THE STRATEGY OF "OPEN GOVERNMENT" AND SOME ASPECTS OF INFORMATION SECURITY
OF THE RUSSIAN SOCIETY Abstract
In the article the activity of the Russian states of the legal providing of transfer to information society is represented. Effective condition of such transfer are programs "open government" and "open region", which let citizens participate in development and realizations of state programs. In such conditions society should provide both the security of information and communication systems and information and ideological ideas of society's consolidation. Keywords: "open government", "open region", information security, ideological security, target programs, information environment.
References
1. Federal'nyj zakon ot 20.02.1995 g. № 24-FZ «Ob informacii, informatizacii i zashhite informacii» // Sobranie
zakonodatel'stva RF. 1995. № 8. St. 609.
2. Koncepcija formirovanija informacionnogo obshhestva v Rossii Jelektronnyj resurs. Internet-resurs: www.lis.ru/library/riss/
3. FCP «Jelektronnaja Rossija 2002-2010». Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 28.01.2002 //Sobranie zakonodatel'stva RF.-2002 - № 5, st. 531.
4. Gosudarstvennaja programma «Informacionnoe obshhestvo (2011-2020 g.) // Sobranie zakonodatel'stva RF.
2010. N 46. St. 6026.
5. Gosudarstvennaja programma Informacionnoe obshhestvo (2011-2020 g.). Postanovlenie Pravitel'stva RF №
313 ot 15.04.2014 // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 18. Ch. II. St. 2159.
6. Jelektronnoe obshhestvo - ugroza perevoda Rossii pod vneshnee upravlenie // http://kprf.ru/dep/gosduma/activities/141186.html
УДК 336
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ГОСУДАРСТВА: НАЛОГОВЫЙ АСПЕКТ Бородина кандидат экономических наук, доцент,
Юлия Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии
Ивановна народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: [email protected]
Аннотация
Одним из приоритетных направлений экономической безопасности является решение национальных интересов в целях стабильного развития экономики страны. В статье анализируется налоговая составляющая экономической безопасности государства.
Ключевые слова: экономическая безопасность, налоговая безопасность, налог, налоговая система.
В современном мире финансовый кризис, падение государственных доходов и дефицита федерального бюджета возрастает роль финансовых, институтов и механизмов, работа которых направлена на предоставление экономической безопасности России, стабильности ее бюджетно-налоговой системы.
На усиление национальной обороны, государственной безопасности и правопорядка, на развитие экономики, поддержание правовых и институциональных механизмов, а также иных ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российского государства, направлена Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации [1].
Важнейшим элементом безопасности государства является экономическая безопасность. Являясь составной частью национальной безопасности государства, экономическая безопасность основана
на независимости, эффективности и конкурентоспособности экономики. Как показывает опыт зарубежных стран, обеспечение экономической безопасности - это гарантия самостоятельности страны, условие стабильности жизнедеятельности общества. Таким образом, предоставление экономической безопасности принадлежит к числу основополагающих национальных приоритетов.
И.В. Голиковым определено, что под экономической безопасностью в настоящее время понимается состояние, в котором такие составляющие, как финансовая, информационная, социально-экономическая, институционально-правовая, интеллектуально-кадровая, силовая и экологическая деятельность находятся в состоянии «отсутствия опасности», «сохранности», «защиты от угроз», «защищенности», «надежности», «стабильности», «покоя», «независимости», «в допустимых пределах» [2, с. 309]. При этом Т.В. Игнатова выделяет также социально трудовую и демографическую безопасность [3, с. 21].
Одним из приоритетных направлений экономической безопасности является решение национальных интересов в целях стабильного развития экономики страны. Таким образом, экономическая безопасность - состояние экономики, при котором обеспечивается высокий и стабильный экономический рост; результативное удовлетворение экономических потребностей; контроль страны за движением и применением национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.
Объектом экономической безопасности выступают составляющие элементы экономической системы, такие как природные ресурсы, недвижимость, производственные и непроизводственные фонды, финансовые ресурсы, хозяйственные структуры и само гражданское общество.
Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, формирует и реализовывает различные виды политик, например экономическую, социальную, налоговую и другие. В системе экономической безопасности государства особое место занимает ее налоговая составляющая.
Актуальность исследования налоговой составляющей страны в системе экономической безопасности государства подтверждается интересом научного сообщества к различным аспектам проблемы. Этим вопросам посвящены исследования таких известных российских ученых, как: А.А. Баженов, Е.Н. Голик, Т.В. Игнатова, Ш.З. Мехдиев, А.И. Пономарев. Работы зарубежных исследователей А. Смита, Д. Рикардо стали научным фундаментом для формирования важнейших теоретических, методологических и практических аспектов налогообложения.
Налоги являются важным элементом финансово-бюджетной системы. В социально ориентированных странах они играют стимулирующую роль. Налоговый механизм в большинстве зарубежных странах применяется для устранения социальной напряжённости, выравнивания уровня доходов налогоплательщиков, обеспечения политической стабильности и создания благоприятных условий для экономического роста.
В перспективе таким образом должна функционировать и налоговая система Российской Федерации, где налоги являются одним из наиболее эффективных методов государственного управления экономикой в современных условиях. Важным условием сбалансированности казны является гибкая налоговая система.
Для обеспечения экономической безопасности и стабильного развития государства система налогообложения любой страны, в том числе и Российской Федерации, должна строиться на таких основополагающих принципах, как определенность, эффективность, справедливость.
Проблемам обеспечения экономической безопасности следует уделять в настоящее время значительное внимание в связи с тем, что налоговая система Российской Федерации в последние годы постоянно менялась под влиянием различных условий и факторов, таких, например, как социально-экономических, и институционально-политических. Протекающие процессы вызывают изменения практически всех элементов российской налоговой системы - ставок налогов, их состава, методик расчетов, налогового законодательства, налогового администрирования и т. д. Одна часть этих изменений в налоговой политике имела положительные результаты, другая - отрицательные. Вместе с тем, именно налоговый механизм является одним из основных инструментов государственного
регулирования экономики, и от того, насколько эффективной будет налоговая система, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства в целом.
В целом налоговая система России характеризуется как носитель регрессивных отношений, поскольку субъекты с относительно меньшими доходами обремлены более высокой планкой налоговых платежей. Особенно регрессивны косвенные налоги, так как они ограничивают выбор потребителя, а поэтому противоречат рыночным и налоговым принципам. Восприятие налогообложения как социально несправедливого экономического явления подрывает экономические основы налоговой безопасности. В этих условиях возрастают противоречия между налогоплательщиком и налогополучателем. Российское государство, проводя политику в области реформирования социальной сферы, идет по пути сокращения производства и потребления общественных благ. Такое состояние подрывает экономическую природу налога, его социальную значимость, а поэтому он становится инструментом экономического насилия по отношению к налогоплательщику, что также снижает уровень налоговой безопасности [4, с. 521].
Стоит отметить, что в научных трудах еще не сформированы категориальные определения налоговой безопасности.
Финансовая безопасность формирует основу налоговой безопасности, которая заключается в организации условий стабильного, надежного функционирования финансовой системы государства, успешного устранения внутренних и внешних угроз в финансовой сфере. Основополагающей составляющей финансовой безопасности является бюджетно-налоговая сфера, которая обеспечивает поддержание высокого уровня занятости, устойчивой экономики, повышения внутреннего национального продукта. Что касается бюджетной системы государства, то она напрямую зависит от налогов, при этом они выступают основой доходной части бюджета и создают экономические связи взаимодействия, отношения в финансовых ресурсах. Стоит отметить, что в настоящем периоде развития рыночных отношений основными угрозами в сфере налогообложения являются недостаточность собираемости налоговых платежей по отношению к начисленным налогам и сборам, а также уклонение от уплаты налогов. В качестве направлений снижения давления угроз в экономической литературе предлагается внедрение усовершенствованной модели налогового прогнозирования, основанной на анализе прогнозирования рисков налоговой безопасности и изменении основных принципов налоговой политики [5, с. 17].
В современных условиях основу роста уровня благосостояния общества составляет доходная часть государственной и муниципальной казны, в связи с этим налоговая безопасность имеет наибольшее значение в обеспечении экономической безопасности. Вместе с тем, для понимания сущности налоговой безопасности представляется необходимым раскрыть взаимосвязь с такими понятиями, как «устойчивость» и «развитие». Устойчивость экономики - это прочность и надежность, способность противостоять как внутренним, так и внешним угрозам. Развитие является одним из составляющих налоговой безопасности.
Отсюда следует: как элемент национальной экономики налоговое администрирование будет играть основную роль в обеспечении налоговой безопасности тогда, когда она устойчива и постоянно развивается. Устойчивость налогового администрирования означает прочность связей между процессами самого администрирования, а также между налоговой системой и другими элементами национальной экономики.
Основным элементом устойчивого функционирования налоговой системы и экономики государства является налоговое администрирование, так как оно является одним из главных составляющих бюджетной системы государства. Налоговое администрирование само может явиться угрозой экономической безопасности при несоблюдении стабильности налогового администрирования, при несоблюдении безопасности внутри нее самой, при ее недостаточной развитости.
С развитием экономики, различных сфер деятельности, с финансовым состоянием государства близко связана устойчивость функционирования налоговой системы, являясь при этом основным фактором налоговой безопасности. Главное положение налогового администрирования состоит в обеспечении функционирования экономики, привлечении и перераспределениия денежных потоков,
предопределяет высокий уровень зависимости налоговой безопасности страны от состояния всех сфер экономики.
Важно отметить, что в целом реформирование и модернизация налоговой системы в нынешних нестабильных условиях экономической действительности являются необходимым условием для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики, повышения уровня и улучшение качества жизни населения за счет снижения налоговой нагрузки, а также решения других важнейших социальных задач.
Таким образом, налоговая безопасность непосредственно зависит прежде всего от возмездно-сти налоговых отношений в интересах роста благосостояния населения, что и должно определять направления реформирования налоговой системы страны.
Литература
1. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (Дата обращения от 24.06.2015г.).
2. Голиков И.В. Сущность и эволюция понятия экономическая безопасность // Проблемы экономики. 2014. № 1. С. 309-314.
3. Игнатова Т.В. Влияние международных кризисов на управление экономической безопасностью Юга России // Экономика: теория и практика. 2014. № 4 (36). С. 21-24.
4. Голик Н.И., Голик Е.Н. Теоретические основы налоговой безопасности государства // В мире научных открытий. 2014. № 1.1 (49). С. 521-532.
5. Арсеньева В.А. Налоговый инжиниринг в государственной системе управления налогообложением: теоретический инструментарий и практические рекомендации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2015. № 1 (56). С. 14-18.
Borodina Yulia Ivanovna, candidate of economic Sciences, associate Professor; South-Russia Institute of Management - branch of Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (70/54, Pushkinskaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: [email protected] ECONOMIC SECURITY OF THE MODERN STATE: TAX ASPECT Abstract
One of the priority directions of economic security is the solution of national interests for the purpose of stable development of the economy. The article analyzes the tax component of economic security of the state. Keywords: economic safety, security tax, tax, tax system.
References
1. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 12 maja 2009 g. № 537 «O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda» [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.rg.ru/2009/05/19/strategia-dok.html (Data obrashhenija ot 24.06.2015g.).
2. Golikov I.V. Sushhnost' i jevoljucija ponjatija jekonomicheskaja bezopasnost' // Problemy jekonomiki. 2014. № 1.
S. 309-314.
3. Ignatova T.V. Vlijanie mezhdunarodnyh krizisov na upravlenie jekonomicheskoj bezopasnost'ju Juga Rossii //
Jekonomika: teorija i praktika. 2014. № 4 (36). S. 21-24.
4. Golik N.I., Golik E.N. Teoreticheskie osnovy nalogovoj bezopasnosti gosudarstva // V mire nauchnyh otkrytij.
2014. № 1.1 (49). S. 521-532.
5. Arsen'eva V.A. Nalogovyj inzhiniring v gosudarstvennoj sisteme upravlenija nalogooblozheniem: teoreticheskij
instrumentarij i prakticheskie rekomendacii // Nauka i obrazovanie: hozjajstvo i jekonomika; predprinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2015. № 1 (56). S. 14-18.