Научная статья на тему 'Экономическая интеграция страны в условиях структурной модернизации экономики'

Экономическая интеграция страны в условиях структурной модернизации экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
129
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭКСПОРТ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Искаков Санимжан Ербозымович, Мекин Мадениет Адилович

Экономическая интеграция является актуальной темой. В статье рассматривается экономическая интеграция Казахстана в условиях структурной модернизации экономики. Дается понимание экономической интеграции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экономическая интеграция страны в условиях структурной модернизации экономики»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

УДК 339 Искаков Санимжан Ербозымович кандидат экономических наук,

Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем, г.Уральск

E-mail: [email protected] Мекин Мадениет Адилович

магистр экономических наук, Казахстанский университет инновационных и телекоммуникационных систем, г.Уральск E-mail: [email protected]

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАНЫ В УСЛОВИЯХ СТРУКТУРНОЙ

МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

Аннотация

Экономическая интеграция является актуальной темой. В статье рассматривается экономическая интеграция Казахстана в условиях структурной модернизации экономики. Дается понимание экономической интеграции.

Ключевые слова

Интеграция, экономическая интеграция, модернизация, единое экономическое пространство,

экспорт, диверсификация экономики.

Понимание сути экономической интеграции связано со сложностью и спецификой происходящих процессов, в той или иной степени затрагивающих все стороны общественной жизни. Мировой кризис, поразивший страны европейской интеграции, прошедшей все названные стадии, ныне вновь подверг тестированию сущностные компоненты интеграционных процессов Европы, которые долго служили образцом в реформировании экономик различных стран. Необходимо констатировать, что развитие самой теории интеграции невозможно без прослеживания вне учета новых условий.

Между тем, нам представляется, что недоучет многогранных аспектов интеграции, преломленных через призму экономики отдельно взятой страны, а также признание лишь приоритетности планетарных, локально региональных свойств, вне странового характера, без отражения в них качественных трансформаций уже дали мировому хозяйству тяжелые уроки. Так, например, этим предопределен факт того, что европейская интеграция сегодня не выдержала требований современного мира, и кризис охватил всю периферийную систему, т.е. страны блока.

Отсюда диктуется необходимость рассмотрения сути экономической интеграции в узком смысле. Другими словами, сегодня страновой аспект в процессах интеграции превращает ее в объект углубленного изучения.

По мере расширения пространственных возможностей межстранового передвижения товаров, рабочей силы и капиталов из страны и обратно, в пределах региона, требуется формирование адекватного механизма хозяйствования, направленного на устранение многообразных административных и экономических барьеров.

Не умаляя значимости того, что экономическая интеграция является непосредственным проявлением интернационализации экономической жизни, хотя и не тождественна ей, не стоит умалять значимости в интегрировании страны, комплекса трансформирующихся процессов в самой национальной экономической системе, обусловливающих, тем самым, непосредственно внутренние параметры развития страны.

С одной стороны, интеграция как триединое явление выражает более высокую ступень интернационализации, требующую коллективного управления процессом экономических отношений между странами; сознательно регулируемый государствами и наднациональными органами управления

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

процесс создания и функционирования международных хозяйственных комплексов в рамках групп государств.

С другой стороны, экономическая интеграция есть явление в национальной экономической системе любой отдельно взятой страны, воплощающаяся в реализации принятых стратегий социально-экономического развития. В этом плане экономическая интеграция служит, прежде всего, стратегической платформой для модернизации экономики страны, импульсом для ранжирования приоритетов в ее развитии, фактором усиления конкурентных позиций, средством разрешения задач упрочения ее связей, создания условий для свободного движения факторов производства и др.

Возрастание значимости экономической интеграции с точки зрения развития национальной экономической системы в настоящее время связано с:

- ростом возможностей интеграции страны, как через развитие двухсторонних экономических отношений, так и на основе многосторонних отношений или через различные международные и региональные организации. Соответственно, мировая практика показывает, что с одной стороны, страна может осуществлять процесс интеграции в мировую экономику в многостороннем формате, «с различной скоростью». С другой стороны, полномасштабная интеграция должна пройти в обязательном порядке определенные стадии становления и развития сотрудничества;

- перевоплощением экономической интеграции все более в катализатор и локомотив для других областей сотрудничества не только между различными странами и народами мира, но и внутри отдельно взятой страны. В этом плане наши суждения практически воплощаются в идею получения «нарастающего эффекта, когда в процессе взаимодействия участники переходят на новый уровень интеграции, охватывая один сектор за другим. По сути, экономическая интеграция ведет не только к «экономическому объединению государств на базе развитых стабильных связей между ними и международной дифференциации труда, но и взаимодействию структур воспроизводства на разных уровнях и в разных формах» [1, с.37].

Надо полагать, что именно такими специфическими условиями, к которым следует адаптировать теорию и практику модернизации в Казахстане, относятся современные тенденции во взаимодействии его с Россией, Беларусью в рамках формирующегося Единого экономического пространства. В этом плане модернизация казахстанского общества есть процесс конвергенции с успешно развивающимися странами мира. Ставя перед собой задачу интегрирования в пятидесятку, а затем и в тридцатку развитых стран, Казахстан перевоплощается в ее составную часть. При этом поставленная задача ускоренного развития экономической сферы в направлении высокотехнологичной индустриализации и формирования базиса постиндустриальной экономики зиждется на таких ключевых направлениях:

- институционального развития, соответствующего требованиям роста динамических конкурентных преимуществ национального хозяйства;

- системной трансформации экономики страны в целях достижения устойчивости развития;

- инновационного преобразования системы производительных сил, являющихся ядром технологических изменений.

Конечно, же, все названные факторы взаимообусловлены и взаимозависимы, потому маневрирование ими в проводимой политике, использование их в различных композициях с учетом национальной составляющей, формируют различные модели экономических реформ.

В реализации феномена модернизации, как целевой установки современного этапа развития казахстанского общества, определяющими стали мировые экономические тенденции, сфокусированные в рамках формирующегося единого экономического пространства.

К числу основных мировых экономических тенденций, имеющих прямое влияние на выбор стратегии развития казахстанской экономики, относятся:

1) ускоренные темпы научно-технического прогресса, обусловившие переход на инновационный тип развития экономики с производством продукции с высоким уровнем технологичности, наукоемкости и добавленной стоимости;

2) усиление взаимозависимости и взаимосвязи экономик разных стран при росте международной

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

экономической конкуренции.

Этими тенденциями должна определяться структура экономики республики, если целью являются ликвидация отсталости, выход на современный уровень развития, преодоление отставания от развитых постиндустриальных стран.

Надо согласиться с мнением Н. Нурлановой о том, что для современного этапа развития Республики Казахстан государственное регулирование экономики имеет особое значение, вызванное тем, что текущая экономическая политика республики мало отличается от политики типичной «ресурсной» страны, институты в которой еще не развиты или недостаточно совершенны. Соответственно, в числе главных приоритетов системной модернизации Казахстана в условиях усиления глобальной конкуренции ею названо формирование новой экономики инновационного типа и технологическая модернизация сырьедобывающих отраслей, являющихся основой казахстанского экспорта и главным источником пополнения государственного бюджета и золотовалютных резервов страны. Пропорции между ними и направления диверсификации и развития должны определяться целенаправленным государственным регулированием исходя из национальных интересов [2].

Все это потребовало дальнейших усилий в преобразованиях в сфере оптимизации деятельности предприятий в рамках решения «задач по выпуску продукции и услуг с высокой добавленной стоимостью, либерализации торговли и обменного курса, развития инфраструктуры, небанковских финансовых институтов» [3].

Представляется, что среднесрочная перспектива в ходе подготовки к вступлению стран в Таможенный союз в качестве ключевых мер предопределила необходимость сосредоточения на основных направлениях программы модернизации в странах ТС. Об этом писал А. Кошанов, акцентируя внимание на том, что на определенном этапе, т.е. в условиях работы Таможенного союза, не обойтись без них [4]. Эти точечно-инновационные приоритеты в рамках всех стран-участниц Союза получили воплощение в стратегии развития Единого экономического пространства.

При этом предопределена была необходимость сосредоточения, в первую очередь, на:

- росте инноваций во всех отраслях и повышении производительности фирм, поддержке инновационной активности малого бизнеса;

- увеличении доли высокотехнологичных отраслей в ВВП;

- привлечении инвестиций (включая иностранные) в обрабатывающие производства;

- поддержке экспорта в отраслях с высокой добавленной стоимостью.

Между тем, оказалось, что постановка этих проблем требует учета специфики стран, поскольку для Беларуси основная проблема инновационного развития заключалась в чрезмерно высокой доле государственного сектора в экономике и неразвитости рыночных механизмов. Для Казахстана же, как и России, проблема состояла в преодолении сырьевой направленности экспорта и необходимости диверсификации экономики.

В этом плане справедливо изречение о том, что «мировой опыт успешных структурных изменений в экономике показывает, что ключевой для структурной перестройки является поддержка тех производств, которые несут в себе элементы развития, а не просто рост масштабов производства» [5].

Отсюда, на наш взгляд, задача заключалась в том, чтобы увести страну с дороги быстрой трансформации Казахстана в типичную страну третьего мира с сырьевой экономикой на путь расширения сырьевого экспорта. Эта двуединая задача требует в стратегии экономического развития республики дальнейшей переориентации посредством сокращения доли добывающих отраслей и стимулирования роста производств обрабатывающего сектора.

Объясняя данную ситуацию А. Есентугелов, пишет о том, что сегодня облик национальных экономик определяют высокотехнологичные, наукоемкие отрасли, которые создают высокую добавленную стоимость и обеспечивают стабильное и поступательное их развитие. Развитие же сырьевого сектора подвержено частым изменениям, колебаниям. Конъюнктура мирового рынка продукции изменчива, чувствительна к капризам мирового политического и экономического процессов. К тому же, этот сектор невосприимчив к научно-техническому прогрессу как фактору роста» [6]

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

Думается, что и при модернизации «сверху» и «снизу» [7] для определения приоритетных для развития в нашей стране отраслей «целесообразно исходить, с одной стороны, из современных мировых экономических тенденций, с другой, - из того, чем располагает страна, какие есть национальные преимущества.

Более того, правомерным будет к этому добавить и третий момент - реализацию национальных преимуществ в условиях расширения торгуемого пространства. Совместные усилия стран-партнеров в условиях работы потребителей и производителей, в рамках рынка емкостью в 170 миллион человек, позволят обеспечить структурные сдвиги, базирующиеся на инновациях, развитие наукоемких производств, соответствующих перспективным направлениям формирования современного технологического уклада, создания заделов становления следующего могут дать наибольший эффект.

Стремление любой страны к региональному сближению, как считает Исингарин Н., является объективным и закономерным процессом. По его мнению, «интеграция экономик позволяет получать каждому его участнику дополнительный, системный эффект, которого не могут иметь другие страны, ограниченные только взаимной торговлей» [8]. Реализация этой тенденции характеризует стремление страны создать территориальные единицы высшего уровня на их собственной базе или на базе отдельных регионов, а в пределах территории - разгрузить государственные центры и создать новые субцентры управления, изменить механизм хозяйствования на рынке.

Структурные изменения могут быть реализованы в продуктово-отраслевой структуре хозяйства и проследить их можно на всех уровнях хозяйственной иерархии, как на макро, так и мезо и микроуровнях.

Управление структурными сдвигами рисует широкую палитру изменений, которые могут быть проявлены

- в составе производства и потребления общественного продукта, всех факторов производства, начиная от материальных ресурсов, инвестиций и основного капитала и трудовых ресурсов;

- в регионально-отраслевой структуре;

- в институциональных формах в результате преобразований

которые имели место в ходе осуществляемых реформ страны (формы собственности, механизмы регулирования, методы в организации и управления производством).

Как бы не выделялась каждая из названных форм, в результате возвышения в качестве приоритета на том или ином историческом этапе реформы, надо понимать, что формула успеха зависит от тесноты увязки структурных компонентов. И, как правило, чем сильнее их взаимосвязь, тем надежнее темпы экономического роста, выше эффективность функционирования хозяйства и, в конечном итоге, качество жизни.

Интенсивность и эффективность структурных преобразований определяется динамически меняющимися общественными потребностями (платежеспособный спрос) и научно-техническим прогрессом. При этом различную степень динамизма этих процессов опосредуется уровнем сотрудничества бизнеса и государства.

Список использованной литературы:

1. Экономика Европейского Союза. - М.: Экономика, 2003.- 399 с.

2. Нурланова Н. Системная модернизация экономики Казахстана: проблемы и пути решения: доклад на G-Global http://www.group-global.org/ru/lecture/view/1697

3. Барсукова С. Ю. Неформальная практика российского бизнеса в зеркале транзакционных издержек // Социологические исследования. - М., 2000. - № 4. - С. 39-49.

4. Кошанов А. Индустриально-инновационная стратегия и экономический рост. - Алматы: Казыгурт баспасы, 2012. - 384 с.

5. Кенжегузин М. Б. Казахстанская модель устойчивого экономического развития: научные основы построения и реализации // Проблемы устойчивого экономического развития в условиях глобализации. Т.

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 6 / 2018.

1. - Алматы, ИЭ МОИ РК, 2003.

6. Есентугелов А. Е. Темпы и факторы устойчивого экономического роста в Казахстане // Проблемы устойчивого экономического развития в условиях глобализации. Алматы: ИЭМОН РК, 2003.

7. Стратегия процветания страны в условиях меняющегося мира. - Алматы, 2011.- 399 с.

8. Исингарин Н. Проблемы интеграции в СНГ. - Алматы: Атамура, 1998.- С. 4,5,12-14,173, 202-205.

© Искаков С.Е., Мекин М.А., 2018

УДК 339.138

Корякин А.В.,

студент 1 курса (магистратура), ВятГУ,

г. Киров, РФ e-mail: [email protected]

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ

КОМПЕТЕНТНОСТИ

Аннотация

Современные тенденции глобализации, усиления конкуренции и сокращения жизненных циклов продукции выводят на первый план такие качества предприятия, как гибкость и адаптивность, зависящие от способности как отдельных сотрудников, так и фирмы в целом накапливать опыт и обучаться на его основе. Фирмам необходимо анализировать, каким образом нарастает их маркетинговая компетентность, и стремиться управлять этим процессом. Одним из важнейших этапов оценки и развития маркетинговой компетентности организации является формирование качественного организационного механизма.

Ключевые слова:

Маркетинговая компетентность, организационный механизм, оценка отклонений,

анализ предприятия, контроль.

Механизм процесса управления маркетинговой компетентностью должен учитывать, помимо необходимости постоянного появления новых знаний, следующие особенности [1, 3]:

- быстрое устаревание маркетинговой информации, ведущее к необходимости сортировать знания и избавляться от устаревших;

- разделение маркетинговой стратегии и тактики, соответственно требующее развития стратегической и тактической компетентности;

- учет фактора времени в решении вопроса о генерации или приобретении дополнительной компетентности;

- наиболее прочное усвоение новых методов работы не только через их применение, но и через обучение других этим методам;

- необходимость комплексного подхода к развитию организационной компетентности, так как развитие одного из ее аспектов неизбежно приводит к изменению методов ведения работы, что влечет за собой необходимость приводить в соответствие и прочие компоненты организационной компетентности.

На рисунке 1 представлен механизм оценки и формирования маркетинговой компетентности предприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.