индивидуализма в российском обществе, к числу которых относятся следующие: особенности локально-цивилизационного развития, характерные черты общественного устройства, в частности сам тип общества, тип нормативной личности, а также модер-низационные трансформации российского общества. Такой методологический конструкт позволит выявить характерные черты и особенности индивидуализма в России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Франк С. Русское мировоззрение // Библиотека думающего о России [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriotica.ru/religion/frank_rus_mir.html
2. Сомин Н.В. Г.П. Федотов: "спасти правду социализма правдой духа и правдой социализма спасти мир" // Православный социализм как русская идея [Электронный ресурс]. URL: http://www.chri-soc. narod. ru/G_P_Fedotov. htm.
3. Бердяев Н. Русская идея. М.: МАСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2010. 286 с. С. 7.
4. Дугин А. Учение православной традиции о нормативном обществе // Евразия: информационно -аналитический портал [Электронный ресурс]. URL: http://www.evrazia.org/article/1596
5. Лубский А.В., Лубский Р.А. Человек в России и на Западе: концепты дискурсивного мышления // Научная мысль Кавказа. 2012. № 4. С. 27-36.
6. Hofstede G. Culture's Consequences: Intern Differences in Work-Related Values. Beverly Hills, L., 1980. 327 р.
7. Trompenaars F. Resolving International Conflict: Culture and Business Strategy // London Business School. 1996. Vol. 7 (3). P. 51-68.
8. Латов Ю.В., Латова Н.В. Российская экономическая ментальность на мировом фоне // Общественные науки и современность. 2001. № 4. С. 34-43.
9. Триандис Г.К. Индивидуализм и коллективизм: прошлое, настоящее и будущее // Психология и культура / Под ред. Д. Мацумото. СПб.: Питер, 2003. 718 с. С. 73-97.
10. Бергер П., Хантингтон С. Многоликая глобализация: культурное многообразие в современном мире. М.: Аспект Пресс, 2004. 379 с.
11. См.: Кувакин В.А. Твой рай и ад: Человечность и бесчеловечность человека (Философия, психология и стиль мышления гуманизма). СПб.: "Алетейя"; М.: "Логос", 1998. С. 116-136.
12. См.: Илле М.Е. К вопросу о предмете социологии // Социально-политический журнал. 1994. № 11-12. С. 101-112.
23 апреля 2013 г.
УДК 356.132.08:330.1
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ТАМОЖЕННИКОВ: ПРОБЛЕМЫ КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИИ
О.В. Евграфова
Важнейшей задачей таможенной системы является защита экономических интересов страны во внешнеэкономической деятельности. Несомненно, главным в совершенствовании работы этой системы является подготовка кадров, в частности, формирование у таможенников экономической культуры, адекватной решаемым задачам.
Но специального теоретического внимания этому аспекту деятельности работников таможенных органов и служб почти
Евграфова Ольга Владимировна - кандидат философских наук, старший преподаватель кафедры экономической теории Ростовского филиала Российской таможенной академии, 344002, г. Ростов-на-Дону, пр. Бу-денновский, 20, e-mail: [email protected], т. 8(863)2180727.
не уделяется, публикации по данной тематике найти крайне трудно. В частности, ИПС "Yandex" по соответствующему запросу на май-июнь 2013 г. не дает в числе сотни ссылок ни одной с названием "экономическая культура таможенника". В этой ситуации остается опираться на немногочисленные работы по профессиональной культуре таможенников - госслужащих, содержащие некоторые модельные требования, предъявляемые к работникам таможни (личные обязательства, соблюдение законов, исполь-
Olga Evgrafova - Ph.D. in Philosophy, senior lecturer of the Department of Economic Theory at the Russian Customs Academy, Rostov Branch, 20, Budennovskiy Prospect, Rostov-on-Don, 344002, e-mail: [email protected], tel. +7(863)2180727.
зование служебной информации, трудовая атмосфера, и др.).
Каковы же теоретические особенности экономической культуры таможенников? Главным в такой ситуации является обращение к наработкам по теории экономической культуры вообще с целью их конкретизации в материале профессиональной культуры таможенников. Различные представления об экономической культуре все более определенно находят свое "законное" место в проблематике экономической теории. Очевидно, это связано с растущим пониманием роли человеческого фактора в проводимых в нашей стране экономических реформах.
Кратко охарактеризуем основные трактовки экономической культуры. "Пионеры" отечественного специального рассмотрения (Л.Н. Пономарев, В.Д. Попов, В.П. Чичканов) анализируют ее как одну из сфер культуры, выражающую основные экономические явления и отношения, экономический опыт общества и личности, их потребности и цели [1]. Автор солидарен с мнением Ж. Тощенко об экономической культуре как единстве знаний, убеждений и практической деятельности [2]. Главное внимание уделяется экономическому сознанию (знаниям, идеологии, мышлению, воспитанию, образованию), тогда как экономическая деятельность выступает как средство его формирования.
Серьезная попытка анализа экономической культуры с опорой на общую теорию культуры (ее "социологии") предпринята Р.В. Рывкиной [3]. Рассматривая экономическую культуру как регулятор функционирования и развития экономики, она выделяет в качестве экономической ту часть культуры, которая функционирует внутри экономики, выступает "проекцией" культуры на сферу социально-экономических отношений в виде совокупности социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения. Такой подход дополняет традиционные (с М. Вебера) усилия по изучению влияния на экономику отдельных "видов" культуры, прежде всего - нравственности, а также религии и идеологии.
Говоря о хозяйственной культуре (как экономической) Н.Н. Зарубина понимает ее как нематериальную составляющую хозяйственной деятельности, ограничивается
ее трактовкой как ценностных, мотивацион-ных, смысловых аспектов производственной деятельности, ее духовным и нравственным (религиозно-этическим) контекстом [4].
Под экономической культурой Я.И. Кузь -минов понимает совокупность институциали-зированных способов деятельности, которыми конкретные общества, группы и индивиды адаптируются к экономическим условиям своего существования. Экономическая культура, по его мнению, состоит из поведенческих стереотипов и экономических знаний (в их ценностном и инструментальном аспектах) [5, с. 13].
Пожалуй, наиболее показательный пример высококачественной "подборки" вполне обоснованных (каждое само по себе) представлений об экономической культуре содержится в работе К.Н. Панферова [6], пользуясь которой составить концептуальное представление, связывающее воедино различные аспекты, грани экономической культуры представляется, мягко говоря, "архисложным". Поэтому в целом можно согласиться с О.М. Леоновой, которая рассматривает хозяйственную (экономическую) культуру как совокупность элементов, адекватность которых содержанию рассматриваемого явления компенсируется их разнородностью, отсутствием обоснования критериев выделения, субординации или координации [7, с. 8889]. Примечательно, что такая характеристика актуальна и сегодня.
Кроме приведенного краткого анализа наиболее значимых мнений, так или иначе посвященных экономической культуре, ее понимание осложняется тонкостями различия от собственно экономики. На наш взгляд, особенности экономического "устройства" общества, подчас рассматриваемые в качестве экономической культуры, являются ее необходимыми предпосылками. Исследователи выделяют:
1) формы собственности на средства производства, их соотношение;
2) доминирование определенного типа экономического механизма;
3) отраслевую структуру экономики (аграрная - индустриальная);
4) соотношение ручного и механизированного труда;
5) способ соединения работника с технологическим субстратом (механизация - автоматизация - информатизация);
6) характер разделения труда (индивидуализм - корпоративизм);
7) степень реализации экономических задач, завершенности целей экономической деятельности;
8) доминирующие формы обмена, торговли, денежного обращения, кредита и т.п.;
9) уровень развития производительных сил (орудия труда, технологии);
10) особенности обмена продуктами экономической деятельности;
11) роль денег в экономике.
Многообразие подходов, трактовок
экономической культуры в сочетании с отсутствием наработок парадигмального уровня остро ставят вопрос о методологии освоения содержания и форм экономической культуры, ее сущности и проявлений. По нашему мнению, не входя в обсуждение всей этой проблематики, считаем необходимым выделить в ней один аспект, имеющий, на наш взгляд, большое теоретическое значение, но не получивший пока в соответствующей литературе должного рассмотрения. Речь идет о систематизации (координации) имеющихся представлений об экономической культуре. Полагаем, для прояснения этого вопроса может быть весьма продуктивной методология концептуализации.
Предлагаемая методология в основном решает три взаимосвязанные и взаимообусловленные задачи. Первая - это проблема структурирования знания об экономической культуре; вторая - обоснование элементов ("единиц") экономической культуры, репрезентирующих ее, от чувственного восприятия до абстрактного уровня; третья - описание структурных отношений внутри концептов - между разными уровнями рассмотрения экономической культуры (в частности, между предметно-образным, понятийным и ценностным), между ее общезначимыми и индивидуальными элементами. На этой основе концептуализация приводит к формированию концепции - выражения ведущего смысла, способа понимания, трактовки экономической культуры. В основе концепции лежит концепт - конституирующий элемент экономической культуры, "связывающий" всю ее конструкцию; концепты выделяют универсальные и групповые.
Попробуем использовать методологию концептуализации для рассмотрения экономической культуры таможенников. В ее анализе
представляется оправданным и перспективным опираться на структурирование элементов экономической культуры, данное ранее автором статьи [8]. Экономическое значение имеют все элементы экономической культуры, но представляется правомерным согласиться с предложенной стратификацией и придать ей таможенную конкретизацию.
При структурировании содержания знания экономической культуры таможенника мы исходим из ее понимания как профессиональной деятельности специально подготовленных людей, реализующих в ней личностные и общественные потребности. На этой основе можно выделить следующие структурные уровни экономического сознания (таможенников) в его рациональном и эмоциональном аспектах, представленные наборами "единиц"- концептов структурированного знания универсального характера.
В первую - социально-психологическую группу - входят:
- экономические потребности, интересы таможенников, (как осознаваемые, так и не отрефлексированные), причем не только личные, но и общественные, их баланс;
- мотивы экономической деятельности таможенников, коренящиеся в конкретных условиях их работы;
- стимулы, цели работы таможенников, задаваемые не "личностно", а всей системой таможенной службы, причем вторые не обязательно опираются на первые; возможно даже противоречие между ними;
- ориентации, установки, стереотипы экономического поведения таможенников, получающие одобрение своей системой, а также осуждаемые профессиональными коллективами;
- модели экономического поведения таможенников, декларируемые государством в его критике недостатков таможенной службы, или формирующиеся спонтанно, в конкретных условиях микросреды их работы.
Ко второй, собственно культурно-экономической, группе можно отнести:
- трудовую этику таможенников: их отношение к труду, богатству и бедности, накоплению, собственности; ценностные ориентиры таможенной деятельности, воспитуемые в процессе профессионального обучения и практической работы;
- профессиональные таможенные трудовые обычаи, традиции, ритуалы, архетипы, нормы, идеалы;
- символы, выражающие смысл таможенной деятельности, ее цели;
- характер взаимодействия традиций и новаций в работе таможенных органов и служб; повседневной жизни таможенных коллективов;
- способы трансляции позитивного экономического поведения и борьбы с негативным в их повседневной работе.
Третья - ментальная - группа может быть представлена:
- экономическим мышлением таможенников (в том числе, и печально известными "деформациями"), его принципами, методами осмысления экономических проблем, требующих решения в профессиональной деятельности;
- ориентацией и содержанием экономических знаний таможенников, умением творчески и законосообразно применять их на практике;
- особенностями обыденного сознания, которые выступают как различные иерархии идей, мнений, воззрений на экономику. Такое сознание проявляется как относительно целостная и устойчивая совокупность навыков интеллектуальной деятельности, реализуемых в таможенной деятельности.
Совокупность этих трех групп элементов составляет духовную сторону экономической культуры таможенников. Ее материальная сторона - физические, профессиональные навыки, умения, материальное обеспечение, технологии таможенной деятельности.
Обоснование выделения этих элементов фундируется как сущностью человеческой деятельности, в которой достижение личных целей неразрывно связано ("симфонично" или "какофонично") с решением социально значимых задач, так и с ее осознанием, общекультурным и профессиональным. Описание структурных отношений внутри экономической культуры как системы характеризует взаимодействие элементов предметно-образных, ценностных и понятийных; отношения между содержанием и формой проявления концептуальных единиц; между общезначимым и индивидуальным в их профессиональной реализации. Элементы экономической культуры таможенников в разной степени воспринимают свое экономическое содержание, а дифференцированный характер "наполнения" этих элементов обусловливает разные уровни экономической культуры, степень вли-
яния собственно элементов на деятельность таможенных органов.
Не претендуя, в силу сложности проблемы и фрагментарности статьи, на состоявшуюся концептуализацию феномена экономической культуры таможенников, полагаем возможным назвать возникающие в этом деле проблемы ее изучения.
В качестве первой проблемы концептуализации можно выделить такое противоречивое теоретическое состояние, когда экономическая культура, с одной стороны, продуцируется культурой вообще, как системой (ход: от культуры - к экономической культуре таможенников); а с другой, - ее собственно экономические элементы наполняются "общекультурным" содержанием (от экономики таможенного дела - к экономической культуре таможенников). В связи с этим возникает вопрос: Какой подход является предпочтительным?
Вторая проблема - также сугубо теоретическая. Уточнение концепта "экономическая культура" осуществляется на основе выявления логики перехода от понимания человеческого капитала как превращенной формы "человеческого фактора" - к пониманию экономической культуры как содержательной формы, личностной трактовки таможенника как субъекта экономической деятельности. Можно ли вопрос о соотношении так понимаемых человеческого капитала и экономической культуры трактовать как вопрос о соотношении "особенного" и "всеобщего", рационального и нерационального в экономической жизни?
Третья проблема - выявление основания дифференциации ее элементов, обусловленное не общим вектором человеческой деятельности в сфере экономики, а спецификой таможенной деятельности. В чем состоит эта специфика? Как сильно она влияет на этот вектор?
Четвертая проблема - корректность обобщения специфических характеристик экономической культуры выделенных групп в некую целостность, выражающую экономическую культуру данного профессионального сообщества в его отличии от других. Является ли профессиональная таможенная деятельность, так сказать, "однородной" и самодостаточной, или же простой "производной" от экономической политики государства и региона? "Подпроблемой" здесь является влияние одной профессионально-групповой
экономической культуры на другую, "сопряженность" аналогичных элементов разных экономических культур (субкультур) данного (таможенного) сообщества.
Пятая проблема. Специфика экономической культуры работников таможенных органов обусловлена как указанным общим состоянием экономической культуры, так и характером выполняемой работы, служебными функциями. Принципиальная государственная ментальность таможенников испытывает напряжение в ходе постоянного столкновения с частными (предпринимательскими) интересами людей, желающих "минимизировать" таможенные расходы для своего бизнеса. Это приводит к профессиональным деформациям и метаморфозам экономического ("аберрация" формального и целесообразного, например) сознания таможенников.
Шестой проблемой можно считать оценку качества экономической культуры таможенников. Но самой главной в деле концептуализации нам представляется проблема соотношения экономической и правовой культуры таможенников. Примечательно, что в "Кодексе чести таможенника" в первом пункте отмечается требование защиты экономических интересов страны, а "законо-послушание" - требование пункта второго. Это - проблема взаимодействия в сознании таможенников рефлексии юридических норм, которыми они руководствуются в своей практической деятельности, и экономической значимости проводимых операций. В этом плане можно говорить о принципиальном правовом "формализме" экономической культуры таможенников, потенциале ее конфликтности с их правовой культурой. Можно ли считать таможенника "прикладным" юристом? Или он, скорее, "экономист в Законе"?
Таким образом, в общетеоретическом плане экономической культурой в ее превращенной форме можно считать "человеческий капитал"; в свою очередь, экономическая культура есть его содержательная форма. Эту мысль можно выразить и иначе: концептом экономической культуры является ценностный мир участвующего в экономической деятельности субъекта, который в своей превращенной форме выступает как человеческий капитал; экономическая культура есть его содержательная форма, адекватная профессионально-конкретному субъекту экономической деятельности (в данном случае -таможеннику).
Концептуально экономическую культуру таможенников можно понимать как содержательное осмысление и реализацию потенций ее "человеческого капитала" для "балансировки" экономических и правовых элементов в реализации способностей, практике человека как субъекта таможенной деятельности по обеспечению общественной жизни в процессе регулирования внешнеэкономической деятельности.
Концептами экономической культуры таможенников универсального характера являются ценности, "вдохновляющие" экономическую деятельность человека. Концептами группового характера являются ценности, определяющие профессиональную специфику таможенной деятельности, выражающие конкретизацию универсальных в сознании таможенников, в их практической деятельности.
В этом смысле экономическая культура выступает как система концептуальных элементов - профессиональных ценностей и норм, являющихся ориентирами и регуляторами экономического сознания и поведения и реализующих социальную сущность деятельности профессионального таможенного сообщества: способствующих (или нет) трансляции, отбору и обновлению смыслов ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики таможенного дела и ориентирующих ее субъектов на те или иные формы профессионального поведения.
В более узком смысле рассматриваемая экономическая культура воплощает специфический для таможенной деятельности социально транслируемый уровень развития способностей человека как субъекта таможенного дела, воплощаемый его профессиональными результатами.
Наконец, под экономической культурой таможенников можно понимать сферу культуры как профессиональной деятельности, специализирующейся на воспроизводстве -обучении, переподготовке, воспитании - субъекта таможенной деятельности. Поскольку этими субъектами являются не абстрактные "профессионалы", а обычные люди, нужно говорить и об экономической культуре личности таможенника. Прежде всего, ее можно определить как характер и степень личностного усвоения доминирующей экономической культуры таможенного сообщества. Но таможенник - это человек "своего" общества,
культуры, следовательно, на него оказывает большое влияние и экономическая культура общества в целом, которую можно рассматривать как своего рода "результирующую" экономических культур (субкультур) различных социальных групп. Но, как целое, экономическая культура общества, в свою очередь, влияет на экономические культуры различных профессиональных групп, в том числе - и на таможенную.
Перечисленные проблемы концептуализации феномена экономической культуры таможенников подводят к выводу о необходимости специального ее изучения в процессе обучения и переподготовки таможенников, проведения мониторинга у действующих работников таможенных органов и служб.
Разумеется, целью данной небольшой статьи было лишь обоснование постановки проблем концептуализации феномена экономической культуры вообще, и таможенной, в частности, и в первую очередь. Но без этого невозможно их решение, призванное способствовать формированию экономической культуры, необходимой работникам отечественной таможенной системы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Пономарев Л.Н., Попов В.Д., Чичканов В.П. Экономическая культура (сущность, направления развития). М.: Изд-во URSS, 1987. 270 с.
2. Тощенко Ж.Т. Экономическое сознание населения России // Реформирование России: от мифов к реальности. Социально-политическая ситуация в России в 2000 году: В 2 т. Т. 1. М.: ИСПИ, 2001. 328 с. С. 204-206.
3. Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни: Очерки теории / Новосибирск: Наука, 1991. 448 с.
4. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: Магистр, 1998. 360 с. С. 5, 12.
5. Кузьминов Я.И. Теоретическая экономическая культура современной России // Общественные науки и современность. 1993. № 5. С. 13-23.
6. Панферов Н.К. Экономика и культура. М.: Русаки, 2009. 730 с. С. 672-674.
7. Леонова О.М. Феномен хозяйственной культуры // Российский экономический журнал. 1993. № 9. С. 88-95.
8. Архипов А.Ю., Евграфова О.В., Зотова ТА., Королев В.К. Экономическая культура: монография. Ростов н/Д: Изд-во Рост. гос. ун-та, 2006. 294 с. С. 23-24.
22 мая 2013 г.
УДК 323(470.47)
ОЦЕНКА И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЛМЫКИЯ
Д. В. Амаева
Экономическая и политическая нестабильность, социальная незащищенность граждан, глобальная ломка устоявшихся социальных стереотипов обострили проблему этнического взаимодействия. В настоящее время различия между этническими общностями проявляются в неоднозначной реакции на политику правительства, появлении "очагов эпидемии" конфликтов, потенциальных кризисных и чрезвычайных ситуаций на региональном и федеральном уровне.
Анализ социально-экономической ситуации показывает, что наиболее острую форму
Амаева Даглара Владимировна - преподаватель кафедры философии и культурологии Калмыцкого государственного университета, 358000, г. Элиста, улица Пушкина, 11, e-mail: [email protected], т. 8(847)2234622.
отношения между этническими группами принимают в период социальных потрясений. При этом этнический фактор приобретает ключевое значение в общественно-политической жизни, обусловливая возникновение межэтнических конфликтов. Период постсоветской трансформации это не только время институционального переструктурирования экономической, политико-правовой и культурной сфер, становления новых форм социальной дифференциации, но и время динамичных преобразований в сфере межэтнического взаимодействия.
Daglara Amaeva - lecturer of the Department of Philosophy and Culture at the Kalmyk State University, 11, Pushkin Street, Elista, 358000, e-mail: [email protected], tel. +7(847)2234622.