Научная статья на тему 'Экономическая социализация как фактор формирования социально-ценностного значения денег'

Экономическая социализация как фактор формирования социально-ценностного значения денег Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
259
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕНЬГИ / MONEY / СОЦИАЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ ДЕНЕГ / THE SOCIAL VALUE OF MONEY GENERATION / ПОКОЛЕНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ECONOMIC SOCIALIZATION / ОТНОШЕНИЕ К ДЕНЬГАМ / ATTITUDE TO MONEY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Филиогло Лариса Дмитриевна

Деньги в современном мире являются одним из наиболее актуальных символических феноменов социальной сферы повседневной жизни людей. Однако представление людей о социальной значимости денег нестабильно, в первую очередь оно определяется социально-экономическими условиями жизни. В статье представлены результаты исследования по определению отношения разных поколенческих групп к деньгам как к социальной ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC SOCIALIZATION AS FACTOR OF FORMATION OF SOCIAL AND VALUABLE VALUE OF MONEY

Money in the modern world are one of the most important symbolic phenomena in the social sphere of everyday life. However, people's perceptions of the social importance of money is unstable in the first place, it is determined by socio-economic conditions of the. The article presents the results of research on definition of the relation of different generational groups to money as a social value.

Текст научной работы на тему «Экономическая социализация как фактор формирования социально-ценностного значения денег»

860с.

5. Волков О.И., Скряренко В.К. Экономика предприятия: Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2001. 280 с.

6. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Финансовый механизм управления затратами на основе методики внутреннего аудита // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2010. № 20. С. 74-80.

7. Курилов К.Ю., Курилова А.А. Цикличность развития автомобильной отрасли как основа для формирования финансового механизма управления автомобилестроительным предприятием // Аудит и финансовый

анализ. 2011. № 1. С. 139-145.

8. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Хеджирование валютных и товарных рисков с использованием опционов предприятиями автомобильной промышленности // Аудит и финансовый анализ. 2011. № 2. С. 132-137.

9. Колачева Н.В. Проектирование технологий формирования естественнонаучных знаний студентов экономических специальностей университетов // автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Тольяттинский государственный университет. Тольятти, 2006. - 18 с.

© 2014

WAYS TO INCREACE PROFITABILITY

K.A. Timofeeva, MSc, Department of "Finance and Credit" Y.A. Pavlova, MSc, Department of "Finance and Credit"

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: Profitability - relative measure of economic efficiency. Profitability comprehensively reflects the degree of efficiency in the use of material, labor and money, and others. Resources. Financiail condition - a set of indicators reflecting the presence, location and use of financial resources. However, the purpose of the analysis is not only and not so much to establish and assess the financial condition of the enterprise, but also to constantly work towards its improvement. In every industry and field of activity of the enterprise allocate suitable for their solutions to various problems that affect profitability. And there is one or more accurately derived algorithms to solve problems of increasing profitability. The economic literature refers to the multitude of activities to improve profitability. And they are the solution of problems to improve profitability in enterprises.

Keywords: Cost-effectiveness, measures to increase profitability, the factors affecting the increase in profitability in the enterprise, mergers and acquisitions, cost-benefit analysis in mergers and acquisitions, synergy.

УДК: 316.334.2

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ЗНАЧЕНИЯ ДЕНЕГ

© 2014

Л.Д. Филиогло, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Социология»

Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)

Аннотация: Деньги в современном мире являются одним из наиболее актуальных символических феноменов социальной сферы повседневной жизни людей. Однако представление людей о социальной значимости денег нестабильно, в первую очередь оно определяется социально-экономическими условиями жизни. В статье представлены результаты исследования по определению отношения разных поколенческих групп к деньгам как к социальной ценности.

Ключевые слова: деньги, социальная ценность денег, поколение, экономическая социализация, отношение к деньгам.

Любые действия в человеческом мире, будь то вступление в брак, обучение, поиск работы или преступление, могут быть выражены в экономической форме. Деньги - феномен, в первую очередь, экономический

- наряду с другими составляющими социальных отношений позволяют людям ежедневно взаимодействовать и диктуют свои правила организации взаимодействия. Все сферы нашей жизни пронизаны наличием и особенностями денежных отношений, что определяет их системообразующее значение. При этом деньги, как любой другой социальный институт, отражают происходящие изменения в состоянии общества, проявляя не только свою «профильную», экономическую функцию, но одновременно социальную и культурную.

Так, классик экономической теории К. Маркс трактовал деньги как особые общественные отношения, принимающие форму отчуждения: денежный фетишизм

- наиболее ярко выраженная форма товарного фетишизма, посредством которой социальные отношения между людьми преобразуются в материальные отношения между вещами [1]. Г. Зиммель и М. Вебер отмечали связь между ценностями в обществе и существующими денежными отношениями: Г. Зиммель считал главным субъективную ценность денег, а современную культуру

- следствием господства денег [2], М. Вебер, наоборот, полагал, что ценности общества определяют отношение к деньгам [3]. П. Сорокин и К. Парсонс указывали на инструментальную значимость денег как проводника с особыми символическими свойствами [4]. Согласно

С. Московичи, деньги, будучи продуктом социального развития, выступают квинтэссенцией социальных отношений [5].

Современные авторы, в частности, В. Зелизер, Б. Файн, Дж. Ингхэм, К. Лапавицас, А. Лишон, Н. Трифт, показали, что деньги в общественных отношениях играют роль символа, значение которого зависит от контекста взаимодействия [6]. По словам С.Б. Абрамовой, «то, что считать деньгами, и то, как они влияют на взаимодействие, определяется социально-культурными нормами и ценностями» [7]. Именно социальные ценности, отражающие особенности своего времени, придают функциям денег конкретно-историческое содержание.

В советское время роль денег как «всеобщего эквивалента» была сильно деформирована. Отсутствие частной собственности, государственное регулирование цен и зарплат, а также централизованное государственное распределение основных жизненных благ способствовали тому, что деньги оказывались весьма условной и отнюдь не главной мерой стоимости вещей.

Изменение социально-экономического строя привело не только к изменению места денег в экономической системе, но и к прочному их укоренению в структуре установок и жизненных ценностей людей. В современном обществе деньги постепенно обрели значение духовного блага, они становятся предметом мечты, духовного удовлетворения, важной жизненной ценностью, символическим образом для человека, символом успеха.

Изменение социальной значимости денег вследствие

влияния социально-экономических условии можно заметить в результате сравнения социально-ценностных представлении о деньгах, сложившихся у разных поколении. В 2013 г. кафедрой социологии Тольяттинского государственного университета было проведено исследование по определению отношения разных поколенче-ских групп к деньгам как к социальнои ценности.

В зависимости от социально-демографических характеристик (пол, возраст, состав семьи) отношение к деньгам как к ценности может отличаться, причем все эти аспекты связаны между собои и зависят друг от друга. Требованиями для определения характеристик выборки в данном случае выступают следующие рассуждения: чтобы зафиксировать реальные различия в представлениях о социальнои ценности денег у разных поколении, необходимо снизить влияние таких факторов, как различия в социальном происхождении, доходах, референтных группах, между разновозрастными представителями. И второй немаловажный момент: выбор таких возрастных границ, которые наиболее ярко презентуют особенности каждого из поколений (в соответствии с особенностями экономической социализации и восприятия современных социально-экономических ценностей и взглядов).

Отбор респондентов (300 человек) производился на основе производственной, стратифицированной выборки по аналогии с предложенным подходом С.Б. Абрамовой [8]. Первыми опрашивались учащиеся старших классов, колледжей и студенты, затем один из его родителей и дедушка или бабушка по этой же линии. Такое построение выборки дало возможность сравнить влияние фактора возраста и семейных традиций, минимизировав проявление других значимых воздействий.

Отношение к деньгам, как к социальной ценности, во многом определяют социально-экономические условия, в которых формировалось экономическое поведение. Поэтому выбор возрастных рамок объясняется исторической обусловленностью экономической социализации, в наибольшей степени повлиявшей, по гипотезе исследования, на представления разных поколений о социальной ценности денег.

Представители второго поколения - 16-24-летние - это, как правило, учащаяся молодежь и молодые специалисты, в основном финансово зависимые, детство и юность которых проходили и проходят в стабильное время 2000-х, их представление о деньгах соответствует современным принципам жизни в потребительском обществе.

Формирование монетарного поведения россиян 2549 лет (первого поколения), что включает, в том числе, осознание сущности денег не только в экономическом смысле, но и их социальной значимости, пришлось на годы перестройки 90-х. Представители данной возрастной категории работающие, финансово независимые.

Первичная экономическая социализация 50-75-летних - нулевого поколения - проходила в условиях функционирования социалистической системы. Они пережили, будучи взрослыми, работающими людьми, кардинальную трансформацию общества, экономические кризисы, в настоящее время живут в условиях потребительских ценностей, доходы у большинства составляют пенсионные выплаты.

Выделенные в указанных возрастных границах поколения являются реальными поколениями ровесников, одновременно вступающих в определенные социальные состояния (поступление в вуз, вступление в брак, в пенсионный возраст и т.д.).

Источником доходов большинства респондентов является их заработная плата (66%), 14% получают социальные выплаты (однако, лишь пятая часть пенсионеров живут исключительно на пенсионные выплаты), остальным помогают родственники. Достаточно высока экономическая активность молодого поколения - 34% девушек и 56% парней в возрасте от 16 до 24 лет, желая

самостоятельно себя обеспечивать и не обременять родителей, живут только на свою зарплату. Следовательно, подавляющее большинство участников опроса имеют опыт самостоятельного зарабатывания денег и принятия монетарных решений, включаясь, кроме экономических, и в социальные отношения, связанные с влиянием денег.

Для более детального изучения различия отношения разных поколений к деньгам как к социальной ценности необходимо обратиться к экономической социализации, ведь именно усвоенные в процессе социализации знания и умения вместе с экономическим поведением формируют тот социальный смысл денег, который определяет их значимость для людей.

Проследим, действительно ли есть связь изменения отношения к деньгам с опытом самостоятельного обращения с деньгами. Наличие собственных денег позволяет принимать самостоятельные решения в монетарной области и формировать свою модель экономического поведения. Результаты опроса четко показывают отличие поколений: молодые люди в возрасте от 16 до 24 лет практически все получали «карманные» деньги (в среднем лет в 14), из респондентов среднего возраста (25-49 лет) «карманные» деньги имели только половина (примерно в возрасте 17-18 лет), и лишь 10% опрашиваемых 50-75 лет имели «карманные» деньги.

Собственные заработанные деньги у молодых респондентов в основном появились в 14 лет. Люди в возрасте 25 до 49 лет зарабатывать начали в 19 лет, а старшее поколение респондентов - в среднем в 16 лет. Так специфика времени отражается в экономической социализации представителей изучаемых поколений: если во времена социалистического государства большое количество учащихся после неполного школьного образования становились учениками техникумов и ПТУ, в 80-90-е г.г. для основной массы молодых людей более привлекательным было высшее образование, что «отодвигало» начало трудовой карьеры, то в последнее десятилетие не менее привлекательную профессиональную подготовку в ВУЗах большинство студентов стремится сочетать с зарабатыванием собственных денег. В последнем случае, кроме желания быть финансово независимым, следует учесть действительное удорожание образовательных услуг.

Практически все респонденты, несмотря на трудное материальное положение 11% из них, указали на положительное или нейтральное отношение к деньгам: 81% - положительно, 18% - нейтрально. Различия между ответами молодежи и людей старших поколений присутствуют, но не очень значительные (рисунок 1).

Рисунок 1 - Диаграмма распределения респондентов по отношению к деньгам

Чем являются деньги для представителей трех поколений? Самым популярным оказался ответ «материальное благосостояние», его выбрали 38% респондентов. Далее по убывающей: «возможность самореализации» (29%), «свобода» (14%) и «возможность покупки» (10%) (рисунок 2). Заметной разницы между выборами представителей разных возрастных категорий нет, на основании чего можно сделать следующие выводы: деньги в

представлении людей в первую очередь выступают как экономическая ценность; социальная ценность денег в значительной степени детерминируется влиянием современных человеку реалий жизни. Вероятно, в советское время само сопоставление таких разных категорий, как деньги и свобода (одна - буржуазная, а значит, сомнительная, ценность, а другая связывалась с развитием и самореализацией, с трудом), было бы немыслимым. Для двух младших поколений взаимосвязь денег и свободы выглядит вполне естественно.

списка. Ответы распределились следующим образом:

Таблица 1 - Распределение респондентов по мнениям об истинных ценностях (в % к числу опрошенных)

Что нельзя купить за Кол-во ( %) 16-24 лет 25-49 лет 50- 75 лет

деньги? Ж М Ж М Ж М

любовь 14 20 6 32 8 12 8

дружбу 22 34 44 6 18 10 14

здоровье 34 16 18 28 20 62 58

свободу 4 2 8 2 6 4 2

уважение 16 18 16 14 32 4 14

свой вариант 10 10 8 18 16 8 4

Рисунок 2 - Диаграмма распределения респондентов по значению денег в их жизни

С целью определения представления людей о назначении денег в обществе был задан открытый вопрос «Как Вы считаете, зачем нужны деньги?». Несмотря на разнообразие формулировок, особых различий между ответами представителей разных поколений не было. Почти 20% опрашиваемых ответили: («для того, чтобы жить»), примерно столько же написали, что им деньги необходимы, чтобы достойно или красиво жить. Примером выделяющихся ответов может служить такой: «деньги нужны, это всеобщий эквивалент, без которого невозможно разумно существовать». Т. е. деньгам в современном обществе люди отводят не просто важную, а жизненно важную роль, причем отмечая в равной степени экономические функции денег (для того, чтобы жить) и социальные (достойно или красиво жить), как определяющие статус личности, ее достижения в глазах окружающих.

Респондентам были предложены четыре высказывания, касающиеся денег, и опрашиваемые должны были выбрать вариант, наиболее точно выражающий их позицию. Подавляющее большинство во всех возрастных категориях (74%) ответили, что деньги - это средство, такое мнение вполне коррелирует с представлениями респондентов о назначении денег в обществе. Остальные (23%) считают, что деньги - это власть. Любопытно, что восприятие денег как проявления власти чаще присуще людям в возрасте 50-75 лет, в частности, мужчинам (46%), а как проявление достижения - мужчинам от 25 до 49 лет (6%).

Описывая роль денег в своей жизни, участники опроса в основном отметили степень их важности. На основании ответов можно сделать вывод, что около 45% опрошенных людей считают роль денег очень важной в своей жизни, треть ответили, что деньги важны, но имеют скорее второстепенное значение, для остальных деньги не играют особой роли в их жизни. Соотношение ответов для каждой возрастной группы оказалось примерно одинаковым, лишь количество тех, кто считает, что деньги не играют особой роли в их жизни, в два раза больше в категории 50-75 лет. Такое распределение вполне объяснимо различиями в жизненных запросах и ценностях представителей разных поколений.

Отвечая на вопрос «На Ваш взгляд, что нельзя купить за деньги?», респондент должен был определиться с соотношением денег и ценностей из предложенного

Все респонденты, выбравшие «свой вариант», указали, что ни одну из перечисленных категорий купить нельзя.

Как видим, мнения об истинных ценностях - тех, которые нельзя купить за деньги, в разных возрастных категориях не совпадают. Так, если здоровье, которое в целом вышло на первую позицию в рейтинге неподкупных ценностей, для самых старших респондентов действительно настолько значимо, то для самых молодых оно находится на втором месте наряду с уважением. Что больше всего ценят молодые люди, так это истинную дружбу, в чем не приходится сомневаться, учитывая особенности молодежного возраста и их потребность в друзьях, разделяющих интересы, увлечения, дающих поддержку и возможность самопроявления.

Любовь, по мнению большинства мужчин второго и первого поколений, купить за деньги вполне реально

- возможно, это проявление опыта разочарования первых отношений, или издержки прагматического поведения, присущего членам потребительского общества. Подобная ситуация складывается у женщин 25-49 лет по отношению к дружбе.

Любопытно, что деньги, с одной стороны, респонденты отождествляют со свободой, а вот с тем, что свободу можно купить за деньги, согласны всего 4% опрошенных.

Для определения места, которое представители разных поколений отводят деньгам, как социальной ценности, анкетируемым было предложено оценить каждую из шести ценностей по 5-ти бальной шкале, где 5 - самая большая ценность, 4 - является важной ценностью, 3 - ценность имеет определенное значение, 2 - ценность имеет небольшое значение, 1 - наименьшая по значимости ценность, 0 - затрудняюсь ответить. Обработка осуществлялась при помощи построения индексов (максимальный индекс - 5), которые получились в результате расчета средних взвешенных.

Самые высокие баллы получили такие ценности, как здоровье (4,8), семья (4,6), друзья (3,6). Данные результаты говорят о том, что для респондентов наиболее ценны их физическое и психологическое состояние. Деньги в рейтинге жизненных ценностей получили среднюю оценку (3), затем следуют карьера (2,9) и слава (1).

Наиболее интересной особенностью сопоставления ценностей участников опроса стало различие гендерных представлений о важности денег. Так, если женщины

- представители трех поколений, поставили деньги на четвертое место, то для мужчин деньги входят в тройку главных ценностей в их жизни после здоровья и семьи (рисунки 3-5).

Попытка определить возраст, в котором ценность денег представляется наибольшей, привела к следующей картине: по мнению практически половины опрошенных, деньги являются большей ценностью в наиболее экономически активном возрасте от 25 до 49 лет, 27% считают - в возрасте от 16 до 24 лет, пятая часть респондентов уверены, что значимость денег возрастает для 50-75-летних. Группа молодых респондентов в этом вопросе разделилась пополам, считая, что деньги важны их поколению (16-24 года) и поколению их родителей (25-49 лет), а для людей пенсионного и предпенсионного возраста деньги особой ценности не имеют. Скорее всего, как традиционно повелось в российском обществе, бабушки и дедушки малопритязательны, довольству-

ются минимумом трат на самые необходимые нужды, связанные с жизнеобеспечением, причем относительные «излишки» вполне могут дарить своим внукам. 58% женщин и 72% мужчин среднего возраста свойственно считать, что деньги являются большей ценностью для них, чем для остальных возрастных групп.

Сравнить ценности:

нЖ25-49 вм 25-49

б)слава — 0,6 2

5) дружба - - 4

4)карьера -! 1,8 3

3) семья -

2)деньги 1) здоровье -

Рисунок 3 - Диаграмма распределения респондентов по ценностным ориентациям относительно денег в возрастной группе от 16 до 24 лет

Рисунок 4 - Диаграмма распределения респондентов по ценностным ориентациям относительно денег в возрастной группе от 25 до 49 лет

Рисунок 5 - Диаграмма распределения респондентов по ценностным ориентациям относительно денег в возрастной группе от 50 до 75 лет

Полученная градация ценностей ярко иллюстрирует иерархию потребностей человека (рисунок 6), и при этом подтверждает высказанное большей частью респондентов мнение о деньгах как о средстве, возможности самореализации, и необходимости денежных средств для достойной или красивой жизни.

Рисунок 6 - Иерархия потребностей

Их позиция ясна: необходимо содержать, кроме себя, еще и детей, это достаточно активная и одновременно затратная пора жизни, связанная с профессиональным продвижением, продолжающимся личностным развитием, желанием интересного отдыха. В старшем возрасте истинной ценностью является здоровье, которое в современном мире напрямую зависит от финансового состояния и удовлетворенности им человека. 46% самых старших респондентов уверены: деньги важнее для их поколения, причем столько же считают, что в 25-49 лет они ценили их больше, чем сейчас.

Делая вывод из проделанной работы, можно сказать, что нет прямой зависимости отношения к деньгам от материального положения респондентов: несмотря на степень финансовой состоятельности, подавляющее большинство людей относится к деньгам положительно. В целом у разных возрастных групп практически не отмечаются различия денежных установок: и второе поколение, и первое, и нулевое считают, что деньги -это средство. Определяющее влияние на формирование социального смысла и значимости денег в относительно стабильном обществе оказывают ценности, порождаемые современной спецификой социально-экономических характеристик. Вместе с тем в ходе исследования выяснилось, что социально-ценностные представления о деньгах у большинства людей с возрастом изменяются, отношение к ним становиться более серьезным, обдуманным. К значимости денег представители старшего поколения начинают относиться более избирательно -ценность денег в обществе, по их мнению, выше, чем для самого человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 1. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. С. 410.

2. Зиммель Г. Философия денег // Теория общества. Сборник / Пер. с нем., англ. под ред. А.Ф. Филиппова. М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц, Кучково поле, 1999. 416 с.

3. Вебер М. История хозяйства. Город / Пер. с нем.; Под ред. И. Гревса; Коммент. Н. Саркитова, Г. Кучкова. М.: КАНОН-ПРЕСС-Ц, Кучково поле, 2001. 576 с.

4. Парсонс Т. О социальных системах / Под ред. В.Ф. Чесноковой, С.А. Белановского. М.: Академический проект, 2002. 832 с.

5. Московичи С. Машина, творящая богов / Пер. с фр. - М.: «Центр психологии и психотерапии», 1998. 560 с.

6. Аникаева Е.А. Основные подходы к исследованию денег в социологии // Экономическая социология. 2008. Т. 9, N 1. С. 114-124.

7. Абрамова С.Б. Социологический подход к исследованию денег: основания и перспективы / С.Б.

Абрамова // Известия Уральского государственного ствии: Опыт теоретического и эмпирического исследо-университета. 2009. N 4(70). С. 135. вания: диссертация ... кандидата социологических наук:

8. Абрамова С.Б. Деньги в социальном взаимодей- 22.00.06. Екатеринбург, 2001. 150 с.

ECONOMIC SOCIALIZATION AS FACTOR OF FORMATION OF SOCIAL

AND VALUABLE VALUE OF MONEY

© 2014

L.D. Filioglo, candidates for pedagogical sciences, associate professor of «Sociology»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Togliatti State University, Togliatti (Russia)

Annotation: Money in the modern world are one of the most important symbolic phenomena in the social sphere of everyday life. However, people's perceptions of the social importance of money is unstable in the first place, it is determined by socio-economic conditions of the. The article presents the results of research on definition of the relation of different generational groups to money as a social value.

Keywords: money, the social value of money generation, economic socialization, attitude to money.

УДК 351.72

МОДЕЛЬ СНИЖЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РИСКОВ ХИМИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ

© 2014

В.А. Черемисов, начальник производства

ОАО «ТольяттиАзот», Тольятти (Россия)

Аннотация: В современных экономических условиях, предприятия химической промышленности несут значительные финансовые потери из-за нестабильной ситуации в российской экономике. В работе представлено авторское видение возможностей снижения финансовых рисков при проектировании модели по их снижению для химических предприятий.

Ключевые слова: финансовые риски, финансовые издержки, налоговый потенциал, рентабельность капитала, экспортная продукция.

Управление предприятием в современных экономических условиях, когда происходят достаточно быстрые и не всегда прогнозируемые изменения во внешней среде, требует наличия определенного механизма управления хозяйствующих субъектов.

Исследователь Вавилов Д.Л., в своих работах [1, с.96] раскрывает функционирование предприятия опираясь на таких функциях как экономика, финансы, снабжение, НИОКР, производство, сбыт, качество, кадры, за счет деятельности систем оперативного и текущего управления. С увеличением динамизма внешней среды такая система управления становится недостаточно эффективной. Требуется финансовый механизм, приводящий предприятие через системы оперативного и текущего управления к состоянию постоянного достижения необходимой экономической эффективности. Таким механизмом можно считать систему стратегического управления развитием предприятия (ССУРП). Эта система совместно с системами оперативного управления (СОУРП) и текущего планирования (СТУРП) развитием предприятия обеспечивает формирование конкурентных преимуществ на рынке, на основе обоснованного целеполагания и достоверного прогнозирования будущего качественного и количественного состояния контролируемых параметров деятельности предприятия. Система представлена на рисунке1.

Пф - управление финансами

предприятия

Uk - управление кадрами

Un - управление производством

Uc - управление сбытом продукции предприятия

Параметры «скорости развития» и типа развития

Ym - управление маркетингом

[е качеством

- управление бизнес-процесса

параметры «уровня развития» и оценки рисков

Рисунок 1 - Модель управления ключевыми характеристиками развития предприятия химической промышленности

Система текущего планирования формирует для системы оперативного управления контролируемые параметры-ориентиры адаптации к потребностям рынка. В свою очередь, СОУРП через механизмы обратной связи адаптирует деятельность предприятия под требования внешней среды. Качество управления объектом определяется достоверностью прогнозирования и обоснованностью целеполагания.

Систему стратегического управления развитием предприятия, как видно из рисунка, можно представить и следующим образом:

ССУРП = {СОУРП, СТУРП, ОУ}, где

ОУ — объект управления;

СТУРП — система текущего управления планированием, представленная в виде кортежа { ио ,и\,иЁ,иI ,иN К где

и о - управление финансами;

и у - управление экономикой предприятия;

и^ - управление кадрами;

иI - управление производством;

ис - управление сбытом продукции предприятия.

СОУРП - система оперативного управления, также представленная в виде кортежа { Ум, Тд, Тв , К\ }, где

Y

' Л J

■ управление маркетингом;

Тд - управление (менеджмент) качеством;

Ув - управление бизнес-процессами;

К - команда исполнителей (высококвалифицированная, мотивированная команда единомышленников, нацеленная на внедрение нововведений).

В настоящее время высшим руководителям желательно знать, насколько эффективно они функционируют на рынке. Для этого в системе формируются такие важные показатели развития как «скорость развития»,

ССУРП

СТУРП

Пэ - управление

СОУРП

K - команда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.