в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
Наталья Павловна ВОРОНИНА,
профессор кафедры экологического и природоресурсного права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), доктор юридических наук, доцент
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Эколого-правовое обеспечение продовольственной безопасности в государствах БРИКС1
Аннотация. Обеспечение продовольственной безопасности является ключевым направлением сотрудничества БРИКС. Современные экологические угрозы и вызовы обусловливают трансформацию национальных моделей правового регулирования сельскохозяйственной деятельности. В статье раскрыты приоритеты БРИКС в сфере продовольственной безопасности, сделан вывод о необходимости модернизации системы управления продовольственной безопасностью как на национальном, так и на региональном уровне, основанной на управлении климатическими, агроэкологическими и иными рисками. Сформулирована авторская позиция о переходе к модели осуществления эколого-ориентированной сельскохозяйственной деятельности, раскрыто ее содержание, включающее, в частности, производство и оборот органической сельскохозяйственной продукции, а также органических удобрений. Обосновывается, что составной частью правового регулирования обеспечения продовольственной безопасности в России должны быть нормы, направленные на экологизацию сельского хозяйства, минимизацию воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду в процессе осуществления сельскохозяйственной деятельности, а также на адаптацию сельского хозяйства к климатическим изменениям. Сформулированы направления эколого-правового обеспечения продовольственной безопасности в БРИКС.
Ключевые слова: БРИКС, продовольственная безопасность, эколого-правовое обеспечение, зеленая трансформация
DOI: 10.17803/2311-5998.2025.125.1.120-128
1 Статья подготовлена в рамках реализации программы стратегического академического © Воронина Н. П., 2025 лидерства «Приоритет-2030».
"7^ЕСТНИК Воронина Н. П. ПЛ
/ / S ) УНИВЕРСИТЕТА Эколого-правовое обеспечение продовольственной |2|
имени o.e. кугафина(мгюА) безопасности в государствах БРИКС
Natalia P. VORONINA, Professor of the Department of Environmental and Natural Resource Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL), Dr. Sci. (Law), Associate professor [email protected] 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993 Environmental and Legal Support for Food Security in the BRICS Countries Abstract. Ensuring food security is a key area of BRICS cooperation. Modern environmental threats and challenges determine the transformation of national models of legal regulation of agricultural activities. The article reveals the priorities of BRICS in the field of food security, a conclusion is made about the need to modernize the food security management system both at the national and regional levels, based on the management of climatic, agro-ecological and other risks. The author's position on the transition to a model of implementing environmentally friendly agricultural activities is formulated, its content is disclosed. In particular, the production and circulation of organic agricultural products, as well as organic fertilizers. It is substantiated that an integral part of the legal regulation of food security in the Russian Federation should be norms aimed at greening agriculture, minimizing the impact of anthropogenic activities on the environment in the process of implementing agricultural activities, as well as adapting agriculture to climate change. The directions of environmental and legal support for food security in BRICS are formulated. Keywords: BRICS, food security, environmental and legal support, green transformation
Обеспечение продовольственной безопасности является ключевым направлением сотрудничества государств, в том числе при интеграции.
В Декларации, принятой по итогам XIV Саммита БРИКС (2022), сказано, что в БРИКС будет осуществляться сотрудничество в целях устойчивого развития сельского хозяйства, сельских территорий, обеспечения продовольственной безопасности, причем не только стран БРИКС, но и мира (п. 56).
Среди основных приоритетов БРИКС в сфере продовольственной безопасности улучшение качества питания и доступ к нему; повышение производительности сельскохозяйственной деятельности и внедрение инноваций; обеспечение устойчивости сельского хозяйства2. Был утвержден План действий по сотрудничеству стран БРИКС в области сельского хозяйства на 2021—2024 годы, создан О Е агропромышленный комитет3. И □
m
□
Р
2 URL: https://brics-russia2020.ru/images/114/81/1148133.pdf (дата обращения: 16.11.2024).
m
3 См.: Воронина Н. П. Цифровая трансформация сельского хозяйства в контексте обес- □ М печения продовольственной безопасности: правовой опыт стран БРИКС // Ius Publicum
et Privatum. 2023. № 4 (24). С. 66. ПРАВА
>
в Я УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
В Казанской декларации БРИКС (2024) в п. 73 отмечено, что «устойчивость производственно-сбытовых цепочек и беспрепятственная торговля сельскохозяйственной продукцией, наряду с внутренним производством, чрезвычайно важны для обеспечения продовольственной безопасности»4.
Экономическая интеграция требует формирования унифицированного правового подхода к производству и обороту сельскохозяйственной продукции, что обусловливает трансформацию национальных моделей правового регулирования сельскохозяйственной деятельности в странах — членах БРИКС с учетом как интеграционных целей и задач БРИКС, так и обеспечения национальной продовольственной безопасности.
В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации к национальным интересам отнесены устойчивое развитие экономики на новой технологической основе; охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата. В части продовольственной безопасности они уточнены в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации 2020 года5.
Продовольственная и экологическая безопасность — стратегические национальные приоритеты. Обеспечение продовольственной безопасности необходимо рассматривать в контексте решения экологических проблем и адаптации к климатическим изменениям, поскольку «изменчивость климата и воздействие экстремальных климатических факторов угрожают подорвать и обратить вспять достигнутые определенные успехи в борьбе с голодом и неполноценным питанием. Именно они относятся к числу главных факторов, приведших к усугублению проблемы голода в мире, и считаются одной из основных причин возникновения острых продовольственных кризисов, негативно отражающихся на продовольственной безопасности»6.
Необходимо модернизировать систему обеспечения продовольственной безопасности с учетом климатических и иных рисков и управления ими7. Это модель осуществления эколого-ориентированной сельскохозяйственной деятельности8, составной частью правового обеспечения которой должны быть нормы, направленные на экологизацию сельского хозяйства и его адаптацию к климатическим изменениям.
4 URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/mucfwdg0qrs3xfmuicamf3leh02ol3hk.pdf (дата обращения: 16.11.2024).
5 Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru, 21.01.2020.
6 Алтухов А. И. Парадигма продовольственной безопасности России. М. : Фонд развития и поддержки молодежи «Кадровый резерв», 2019. С. 52.
7 См.: Воронин Б. А., Чупина И. П., Воронина Я. В. Система управления обеспечением продовольственной безопасности в современной России // Аграрное образование и наука. 2021. № 1. С. 4.
8 См.: Voronina N. P., Shorr Zh. P. Legal regulation of "green" agriculture in Russia: current state and prospects of development // E3S Web of Conferences 291, 03011 (2021).
в
ЕСТНИК Воронина Н. П.
Аналогичные задачи стоят и перед иными государствами БРИКС. В последние годы актуальность в них приобрели экологические и климатические проблемы. Обеспечение продовольственной безопасности сталкивается с тремя основными экологическими угрозами: снижение плодородия почв, дефицит водных ресурсов, изменение климата.
Цифровизация — это один из основных инструментов решения проблем сельского хозяйства, в том числе экологических. Цифровые технологии применяются в точном земледелии, при использовании удобрений, гидромелиорации. Это позволяет снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду, что говорит об «озеленении» сельского хозяйства как механизма достижения углеродной нейтральности, переработки отходов, использования «зеленых» технологий и ВИЭ.
Цели «зеленой» трансформации определяются в документах стратегического планирования9: это повышение эффективности использования ресурсов, усиление охраны окружающей среды и управление сельскохозяйственным производством.
Реализация мер государственной политики привела к тому, что по многим видам сельскохозяйственной продукции КНР является экспортером. Но есть проблема импортируемой из Китая сельскохозяйственной продукции — ее неэко-логичность, и решение этой проблемы обусловливает трансформацию системы управления АПК Китая. Определен комплекс инструментов, среди них «зеленые» закупки, контроль качества, электронные торговые площадки, экологическая стандартизация, создание китайского бренда сельскохозяйственной продукции, производство органической сельскохозяйственной продукции.
Органическое сельское хозяйство — это быстрорастущий сектор китайского АПК. Разработан стандарт органической продукции. С 2020 г органическое сельское хозяйство интегрировано в развитие сельских территорий.
Таким образом, сельское хозяйство КНР находится в процессе «зеленой» трансформации, состоящей в формировании модели осуществления сельскохозяйственной деятельности, включая глубокую переработку продукции, технологическое обновление АПК, использование ресурсосберегающих и низкоуглеродных технологий.
«Зеленую» трансформацию АПК можно видеть и в Бразилии, в которой эта отрасль экономики является весьма важной, поскольку в ней занято около половины населения. На долю этой страны приходится 7,3 % мирового экспорта сельскохозяйственной продукции.
Экологические проблемы сельского хозяйства стали ключевыми. В литературе отмечается несовершенство аграрной политики в части недостаточности мер по охране окружающей среды при осуществлении сельскохозяйственной деятельно- К т
сти. Следствие этого — загрязнение и незаконная вырубка лесов, снижение каче- □ К
ства почв, истощение водных ресурсов, уменьшение биоразнообразия. Поэтому ОЕ
важное значение в механизме обеспечения продовольственной безопасности имеют экологизация сельскохозяйственной деятельности, уменьшение углерод- Е °
ного следа, адаптация к климатическим изменениям. Минеральные удобрения
ГМ
9 14-й План пятилетки экономического и социального развития КНР и Цели долгосрочного
развития КНР до 2035 г. ПРАВА
m
□
Р
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
заменяются сидератами и азотфиксирующими растениями, побочные продукты животноводства вновь используются в сельском хозяйстве10.
Решение экологических проблем сельского хозяйства, как и обеспечение продовольственной безопасности в целом, связано с цифровизацией АПК. В Бразилии принята Стратегия цифровой трансформации «Повестка дня для цифрового общества будущего». Важное значение для интенсификации аграрного производства в этой стране имеет политика внедрения точного сельского хозяйства. В 2019 г. утверждена программа «Сельское хозяйство 4.0». В 2014 г. представлена Стратегическая повестка дня для точного земледелия. Осуществляется органическое сельское хозяйство. Оно признается основой устойчивого развития сельской местности. С 1999 г. действует Нормативная инструкция ^N07/1999), регламентирующая применение органических технологий. Но активно используются и агробиотехнологии. Ежегодно увеличивается площадь сельскохозяйственных угодий, занятых ГМ-сельскохозяйственными культурами.
Таким образом, сельское хозяйство Бразилии находится в стадии экологической трансформации. Для него характерно сочетание самообеспечения с экспортом сельскохозяйственной продукции. В основном осуществляется экспорт непереработанной продукции. Поэтому стратегической задачей является переход к модели переработки сельскохозяйственной продукции, технологическому обновлению АПК и использованию низкоуглеродных технологий.
В Индии также стремятся и к продовольственному самообеспечению и к экспорту производимой там сельскохозяйственной продукции. Повышение объемов производства сельскохозяйственной продукции — это увеличение негативного воздействия на природу, что в условиях климатических изменений приводит к обострению экологических проблем. Выход видится в применении инновационных методов ведения сельского хозяйства, цифровизации11, производстве органической продукции. На повестке дня и смягчение последствий изменения климата для экономики Индии12. С 2021 г. идет «десятилетие борьбы с изменением климата»13.
Производство органической продукции признано стратегической задачей национального уровня, правовую основу которого составляет Национальная
программа по органическому производству. В ней определены направления государственной политики в сфере органического производства: стандартизация производства органической продукции и ее сертификация. Это требует модернизации
10 См.: Огнивцев С. Б. Зарубежный опыт адаптации сельского хозяйства к глобальным климатическим изменениям // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2019. № 11. С. 47.
11 Сдасюк Г. В. Индия: обострение природно-экологических проблем и изменение сельскохозяйственной политики // Труды Института востоковедения РАН. 2018. № 2. С. 255.
12 Воронина Н. П. Устойчивое («зеленое») развитие сельского хозяйства в условиях климатических изменений: правовой опыт России и Индии // Актуальные проблемы российского права. 2022. Т. 17. № 7. С. 177—182.
13 URL: https://tass.ru/mezhdunarodnaya panorama/11219725?utm_source=yandex.ru&utm_ medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru (дата обращения: 01.03.2022).
в
ЕСТНИК Воронина Н. П.
законодательства в сфере сельского хозяйства, а также определения стратегических направлений экологического и продовольственного развития.
Экологические проблемы, в частности климатические, присущи и сельскому хозяйству ЮАР С XXI в. осуществляется цифровизация АПК. Развивается точное земледелие, применяются БПЛА, метеостанции, оборудование для диагностики почв, системы предупреждения о ЧС и др. При этом ЮАР относятся к проблемным странам из-за низкой цифровой конкуренции14, поэтому цифровизация признана приоритетом в том числе и экологической политики.
В ОАЭ обеспечение продовольственной безопасности — это основной элемент национальной безопасности государства. В условиях ограниченности природных ресурсов, сложного географического расположения, засушливого климата в национальных стратегических документах установлено, что государство стремится к мировому лидерству в области производства сельскохозяйственной продукции с использованием инноваций и биотехнологий.
Там реализуются глобальные инфраструктурные сельскохозяйственные проекты — завершена первая фаза строительства «Фудтех-долины», строится агротехпарк, действует самая масштабная в регионе вертикальная ферма по выращиванию шафрана.
Инновации в сельском хозяйстве ОАЭ формируют агросектор, способный справиться с изменяющимся климатом. В Продовольственной доктрине ОАЭ особая роль отводится реализации концепции устойчивого развития в целях охраны окружающей среды и производства экологически чистой сельскохозяйственной продукции. С 2017 по 2020 г. площадь органического земледелия увеличилась на 15 %. Также осуществляется конвенциальное сельское хозяйство, в котором используются химически синтезированные удобрения, средства защиты растений от вредителей и болезней, методы генной инженерии.
В Иране сельскохозяйственное производство связано прежде всего с растениеводством. Производство зерна составляет 30,5 %, фруктов — 24,9 %, овощей — 20,8 %15. Животноводство представлено разведением овец, коз, верблюдов и крупного рогатого скота.
Основные экологические проблемы сельского хозяйства — значительное неиспользование угодий, дефицит водных ресурсов, изменение климата16. Можно видеть недостаточность механизации сельского хозяйства, от уровня которой зависит и состояние окружающей среды17.
Основной вид иранских сельскохозяйственных товаропроизводителей — фермеры (86 %), но у них не хватает финансовых и профессиональных ресурсов
И
Э Ч
Клюкин А. Д. Современное развитие цифровизации АПК: отечественный и зарубежный опыт // Аграрная экономика. 2022. № 12 (331). С. 76.
Кричкер Д. Р., Рущицкая О. А. О вкладе России в обеспечение продовольственной без- □ т
опасности населения Ирана в новых геополитических и геоэкономических условиях // Ир
Теория и практика мировой науки. 2023. № 2. С. 3. Е°
См.: Гатаулина Е. А. Развитие сельского хозяйства в отдельных странах, находящихся под К Л
Е
санкциями // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. 2024. № 1. С. 124. □ М
Атена Ш. Х. А. Становление и развитие механизации сельского хозяйства Ирана // ОЫ
Доклады Таджикской академии сельскохозяйственных наук. 2011. № 1 (27). С. 77. ПРАВА
14
m
□
Р
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
4-—^ и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
для эффективной организации сельского хозяйства, поэтому они объединяются в кооперативы18. Одновременно отмечается, что именно фермеры и кооперативы могут производить органическую продукцию. Однако этого недостаточно для максимальной продовольственной самообеспеченности, поэтому до четверти потребности в продовольствии удовлетворяется путем импорта19.
Основные страны-экспортеры продукции АПК — Индия (22,7 %), Бразилия (21,9 %), ОАЭ (16,4 %), Россия (9,5 %), Аргентина (3,8 %)20, т.е. большинство стран-экспортеров — это страны БРИКС. При этом у России значительные перспективы экспорта своей продукции в Иран. Отмечается, что на развитие продовольственного рынка влияет ряд факторов: рост доходов населения, урбанизация, формирование здорового образа жизни, спрос на органическую продукцию и т.д.21, поэтому приоритет в экспорте российской сельскохозяйственной продукции может быть сделан на органической продукции и продукции с улучшенными характеристиками как экологической продукции с наименьшим воздействием на окружающую среду. Это способно снизить санкционное давление на Россию и укрепить продовольственную безопасность России и Ирана22.
В Эфиопии сельское хозяйство составляет 37 % процентов ВВП23. В этой стране можно видеть такие риски в сфере обеспечения продовольственной безопасности, как рост населения, засуха, недостаточность ирригационных систем, неиспользование значительных площадей сельскохозяйственных угодий, эрозия почв, нехватка удобрений24. Есть зависимость продовольственной безопасности от изменений климата. Утверждена Стратегия «зеленой» экономики, устойчивой к изменениям климата, включающая три раздела: сельское хозяйство, леса, энергетика.
Можно видеть совершенствование методов осуществления растениеводства и животноводства, направленных на сокращение выбросов парниковых газов, разведение лесов в целях поглощения парниковых газов, использование ВИЭ25. Основная задача — адаптация сельского хозяйства к климатическим изменениям, приводящим к нехватке воды, сокращению периодов вегетации растений, увеличению масштабов и частоты наводнений и засух, распространению болезней
18 См.: Искандерпур Б. М. о. Органическое сельское хозяйство как стратегия для развития мелких фермерских хозяйств в Иране // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Экономика и управление. 2011. № 2 (5). С. 22.
19 Искандерпур Б. М. о. Указ. соч. С. 21.
20 См.: Кричкер Д. Р., Кот Е. М. Перспективы российского экспорта на рынках продукции АПК стран — членов БРИКС в связи с его расширением // Теория и практика мировой науки. 2024. № 2. С. 16—7.
21 Кричкер Д. Р., Рущицкая О. А. Указ. соч. С. 5.
22 Попова К. Ю. Развитие экспорта агропродовольственной продукции России в страны Ближнего Востока (на примере Ирана) // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2023. № 5 (99). С. 101.
23 См.: Кузьмина В. М., ПархомчукМ. А. Содействие ООН странам Африки в формировании климатически устойчивого сельского хозяйства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия : Экономика. Социология. Менеджмент. 2024. Т. 14, № 4. С. 21.
24 Кузьмина В. М., Пархомчук М. А. Указ. соч. С. 22.
25 См.: Кузьмина В. М., Пархомчук М. А. Указ. соч. С. 23.
в
ЕСТНИК Воронина Н. П.
растений и животных, поэтому важной становится задача создания эффективной системы управления рисками в АПК, в том числе и экологическими.
В настоящее время у Эфиопии есть зависимость от импортной сельскохозяйственной продукции. Поэтому у России и Эфиопии как членов БРИКС значительные перспективы в совместных поставках сельскохозяйственной продукции и химических препаратов, включая зерно, кофе, удобрения.
В Египте государственная аграрная политика строится на модели гибридного земледелия, сочетающего интенсивное и экстенсивное земледелие26. Инновационная составляющая современного сельского хозяйства — цифровизация, агробиотехнологии, оросительные системы. При этом имеются экологические и климатические проблемы, в частности нехватка воды и выбытие сельскохозяйственных угодий из хозяйственного оборота.
Статья 29 Конституции Египта устанавливает, что сельское хозяйство — основная составляющая экономики. Государство гарантирует развитие АПК и поддержку фермерам. Изменение содержания аграрной политики обусловило изменение формулировки понятия «продовольственная безопасность» на «продовольственный суверенитет»27.
Статья 46 Основного закона Египта посвящена охране окружающей среды. Государство гарантирует право на здоровую, благоприятную и сбалансированную окружающую среду в целях обеспечения устойчивого роста и гарантирования прав будущих поколений28. Это напрямую связано и с сельскохозяйственной деятельностью.
Таким образом, несмотря на различия в стратегическом планировании и нормативно-правовом регулировании в сфере продовольственной безопасности в странах БРИКС, можно видеть общие тенденции, среди которых обеспечение собственной продовольственной безопасности, экспорт сельскохозяйственной продукции, устойчивое развитие сельских территорий, органическое сельское хозяйство, цифровая и «зеленая» трансформация сельскохозяйственной деятельности, позволяющие перейти к ресурсосберегающему сельскому хозяйству, направленному на решение экологических проблем.
Также актуальными вопросами являются формирование общей аграрной политики в БРИКС и создание общего рынка сельскохозяйственной продукции. Так, в 2024 г. принято решение по созданию Зерновой биржи БРИКС с последующим охватом и других секторов сельского хозяйства. В частности, виноделы России предложили создать винодельческий союз стран БРИКС29.
Подлежат унификации в БРИКС правовые подходы к обороту органической продукции, в частности к ее маркировке и сертификации. Кроме того, акцент должен делаться не только на крупных сельскохозяйственных товаропроизводи- Ч
телях, но и на фермерских хозяйствах как важной составляющей национальных
□Е
□ m
26 Исаев В. А., Филоник А. О. Продовольственный суверенитет и аграрная политика Егип- И Р та // Мир новой экономики. 2021. Т. 15. № 1. С. 83. Е О
27 Исаев В. А., Филоник А. О. Указ. соч. С. 85. С Л
Е
28 URL: https://constitutions.ru/?p=9553&ysclid=m4v1nq3wzh597235663 (дата обращения: 14.11.2024).
сельскохозяйственных систем.
m О
29
URL: https://infobrics.org/post/42994 (дата обращения: 14.11.2024). ПРАВА
>
в М УНИВЕРСИТЕТА
L-—и мени О. Е. Кугафи на (МПОА)
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Алтухов А. И. Парадигма продовольственной безопасности России. — М. : Фонд развития и поддержки молодежи «Кадровый резерв», 2019. — 685 с.
2. Атена Ш. Х. А. Становление и развитие механизации сельского хозяйства Ирана // Доклады Таджикской академии сельскохозяйственных наук. — 2011. — № 1 (27). — С. 74—77.
3. Воронин Б. А., Чупина И. П., Воронина Я. В. Система управления обеспечением продовольственной безопасности в современной России // Аграрное образование и наука. — 2021. — № 1.
4. Воронина Н. П. Устойчивое («зеленое») развитие сельского хозяйства в условиях климатических изменений: правовой опыт России и Индии // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 7. — С. 177—186.
5. Воронина Н. П. Цифровая трансформация сельского хозяйства в контексте обеспечения продовольственной безопасности: правовой опыт стран БРИКС // Ius Publicum et Privatum. — 2023. — № 4 (24). — С. 65—70.
6. Гатаулина Е. А., Потапова А. А. Развитие сельского хозяйства в отдельных странах, находящихся под санкциями // Известия Тимирязевской сельскохозяйственной академии. — 2024. — № 1. — С. 121—139.
7. Исаев В. А., ФилоникА. О. Продовольственный суверенитет и аграрная политика Египта // Мир новой экономики. — 2021. — Т. 15. — № 1. — С. 82—90.
8. Искандерпур Б. М. о. Органическое сельское хозяйство как стратегия для развития мелких фермерских хозяйств в Иране // Вектор науки Тольяттин-ского государственного университета. — Серия : Экономика и управление. — 2011. — № 2 (5). — С. 20—23.
9. Клюкин А. Д. Современное развитие цифровизации АПК: отечественный и зарубежный опыт // Аграрная экономика. — 2022. — № 12 (331). — С. 72—86.
10. Кричкер Д. Р., Кот Е. М. Перспективы российского экспорта на рынках продукции АПК стран — членов БРИКС в связи с его расширением // Теория и практика мировой науки. — 2024. — № 2. — С. 12—23.
11. Кричкер Д. Р., Рущицкая О. А. О вкладе России в обеспечение продовольственной безопасности населения Ирана в новых геополитических и геоэкономических условиях // Теория и практика мировой науки. — 2023. — № 2. — С. 2—7.
12. Кузьмина В. М., Пархомчук М. А. Содействие ООН странам Африки в формировании климатически устойчивого сельского хозяйства // Известия Юго-Западного государственного университета. — Серия : Экономика. Социология. Менеджмент. — 2024. — Т. 14. — № 4. — С. 18—29.
13. Огнивцев С. Б. Зарубежный опыт адаптации сельского хозяйства к глобальным климатическим изменениям // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2019. — № 11 (56). — С. 42—47.
14. Попова К. Ю. Развитие экспорта агропродовольственной продукции России в страны Ближнего Востока (на примере Ирана) // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2023. — № 5 (99). — С. 94—101.
15. Сдасюк Г. В. Индия: обострение природно-экологических проблем и изменение сельскохозяйственной политики // Труды Института востоковедения РАН. — 2018. — № 2. — С. 242—256.
16. Voronina N. P., Shorr Zh. P. Legal regulation of «green» agriculture in Russia: current state and prospects of development // E3S Web of Conferences 291, 03011 (2021).