Научная статья на тему 'Экономическая культура предпринимателя в России: проблемы "форматизации"'

Экономическая культура предпринимателя в России: проблемы "форматизации" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
628
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕННОСТИ / ТВОРЧЕСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ЛИЧНОСТЬ / ECONOMICS / BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / ENTREPRENEUR / ECONOMIC CULTURE / VALUES / CREATIVITY / HUMAN CAPITAL / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Королев Владимир Константинович, Евграфова Ольга Владимировна

Предпринимательство рассматривается не просто как экономическая деятельность по получению прибыли, но как имеющая интенцию развития личности своего субъекта, реализации в ней креативных и даже «гедонистических» его потребностей, что в авторской интерпретации и отличает предпринимательство от просто бизнеса как работы в целях обогащения. Авторы полагают, что этот личностный аспект экономической деятельности наиболее адекватно выражает концепт «экономическая культура» как поведение человека в экономике. Выделены такие ее концепты, как отношение к труду, частной собственности, деньгам, потребительству, выражаемые их различными проявлениям феноменами. На этой основе конкретизирована экономическая культура отечественного предпринимательства. Она рассматривается как характер экономической «психологии» предпринимателя, обусловленный и воплощаемый конкретными особенностями системы ценностей его экономической деятельности. Выделены «нецивилизованный», «цивилизованный», «мутационный» и «молодежный» виды экономической культуры предпринимателей, обоснованы теоретические и практические проблемы ее «форматирования»: выявление основания дифференциации элементов экономической культуры; корректность обобщения специфических характеристик экономической культуры предпринимательских групп в некую целостность; дифференциация ценностей экономической культуры; влияние одной профессионально-групповой предпринимательской культуры на другую, их «сопряженность»; бюрократическое и правовое влияние на экономическую культуру предпринимателей; роль «социального капитала» в их деятельности; воспитание творческого отношения к экономической жизни как ментальной установки; осуществление систематического, теоретически обоснованного мониторинга экономической культуры предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Королев Владимир Константинович, Евграфова Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC CULTURE OF AN ENTREPRENEUR IN RUSSIA: THE PROBLEM OF "FORMATTING"

Entrepreneurship is viewed not simply as an economic activity for profit, but as having the intention of personality's subject development, realization of creative and even “hedonistic” needs, that in the author's interpretation distinguishes entrepreneurship from business as the work in order to enrich. The authors believe that this personal aspect of economic activities most adequately expresses the concept of “economic culture” as a human behavior in the economy. The authors highlight such concepts as work ethic, private property ethic, money, consumerism, expressing their various manifestations phenomena. On this basis, the economic culture of local entrepreneurship is emphasized. It is regarded as the nature of the economic “psychology” of the entrepreneur, conditional and implement the specific system of values and its economic activities. “Uncivilized”, “civilized”, “mutation” and “youth” types of economic culture of entrepreneurs are distinguished, theoretical and practical problems of its “format” are justified : identifying the basis for differentiation of the elements of economic culture, the correct generalization of the specific characteristics of economic culture of enterprise groups in some integrity, differentiation of economic culture values, the effect of one vocational group of entrepreneurial culture to another, their “contingence”; bureaucratic and legal impact on the economic culture of entrepreneurs; the role of “social capital” in their activities; education of creative relationship to economic life as mental attitudes; the implementation of a systematic, theory-based monitoring of economic culture of entrepreneurs.

Текст научной работы на тему «Экономическая культура предпринимателя в России: проблемы "форматизации"»

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION.

SOCIAL SCIENCES.

2018. No. 1

УДК 330.001.92+33.06.0941 (075.8)

DOI 10.23683/0321-3056-2018-1-141-147

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ «ФОРМАТИЗАЦИИ»

© 2018 г. В.К. Королев а, О.В. Евграфова b

а Ростовский институт защиты предпринимателя, Ростов-на-Дону, Россия, b Ростовский филиал Российской таможенной академии, Ростов-на-Дону, Россия

ECONOMIC CULTURE OF AN ENTREPRENEUR IN RUSSIA: THE PROBLEM OF «FORMATTING»

V.K. Korolev а, O. V. Evgraphova b

а Rostov Institute of Businessman Protection, Rostov-on-Don, Russia, b Rostov Branch, Russian Customs Academy, Rostov-on-Don, Russia

Королев Владимир Константинович -доктор философских наук, профессор, Ростовский институт защиты предпринимателя, ул. Сержантова, 2/104, г. Ростов-на-Дону, 344029, Россия. E-mail: vkorolev@sfedu.ru

Евграфова Ольга Владимировна -кандидат философских наук, доцент, Ростовский филиал Российской таможенной академии, пр. Буденновский, 20, г. Ростов-на-Дону, 344002, Россия. E-mail: dia7@bk.ru

Vladimir K. Korolev -

Doctor of Philosophy, Professor,

Rostov Institute of Businessman Protection,

Serzhantova St., 2/104, Rostov-on-Don,

344029, Russia.

E-mail: vkorolev@sfedu.ru

Olga V. Evgraphova -

Candidate of Philosophy, Associate Professor,

Rostov Branch,

Russian Customs Academy,

Budennovkii St., 20, Rostov-on-Don,

344002, Russia.

E-mail: dia7@bk.ru

Предпринимательство рассматривается не просто как экономическая деятельность по получению прибыли, но как имеющая интенцию развития личности своего субъекта, реализации в ней креативных и даже «гедонистических» его потребностей, что в авторской интерпретации и отличает предпринимательство от просто бизнеса как работы в целях обогащения.

Авторы полагают, что этот личностный аспект экономической деятельности наиболее адекватно выражает концепт «экономическая культура» как поведение человека в экономике. Выделены такие ее концепты, как отношение к труду, частной собственности, деньгам, потребительству, выражаемые их различными проявлениям - феноменами. На этой основе конкретизирована экономическая культура отечественного предпринимательства. Она рассматривается как характер экономической «психологии» предпринимателя, обусловленный и воплощаемый конкретными особенностями системы ценностей его экономической деятельности. Выделены «нецивилизованный», «цивилизованный», «мутационный» и «молодежный» виды экономической культуры предпринимателей, обоснованы теоретические и практические проблемы ее «форматирования»: выявление основания дифференциации элементов экономической культуры; корректность обобщения специфических характеристик экономической культуры предпринимательских групп в некую целостность; дифференциация ценностей экономической культуры; влияние одной профессионально-групповой предпринимательской культуры на другую, их «сопряженность»; бюрократическое и правовое влияние на экономическую культуру предпринимателей; роль «социального капитала» в их деятельности; воспитание творческого отношения к экономической жизни как ментальной установки; осуществление систематического, теоретически обоснованного мониторинга экономической культуры предпринимателей.

Ключевые слова: экономика, бизнес, предпринимательство, предприниматель, экономическая культура, ценности, творчество, человеческий капитал, личность.

Entrepreneurship is viewed not simply as an economic activity for profit, but as having the intention ofpersonality's subject development, realization of creative and even "hedonistic" needs, that in the author's interpretation distinguishes entrepreneurship from business as the work in order to enrich.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

The authors believe that this personal aspect of economic activities most adequately expresses the concept of "economic culture " as a human behavior in the economy. The authors highlight such concepts as work ethic, private property ethic, money, consumerism, expressing their various manifestations - phenomena. On this basis, the economic culture of local entrepreneurship is emphasized. It is regarded as the nature of the economic "psychology" of the entrepreneur, conditional and implement the specific system of values and its economic activities. "Uncivilized", "civilized", "mutation" and "youth" types of economic culture of entrepreneurs are distinguished, theoretical and practical problems of its "format" are justified : identifying the basis for differentiation of the elements of economic culture, the correct generalization of the specific characteristics of economic culture of enterprise groups in some integrity, differentiation of economic culture values, the effect of one vocational group of entrepreneurial culture to another, their "contingence "; bureaucratic and legal impact on the economic culture of entrepreneurs; the role of "social capital" in their activities; education of creative relationship to economic life as mental attitudes; the implementation of a systematic, theory-based monitoring of economic culture of entrepreneurs.

Keywords: economics, business, entrepreneurship, entrepreneur, economic culture, values, creativity, human capital, personality.

Задачи построения современной рыночной экономики в России актуализировали проблемы осмысления концептов этого процесса, что прежде всего относится к понятию «предпринимательство». Ему уделяется много внимания и теоретического, и практического, ибо, по общепринятому и справедливому мнению, предпринимательство - главный «локомотив» рыночной экономики. Почему же у нас он «не тянет» по-западному, как ожидалось, а буксует? Почему в его развитии так много проблем? Что нужно сделать для их решения?

Для исправления ситуации говорят о мерах юридического и финансово-экономического характера (совершенствование правовой базы, льготное налогообложение, кредитование и т.п). Все это, разумеется, нужно делать. Но главное -нельзя оставлять «за кадром» человеческий фактор предпринимательства - личность «машиниста» этого рыночного «локомотива». Четверть века назад, в период рыночного романтизма экономист и публицист Г.С. Лисичкин писал «...все наши упования на магическую силу рынка обречены на полный провал, пока мы не поймем, что этот самый рынок состоит в первую очередь из людей. И если эти люди дикари и жулики, то и рынок будет таким же. Но виноват в этом будет не рынок, а мы с вами» [1, с. 111].

В предпринимательстве особая роль личностного фактора обусловлена самой его природой; это видно из классического анализа В. Зомбарта. Он описал сущность предпринимательского духа у его главных исторических носителей - «завоевателей», «организаторов», «торговцев», выделил основные типы капиталистических предпринимателей, описал атрибутивные качества предпринимательских натур («толковость», «подвижность духа», ум, уверенность в себе, желание продуцировать новое, склонность к «выдумкам»,

жизненную энергичность, активность, волюнтаризм, «охоту» к деятельности) [2].

На основе этих представлений можно ставить вопросы - каково оно, современное отечественное предпринимательство? Как его российские особенности, нынешний «формат» смотрятся в сравнении с западным? В какой перестройке оно нуждается для обретения «цивилизованного» качества? Современный российский предприниматель - кто он?

На наш взгляд, нужно различать две основные интенции деятельности, называемой предпринимательством. (Разумеется, такое разделение целесообразно в «чистом виде» для понимания сути рассматриваемого вопроса, в реальности они, как правило, взаимосвязаны и принципиально нами не противопоставляются). Первая характеризует предпринимательство как экономическое дело для получения прибыли - его можно назвать предпринимательством «доходным», «денежным». Вторая (являющаяся объектом рассмотрения в статье) воплощает предпринимательство «личностно-инновационное». Сохраняя «прибыльную» интенцию, оно не абсолютизирует ее, отличается психологической мотивацией, качеством, характером своего носителя -предпринимателя как особого типа «экономического» человека: мировоззренческой основой его деятельности является не просто стремление к прибыли, но и реализация в этом своих творческих способностей, жажды новаторства, удовольствия от успехов своего дела, не только денежных, но и престижно социальных. Психологической предпосылкой этого является неудовлетворенность экономического субъекта не столько прибыльностью, сколько «профанным» характером своей экономической деятельности.

Можно сказать, что такое предпринимательство выполняет следующие функции: матери-

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

альную - получение прибыли в результате производства (новых) товаров и услуг; идеальную - генерирование и внедрение экономических новаций; социальную - модернизацию экономических отношений; гуманитарную - развитие субъекта экономической деятельности; «гедонистическую» - получение предпринимателем морального удовлетворения от своей работы.

После этих принципиальных соображений обратимся к российским реалиям. Полагаем, сейчас наше предпринимательство, его субъекты находятся в состоянии многоплановых, разнородных изменений.

Во-первых, можно поставить парадоксальный диагноз - в стране, постоянно декларирующей свою приверженность рыночной экономике, находятся в весьма сложном состоянии сами ее предпринимательские основы, происходит «угасание» предпринимательского духа: снижается предпринимательская активность населения; доходы от предпринимательства уже на протяжении нескольких лет держатся на недопустимо (в сравнении с западным) низком уровне; продолжает сокращаться число малых и средних предприятий; все больше молодых людей стремятся не организовывать собственный бизнес, а стать чиновниками или служащими госкомпаний. В частности, как показывают исследования Института социальной политики НИУ ВШЭ и Института социологии РАН (П. Козырева, А. Смирнов), более половины россиян (52 %) не доверяют частному предпринимательству, бизнесу как «спекулятивному» и даже «мошенническому», отдают предпочтение, при всех ее недостатках, экономике с государственным руководством как более надежной. Свое дело сейчас в России решаются открыть не более 10 % опрошенных, и лишь 3 % граждан считают, что частные компании должны иметь приоритет перед государственными (Газета «Ведомости», 29.06.2017).

Во-вторых, как показывает жизнь, постсоветский предпринимательский «бизнес» - прямой наследник не лучшей части российско-советского делового мира. У него в целом сознательно или вынуждено преобладает установка на денежно-спекулятивное обогащение, в нашем предпринимательстве доминируют, пользуясь типологией Зомбарта, «завоеватели» (крупные предприниматели) и «торговцы» (мелкие) при дефиците «организаторов» (средних); господствуют типы разбойников, бюрократов и спекулянтов.

Здесь примечательны исходные данные сравнения качеств западного и отечественного предпринимателя - «бизнесмена». По оценкам ВЦИОМ, западные отличаются прежде всего деловой хваткой, высоким профессионализмом (52 %), трудолюбием (37 %), тогда как наши «первопроходцы» - «первопроходимцы» демонстрировали иные приоритеты - жажду наживы (58 %), склонностью к жульничеству - 40 %. (Газета «Известия» от 7.08.1993).

Это обусловлено общим моральным состоянием человека и общества, в котором вырвалась из оков коммунистической власти подавляемая ранее стихия наживы и потребительства. По данным экспертного анализа нравственных качеств населения, проведенного Институтом психологии РАН, за 20 постсоветских лет самые высокие темпы прироста обнаружили алчность (5,22 %) и меркантильность (4,79 %). По абсолютному значению показателей наиболее значимыми оказались, поменявшись лидерством, те же меркантильность (8,32 %) и алчность (8,29 %) [3].

Естественно, такая общая ситуация сказывается и на качествах предпринимателей, тормозит реализацию установки на модернизацию нашей экономики, ибо одной из задач этой работы является формирование предпринимателя как «инновационного» субъекта, нацеленного на реализацию личностных социально-экономических потенций в интересах становления как собственной личности, так и «цивилизованной» рыночной экономики как важнейшего элемента жизни общества. Полагаем, именно такой «формат» его экономической субъектности представляется необходимым для нашей страны.

Очевидно, решение этой задачи выходит за чисто экономические рамки, требует социокультурного подхода. В его реализации представляется необходимым в качестве предмета рассмотрения заявить экономическую культуру предпринимателя как субъекта экономического действа, ибо она, на наш взгляд, содержательно выражает сущностные характеристики личности предпринимателя как «человеческого капитала» этой деятельности [4]. (Мы опираемся на «деятельност-ную» концепцию культуры, разрабатываемую ростовской культурологической школой, а также на понимание экономики как деятельности по материальному обеспечению определенного образа жизни человека в обществе на основе системы его ценностей).

В понимании термина «экономическая культура» вообще существует большое разнообразие

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

[5, 6]. В частности, это понятие в «широком» смысле показывает, почему и как человек действует в экономике: характеризует конкретные особенности его участия в производстве, распространении (передаче) и обновлении доминирующей в обществе в данное время системы ценностей экономической деятельности. Полагаем, что это та сфера культуры, которая специализируется на (вос)производстве субъекта экономической деятельности как носителя совокупности социальных и гуманитарных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения. В «узком» же смысле экономическая культура воплощает специфическое для конкретной профессиональной деятельности качество способностей человека как субъекта этой деятельности, в единстве ее целей, средств и результатов.

Содержательно экономическая культура выражается такими концептами, как отношение к труду, частной собственности, к богатству и потреблению. Каждый может быть представлен различными феноменами, по-разному раскрываться в них.

Экономическая культура рассматривается нами как воплощение в экономике способностей личности человека не как «капитала», а как «фактора» экономической деятельности. Поэтому в современных условиях «форматизация» наличной экономической культуры - не только ресурсно-экономическая (повышение качества рабочей силы: обучение, переподготовка, сохранение здоровья, рекреация, и т.п) подготовка и обеспечение бытия человека для экономики, но и социально-культурная задача реализации его потенциала как личности в экономической деятельности.

На основе этих положений представляется возможным дать предложенной трактовке экономической культуры искомую предпринимательскую конкретизацию. Это целесообразно делать по каждому из названных концептов по их главным «феноменальным» векторам, но в рамках данной статьи можно ограничиться лишь обоснованием такого подхода.

История, традиции отечественного предпринимательства хорошо прописаны, немало и работ, ему посвященных [7-9]. Сейчас мы переживаем, так сказать, «второе пришествие» капитализма в Россию, со своими носителями - предпринимателями - «капиталистами». Среди них можно выделить несколько групп, имеющих свою специфику, экономическую культуру.

Прежде всего - «новые русские», их экономическую культуру можно назвать «нецивилизованной». Она, хотя и имеет вроде бы один «вектор» с рыночной, но существенно отличается от современной западноевропейской («цивилизованной») тем, что воплощает скорее архетип «набега», а не рационального систематического, честного, новаторского, инициативного труда. Такая экономическая культура исторически имеет «дурную наследственность», в частности, в традиционном стремлении богатеть не за счет собственной инициативы, а государственных преференций [10]. Эта традиция живет и в наши дни, обогащаясь (и не только в переносном смысле) криминально-мошенническими интенциями.

Несмотря на все трудности, продолжает борьбу за существование группа предпринимателей, стремящихся быть «цивилизованными», адекватными постиндустриальной рыночной экономике. Но эта экономическая культура часто выступает как некий идеал, никак не может окрепнуть.

Третья, самая массовая группа - предприниматели с экономической культурой, которую можно назвать «мутационной»; на нее так или иначе влияют черты первого и второго видов с разными вариантами доминирования. Ее субъекты живут одним днем, точнее выживают и не думают о своем личностном развитии, социальной ответственности бизнеса.

Особого внимания (в силу своих не типологических, а возрастных качеств) заслуживает «молодежная» группа предпринимателей XXI в., начавших свое дело без груза советских традиций и часто имеющих западное экономическое образование и даже опыт работы. По мнению специалистов (их обобщил зав. отделом экономики «Независимой газеты» М. Сергеев; см. «НГ», 20.09.2017), среди присущих им качеств доминируют гибкость и адаптивность. Молодые готовы работать в более агрессивной среде, так как начинают свой бизнес в условиях жесткой конкуренции и растущего административного давления, более способны рисковать и начинать дело с небольшой доходностью, тогда как «старые» не идут в бизнес, где все сложно и где нет быстрой прибыли. Молодые сразу стремятся выстроить своему делу долгосрочный проект, более тяготеют к созданию инновационного бизнеса. Все это хорошо, но настораживает то, что среди названных качеств молодых предпринимателей

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES.

не выделяются их духовно-нравственные характеристики (разве что они более демократичны к подчиненным, но и более требовательны к конкретным результатам их работы).

Не претендуя в силу сложности тематики на концептуализацию феноменов предпринимательской экономической культуры, полагаем возможным обозначить возникающие в этом деле проблемы, важные для ее «форматирования» как приведения к цивилизованной, «западной» форме предпринимательской экономической деятельности.

Первая группа - проблемы теоретические. Выделим, на наш взгляд, самые интересные и перспективные:

1. Выявление основания дифференциации элементов экономической культуры предпринимателя, обусловленное не общим вектором их участия в экономике, а спецификой конкретной (профессиональной) предпринимательской деятельности. Как сильно она влияет на «формат» этого вектора в современной России? Каково обратное воздействие? Как можно корректировать эти процессы?

2. Обоснованность обобщения специфических характеристик экономической культуры конкретных предпринимателей в некую целостность, выражающую экономическую культуру данного (предпринимательского) сообщества в его отличии от других. Является ли она, так сказать, «однородно-производной» от экономической культуры общества, региона или имеет относительную самостоятельность?

3. Влияние одной профессионально-групповой предпринимательской экономической культуры («пласта») на другую, «сопряженность» аналогичных элементов разных экономических культур (субкультур) данного (предпринимательского) сообщества, разных организаций, корпораций, предпринимательских «трудовых коллективов». Это (взаимо)влияние осуществляется «объективно», или нуждается в «управлении»? Кем? Как?

4. Дифференциация экономической культуры предпринимателей на феномены: а) наличные, вполне адекватные задачам формирования цивилизованного предпринимательства; б) феномены имеющиеся, адекватные, но слабые, требующие поддержки; в) отсутствующие, требующие формирования; г) вредные, которым надо противодействовать, купировать. Возможно ли такое «разложение»? Как быть с феноменами амбивалентными? Каков механизм их корректировки?

2018. т. 1

Вторая группа - проблемы скорее практические, но требующие теоретического осмысления:

1. Политическое влияние на экономическую культуру предпринимателей. Разумеется, власть всегда выражает и поддерживает материальные интересы определенных социальных групп. Наши предприниматели, которые в постсоветский период смогли создать «капитал», наивно надеялись на такой «контракт» с властью: мы не мешаем вам «править», а вы нам - «зарабатывать». Но этот «консенсус» получился непрочным, в результате предпринимательство оказалось под «крышей» бюрократии, которая стала использовать имеющуюся власть для своего относительно легального обогащения. Но предпринимательство такая политика, как показывают все кризисы, не поднимает, а «окормляет», «контролирует», в лучшем случае - стабилизирует. Эта «парадигма», очевидно, не является экономически перспективной - данная система обогащения бюрократии рано или поздно начинает тормозить предпринимательство, деформировать систему его экономической культуры, вводя в нее дополнительный (к четырем названным ранее) концепт отношения с начальством.

2. Влияние на экономическую культуру системы права. Исходя из своей ментальности, предприниматель имеет интенцию к поиску новых форм экономической деятельности. А поскольку наличная деятельность так или иначе «схвачена» Законом, то даже субъективно законопослушный предприниматель объективно и потенциально рискует в своих экономических поисках выйти за его пределы. Лукавая формула «разрешено все, что не запрещено» может быть морально-этическим оправданием таких «выходов», но юридической силы не имеет, тем более в условиях (широко отмечаемой в СМИ) склонности работников правоохранительной системы к разным формам «контроля» предпринимательской деятельности.

3. Осмысление роли «социального капитала» для современной экономической культуры предпринимателей. Трудности в осуществлении своей деятельности вынуждают их все более полагаться в делах не на систему, экономические и правовые институции, не на образование и способности, а на «связи»: наращивать объем связей «сильных» (родственники, влиятельные, богатые друзья) и сокращать объем связей «слабых» (с просто знакомыми), не дающих преференций. Чем выше такой социальный капитал у человека,

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

тем скорее он готов заниматься предпринимательской деятельностью (в том числе и участвовать в «теневых» схемах, решать острые финансовые проблемы), искать новые возможности своей работы, опираясь на этот капитал, а не на «рынок». (По данным специалистов Центра социологических исследований РАНХиГС, которые в рамках проекта «Евробарометр в России» регулярно проводят опросы среди 6 тыс. человек, люди, которые обладают большим числом «сильных» контактов (более 100), в 1,5 раза чаще рассматривают возможность заняться предпринимательской деятельностью и чаще имеют свой бизнес на данный момент, чем население в целом [11]).

4. Воспитание отношения к экономической деятельности как рационально-ценностной ментальной установке [12]. Проблема тут в том, что современная отечественная практика предпринимательства по указанным выше причинам не благоприятствует развитию искомого «цивилизованного» предпринимательства; отсюда, в частности, потребности специализированных тренингов, обучения, переподготовки в западных фирмах с их экономической культурой; внедрение новых организационных форм предпринимательской деятельности (одна из проблематичных в частности - «Сколково»).

5. Разумеется, решение всех этих и других возможных проблем рассматриваемой тематики требует осуществления систематического, теоретически и методологически обоснованного мониторинга экономической культуры предпринимателей. Для этого важно правильно выделять группы предпринимателей, просматривать тенденции развития, изменения характеристик их экономической культуры. Но самое главное -выработка и обоснование адекватных критериев оценки, характеристики экономических культур разных групп (пластов) предпринимателей.

Обобщая, можно сказать, что экономическая культура предпринимателя есть содержательная форма «человеческого» капитала предпринимательства, воплощающая в своих концептах и феноменах систему ценностей профессионально-конкретной экономической деятельности предпринимателя как «личностно-инновационного» бизнеса, имеющего общественное значение. Предлагаемый подход позволяет осуществлять искомое «форматирование» экономической культуры предпринимателей путем конкретной работы с названными (пятью) концептами, конкретизированными феноменами экономической

культуры. Такая работа прежде всего необходима для молодых предпринимателей в целях обретения ими искомой идентичности - «западной», «цивилизованной».

Рассмотрение проблематики экономической культуры предпринимателей в данной статье имеет постановочный характер обоснования дальнейших специальных исследований по выделенным направлениям работы.

Литература

1. Лисичкин Г.С. Карл Маркс - злейший враг российских большевиков. Минск: Полифакт, 1993. 112 с.

2. Зомбарт В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. 443 с.

3. Нравственность современного российского общества: психологический анализ. М.: ИП РАН, 2013. 212 с.

4. Королев В.К., Евграфова О.В. Экономическая культура как «форма содержательная» трансформации понятия «человеческий капитал» // Изв. вузов. Сев.-Кавк. регион. Обществ. науки. 2015. № 1.

5. Парфенов К.Н. Экономика и культура. М.: Русаки, 2009. 726 с.

6. Евграфова О.В. Экономическая культура. Ростов н/Д.: Российская таможенная академия, Ростовский филиал, 2016. 230 с.

7. Сущенко В.А. Предпринимательство на трех этапах российской модернизации (вторая половина XIX - начало ХХ века): общее и особенное в исторической судьбе. Ростов н/Д.: ЮФУ, 2011. 188 с.

8. Толмачев Н.И. Культурный менталитет предпринимателя: дис. ... канд. филос. наук. Ростов н/Д.: РГУ, 1997.

9. Усов В.Н. Экономическая культура российского предпринимательства в условиях институциональных трансформаций: дис. ... канд. социол. наук. Майкоп, 2013. 192 с.

10. Пыжиков А.В. О национальной ущербности предпринимателей. URL: www.russiapost. su (дата обращения: 12.09.2017).

11. Вахштайн В.С. Наиболее экономически активные граждане предпочитают уходить в «тень». Результаты социологического опроса. Евробарометр. 2017. URL: www.ranera/ru/ sobytiya/socopros (дата обращения: 09.10.2017).

12. Архипов А.Ю. Становление современного экономического мышления в России. Ростов н/Д.: РГУ, 1999. 226 с.

ISSN 0321-3056 IZVESTIYA VUZOV. SEVERO-KAVKAZSKII REGION. SOCIAL SCIENCES. 2018. No. 1

References

1. Lisichkin G.S. Karl Marks - zleishii vrag rossiiskikh bol'shevikov [Karl Marx - the Worst Enemy of Russian Bolsheviks]. Minsk: Polifakt, 1993, 112 p.

2. Zombart V. Burzhua. Etyudy po istorii dukhov-nogo razvitiya sovremennogo ekonomicheskogo che-loveka [Bourgeois. Etudes on the History of the Spiritual Development of Modern Economic Man]. Moscow: Nauka, 1994, 443 p.

3. Nravstvennost' sovremennogo rossiiskogo ob-shchestva: psikhologicheskii analiz [Morality of Modern Russian Society: Psychological Analysis]. Moscow: IP RAN, 2013, 212 p.

4. Korolev V.K., Evgrafova O.V. Ekonomicheskaya kul'tura kak «forma soderzhatel'naya» transformatsii po-nyatiya «chelovecheskii kapital» [Economic Culture as a "Meaningful Form" of the Transformation of the "Human Capital" Concept]. Izvestiya vuzov. Severo-Kavkazskii region. Obshchestv. nauki. 2015, No. 1.

5. Parfenov K.N. Ekonomika i kul'tura [Economy and Culture]. Moscow: Rusaki, 2009, 726 p.

6. Evgrafova O.V. Ekonomicheskaya kul'tura [Economic Culture]. Rostov-on-Don: Rossiiskaya tamozhennaya akad-emiya, Rostovskii filial, 2016, 230 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Sushchenko V.A. Predprinimatel'stvo na trekh etapakh rossiiskoi modernizatsii (vtoraya polovina XIX -

nachalo XX veka): obshchee i osobennoe v istoricheskoi sud'be [Entrepreneurship in Three Stages of Russian Modernization (the second half of the 19th - early 20th centuries): Common and Special in Historical Destiny]. Rostov-on-Don: YuFU, 2011, 188 p.

8. Tolmachev N.I. Kul'turnyi mentalitet predprini-matelya: dis. ... kand. filos. nauk [Cultural Mentality of the Entrepreneur]. Rostov-on-Don: RGU, 1997.

9. Usov V.N. Ekonomicheskaya kul'tura rossiiskogo predprinimatel'stva v usloviyakh institutsional'nykh transformatsii: dis. ... kand. sotsiol. nauk [Economic Culture of Russian Entrepreneurship in the Conditions of Institutional Transformations]. Maikop, 2013, 192 p.

10. Pyzhikov A.V. O natsional'noi ushcherbnosti predprinimatelei [On the National Inferiority of Entrepreneurs]. Available at: www.russiapost.su. (accessed 12.09.2017).

11. Vakhshtain V.S. Naibolee ekonomicheski ak-tivnye grazhdane predpochitayut ukhodit' v «ten'». Rezu-l'taty sotsiologicheskogo oprosa. Evrobarometr. 2017 [The Most Economically Active Citizens Prefer to Go to the "Shadow". Results of the Sociological Survey. Eurobarometer. 2017]. Available at: www.ran-era/ru/sobytiya/socopros (accessed 09.10.2017).

12. Arkhipov A.Yu. Stanovlenie sovremennogo ekonomicheskogo myshleniya v Rossii [Formation of Modern Economic Thinking in Russia]. Rostov-on-Don: RGU, 1999, 226 p.

Поступила в редакцию / Received 11 ноября 2017 г. / November 11, 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.