УДК: 069 ББК: 79.1
А.М. Селиваненко, г. Красноярск Научный руководитель: А.В. Слабуха
Экомузей в Сибири как новая форма музеефикации
Аннотация
Одной из оптимальных форм сохранения и использования историко-культурного наследия является музеефикация, или создание экомузея. В статье на примере этнографических музеев-заповедников Восточной Сибири «Шушенское», «Тальцы», «Ангарская деревня» раскрывается история формирования экомузеев в регионе, участие местного населения в их функционировании.
Ключевые слова: сохранение, культурное наследие, музей под открытым небом, музее-фикация, экомузей.
Одним из оптимальных вариантов сохранения и использования наследия является музе-ефикация. Концепция музеефикации тесно связана с термином «экомузей», появившимся во Франции в начале 1970-х гг. [4]. Его основная цель — активное участие местного населения в функционировании экомузея, неразрывность природного и культурного наследия, характеризующего самобытность традиционной культуры местного населения. Экомузей рассматривается и как социокультурный институт, и как исследовательская лаборатория, и как культурно-образовательное учреждение, и как место познавательного отдыха. В своей деятельности экомузей, местное население, местное самоуправление, сфера обслуживания выступают активными партнерами.
Таким образом, в мировой практике экомузей — наиболее эффективный и перспективный тип музея под открытым небом, позволяющий сохранять, использовать и транслировать будущему поколению разнообразие этнокультурного и природного наследия местного населения в естественной жизненной среде. Однако в Российской Федерации существует необходимость в теоретическом и методологическом осмыслении этого явления и его перспектив. Российские экомузеи и их теоретическая база значительно расходятся с зарубежной моделью, хотя они могут служить своеобразными экспериментальными лабораториями для исследования социальных, экономических, культурных процессов, проблем окружающей сельской среды и выработки модели их наиболее эффективного решения [3].
Отличительными признаками экомузея являются:
— создание непосредственно в среде обитания человека с сохранением, реставрацией или частичной реконструкцией памятников народной архитектуры и этнографии, археологии и дикой природы, движимых музейных предметов;
— активное участие местных жителей в создании экспозиций, в деятельности экомузея по охране жизненной среды;
— отсутствие определенных территориальных границ;
— единство природного и культурного наследия;
— научное изучение сохранения культурного наследия, демонстрация традиционных навыков и ремесел, традиционного образа жизни и способов взаимодействия человека с природой [6].
По мнению В.М. Кимеева, к экомузеям относятся музеи-заповедники: «Кижи», «Коломенское», «Малые Корелы», «Витославлицы», «Тальцы», «Шушенское», «Томская писаница» и др. [3].
В данной статье обосновывается целесообразность перехода этнографических музеев-заповедников Сибири в экомузеи.
За 1990 гг. - начало XXI в. с лица российской земли, в том числе Иркутской области и Красноярского края, исчезли около 30000 сел и деревень. В Иркутской области и Красноярском крае продолжается реконструкция исторически сложившихся аграрных районов. Восточная Сибирь по-прежнему является территорией бурного промышленного освоения (в частности, Нижнее Приангарье), где часть сельских поселений исторически обречены. Вместе с тем при реконструкции сельских поселений и территорий как с теоретической, так и научно-практической точки зрения памятники истории, культуры и архитектуры учитываются не в полной мере. Поэтому разрешение вопросов о месте и судьбе памятников деревянного зодчества в регионе, разработке концепции их эффективного использования имеют научно-практическое значение. Проблема сохранения памятников народного зодчества, творчество народных мастеров, воплощающих этнические представления о гармонии и мире, имеют общенародную и общечеловеческую значимость.
В ходе бурного промышленного освоения Иркутской области и Красноярского края накоплен опыт сохранения и использования памятников деревянного зодчества в форме истори-ко-этнографических музеев «Тальцы», «Ангарская деревня», «Шушенское». Так, например, архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» (г. Братск) в среднем ежегодно посещают 23000 человек, архитектурно-этнографический музей «Тальцы» (г. Иркутск) — 90000 человек, историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» — 240000 человек.
Каждый из этих музеев имеет свою историю создания. Музей-заповедник «Шушенское» организовывался в 1920-е гг. как одно из идеологических учреждений коммунистической партии. «Ангарская деревня» создавалась в 1980-е гг. как филиал Братского краеведческого музея истории освоения Ангары, а «Тальцы» — в 1970-е гг. как музей сохранения социокультурного наследия деревянного зодчества Предбайкалья.
В настоящее время историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» представляет собой музей-резервацию с элементами транслоцирования, воссоздавший естественную историческую среду южной части Красноярского края в хронологическом отрезке конца XIX — начала XX в. В 90-е гг. XX в. в связи с изменением парадигмы общественного и государственного развития и приостановлением деятельности КПСС, идеология и вожди которой подверглись уничижительной критике, перед мемориальным музеем-заповедником «Сибирская ссылка В.И. Ленина» встала задача о его сохранении и привлечения туристов. 31 марта 1993 г. коллегией Красноярского краевого комитета по делам культуры и искусства администрации Красноярского края была утверждена концепция дальнейшего развития музея-заповедника «Шушенское», разработанная творческой группой сотрудников музея-заповедника под руководством Н.А. Никишина из Российского института культурологии Министерства культуры и Российской академии наук.
Посетителей историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» стали знакомить с жизнью и бытом сибирских крестьян, приглашая в дома старожилов и переселенцев, где воссозданы соответствующие интерьеры, в сельскую лавку со смешанными товарами, в волостное правление с тюремным помещением, в питейное заведение (кабак). Весной на приусадебных участках высеваются сельскохозяйственные культуры, выращивавшиеся крестьянами в конце XIX в. Дома, где прежде размещалась документально-иллюстративная экспозиция, используются для постоянных и сменных выставок из собственных фондов, фон-
321
дов других музеев (Минусинского регионального краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова, Хакасского республиканского краеведческого музея, Красноярского краевого краеведческого музея). Среди них выставки: «Русская икона», «Из грязи, да в князи», «Одежда сибирских крестьян», «Мебель крестьянского дома», «Орудия земледелия конца XIX — начала ХХ в.», «Металл. XIX в.», «Время генерала А.И. Лебедя». Создаются и документально-иллюстративные выставки: «Великая или ошибочная», «Шушенская волость в документах Минусинского архива VШ-XIX вв.», «История Шушенского». Изучение и возрождение традиционных ремесел и промыслов, старинных умений и навыков сибиряков становится перспективным направлением музея-заповедника.
Особую гордость музея составляют фонды изобразительного искусства и прикладного творчества из бывшей народной картинной галереи имени И.В. Рехлова (17 тыс. ед. хр.), где представлено творчество более тысячи художников мира, в том числе более пятидесяти Красноярского края, Таймыра и Эвенкии [2].
В 2003 г. в музее-заповеднике Шушенское насчитывалось свыше 74 тыс. единиц хранения; из них преимущественно памятники материальной и духовной культуры сибиряков рубежа XIX—XX вв.; произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптура, сувениры Шушенской фабрики. Музей неоднократно становился победителем международной Красноярской музейной биеннале, участником международной выставки в г. Штутгард-те (Германия) «Сибирь не так холодна» в 2000 г., лауреатом республиканского конкурса «Окно в Россию», проводимого газетой «Культура», победителем краевого профессионального конкурса «Вдохновение», награжден дипломом Законодательного собрания Красноярского края.
Историко-этнографический музей «Шушенское» фактически стал экомузеем, цель которого — развитие культуры конкретного места, музея времени, пространства и действия [1]. Особенностью его является создание новых культурно-производственных структур: мастерских, клубов, фольклорных и этнографических коллективов, детского музейного центра с мастер-классами по обучению ремеслам и т.п. Действительно, музейный фольклорный ансамбль «Плетень», этнографический и кукольный театры, мастерские (бондарная, резьбы и росписи по дереву, пошиву народного костюма, действующие «Крестьянская кухня» и «Кузница», Детский музейный центр с мастер-классами, этнографической площадкой и семейным клубом «Уклад») оказались востребованными для посетителей музея. Большой популярностью пользуются сувениры, изготовленные в вышеуказанных мастерских.
Большими региональными праздниками стали народные гулянья «Прощай, Масленица», «Троица в деревне» с ярмарками ремесел и разнообразными забавами для детей и взрослых, в которых принимают участие 15 тыс. человек. Успешно реализуются региональные проекты «День музея на селе», «Здравствуй, глубинка», «Проводы в армию». Международный фестиваль мировой этнической музыки «Саянское кольцо» с мастер-классами, праздником ремесел стал брендом для региона и края. У гостей музея вызывают интерес многочасовые фольклор-но-развлекательные программы «Сибирские посиделки», «Зимние святки», «Рождественские встречи с сибирской стариной», «К нам на чай», «Крестьянская кухня» и др.
Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» с современным туристическим комплексом успешно проводит краевые и республиканские научно-практические конференции и семинары, краеведческие и этнографические экспедиции. Его партнерами и заказчиками являются администрация Красноярского края, учреждения образования и культуры Красноярского края и Республики Xакасия, туристические организации Абакана, Красноярска, Москвы, Минусинска.
В диссертационном исследовании В.М. Кимеева доказана целесообразность эволюции музея-заповедника «Шушенское» в экомузей, который даст возможность местному населению
322
сохранить свою этническую специфику и интегрировать ее в современную среду [3].
На территории Восточной Сибири расположены и другие музеи под открытым небом.
Музей «Тальцы» расположен на правом берегу Ангары на 47-м километре Байкальского тракта по дороге от Иркутска к Байкалу и совмещает в себе архитектурно-этнографические, археологические памятники, памятники дикой природы, включая ландшафты и национальную самобытность.
Архитектурно-этнографический музей «Тальцы» представляет собой музейный комплекс регионального типа, отражающий материальную и духовную культуру этносов и этнических групп, населяющих регион Предбайкалья, через фрагментарную реконструкцию историко-культурной среды национальных поселений. В музее воссозданы 4 историко-культурные зоны: русская, бурятская, эвенкийская и тофаларская. Буряты, эвенки и тофы (тофалары) — коренные народности Прибайкалья. Об их быте, особенностях жизни и верованиях рассказывают эвенкийские и тофаларские стойбища, комплекс эвенкийских захоронений и бурятский улус-летник. Русская Ангаро-Илимская экспозиционная зона, в которой собраны памятники деревянного зодчества Прибайкалья XVII — начала XX в., преимущественно вывезенные с территории Братского и Усть-Илимского районов Иркутской области, представлена несколькими группами. Среди них экспозиционный комплекс «Волостное село», воссоздающий административный центр конца XIX — начала XX в., он включает в себя комплекс «Волостное правление», церковно-приходскую школу, усадьбу псаломщика, усадьбу городового казака. Главной его достопримечательностью являются уникальные памятники истории и архитектуры оборонного и культового зодчества — Спасская проезжая башня (1667 г.) и Казанская церковь (1679 г.) Илимского острога [7].
Картину жизни старожильческого населения Прибайкалья дополняют экспозиции каскада водяных мельниц конца XIX в., деревни-малодворки, состоящей из крестьянских усадеб XVII — XIX вв., сибирского кладбища и покосной заимки XIX в. В настоящее время в стадии научных разработок находятся Верхоленская, Витимская золотопромышленная, переселенческая, трактовая и городская зоны, а также бурятский улус-зимник и рабочая слобода.
Фонды музея «Тальцы» насчитывают более 20 тыс. экспонатов. Традиционными стали народные праздники, проводимые в музее: Рождество, Масленица, Пасха, Троица.
Другим примером экомузея может служить архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» — филиал Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары. Музей был основан в 1979 г., находится в 12 км от центра Братска в зеленой зоне города и состоит из двух секторов: эвенкийского и русского. В эвенкийском секторе в сосновом бору реконструированы жилые, хозяйственные и культовые постройки эвенков — одного из коренных народов Иркутской области [5].
В русском секторе отреставрированы памятники деревянного зодчества, перевезенные из деревень Приангарья. Жилые и хозяйственные постройки составляют 4 усадебных комплекса. Размещение усадеб и отдельных построек (кузница, амбар-мангазея, церковь) отражают типичную планировку русских деревень на Ангаре в конце XIX — начале XX в. В русском секторе 23 подлинных памятника деревянного зодчества. Уникальны башня Братского острога (1654 г.) и Михайло-Архангельская церковь (1875 г.). Музей популярен у горожан и гостей города не только уникальными памятниками, но и нетронутой природой сибирской тайги.
В экспозициях русского сектора экспонаты отражают старинный уклад и хозяйственные занятия русских крестьян — представлены долбленые лодки и снасти для промысла рыбы, сельскохозяйственный инвентарь, приспособления для обработки конопли и станки для изготовления тканей, берестяная и деревянная посуда. Вся жизнь крестьянина проходила в ежедневном труде: раскорчевке леса под пашню, пахоте, посеве, сенокосе, уборочной,
323
рыбной ловле, охоте.
В 1982 г. была открыта экспозиция эвенкийского сектора музея, где в условиях, близких к естественным, были реконструированы жилища одного из коренных народов Сибири — эвенков, в XVII—XIX вв. населявших бассейн Ангары, а затем ушедших на север. В условиях тайги занятия охотой и рыболовством полностью удовлетворяли все потребности эвенков в продуктах питания и в сырье для одежды и жилищ. Эвенки круглый год охотились на дикого северного оленя, лося, кабаргу, медведя. Рыболовством занимались преимущественно летом. Зимний пушной промысел давал шкурки соболя и белки для уплаты ясака и обмена на металл, бисер, муку, чай.
Неизменный интерес у посетителей музея вызывает шаманский чум. Это культовое сооружение, в котором имеются вырезанные из дерева фигуры духов-помощников шамана в виде птиц, рыб, животных, людей. Подобные сооружения для больших шаманских обрядов строились в тайге на севере Иркутской области вплоть до середины XX в. С представлением эвенков о духах и душе человека связан и традиционный надземный способ захоронения умерших в колодах на сваях. От создания бурятского этнического сектора из-за ограниченных материально-финансовых средств администрация музея отказалась.
Таким образом, эти музеи-заповедники Восточной Сибири имеют характерные черты, присущие экомузею. Комплексный, всесторонний показ быта и культуры народов с использованием памятников архитектуры, предметов быта, орудий труда, произведений искусства, фольклора оказывают на посетителей музейных комплексов под открытым небом сильное эмоциональное воздействие и способствует развитию регионального туризма.
Список использованных источников
1. Бугаева Г.А. К вопросу о музее в Шушенском // Сборник материалов научно-практических конференций (2008-2009 гг.) / гл. ред. А.В. Степанов [и др.]. — Шушенское: [б. и.]. — 2009. — С. 7-10.
2. Официальный сайт КГБУК Историко-этнографический музей-заповедник «Шушенское» [Электронный ресурс]. — URL: http://www.shush.ru.
3. Кимеев В.М. Этнокультурные функции экомузея // Вестник Санкт-Петербургского университета. — 2008. — Сер. 2. — Вып. 4. — Ч. I. — С. 222-234.
4. Куклинова И.А. Экомузей — музей времени и пространства: западноевропейский образец и восточная модель // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. — Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств, 2010. — С. 263-269.
5. Архитектурно-этнографический музей «Ангарская деревня» // Музеи России [Электронный ресурс]. — URL: http://www.museum.ru/M987 (дата обращения 24.04.2015).
6. Ривьер Ж.А. Эволюционное развитие экомузея // Museum: Междунар. науч. журн. ЮНЕСКО. — 1985. — №148. — С. 3.
7. Тихонов В.В. Анализ методической базы музеев под открытым небом России. — Иркутск: Изд-во ИП «Макаров С.Е.». — 2003. — 180 с.