ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ПОТРЕБИТЕЛЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ДУАЛИЗМА ХОЗЯЙСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ
КУЗНЕЦОВ ИГОРЬ АНАТОЛЬЕВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Целью данной статьи является выявление и анализ предпосылок методологического дуализма в хозяйственном поведении человека по обеспечению его экономической безопасности на региональном и муниципальном уровне в Российской Федерации.
Методологическую основу исследования составил комплексный подход к разработке теоретических и практических направлений и рекомендаций по совершенствованию инструментария управления и развитием системы экономической безопасности потребителя, как на индивидуальном, так и на общенациональном уровне. Кризисное состояние экономики России во многом обусловлено отсутствием пристального внимания к предпосылкам и причинам экономической безопасности потребителя, и одновременно это и уникально-эволюционный шаг для формирования новой парадигмы развития экономических отношений по формированию концепции экономической безопасности хозяйственного развития потребителя. В работе на основе дуалистического подхода в экономической безопасности потребителя выявлены условия защиты духовно-материальных интересов потребителя, как личности, с позиций эндогенных характеристик индивида. А с позиций экзогенных характеристик выявлена взаимосвязь экономической безопасности потребителя с социально-экономической природой и средой национальной экономической безопасности постоянного или временного места проживания потребителя. Применение структурно-функционального метода при анализе позволило предложить дуалистическую схему «системы экономической безопасности потребителя». Методы описательной статистики позволили сформировать количественные данные по заявленным проблемам и представить их в таблицах.
В качестве выводов автор предлагает комплекс направлений совершенствования экономической безопасности потребителей, которые позволят своевременно и адаптивно проводить модернизацию регионального и муниципального экономического пространства.
Выводы могут быть использованы региональными и муниципальными органами власти при составлении стратегических программ регионального развития и формирования организационных структур в системе регионального и муниципального управления экономической безопасностью. Также отдельные положения статьи и некоторые выводы применимы при формировании статей и законов региональной законодательной сферы.
Ключевые слова: экономическая безопасность потребителя, потребность в экономической безопасности, система экономической безопасности потребителей, организационно-экономические отношения по обеспечению экономической безопасности.
Современная актуализация вопроса экономической безопасности потребителя как хозяйствующего субъекта имеет отличия от базовых основ экономической безопасности человека как индивидуальной субстанции человеческого мира.
Текущий парадокс экономической безопасности потребителя состоит в том, что ослабляется его главная основа - хозяйственная мотивация, хозяйственное поведение, а также духовно-материальное положение в обществе.
Именно с этой точки зрения из всех проблем экономической безопасности человека наиболее важной представляется именно экономическая
безопасность потребителя, повышение ее хозяйственной активности, предотвращение угроз, возникающих в процессе технического совершенствования и виртуализационного состояния экономических отношений девиантного поведения общества того или иного региона, государства.
С общенаучных позиций, экономическая безопасность это - «...состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый экономический рост; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономи-
I. A. KUZNETSOV
ческих интересов страны на национальном и международном уровнях. Составная часть национальной безопасности, ее фундамент и материальная основа. Объектом экономической безопасности выступает как экономическая система, взятая в целом, так и ее составляющие элементы: природные богатства, производственные и непроизводственные фонды, недвижимость, финансовые ресурсы, людские ресурсы, хозяйственные структуры, семья, личность» [1].
Таким образом, объектом и предметом экономической безопасности потребителя являются:
жизнь, здоровье человека и его физическое и интеллектуальное состояние;
общественная и экологическая среда человека как естественная основа осуществления его миссии жизнедеятельности;
- ресурсные источники доходов (земля, собственность, капитал, знание, труд, предпринимательство и т. п.);
- духовно-культурная и социально-политическая среда существования.
Актуальность данной темы предусматривает еще и то, что за годы поиска российским руководством «своего специфически-собственного «социально-ориентированного» рыночного пути развития» российской экономики все больше обострилась проблема обеспечения экономической защиты российского потребителя.
Отсутствие четко сформулированной государственной политики, увязывающей межнациональную, национальную, региональную, муниципальную экономическую безопасность и экономическую безопасность человека как потребителя, а также отсутствие эффективной системы управления данной политикой в области экономической безопасности приводит к формированию предпосылок дуализма в хозяйственном поведении потребителя в обеспечении своей экономической безопасности.
С нашей точки зрения, экономическая наука, должна использовать дуалистический подход не столько в качестве философского понимания (в противовес многим воззрениям), а скорее как методологический прием в объяснении целесообразности человеческого поведения в хозяйственном и географическом пространстве.
Дуалистический подход в экономической безопасности потребителя характеризуется состоянием, при котором, с одной стороны, гарантированы условия защиты духовно-материальных интересов потребителя, т. е. обеспечивается система социально-экономического развития потребителя как личности, с позиций эндогенных ха-
рактеристик индивида. С другой стороны, с позиций экзогенных характеристик, должна прослеживаться четкая связь экономической безопасности потребителя с социально-экономической природой и средой национальной экономической безопасности постоянного или временного места проживания потребителя.
При этом состояние социальной сферы, экономики и институтов власти должно обеспечивать гарантию защиты общественно-муниципальных, региональных и национальных интересов, гармоничное социально-направленное развитие взаимосвязей страны с другими общественными системами, государствами.
Исходя из вышеизложенного, формирующуюся систему экономической безопасности потребителя создает российская социально-ориентированная рыночная экономика, которая должна учитывать: с одной стороны, личные физические и интеллектуальные возможности человека в хозяйственной деятельности, а с другой стороны, гарантированный государством уровень ее минимального экономического обеспечения за счет общества (рис. 1).
Экономическая безопасность потребителя -это состояние и способность человека в соответствующих социально-экономических условиях защищать и реализовывать свое естественное право на определенный уровень качественного существования.
Классической становиться трактовка положения о том, что для достижения определенного уровня экономической безопасности человеку необходимо, активировать свои внутренние ресурсы. Экономическая безопасность потребителя зависит не только от государства или общества, в котором живет потребитель, но и от самого человека.
Но данное положение более всего относиться к потребителям, имеющим более «активный статус» в физиологическом и психо-эмоциональном плане (рис. 1). В большинстве случаев, человек идет по «пассивной» экономической линии, используя приобретенные в ходе жизненных циклов знания и умения, а также природно-ресурсную базу.
И здесь показательным становиться пример использования земли как ресурса для «продовольственной базы домохозяйства» в виде огородов и дачных участков для городского населения. В пиковые периоды экономических кризисов в постсоветской России (1993-94 гг., 1998 г., 2008 г., 2014 г.) выпадающие доходы семей (вследствие инфляции) замещаются продукцией с данных участков с увеличением активности их использования. А как только общеэкономическая ситуация
в стране стабилизируется, активность их использования идет на убыль (участки земли становятся «заброшенными»). Наряду с этим, большой угрозой экономической безопасности потребителей представляется непропорциональный рост налоговой базы на данные с/х участки (сегодня налоги
на землю идут в муниципальные бюджеты). В случае высокой ставки налогового обложения данной земли рентабельность выращиваемой продукции не покроет издержек с/х производства, и это создаст дополнительные негативные социально-экономические последствия.
Методологический дуализм среды обеспечения экономической безопасности потребителя
Личностный характер обеспечения экономической безопасности потребителя
низкий уровень Неспособность в полной мере обеспечить свою собственную экономическую безопасность вследствие: нетрудоспособные дети и дети-сироты, нетрудоспособные пенсионеры, люди с врожденной или приобретенной инвалидностью, больные и не имеющие социально-экономическую адаптацию
средний уровень Работоспособное население, имеющие профессиональные навыки и разную степень профессионального образования, имеющие временную трудовую занятость вследствие совмещения аспектов деятельности. Представители «Профессиональных династий»
высокий уровень Творческие личности, имеющие способность генерировать новые идеи, применять новые методы и подходы, «гении и таланты» в различных профессиональных отраслях. Люди, имеющие высокий социальный, экономический или административный статус, деловые связи в обществе
Общенациональный характер обеспечения экономической безопасности потребителя (система нивелирования угроз)
муниципальный уровень Экономическая недоступность продовольствия или голод; недоступность жилья или ветхое жилье; медицинское обслуживание; доступность государственных услуг
региональный уровень Несоответствие фактического и нормативного потребления по «потребительской корзине»; снижение численности населения; снижение экономически активного населения; распространение безработицы; снижение образованности населения; доступность социальных и культурных благ; состояние преступности
общена-циональ- ный уровень Рост или сокращение ВВП; дифференциация доходов населения; рост непроизводительного населения в общей структуре населения; экологическое состояние территорий; адекватность сущности и условий распространения информации; сепаратизм территорий; национальные и религиозные вопросы
международный уровень Терроризм и национальная безопасность; проблемы экономических объединений и союзов; физическая и юридическая защита гражданина
Комплекс мероприятий по формированию экономической безопасности потребителя, прописанные в стратегических программах развития муниципальных и региональных территорий
Рис. 1. Система эконом
Потребитель одновременно является и объектом и субъектом системы экономической безопасности, а также присутствует во всех других системах безопасности, формируя системообразующую иерархию. Из этого следует, что обеспечение индивидуальной экономической безопасности является условием обеспечения безопасности во всех хозяйственных структурах, а также других социально-культурных форм и уровней состояния общества и государства.
Как мы указывали в ранних работах: «Экономическая безопасность является разновидностью безопасности вообще, на основе понимания потребностей человека как «человека экономи-
I. А. КШШТ80У
ой безопасности потребителя
ческого», или в другой трактовке - субъекта экономики. Но сегодня под субъектом экономики мы понимаем не только человека экономического, а также хозяйственные объединения людей: организации, фирмы, предприятия и т. п., в зависимости от «микро» или «макро» уровня исследования.
Таким образом, суть экономической безопасности во многом универсальна, так как стремление к индивидуальной или коллективной экономической защите является одним из базовых потребностей любого субъекта экономики, который не только стремится обезопасить себя от возможных рисков, но и по возможности максимизиро-
вать свою экономическую безопасность в данный конкретный период времени» [2].
Потребитель является как бы «мишенью» для всех видов и форм опасностей и угроз, носящих деструктивный экономический, социально-политический, экологический, технический и др. характер.
Потребитель является биосоциальной системой, что предполагает его включение в различные сообщества как индивида и как живого организма, существующего в природной среде. Интересы хозяйствующих субъектов в экономических отношениях в рыночных условиях часто не совпадают. Таким образом, функциональные действия по обеспечению потребителей экономической безопасности одной группой субъектов экономических отношений могут оказаться угрозой для другой группы. Во многом это обусловлено глобальными изменениями в способе и структуре общественного воспроизводства под воздействием научно-технического прогресса и виртуализации экономических отношений при сохраняющейся жесткой конкуренции на уровне предприятий, регионов, страны и межгосударственном уровне в целом.
Отсюда вытекает потребность в защищенности человека от различных факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей, имеющая множество разновидностей.
Данная многоуровневость строится на том, что безопасность личности опирается на комплекс правовых и нравственных норм, общественных институтов, позволяющих ей реализовывать свои способности и потребности. Безопасность общества предполагает наличие общественных институтов, правовых норм и общественного сознания, позволяющего реализовывать права и свободы всех групп населения. Безопасность государства базируется на эффективном механизме управления и координации деятельности общественных групп и наличии действенных институтов их защиты. Безопасность личности трудно отделить от безопасности государства и общества, так как опасности и угрозы для них часто являются опасностями и угрозами для большинства людей [3].
Среди множества факторов, характеризующих экономическую безопасность потребителя, экономический фактор является ведущим. Во многом это обусловлено тем, что без развитой экономической базы хозяйствующего сообщества невозможно обеспечить удовлетворение потребностей и всех жизненно важных интересов человека, которые обеспечивают существование и возможность прогрессивного развития человече-
ской цивилизации. С другой стороны, в современном мире, человеческий капитал, проявляющийся в разных формах, становится основным фактором хозяйственной диалектики всех сторон общественной жизни. Поэтому развитие человеческого капитала как на индивидуальном уровне, так и на общественном, вкладывание инвестиций в человеческий капитал на сегодняшний день рассматриваются как инвестирование в будущее, как наиболее эффективное формирование экономической безопасности.
С данных позиций под объективными предпосылками формирования системы экономической безопасности потребителя видятся следующие:
формирование системы социально-экономического развития гарантий воспроизводства человеческого капитала;
- формирование многоуровневой системы защиты социально-экономических прав и свобод человека, гражданина;
- формирование программ социально-экономической адаптации и защиты мигрирующего населения;
- создание общенациональной электронной базы рабочих мест по профессиональным и региональным характеристикам;
- формирование федеральной программы, стимулирующей трудовую занятость в регионах и местах особой сложности для проживания;
- формирование программ и территорий трудовой занятости для иностранных мигрантов;
- формирование общедоступных программ личной экономической безопасности человека;
- формирование системы выявления и мониторинга факторов, формирующих угрозу для состояние экономической безопасности человека;
- формирование социально-культурных и духовных предпосылок защиты экономического положения человека со стороны общества и государства;
- расширение системы «омбудсменов» до регионального уровня.
Касаемо второй стороны вопроса, хотелось бы отметить, что для создания системы экономической безопасности потребителя во внешней среде (муниципалитет, регион, государство, международный уровень) социально-экономическая политика государства должна идти по пути действительно «социально ориентированному».
Потребитель как хозяйствующий субъект, в более развитом социально-экономическом пространстве рыночной системы, предъявляет повышенный спрос на качественные и рациональные товары и услуги экономической безопасности.
Последние исследования в области экономической безопасности показывают, что чем выше степень экономической безопасности потребителей товаров и услуг, тем больше количественный и выше качественный состав и степень общественного воспроизводства.
Создание благоприятной среды, на общенациональном уровне, экономических и правовых отношений, с позиций экономической безопасности, является основой оптимального и рационального поведения потребителей в условиях наиболее полного удовлетворения экономических потребностей общества.
На современном этапе функционирования российского государства система экономической безопасности крайне противоречива и неопределенна. Во многом это связано с тем, что в процессе реформирования экономики была упущена главная компонента системы экономической безопасности - компонента безопасности человека как потребителя.
Российское государство на протяжении многих лет не формировала возможности и способности для реализации экономических, консолидирующих, координирующих функций, отстаивания своих как общенациональных экономических интересов в безопасности, так и осуществления комплекса мер по обеспечению экономической безопасности потребителя.
И лишь начиная с 2009 г., государство серьезным образом обращает внимание на проблемы экономической безопасности с принимаемой стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., в которой основными задачами являются: «...своевременное выявление и предупреждение внешних и внутренних угроз и вызовов национальной безопасности России; обеспечение территориальной целостности России и безопасности пограничного пространства страны; подъем экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса; преодоление научно -технической и технологической зависимости России от внешних источников; обеспечение личной безопасности граждан России, их конституционных обязательств, прав и свобод; обеспечение полноты и совершенствования законодательства России, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и социально-политической стабильности общества, российской государственности, федерализма и местного самоуправления; подъем и поддержание на достойном уровне военного потенциала государства; укрепление режима нераспространения
оружия массового уничтожения и средств его доставки; принятие эффективных мер по пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств против Российской Федерации; коренное улучшение экологической ситуации в стране» [1].
Как видно из задач стратегии, многие вопросы экономической безопасности потребителя, человека остались за «бортом истории», выдвигая на первый план экономическую защиту самого государства и людей, являющихся носителями этой власти.
На наш взгляд, сегодня данные задачи уже неактуальны, и данную концепцию надо пересматривать. Более реалистичный подход к формированию государственной политики в области экономической безопасности представлен в ме-диапортале «Хранитель». Под экономической безопасностью, формируемой государством, понимается: «.такое состояние хозяйства и институтов власти, при котором обеспечивается подлинная защита национальных общенародных интересов от потенциальных угроз в целях преодоления кризиса, сокращения главных цивилизаци-онных ценностей, природных богатств и основных производственных ресурсов, создание условий для устойчивого и социально направленного развития, поддержания политической стабильности и оборонной достаточности страны в случае реализации даже критических сценариев развития
внутренней и международной ситуации......три
ее важных элемента: экономическую самостоятельность; стабильность и устойчивость государственной экономики; способность к саморазвитию и прогрессу» [4].
В заключении хотелось бы отметить, что в целом проблема экономической безопасности потребителя является комплексной. И многие предпосылки для решения проблем экономической безопасности в общегосударственной системе лежат в ее ключевой основе - потребителе. Естественным образом нельзя пренебрегать ни одним из этих направлений, изложенных выше. А эффективная система экономической безопасности потребителя формируется в условиях оптимального баланса предпосылок как государственных, так и личных, индивидуальных.
Литература
1. Стратегия национальной безопасности российской федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Кузнецов И. А. Экономическая безопасность как потребность конкурирующих предприятий в ЖКХ // Со-
I. А. КШКЕТ80У
циально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2010. № 3.
3. Алабичева М. А. Экономическая безопасность личности как структурная составляющая экономической безопасности государства // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 11.
4. Хранитель. Медиапортал о безопасности. URL: http://www.psj.ru
References
1. Strategiya natsional'noj bezopasnosti rossijskoj federatsii do 2020 goda. Utv. Ukazom Prezidenta
Rossijskoj Federatsii ot 12 maya 2009 goda № 537. Dostup iz sprav.-pravovqj sistemy «Konsul'tantPlyus».
2. Kuznetsov I. А. Ekonomicheskaya bezopasnost' kak potrebnost' konkuriruyushchikh predpriyatij v ZhKKh // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2010. № 3.
3. Аlabicheva M. А. Ekonomicheskaya bezopasnost' lichnosti kak strukturnaya sostavlyayushchaya ekonomicheskoj bezopasnosti gosudarstva // Sotsial'no-eko-nomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 11.
4. Khranitel'. Mediaportal o bezopasnosti. URL: http://www.psj.ru
* * *
ECONOMIC SECURITY OF THE CONSUMER: PREREQUISITES OF METHODOLOGICAL DUALISM ECONOMIC BEHAVIOR
KUZNETSOV IGOR ANATOLYEVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: [email protected]
The purpose of this article is identification and the analysis of prerequisites of methodological dualism in economic behavior of the person on providing its economic security at the regional and municipal level in the Russian Federation.
The methodological basis of research is an integrated approach to development of the theoretical and practical directions and recommendations about improvement of tools of management and development of system of economic security of the consumer, both on individual, and at the national level. Absence of close attention to prerequisites and reasons of economic security of the consumer caused the crisis state of economy of Russia, and at the same time it and a unique and evolutionary step for formation of a new paradigm of development of the economic relations in formation of the concept of economic security of economic development of the consumer. In article author revealed conditions of protection of spiritual and material interests of the consumer as persons, from positions of endogenous characteristics of the individual on the basis of dualistic approach in economic security of the consumer. And author revealed the interrelation of economic security of the consumer with the social and economic nature and the environment of national economic security of the constant or temporary place of residence of the consumer from positions of exogenous characteristics. Application of a structurally functional method in the analysis allowed to offer the dualistic scheme of «system of economic security of the consumer». Methods of descriptive statistics allowed to create quantitative data on the declared problems and to present them in tables.
As conclusions the author offered a complex of directions of improvement of economic security of consumers which will allow in due time and is adaptive to carry out modernization of regional and municipal economic space.
Regional and municipal authorities can use conclusions at drawing up strategic programs of regional development and formation of organizational structures in system of regional and municipal government by economic security. Separate provisions of article and some conclusions are also applicable at forming articles and laws of the regional legislative sphere.
Key words: economic security of consumer, need for economic security, system of economic security of consumers, organizational and economic relations on providing economic security.