ВЕСТНИК БЕЛОРУССКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ
АКАДЕМИИ № 3 2015_
МЕЛИОРАЦИЯ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО
УДК 332.54: 631.1
В. А. СВИТИН
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ
(Поступила в редакцию 08.07.2015)
Система методов управления земельными ресурсами The system of methods of land resources management in-
включает в себя экономический, административно-правовой, cludes economic, administrative-legal, political, technical-
политический, технико-технологический, организационно- technological, organizational-administrative, and social-
распорядительный и социально-психологический. С помощью psychological aspects. We suggest exerting, with the help of
такой системы предлагается обеспечить управляющее ком- such a system, complex influence on the subjects and objects of
плексное воздействие на субъекты и объекты землепользо- land use in the course of solving the existing organizational-
вания в ходе решения имеющихся организационно-правовых, legal, socio-economic, environmental and territorial-
социально-экономических, экологических и территориально- technological problems of land use and protection. технологических проблем использования и охраны земель.
Введение
Основная и конечная цель любого исследования - выявление порядка, регулярности в изучаемом процессе или явлении, т. е. установление закономерности. Сущность этой главной научной категории в любой области знаний и научной деятельности может быть определена как факт наличия постоянной и необходимой связи между явлениями. Если такие связи, либо определенные отношения, выявлены, существуют всегда при определенных условиях и проявляется постоянно, то здесь очевидна закономерность. В качестве одной из парадигм научных основ управления земельными ресурсами является выявление и определение имеющихся закономерностей в регулировании земельных и имущественных отношений, наведении порядка на земле, создании и поддержании благоприятных и устойчивых условий землепользования.
В науке принято различать понятия «закономерность» и «закон». Закон - строго зафиксированная закономерность и его определяют как внутреннюю постоянную и необходимую связь между явлениями, процессами или системами. Подчеркивается также, что научный закон отражает объективные, существенные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях связи между явлениями действительности. При этом, всегда принято различать научный закон и закон (законы) в нормативно-правовом понятии, где они выступают как особый правовой акт, установленное государством общеобязательное правило.
С определенной степени условности можно принять, что закономерность - это не до конца познанный закон, или закон, пределы действия которого и форма еще не установлены. Такое понятие закономерности употребляют для обозначения связи между массовыми явлениями, а также определенного порядка в явлениях объективной действительности. Именно в таком значении понятие закономерности используется нами для выяснения наиболее существенных связей в регулируемых процессах земельно-имущественных отношений.
Цель исследований состоит в обобщении существующих теоретических положений в области регулирования земельно-имущественных отношений и формулирование основных закономерностей функционирования и развития системы управления земельными ресурсами.
Анализ источников
Строго установленных закономерностей в области управления земельными ресурсами в настоящее время не выявлено. Так, А. А. Варламов в своей основной работе, посвященной теоретическим основам управления земельными ресурсами, лишь констатирует, что «в основе управления земельными ресурсами лежат общие экономические, экологические и социальные законы, присущие любой социально-экономической формации, а также законы природы» [4]. Отдельные положения, касающиеся общих требований к управлению земельными ресурсами (однако не претендующие на некие законо-
мерности), можно найти в работах Д. Б. Аратского, П. В. Кухтина, Р. Т. Нагаева и др. [1, 9, 11, 14, 18, 21, 22]. Попытки выявления закономерностей в контексте рассматриваемой научной проблемы имеют место при рассмотрении отдельных функций управления земельными ресурсами: существуют свои закономерности в организации и проведении землеустройства, кадастра, мониторинга, планировании и прогнозировании землепользования. Косвенно затрагивают исследуемую проблематику ряд выявленных закономерностей в области государственного регулирования общих экономических отношений, теории управления, экологии и природопользования.
В области землеустройства различными авторами (С. А. Удачин, М. А. Гендельман, В. П. Троицкий, С. А. Волков) обобщены и сформулированы основные закономерности его становления и развития. В ряду выявленных закономерностей известны следующие положения: землеустройство является частью любого общественного производства; оно имеет государственный характер, развивается и изменяется в соответствии с потребностями развития народного хозяйства; устройство земли происходит совместно с размещением других связанных с ней средств производства и рабочей силы; территория устраивается, как природный ресурс и как средство производства [5, 6, 15, 21]. Как видно, в числе этих закономерностей преобладают социально-экономические аспекты деятельности по установлению порядка на земле.
Основные закономерности развития кадастровой деятельности рассматриваются в работах А. А. Варламова, С. А. Липски и др. [4, 13]. В числе основных закономерностей определяются неразрывное единство государственных процедур по учету, регистрации и оценке недвижимости, определяющая и незаменимая роль кадастра в управлении земельными ресурсами и регулировании рыночной экономики. Следует отметить, что имеются попытки рассмотрения истории зарождения, развития и становления кадастра как универсальной системы учета и оценки природных ресурсов на основе системного объединения как технических, так и географических наук. В частности, этой важной для управления земельными ресурсами проблеме посвящена работа Т. В. Илюшиной [8].
Попытка сформулировать основные закономерности в области мониторинговой деятельности предпринята в работе В. Артюхова и А. Мартынова [2]. Они констатируют, что развитие мониторинга происходит с учетом разрешения глобальных и региональных экологических проблем, необходимости вовремя перейти на замкнутые, безотходные, «экологические» технологии в различных сферах деятельности.
Не выявлены к настоящему времени закономерности в проведении государственного контроля за использованием и охраной земель. Некоторые предпосылки к их обобщению содержатся в работе Е. А. Кочерины, однако в предлагаемых им научных основах управленческого контроля имеется лишь намерение исследовать «закономерности контроля как целостного, комплексного компонента системы экономической жизни общества» [12].
В недостаточной степени выявлены общие закономерности в проведении такой важной функции управления земельными ресурсами, как планирование (прогнозирование) землепользования. В имеющихся работах [10] лишь определяется, что оно основано на государственном прогнозировании социально-экономического развития Республики Беларусь, которое рассматривается как система научно обоснованных представлений о направлениях указанного развития страны, основанных на законах рыночного хозяйствования. Результаты государственного прогнозирования используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти различных решений по социально-экономической политике государства, отдельных регионов.
В свою очередь достаточно обобщены объективно существующие общие закономерности, законы, аксиомы и правила организации экосферы и биосферы Земли, которые системно представлены в работе Н. Ф. Реймарса [17]. В решении проблем и задач рационального землепользования, как показывает анализ, наиболее важными закономерными положениями из общей теории экологии являются следующие:
- во взаимосвязях между природой и человеком одновременные перемены в природе приводят к изменениям в формах хозяйственной деятельности; в свою очередь перемены в хозяйстве вызывают цепные реакции в природе (закон обратной связи или бумеранга П. Дансеро - Б. Коммонера);
- биосфера представляет собой единственную систему, обеспечивающую устойчивость среды обитания при любых возникающих возмущениях; невозможно создать искусственные ландшафты, обеспечивающие стабилизацию окружающей среды с той же степенью точности (соответствия, надежности), что и естественные сообщества (положения В. Н. Вернадского, Д. П. Марша, Э. Реклю);
- искусственные (технические) системы в конечном итоге всегда менее экономически эффективнее, чем регулируемые естественные, поскольку затраты на «жесткое» управление природно-техногенными системами и расходы на их поддержание все время увеличиваются;
- повышение удельного вложения энергии и затрат в искусственно регулируемых природно-техногенных системах (включая агроландшафты и агроэкосистемы) не дает адекватного пропорцио-
нального увеличения их отдачи (продуктивности, урожайности) - в современной трактовке закон убывающей отдачи Т. Мальтуса - А. Тюрго;
- в ходе эксплуатации природных систем существуют некоторые пределы, переход которых не позволяет этим системам сохранять свойства самоподдержания (самоорганизации и саморегуляции);
В работах Г. Н. Тетерина и М. Л. Синявской [19, 20], в которых рассматривается теория развития геодезии в ее системном представлении (высшая и физическая геодезия, прикладная геодезия, аэрофототопография и фотограмметрия, картография), в основном рассмотрены исторические закономерности этого вида деятельности. Определено, что развитие геодезии происходит в рамках исторической задан-ности, предопределенности, по мере совершенствования технических средств измерений и съемок.
К числу общеэкономических закономерностей переходной экономики, непосредственно имеющих отношение к управлению земельными ресурсами и выявленных в работе О. С. Белокрыловой [3], относится неустойчивость и альтернативный характер ее развития. Становление многообразия экономических субъектов как основное условие формирования рыночной экономики осуществляется через приватизацию госсобственности (земли, недвижимости, имущества) и создание новых коммерческих структур. Можно найти также у Е. А. Ерохиной [7] ряд положений об особенностях развития открытой экономики с учетом объективно существующих стадий и циклов.
Заслуживает внимания положение, сформулированное И. И. Пичуриным [16] о том, что в сфере современных социально-экономических отношений наблюдается неуклонный рост влияния общества на экономическую деятельность. Поэтому социализация, т. е. рост влияния общества на процессы производства и распределения благ, превращается в обязательное условие его устойчивого развития. Он полагает также, что существует оптимальный для каждого государства уровень интеграции в мировую экономику, который должен определяться для каждой страны с учетом ее размеров, обеспеченности природными ресурсами и природно-климатическими условими. Однако сомнительной является попытка определить в качестве новой закономерности в экономике положение об изменении роли закона стоимости, который из главного регулятора, определяющего связи между товаропроизводителями, распределение и стимулирование общественного труда, превращается в стимулятор снижения трудовых затрат.
Следует учитывать, что в управленческий процесс организации использования и охраны земель вовлечен достаточно широкий круг органов власти, государственных организаций и специально созданных служб, деятельность которых определяется действующим законодательством. В свою очередь регулирование бюджетно-финансового процесса в сфере управления земельными ресурсами осуществляется государственной налоговой службой, финансовыми и бюджетными органами. В управлении земельными ресурсами реализация многих функций и процессов осуществляется подрядными организациями, имеющими на это права, но общая организационно-технологическая непрерывность процесса обеспечивается централизованно.
В свою очередь А. А. Варламов [4], исследуя особенности и специфику управления земельными ресурсами, полагает, что в сфере регулирования земельных отношений следует учитывать следующие законы, вытекающие из общей теории управления: единство и целостность системы управления, сохранение пропорциональности и рационального сочетания всех элементов системы управления, эффективность системы управления в зависимости от объема использованной информации.
Таким образом, к настоящему времени не существует строго установленных и общепринятых закономерностей в области управления земельными ресурсами. Попытки выявления закономерностей в контексте рассматриваемой научной проблемы имеют место при рассмотрении отдельных функций управления земельными ресурсами: существуют свои закономерности в организации и проведении землеустройства, кадастра, мониторинга, планировании и прогнозировании землепользования. Косвенно затрагивают исследуемую проблематику ряд выявленных закономерностей в области государственного регулирования общих экономических отношений, теории управления, экологии и природопользования.
Методы исследования
Предметом исследования являются факторы и условия, влияющие на формирование, установление, развитие и осуществление основных процессов управления земельными ресурсами как деятельности в области регулирования земельно-имущественных отношений. Информационную базу исследования составляют нормативно-правовые акты органов государственного управления в Республике Беларусь, принятые в разное время, статистическая информация, справочные материалы и научная литература, отражающие опыт проведения землеустроительных, кадастровых, геодезических и других специальных работ. Теоретической и методической основой исследования явились работы отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области регулирования земельных отношений, кадастра, землеустройства и других функций управления земельными ресурсами. В процессе работы использовался преимущественно абстрактно-логический и монографический методы исследования.
Основная часть
В качестве предпосылок и общей научной основы поиска, формирования и систематизации закономерностей управления земельными ресурсами можно выделить следующие, перечисленные ниже положения.
1. Сознательное использование объективно действующих законов в обществе и природе, где земля выступает непременным атрибутом разнообразных процессов, отношений и явлений (правовых, экономических, естественно-биологических, аграрных, экологических и др.).
2. Системный характер обеспечения эффективного функционирования земельных ресурсов, предусматривающий четкое определение целей, конкретных объектов и субъектов, методов, информационного обеспечения, иерархии структур, техники и технологии управленческих процедур. Системность означает взаимопроникновение и тесную взаимосвязь управления земельными ресурсами с управлением всем недвижимым имуществом, а также объективно существующее комплексное инженерно-технологическое сопровождение специальных работ и процедур.
3. Правовая сущность всех принимаемых решений в области управления земельными ресурсами, основанная на признании всех действующих норм правового государства, свобод граждан, прав, обязанностей и компетенции всех субъектов земельных отношений. При этом решения принимаются не в режиме «ручного управления», а с помощью и на основе эффективно действующих саморегулирующих независимых государственных институтов, включая как органы исполнительной власти, так и политические партии, законодательную, судебную и правоохранительную системы.
Таким образом, закономерности в области управления земельными ресурсами могут быть выявлены лишь на основе учета реальных условий и предпосылок, принимая во внимание социальную направленность земельных преобразований, эколого-ландшафтную научную основу деятельности и ее экономико-правовую сущность. Как и других социальных, экономических и в большинстве других гуманитарных науках некие результативные итоговые выводы в результате исследований, полагаем, могут формулироваться не иначе как в усредненной, обобщенной форме. Здесь важно принимать во внимание фактор времени - сформулировать заслуживающие внимание, лишенные субъективизма и текущего влияния отношения в области землепользования можно лишь в динамике, наблюдая изучаемое явление или процесс на протяжении достаточно длительного временного отрезка.
На основе обобщения исторического опыта реализации властных полномочий государственных органов, проведения землеустройства, геодезии, кадастра и других специальных работ можно выделить две основные группы закономерностей развития и регулирования земельных отношений, территориальной организации использования и охраны земель. Они в целом характеризуют закономерности управления земельными ресурсами, и отражают, с одной стороны, социально-экономические особенности регулирующего (управляющего) воздействия, а с другой стороны, естественно-экологические условия функционирования земель как основного компонента природных комплексов (ландшафтов).
Основные социально-экономические закономерности управления земельными ресурсами, отражающие сущность территориальной организации использования и охраны земель можно сформулировать следующим образом:
1. Пространственная организация использования земли осуществляется в соответствии с объективным ходом развития общественного производства и характерными для конкретного исторического этапа земельными отношениями на основе избранной обществом модели развития экономики. Общество по мере своего развития формирует пространственную среду своего существования, причем структура этой среды определяется во многом господствующим в стране земельным строем, видами земельной собственности, системой землевладений и землепользований, формой организации территории. Территориальная организация общества в целом адекватна избранной стратегии своего развития и закономерным образом изменяется. Импульсом конкретных управленческих решений в области землепользования всегда являются реальные территориальные потребности общества, необходимость удовлетворение которых, в свою очередь, определяется способами вовлечения земли и других природных ресурсов в хозяйственный оборот и уровнем развития производительных сил.
2. Управление земельными ресурсами осуществляется на основе государственного регулирования экономики и земельных (земельно-имущественных) отношений. Государственный характер всех управленческих функций определяется необходимостью защиты действующего земельного строя и проведением социально оправданной и эффективной земельной политики в интересах всего общества. Вмешательство государства в этой области общественных отношений оправдано и не вызывает сомнений. Государство с использованием представительных ветвей власти создает правовое пространство для цивилизованного поведения всех субъектов земельных отношений. Распорядительные и исполнительные органы государственной власти реализуют конкретные управленческие решения. Более того, государство стремиться сохранить и укрепить специальную деятельность в области использования и охраны земель (свою специфическую земельную службу), поскольку от эффективной ее работы во многом зависят результаты хозяйственной деятельности в ряде отраслей экономики и в целом благосостояние значительной части общества.
3. Управление землепользованием, организация использования и охраны земли (земельных участков), устройство их территории в различных целях осуществляются на основе непрерывного процесса рациональности и достижения индивидуальной и общественной выгоды. Необходимость поиска новых путей и способов использования земли диктуется экономическими интересами землевладельцев и землепользователей. Экономическая сторона управленческой деятельности предопределяет постоянное совершенствование организационных форм использования земли, динамичное варьирование и комбинирование различных управленческих функций в целях достижения максимального эффекта для всех участников земельных отношений с учетом величины земельной ренты. Экономика диктует выбор наиболее рациональной структуры земельного фонда, определяет соответствие пространственных форм земли целевому и хозяйственному ее использованию, оптимальные размеры участков и удобное взаимное их размещение на территории.
Так, размещение различных объектов хозяйственной деятельности и самого населения, в тесной увязке с размещением земельных участков соответствующего назначения, в самом общем виде базируется на социально-экономической теории размещения сельского хозяйства и организации агробизнеса. Суть ее заключается в том, что, учитывая рентный подход в оценке плодородия почв, производственных и транспортных расходов, предприятия с различным видом сельскохозяйственной деятельности должны быть размещены на таком расстоянии от рынка, чтобы они давали наибольшую выгоду землевладельцам. При планировании землепользования можно предложить экономически обоснованные зоны специализации с учетом удаленности земель от рынка и места проживания населения (населенных пунктов) на основе кадастровых цен на земельные участки.
4. Процессы управления земельными ресурсами связываются с реализацией специфического набора функций, методов и механизмов, состав, соотношение и содержание которых определяется на каждом историческом этапе развития национальными интересами и экономическими возможностями государства. Эта закономерность является следствием и продолжением первой закономерности и определяет внутреннюю структуру специальных органов управления, их полномочия и компетенции. В каждой стране формируется своя система управления землепользованием (земельного администрирования), однако имеет место универсальный набор обязательных функций (таких как кадастр, регистрация недвижимости, геодезия, картография), без которых процесс управления практически невозможен. Эффективно действующая система управления земельными ресурсами (государственная земельная служба) функционирует при достаточном количестве специалистов соответствующей квалификации, что предполагает их системную подготовку (переподготовку).
При этом устойчивое развитие системы управления не исключает моменты цикличности в осуществлении отдельных функций и методов, что наблюдается при реализации аграрных (земельных) реформ. Любая реформа земельно-имущественных отношений предполагает обязательное проведение конкретных землеустроительных, кадастровых, земельно-охранных и других видов работ в различном сочетании. Важность и последовательность работ (управленческих процедур) в ходе реформирования диктуется глубиной преобразования прав и форм земельной собственности, для стадии эволюционных преобразований земельно-имущественных отношений характерны текущие мониторинговые, стимулирующие (земельные улучшения, благоустройство территории, охрана почв) и контрольные функции управления.
5. Система мероприятий по осуществлению основных функций управления земельными ресурсами реализуется и совершенствуется по мере развития научно-технического прогресса с использованием его необходимых достижений и результатов. Теория и практика проведения землеустроительных, кадастровых, мониторинговых и других работ в системе управления земельного фонда широко использует достижения экономических, естественных, юридических, технических и других наук. И чем полнее при этом учитываются особенности развития природы и общества, потребности производства и социальные условия, тем эффективнее осуществляются процессы использования и охраны земель в тех экономико-правовых и организационно-территориальных формах, создаваемых на основе достижений науки и техники. Эта закономерность проявляется также на уровне обоснованности принимаемых управленческих решений для достижения более надежных, убедительных и достоверных результатов приходится использовать более совершенные достижения не только в традиционных, но и в разных пограничных областях знаний, круг которых постоянно расширяется. Подтверждение этого положения характеризуют широко внедряемые только в последние годы в управляемые процессы компьютерные, геоинформационные, экосистемные и другие постоянно развивающиеся технологии и методы.
Объективно существуют ряд эколого-ландшафтных закономерностей управления земельными ресурсами, обеспечивающих сознательную организацию использования земель, которые можно сформулировать следующим образом.
1. Целенаправленные организационно-территориальные мероприятия по формированию пространственной среды обитания человека одновременно создают территориальные условия для существования всех жизненных форм в ландшафтной сфере. Осознанно или неосознанно все усилия по рациональному переустройству земель и ландшафтов влияют на состояние всей окружающей среды,
затрагивают территориальные условия функционирования растений, животных, биоценозов в целом. При этом влияние не ограничивается только культурными (культивируемыми в интересах человека) видами, но и распространяется, в силу и по мере освоения новых территорий, на все естественные местообитания. Определяя судьбу и характер использования земельных участков для различных целей (формируя тем самым эколого-экономическую нишу для человека), уточняются одновременно и территориальные показатели экологических ниш всех других живых существ в ландшафте. Эти ниши лежат в основе естественно-биологических закономерностей территориального размещения растений, животных и человека, как особого представителя живой природы. Существует у каждого вида животных инстинкт территории, который доминирует в естественном мире, определяя поведение живого при некой минимальной пороговой величине личной площади.
Кроме «врожденного» инстинкта территории можно назвать также еще один объективно существующий побудительный мотив осознанной деятельности человека - формирование и обустройство свой среды обитания. Сохранение оптимального или минимально допустимого пространственного порога существования живых форм в биосфере, недопущение снижения его до критических параметров либо полное игнорирование при использовании земель - это, по сути, основополагающий принцип рационального природопользования. Важно для управления земле- и природопользованием и обратное последствие этой закономерности - практически любые мероприятия по сбережению и сохранению естественной природной среды требуют адекватных, вполне определенных организационно-территориальных мер.
2. Организация и внутреннее устройство территории, в пределах которой осуществляется производственная и иная деятельность человека, происходит путем приспособления (адаптации) к природному ландшафту. Эта закономерность не носит абсолютного выражения, однако, как показывает исторический опыт освоения природных ландшафтов, зональность в использовании земли и других природных ресурсов настолько проявляется объективно и повсеместно, что приходится ее учитывать при решении большинства управленческих задач. Например, экологическое содержание адаптивного землеустройства тесно связано с экономикой землепользования - чаще всего эффективнее приспособляться к почвам, рельефу, гидрографии, геологии, климату и микроклимату местности, чем радикально изменять свойства земли в угоду создания упрощенных пространственных форм.
3. Принятие и реализация решений по управлению землями осуществляется с учетом постоянно возрастающего антропогенного воздействия на земельные и другие природные ресурсы. «Экологический фон» использования земель всегда постоянно и самым неотъемлемым образом сопровождает любые организационно-территориальные мероприятия. При рассмотрении этой закономерности следует иметь в виду двоякую роль функций управления. С одной стороны, в отдельных случаях необоснованные управленческие решения могут усугублять экологическую ситуацию и привести к непредвиденным последствиям. Здесь уместно привести известные слова Ф. Энгельса в его известной работе «Диалектика природы» о том, что не следует слишком обольщаться отдельными успехами в изменении природной среды, или победами над ней. «Каждая из этих побед имеет, правда, в первую очередь те последствия, на которые мы рассчитывали, но во вторую и третью очередь совсем другие, непредвиденные последствия, которые очень часто уничтожают значение первых» [24]. Поэтому взвешенность и продуманность во всех земельных преобразованиях, стремление предвидеть возможные будущие негативные последствия, становятся постепенно доминирующим принципом реализации земельной политики. С другой стороны, изменения в организации использовании земли, большинство земельных улучшений направлены на устранение уже возникших и существующих экологических проблем землепользования.
Названные в обобщенном виде основные закономерности управления земельными ресурсами характеризуют и отражают как социально-экономические особенности использования земли, так и объективно существующие естественные и экологические особенности их функционирования.
Заключение
В качестве одной из парадигм научных основ управления земельными ресурсами является выявление и определение имеющихся закономерностей в регулировании земельных и имущественных отношений, наведении порядка на земле, создании и поддержании благоприятных и устойчивых условий землепользования. К настоящему времени не существует строго установленных и общепринятых закономерностей в области управления земельными ресурсами. Попытки выявления закономерностей в контексте рассматриваемой научной проблемы имеют место при рассмотрении отдельных функций управления земельными ресурсами: существуют свои закономерности в организации и проведении землеустройства, кадастра, мониторинга, планировании и прогнозировании землепользования. Косвенно затрагивают исследуемую проблематику ряд выявленных закономерностей в области государственного регулирования общих экономических отношений, теории управления, экологии и природопользования.
Закономерности в области управления земельными ресурсами могут быть выявлены лишь на основе учета реальных условий и предпосылок, принимая во внимание социальную направленность земельных преобразований, эколого-ландшафтную научную основу деятельности и ее экономико-правовую сущность.
Существуют и можно выделить две основные группы закономерностей развития и регулирования земельных отношений, территориальной организации использования и охраны земель. Они в целом характеризуют закономерности управления земельными ресурсами, и отражают, с одной стороны, социально-экономические особенности регулирующего (управляющего) воздействия, а с другой, естественно-экологические условия функционирования земель как основного компонента природных комплексов (ландшафтов).
ЛИТЕРАТУРА
1.Аратский, Д. Б. Механизмы управления земельными ресурсами на региональном уровне :автореф. дис. ... доктора экон. наук : 08.00.27 / Д. Б. Аратский ; Гос. ун-т по землеустройству. - М., 1999. - 32 с.
2.Артюхов, В. Закономерности, системные аналоги и теоретические основы мониторинга глобального кризиса, участниками которого мы являемся / В. Артюхов, А. Мартынов. / // [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://interfax-era.ru/sites/default/files/page/files/prognozrazvitiya.pdf . - Дата доступа: 09.05.2015.
3.Белокрылова, О. С. Теория переходной экономики / О.С.Белокрылова. / [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: http://www.economics/teoriya-perehodnoy-ekonomiki.html. - Дата доступа: 09.05.2015.
4.Варламов, А. А. Земельный кадастр: в 6 т. / А. А. Варламов. - М., 2003-2006.- Т. 2: Управление земельными ресурсами, 2004. - 527 с.
5.Волков, С. Н. Землеустройство: в 9 т. / С. Н. Волков. - М.: Колос, 2001-2009.- Т. 1. Теоретические основы землеустройства, 2001. - 496 с.
6.Гендельман, М. А. Развитие научных основ землеустройства в теории землеустроительного проектирования / М. А. Гендельман // научн. труды Омского СХИ. - Омск, 1985. - С. 3-6.
7.Ерохина, Е. А. Стадии развития открытой экономики и циклы Н. Д. Кондратьева. / Е. А. Ерохина // [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа: economics/stadii-razvitiya-otkryitoy-ekonomiki-tsiklyi.html . - Дата доступа: 09.05.2015.
8.Илюшина, Т. В. Формирование кадастра природных ресурсов в России (Х - начало ХХ в.) : автореф. дис. канд. геогр. наук: 07.00.10. - история науки и техники / Т. В. Илюшина ; Моск. гос. ун-т геодезии и картографии. - М. (МИИГА-иК), 2012 - 25 с.
9. Управление земельными ресурсами / П. В. Кухтин [и др.]. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2006. - 448 с.
10. Колмыков, В. Ф. Прогнозирование использования земельных ресурсов / В. Ф. Колмыков, А. В. Колмыков. -Минск: ИВЦ Минфина, 2009. -232 с.
11. Корнева, Т. Г. Экономические методы совершенствования управления земельными ресурсами АПК : на примере Республики Бурятия : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05 / Т. Г. Корнева ; Санкт-Петербургская с-х. академия. -Пушкин СПб. - Пушкин, 2007. - 26 с.
12. Кочерин, Е. А. Основы государственного и управленческого контроля / Е. А. Кочерин. - М., 2000. - 384 с.
13. Липски, С. А. Совершенствование государственного земельного кадастра Российской Федерации в условиях разграничения земель по формам собственности и развития земельного рынка : автореф. дис. канд. эк. наук: 08.00.27/ 14. С. А. Липски ; Гос.ун-т по земл-тву. - М.ГУЗ, 1998 - 25 с.
14. Нагаев, Р. Т. Управление земельными ресурсами в городах Республики Татарстан : теория, методика, практика. : автореф. дис. .доктора экон. наук : 08.00.27; специальность землеустройство / Р.Т. Нагаев ; Гос. ун-т по землеустройству. -М., 2000. - 42 с.
15. Научные основы землеустройства / В. П. Троицкий [и др.]; под ред. В. П. Троицкого. - М.: Колос, 1995. - 176 с.
16. Пичурин, И. И. Новые закономерности в современной экономике / И. И. Пичурин. - Екатеринбург, 2013. - 317 с.
17. Реймарс, Н. Ф. Экология. Теории, законы, правила, принципы и гипотезы / Н. Ф. Реймерс. - М., - 1994. - 367 с.
18. Свитин, В. А. Функции и методы управления земельными ресурсами (концептуальные основы совершенствования государственной земельной службы на принципах устойчивого развития в Республике Беларусь): моногр. / В. А. Свитин. -Горки: Белорусская государственная сельскохозяйственная академия, 2005. - 320 с.
19. Синявская, М. Л. Теория развития геодезии и факторы предопределенности / М. Л. Синявская, Г. Н.Тетерин // [Электронный ресурс]. - 2015. - Режим доступа : http://istgeodez.com/teoriya-razvitiya-geodezii-i-faktoryi-pr/ . - Дата доступа : 09.05.2015.
20. Тетерин, Г. Н. Теория развития и метасистемное понимание геодезии: монография / Г. Н. Тетерин. Новосибирск: СГГА, 2006. - 162 с.
21. Удачин, С. А. Научные основы землеустройства / С. А. Удачин. - М.: Колос, 1965. - 272 с.
22. Управление земельными ресурсами / А. А. Алпатов [др.] ; под общ.ред. Л. И Кошкина. - М.: ВШПП, 2004. - 520 с.
23. Черняк, В. З. Управление недвижимостью / В. З. Черняк. - М.: Издательство «Экзамен», 2006. - 319 с.
24. Энгельс, Ф. Диалектика природы / Ф. Энгельс. - М., 1953. - 353 с.
УДК 662.997
Г. Г. ХАЛИМОВ, А. Г. ХАЛИМОВ, Б. Э. ХАИРИДДИНОВ, Ж. Д. САДЫКОВ
РАДИАЦИОННЫЙ РЕЖИМ ПЛАСТИКОВЫХ БУТЫЛОК, КАК ЭЛЕМЕНТОВ ВОДЯНОГО АККУМУЛЯТОРА ТЕПЛА В ГЕЛИОТЕПЛИЦАХ
(Поступила в редакцию 09.07.2015)
Рассмотрен радиационный режим пластиковых бутылок ПЭТ, заполненных водой, как теплоаккумулирующих элементов прямого поглощения солнечной радиации в ге-лиотеплицах. Как показали эксперименты, сезонное и дневное изменения КПД ПБ п определяется высотой солнцестояния ho. Среднедневные значения КПД ПБ за октябрь-апрель составляют п = 66,3-43,4 %.
We have examine radiation regime of PET plastic bottles filled with water as heat storage elements of direct absorption of solar radiation in solar greenhouses. The experiments showed that seasonal and daily changes in the efficiency of plastic bottles (n) is determined by the height of sun (ho). The average daily values of the efficiency of plastic bottles in October-April are the following: n = 66.3-43.4 %.