Irina Viktorovna Manakhova,
Doctor of Economics, professor,
head of the department of economic security,
Saratov socio-economic institute (branch)
of Plekhanov Russian University of Economics
Oleg Yevgenievich Kutsanov,
postgraduate student of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 339.9
Ирина Викторовна Манахова,
доктор экономических наук, профессор, зав. кафедрой экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Олег Евгеньевич Куцанов,
аспирант кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
kutsanov.olegitfyandex.ru
УГРОЗЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОМ БЕЗОПАСНОСТИ
РОССИИ
В статье на основе большого массива статистических данных рассмотрены различные угрозы и вызовы внешнеэкономической безопасности России, которые оказывают непосредственное влияние на экономику страны. Проведен анализ угроз, перечисленных в Стратегии экономической безопасности, оценена их значимость. Выделены новые угрозы внешнеэкономической безопасности, а также приведены статистические данные, определяющие положение России в мировом экономическом сообществе. Приведены доводы, раскрывающие сущность угроз внешнеэкономической безопасности и констатирующие большую значимость обеспечения защиты от них.
Ключевые слова: внешнеэкономическая безопасность, государственный суверенитет, угрозы внешнеэкономической безопасности, внешний долг.
FOREIGN THREATS TO RUSSIAN ECONOMIC SECURITY
The article presents a large array of statistical data to analyze various threats and challenges to Russia's foreign trade that have direct impact on the country's economy. Analysis of the threats listed in the Economic Security Strategy is presented; their significance is assessed. New threats to Russia's foreign trade and economic security are highlighted; and statistical data that show the position of Russia in the global economic community is shown. The authors discuss and reveal the essence of threats to foreign economic security and argue that it is increasingly important to ensure protection against them.
Keywords: foreign trade security, state sovereignty, threats to foreign trade security, foreign debt.
События последних лет доказали, что воздействие внешних факторов на экономическую безопасность настолько велико, что порой под их влиянием меняется не только национальная экономика, но и сама страна. В XX в. процесс формирования поли-центричной модели мироустройства сопровождался ростом глобальной и региональной нестабильности [4]. В борьбе за влияние на международной арене задействован весь спектр политических, финансово-экономических и информационных инструментов. Национальные интересы развитых стран становятся решающим фактором развития мировой экономики. До ХХ1 в. политические вопросы решались с помощью экономики. Сейчас все кардинально поменялось: с помощью политики решаются экономические вопросы. Именно поэтому из экономической безопасности выделилась отдельная подсистема -внешнеэкономическая безопасность. Ее основная задача состоит в том, чтобы определить внешнеэкономические интересы, угрозы этим интересам и механизмы их реализации и защиты.
Немаловажным обстоятельством современной действительности является тот факт, что разрушить базу национальных интересов можно легко и быстро, а создать механизм их защиты - процесс довольно длительный и сложный. В развитой рыночной экономике в лице государства общество имеет
не только гаранта принципов свободного предпринимательства, свободы конкуренции и личности в рамках национальных границ, но и основу экономической безопасности.
На сегодняшний день Россия является неотъемлемым участником мирового хозяйства. На рис. 1 представлена доля произведенного валового внутреннего продукта (ВВП) РФ в мировом ВВП. Россия занимает 11-е место по данному показателю, остается прочно встроенной в глобальную экономическую международную систему как одна из крупнейших держав Евразии и мира, располагающая серьезным потенциалом к дальнейшему развитию, какие бы сдвиги ни происходили внутри государства.
Добиться показателя, указанного на рис. 1, в 2017 г. удалось за счет роста экономики. По данным ОЭСР, рост ВВП России за 2017 г. составил 1,5%. Показатель небольшой, но если сравнивать с предыдущими годами, то это вполне приемлемый рост. По данным Всемирного банка, в 2017 г. доля российского внутреннего валового продукта в мировом валовом продукте составляла почти 2%. Этого удалось добиться за счет роста ВВП нашего государства на 1,7% в 2017 г.
Прежде чем переходить к угрозам внешнеэкономической безопасности, стоит дать определение некоторым понятиям, связанным с данной темой.
82 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦
Рис. 1. Доля российского ВВП в мировом ВВП в 2017 г. (составлено авторами по данным Всемирного Банка) [6]
Любые вызовы и угрозы внешнеэкономической безопасности государства - это посягательство на суверенитет, а потому в Стратегии экономической безопасности России понятие суверенности трактуется следующим образом: «Экономический суверенитет Российской Федерации - объективно существующая независимость государства в проведении внутренней и внешней экономической политики с учетом международных обязательств» (Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»). Понятие суверенности обретает свою значимость при возникновении взаимоотношений между государством и кем-либо. Так как каждое государство в своей внешнеэкономической деятельности ищет экономическую выгоду, которая порой противоречит национальным интересам других государств, возникают такие понятия, как «вызов» и «угроза». В Стратегии экономической безопасности России дается следующий категориальный аппарат: «Вызовы экономической безопасности - совокупность факторов, способных при определенных условиях привести к возникновению угрозы экономической безопасности. Угрозы экономической безопасности - совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам Российской федерации в экономической сфере». Из данных определений следует, что угрозы вытекают из вызовов, так как вызовы при различных обстоятельствах могут привести к возникновению угрозы.
Острота угроз внешнеэкономической безопасности России в какой-то степени обусловлена отсутствием в государстве единого органа, осуществляющего руководство и контроль за соблюдением национальных интересов страны.
В вышеупомянутой Стратегии экономической безопасности выделено более 25 угроз и вызовов. Все их можно разделить на внутренние и внешние.
К угрозам и вызовам внешнеэкономической безопасности можно отнести:
1. Стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции.
С зарождения человеческой цивилизации более сильные люди, общности старались использовать свои преимущества для того, чтобы менее развитые служили им своеобразным средством существования. Так продолжается и по сей день, только теперь речь идет о целых государствах. Более развитые государства стараются продвигать свои интересы, часто не замечая того, как это пагубно повлияет на развивающиеся страны. Из-за недобросовестной конкуренции выход на мировой рынок многим странам оказывается просто невозможным [2].
2. Усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг.
На сегодняшний день мировые деньги стали во многом виртуальными, и этот «пузырь» когда-нибудь лопнет. Как пример - государственный долг США. Он является самым большим в мире, и удерживает экономику страны в рабочем состоянии только то, что это самая развитая экономика мира. Доля ВВП США в мировом ВВП в 2017 г. составляла 23,7%. Это почти четверть всех произведенных товаров и услуг в мире. И потому вполне обоснованно можно утверждать, что если экономика США рухнет, то всемирная экономика пострадает не меньше, а потому бесперебойная работа американской экономики - стратегический интерес всех стран мирового сообщества. За последние 30 лет количество развитых стран уменьшилось, потому что научно-технический прогресс сделал огромный шаг вперед. Вполне естественным результатом такого прорыва стал разрыв между экономиками стран, которые спровоцировали или приняли научно технический прогресс в полной мере и странами, которые остались в роли догоняющих.
3. Использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям.
Данные тенденции сегодня проявляются особенно ощутимо в связи с санкционной политикой Запада. В период с 2014 г. по настоящее время в отношении России было введено множество санкций различной направленности с главной целью -подорвать экономический суверенитет государства, заставить вести политику, выгодную Западу. Санкции в отношении Российской Федерации вводили и вводят: США, страны Евросоюза, страны НАТО, Австралия, Грузия, Лихтенштейн, Молдавия, Новая Зеландия, Украина, Швейцария, Япония. Были ис-
пользованы различные методы ослабления экономики государства в различных областях.
Примеры санкций:
- прекращено кредитование России со стороны Всемирного банка;
- приостановлено вхождение в ОЭСР;
- приостановлены экономические взаимоотношения со многими странами;
- информационная блокада российских СМИ;
- запрет деятельности многих российских организаций за рубежом и т.д.
Еще в 2014 г. санкции были, без сомнения, одной из самых серьезных угроз России, но, как со временем стало очевидно, они заставляют Россию лишь с новыми силами гнуть свою линию. На все санкции российское правительство отвечает зеркально - своими контрсанкциями. Россия успешно уже несколько лет осуществляет программу импор-тозамещения, которая дает свои плоды в виде оздоровления и выхода на новый уровень таких отраслей, как металлургическая промышленность, аграрно-промышленный комплекс, оборонная промышленность и т. д. Начальным и основополагающим шагом было введение специальных экономических мер (эмбарго), запрещающих ввоз отдельных видов продовольственных товаров. Одним из важных направлений импортозамещения стало создание национальной платежной системы и ее успешное внедрение. Все это благотворно повлияло на государственную экономику и последствием вышеуказанных действий стали стабилизация и рост экономики страны. На сегодняшний день все новые санкции воспринимаются уже не так, как в 2014 г. Россия показала, что готова к трудностям.
4. Повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ.
Российская Федерация никогда не выступала агрессором во внешнеэкономических или внешнеполитических отношениях. Поддержание миропорядка, в особенности в зонах экономических интересов, - это один из основных национальных интересов России. Все провокации как с экономической, так и с политической точек зрения всегда сталкивались с жесткой позицией руководства страны. События последних лет показывают, что касаемо геополитики и геоэкономики, вокруг России образовалась нездоровая обстановка, многие соседи идут на поводу у стран Запада и осложняют отношения с нашим государством. Примером тому сложат события в Грузии, Южной Осетии, Украине и еще многие менее заметные, но не позволяющие расслабиться конфликты. Определенно, данной угрозе должно уделяться и уже уделяется должное внимание руководства России.
5. Усиление колебаний конъюнктурных мировых товарных и финансовых рынков.
Относительно спорная угроза, но вызовом это можно считать. К примеру, колебания цен на нефть могут происходить в зависимости от каких-либо политических действий. Так как в мире постоянно происходит масса событий, небольшие колебания
носят ежедневный характер. Однако мониторинг мировой ситуации должен осуществляться постоянно, так как это позволит быть готовым к резким и значительным изменениям в различных сферах экономики.
6. Изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие «зеленых» технологий.
Россия традиционно считалась ресурсозависимым государством. То, что в числе угроз находится и вышеуказанная, говорит, во-первых, о том, что до сих пор энергоресурсы являются одной из важнейших статей пополнения государственного бюджета, а во-вторых, пока не найдено альтернативных источников государственного дохода, которые могли бы создать серьезную конкуренцию энергоресурсам. То, что развитие «зеленых» технологий включено в список вызовов и угроз, на наш взгляд, лишний раз показывает, насколько мы отстали в техническом развитии от зарубежных стран. Во многих странах уже давно активно используют технологии, основанные, к примеру, на энергии ветра или солнца. Географическое расположение нашего государства позволяет развиваться в данном направлении, однако в руководстве страны считают, что проще добыть имеющиеся в большом количестве нефть и газ и продать, нежели развивать альтернативные виды энергоресурсов.
7. Подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы.
Подверженность финансовой системы России глобальным рискам - неотъемлемая часть глобализации, однако снизить остроту этой угрозы можно за счет правильно выстроенного механизма обеспечения внешнеэкономической безопасности. Вирусные атаки последних лет только подтверждают эту угрозу. После атак вируса WannaCry многие компании по всему миру лишились не только возможности осуществлять свою деятельность, но и финансовых ресурсов. В эпоху информационных технологий, когда информационные войны стали реальностью, государство, в котором будет эффективно функционировать информационная безопасность, будет благополучным, потому что если на должном уровне осуществляется защита, хранение, использование и мониторинг информации, то автоматически суверенность страны находится в безопасности.
8. Недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой прав собственности.
Основной задачей в привлечении финансовых ресурсов из-за рубежа является создание благоприятного инвестиционного климата. Лишь создав приемлемую для бизнеса нормативно-правовую
84 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 5 (74) -♦
систему, в которой оптимально бы соотносились налоговые сборы, с потенциальными возможностями инвесторов, въездные пошлины, нормативные требования к импортерам и экспортерам на уровне, не противоречащем не только интересам России, но и интересам инвесторов, государство сможет получить эффективно действующий рынок с высокоразвитым реальным сектором экономики. Положительным результатом деятельности государства в этой сфере можно считать то, что в октябре
2017 г. Всемирный банк опубликовал рейтинг комфортности ведения бизнеса - Doing Business -
2018 [7], который рассчитывается на основе одиннадцати показателей (простота регистрации предприятий, получения разрешения на строительство и подключения к электросетям, оформление кредитов, защита прав миноритарных инвесторов и т.д.). За год Россия поднялась в нем с 40-го места до 35-й позиции из 190. Стоит отметить, что Россия в упомянутом рейтинге опережает страны БРИКС. Так, ЮАР заняла 82-е место, Китай - 78-е, Индия -100-е, а Бразилия - 125-е.
9. Отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики.
Одним из факторов появления этой угрозы является нежелание более развитых российских компаний сырьевой направленности терять свои доходы, ведь если несырьевой рынок в России будет разрастаться, то это в пропорциональной прогрессии затронет сырьевой рынок. В этой ситуации государственные органы должны вести жесткую политику в отношении компаний сырьевой направленности и осуществлять поддержку несырьевого экспорта.
10. Ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые «цепочки» создания добавленной стоимости.
От увеличения добавленной стоимости, созданной на российском рынке, зависит рост экономики государства, ее конкурентоспособность и инвестиционная привлекательность, что позволит развивать инфраструктуру рынка. Несырьевой экспорт позволит увеличить добавленную стоимость только в том случае, если это будет выгодно тем организациям, которые могут осуществлять, к примеру, неэнергетический экспорт. На сегодняшний день государство осуществляет поддержку несырьевого неэнергетического экспорта. В Стратегии обеспечения экономической безопасности прописана следующая задача: «содействие развитию российских предприятий несырьевого сектора экономики, достижению ими уровня глобальных лидеров мировой экономики». В России есть все предпосылки для выполнения этой задачи и уже делаются первые, шаги, эффективность которых можно будет проанализировать в ближайшие годы.
11. Усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации.
Выражение «Кадры решают все!» в современной реальности актуально как никогда. Цифровизация
мирового сообщества настолько велика, что с глобальной точки зрения квалифицированные кадры могут изменить положение целых стран в геополитической и геоэкономической сферах [1]. В отношении России можно наблюдать негативную тенденцию: высококвалифицированные кадры уезжают в более развитые государства, а из стран ближнего зарубежья приезжают низкоквалифицированные работники. С экономической точки зрения, кроме простых граждан, страна теряет и возможные дивиденды от деятельности специалистов. «Утечка умов» существовала всегда, только в разных масштабах. Уезжают из России не только уже состоявшиеся в своих сферах граждане, но и перспективные студенты или молодые ученые, которым предлагают более выгодное обучение, а порой и вовсе бесплатное, с дальнейшим трудоустройством. И хотя на государственном уровне не раз говорилось о необходимой поддержке высококвалифицированных специалистов и для этого даже предпринимались конкретные меры, но на сегодняшний день в конкурентной борьбе за кадры высшей квалификации Россия, к большому сожалению, проигрывает. По разным данным, в 2016 г. «утечка умов» составила около 44 тыс. человек. Во всех регионах страны наблюдается тенденция миграции внутри страны и эмиграции в зарубежные страны молодых специалистов, так как социально-экономические условия в стране или на предприятии в сравнении с предложениями из-за рубежа проигрывают конкуренцию. Чаще факторами переезда за рубеж выступают финансовая привлекательность новой работы, лучшие условия жилья, возможность карьерного роста, социальные гарантии.
Среди угроз внешнеэкономической безопасности России хотелось бы выделить такое понятие, как «черные лебеди», введенное Николасом Талебом. Черные лебеди - это трудно прогнозируемые и редкие события, которые имеют значительные последствия. К примеру, еще в начале своего президентского срока к такому понятию можно было отнести президента США Дональда Трампа. Во время его предвыборной кампании, многие заявляли, что с его приходом к власти отношения России и Америки улучшатся, однако известный своим неоднозначным поведением нынешний президент США только подтвердил правомерность отнесения его кандидатуры к такой категории, как черные лебеди. С приходом к власти Дональд Трамп не только оставил отношения с Россией на былом уровне, но и продолжил вводить антироссийские санкции, еще больше отдалив два государства друг от друга.
К понятию «черные лебеди» также можно отнести многие государства и их лидеров, поскольку их действия основаны лишь на личной выгоде, без стратегически осмысленных решений.
Безусловно, на сегодняшний день угрозой внешнеэкономической безопасности является обстановка на Украине. В обостренной ситуации на юго-востоке Украины Россия поддержала Донецкую и Луганскую области (за последнее время туда отправлено уже 150 колонн с гуманитарным грузом). Присоединение Крыма также повлияло на между-
Рис. 2. Внешний долг Российской Федерации в период с 2012 по 2018 г. Составлено авторами по данным Центрального банка Российской Федерации [5]
народные отношения России со странами Запада. В результате ЕС, США и еще несколько государств ввели антироссийские санкции. Однако Россия показала, что на запрет импорта можно ввести политику импортозамещения и продовольственное эмбарго, от которого не в меньшей степени пострадали многие европейские страны. К примеру, для Германии это обернулось потерей основного потребителя на автомобильном рынке, а европейские фермеры считают убытки от не поставленной в Россию продукции.
По нашему мнению, увеличение внешнего долга - это серьезная угроза и потому немаловажный фактор на мировой арене. Заинтересованные страны при возможности и желании могут весьма эффективно использовать этот фактор против должника. После распада СССР России, кроме прочих экономических проблем, достался и немалый внешний государственный долг. К тому же, кроме долга СССР, Россия взяла на себя долговые обязательства Российской империи. До 1991 г. он не был погашен, так как правительство СССР не признавало долгов царского времени. За счет сырьевых доходов и общего профицита экономики удалось погасить большую часть долга. Долги Российской империи были полностью погашены, а долг бывшего СССР на 1 апреля 2018 г., по данным ЦБ РФ, составляет уже 776 млн долл. Планируется, что в ближайшие несколько лет он будет полностью погашен. Однако в силу опять же внешних обстоятельств и неготовности реагировать на них должным образом Россия начиная с 2012 г. снова стала нуждаться в инвестициях в экономику страны, и потому внешний долг снова начал расти.
Сам государственный внешний долг образуется в моменты дефицита бюджета. Государство вынуждено где-то брать финансовые ресурсы, и заемные средства от зарубежных стран и кредитных организаций выступают как один из источников пополнения государственного бюджета.
Общий внешний долг Российской Федерации, по данным Центрального банка России, по состоянию на 1 апреля 2018 г. составляет 524,9 млрд долл.
В 2017 г. он составлял 511,7 млрд долл. На рис. 2 можно наблюдать динамику внешнего долга Российской Федерации.
Положительным моментом в ситуации с долговыми обязательствами можно назвать то, что внешний долг меньше по отношению к внешним активам страны. Центральный банк РФ в последнем отчете сообщил, что на 1 января 2018 г. внешние активы России составляли 881,98 млрд долл.
Таким образом, необходимо улучшать и дополнять нормативно-правовую базу внешнеэкономической безопасности России. Только актуальная законодательная база, четкое выполнение всех задач, прописанных в ней, постоянный мониторинг, контроль и прогнозирование ситуации в мире и в стране позволят в быстроменяющейся международной обстановке эффективно оберегать государство от вызовов и угроз внешнего мира и обеспечивать внешнеэкономическую безопасность. Мировая экономика стремительно развивается под влиянием цифровой трансформации, поэтому развиваются и угрозы, которым может быть подвержена экономика любой страны [3]. Обеспечению внешнеэкономической безопасности экспортно- риентирован-ных предприятий должно уделяться особое внимание, потому что на сегодняшний день экспорт для России имеет стратегическое значение.
От того, насколько правильно и эффективно в государстве будет осуществляться обеспечение внешнеэкономической безопасности, будет зависеть благосостояние его граждан.
1. Кадомцева С.В., Манахова И.В. Современная парадигма социально-экономического развития. Часть II: Цифровая трансформация // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2018. № 1 (70). С. 9-14.
2. Мамаева Л.Н., Удалов Д.В., Кондратьева О.А. Роль конкуренции в обеспечении экономической безопасности предприятия // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 5 (69). С. 27-29.
3. Манахова И.В. Цифровое будущее и глобальная экономическая безопасность // Экономическая безопасность и качество. 2018. № 1 (30). С. 6-12.
4. Манахова И.В., КудайкуловМ.К. Глобальные вызовы и риски экономической безопасности // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века: мат. междунар. науч.-практ. конф. / отв. ред. И.А. Сушкова. Саратов, 2016. С. 170.
5. Статистика внешнего сектора // Центральный банк Российской Федерации: Официальный сайт. URL: https:// www.cbr.ru (дата обращения: 15.06.2018).
6. Data Bank: World Development Indicators: Russian Federation - Electronic data // The World Bank: Official site. URL: http://www.worldbank.org (дата обращения: 12.06.2018).
7. Doing Business: Economy Rankings - Electronic data // The World Bank: Official site. URL: http://www.worldbank.org (дата обращения: 03.06.2018).