika. Hrestomatija [General theory of meaning, the psychological conception of meaning. Meaning didactics. Anthology]. - Moscow: KREDO, 2013. Pp. 124-133.
7. Bojarinceva A.V. Pedagogika [Pedagogy], no. 4 (1994): 12-18.
8. Brushlinskij A.V. Psihologicheskij zhurnal [Philosophical journal], no. 6 (1996): 3-11.
9. Volkova E.N. Subektnost'pedagoga. Teorija ipraktika: Автореф. дис....доктора. психол. наук [The subjectness of the teacher. Theory and practice: The author's abstract of dissertation... of doctoral degree of psychological Sciences]. - Moscow. 1998. 50 p.
10. Vjatkin A.P. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija «Psihologija» [Bulletin of the Novosibirsk state University. Series «Psychology»], no 1 (2007). Vol. 1: 44-51.
11. Vjatkin A.P. Psihologijajekonomicheskoj socializacii lichnosti: sub'ektno-rolevojpodhod: mono-grafija [The economic psychology of socialization: subject-role approach: monograph]. - Irkutsk: Publishing house of Irkutsk state University. 2010. 383 p.
12. Gorbacheva E.I., Kuprejchenko A.B. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], no. 4. Vol. 27 (2006): 26-37.
13. Dementij L.I. Otvetstvennost 'lichnosti kak svojstvo sub'ekta zhiznedejatel'nosti: avtoreferat dis-sertacii... doktorapsihologicheskih nauk [The responsibility of the individual as a property of the subject of life: The author's abstract of dissertation... of doctoral degree of psychological Sciences]. - Moscow. 2005. 45 p.
14. Dergacheva O.E., Leont'ev D.A. Lichnostnyjpotencial: Struktura i diagnostika [Personality potential: Structure and diagnostic]. - Moscow: Smysl, 2011. Pp. 210-240.
15. Derkach A.A. Derkach A.A. Akmeologicheskie osnovy razvitija professionala [Acmeological basis for the development of a professional]. - Moscow: Publishing house of MPSI; NPO «MODEK», 2004. 752 p.
16. Zhuravlev A.L., Kuprejchenko A.B. Jekonomicheskoe samoopredelenie: teorija i jempiricheskie issledovanija [Self-determination: theory and empirical research]. - Moscow: Publishing house «Institut psihologii RAN». 2007. 480 p.
17. Zhuravlev A.L., Kuprejchenko A.B. Psihologicheskij zhurnal [Psychological journal], no. 2. Vol. 21 (2008): 5-15.
18. Kitova D.A. Material'noe samoobespechenie lichnosti v izmenjajushhihsja social'no-jekonomi-cheskih uslovijah: Dis. ...doktora psihol. nauk [Financial self-sufficiency of the individual in the changing socio-economic conditions: Dissertation... of doctoral degree of psychological Sciences]. - Stavropol. 2003. 331 p.
19. Kondratenko I.V. Faktor sub'ektnosti v hode professional'nogo samoopredelenija studentov na zavershajushhem jetape obuchenija: Avtoref. dis....kandidatapsihologicheskih nauk [The factor of subjectivity in the course of professional identity of students at the final stage of education: The author's abstract of dissertation... of candidate degree of psychological Sciences]. - Moscow. 2015. 20 p.
20. Korokoshko I.O. Gumanitarnye problemy sovremennosti: Chelovek i obshhestvo: monografija [Humanitarian problems of the present: People and society: monograph]. - Novosibirsk: CFNS. 2009. Vol. 10. Pp. 18-36.
21. Korokoshko I.O. Osobennosti jekonomicheskogo soznanija u lic s raznymi zhiznennymi orient-acijami: Avtoref. dis.... kand.psihol.nauk [Features of economic consciousness in individuals with different life orientations: The author's abstract of dissertation... of candidate degree of psychological Sciences]. - Saratov. 2011. 25 p.
22. Leont'ev D.A. Voprosypsihologii [Questions of psychology], no. 1 (2011): 3-27.
23. Mel'nichuk A.S. Psihologija cheloveka v sovremennom mire. Vol 4. Materialy Vserossijskoj nauchnoj konferencii, posvjashhennoj 120-letiju so dnja rozhdenija S.L. Rubinshtejna, 15-16 okt-jabrja 2009 [Psychology in the modern world. Vol. 4. All-Russian scientific conference devoted to the 120th anniversary of the birthday of S. L. Rubinstein, 15-16 October 2009]. Publishing house «Institut psihologii RAN», 2009. Pp. 42-44.
24. Mahrina E.A. Vidy i harakteristiki cennostno-smyslovyh otnoshenij k den'gam u predstavitelej socionomicheskihprofessij: Avtoref. dis.... kand. psihol. nauk [Types and characteristics of value-semanic relations to money among representatives of socionomical professions: The author's abstract of dissertation... of candidate degree of psychological Sciences]. - Rostov-na-Donu. 2006. 26 p.
25. Mitina L.M. Rossijskij nauchnyj zhurnal [Russian scientific journal], no. 1. Vol. 14 (2010): 5-63.
26. Osnickij A.K. Psihologija samostojatel'nosti: Metody issledovanija i diagnostiki [Psychology of autonomy: research Methods and diagnostics]. - Moscow: Jel-Fa. 124 p.
27. Os'mina E.V. Psihologija sub'ektopolagajushhego vzaimodejstvija: Avtoref. dis. ...dok. psihol. nauk [Psychology of a subject developing interaction: The author's abstract of dissertation... of candidate degree of psychological Sciences]. - Kazan, 2012. 48 p.
28. Pachikov V.I. Obrazovanie i nauka [Education and science], no. 5 (2010): 127-132.
29. Petrovskij V. A. Lichnost': fenomen sub'ektnosti [Personality: the phenomenon of subjectness]. -Rostov-na-Donu: Feniks, 1993. 67 p.
30. Poznjakov V.P. Filosofskieproblemy sovremennojpsihologii [Philosophical problems of modern psychology]. - Moscow: IP RAS, 2009. Pp. 171-175.
31. Rubinshtejn S.L. Izbrannye filosofsko-psihologicheskie trudy: Osnovy ontologii, logiki ipsihologii [Selected philosophical and psychological works: the Foundations of ontology, logic and psychology]. - Moscow: Nauka, 1997. 462 p.
32. Semenov M.Ju. Osobennosti otnoshenija k den'gam ljudej s raznym urovnem lichnostnoj zrelosti: Dis....kand. psihol. nauk [Features of attitude to money people with different level of personal maturity: The author's abstract of dissertation... of candidate degree of psychological Sciences]. -Jaroslavl. 2004. 48 p.
33. Slobodchikov V.I., Isaev E.I. Psihologija obrazovanija cheloveka: Stanovlenie sub#ektnosti v obrazovatel'nyhprocessah [Educational psychology: the Development of subjectness in educational processes]. - Moscow: Publishing house PSTGU, 2013. 432 p.
34. Subektnost'lichnosti vprofessional'no-obrazovatel'nom pro-stranstve. Materialy Mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii 14 ijunja 2013 [The subjectivity of the individual in professional and educational space. Materials of the International scientifically-practical conference June 14 2013]. - Kazan: «Akademija social'nogo obrazovanija». 2013. Рp. 67-70.
35. Syromjatnikov I.V. Psihologijaprofessional'noj sub 'ektnosti iprofessional'nogo samoopredele-nija: monografija [Psychology of professional subjectivity and professional identity: a monograph]. - Moscow: SGU, 2013. 200 p.
36. Hashchenko V.A. Jeksperimental'najapsihologija [Experimental psychology], no.1 (2011): 106127.
37. Hashchenko T.G. Psihologicheskaja gotovnost 'kpredprinimatel 'skoj dejatel'nosti v otechestven-nom agrarnom sektore: struktura, uslovija i faktory formirovanija. Monografija [Psychological readiness for entrepreneurial activity in the domestic agricultural sector: structure, conditions and factors of formation. Monograph]. - Moscow: IG-SOCIN, 2010. 152 p.
38. Hashchenko T.G. Evropejskijzhurnalsocial'nyh nauk [European Social Science Journal], no. 8-1 (2013): 161-170.
39. Hashchenko T.G. Psihologija iPsihotehnika [Psychology and psychotechnics], no. 8 (2014): 855862.
40. Hashchenko T.G. Psihologija lichnostnogo iprofessional'nogo razvitija sub#ektov nepreryvno-go obrazovanija. XI Mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija (7-11 ijulja 2015) [Psychology personal and professional development of the subjects of continuing education. XI international scientific-practical conference (7-11 July 2015]. - Moscow: Psihologicheskij institut RAO. 2015. Рp. 87-91.
41. Jakimanskaja I.S. Voprosypsihologii [Questions of psychology], no. 2 (1994): 64-76.
42. Diener E., Wirtz D., Tov W., Kim-Prieto C., Choi DW., Oishi S., Biswas-Diener R. Social Indicator Research. 2010. Vol. 97(2). Рp. 143-156.
43. Gagné M. Motivation and Emotion, no 3. Vol. 27 (2003): 199-223.
44. Chirkov V., Ryan R.M., Kim Y., Kaplan U. Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 84(1). Jan 2003. Pp. 97-110.
45. Ryan R. Nebraska symposium on motivation. Vol. 40: Developmental perspectives on motivation. Lincoln (NB): University of Nebraska Press, 1993. Pp. 1-5.
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Хащенко Татьяна Геннадьевна, заведующая кафедрой права, психологии и педагогики кандидат психологических наук, доцент
Ульяновская государственная сельскохозяйственная академия имени П.А. Столыпина
Бульвар Новый Венец, 1, г.Ульяновск, 432017, Россия
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 6058-3477 DATA ABOUT THE AUTHOR
Khashenko Tatiana Gennadjevna, Head of the Department of law, psychology and pedagogic, Ph.D. in psychological Sciences, associate Professor
Ulyanovsk state agricultural Academy named after P. A. Stolypin Noviy Venez, 1, Ulyanovsk, 432017, Russia [email protected]