Научная статья на тему 'Эколого-краеведческая деятельность учащихся республики Башкортостан: результаты социологического опроса'

Эколого-краеведческая деятельность учащихся республики Башкортостан: результаты социологического опроса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
631
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / КРАЕВЕДЕНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECOLOGY / LOCAL HISTORY / EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURE / HUMAN ECOLOGY / ENVIRONMENTAL SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Серова Оксана Васильевна, Лифанова Ирина Владимировна, Исхаков Фанис Фаннурович

Природный рекреационный потенциал Башкортостана изучается через эколого-просветительскую деятельность. Критериями выступают уровень экологической образованности, экологической культуры и экологических знаний у участников. Экологическое воспитание и образование необходимо развивать через разные формы занятий. Экологические знания и умения нуждаются в закреплении экологической практикой через организацию летних профильных лагерей с экологическим уклоном. Эколого-краеведческая деятельность способствует изучению природы родного края и бережному отношению к природе. Развитие экологической культуры способствует формированию бережного отношения к природе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Серова Оксана Васильевна, Лифанова Ирина Владимировна, Исхаков Фанис Фаннурович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL AND REGIONAL STUDIES STUDENTS REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN. RESULTS OF SOCIAL INTERVIEW

Natural recreational potential of Bashkortostan studied through environmental education activities. The criteria are the level of environmental education, environmental culture and environmental awareness among the participants. Environmental education and training should be developed through different forms of employmen. Environmental knowledge and skills needed fixing environmental practices through the organization of summer camps with relevant environmental slant. Ecological and local lore activity promotes the study of the nature of their native land and respect for nature. Development of ecological culture promotes the formation of respect for nature

Текст научной работы на тему «Эколого-краеведческая деятельность учащихся республики Башкортостан: результаты социологического опроса»

АСТРАХАНСКИЙ ВЕСТНИК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

№ 2 (32) 2015. с. 130-137

УДК 377+574+908

ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН: РЕЗУЛЬТАТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА

Оксана Васильевна Серова Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

serowa@mail. ru Ирина Владимировна Лифанова Республиканский детский оздоровительно-образовательный центр туризма,

краеведения и туризма bashrdct@ya.ru Фанис Фаннурович Исхаков Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы»

ishff@mail.ru

экология, краеведение, образование, экологическая культура, экология человека, экологическая безопасность.

Природный рекреационный потенциал Башкортостана изучается через эколого-просветительскую деятельность. Критериями выступают уровень экологической образованности, экологической культуры и экологических знаний у участников. Экологическое воспитание и образование необходимо развивать через разные формы занятий. Экологические знания и умения нуждаются в закреплении экологической практикой через организацию летних профильных лагерей с экологическим уклоном. Эколого-краеведческая деятельность способствует изучению природы родного края и бережному отношению к природе. Развитие экологической культуры способствует формированию бережного отношения к природе.

ECOLOGICAL AND REGIONAL STUDIES STUDENTS REPUBLIC OF BASHKORTOSTAN. RESULTS OF SOCIAL INTERVIEW

Oksana Serova

Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Bashkir State

Pedagogical University . M. Akmulla» Irina Lifanova

National Children's recreational and educational center of tourism, local history and tourism

Fanis Ishakov

130

Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Bashkir State

Pedagogical University . M. Akmulla»

ecology, local history, education, ecological culture, human ecology, environmental safety.

Natural recreational potential of Bashkortostan studied through environmental education activities. The criteria are the level of environmental education , environmental culture and environmental awareness among the participants. Environmental education and training should be developed through different forms of employmen. Environmental knowledge and skills needed fixing environmental practices through the organization of summer camps with relevant environmental slant. Ecological and local lore activity promotes the study of the nature of their native land and respect for nature. Development of ecological culture promotes the formation of respect for nature.

Эколого-краеведческая деятельность в Республике Башкортостан имеет свою историю и традиции. Формы эколого-краеведческой деятельности многогранны: походы, экскурсии, экологические тропы, соревнования, слеты, фестивали, полевые лагеря. Первый полевой туристский лагерь в Башкирии был проведен в 1927 году. В настоящее время более в 140 полевых лагерях различной направленности отдыхают более 12 тыс. детей и подростков республики [2].

Природное разнообразие является основой развития рекреации в регионе. В связи с высокой плотностью населения в лесной и лесостепной зонах Предуралья, потребность в рекреации довольно высокая. Наибольшее количество рекреационных предприятий и объектов инфраструктуры сконцентрировано в подзоне типичной лесостепи. Как правило, они расположены в 30-100-140-километровой зоне от мест расселения. Индустриализация Урало-Поволжского региона, сопровождающаяся повышением плотности сельского населения, ростом городов и крупных поселков характерна и для территории РБ (Октябрьский, Туймазы, Белебей, Кандры, Серафимовский и др.), привела и продолжает приводить к неуклонному увеличению рекреационной нагрузки на зоны отдыха [1,3,4].

В рамках Всероссийского туристско-краеведческого движения обучающихся «Отечество» Республика Башкортостан дважды принимала Всероссийский слет юных туристов -краеведов. Специалистами кафедры экологии и природопользования БГПУ и РДООЦТКиЭ было проведено социологическое исследование в виде анкетирования, посвященное проблемам привлекательности, экологической безопасности ресурсов РБ для туристско-рекреационной деятельности (ТРД). Первый опрос по проблемам экологической привлекательности региона (Республика Башкортостан) был проведен во время слета, организованного на о. Кандры-куль с 24 июня по 7 июля 2007 г. в Туймазинском районе Республики Башкортостан (РБ).

В социологическом опросе в виде анкетирования в 2014 году приняли участие члены команд республиканского лагеря юных туристов-краеведов «Соцветие курая», который был организован на территории Уфимского района. Лагерь юных туристов-краеведов - одна из наиболее эффективных форм экологического и краеведческого образования и воспитания, поскольку представляет собой комплексную форму, объединяющую в себе экологические праздники, игры, лекции, экскурсии, наблюдения и исследования; изучение краеведческого материала в тесной связи с историей и культурой своего края. Это были команды из Гафурийского, Давлекановского, Дуванского, Мишкинского, Уфимского районов РБ и г.г. Уфа, Салават, Белорецк в количестве 68 человек. Среди опрашиваемых присутствовали 75,00 % школьников, 16,18 % студентов, 8,82 % служащих, среди которых большинство - педагоги дополнительного образования. Ответы на вопросы анкеты позволили выявить аттрактивные объекты, наиболее популярные места отдыха в республике, уровень экологических знаний, экологической культуры.

В школах республики обучаются 85,29% опрашиваемых и напрямую сталкиваются с вопросами экологической безопасности и привлекательности для туристско-рекреационной

деятельности в РБ; 50,05 респондентов - жители малых, средних городов; 49,05 - сельских населенных пунктов.

Основными мотивами для ТРД являются более чистый воздух - 17,99%, отдых с друзьями - 14,39% и возможность насладиться природой - 14,39%.

Наиболее важными объектами для организации отдыха выступают природные объекты: пещеры - 16,67%, горы - 16,40%, леса - 13,88%, водопады - 16,56% и реки - 14,51%, культурные достопримечательности - музеи и храмы - 20,42%, города - 16,67% и архитектурные достопримечательности - 15,00%.

Выбирая еженедельный отдых, дети предпочитают отдыхать в местах, расположенных близко к месту проживания, как правило, это кратковременная рекреация. Во время зимних и летних каникул преобладают выезды в зоны массового отдыха в пределах республики. 51,40% респондентов отметили, что отдых носит организованный характер и представлен лагерями труда и отдыха 39,71% и туристскими базами - 35,28. Важным фактором рекреационной деятельности выступает наличие природных объектов: водоема 23,52%, лесного массива и водоема по 16,16%. Семья 32,36, друзья 57,36 являются неотъемлемой частью отдыха.

Большинство опрашиваемых (28,87%,) отнесло себя к любителям активного отдыха: второе место, 18,56% - к любителям удовольствий, 17.53% опрашиваемых предпочитают отдохнуть с целью познания и изучения природы родного края.

Самым популярным видом активного спортивного туризма являются пешеходный -71,26%, лыжный - 13,79% и водный - 10,34%, что подтверждает предпочтения жителей республики по результатам предыдущих опросов.

Отдаленность места отдыха от места жительства не имеет значения для опрашиваемых, что объясняется возрастными критериями и целевой группой, принявшей участие в опросе. Наиболее популярным видом транспорта для ТРД являются железнодорожный - 30,61%, автобусный - 28,57% и личный автотранспорт - 24,49%.

Таким образом, возрастной диапазон опрашиваемых, проживание в крупных и средних населенных пунктах определили их физическую активность, желание заниматься активными видами рекреации.

При выборе типа отдыха, участники лагеря туристов -краеведов склоняются к участию в организованных мероприятиях. Наиболее популярными тематическими мероприятиями являются туристские слеты - 37,76%, распродажи товаров и сувенирной продукции -13,27%, тематические экскурсии в выставочных залах и музеях - 12,24%.

При ответе на вопрос, «Какие факторы оказывают влияние на туристские поездки в Республики Башкортостан?», 48,52% опрошенных считают, что наиболее благоприятным фактором, является уровень, образ и качество жизни населения в республике, 35,2% уникальные природные ландшафты и 16,18% экологическая безопасность. Если сравнить ответы респондентов с данными опросов 2007 г., то важность этих пунктов только повысилась: 34,40%, 20,43%, 12% соответственно.

Таким образом, участники социологического опроса предпочитают активный отдых в природных условиях с высокими аттрактивными свойствами и экологически безопасными условиями размещения.

На вопрос «Какие природные объекты РБ по Вашему мнению наиболее привлекательны для развития экологического туризма?» ответ представлен на рисунке 1. Как правило, это уникальные природные объекты, организации, созданные для сохранения природного наследия РБ. Хорошо осведомлены участники опроса о лечебно-оздоровительных ресурсах: санаториях Юматово (16,18%), Красноусольский в Гафурийском районе (44,12%), Янгантау в Салаватском районе РБ (29,42%), Красный Ключ в Краснокамском и Карагай в Мечетлинском районах РБ (14,71%).

Объекты экологического туризма

сан. Ассы

НП Башкирия / Талкас

о.Банное о. Белое^^к \ / р.Зилим^^^Лтт / / /-зап. Шульган-Таш Южно-Уральский

хр.Урал-Тау— заповедник

сан. Красноусольск-1 уг. Иремель

г. Янгантау^^ 1 \у(^Мурадымовское

о. Аслы-Куль ущелье

о.Кандрыкуль

Рис. 1. Структура объектов экологического туризма

Среди самых популярных и узнаваемых объектов РБ респонденты отметили пещеру Шульган-Таш (22,06%), Стерлитамакские Шиханы (5,88%), оз. Аслы-куль (14,7%), Аскинскую ледяную пещеру (8,8%). Визуализация эпоса народов, проживающих в республике, несет идею по организации этно -экологического туризма в Башкортостане, так как действие, описанное в нем, происходит на заповедных территориях и экологических системах (Южно-Уральский государственный заповедник - гора Ямантау, заповедник Шульганташ - Капова пещера, гора Иремель и др.). Народные сказания, связанные с природными объектами могут лечь в основу создания самобытного этно -экологического маршрута с организацией интерактивных постановок, возрождения народных промыслов и ремесел.

При организации работы над проектами к экологически ориентированной деятельности школьников можно отнести:

- познавательная - работа над учебными проектами, организация и проведение мониторинга окружающей среды;

- ценностно-ориентировочная - моделирование различных отношений к окружающей среде через игровые роли, формирование умения принимать решение в ситуациях выбора;

- эстетическая - развитие способности выражать свои эмоции, чувства, настроение художественными средствами: в стихах, рисунках, эссе и т.п.;

- преобразовательная - реальная деятельность по улучшению и сохранению состояния своего социоприродного окружения.

Экологические знания и умения нуждаются в реальном закреплении экологической практикой через организацию летних профильных лагерей с эколого-краеведческим уклоном. Эколого-краеведческая деятельность способствует изучению природы родного края и бережному отношению к природе.

Четвертый раздел анкеты позволяет выяснить экологические знания, уровень экологической осведомленности среди участников социологического опроса. Наибольшей известностью среди опрашиваемых пользуются пещера Шульган-Таш (Капова), самый большой по площади РБ Южно-Уральский заповедник, единственный в РБ НП Башкирия. Эти ООПТ расположены в горно-лесной зоне Южного Урала. Особо охраняемые природные территории занимают более 7% площади республики. Респонденты знают все типы ООПТ, но из 100% опрошенных 80,98% не отвечают на вопросы, касающиеся цели, задач, специфики создания и использования ООПТ (рис. 2).

Лишь 19,02% дали положительные ответы на представленные в четвертом разделе вопросы. На вопрос «На каких ООПТ запрещен любой вид человеческой деятельности?»,

лишь 47,00% опрашиваемых ответили «Заповедник» о возможности заниматься рекреационной деятельностью на территории НП и ПП знают лишь 12 и 1% соответственно.

биосф.резерв ат 21%

ботан.сад 3% /

прир.парк — 1% заповедник 47%

нац.парк 12%

заказник 16%

Рис. 2. Структура особо охраняемых природных территорий

Эколого-просветительская деятельность - одно из направлений российских заповедников и национальных парков, эколого-информационных центров, музеев. Как показывает мировой опыт, наилучших результатов в экопросвещении достигают те особо охраняемые территории, где создана современная методическая и материальная основа для такой деятельности, где организованы музеи и визит-ценры, проводятся экскурсии в природу и в музей охраны природы центра. В числе самых известных ООПТ РБ, названы Башкирский государственный природный заповедник - 31,94%, Южно-Уральский государственный природный заповедник - 15,28%, заповедник Шульган-таш - 15,28% и природный парк Кандры-куль - 15,28%.

Участников опроса волнуют и интересуют экологические проблемы, существующие как в республике, так и в других субъектах РФ (40,70% опрашиваемых). Основными источниками, из которых участники опроса получают информацию об экологическом состоянии в республике, названы газеты и журналы - 42,11%, телевидение - 19,74%, интернет - 15,79%. 85 % учащихся считают, что информация об экологическом состоянии территорий РБ важна при выборе места отдыха. Но 81,63% опрошенных не знают, какие именно территории республики экологически неблагоприятны. 85,71% не знают, какие территории республики являются небезопасными для сбора грибов, ягод, лекарственных трав, ловли рыбы. 74,67% опрашиваемых считают безопасными продукты, произведенные на территории республики.

На вопрос «Какие экологические проблемы наиболее Вас волнуют?» респонденты высказали обеспокоенность загрязнением всех сред, особенно в водные объекты. Качество воды реки Белой не улучшается. Качество воды как питьевой, так и для хозяйственных нужд не всегда соответствует требованиям. Поступает большое количество жалоб от жителей на загазованность в гг. Уфе, Стерлитамаке, Салавате. Территории вокруг нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий за многие годы их деятельности являются экологически небезопасными. Вызывают тревогу и свалки отходов производства и потребления. Рост числа экозаболеваний также беспокоит опрашиваемых (см. рис. 3).

45 -40 -35 -30 -25 -20 -15 -10 -5 -0 -

L

1*1

h

I

///

3cT ^

1?

^ o4-

□ Очень волнуют

□ Волнуют

□ Не очень волнуют

Рис. 3. Структура экологических проблем

Ответ на вопрос «Какие экологические и социальные проекты действуют на территории РБ?» соответствуют реалиям сегодняшнего дня (см. рис. 4).

ЮНЕСКО Моя республика

Чистые берега \

Экологические / / ЛЧ Защита природы

слет ы / //

Экотропы\ ________ ^^ 1 Субботники у Союз экологов РБ

Марш парков

Рис. 4. Структура экологических и социальных проблем на территории республики

Вопросы, касающиеся экологических и социальных проектов, деятельности международных экологических организаций на территории республики, не вызвали интереса со стороны опрашиваемых. Лишь немногие принимали участие в экологических и социальных проектах на территории РБ и знают о деятельности ЮНЕСКО-25,00%, Гринпис-5,89%, Союза охраны природы 11,76, WWF 0% (рис. 5).

Проекты по Поддержка

продвижению социальных

природного и проектов культур

туризма

Поддержка

23%

экологических проектов 21%

Образовательные проекты:люди должны понять значимость охраны природы 34%

Использование

экологически

Финансовая поддержка обоих проектов 5%

приемлемых видов транспорта 4%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 5. Экологические и социальные проекты

Вместе с тем опрашиваемые проявили желание в будущем принять участие в экологических мероприятиях и акциях по сохранению природного и культурного наследия региона.

Выводы по результатам опроса:

1. РБ обладает уникальным природным рекреационным потенциалом. 85,29% опрашиваемых обучаются в школах республики и напрямую сталкиваются с вопросами экологической безопасности и привлекательности для туристско-рекреационной деятельности РБ. 50,05% респондентов - жители малых, средних городов, 49,05% - сельских населенных пунктов.

2. Слабая информированность об аттрактивных объектах, являющихся достоянием республики, свидетельствует о недостаточной осведомленности о данных объектах, в том числе и через эколого-просветительскую деятельность. Процесс познания ресурсов, которые представляют и могут представлять туристский интерес, происходит стихийно. Интерес к экологическим проблемам родного края, обеспокоенность загрязнением всех сред, позволит вовлечь респондентов в эколого-краеведческое движение по сохранению экологической чистоты мест проживания.

3. Среди самых популярных и узнаваемых объектов РБ респонденты отметили пещеру Шульган-Таш (22,06%), Стерлитамакские Шиханы (5,88%), оз. Аслы-куль (14,7%), Аскинскую ледяную пещеру (8,8%). Эколого-просветительская деятельность - одно из направлений российских заповедников и национальных парков, эколого-информационных центров, музеев. На территории РБ данный вид деятельности не достаточно развит и имеет локальный характер. Уровень экологической образованности, экологической культуры и экологических знаний необходимо развивать, создавая методическую и материальную основы через организацию музеев и визит-ценров, проведение экскурсий в природу и в музей охраны природы. Экологическое воспитание и образование возможно развивать, вовлекая учащихся в разные формы занятий (лекции, беседы, интерактивные занятия, экскурсии, экологические и социальные проекты).

4. Экологические знания и умения нуждаются в реальном закреплении экологической практикой через организацию летних профильных лагерей с экологическим уклоном. Эколого-краеведческая деятельность способствует изучению природы родного края и бережному отношению к природе.

5. Развитие экологической культуры при посещении природных территорий способствует формированию бережного отношения как в природе в целом, так и родного края в частности. Работа эколого-краеведческого лагеря позволяет осуществлять переход от учебной деятельности к начальному этапу детской исследовательской работы. Смена учебной деятельности, на альтернативные формы групповой, индивидуальной и коллективной работы в рамках профильного эколого-краеведческого лагеря, позволяет ребёнку уйти от стереотипов обучения, что делает его более увлекательным, мобильным и повышает образовательный потенциал.

Литература

1. Серова О.В. Туристско-рекреационные ресурсы субъектов Приволжского и Уральского ФО (Республика Татарстан, Республика Удмуртия, Оренбургская область, Пермский край, Республика Башкортостан, Свердловская область, Челябинская область): Учебное пособие. - Уфа: Изд-во Башкирский институт физической культуры, 2007. - 163 с.

2. Серова О.В. Туризм в Башкортостане: страницы истории. Региональный туризм - 2010. / О.В. Серова, И.В. Лифанова .// Сборник научных статей. В 2 частях. Ч. II. - Уфа: БашИФК, 2010. - С. 15 - 17.

3. Серова О.В. Особенности природных комплексов Республики Башкортостан для развития рекреации //Межд. конф. «Инновационные подходы к обеспечению устойчивого развития социо-эколого-экономических систем. Самара-Тольятти. Кассандра. - Самара-Тольятти: Изд. СамарГЭУ, 2014. - С. 189 - 193.

4. Серова О.В. Туристско-рекреационные ресурсы Республики Башкортостан в системе устойчивого природопользования. // Материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Рекреационная география и инновации в туризме». - Иркутск: Институт географии СО РАН, 2014. -С. 175-177.

5. Якунин В. Н. Роль туризма и рекреации в повышении социально-экономического развития Самарской области // Симбирский научный вестник. - 2011. - № 4. - С. 150-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.