Научная статья на тему 'Экономическая безопасность при импорте и распространении новых технологий'

Экономическая безопасность при импорте и распространении новых технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
318
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РИСК / ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПАТЕНТНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ECONOMIC SECURITY / RISK / INFORMATION / INFORMATION SECURITY / EMERGING TECHNOLOGIES / PATENT SAFETY / INNOVATIVE ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Назаров Александр Юрьевич

В статье представлен анализ современных тенденций научно-технического развития, приводящих к появлению значительного числа угроз экономической безопасности. Определены основные виды, показатели и источники экономической безопасности при распространении новых технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article provides the overview of recent scientific and technological development, resulting to a number of threats to economic security. The main types, indicators and sources of economic security in the new technologies spreading are defined.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность при импорте и распространении новых технологий»

Безопасность и общество

Александр НАЗАРОВ

ч_/[

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПРИ ИМПОРТЕ И РАСПРОСТРАНЕНИИ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В статье представлен анализ современных тенденций научно-технического развития, приводящих к появлению значительного числа угроз экономической безопасности. Определены основные виды, показатели и источники экономической безопасности при распространении новых технологий.

The article provides the overview of recent scientific and technological development, resulting to a number of threats to economic security. The main types, indicators and sources of economic security in the new technologies spreading are defined.

Ключевые слова:

экономическая безопасность, риск, информация, информационная безопасность, новые технологии, патентная безопасность, инновационная экономика; economic security, risk, information, information security, emerging technologies, patent safety, innovative economy.

кономическая безопасность при импорте и распространении новых технологий — это, прежде всего, защищенность научно-технического, технологического, производственного и кадрового потенциала от прямых или косвенных экономических угроз и способности к его воспроизводству. К количественным и качественным показателям экономической безопасности на уровне наукоемкой отрасли необходимо отнести следующие индикаторы: уровень инновационной активности (объем инвестиций в нововведения); объем инвестиций фактический и необходимый для поддержания и развития имеющегося потенциала; затраты на НИОКР по отношению к объему продукции; доля НИР в общем объеме НИОКР; конкурентоспособность продукции; структура кадрового потенциала (возрастная, квалификационная).

Применение передовых технологий для любого производственного предприятия — это не только пропуск в «высшую лигу», но и новые риски, которые крайне трудно предугадать. Совокупность условий, процессов, факторов, препятствующих реализации национальных экономических интересов или создающих опасность для них, и субъектов хозяйственной деятельности представляет собой угрозу.

Выделяют два основных вида угроз экономической безопасности: внутренние (действия/бездействие сотрудников, которые могут подорвать работу организации, утечка информации, проблемы с партнерами и т.д.) и внешние (криминальная деятельность конкурентов и частных лиц, несостоятельные партнеры, различные правонарушения со стороны «власть имущих» должностных лиц). К внешним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относится и зависимость страны от импорта многих видов продукции, в т.ч. новых технологий.

Само по себе применение новых технологий не гарантирует автоматически рыночного успеха. Мало того, на этапе реализации таких проектов порой возникают значительные риски для окружающей среды, жизни и здоровья сотрудников предприятий.

В современных условиях продуктивными следует считать подходы к экономической безопасности через состояние экономических отношений в целом, через систему государственных гарантий, обеспечивающих защищенность личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Информационная сфера, являясь системообразующим фактором жизни общества, активно влияет на состояние экономической

НАЗАРОВ Александр Юрьевич — соискатель кафедры институциональной экономики Саратовского государственного социальноэкономического университета 956NAN@тай.т

и других составляющих национальной безопасности России. В свою очередь, как национальная, так и экономическая безопасность существенным образом зависят от обеспечения информационной безопасности. Причем в ходе технического прогресса такая зависимость будет возрастать.

Бурное развитие инфокоммуникаций, а также широкое внедрение во все виды деятельности субъектов хозяйствования информационных технологий ускорили развитие информатики и формирование информационного общества. К основным составляющим национальных интересов Российской Федерации в информационной сфере относятся: соблюдение конституционных прав и свобод человека и гражданина в области доступа к информации; информационное обеспечение государственной политики РФ; развитие современных информационных технологий, отечественной индустрии информации, в т.ч. индустрии средств информатизации, телекоммуникаций и связи; обеспечение потребностей внутреннего рынка ее продукцией и выход этой продукции на мировой рынок. В современных условиях только на этой основе можно решать проблемы создания наукоемких технологий, технологического перевооружения промышленности, защиты информационных ресурсов от несанкционированного доступа, обеспечения безопасности информационных и телекоммуникационных систем, используемых на территории России. Перечисленные национальные интересы Российской Федерации в информационной сфере определяют соответствующие направления их реализации, а также виды и источники угроз.

К числу таких угроз, прежде всего, следует отнести угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина, угрозы информационному обеспечению государственной политики Российской Федерации, угрозы развитию отечественной индустрии информации, угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем1. Перечисленные виды угроз обусловлены как внешними, так и внутренними источниками. К внешним источникам следует отнести стремление ряда стран к доминированию и ущемлению интересов России

1 Патентная безопасность как составляющая информационной безопасности в сфере науки и техники России // Инновации, 2006, № 11(98).

в мировом информационном пространстве, обострение международной конкуренции за обладание информационными технологиями и ресурсами, увеличение технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий и др.

К источникам внутренних угроз информационной безопасности относятся: критическое состояние отечественных отраслей промышленности, недостаточная разработанность нормативной базы, регулирующей отношения в информационной сфере, недостаточный государственный контроль за развитием информационного рынка в России, снижение эффективности системы образования и воспитания, отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации органов управления всех уровней. Очевидно, что информатика играет все возрастающую мировоззренческую и интегрирующую роль по отношению к ряду научных и научно-технических дисциплин и, следовательно, уровень информационной безопасности оказывает влияние на защищенность национальных интересов.

Основными объектами обеспечения информационной безопасности Российской Федерации в области науки и техники являются результаты фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, включая сведения, утрата которых может нанести ущерб национальным интересам и престижу Российской Федерации; открытия, незапатентованные технические решения, полученные в ходе выполнения НИОКР; экспериментальное оборудование; научно-технические кадры и система их подготовки; системы управления сложными исследовательскими комплексами (ядерными реакторами, ускорителями элементарных частиц, плазменными генераторами и др.).

Исключительно важным становится понимание необходимости формирования стратегии информационной безопасности в сфере науки и техники России. Такая необходимость диктуется рядом внешних и внутренних угроз безопасности в этой сфере. Внешние угрозы характеризуют следующие факторы:

— стремление развитых иностранных государств получить противоправный

доступ к научно-техническим ресурсам России для использования полученных российскими учеными результатов в собственных интересах;

— создание льготных условий на российском рынке для иностранной научнотехнической продукции и стремление развитых стран ограничить развитие научнотехнического потенциала России;

политика западных стран, направленная на дальнейшее разрушение прежде единого научно-технического пространства государств — участников СНГ за счет переориентации их на западные страны;

— активизация деятельности иностранных государственных и коммерческих предприятий, учреждений и организаций в области промышленного шпионажа с привлечением к ней разведывательных и специальных служб.

К основным внутренним угрозам информационной безопасности в сфере науки и техники относятся:

— сохраняющаяся сложная экономическая ситуация в России, ведущая к резкому снижению финансирования научно-технической деятельности, к утечке за рубеж идей и передовых разработок;

— неспособность предприятий национальных отраслей электронной промышленности производить конкурентоспособную наукоемкую продукцию, позволяющую обеспечить достаточный уровень технологической независимости России от зарубежных стран, что приводит к вынужденному широкому использованию импортных программно-аппаратных средств;

— критический уровень патентной безопасности России;

— сложность реализации мероприятий по защите информации на акционированных предприятиях.

Анализ перечисленных угроз дает основание считать, что существенное снижение общего ущерба от их реализации может быть достигнуто при обеспечении патентной безопасности России, определяемой рациональной политикой в области охраны объектов интеллектуальной собственности и, в частности, охраны объектов промышленной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и т.п.), созданием условий для формирования инновационной экономики.

Высокотехнологичные производства,

расположенные почти во всех субъектах России, связаны многоуровневой кооперацией и единым экономическим пространством, что в стабильных условиях объективно работает на укрепление целостности страны.

Итак, наукоемкие производства определяют уровень экономической мощи страны, ее национальный статус. Сохранившаяся часть промышленности является основой технологической независимости России, ее экономической безопасности. Но постоянно возникают угрозы при распространении либо импорте новых технологий. Для борьбы с ними разрабатываются различные методы: защита отечественных технологических разработок, расширение рынка сбыта таких технологий и ограничение «утечки мозгов» за границу.

Государством разрабатывается определенная стратегия экономической безопасности, которая включает:

— характеристику внешних и внутренних угроз экономической безопасности страны;

— определение и мониторинг факторов, укрепляющих или разрушающих устойчивость ее социально-экономического положения на краткосрочную и среднесрочную перспективу;

— определение критериев и параметров (пороговых значений) показателей, характеризующих национальные интересы в области науки и отвечающих требованиям экономической безопасности;

— разработку экономической политики, включающей меры институциональных преобразований, механизмы учета воздействующих на экономическую безопасность факторов;

— направления деятельности государства по реализации стратегии.

Предстоит приоритетно развивать общероссийский рынок инноваций и научных достижений и сформировать специализированную рыночную инфраструктуру, проводить торги и аукционы, в т.ч. с помощью организации выставок научных достижений, технологий, опытных образцов, ноу-хау, техники. Необходимо стимулировать развитие высокотехнологичных производств, основанных на отечественных научно-технических разработках, которые способны обеспечить конкурентные преимущества российским компаниям на ближайшую и долгосрочную перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.