ISSN 2304-120X
Грабовец О. В. Экономическая безопасность как главный компонент безопасности страны // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15243. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15243.htm. - ISSN 2304-120X.
кониепт
научно-методический ^ электронный журнал
ART 15243 УДК 338.2
Грабовец Ольга Викторовна,
студентка ФГБОУ ВПО ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет», г. Краснодар [email protected]
Экономическая безопасность как главный компонент безопасности страны
Аннотация. В статье рассмотрена проблема экономической безопасности России в настоящее время, обоснованы соответствующие пороговые значения системы факторов, влияющих на развитие производственных процессов, проведены анализ и оценка экономической безопасности по основным макроэкономическим показателям и эффективности принятых антикризисных мер в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Ключевые слова: экономическая безопасность, макроэкономические показатели, факторы экономической безопасности.
Раздел: (04) экономика.
В настоящее время проблеме экономической безопасности государства уделяется значительное внимание. Данный факт обусловлен тем, что качество экономической безопасности оказывает существенное влияние на положение других сфер государства и общества.
Вопрос экономической безопасности Российской Федерации в настоящее время стоит особенно остро ввиду сложившейся политической ситуации в мире. Экономика России, находящаяся под давлением санкций, становится менее стабильной, и обеспечение экономической безопасности является одним из ключевых условий ее укрепления, чем обусловлена актуальность выбранной темы.
Чтобы обеспечить экономическую безопасность России, важно найти оптимальное соотношение между национальными интересами (поддержание государственного суверенитета в рамках границ) и открытостью экономики (место России в международных финансовых и банковских сферах, в мировой экономике, торговле и разделении труда) [1].
Экономическая безопасность страны является одной из важнейших экономических категорий и определяет стабильность развития экономики государства, гарантирует защиту национальных интересов, обеспечивает достаточный оборонный потенциал и социальное развитие общества, даже в неблагоприятных условиях внутренних и внешних процессов.
Тема экономической безопасности долгие годы была закрытой, только в начале ХХ! в. приобрела приоритетное значение для всех стран мира и стала предметом интенсивных научных исследований. Проблему экономической безопасности государства и различные ее аспекты исследовали многие российские ученые и экономисты. Значительный вклад в исследование теории экономической безопасности внесли зарубежные ученые, такие как С. Браун, Дж. Ю. Стиглиц, Д. Фишер, В. Хагер и многие другие.
Теоретические вопросы экономической безопасности рассматривает в своей работе «Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение» Л. И. Абалкин. По мнению академика, в настоящее время «удалось достаточно глубоко осмыслить само это понятие, выявить четкие критерии, в том числе количественные, определяющие границы экономической безопасности, разработать предложения по предотвращению возможных угроз и потерь» [2].
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Грабовец О. В. Экономическая безопасность как главный компонент безопасности страны // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15243. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15243.htm. - ISSN 2304-120X.
Много работ посвятил вопросу экономической безопасности В. Тамбовцев, который подчеркивает, что экономическую безопасность той или иной системы следует рассматривать как «совокупность свойств состояния ее производственной (в широком смысле) подсистемы, обеспечивающую возможность достижения целей всей системы» [3].
Немалую популярность среди исследований по теме экономической безопасности государства имеют работы С. Глазьева. Ученый выделил ряд показателей, характеризующих состояние экономической безопасности страны, и исследовал их фактические и пороговые значения [4]. По статистическим данным Глазьев сделал вывод о неудовлетворительном состоянии экономической безопасности России, так как многие показатели выходили за рамки пороговых. Например, согласно исследованию, расходы на научные разработки должны составлять не менее 2%, а в реальности данный показатель не превышает 0,7%. Средняя продолжительность жизни должна составлять 70 лет, реальный показатель за исследуемый период составил лишь 65 лет. Уровень безработицы, который, по заключению ученого, не должен превышать 7%, в России составил 9,3%. Пороговое значение объема инвестиций составляет 25%, но в реальности данный показатель не превысил 16%. Показателем, удовлетворяющим заданным критериям, является только дефицит бюджета в % к ВВП (валовой внутренний продукт), который составил 3,5%, не превысив пороговое значение в 5%. Данное исследование было проведено в 1996 г. и, по выводам автора, Россия значительно выходит за пределы допустимых показателей.
Качество обеспечения экономической безопасности государства определяется рядом макроэкономических показателей функционирования экономики. В ходе исследования необходимо не только анализировать данные статистические показатели и их динамику, но и рассмотреть их пороговые значения - такие, при которых появляется риск возникновения негативных последствий в экономике [5].
Можно выделить следующие показатели, характеризующие обеспечение экономической безопасности страны:
1. Экономический рост, включающий показатели валового внутреннего продукта (ВВП), валового национального продукта (ВНП), чистого национального продукта (ЧНП) и национального дохода (НД).
2. Показатели, характеризующие состояние факторов производства и развитие научных технологий.
3. Динамичность экономики, включающая уровень инфляции, дефицит бюджета, государственный долг, стабильность валюты.
4. Развитие теневой экономики.
5. Положение государства в мировой экономике, определяемое долей экспорта и импорта, обменным курсом валюты и паритетом покупательской способности.
Экономическая безопасность государства реализуется посредством механизма обеспечения экономической безопасности, который выступает как система мер по предотвращению экономических угроз и включает следующие элементы: мониторинг экономики, прогнозирование, выявление и предупреждение угроз, определение предельных (пороговых) показателей. Реализация данного механизма осуществляется с помощью системы государственного регулирования экономики, направленной на развитие эффективных методов государственного воздействия.
Экономической безопасности Российской Федерации уделяется особенно большое внимание с момента кризиса 2008 г. Так, в последующем году был издан Указ Президента РФ (Российской Федерации) от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», в котором были рассмотрены основные направления обеспечения экономической безопасности и экономического роста [6].
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Грабовец О. В. Экономическая безопасность как главный компонент безопасности страны // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15243. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15243.htm. - ISSN 2304-120X.
Также комплекс мер, связанных с обеспечением экономической безопасности, как косвенно, так и напрямую, рассмотрен в Распоряжении Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» [7].
Одной из наиболее важных целей обеспечения экономической безопасности, согласно данным документам, является вхождение России в число пяти стран-лидеров по объему валового внутреннего продукта. По данным Международного валютного фонда, на 2013 г. ВВП России составил 2097 млрд долл., что соответствует восьмому месту в рейтинге стран по объему ВВП. Однако в перспективе к 2020 г. ожидается такой рост ВВП, который обеспечил бы вхождение России в пятерку стран мира с наибольшим объемом ВВП [8].
Следующей характеристикой экономики, влияющей на экономическую безопасность, выступает дефицит бюджета. Действия государства в данный период направлены на сокращение дефицита бюджета. По данным таблицы, представленной ниже, можно сделать выводы о нестабильности баланса федерального бюджета в последние годы [9]. По мнению некоторых ученых, данный факт определяется высокой степенью зависимости российской экономики от внешних факторов, связанной с большой долей экспорта, в частности сырьевых нефтегазовых ресурсов, в экономике. Для минимизации негативных последствий данной ситуации необходимо принять комплекс мер.
Среди мер обеспечения экономической безопасности следует также выделить развитие производственной сферы в государстве и увеличение конкурентоспособности отечественной продукции. В целях обеспечения данных задач было принято Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности”». Согласно Постановлению, мерами повышения конкурентоспособности продукции выступают: создание инновационной инфраструктуры для развития новых отраслей; стимулирование увеличения доли внебюджетных источников финансирования; фокусировка инструментов государственной поддержки на стимулировании спроса; обновление технологической базы отраслей промышленности; стимулирование научных исследований и разработок; стимулирование экспорта [10].
Для наиболее эффективного обеспечения экономической безопасности немаловажным является контроль государства за природно-сырьевыми ресурсами, аспекты которого отражены в Постановлении Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 322 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов”» и представляют собой развитие минерально-сырьевой базы, обеспечение гарантированного снабжения ресурсами, формирование научно-технического потенциала и другие [11].
Таким образом, можно проследить регулирование государством определенных сфер, направленное на обеспечение экономической безопасности, закрепленное в вышеперечисленных документах.
Наиболее важные факторы экономической безопасности России приведены в табл.
На основании данных, представленных в таблице, можно сделать следующие выводы. На протяжении всего исследуемого периода наблюдается стабильный рост внутреннего валового продукта. Так, в 2011 г. данный показатель увеличился на
9877,6 млрд руб. по отношению к предыдущему году, в 2012 г. - на 7987,9 млрд руб., в 2013 г. - на 4343,1 млрд руб., в 2014 г. - на 4275,6 млрд руб. Однако на основании приведенных данных нельзя сделать однозначный вывод о развитии экономики вследствие роста ВВП, так как данные изменения могут быть обусловлены следующим показателем - темпами роста инфляции [12].
3
ISSN 2304-12QX
Грабовец О. В. Экономическая безопасность как главный компонент безопасности страны // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15243. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15243.htm. - ISSN 2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
Макроэкономические показатели экономической безопасности России
за 2010-2014 гг.*
Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Пороговые значения
ВВП, млрд руб. 44 491,4 54 369 62 356,9 66 700 70 975,6 50% от значения стран «Большой семерки»
Темпы инфляции, % 8,78 6,10 6,58 6,45 11,36 20
Дефицит/профицит федерального бюджета, млрд руб. -749,3 430,8 -55,1 323 1312,2 5% к ВВП
Государственный долг, % к ВВП 9,3 11,2 14,1 16,1 17 25% к ВВП
Импорт, млрд долл. 248,6 318,5 335,8 341,3 259,7 30% ВВП
Экспорт, млрд долл. 400,7 515,4 527,5 523,3 421,7 60% к ВВП
Курс доллара к рублю 30,37 29,38 31,08 31,84 38,35 -
Курс евро к рублю 40,3 40,88 39,95 42,3 50,74 -
Продолжительность жизни, лет 68,9 69,8 70,2 70,8 71,6 70
Уровень безработицы, % 7,3 6,5 5,5 5,5 5,6 5
* Представлены данные Федеральной службы государственной статистики.
На протяжении с 2010 по 2013 г. инфляция является ползучей, так как составляет менее 10%, что свидетельствует о стабильности экономики. В 2014 г. данный показатель составляет 11,36% и относится к галопирующей инфляции. Данный вид инфляции является опасным для экономики и требует применения антиинфляционных мер государством.
Следующим исследуемым показателем является сбалансированность федерального бюджета. Она характеризуется наличием бюджетного дефицита или профицита либо равенством доходов и расходов. В период с 2010 по 2014 г. данный показатель не был стабильным. В отдельно взятые годы наблюдается как дефицит, так и профицит федерального бюджета, что свидетельствует о его несбалансированности [13].
Еще одним ключевым показателем является государственный долг. Он может быть внутренним (перед резидентами) и внешним (перед нерезидентами). В таблице приведена сумма данных двух видов долгов - совокупный государственный долг. Можно заключить, что на протяжении исследуемого периода данный показатель увеличивается, что отражает негативные процессы, происходящие в экономике [14].
Рассмотрим показатели импорта и экспорта в период 2010-2014 гг. Исходя из данных, представленных в таблице, можно заключить, что импорт возрастал на протяжении всего исследуемого периода за исключением последнего года. Подобную тенденцию можно проследить и в динамике показателей экспорта, которые, однако, начали снижаться еще в 2013 г. Можно предположить, что данное явление связано с обостренной политической обстановкой в мире, появившейся в 2014 г. и оказавшей негативное влияние на экономические отношения России с другими странами.
Еще одним из ключевых показателей безопасности экономики выступает обменный курс валют. Рассматривая динамику курса рубля за 2010-2014 гг., можно сделать вывод о его падении на протяжении этого периода как по отношению к доллару, так и к евро (за исключением 2012 г. в отношении к евро и 2011 г. в отношении к доллару).
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Грабовец О. В. Экономическая безопасность как главный компонент безопасности страны // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15243. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15243.htm. - ISSN 2304-120X.
Данное явление носит негативный характер, так как свидетельствует о снижении покупательной способности рубля, его обесценивании [15]. В настоящее время данная проблема становится всё более острой, так как курс рубля продолжает падать по отношению к иностранной валюте и в 2015 г. достиг рекордных показателей.
Анализируя данные, представленные Федеральной службой государственной статистики, о средней продолжительности жизни в Российской Федерации, нельзя не отметить положительную динамику данного показателя на протяжении исследуемого периода: средняя продолжительность жизни с 2010 по 2014 г. стабильно возрастала с 68,9 лет до 71,6 лет.
Одним из важнейших показателей, характеризующих состояние экономической безопасности страны, выступает уровень безработицы [16]. На протяжении исследуемого периода данный показатель уверенно снижался за исключением 2014 г. По прогнозу Министерства экономического развития, рост безработицы будет продолжаться, и в 2015 г. она достигнет 6,4%.
Таким образом, проанализировав показатели, характеризующие экономическую безопасность страны, можно сделать следующие выводы. Экономическая безопасность России значительно ухудшилась в 2014 г. Если в предыдущие годы показатели экономической безопасности были относительно стабильны, то в последний год исследуемого периода они понесли существенные изменения [17]. Наибольшую опасность для стабильности экономики представляют увеличение государственного долга, свидетельствующее о наличии бюджетного дефицита, и падение курса рубля.
По показателям темпов инфляции и конвертируемости валюты можно сделать выводы о значительном снижении курса рубля, падении его покупательной способности на протяжении всего периода [18]. Наиболее ярко данная тенденция проявилась в 2014 г., когда были достигнуты наивысшие показатели обменного курса рубля за исследуемый период, а инфляция перешла из ползучей в галопирующую.
По представленным данным можно также сделать заключение о резком падении экспорта и импорта в 2014 г., связанном с политической обстановкой, которая привела к негативным последствиям в отношениях России со странами-экспортерами и импортерами.
Для наиболее эффективной реализации экономической безопасности России необходимо стабилизировать экономику, для чего целесообразно применить следующие меры.
- Антиинфляционные меры кредитно-денежной и бюджетно-налоговой политики, включающие изменение учетной ставки, регулирование денежной массы, воздействие на экономику путем налоговых инструментов [19]. Так, в конце 2014 г. уже были применены некоторые меры кредитно-денежной политики, в частности увеличение процентной ставки, которое было направлено на сдерживание падения курса рубля. Данная мера достаточно эффективна на этом этапе, однако по прошествии резких колебаний в экономике была исключена ввиду риска возникновения негативных последствий ее применения [20]. Это связано с тем, что высокая процентная ставка отрицательно влияет на развитие производства, которое, в свою очередь, является следующим элементом реализации экономической безопасности.
- Увеличение объемов собственного производства. Данная мера необходима для восполнения дефицита товаров, импорт которых ограничился, а также для увеличения товарной массы по отношению к денежной массе, которое направлено на повышение покупательной способности рубля и рост его курса.
- Контроль за использованием ресурсов является одной из важнейших мер государства, направленных на обеспечение экономической безопасности. В настоя-
5
о
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Грабовец О. В. Экономическая безопасность как главный компонент безопасности страны // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15243. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15243.htm. - ISSN 2304-120X.
щее время в российской экономике значительную долю (около 50%) доходов федерального бюджета занимают поступления от сделок, объектом которых являются нефтегазовые ресурсы [21]. Данная ситуация отрицательно влияет на стабильность экономики, так как цены на нефтегазовые ресурсы подвержены значительным колебаниям. Следовательно, государству необходимо увеличить контроль за использованием ресурсов для стабилизации экономики и улучшения обеспечения экономической безопасности Российской Федерации [22].
Таким образом, данные меры способны улучшить экономическую безопасность России путем исключения как внутренних, так и внешних факторов, способных оказать негативное воздействие на экономику государства.
Ссылки на источники
1. Богомолов В. А. Экономическая безопасность. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. -
3. Тамбовцев В. Объект экономической безопасности России // Вопросы экономики. - 1994. - № 12.
4. Глазьев С. Ю. Геноцид. Россия и новый мировой порядок. Стратегия экономического роста на пороге XXI века. - М., 1997.
5. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
6. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года».
7. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 328 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности”».
8. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 322 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов».
9. Федеральная служба государственной статистики. - URL:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency.
10. Франциско О. Ю. Разработка прогнозных сценариев развития аграрных предприятий // Молодежь и наука: реальность и будущее: материалы 3-й Междунар. науч.-практ. конф.: в 6 т. / редкол.: В. А. Кузмищев и др. - Оренбург, 2010. - С. 502-504.
11. Франциско О. Ю. Обоснование экономических параметров и прогнозных сценариев развития подсобных производств аграрных предприятий: автореф. дис. ... канд. экон. наук. - Краснодар, 2008.
12. Трубилин И. Т., Бурда А. Г., Франциско О. Ю. Инструментальные средства финансовых вычислений: разработка и обучение применению в экономической работе на предприятиях АПК // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2014. - № 102. - С. 459-484.
13. Затонская И. В. Финансовый потенциал аграрного предприятия как фактор конкурентоспособности // Современные тенденции в науке и образовании: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ. конф.: в 5 ч. - М., 2015. - С. 154-155.
14. Чуб Е. В., Затонская И. В. Моделирование организационно-экономического процесса управления инновационным развитием аграрного предприятия // Междисциплинарные исследования в области математического моделирования и информатики: материалы 5-й науч.-практ. internet-конференции / отв. ред. Ю. С. Нагорнов. - Ульяновск, 2015. - С. 230-233.
15. Затонская И. В., Затонская С. С. Дистанционные образовательные технологии в управлении образованием и повышении профессиональных качеств личности // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2015. - № 4. - С. 14-17.
16. Франциско О. Ю., Затонская И. В., Гусельникова А. А. Инструментальные методы финансовых вычислений в математической экономике // Инструментальные методы финансовых вычислений в математической экономике: учеб.-метод. пособие. - Краснодар, 2014.
17. Затонская И. В., Чуб Е. В. Информационные технологии в управлении имущественным состоянием аграрного предприятия // Современное состояние и приоритетные направления развития экономики: материалы Междунар. заоч. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2014.- С. 88-93.
18. Затонская И. В., Затонская С. С. Информатизация деловой сферы и профессиональная деятельность // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2014. - № 1. - С. 26-32.
295 с.
2. Абалкин Л. И. Экономическая безопасность России // Вестник Российской Академии наук. - Т. 67. -1996. - № 9.
6
ISSN 2304-120X
Грабовец О. В. Экономическая безопасность как главный компонент безопасности страны // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15243. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15243.htm. - ISSN 2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
19. Затонская И. В. Методические разработки для лабораторных работ по решению распределительных задач о назначениях (для студентов экономических специальностей и направлений подготовки). - Краснодар, 2012.
20. Там же.
21. Там же.
22. Молчан А. С., Байкенич В. Е., Болгарская А. Д. Влияние бедности и малообеспеченности граждан на экономическую безопасность государства // Концепт. - 2015. - № 02 (февраль). - URL: http://e koncept.ru/2015/15027.htm.
Olga Grabovets,
Student, Kuban State Agrarian University, Krasnodar [email protected]
Economic security as a major component of Russian security
Abstract. The paper deals with the problem of economic security of Russia. The corresponding threshold values of factors influencing on development of productions are proved, the analysis and assessment of economic security on the main macroeconomic indicators and efficiency of the taken anti-recessionary measures according to acts of the Russian Federation are carried out.
Key words: economic security, macroeconomic indicators, factors of economic security.
References
1. Bogomolov, V. A. (2012) Jekonomicheskaja bezopasnost', 2-e izd., pererab. i dop., JuNITI-DANA, Moscow, 295 p. (in Russian).
2. Abalkin, L. I. (1996) “Jekonomicheskaja bezopasnost' Rossii”, Vestnik Rossijskoj Akademii nauk. T. 67, № 9 (in Russian).
3. Tambovcev, V. (1994) “Ob#ekt jekonomicheskoj bezopasnosti Rossii”, Voprosyjekonomiki, № 12.
4. Glaz'ev, S. Ju. (1997) Genocid. Rossija i novyj mirovoj porjadok. Strategija jekonomicheskogo rosta na poroge XXI veka, Moscow (in Russian).
5. Ukaz Prezidenta RF ot 12 maja 2009 g. № 537 “O Strategii nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda” (in Russian).
6. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 17 nojabrja 2008 g. № 1662-r “O Koncepcii dolgosrochnogo social'no-jekonomicheskogo razvitija RF na period do 2020 goda” (in Russian).
7. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelja 2014 g. № 328 “Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii ‘Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkurentosposobnosti’” (in Russian).
8. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelja 2014 g. № 322 “Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii "Vospro-izvodstvo i ispol'zovanie prirodnyh resursov” (in Russian).
9. Federal'naja sluzhba gosudarstvennoj statistiki. Available at: http://www.gks.ru/wps/wcm/con-nect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/efficiency (in Russian).
10. Francisko, O. Ju. (2010) “Razrabotka prognoznyh scenariev razvitija agrarnyh predprijatij”, in Kuzmish-hev, V. A. et al. (eds.) Molodezh' i nauka: real'nost' i budushhee: materialy 3-j Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 61., Orenburg, pp. 502-504 (in Russian).
11. Francisko, O. Ju. (2008) Obosnovanie jekonomicheskih parametrov i prognoznyh scenariev razvitija pod-sobnyh proizvodstv agrarnyh predprijatij: avtoref. dis. ... kand. jekon. nauk, Krasnodar.
12. Trubilin, I. T., Burda, A. G. & Francisko, O. Ju. (2014) “Instrumental'nye sredstva finansovyh vychislenij: razrabotka i obuchenie primeneniju v jeko-nomicheskoj rabote na predprijatijah APK”, Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta, № 102, pp. 459-484 (in Russian).
13. Zatonskaja, I. V. (2015) “Finansovyj potencial agrarnogo predprijatija kak faktor konkurentosposobnosti”, Sovremennye tendencii v nauke i obrazovanii: sb. nauch. tr. po materialam Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: v 5 ch, Moscow, pp. 154-155 (in Russian).
14. Chub, E. V. & Zatonskaja, I. V. (2015) “Modelirovanie organizacionno-jekonomicheskogo processa up-ravlenija innovacionnym razvitiem agrarnogo predprijatija”, in Nagornov, Ju. S. (ed.) Mezhdisciplinarnye issledovanija v oblasti matematicheskogo modelirovanija i informatiki: materialy 5-j nauch.-prakt. internet-konferencii, Ul'janovsk, pp. 230-233 (in Russian).
15. Zatonskaja, I. V. & Zatonskaja, S. S. (2015) “Distancionnye obrazovatel'nye tehnologii v upravlenii obra-zovaniem i povyshenii professional'nyh kachestv lichnosti”, Sborniki konferencij NIC Sociosfera, № 4, pp. 14-17 (in Russian).
16. Francisko, O. Ju., Zatonskaja, I. V. & Gusel'nikova, A. A. (2014) “Instrumental'nye metody finansovyh vychislenij v matematicheskoj jekonomike”, Instrumental'nye metody finansovyh vychislenij v matematich-eskojjekonomike: ucheb.-metod. posobie, Krasnodar (in Russian).
7
ISSN 2304-12QX
Грабовец О. В. Экономическая безопасность как главный компонент безопасности страны // Концепт. - 2015. - № 07 (июль). - ART 15243. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15243.htm. - ISSN 2304-120X.
ниепт
научно-методический электронный журнал
17. Zatonskaja, I. V &, Chub, E. V. (2014) “Informacionnye tehnologii v upravlenii imushhestvennym sos-tojaniem agrarnogo predprijatij” , Sovremennoe sostojanie i prioritetnye napravlenija razvitija jekonomiki: materialy Mezhdunar. zaoch. nauch.-prakt. konf, Novosibirsk, pp. 88-93 (in Russian).
18. Zatonskaja, I. V. & Zatonskaja, S. S. (2014) “Informatizacija delovoj sfery i professional'naja dejatel'nost'”, Sborniki konferencij NIC Sociosfera, № 1, pp. 26-32 (in Russian).
19. Zatonskaja, I. V. (2012) Metodicheskie razrabotki dlja laboratornyh rabot po resheniju raspredelitel'nyh zadach o naznachenijah (dlja studentov jeko-nomicheskih special'nostej i napravlenij podgotovki), Krasnodar (in Russian).
20. Ibid.
21. Ibid.
22. Molchan, A. S., Bajkenich, V. E. & Bolgarskaja, A. D. (2015) “Vlijanie bednosti i maloobespechennosti grazhdan na jekonomicheskuju bezopasnost' gosudarstva”, Koncept, № 02 (fevral'). Available at: http://e koncept.ru/2015/15027.htm (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Утёмовым В. В., кандидатом педагогических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 13.04.15 Получена положительная рецензия 15.04.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 15.04.15 Опубликована 26.07.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Грабовец О. В., 2015
www.e-koncept.ru
8