Проба пера
^ІгіШСгіІДІлгРІлгДІлдідНІїлігіілШ^ДЕп^Ц
Денис Качеев
Евразийское экономическое сообщество
«Людей и народы заставляют делать выводы из былого; между тем лишь то, что будет, что предстоит сделать сейчас, объяснит нам, что, собственно, было и какое имело значение»1. Эти слова принадлежат польскому писателю Каролю Ижиковскому, и, как мы считаем, они применимы к идеологии евразийства на современном этапе. Просуществовав десятилетие, расколовшись и потерпев крах, ныне евразийство переживает второе рождение. В Казахстане, который является одним из лидеров в проведении интеграционных процессов на постсоветском пространстве, евразийство воспринимается широко, и данное понятие распространяется его сторонниками на народы, населяющие континент. В Казахстане проводятся исследования, имеющие своей целью определить, какова роль евразийства в будущем Республики2. При этом учитывается, что многие основные положения так называемого «классического евразийства» не могут быть применимы к современному Казахстану. Поэтому чаще всего под евразийством понимают основное направление геополитики Казахстана как мощный фактор экономической, политической и духовной интеграции народов Евразии3. Нам представляется, что в условиях глобализации и вестернизации важно сохранить свое лицо, свою историко-культурную идентичность. В связи с этим нельзя обойти ЕврАзЭС как важный консолидирующий фактор .
Географическое расположение Республики Казахстан в самом сердце Евразии обусловливает его многовекторную политику. Гранича с великими державами - Россией и Китаем, Казахстан ведёт разумную и дальновидную политику. Ее символом и гарантом на сегодняшний день является президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, который
явился инициатором образования ЕврАзЭС.
Еще ранней весной 1994 года в Великобритании, выступая в Королевском институте международных проблем, Н.А. Назарбаев отметил две тенденции развития постсоветского пространства: становление национальной государственности и стремление к интеграции стран СНГ, которая должна выразиться в формировании нового интеграционного объединения для создания в регионе «пояса стабильности и безопасности» . Более подробно идея формирования Евразийского союза была изложена Н.А. Назарбаевым в марте 1994 года в МГУ имени М.В. Ломоносова5. В сентябре 1994 года в Алматы прошла научнопрактическая конференция «Евразийское пространство: интеграционный потенциал и его пеализация» В ней приняли участие государственные, политические, общественные деятели, учёные представители СМИ почти всех стран Содружества. С обращением к Московскому совещанию глав государств - участников СНГ «Евразийскому союзу быть» выступило Международное движение демократических реформ . Форум «К новому согласию», ооганизованный по инициативе Международного движения демократических реформ, полностью поддержал инициативу о создании Евразийского союза. 1В июня 1994 года форум поовёл конференцию «Евразийское сообщество: общее и разнообразное», в которой приняли участие представители партий и общественных движений постсоветских государств. Шла интенсивная работа над проектом «О формировании Евразийского союза государств», который был опубликован в июне 1994 года6. Однако до учреждения Евразийского экономического сообщества оставалось еще шесть лет, которые явились периодом плодотворного сотрудничества между странами СНГ.
В январе 1995 года президенты Беларуси, Казахстана, Российской Федерации подписали пакет документов о Таможенном союзе, которыми определялись обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и капиталов, рабочей силы, а также согласованная торговая, таможенная, валютная политики и другие направления7. '
29 марта 1996 года между Беларусью, Казахстаном, Киргизией и Россией был подписан Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях. Таким образом, в СНГ сложилось «интеграционное ядро», которое явилось движущий силой процессов на постсоветском пространстве.
В феврале 1999 года в таможенный союз входит Таджикистан. По предложению Н. Назарбаева странами Таможенного союза был разработан и в начале 1999 года принят долговременный стратегический документ — Договор о таможенном союзе и Едином экономическом пространстве (ЕЭП). В документе были заложены основы согласованной стратегии интеграционной деятельности на длительную перспективу с учетом дружеских отношений между государствами, взаимного уважения суверенитета и норм международного права. В рамках единой формирующейся таможенной территории были приняты соглашения о единых • условиях транзита через территории государств-участников Таможенного союза, об общем таможенном тарифе, о взаимных безвизовых поездах граждан и др. «Пятерка» действовала в рамках дружественных отношений и взаимной выгоды. Причем, наметился переход от декларативных, «провозглашательных» идей к идеям, находящим свое воплощение в конкретных действиях. Вопросы социальной направленности занимали в Таможенном союзе особое место. В частности, в апреле 1998 года главами государств Таможенного союза было принято заявление «О десяти простых шагах навстречу простым людям». Также, после выхода государств из Бишкекского соглашения о безвизовом передвижении граждан СНГ, огромное значение имело принятое правительствами «пятерки» 30 ноября 2000 года Соглашение о взаимных безвизовых поездках своих граждан. Политика, провидимая государствами Таможенного союза, привела также к определенным положительным экономическим изменениям. Например, по сведениям, приводимым Н. Исингариным, к 2001 году товарооборот в Таможенном союзе по сравнению с 1994 годом возрос на 88 %, в то время как в целом по СНГ за этот же период рост товарооборот составил всего 10 %.
В апреле 2000 года в Алматы прошел Международный экономический саммит «Евразия - 2000», который был организован Всемирным экономическим форумом под патронатом Президента Республики Казахстан Нурсултана Назарбаева, где рассматривалось место и роль Евразии в новом тысячелетии. Задача саммита - способствовать более интенсивной интеграции стран региона в мировые хозяйственные связи. По словам занимавшего в то время пост премьер-министра РК Касымжомарта Токаева, саммит явился «важнейшим экономическим событием для республики и всего региона»8. Основными целями Евразийского саммита явилась оценка политической и экономической ситуации в регионе. На повестке дня саммита было обсуждение потенциальных возможностей и перспектив развития инвестиционной политики, более тесная интеграция стран Евразии в мировую экономику и активизация привлечения иностранных инвестиций. Участниками форума стали около 500 политических лидеров, ведущих бизнесменов, а также международных экспертов из 40 стран мира. Президиум саммита был представлен главами государств и правительств Грузии, Армении, Азербайджана, Таджикистана, Узбекистана. В работе форума приняли участие видные политические и общественные деятели России, Ирана, Турции, КНР, Монголии, представители правительств США, Японии, Бельгии! Кореи, Великобритании, стран СНГ. На форуме были широко представлены международные корпорации, иностранные компании и банки. Выступая на саммите, Президент РК Н. Назарбаев отметил: «Не менее важным направлением я считаю экономическое сотрудничество между странами Евразии. Государства евразийского материка должны
решительно высказаться в пользу стабильности»9. Тацуо Арима, специальный посланник правительства Японии, подчеркнул, что «создание транспортного коридора между Азией и Европой является важнейшим элементом экономической инфраструктуры евразийского континента»10. В общем, на саммите были обсуждены состояние инвестиционного климата и возможности стран региона, геополитические аспекты сосуществования государств Евразии с соседними странами и целый спектр различных вопросов11.
В мае 2000 года на саммите в Минске президенты пяти государств, отметив позитивные изменения в рамках Таможенного союза и формировании Единого экономического пространства, признали необходимым активизацию усилий по созданию эффективного механизма интеграции. Возникла идея формирования базы Таможенного союза как экономической организации с наделением ее функциями, связанными со вступлением в ВТО, единой внешнеэкономической политикой и т.д.
Наконец 10 октября 2000 года в Астане главами государств-участников Таможенного союза был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС)12. Основной целью ЕврАзЭС является эффективное продвижение процесса формирования Единого экономического пространства3. Органами управления ЕврАзЭС являются:
- Межгосударственный Совет (Межгоссовет) - высший орган ЕврАзЭС. В его состав входят главы государств и главы правительств;
- Комиссия постоянных представителей - обеспечивает работу сообщества в период между заседаниями Интеграционного комитета;
- Секретариат Интеграционного комитета во главе с Генеральным Секретарем -занимается организацией работы и информационно-техническим обеспечением Межгоссовета и Интеграционного комитета;
- Межпарламентская Ассамблея (МПА) Содружества - является органом парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС;
- Суд Сообщества - обеспечивает единообразное применение действующих в рамках Сообщества договоров, а также рассматривает споры экономического характера14.
Деятельность ЕврАзЭС направлена на решение задач в области внешнеторговой и таможенной политики (оформление режима свободной торговли, формирование единого таможенного тарифа, выработка согласованной позиции государств-членов во взаимоотношениях с ВТО, обеспечение экономической безопасности на внешних границах сообщества, борьба с контрабандой и т.д.); в области экономической политики (обеспечение взаимодействия валютно-финансовых систем, формирование общей транспортной системы и общего энергетического рынка и т.д.); в социально-гуманитарной области (гармонизация национальных систем образования, развития науки и культуры и т.д.)15. 2001 год стал временем организационного становления новой международной структуры. Органами управления были подготовлены и приняты нормативно-правовые документы, определяющие деятельность ЕврАзЭС. Формируется постоянный аппарат - Секретариат16. *
Приводимые ниже таблицы содержат данные, доказывающие эффективность и необходимость ЕврАзЭС. В частности, это видно по объемам экспорта и импорта. Если в 1995 году на страны, входящие в Таможенный союз, приходилось 48,3 % (2535,3 млн долл.) экспорта из общего объема СНГ, то к 2000 году эта доля сократилась до 21,4 % (1882,2 млн долл.). Объем импорта из этих стран в 1995 году, составлявший 2020,6 млн долл., или 53 1 % всего импорта из стран СНГ, сократился в относительной величине на 3,2 процентных пункта, достигнув 49,9 %. Создание же ЕврАзЭС положительно отразилось на объемах внешней торговли. Возьмем, к примеру, Казахстан, где только за первый год функционирования сообщества объем экспорта стабилизировался, а в относительном исчислении увеличился на 0,4 процентных пункта. За этот же год республика импортировала из стран ЕврАзЭС продукции на 2 973,9 млн долл., что превысило аналогичный показатель
2000 года на 460,4 млн долларов. Растет и сотрудничество стран ЕврАзЭС в отдельных секторах экономики, но тут прослеживается и определенная диспропорция в сторону наиболее «тяжелых» отраслей, таких, как, например, топливно-энергетический комплекс.
Динамика экспорта Республики Казахстан в страны ЕврАзЭС (в млн долл.) в 1995 - 2001 годах
Страна 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
ВСЕГО в СНГ 5250,2 5911,0 6497,0 5334,1 5871,6 8812,2 8631,5
Страны Таможенного союза 2535,3 2702,9 2452,0 1703,8 1260,8 1882,2
Доля стран ТС в СНГ, % 48,3 45,7 37,7 31,9 21,5 21,4
ЕврАзЭС — — — — — 1885,3
Доля ЕврАзЭС в СНГ, % — 21,8
Беларусь 54,2 46,2 43,0 21,7 11,9 19,9 5,1
Кыргызстан 74,9 111,6 66,2 60,3 59,1 58,3 86,5
Россия 2365,8 2484,4 2287,8 1579,0 1146,5 1751,4 1732,5
Таджикистан 40,4 60,7 55,0 42,8 43,3 52,6 61,2
Динамика импорта Республики Казахстан из стран ЕвраАзЭС (в млн долл.) в 1995 - 2001 годах
Страна 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001
ВСЕГО из СНГ 3806,7 4141,1 4300,8 4313,9 3655Д 5040,0 6445,6
Страны Таможенного союза 2020,6 2553,6 2097,6 1824,3 1425,6 2513,5
Доля ТС в СНГ, % 53,1 61,7 48,8 42,3 39,0 49,9
ЕврАзЭС — — — ... — 2973,9
Доля ЕврАзЭС в СНГ, % — 46,1
Беларусь 77,8 120,5 58,4 60,0 38,3 39,5 46,3
Кыргызстан 31,0 91,0 63,5 51,1 32,5 30,1 33,4
Россия 1899,7 2324,6 1969,4 1709,6 1351,8 2439,2 2891,9
Таджикистан 12,1 17,5 6,3 3,6 3,0 4,7 2,3
Сравнительные экономические показатели в 2001 году по странам ЕврАзЭС
Показатель Казахстан Россия Беларусь Кыргызстан Таджикистан
Рост ВВп, % 113,5 105,7 104,1 105,3 110,2
Рост промышленного производства, % 113,8 104,9 105,4 105,4 114,8
Рост сельского хозяйства, % 117,0 107,0 102,0 107,0 111,0
Рост объёмов инвестиций в основной капитал, % 145,0 109,0 94,0 84,0 -
Показатель Казахстан Россия Беларусь Кыргызстан Таджикистан
Рост объёма розничного товарооборота, % 115,0 111,0 128,0 106,0 102,0
Индекс потребительских цен, % к декабрю предыдущего года 106,4 118,6 146,1 103,7 112,5
Дефицит (профицит) государственного бюджета, % к ВВП -0,4 2’9 -1,1 0,4 . 0,2
Уровень безработицы, % 2,9 1,6 2,3 зд 2,5
Средняя заработная плата, долл. США 116,0 112,0 88,0 29,0 10,0
Экспорт, млн. долл. 8631,0 99198,0 7428,0 476,0 652,0
Импорт, млн. долл. 6446,0 41528,0 8049,0 467,0 688,0
Примечание. Данные представлены по материалам газеты «Казахстанская правда» от 21 февраля 2003 года.
В апреле 2002 года в Алматы прошел Евразийский экономический саммит, основная тема которого была «Обеспечение стабильного роста в периоды нестабильности». На саммите Н.А. Назарбаев определил ряд важных задач: укрепление глобальной и региональной ядерной безопасности, выведение Афганистана из тяжелейшего политического, экономического и социального положения, в котором он находится; создание эффективной системы безопасности в Центральной Азии и в целом на Азиатском континенте17. Также Евразийский экономический саммит считается филиалом Давосского экономического форума, что придает ему международный экономический и политический авторитет и влияние 8. В мае 2002 года к ЕврАзЭС в статусе наблюдателей присоединились Молдова и Украина19.
2003 год явился переломным годом в интеграционных процессах стран-членов ЕврАзЭС. 19-20 февраля в Москве прошел I Экономический форум ЕврАзЭС, который имел целью активизировать взаимодействие предпринимательских структур стран Сообщества, развивать диалог между бизнесом и властью. Н.А. Назарбаев отметил очевидный застой в интеграционных процессах последнего времени и подчеркнул важность формирования единого рынка политическими и бизнес-элитами стран Сообщества и призвал их «стать выше узковедомственных и узконациональных интересов»20. Глава российской делегации М. Касьянов отметил необходимость создания общей платежной системы на основе национальных валют. В качестве единой расчетной валюты М. Касьянов предложил рубль20. Н.А. Назарбаев поддержал идею введения единой валюты, однако не в виде рубля, а в виде новой валюты - «алтын»., Н.А. Назарбаева поддержал спикер Совета Федерации С. Миронов. В рамках ЕврАзЭС предполагается, что единая валюта будет введена к 2011 году. Г. Марченко отметил, что, скорее всего, за основу будет взят сценарий введения евро21. Недаром, еще Генсек ЕврАзЭС Г. Рапота говорил, что «ЕврАзЭС - это как бы небольшая модель Евросоюза»22. Работа Евразийского экономического форума была оценена высоко, СМИ отметили, что «мы перешли от разговоров об интеграции на высоком уровне глав государств - к интеграции в повседневной жизни»23.
27 апреля 2003 года в Душанбе состоялось VII заседание Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав государств под председательством Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. В. Путин выразил убеждение, что благодаря согласованным действиям
страны Сообщества смогут обеспечить себе вступление во Всемирную торговую организацию на достойных условиях24. Н. Назарбаев подчеркнул, что в области интеграции наблюдается переход от обсуждений к конкретным делам, например в области энергетики, но работа по воплощению в жизнь договоров и предложений стран ЕврАзЭС должна быть продолжена24. Армении был предоставлен статус наблюдателя при Сообществе.
18 июня 2003 года в Алматы прошло XI заседание Интеграционного комитета ЕврАзЭС25. На этом заседании к двум советам - по энергетической и транспортной политике, действующих в рамках ЕврАзЭС, прибавился совет по агропромышленной политике26.
Важно отметить, что 19 сентября 2003 года в Ялте главы Белоруссии, Казахстана, России и Украины подписали Соглашение о формировании Единого экономического пространства27. Новое межгосударственное объединение, по ожиданиям, должно оказаться, самым эффективным на постсоветском пространстве. Как подчеркнул Н.А. Назарбаев, «единое экономическое пространство - это структура, созданная на благо народов наших стран»27.
27 февраля 2004 года в Алматы состоялось IX заседание Межгоссовета ЕврАзЭС на уровне глав правительств, на котором шла речь об углублении экономического взаимодействия стран-участниц, расширении взаимной торговли, создании общей платежной системы, разработке единой промышленной политики и стратегии инвестиционного
по
сотрудничества .
Интеграция - процесс длительный и противоречивый. Только разумный, взвешенный подход, умение оценить перспективы сотрудничества и общие стремления к построению крепкой экономики и стабильного общества могут способствовать процессу интеграции и возрождению евразийской цивилизации, евразийского суперэтноса, где Казахстану отводится важная стабилизирующая роль.
Примечания
1 Душенко К.В. Большая книга афоризмов. М., 1999. С. 657.
2 См., напр.: Ергалиев И., Тихонова Т. Идея евразийства и будущее Казахстана // Евразийское сообщество. № 4. 1999. С. 89 - 93.; Евразийство в экономической и этнополитической истории Казахстана / Под. ред. И.А. Берденовой: Учеб. пособие. Алматы, 1997.; Гали А. Поиск трансформационной модели идеологической парадигмы, или Казахский манифест // Саясат. 2001. №10 -11. С. 17 - 23.; Тараков А. Евразийство - это путь к высоким целям // Казахстан, правда. 2001. 18 апр. С. 3.
3 См., напр.; Идея евразийства, как новая реальность И Казахстан, правда. 2003. 19 дек. С. 3.; Исингарин Н.
Интеграция как она есть // Континент. 2002. № 3. С. 16 - 19; № 4. С. 17 - 19.; Исмаилов М. Исторические аспекты евразийской геостратегии Казахстана // Евраз, сообщество. 2001. № 3. С. 144 - 153.; Дугин
А.Г. Единственная форма национальной идеи - евразийская // Евразия. 2002. № 2. С. 88.; Омырзаков Т. Идея евразийства - это сочетание культуры Востока с цивилизацией Запада // Панорама. 1997. 17 янв. С. 3.; Булекбаев С., Инкарбаев Е. Евразийство как идеология государственности // Евраз, сообщество. 2002 № 1 С. 5-12.
4 См., напр.: Алексеев Р., Михайлов В. Евразийское экономическое сообщество // Междунар. жизнь. 2000. № 11. С. 30 - 35.; Назарбаев Н.А. Создание Евразийского союза не плод чьих-то фантазий, а выражение народной воли // Мысль. 1995. №1.; Сагадиев К.А. Казахстан и Евразийский союз // Саясат. 1996. № 1.; Кошанов А. Казахстан в системе ЕврАзЭС и императивы глобализации //Саясат. 2003. № 11. С. 35 - 41/ Джумабаев Н.М., Литвиненко Ю.С. Евразийский Союз - интеграция, бизнес и прогресс: Метод! рекомендации. Костанай, 2003.
5 Назарбаев Н.А. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. М. 2000.
С. 360. ’
ь Там же. С. 361.
7 См.: Исингарин Н. Указ. соч. С.18 -19.
8 Международный экономический саммит «Евразия - 2000» // Транзит, экономика. 2000. № 3. С. 8 - 9
4 Первый саммит «Евразия - 2000» // Вестн. по налогам и инвестициям. 2000. № 4 - 5. С.10.
10Тамже. С. 15.
11 Международный экономический саммит «Евразия - 2000». С. 9.
|2См.: Исингарин Н. Указ. соч. С. 19.
,:,См.: Алексеев Р., Михайлов В. Указ. соч. С.34 - 35.
|4Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) // Внешнеэкон. деятельность в Казахстане. 2003. № 6. С.З.
15Там же. С. 3 - 4. . . .
к,См.: Исингарин Н. Указ. соч. С. 19. “
|7См.: Донских А. Интеграция и взаимодействие - веление времени // Казахстан, правда. 2002. 9 апр.
|8См.: Грибанова С. Саммит с нефтяным пирогом // Нов. поколение. 2002. 12 апр. С. 1.
1УСм.: Мамажанова А. Евразийская интеграция: точки зрения // Деловой мир (Астана). 2003. № 26. С. 17. 20Бектиярова И. Президент Казахстана считает возможным к 2011 году ввести единую валюту ЕврАзЭС // Панорама. 2003. №7 (21 фев.). С. 5.
2|См.: Миражи финансовой интеграции // Деловой мир (Астана). 2003. № 26. С. 15.
22Мамажанова А. Указ. соч. С. 17.
2,Беклемишев П. Непреодолимых барьеров нет // Казахстан, правда. 2003.25 фев. С. 3. . ..
24См.: Махин В. ЕврАзЭС: определены приоритетные направления развития // Казахстан, правда. 2003. 29 апр. С. 1.
25См.: Разумов Я. Процесс интеграции в рамках ЕврАзЭС по-прежнему зиждется на двусторонних отношениях // Панорама. 2003. 20 июня. ■
26См.: Абраменко Т. Страна Советов. Республика вошла в Совет ЕврАзЭС по аграрной политике // Известия. 2003. 24 июня.
27См.: Нос И. Новая веха интеграции // Казахстан, правда. 2003.20 сент. С. 1.
2КСм.: Тодорова Н. Смена премьера на ЕврАзЭС не скажется // Казахстан, правда. 2004. 28 февр. С. 1.