Научная статья на тему 'ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ'

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельское хозяйство / цифровая трансформация / сельскохозяйственная кооперация / agriculture / digital transformation / agricultural co-operation

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Воронина Н. П.

Одна из стратегических задач Российского государства на современном этапе развития – повышение производства отечественной сельскохозяйственной продукции и увеличение объема ее экспорта. Это требует инновационного развития сельского хозяйства, в том числе и цифровой трансформации. В настоящее время цифровые технологии применяют в основном крупные сельскохозяйственные товаропроизводители. Зарубежный опыт стран БРИКС и ЕАЭС свидетельствует, что фермеры и сельскохозяйственные кооперативы играют важнейшую роль в производстве сельскохозяйственной продукции и социальном развитии сельских территорий. В статье обозначены возможные варианты интеграции фермеров и сельскохозяйственных кооперативов в целях цифрового развития их деятельности. Также сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования и стратегического планирования в сфере развития сельского хозяйства, в том числе цифрового

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TRANSFORMATION OF AGRICULTURE AS A DRIVER OF AGRICULTURAL CO-OPERATION DEVELOPMENT: LEGAL SUPPORT AND STRATEGIC PLANNING

One of the strategic objectives of the Russian state at the current stage of development is to increase the production of domestic agricultural products and their exports. This requires innovative development of agriculture, including digital transformation. Currently, digital technologies are mainly applied by large agricultural producers. Foreign experience of the BRICS and EAEU countries shows that farmers and agricultural co-operatives play a crucial role in agricultural production and social development of rural areas. The article identifies possible options for the integration of farmers and agricultural cooperatives for the digital development of their activities. It also formulates proposals to improve legal regulation and strategic planning in the field of agricultural development, including digital one

Текст научной работы на тему «ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ»

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ (ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ / PUBLIC LAW (STATE LAW)

SCIENCES

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2024.142.23

ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА КАК ДРАЙВЕР РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ КООПЕРАЦИИ: ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

Научная статья

Воронина Н.П.1' *

1 ORCID : 0000-0002-7783-608X; 1 Северо-Западный институт, филиал Московского государственного юридического университета имени О.Е.

Кутафина, Вологда, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (nvoroninamgua[at]yandex.ru)

Аннотация

Одна из стратегических задач Российского государства на современном этапе развития - повышение производства отечественной сельскохозяйственной продукции и увеличение объема ее экспорта. Это требует инновационного развития сельского хозяйства, в том числе и цифровой трансформации. В настоящее время цифровые технологии применяют в основном крупные сельскохозяйственные товаропроизводители. Зарубежный опыт стран БРИКС и ЕАЭС свидетельствует, что фермеры и сельскохозяйственные кооперативы играют важнейшую роль в производстве сельскохозяйственной продукции и социальном развитии сельских территорий. В статье обозначены возможные варианты интеграции фермеров и сельскохозяйственных кооперативов в целях цифрового развития их деятельности. Также сформулированы предложения по совершенствованию правового регулирования и стратегического планирования в сфере развития сельского хозяйства, в том числе цифрового.

Ключевые слова: сельское хозяйство, цифровая трансформация, сельскохозяйственная кооперация.

DIGITAL TRANSFORMATION OF AGRICULTURE AS A DRIVER OF AGRICULTURAL CO-OPERATION DEVELOPMENT: LEGAL SUPPORT AND STRATEGIC PLANNING

Research article

Voronina N.P.1 *

1 ORCID : 0000-0002-7783-608X;

1 Northwestern Institute, branch of the Kutafin Moscow State Law University, Vologda, Russian Federation

* Corresponding author (nvoroninamgua[at]yandex.ru)

Abstract

One of the strategic objectives of the Russian state at the current stage of development is to increase the production of domestic agricultural products and their exports. This requires innovative development of agriculture, including digital transformation. Currently, digital technologies are mainly applied by large agricultural producers. Foreign experience of the BRICS and EAEU countries shows that farmers and agricultural co-operatives play a crucial role in agricultural production and social development of rural areas. The article identifies possible options for the integration of farmers and agricultural cooperatives for the digital development of their activities. It also formulates proposals to improve legal regulation and strategic planning in the field of agricultural development, including digital one.

Keywords: agriculture, digital transformation, agricultural co-operation.

Введение

В Послании Федеральному Собранию РФ на 2024 года Президент РФ поручил увеличить к 2030 году объем внутреннего производства сельскохозяйственной продукции на V (по сравнению с 2021 годом), а экспорт - в 1,5 раза [1]. Это обуславливает необходимость дальнейшей трансформации АПК, в том числе и цифровой, посредством ускоренного внедрения цифровых технологий в экономическую и социальную сферы.

Как свидетельствует опыт стран БРИКС и ЕАЭС, использование цифровых технологий открывает широкие возможности малым формам хозяйствования (далее - МФХ), обеспечивая увеличение объемов сельскохозяйственного производства, сокращение низкоквалифицированного труда, решение социальных проблем сельской местности.

Но нормативные правовые акты и документы стратегического планирования не в достаточной мере учитывают роль крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ) и сельскохозяйственных кооперативов в цифровом развитии АПК, их институциональные особенности и не позволяют МФХ эффективно внедрять цифровые технологии.

Основная часть

В Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 08.09.2022 № 2567-р, отмечено, что «к 2030 году государственная политика в агропромышленном и рыбохозяйственном комплексах трансформируется на единой цифровой платформе данных, услуг и сервисов, что позволит прогнозировать развитие и риски в АПК.

От уровня цифровизации сельского хозяйства зависит и обеспечение продовольственной безопасности, поэтому Доктрина продовольственной безопасности, утвержденная Указом Президента РФ от 21.01.2020 № 20,

предусматривает необходимость модернизации, включая применение новой техники и технологий в целях повышения производительности труда, энергоэффективности, ресурсосбережения, снижения потерь в АПК (п. 19 Доктрины).

В Национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» отмечается, что необходимо «создание системы правового регулирования цифровой экономики, основанного на гибком подходе в каждой сфере» (п.4.1).

В Государственной программе развития сельского хозяйства с 2019 года предусмотрен ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство» [2, C. 4], направленный на построение цифрового сельского хозяйства путем создания национальной платформы цифрового государственного управления сельским хозяйством «Цифровое сельское хозяйство», модуля «Агрорешения», отраслевой электронной образовательной среды «Земля знаний» [3, C. 19].

Распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2021 г. № 3971-р утверждены Стратегические направления в области цифровой трансформации отраслей агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года.

В настоящее время цифровые технологии применяют крупные сельскохозяйственные товаропроизводители. Причины - высокая стоимость цифровых технологий и недостаточность кадрового обеспечения. Поэтому для МФХ цифровые технологии довольно часто недоступны. Аналогичная ситуация и во многих зарубежных странах. Вместе с тем, МФХ (КФХ и сельскохозяйственные кооперативы) являются важнейшим видом сельскохозяйственных товаропроизводителей, позволяющих решать не только экономические, но и социальные вопросы. Поэтому в мире более 3 млрд. человек в мире объединены в кооперативы, 30% из которых действуют именно в сельском хозяйстве.

Как показывает зарубежная практика стран БРИКС и ЕАЭС, цифровые технологии придают сельскохозяйственной кооперации новый импульс развития. Так, в Китае и Индии на развитие цифровизации в сельском хозяйстве направлены 60% стартапов, созданных в Азии [4, C. 152]. «Технологии интернета вещей» МФХ стран Азии не могут позволить, так как, во-первых, высока их стоимость, а во-вторых, недостаточность квалификации у работников [5]. Выход видится в объединении МФХ.

Опыт иностранных государств свидетельствует, что одна из форм интеграции МФХ - создание сельскохозяйственных кооперативов [6], осуществляющих совместное использование цифровых технологий. Это позволяет аккумулировать финансовые и организационные возможности МФХ, а также обеспечить вклад в кадровую подготовку для сельского хозяйства. При этом сельскохозяйственные кооперативы не только производят сельскохозяйственную продукцию, но и осуществляют кадровую подготовку.

В Китае каждый член сельской семьи имеет право овладеть профессией для дальнейшей работы на современном оборудовании. В Казахстане внедрены в практику онлайн-консультации фермеров специалистами по сельскому хозяйству по вопросам предпринимательства на селе, ведению сельскохозяйственного производства, агрономической науке, семеноводству, животноводству и селекции [7, C. 194]. В Индии обучение крестьян осуществляется на условиях публично-частного партнерства.

В КНР осуществляется государственная политика, направленная на активизацию деятельности кооперативов, включающая в себя создание платформ электронной торговли, преимущества которых позволяют обеспечить финансирование сельского хозяйства и улучшить связь членов сельскохозяйственных кооперативов с клиентами [8, C. 52]. С 2014 г. реализуется программа Rural Taobao, позволяющая сельским жителям получить доступ к товарам и услугам, а сельскохозяйственным товаропроизводителям получать большую прибыль, используя электронные площадки.

В России сельскохозяйственные кооперативы, имеющие мощные исторические корни [9], [10], также заинтересована в росте производительности труда, снижении затрат, получении социальных преимуществ.

На наш взгляд, в целях внедрения цифровых технологий сельскохозяйственные кооперативы могут объединяться с иными сельскохозяйственными товаропроизводителями в сельскохозяйственные потребительские кооперативы (например, обслуживающие). Также возможен и другой вариант - заключение договора о совместной сельскохозяйственной деятельности. Оба варианта позволяют учесть институциональные особенности МФХ, специфику осуществляемой ими сельскохозяйственной деятельности, аккумулировать финансовые и организационные ресурсы, выстроить логистическое взаимодействие, повысить конкурентоспособность МФХ. Важную роль в вопросах цифровизации могут играть и сельскохозяйственные кредитные кооперативы [11].

Но действующее нормативное регулирование не позволяет обеспечить надлежащее правовое обеспечение цифровизации сельского хозяйства.

Так, в базовом законе, направленном на развитие сельского хозяйства, - Федеральном законе от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Закон № 254-ФЗ) - цифровизация не предусматривается среди целей и задач, либо направлений государственной аграрной политики. На наш взгляд, необходимо нормативное определение направлений цифровизации сельского хозяйства путем внесения соответствующих изменений в Закон № 254-ФЗ.

Как уже отмечалось ранее, цифровизация сельского хозяйства имеет свои особенности, обусловленные климатическими рисками, сезонным характером сельскохозяйственной деятельности, биологическими процессами сельскохозяйственных животных и растений. Не решены вопросы юридической ответственности за вред, причиненный беспривязным выпасом сельскохозяйственных животных, беспилотной сельскохозяйственной техникой и др. [12, C. 97]. Поэтому действующее законодательство подлежит модернизации в части правового регулирования обозначенных выше общественных отношений.

Относительно стратегического планирования цифровизации деятельности сельскохозяйственных кооперативов, то документы стратегирования в сфере сельскохозяйственной кооперации не делают акцент на роль сельскохозяйственных кооперативов в цифровом развитии.

Основной документ стратегирования, направленный на создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации, - Федеральный проект «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», в котором содержатся меры государственной поддержки, включая информационное обеспечение. Сельскохозяйственное

консультирование осуществляется центрами компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров (далее - Центры), утвержден Стандарт деятельности (далее - Стандарт) Центров. Цели деятельности Центров определены в п.3.2 Стандарта. Однако Стандарт прямо не предусматривает оказание сельскохозяйственным кооперативами и иным МФХ консультирования по внедрению цифровых технологий. Полагаем, что Центры должны осуществлять консалтинговую помощь и по вопросам внедрения цифровых технологий, создания сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов, направленных на совместное приобретение и использование цифровых технологий (например, при агрохимическом обслуживании и др.), заключения договоров о совместной хозяйственной деятельности МФХ и иным вопросам.

Напрямую с развитием сельскохозяйственного производства связано развитие сельских территорий, важную роль при этом играют сельскохозяйственные кооперативы. В Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. отмечено, что развитие сельскохозяйственной кооперации - это ключевое направление в повышении доходов сельских жителей за счет решения сельскохозяйственными кооперативами задач повышения доли сельскохозяйственных товаропроизводителей в цене реализации продукции, обеспечения доступа членов кооператива к заемным ресурсам, снабжения необходимой продукцией и обеспечения занятости сельского населения. Но без цифрового развития обеспечение устойчивого развития сельских территорий невозможна.

В Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 09.05.2017 № 203, отмечается, что применение информационных технологий в сельскохозяйственных организациях требует разработки комплекса мер. Данная задача должна коррелироваться с государственной политикой в сфере развития сельского хозяйства и цифровизации экономической и социальной сфер.

Не все документы целеполагания в сфере устойчивого развития сельских территорий непосредственно предусматривают применение цифровых технологий. В Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 г. (далее - Стратегия) такое регулирование отсутствует. Полагаем, что в Стратегии необходимо отразить механизм цифровизации сельских территорий.

Заключение

Таким образом, цифровая трансформация сельского хозяйства открывает широкие возможности для МФХ, но требуется их интеграция и объединение либо в сельскохозяйственные кооперативы, либо на основе договора о совместной сельскохозяйственной деятельности. Цифровое развитие невозможно без соответствующего правового обеспечения и стратегирования. Анализ действующих нормативных правовых актов и документов стратегического планирования в сфере АПК, развития МФХ и сельских территорий показывает недостаточность учета особенностей сельскохозяйственной деятельности, места и роли КФХ и сельскохозяйственных кооперативов в цифровой трансформации сельского хозяйства и сельских территорий, поэтому они нуждаются в модернизации и приведению в соответствие со стратегическими задачами цифрового развития Российского государства.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Шибанова А.А., Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, Красногорск, Российская Федерация

DOI: https://doi.Org/10.23670/IRJ.2024.142.23.1

Conflict of Interest

None declared.

Review

Shibanova A.A., Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Krasnogorsk, Russian Federation

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2024.142.23.!

Список литературы / References

1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 29.02.2024 // Российская газета. — 2024.

2. Ведомственный проект «Цифровое сельское хозяйство». — М.: Росинформагротех, 2019. — 46 с.

3. Воронина Н.П. Цифровое сельское хозяйство России: направления совершенствования правового регулирования / Н.П. Воронина // Ius Publicum Et Privatum. — 2020. — № 4. — С. 18-21.

4. Карелина Е.А. Потенциал стратегий цифровизации компаний развивающихся стран в фокусе формирования и развития глобальных цифровых платформ / Е.А. Карелина // Modern Economy Success. — 2022. — № 1. — С. 150-156.

5. Новикова Н.Ю. Зарубежный опыт развития малых форм хозяйствования АПК / Н.Ю. Новикова. — URL https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-razvitiya-malyh-form-hozyaystvovaniya-apk/viewer (дата обращения: 01.03.2024)

6. Шилова Н.П. Современные юридические модели создания и деятельности кооперативов в зарубежных странах / Н.П. Шилова // Актуальные проблемы российского права. — 2013. — № 2. — С. 174-181.

7. Кусаинов Х.Х. Экономические аспекты цифровизации сельского хозяйства Казахстана / Х.Х. Кусаинов, Б.М. Хусаинов // Central Asian Economic Review. — 2020. — № 3. — С. 189-201.

8. Долгих О.С. Современное развитие кооперативного сектора экономики в странах Восточной Азии / О.С. Долгова, Т.Н. Вахнина, В.Я. Башкатова // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2019. — № 5. — Ч. 3. — С. 46-55.

9. Шилова Н.П. Понятие и классификация кооперативов в трудах отечественных кооператоров: историко-правовой анализ / Н.П. Шилова // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 11. — Ч. 5. — С. 1282-1285.

10. Палладина М.И. Садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие организации граждан и проблемы определения их правового статуса / М.И. Палладина, Н.П. Воронина // Аграрное и земельное право. — 2013. — № 10.

— С. 60-77.

11. Шилова Н.П. Правовое регулирование сельскохозяйственной кредитной кооперации: дисс. ... канд. юр. наук / Н.П. Шилова. — Москва: МГЮА, 2003. — 270 с.

12. Попова О.В. Проблемы правового регулирования цифровизации в агропромышленном комплексе / О.В. Попова // Аграрное и земельное право. — 2018. — № 9. — С. 96-102.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Poslanie Prezidenta RF Federal'nomu Sobraniju ot 29.02.2024 [Message of the President of the Russian Federation to the Federal Assembly dated 02.29.2024] // Rossijskaja gazeta [Russian newspaper]. — 2024. [in Russian]

2. Vedomstvennyj proekt «Cifrovoe sel'skoe hozjajstvo» [Departmental project "Digital Agriculture"]. — M.: Rosinformagroteh, 2019. — 46 p. [in Russian]

3. Voronina N.P. Cifrovoe sel'skoe hozjajstvo Rossii: napravlenija sovershenstvovanija pravovogo regulirovanija [Digital Agriculture in Russia: Directions for Improving Legal Regulation] / N.P. Voronina // Ius Publicum Et Privatum. — 2020. — № 4. — P. 18-21. [in Russian]

4. Karelina E.A. Potencial strategij cifrovizacii kompanij razvivajushhihsja stran v fokuse formirovanija i razvitija global'nyh cifrovyh platform [The Potential of Digitalization Strategies of Companies in Developing Countries in the Focus of the Formation and Development of Global Digital Platforms] / E.A. Karelina // Modern Economy Success. — 2022. — № 1.

— P. 150-156. [in Russian]

5. Novikova N.Ju. Zarubezhnyj opyt razvitija malyh form hozjajstvovanija APK [Foreign Experience in the Development of Small Forms of Farming in the Agro-industrial Complex] / N.Ju. Novikova. — URL https://cyberleninka.ru/article/n/zarubezhnyy-opyt-razvitiya-malyh-form-hozyaystvovaniya-apk/viewer (accessed: 01.03.2024) [in Russian]

6. Shilova N.P. Sovremennye juridicheskie modeli sozdanija i dejatel'nosti kooperativov v zarubezhnyh stranah [Modern Legal Models of the Creation and Activities of Cooperatives in Foreign Countries] / N.P. Shilova // Aktual'nye problemy rossijskogo prava [Current Problems of Russian Law]. — 2013. — № 2. — P. 174-181. [in Russian]

7. Kusainov H.H. Jekonomicheskie aspekty cifrovizacii sel'skogo hozjajstva Kazahstana [Economic Aspects of Digitalization of Agriculture in Kazakhstan] / H.H. Kusainov, B.M. Husainov // Central Asian Economic Review. — 2020. — № 3. — P. 189-201. [in Russian]

8. Dolgih O.S. Sovremennoe razvitie kooperativnogo sektora jekonomiki v stranah Vostochnoj Azii [Modern Development of the Cooperative Sector of the Economy in East Asian Countries] / O.S. Dolgova, T.N. Vahnina, V.Ja. Bashkatova // Vestnik Altajskoj akademii jekonomiki i prava [Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law]. — 2019. — № 5. — Pt. 3. — P. 46-55. [in Russian]

9. Shilova N.P. Ponjatie i klassifikacija kooperativov v trudah otechestvennyh kooperatorov: istoriko-pravovoj analiz [The Concept and Classification of Cooperatives in the Works of Domestic Cooperators: Historical and Legal Analysis] / N.P. Shilova // Fundamental'nye issledovanija [Fundamental Research]. — 2012. — № 11. — Pt. 5. — P. 1282-1285. [in Russian]

10. Palladina M.I. Sadovodcheskie, ogorodnicheskie i dachnye nekommercheskie organizacii grazhdan i problemy opredelenija ih pravovogo statusa [Gardening, Horticultural and Dacha Non-profit Organizations of Citizens and Problems of Determining Their Legal Status] / M.I. Palladina, N.P. Voronina // Agrarnoe i zemel'noe pravo [Agrarian and Land Law]. — 2013. — № 10. — P. 60-77. [in Russian]

11. Shilova N.P. Pravovoe regulirovanie sel'skohozjajstvennoj kreditnoj kooperacii [Legal Regulation of Agricultural Credit Cooperation]: dis. ... of PhD in Law Sciences / N.P. Shilova. — Moscow: MSLA, 2003. — 270 p. [in Russian]

12. Popova O.V. Problemy pravovogo regulirovanija cifrovizacii v agropromyshlennom komplekse [Problems of Legal Regulation of Digitalization in the Agricultural Sector] / O.V. Popova // Agrarnoe i zemel'noe pravo [Agrarian and Land Law].

— 2018. — № 9. — P. 96-102. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.