УДК 336.748
08.00.00 Экономические науки
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ПОЛИТИКИ ИМПОРТО-ЗАМЕЩЕНИЯ
Климова Наталья Владимировна д.э.н., профессор [email protected]
Кудря Ольга Игоревна
магистрант экономического факультета
ФГБОУ ВПО Кубанский государственный аграрный университет, г. Краснодар, Россия
Неустойчивость экономических процессов, а также обострения политического напряжения в отношении России требуют принятия мер внешнеэкономической политики государства, которые способны повысить экономическую безопасность России. Одним из главных направлений на данный момент принято считать политику импортозамещения. Рассмотрены два направления политики государства по вытеснению или замещению импортных товаров на отечественном рынке. Приведена структура товарного импорта страны за период с 2013-2015 гг., в результате чего выявлена отрицательная динамика импорта, что говорит об удачном начале политики импортозамещения. Градация основных видов экономической деятельности по степени зависимости от импорта позволила выявить наиболее открытые виды к формированию импортозамещения и наиболее импортозависимые виды деятельности. Для оценки внешнеэкономической безопасности страны рассмотрены пороговые значения экономической безопасности России и некоторых стран мира. Определена необходимость государственной помощи, которая выражается в программе поддержки транспортного машиностроения на 2016 год, субсидиях из федерального бюджета участникам промышленных кластеров, ликвидации дискриминационных отношений между кредитными финансовыми организациями и предприятиями промышленности, предоставлении государственных гарантий по кредитам системообразующим организациям и стратегическим предприятиям страны
Ключевые слова: ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ, ИМПОРТ, ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ, КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА
UDC 336.748 Economy
ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA UNDER THE IMPORT SUBSTITUTION POLICY
Klimova Natalya Vladimirovna Doctor of Economics, Professor [email protected]
Kudrya Olga Igorevna
student of the Faculty of Economics
Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
Instability of economic processes and exacerbation of political tensions regarding Russia require measures in foreign trade policy, which are able to increase the economic security of Russia. The import substitution policy is considered one of the main directions nowadays. There have been considered two directions of the state policy for displacement or substitution of imported goods in the domestic market. There has been also reported the structure of the country's merchandise imports during the period from 2013 until 2015, resulting in a detected negative dynamics of imports, which indicates a successful beginning of the importsubstitution policy. Gradation of the main economic activities according to dependence on imports has allowed identifying the most import-dependent activities and the most available ways to form the import substitution. Threshold amount of economic security of the country has been considered to characterize the external economic security of Russia and some other countries of the world. There has been identified the necessity of state aid, which is reflected in the program of support for transport engineering industry for 2016, subsidies from the federal budget to participants of industrial clusters, the elimination of discriminatory relationships between credit financial institutions and industrial enterprises, the provision of state guarantees for loans to strategic enterprises and organizations of the country
Keywords: ECONOMIC SECURITY, IMPORT SUBSTITUTION, IMPORTS, INNOVATION ACTIVITY, COMPETITIVE ABILITY, GOVERNMENT SUPPORT
Экономическая безопасность представляет собой такой режим функционирования экономики страны, который позволяет поддерживать нормальные условия жизни населения и обеспечивать их экономическими ресурсами, которые необходимы для осуществления роста темпов экономики.
В современных условиях неустойчивости экономических процессов, а также обострения политического напряжения в отношении страны требуется принимать меры внешнеэкономической политики государства, которые способны увеличить экономическую безопасность России. Одним из главных направлений на данный момент считается политика импортоза-мещения.
Политика импортозамещения - это политика государства по вытеснению или замещению импортных товаров на отечественном рынке. Эта политика проводится в целях повышения экономической и национальной безопасности страны. Данная политика включает два направления:
1. Введение импортных протекционистских барьеров в отношении тех отраслей национальной экономики, которые предполагается защитить от иностранной конкуренции и создать им более благоприятные условия для развития.
2. Использование прямых и косвенных субсидий для отраслей национального производства, выпускающих конкурирующую с импортом продукцию, с тем чтобы повысить конкурентоспособность национальных товаров на внутреннем рынке и сократить импорт [3].
Для установления экономической зависимости страны от импорта, необходимо рассмотреть товарную структуру импорта Российской Федерации, которая представлена в таблице 1 [5]. Из чего следует, что импорт страны снизился на 131 830 млн. долл. США или на 58%, Это говорит о начале удачной политике импортозамещения.
Таблица 1- Товарная структура импорта Российской Федерации
Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2015 г. к 2013 г.
Млн. долл. США В % к итогу Млн. долл. США В % к итогу Млн. долл. США В % к итогу Абсолютное отклонение, (+,-) Темп ро- ста,%
Импорт-всего в том числе: 315 298 100,0 286 669 100,0 183 468 100 -131 830 58,19
продовольственные товары и с/х сырье (кроме текстильного) 43 255 13,7 39 905 13,9 15 104 8,23 -28 083 35,08
-минеральные продукты 6 936 2,2 7 385 2,6 4 002 2,18 75 16,21
-продукция химической промышленности, каучук 50 004 15,9 46 462 16,2 37 267 20,31 75 101,08
- кожевенное сырье, пушнина 1 531 0,5 1 282 0,4 998 0,54 -19 437 61,13
- древесина и целлюлозно-бумажные изделия 6 621 2,1 5 905 2,1 4 009 2,19 -533 65,19
-текстиль, текстильные изделия и обувь 18 040 5,7 16 322 5,7 9 784 5,33 11 100,17
-металлы, драгоценные камни и изделия из них 22 631 7,2 20 458 7,2 12 248 6,68 -8 256 54,23
-машины, оборудование и транспортные средства 152 773 48,5 136 318 47,6 100 056 54,54 -10 383 66,15
Следует считать, что диверсификация структуры импорта положила начало борьбе с импортозависимостью в России.
На наш взгляд, в долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно лишь за счет инноваций, стимулирования инвестиций и создания новых инновационных производств.
Можно выделить две группы по видам экономической деятельности в зависимости от степени зависимости от импорта (таблица 2) [5].
Таблица 2 - Градация основных видов экономической деятельности по степени зависимости от импорта 2015 г.
Доля импортной Вид экономической деятельности Доля импортной
зависимости зависимости, %
Рыбоводство 98,9
Химическое производство 95,1
Производство одежды; выделка и крашение меха
Металлургическое производство 88,5
Производство электрических машин и электрообору- 81,0
дования
Производство машин и оборудования 80,8
и а 3 Текстильное производство 78,0
Производство резиновых и пластмассовых изделий 66,6
и о Производство судов, летательных и космических ап- 65,3
3 паратов
и о Производство целлюлозы, древесной массы, бумаги 63,9
М Производство кожи, изделий из кожи 62,0
Производство мебели и проч. 59,8
Сельское хозяйство, охота 20,9
Производство медицинских изделий 43,6
Обработка древесины 40,1
Добыча металлических руд 29,4
Производство электроэнергии 0,2
Добыча сырой нефти и природного газа 0,2
Добыча урановой и ториевой руд 0,3
о чд Лесное хозяйство, лесозаготовки 0,3
и со Производство табачных изделий 3,4
Производство автомобилей, прицепов и полуприцепов 6,5
8 X Добыча прочих полезных ископаемых 9,8
Издательская полиграфическая деятельность 13,4
Виды экономической деятельности располагаются по порядку убывания зависимости по состоянию на 2015 г., то есть в начале расположены строки, где наиболее большие числовые показатели по группе.
Из этого следует, что проблема зависимости экономики России от импорта задевает как отрасли с высокой долей добавленной стоимости, так и отрасли с небольшой технологической емкостью. Это свидетельствует о сильной зависимости от импорта экономики нашей страны. Следует сказать, что урегулирование данной проблематики призывает к грамотному комплексному подходу, который базируется на углубленном анализе от-
расли, предшествующем принятию определенных решений по созданию и осуществлению политики импортозамещения.
Анализируя данную таблицу можно сказать о высокой степени зависимости экономической деятельности России от импорта (рыбоводство, химическое производство, производство одежды, машин и оборудования, электрооборудования, производство целлюлозы, древесной массы, бумаги, мебели). Это создает явную угрозу экономической безопасности.
По мнению экспертов, решению проблем импортозамещения и повышения конкурентоспособности национальной экономики мешают:
- отсутствие масштабной целевой господдержки;
- слабая информированность предприятий о существующих мерах господдержки и трудности доступа к её получению;
- неразвитость инфраструктуры продвижения экспортной продукции;
- отсутствие достаточного опыта для успешной внешней экономической деятельности у большинства предприятий;
- слабое стимулирование предприятиями научной и инновационной деятельности;
- дискриминационные отношения между кредитными финансовыми организациями и предприятиями промышленности [2].
Формирование конкурентного импортозамещения нуждается в серьезных вложениях в совершенствование собственных конкурентоспособных производств, обновление техники и оборудования. Износ основных средств в РФ насчитывает в 2015 г. около 50% (при этом в 2005 г. - 45,2%, в 2014 г. — 48,2%). Доля полностью изношенных основных средств слишком высокая, а по всем коммерческим организациям она была приблизительно 14,7% (2006 г. - 13,4%). Крайнюю тревогу вызывают показатели износа основных средств в России: машины и оборудования - 22%. Все это доказывает необходимость приличных инвестиций на замену стареющих
фондов и их обновление. По данным российской статистики данные вложения составили в 2015 г. - 5,4% (2005 г. - 7,2%) [1].
Основные источники финансирования инвестиционных вложений -собственные средства организаций. Наибольший процент собственных средств в финансировании приходится на производство машин и оборудования (2015 г.- почти 70%), изготовление электрооборудования (2015 г.-74 %), в металлургическом производстве (2014 г.- 69,9 и 2015 г. 67,0) и в рыболовном производстве (2012 г. - 72,7%, 2014 г. 53%).
Для решения данной ситуации требуется инвестировать на восстановление изношенности основных средств, но в большей степени на их модернизацию. А также существует острая потребность в освоении новейших инновационных технологий, что будет обеспечивать конкурентоспособное производство, как главное условие по замене импорта на отечественные товары и вывод их на мировой рынок.
Последние два десятилетия показатели инновационной активности находятся на низком уровне (10%) в сравнении с развитыми странами мира: Дания (55%), Ирландия (56%), Канада (56%), Германия и Швейцария (около 65%) [5]. Исследования различных международных бизнес-школ говорят об отставании нашей страны по уровню инновационного развития. Таким образом, Россия по данному показателю в 2015 г. заняла 49-место из 142 стран мира с индексом 39,1. Низкая инновационность страны подтверждается несовершенным уровнем отечественного научно-технического потенциала и результатом его применения. По данным отечественных исследований показатель инновационной активности наиболее высокий в химической промышленности (24%), в производстве машин и оборудования (15%), в производстве электрооборудования (26%), а наиболее низкий - в обработке древесины и производстве изделий из дерева и пробки (5%). Инновационные товары в большинстве отраслей составляют крайне небольшую долю, так в металлургическом производстве данные
товары - 7%, в обработке древесины - 3%, в текстильном производстве -2,4%. Для сравнения: удельный вес инновационных товаров в Великобритании 12%, в Германии -14%, в Португалии - 15,5%.
Стоит сказать и о затратах на инновационную деятельность. Здесь показатели тоже неутешительные. В химическом производстве - 6%, в производстве машин и оборудования - 2%, в производстве электрооборудования - 6,5%, в обработке древесины и производстве из дерева и пробки - 0.1%, в текстильном и швейном производстве 0,1%.
Таким образом, на фоне проведенного исследования довольно сложно говорить об эффективном импортозамещении и обеспечении конкурентоспособности отечественной продукции всех отраслей, которые испытывают сильнейшую импортную зависимость.
Успешное решение повышения инновационной активности и конкурентоспособности - это содействие более широкому и масштабному привлечению всевозможных ресурсов, а также вовлечению бюджетных и внебюджетных средств в инвестиционные процессы. Важную роль при этом оказывают государственные и региональные органы, оказывая помощь в обновлении и совершенствовании производства промышленности. Следовательно, возможности успешного осуществления импортозамещения напрямую зависят от развития инновационной активности и конкурентоспособности российского бизнеса.
Для оценки внешнеэкономической безопасности страны принято анализировать показатели повышения пороговых уровней внешней задолженности государства, высокий уровень оттока капитала и рабочей силы, а также наибольшую зависимость экспортных отраслей от состояния мировых рынков. Пороговые значения экономической безопасности представляют собой величины важнейших экономических показателей, несоблюдение которых может привести к серьезным дестабилизирующим условиям социально-экономического развития страны (таблица 3).
Таблица 3- Пороговые значения показателей экономической безопасности в сравнении с реальными, 2015г.
Показатель Россия Уровень порогового значения США Уровень порогового значения Япония Уровень порогового значения Германия Уровень порогового значения Италия Уровень порогового значения Китай Уровень порогового значения
Объем ВВП, в ценах и по паритету покупательной способности национальных валют 3 713,4 1 000 24 000,0 7 000 4 750,0 2 000 3 360,0 1 500 1 890,0 1 100 22 958,3 4 000
Инвестиции в основной капитал, % к ВВП 23,6 16,0 21,4 16,0 16,3 16,0 20,8 16,0 19,2 16,0 38,4 16,0
Уровень безработицы, % к экономически активному населению 5,8 8,0 4,0 8,0 2,5 8,0 9,3 8,0 10,4 8,0 31,2 8,0
Уровень монетизации, % к ВВП 75,0 25 38,0 25 169,0 25 38,9 25 44,0 25 102,0 25
Внешний долг, % к ВВП 3,0 40 9,2 40 3,5 40 12,5 40 8,4 40 0,9 40
Инновационная продукция, % от общего объема промышленной продукции 15,0 15,0 72,0 15,0 92,0 15,0 67,0 15,0 47,0 15,0 54,0 15,0
Уровень инфляции 7,0 25,0 4,0 25,0 -0,2 25,0 1,9 25,0 1,9 25,0 6,4 25,0
Внутренний долг, % от ВВП 3,3 30,0 60.0 30,0 117,0 30,0 26,4 30,0 28,0 30,0 24 30,0
Доля расходов на обслуживание государственного долга, % от общего объема расходов федерального бюджета 9,0 20,0 6,0 20,0 22,5 20,0 7,4 20,0 14,0 20,0 15,2 20,0
Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, % 5,0 7,0 5,5 7,0 6,2 7,0 6,8 7,0 7,2 7,0 7,6 7,0
Доля продовольствия, поступившего по импорту, в общем объеме продовольственных ресурсов 16.0 20,0 2,0 20,0 46,0 20,0 20,0 20,0 9,0 20,0 13,8 20,0
Ь«р://ед .kubagro.ru/2016/06/рё#85.рёГ
Анализируя данные таблицы, можно сказать о том, что многие показатели экономической безопасности, такие как объем ВВП, инвестиции в основной капитал, численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, доля расходов на обслуживание государственного долга, внутренний долг имеют нормативные значения. Однако есть показатели, которые превышают норму, это уровень монетаризации (75%) и уровень инфляции, который в последнее время сильно вырос.
В таблице 4 представлен анализ возможностей импортозамещения по основным видам экономической деятельности в России [2].
Таблица 4 - Анализ возможностей импортозамещения по основным
видам экономической деятельности
Вид деятельности Доля импорта во внутреннем потреблении Конкурентоспособность Инновации Инвестиции
Вид деятельности Уровень Динамика Уровень Динамика Уровень Динами ка Уровень Динамика
Металлургическое производство Высокий - Высокий - Высокий - Низкий -
Химическое производство Высокий - Высокий - Средний - Низкий +
Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки Высокий - Низкий 0 Очень низкий - Низкий +
Производство машин и оборудования Высокий - Низкий - Средний 0 Низкий +
Рыболовсво, рыбоводство Высокий - Высокий - - - Низкий 0
Текстильное и швейное производство Высокий - Низкий + Очень низкий 0 Низкий 0
Текстильное и швейное производство Высокий - Низкий - Высокий 0 Низкий 0
В анализе возможности импортозамещения по основным видам деятельности положительный знак означает исправлении ситуации и спада
уровня импортной зависимости. Положительный знак динамики конкурентоспособности говорит об увеличении ее на международном рыке. Данные таблицы свидетельствуют, что по всем представленным видам деятельности динамика по доле импорта негативна. Уровень инвестиций критически низкий, поэтому к видам экономической деятельности, которые можно назвать открытыми к импортозамещению, можно отнести отличающиеся высоким или средним показателем конкурентоспособности и инновационной активности, в рамках которых возможно реализовать политику замещения импорта без угрозы экономической безопасности страны. Это металлургическое производство, химическое производство и рыболовство. Однако, к сожалению, по остальным видам экономической деятельности импортозамещение без оказания государством поддержки в виде финансирования может привести к риску угрозы экономической безопасности России.
Для решения задачи импортозамещения и повышения экономической безопасности предстоит провести следующие меры государственной поддержки:
1. Реализация программы поддержки транспортного машиностроения на 2016 год. Она направлена на формирование комплексного подхода к развитию отрасли транспортного машиностроения.
2. Выделение субсидий из федерального бюджета участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации проектов по производству промышленной продукции в целях импортозамеще-ния.
3. Замещение внешних источников кредита внутренними, создание суверенной финансовой системы.
4. Ликвидация дискриминационных отношений между кредитными финансовыми организациями и предприятиями промышленности (денежные ресурсы должны стать доступными для бизнеса).
5. Совершенствование инструментов налогового регулирования (установлен 30-процентный предельный размер амортизационной премии при приобретении либо создании активной части основных средств, освобождено от уплаты НДС ввозимое на территорию Российской Федерации технологическое оборудование, аналоги которого не производятся на территории Российской Федерации).
6. Предоставление государственных гарантий по кредитам системообразующим организациям и стратегическим предприятиям промышленности в целях финансирования их основной деятельности и связанных с ней капитальных вложений, а также рефинансирования действующих кредитов.
Таким образом, за последние три года произошло снижение количества импортного товара почти на 60%, что невозможно не отметить, как положительную динамику в политике импортозамещения. Однако, по многим видам экономической деятельности импортозамещение без оказания государством поддержки в виде финансирования может привести к риску угрозы экономической безопасности России. В долгосрочной перспективе снижение импортной зависимости возможно за счет инноваций, стимулирования инвестиций и создания новых инновационных производств.
Литература
1. Власова И.Г., Боровиков В.Г. Импортозамещение и продовольственная безопасность // Российское предпринимательство. 2012. № 5. Ч. 2. - С. 150-155.
2. Липницкий Т. Импортозамещение как фактор обеспечения экономического развития агропроизводства // АПК: экономика, управление. 2014. № 3. - С. 63-67.
3. Пономарева Е. В. Направления повышения эффективности национальной инновационной системы России на основе технического регулирования // Экономика и управление. - 2011. - № 12-2. - С. 162-166.
4.Федеральная служба государственной статистики. - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.gks.ru
5. Информационный портал [http://www.wipo.int]. Доступ в интернет [http://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2015/article_0010.html]
ЯеГегепсев
1. Vlasova Ю., Borovikov У.О. Importozameshhenie 1 prodovol'stvennaja bezo-pasnost' // Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2012. № 5. Ск 2. - Б. 150-155.
2. иршсЩ Т. Importozameshhenie kak faktor obespechenija jekonomicheskogo razvitija agroproizvodstva // АРК: jekonomika, upravlenie. 2014. № 3. - Б. 63-67.
3. Ponomareva Е. V. Napravlenija povyshenija jeffektivnosti шсюш!^ т-novacionnoj sistemy Rossii ш osnove tehnicheskogo regulirovanija // Jekonomika i uprav-lenie. - 2011. - № 12-2. - Б. 162-166.
4.Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. - [Jelektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www.gks.ru
5. Informacionnyj portal [http://www.wipo.int]. Dostup v internet [http://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2015/article_0010.html]