Экономическая психология
Забродин Ю.М.
Экономическая психология человека и управление социально-экономическими процессами
В статье излагаются некоторые значимые направления развития экономической психологии в период социальных и экономических трансформаций, показано реальное содержание тех практических задач, с которыми имеет дело экономическая психология. Обсуждаются возможные перспективы развития экономико-психологических исследований, разрабатываемых в последнюю четверть века на стыке психологии личности, социальной психологии, психологии труда и управления, организационной психологии. Намечены наиболее важные, по мнению автора, области и «точки роста» экономической психологии как науки о закономерностях и механизмах регуляции поведения человека в экономических ситуациях, обозначены возможные приложения результатов этих исследований в реальной жизни сообществ и организаций.
Ключевые слова: экономическая психология, экономическое поведение, человеческие ресурсы, психологические механизмы регуляции поведения, социальное управление, управление человеческими ресурсами.
Социальные процессы и общественное производство с психологической точки зрения. Наше сознание настолько привыкло к постоянному употреблению ряда идеологизированных клише, что каждый раз, когда речь идет об анализе и оценке крупных социальных (политических, экономических и т.п.) явлений или государственных решений, определяющих судьбы страны, - в каждом случае для чистоты анализа приходится начинать с переопределения некоторых понятий, важных для последующего изложения. При этом тривиальность вытекающих из такого переопределения высказываний, как и прежде, оказывается не более, чем очередной психологической иллюзией. Отход от этих клише предполагает пересмотр логической структуры и связей базовых понятий гуманистической ориентации, оценки их реального "содержания" и объема: взаимоотношений с другими, смежными понятиями, формирующими область гуманитарного знания;
взаимосвязи их с объектами и событиями объективного мира (отражением в структуре понятий предметной реальности).
При этом необходимо отчетливо понимать тот факт, что структура и формирование знания совсем не обязательно совпадают со структурой и содержанием процесса отражения реальной действительности, хотя, вероятно, общим следствием того и другого является организация личного опыта, определяющего закономерности поведения человека.
Начнем с самого, казалось бы, простого примера. Когда мы произносим слова "общественное производство", в сознании наших сограждан возникает великое множество самых разнообразных определений и ассоциаций. Но, как показывают проведенные нами опросы, среди них нет самого главного и самого существенного: точного и адекватного понимания смысла этого словосочетания.
Ни один из опрошенных не сказал нам, что общественное производство - это производство Общества. Другими словами - что оно предполагает поддержание жизни определенной человеческой организации и продолжение этой жизни. Но тогда общественное производство предполагает как минимум ^ производство самого человека; ^ производство условий человеческой жизни; ^ производство и воспроизводство человеческих отношений. Очень похоже, что именно такое понимание было само собой разумеющимся для философов, гуманистов и обществоведов девятнадцатого столетия. И в этом понимании человеческая составляющая, человеческое измерение всегда занимали первое место, ибо для них было совершенно ясно, что без человека нет и не может быть никакого человеческого Общества [1, 2].
Вполне естественно, что в таком понимании фундаментальными вопросами становятся следующие два. Во-первых, что собой представляет, какими законами определяется и по какой технологии осуществляется упомянутое производство человека? Во-вторых, что собой представляет, какими законами определяется и по какой технологии реализуется производство и воспроизводство человеческих отношений?
Оба эти вопроса относятся к области социологии, экологии и психологии человека, изучающих законы человеческого поведения в Мире и законы развития человека, а ответы на них становятся фундаментом научно обоснованных решений практических проблем культуры, образования и экономики, поскольку очевидно, что производство лишь условий человеческой жизни никак не гарантирует их эффективного разрешения (хотя и является их предтечей).
Аналогичные вопросы возникают в сфере социально-трудовых отношений, и они точно так же могут быть рассмотрены в русле вышеизложенной схемы на разных уровнях этих отношений.
В обществе, в человеческой организации, на уровне индивида мы снова обнаруживаем ту же самую триаду: условия жизни и деятельности, человеческие отношения, производство самого субъекта [3, 4].
Легко увидеть, что эта триада существует в сферах Образования, Труда и Отдыха; общественно-необходимого ("занятого") и свободного времени человека, и тогда мы сталкиваемся с классическим проблемами условий труда, образования и свободного времени; поддержания и развития человеческих отношений в труде, образовании и в свободном времени; производства человека как субъекта труда, образования и собственной жизни.
При этом, естественно, возникает проблема управления социальными процессами со стороны общества и государства на всех этапах гражданского и профессионального становления человека.
Важнейшим элементом социального управления процессом общественного производства человека как гражданина и профессионала становится государственное управление социальными процессами в системах образования и занятости, и особенно - процессами и механизмами перехода от образования к труду и обратно. Результатом такого управления должно стать создание развернутого во всем профессиональном спектре контингента хорошо подготовленных специалистов, включающихся в процесс производства общества во всем его объеме: от ремесленника, предпринимателя до наемного работника и государственного служащего (чиновника). И хотя все они, так или иначе, включаются в управление социальными процессами, тем не менее, структура их социальных ролей и содержание управляющих действий может различаться (и в ряде примеров действительно различается) радикальным образом.
Так, в отличие классического "руководителя", который осуществляет управление "действиями" людей разного уровня профессионализма и основной задачей которого является согласование интересов и функций профессионалов в производственной организации (в широком смысле), государственный чиновник осуществляет управление "на территории" и в этом смысле управляет "частью жизни" других людей, а не "частью их деятельности", за счет:
^ влияния и "власти" над условиями и обстоятельствами жизни людей;
^ влияния и "власти" над самими людьми, их отношениями и нормами поведения.
С этой точки зрения государственное управление становится в действительности управлением социальными процессами "жизни" людей на той или иной территории, в той или иной эконише, а не "деятельности" профессионалов в той или иной организации, в том или ином учреждении. При этом и социальная функция, и социальный результат такого управления, его субъект и объект могут различаться весьма существенным образом, включая такие аспекты, как:
^ "производство и потребление" условий жизни; ^ "производство и потребление" отношений Sb; ^ "производство и потребление" самого Sb.
Следовательно, в данном отношении приходится довольно строго различать: Общество (как систему "жизни людей") и Государство, как механизм управления Обществом; систему "жизни людей" и систему их деятельности; управление в организациях и управление "жизнью" (социальными процессами) людей с помощью и "через" организации.
Таким образом, социальная практика включает в себя несколько важнейших направлений деятельности членов данного сообщества, а также те реальные отношения и системы отношений, которые складываются в рамках этих направлений. Среди них наибольшее значение в настоящее время приобретают проблемы, связанные с определением путей цивилизованного развития страны: модели и цели общественного устройства, определяющие основные системы ценностей, приоритетов, принимаемых решений и осуществляемых действий. Сюда относятся, в первую очередь, вопросы взаимосвязи и взаимоотношений
^ Человека, Государства и Общества;
^ Человека и Природы;
^ Человека и Рынка;
^ Человека и Культуры (включая Образование и Развитие человека).
В этой связи перед психологической наукой, в частности, и перед человековедением вообще [5, 6] возникают новые проблемы:
^ анализ процессов жизни (не совпадающих с процессами
деятельности и не исчерпываемых ими): ^ развития человека;
^ появления и удовлетворения потребности; ^ производства и развития отношений в множестве субъектов ^Ь} и в множествах "субъект - объект";
^ выяснение того, как из "жизней" множества субъектов
(БЬ) "складываются" социальные процессы:
- "массовые" процессы;
- соотношение "индивидуального" и "общественного" сознания;
- процессы производства;
- процессы обмена (как реализация рыночных отношений);
- формы и процессы потребления.
^ определение структуры и факторов управления социальными процессами:
- взаимодействиями и отношениями субъекта;
- "семьей" (отношениями полов);
- производством Sb;
- производством отношений;
- производством условий жизни;
- распределением собственности и продукта деятельности;
- "общественным" потреблением.
Развитие политических, социальных и экономических реформ ставят новые проблемы государственного регулирования (в том числе, прямого управления) меняющихся по своему содержанию и качественно отличных от прежнего времени социальных процессов в названных выше сферах.
Возникают новые социальные феномены, новые принципы организации жизни и деятельности людей в условиях перехода к рынку, к правовому государству, к росту значимости человеческой личности и ее ответственности в определении собственной судьбы. Появляется необходимость осознанного управления и самоуправления развитием человека как гражданина и профессионала, то есть Управления Человеческим Ресурсом в системе его взаимодействий (в отличие от прежней концепции прикладной психологии - концепции Учета Человеческого Фактора).
Управление человеческим ресурсом [6,7] , развиваясь на трех разных уровнях - общества в целом (уровень населения), организации как социального института (уровень персонала) и на уровне отдельного индивида (уровень личности), - предполагает, прежде всего, управление его "качеством", в том числе:
культурным, профессиональным и интеллектуальным потенциалом Общества;
рациональной организацией и использованием накопленного потенциала человеческих способностей в разных секторах общественного производства;
развитием самого человека как гражданина и профессионала. Какова роль государства и негосударственных структур в указанных процессах? Какова в них роль науки? Ответ на эти вопросы предполагает разработку и реализацию активной социальной политики государства и общественных объединений граждан, а значит: оценку смысла, положения дел в данной сфере, прогноз развития социальных явлений как на макро, так и на микро уровнях, определение условий, механизмов и факторов управляемости в социальной сфере [6,7].
Для эффективной активной социальной политики необходимы, по крайней мере [7]:
^ анализ прошлых и текущих социальных ситуаций; ^ определение реальных проблем, приоритетов и действующих факторов (в том числе, переход к построению каузальных моделей микросоциальных процессов); ^ определение принципов и критериев эффективности
различных социальных систем; ^ проектирование и создание механизмов действия указанных систем;
^ определение структуры и эффектов вертикальных и
горизонтальных взаимодействий в этих системах; ^ оценку ресурсного обеспечения и при необходимости -
создание такого ресурса; ^ материально-техническое и финансовое обеспечение разработанного механизма, научно-методическое обеспечение его действия; ^ кадровое обеспечение и разработку механизма "управления персоналом".
Разрешение отмеченных выше проблем невозможно без оценки состояния и динамики:
социально-экономического фона и условий жизни общества; потребностей общества и его воспроизводства; развития и функционирования организаций как человеческих объединений и места человека в них;
интересов и законов поведения отдельной личности; возможностей личностного развития;
вариативности судьбы отдельного человека и возможностей компенсации, компромисса в решении его жизненных проблем.
Обращаясь в свете предложенного подхода к вопросам профессионального образования, труда и занятости населения
России, его осознанного и эффективного участия в реализации проводимых государством реформ, мы обнаруживаем множество не только новых, неизученных, но даже плохо осознанных человеческих проблем, которые стали прямым следствием осуществляемых преобразований.
В области собственности: "на равных" в ближайшем будущем в общественных процессах будут сосуществовать три совершенно разных формы собственности - государственный сектор, общественная ("публичная") форма собственности и собственно "частный сектор".
В сфере трудовых отношений: начинают активно взаимодействовать, - и это взаимовлияние усилится в будущем, -отношения наемного труда (в системе имеющихся рабочих мест); предпринимательство - как создание новых рабочих мест в негосударственном секторе экономики; самозанятость как индивидуальное освоение "пространства жизни" человека.
В сфере профессионального развития: возникают и будут развиваться альтернативные, в том числе, негосударственные, формы профессионального образования, создавая особую "нетрудовую" область в сфере профессиональных занятий населения.
В этой связи возникает необходимость специальных исследований и сравнительной оценки возможностей государственного (на разных уровнях - федеральном и региональном) и негосударственного управления рынком труда и профессий, как в направлении создания и сравнительной оценки рабочих и учебных мест, их социального значения и полезности, так и в направлении изучения и сравнительной оценки структуры самого этого рынка.
Речь идет о "внешнем" и "внутреннем" рынках труда (вне и внутри действующих социальных организаций, предприятий, учреждений и других социальных институтов); о спектре и перспективах развития "рынка профессий" (с учетом новых, нарождающихся профессий, а также конверсионных процессов в связи с научно-техническим прогрессом и изменением соотношения военного и гражданского секторов в структуре общественной жизни); о рациональном соотношении и связи систем профессионального образования и занятости и т.д., и т.п. [ 7 ].
Процесс реформ, изменяя социальную ответственность государства перед гражданами, создавая новую систему государственных гарантий и социальных защит, породил новые проблемы социальной и профессиональной адаптации, реадаптации и реабилитации населения России к условиям переходного периода. Эти проблемы определяют разные уровни и разную степень
"активности" в социальной политике государства и различный вес государственных и негосударственных структур в их разрешении.
Так, социальная и профессиональная реабилитация и защита граждан может включать:
^ социальную помощь (в том числе, помощь безработным) на
минимальном прожиточном уровне; ^ создание и помощь в поиске свободных (и подходящих) рабочих мест;
^ создание "свободных" учебных мест, профессиональную
переподготовку и переквалификацию специалистов; ^ создание возможностей для повышения профессионального мастерства и роста профессиональной (а значит - и социальной) устойчивости человека; ^ создание возможностей профессионального
самоопределения и самозанятости и т.д. Развитие активной социальной политики на рынке труда (в широком смысле) потребует создания специальных систем социального мониторинга рынка труда регионов и страны в целом, а также - создания системы сопровождения гражданской и профессиональной карьеры человека.
Необходимы оценки и прогноз, а значит - и новая классификация,- контингента потенциально и реально занятого населения; оценка и прогноз ближайших, в том числе, скрытых и резервных возможностей потенциально работоспособного населения; возможностей повышения качества профессионального контингента, его рационального воспроизводства и развития; структурное распределение этого контингента в разных секторах экономики и анализ его намерений как основы структурных перестроек рынка труда (в том числе за счет миграционных процессов).
Одним из главных результатов упомянутого мониторинга должна стать реальная оценка качества рабочей силы страны и прогноз его изменения. Другим главным результатом должно стать развитие системы сопровождения профессиональной карьеры, которая должна прийти на смену прежним механизмам жесткого государственного распределения профессиональных кадров на переходах из общеобразовательной и профессиональной школы в социально - трудовую сферу, сферу экономической деятельности [6,7].
Таким образом, в условиях российских реформ радикально меняются условия жизни, среда обитания и система отношений человека, создавая принципиально новые обстоятельства жизни, в которых осуществляется экономическое поведение субъекта.
В последние десятилетия активно формируется сравнительно новая область психологического анализа, которая сделала предметом своего исследования социально - трудовую сферу в целом, изучая особенности разных форм экономического поведения человека, а также законы существования и деятельность таких специфических социальных институтов, как производственные и посреднические организации национальной экономики. В этом контексте основной акцент ставится на выявлении закономерностей, а также -социальных и психологических регуляторов «экономического» поведения человека.
Современная экономическая психология развивается на стыке и на основе психологии личности, психологии труда, социальной психологии, психологии рекламы, психологии управления и организационной психологии, и это определяет особенности ее метода и ее предметную область. В настоящее время сферу ее интереса входят, как минимум, следующие три класса проблем.
1. Психологический анализ феноменологии, законов и механизмов регуляции поведения участников экономического процесса: управленцев (в том числе тех, кто создает, применяет и охраняет социальные нормы экономического поведения), производителей полезного продукта (товаров и услуг, формирующих общественное предложение), посредников (в частности, социальных институтов, организующих транспорт, обмен, торговлю, рекламу и т.п.), потребителей (создающих общественные потребности, формирующих спрос и моду на жилье, одежду, поведение, досуг и т.д.).
2. Изучение личности в экономических процессах вместе с психотехнологиями ее развития (формирования, сопровождения и реализации профессиональной карьеры, движения в социальных институтах, освоения и исполнения норм социального и организационного поведения, замещения и исполнения основных экономических ролей - предпринимателя, администратора -менеджера, наемного работника).
3. Исследование движения продуктов экономической деятельности человека - от производителя (со своей миссией, социальной функцией, рабочими местами и организацией, технологиями и персоналом) в систему предложения через отчуждение и самостоятельное движение продукта (со своими организациями, персоналом, рекламой, механизмами распределения и обмена) и до потребителя (с социальными регуляторами качества товаров и услуг и качества потребления как индикаторами качества жизни).
Таким образом, в поле анализа попадают основные процессы, связанные с формированием, структурированием и удовлетворением потребностей членов социума, а также - производством и движением предметов удовлетворения этих потребностей. В условиях социальных и экономических трансформаций исследование фундаментальных аспектов психической регуляции человеческого поведения (в первую очередь, экономического поведения человека) становится одной из важнейших задач психологической науки, имеющих прямое (непосредственное) приложение в деятельности практических психологов, в создании рынка психологических услуг, адекватного условиям переходного периода.
Литература
1. Проблемы человека в западной философии. Сб.: М., Наука, 1989.
2. Фролов И.Т.. Перспективы человека. М., Наука, 1983;
3. Печчеи А.. Человеческие качества. М., 1985;
4. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. Сб.: М., Наука, 1990.
5. Ананьев Б.Г.. О проблемах современного человекознания. М., Наука, 1977; 2е издание, СПб., Питер, 2000.
6. Управление человеческими ресурсами: психологические проблемы. Сб.: Ю.М. Забродин, Н.А. Носов (ред.), М., Магистр, 1997.
7. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. М., Финстатинформ, 2002.