Научная статья на тему 'Экономическая культура современного школьника: сущность и условия формирования'

Экономическая культура современного школьника: сущность и условия формирования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
901
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕНОМЕН ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ECONOMIC CULTURE / СОВРЕМЕННЫЙ ШКОЛЬНИК / MODERN PUPIL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Микулан Ромуальд Леонович

В статье на основе теоретического анализа раскрываются современные подходы к определению актуального для педагогической науки и практики феномена экономической культуры современного школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Present-day approaches to define the phenomenon of the economic culture of the modern pupil, that is relevant for the pedagogic science and practice, are revealed in the article on the basis of the theoretical analysis.

Текст научной работы на тему «Экономическая культура современного школьника: сущность и условия формирования»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОГО ШКОЛЬНИКА: СУЩНОСТЬ И УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ

Р.Л. Микулан

ECONOMIC CULTURE OF THE PRESENT-DAY PUPIL: ESSENCE AND FORMATION CONDITIONS

Mikulan R.L.

Present-day approaches to define the phenomenon of the economic culture of the modern pupil, that is relevant for the pedagogic science and practice, are revealed in the article on the basis of the theoretical analysis. The author points out the leading social-pedagogic conditions and measures of its formation in the educational institution, that generally determine the content of the economic education and upbringing system of the pupil, carried into effect at schools.

В статье на основе теоретического анализа раскрываются современные подходы к определению актуального для педагогической науки и практики феномена экономической культуры современного школьника. Автором выделены ведущие социально-педагогические условия и средства ее формирования в общеобразовательном учреждении, определяющие в целом содержание реализуемой в школе системы экономического образования и воспитания личности.

УДК 37.014.54

Социально-экономические изменения в России глубоко затронули все сферы общества, вызвали сложный процесс переосмысления социальных ценностей. Это актуализировало поиск новых подходов к воспитанию, привело к осознанию необходимости соотносить систему воспитания с конкретным человеком, условиями его жизни, развивать у молодого поколения социальную активность, предприимчивость, гражданскую инициативу. В современных условиях ускоренного развития цивилизации возникла необходимость в овладении с раннего возраста экономическими знаниями, умениями жить в новой экономической действительности, быть конкурентоспособным в условиях рыночных отношений. Современное общество требует высокой организации экономической жизни и адекватного ей уровня профессионализма участников экономического и социального процесса. В настоящее время необходимо адаптироваться к изменяющимся условиям, иметь высокую экономическую и потребительскую культуру.

В условиях рыночной экономики принципиально изменились подходы к традиционным морально-нравственным установкам общества. Наряду с концепцией человека «административного» вес приняла концепция «человека экономического», в которой основой является собственный экономический интерес личности как мотив и двигатель ее экономической деятельности. Актуальными качествами личности стали компетентность, рационализм, предприим-

Микулан Р.Л.

«Экономическая культура современного школьника: сущность и условия формирования»

чивость, готовность нести личную ответственность за свои действия.

Особая роль в формировании этих личностных качеств принадлежит общеобразовательной школе. С этой целью в школе стали активно внедряться предметы экономического содержания. Однако, как показывает практика, обеспечение детей только экономическими знаниями не решает задачу их адаптации в динамичных условиях российской действительности. Возникла проблема формирования ценностей, способствующих нравственной устойчивости школьников к негативным явлениям рыночной экономики, их успешной социализации в современном обществе и экономической системе. Таким образом, назрел вопрос о новой культуре участника экономических отношений, о его морально-нравственной направленности.

В этой связи приобретает особую значимость важная педагогическая проблема -необходимость формирования экономической культуры учащихся в условиях общеобразовательной школы.

Областью нашего исследования является экономическая культура школьников. Чтобы определить ее сущность, необходимо выяснить содержание понятия «экономическая культура».

Экономическая культура присуща каждому из элементов экономической системы, всем видам, способам и формам экономической деятельности общества, коллектива, отдельного работника. Экономическая культура является синтезом материального и духовного, она формирует и образа жизни современного общества.

Современный экономический словарь определяет экономическую культуру как систему ценностей и побуждений хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, неприятие настроения "уравниловки", создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т. п.

Справочник по культурологии в большей мере затрагивает духовное и нрав-

ственное начало экономической культуры, понимая ее как совокупность элементов и феноменов культуры, экономического сознания, поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни общества.

Таким образом, как отмечает Ю.В. Пузиенко (2001), экономическая культура не существует сама по себе, вне ткани социальных и политических структур, культурных форм и структур, самосознания (1).

Анализ философской, социологической и педагогической литературы по проблеме формирования экономической культуры показал различие подходов к определению сущности понятия «экономическая культура» относительно ее признаков, отражающих разные направления развития теоретических исследований в области общей культуры.

Для сторонников «личностного» подхода культура есть личностный аспект человеческого бытия, процесс творческой деятельности, творение человеком человеческого мира. Исходя из трактовки культуры как определенной меры формирования, развития и реализации сущностных сил человека в его социальной деятельности, выявляется и ее роль в развитии личности. Культура, согласно этому подходу, выступает средством формирования способностей, потребностей, чувств, то есть социальных сил человека. В русле такого подхода экономическая культура рассматривается как совокупность интеллектуального, практического и эмоционально-ценностного компонентов, позволяющих личности самореализоваться в экономической деятельности и поведении, адаптироваться и интегрироваться в существующие и прогнозируемые социально-экономические условия с учетом морально-нравственных установок общества. Л.Н. Пономарев (1987) подчеркивает, что экономическая культура является важнейшим средством саморазвития, поскольку человек, обладающий сформированной экономической культурой, не только создает, обогащает и потребляет ценности культуры, но и в процессе своего развития поднимается на более высокую ступень свободы (2).

«Технологический» подход, в отличие от личностного, рассматривает культуру как способ (технологию) и как результат деятельности. Эта позиция находит отражение в обозначении экономической культуры как органического знаний, убежденности и творческой практической деятельности, а также результатов этой деятельности, которые создаются людьми в ходе развития общества.

Некоторые исследователи в определении экономической культуры подчеркивают то, что она является одним из видов общей культуры и, имея видовые отличия, несет в своем содержании общие родовые черты: знания, гуманистическую направленность усвоения и развития знаний, их применение в практической деятельности. Так, М.В. Владыка понимает под экономической культурой совокупность способов, форм и результатов деятельности личности в сфере экономики, создающей культурные экономические ценности и являющейся универсальной формой общественного развития человека. А. С. Кондыков, подчеркивая значение экономического мышления, определяет экономическую культуру как единство экономических знаний, экономического мышления, убеждений, умений и навыков с активной трудовой деятельностью (3).

Сегодня представляется актуальным не сводить экономическую культуру к подсистеме профессиональной культуры, а определять ее в качестве важной составляющей общей культуры, что предполагает ее формирование уже в детском возрасте, в системе воспитательной и учебной деятельности образовательного учреждения.

В свете современных тенденций обозначились новые подходы к определению рассматриваемого феномена. Ученые Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг, Е.Б. Стародубцева (2002) трактуют экономическую культуру как систему ценностей и побуждений к хозяйственной деятельности, уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху как к большому социальному достижению, создание и развитие социальной среды для предпринимательства. На наш взгляд, данное

определение экономической культуры трактуется с учетом современных социально-экономических условий и отражает рыночную, коммерческую сторону общественных отношений (4).

Теоретическое обоснование понятия «экономическая культура школьников» представлена в работах А.Ф. Аменда, В.М. Матушкина и др. В частности, В.М. Матушкин подчеркивает, что экономическая культура есть не только совокупность усвоенных экономических знаний, но и профессиональное мастерство кадров, сформированность экономически значимых качеств личности для участия в экономической деятельности. Профессор А.Ф. Аменд (2001) утверждает, что экономическая культура представляет собой совокупность достижений в области экономической науки и практики, отражающую уровень экономических знаний школьников, их умения, навыки и опыт хозяйствования в быту, школе, на производстве, развитость их экономического мышления и сознания (5).

Экономическая культура в педагогической трактовке (Е.Г. Баранюк, 2005) предполагает развитие индивидуальности и формирование системы ценностей, а именно:

• воспитание базовых личностных качеств - трудолюбия, ответственности, настойчивости, деловитости, чувства хозяина, собственника;

• восприятие важных экономических категорий - труд, собственность, потребность, богатство и других - в духе экономического гуманизма и в рамках национального, экономического и социально-исторического уклада жизнедеятельности;

• воспитание бережного отношения к средствам и результатам труда, ко времени и материальным ценностям;

• стремление создавать материальные и духовные ценности, реализовывать свои силы, возможности, способности;

• стремление подражать лучшим представителям российского предпринимательства;

• осознание себя потребителями и умение защищать свои права как потребителя;

Микулан Р.Л.

«Экономическая культура современного школьника: сущность и условия формирования»

• понимание выгоды образования, развития, совершенствования;

• осознание богатства природных и человеческих ресурсов своей родины, интеллекта, традиций прошлого (6).

Таким образом, анализ понятия «экономическая культура» позволил отметить различные подходы к его определению. Сегодня, как мы считаем, под экономической культурой школьников следует понимать часть общечеловеческой культуры, основанную на совокупности экономических знаний, умений, навыков и ценностного опыта готовность к осознанному участию в экономической жизнедеятельности (в качестве объекта или субъекта экономических отношений). Важным теоретическим выводом является, по нашему мнению, понимание экономической культуры школьников как результата целенаправленного, организованного, вариативного, технологичного экономического образования и воспитания.

Анализ теоретических источников и передовой педагогической практики по проблеме формирования экономической культуры школьников позволяет определить следующие важнейшие социально-педагогические условия эффективности данного процесса:

• влияние социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране, на цель, задачи и содержание экономического образования и воспитания современных школьников;

• учет особенностей детей школьного возраста и возможностей основного и дополнительного образования в данном процессе;

• взаимодействие школы и семьи в реализации задач формирования экономической культуры учащихся;

• связь общеобразовательного учреждения со средой, в том числе с рыночной инфраструктурой социума;

• собственная экономическая деятельность школы и участие в ней школьников и др.

В качестве важнейших педагогических средств формирования экономической куль-

туры школьников, на наш взгляд, могут быть названы:

• осуществление непрерывности, преемственности и динамичности процесса формирования экономической культуры школьников;

• включение в образовательную программу школы широкого спектра основных и элективных курсов экономической направленности, при этом содержание обучения школьников основам экономики ориентированно на современный уровень развития экономической науки;

• взаимодействие основного (базового) и дополнительного образования;

• использование инновационных педагогических технологий, ориентированных на применение достижений современной научно-технической и экономической мысли (информационные, дистанционные, проектные и др.);

• активное внедрение в учебный процесс методов формирования экономических умений и навыков (дидактические игры и практикумы по экономике, решение проблемных экономических ситуаций, составление и решение задач с экономическим содержанием, разработка экономических проектов и др.);

• обеспеченность реализации содержания экономического образования и воспитания учебно-методическими материалами;

• диагностическое обеспечение формирования базисных компонентов экономической культуры школьников;

• экономическая компетентность и культура самих педагогов школы.

Указанные средства в целом составляют, по сути, реализуемую в школе систему экономического образования и воспитания личности.

При этом деятельность школы по формированию экономической культуры учащихся должна быть ориентирована на развитие у них качеств адаптированного человека в условиях рыночной экономики. Направлениями такой работы, например, являются:

1. Формирование нового экономического мышления, нового отношения к труду.

2. Экономическое образование и воспитание учащихся.

3. Повышение качества обучения в образовательных учреждениях как на уроках общеобразовательного цикла, так и уроках экономики, обществознания и технологии.

4. Организация производительного труда учащихся во внеурочное время.

5. Подготовка учащихся к управленческой деятельности.

6. Развитие индивидуальных качеств личности для вхождения в социум.

7. Проведение деловых игр как на уроках, так и во внеурочное время.

8. Профессиональная ориентация учащихся школ.

9. Подготовка к адаптации во время изучения основ наук.

ЛИТЕРАТУРА

1. Пузиенко Ю.В. Экономическая культура педагога. -М., 2001.

2. Пономарев Л.Н., Попов В.Д., Чичканов В.П. Экономическая культура: сущность, направления развития. - М.: Мысль, 1987.

3. Боровикова Т.В. Педагогические основы формирования экономической культуры школьников. - Соликамск, 1999.

4. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - М.: Инфра-М, 2002. - 480 с.

5. Аменд А. Ф. Профориентация в системе экономического воспитания школьников // Трудовое воспитание и профессиональное самоопределение школьников. Челябинск, 2001. С. 87-102.

6. Баранюк Е.Г. Экономическое образование: перспективы и проблемы // 10-е городские педагогические чтения. - Екатеринбург, 2005.

Об авторе

Микулан Ромуальд Леонович, соискатель кафедры теории и практики управления образованием СГУ. Автор 2 научных статей и методических рекомендаций. Область научных интересов: формирование экономической культуры школьников как фактор экономической безопасности, содержание и технологии экономического воспитания учащихся общеобразовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.