www.hjournal.ru
ЭКОЛОГИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ - ИМПЕРАТИВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ОВЧИННИКОВ ВИКТОР НИКОЛАЕВИЧ,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,
e-mail: [email protected]
КЕТОВА НАТАЛЬЯ ПЕТРОВНА,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный деятель науки России, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,
e-mail: [email protected]
ЛЫСОЧЕНКО АЛЛА АЛЕКСЕЕВНА,
доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону,
e-mail: [email protected]
В статье обеспечение продовольственной безопасности России и её регионов (на примере Ростовской области) рассматривается с позиции экологического императива - рационального природопользования в аграрной сфере как условия производства валеологически безопасных продуктов питания и обеспечения благоприятной среды жизнедеятельности людей.
Ключевые слова: продовольственная безопасность; рациональное природопользование;
экологизация; население; доступность; достаточность и безопасность продовольствия; агропродовольственный комплекс.
ECOLOGIZATION OF AGRICULTURAL NATURE MANAGEMENT AS THE FOOD SECURITY IMPERATIVE
OVCHINNIKOV VIKTOR, N.,
Doctor of Economic Sciences (PhD), Professor, Honored Worker of Science of the Russian Federation, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
KETOVA NATALYA, P.,
Doctor of Economic Sciences (PhD), Professor, Honored Worker of Science of the Russian Federation, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
LYSOCHENKO ALLA, A.,
Doctor of Economic Sciences (PhD), Professor, Southern Federal University, Rostov-on-Don, e-mail: [email protected]
© Овчинников В. Н., Кетова Н. П., Лысоченко А. А., 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
Food security in Russia and its regions (on the example of the Rostov region) is considered in the paper from the position of environmental imperative - rational nature management in the agrarian sector as a condition for production of valeologically safe food and providing an environment which is conducive to human livelihood.
Keywords: food security; rational nature management ecologization; population; accessibility; sufficiency and safety of food; agriculture.
JEL: Q50.
Обеспечение продовольственной безопасности является важнейшим звеном в цепи мер гарантированно-нормального существования социума и многоаспектной макроэкономической проблемой. Эта многоплановость связана с эффективностью общественного производства, уровнем и дифференциацией доходов населения, сохранением экологически чистой природной среды как условия валеологической безопасности продуктов питания и благоприятности ноосферы жизнедеятельности людей.
Продовольственная безопасность включает три аспекта: количественный (степень реализации текущей потребности в продуктах сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности), качественный (удовлетворение потребности в качественных и безопасных для здоровья продуктах питания), социально-экономический (рост доходов населения, обеспечивающий доступ всех групп населения к продовольствию на уровне воспроизводственного жизнеобеспечения). Первый аспект проектируется на сферу воспроизводства материальных ценностей, второй — на сферу воспроизводства природных ресурсов и экологических благ, а третий — на сферу воспроизводства экономических отношений, гарантирующих реальную доступность экологически чистых и валеологически безопасных продуктов питания как категорического воспроизводственного императива жизнеобеспечения человека.
Рассматривая сферу воспроизводства материальных ценностей, необходимо отметить, что на обеспечение населения страны продуктами питания ориентировано решение практически всех проблем функционирования её агропромышленного комплекса. Агропромышленный комплекс является основным производителем жизненно важных продуктов, в своем большинстве невоспроизводимых в других отраслях, и использует для этой цели такие специфические средства производства, как землю, культурные растения и продуктивных животных.
Экономические связи в системе АПК, в связи с этим, можно рассматривать как отношения по поводу природно-ресурсного обеспечения производства сельскохозяйственной продукции, её переработки и реализации. В этой связи становится актуальным вопрос обеспечения продовольственной безопасности в условиях рационального управления природопользованием, т.е. в принятии наиболее целесообразных решений в использовании природных ресурсов экосистем на основе единства экологического и экономического подходов для обеспечения потребности населения в валеологически безопасных продуктах сельскохозяйственного производства и экологически безопасной среде жизнедеятельности.
Основная угроза обеспечению продовольственной безопасности в сфере воспроизводства материальных ценностей — снижение производства сельскохозяйственной продукции в связи с рисками высокой вероятности неблагоприятных погодных условий и недостаточно эффективной проводимой агроэкономической политикой в регионах.
Существенный ущерб от природно-метеорологических аномалий в сфере агропромышленного комплекса отрицательно влияет на результаты экономической деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей и снижает инвестиционную привлекательность аграрной сферы. Необходимо отметить, что
экономические экстерналии природных бедствий не сводятся только к ущербу от них, больших затрат требуют создание государственных, муниципальных, корпоративных систем противодействия бедствиям, обеспечение функционирования этих систем, в том числе их оснащение и оплата труда работников, меры по предотвращению бедствий и снижению возможного ущерба.
К управлению и развитию агропромышленного комплекса целесообразно применять воспроизводственный подход, ориентированный на удовлетворение текущей и перспективной потребности населения в безопасных для здоровья, качественных продуктах питания сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности, а в его формате рассматривать обеспечение безопасности социума в сфере воспроизводства экологических благ.
Здесь необходимо отметить, что в сфере АПК имеют место экологические риски - фактором загрязнения окружающей среды все больше становится ситуация с утилизацией твердых производственных и бытовых отходов, вывоз строительного мусора из городов на сельскохозяйственные угодья, овраги и неиспользуемые земли. В результате происходит возгорание мусора с выделением ядовитых газов. Продукты разложения твердых отходов смываются осадками, неочищенные сточные воды от канализационных стоков сбрасываются в открытые водоемы, тем самым увеличивая загрязнение атмосферы, воды и почвы, что наносит значительный экологический ущерб природохозяйственной системы.
По мере усложнения экономической и экологической обстановки в России качество сельскохозяйственного сырья и продуктов питания за последние годы по многим показателям ухудшилось. Так, в ряде регионов страны остро стоит проблема загрязненности пищевых продуктов микотоксинами, уровень которых достигает 18%. Известны случаи отравлений, связанные с появлением большого количества особо опасных канцерогенных микотоксинов в недоброкачественных продуктах переработки зерновых, арахиса, подсолнечника, в плодоовощной продукции.
Главная причина снижения качества зерна — вынужденный отказ товаропроизводителей от основных элементов интенсивной технологии возделывания пшеницы; несоблюдение сроков выполнения агротехнических приемов, что приводит к ухудшению фитосанитарного состояния посевов; отсутствие предварительной оценки качества зерна и формирования семенного фонда повышенного качества.
Что касается плодоовощной продукции, то за последние годы ассортимент и виды овощных и плодовых культур существенно обновились, но их питательные, пищевкусовые и технологические свойства улучшились незначительно, а в ряде случаев — ухудшились. В плодоовощном сырье стало заметно меньше витаминов и других биологически активных веществ.
Наряду с ухудшением технологических свойств и снижением питательной ценности, понижается экологическая безопасность продуктов питания. Нарушение регламентов применения пестицидов и использование устаревших технологий приводят к тому, что в ряде территорий при исследовании проб пищевых продуктов все чаще отмечается повышенное содержание пестицидов. Также в последние годы продовольственное сырье и продукты питания не отвечают гигиеническим нормативам по содержанию тяжелых металлов.
Уровень загрязнения продуктов питания резко возрастает в зонах с неблагоприятной экологической обстановкой. Особенно неблагополучная ситуация складывается в зонах с высоким промышленным загрязнением.
Важнейшими причинами такой ситуации являются несоблюдение экологических (санитарно-эпидемиологических) норм и несовершенство существующей базы стандартизации, которая не отвечает современным требованиям с позиции гарантии безопасности продукции, защиты интересов потребителя. В условиях нерегулируемого рынка значительная часть продукции проходит мимо контроля. Существующая система санитарно-гигиенического мониторинга не охватывает всего комплекса «производство-переработка — хранение
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
1GB
— продажа». При анализе готовой продукции не учитывается, в каких условиях она произведена, какими пестицидами обработана.
В России отсутствует действенная система материального стимулирования производства экологичных продуктов питания (субсидий, льготных кредитов, налоговых льгот).
Главная конечная цель сельскохозяйственного производства - снабжение перерабатывающей и пищевой промышленности высококачественным сырьем, а населения - валеологически безопасной продукцией, употребляемой в натуральном виде.
Основное назначение пищевой и перерабатывающей промышленности заключается в выработке безопасных для здоровья продуктов питания в требуемых количествах и в достаточном ассортименте, обеспечивающем все основные группы населения с учетом национального, возрастного и полового состава, состояния здоровья, регионального размещения и условий труда.
В последние годы на предприятия перерабатывающих отраслей промышленности поступает сырье, не отвечающее современным требованиям. Так, на переработку направляется большое количество низкокачественного зерна с пониженным со-держанием белка и клейковины и низким ее качеством. В 60-100% объема производимого в отдельных зонах зерна содержатся микотоксины. В овощах и фруктах уменьшается содержание сухих и полезных минеральных веществ, сокращается доля крахмала в картофеле, сахара в сахарной свекле.
Аналогичная картина наблюдается в производстве сырья животного происхождения. Из животноводческих комплексов на мясокомбинаты поступают поголовья свиней и молодняка крупного рогатого скота, мясо которых имеет дефекты, соответственно, из него нельзя получить высококачественные мясные продукты. Нередко на переработку поставляют больной и тощий скот, низкокачественное молоко, содержащее недопустимое количество микроорганизмов, в том числе, болезнетворных. Из года в год в выработанном молоке уменьшается содержание белка и жира.
Неудовлетворительные условия хранения сырья и его транспортировки являются причиной больших его потерь (например, потери зерна составляют 25—30%, картофеля — 30—50%). Кроме того, в сырье значительно уменьшается содержание полезных компонентов.
Важной проблемой для агропромышленного комплекса является проблема ввоза и использования в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности генетически модифицированных организмов. Доказательством масштабов опасности их применения служат затраты 15% ВВП на здравоохранение в США, где значительная часть этих средств направляется на борьбу с последствиями массового ожирения от усиленного потребления пищи, в которой содержатся аминокислоты, производимые генетически модифицированными организмами. В Российской Федерации затраты на здравоохранение составляют около 5% ВВП, однако использование генетически модифицированных организмов может ухудшить состояние здоровья населения страны.
Экологичное природопользование способствует сохранению
природоресурсного потенциала и здоровья человека, экономному использованию природных ресурсов и обеспечению эффективного режима их воспроизводства. Однако современные производственные технологии не дают возможности полного сохранения природоресурсного потенциала, лишь приближаются в отдельных случаях к этому оптимуму.
Основные задачи Доктрины продовольственной безопасности России в области производства сельскохозяйственной и рыбной продукции, сырья и продовольствия направлены на повышение почвенного плодородия и урожайности, расширение посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкцию и строительство мелиоративных систем; ускоренное развитие животноводства; расширение и более интенсивное
использование потенциала водных биологических ресурсов и новых технологий их индустриального выращивания; создание новых технологий глубокой и комплексной переработки продовольственного сырья, методов хранения и транспортировки сельскохозяйственной и рыбной продукции; увеличение темпов структурно-технологической модернизации агропромышленного и
рыбохозяйственного комплексов, воспроизводства природно-экологического потенциала и др. Т.е. задачи Доктрины обеспечения продовольственной безопасности составлены с учетом экологичного природопользования.
Что касается достижения показателей, установленных Доктриной продовольственной безопасности России, то в 2013 году доля собственного производства зерна составила 98,5% (превышение порогового значения Доктрины на 3,5 процентных пункта), картофеля — 97,6% (превышение порогового значения Доктрины на 2,6 процентных пункта), сахара — 85,6% (превышение порогового значения Доктрины на 5,6 процентных пункта), растительного масла — 81,5% (превышение порогового значения Доктрины на 1,5 процентных пункта), молока -77,1% (на 12,9 процентных пункта ниже порогового значения Доктрины), мяса -77,4% (на 7,6 процентных пункта ниже порогового значения Доктрины).
С учетом императива локализации ресурсообеспечения, производства и сбыта агропродовольственной продукции на региональном уровне оценим обеспечение продовольственной безопасности в условиях экологичного природопользования на примере Ростовской области.
Ростовская область относится к группе субъектов Российской Федерации с развитыми индустриальным и агропромышленным комплексами.
Доля АПК Ростовской области — 4,3% в валовой продукции сельского хозяйства страны. В 2013 году валовой региональный продукт составил 913,9 млрд. рублей, по сравнению с предыдущим годом вырос на 3,5%.
Результат работы донского аграрного сектора - это практически 19% в общем объёме валового регионального продукта. В общероссийском объеме производства зерна удельный вес Ростовской области в 2013 году составил 7% (3 место в России), подсолнечника — 8% (5 место), овощей — 4% (5 место).
В сфере животноводства область находится в десятке ведущих регионов страны. По производству яиц область занимает 2-е место в Российской Федерации и 1-е в Южном федеральном округе, молока - 5-е место в Российской Федерации и 2-е в Южном федеральном округе, мяса — 8-е в Российской Федерации и 2-е в Южном федеральном округе.
Предприятия донского региона выпускают разнообразную товарную номенклатуру пищевой продукции, занимая по отдельным видам весомые позиции как в Южном Федеральном округе, так и в целом по России. Среди субъектов Южного Федерального округа область находится на втором месте по производству хлеба и хлебобулочных изделий, растительного масла, мяса, колбасных изделий, на третьем месте по выпуску цельномолочной продукции.
Ростовская область имеет значительные преимущества по сравнению с другими регионами:
- индекс уровня обеспеченности земельными ресурсами составляет 2,28. В России на одного жителя приходится 1,44 га сельскохозяйственных угодий и 0,87 пахотных земель, что почти в 1,5 раза меньше, чем в Ростовской области;
- производство валовой сельхозпродукции на 1 га пашни в области в 2013 году составило 29,5 тыс. руб.;
- за 2013 год уровень самообеспечения достигнут по зерну, подсолнечнику, картофелю, овощам. Коэффициент самообеспечения яйцами составил 96,2%, мясом — 66,0%, молоком — 82,2%. Таким образом, показатели обеспеченности животноводческой продукцией в области ниже российских и установленных Доктриной продовольственной безопасности.
2013 год был трудным для аграриев Ростовской области. На результаты работы отрасли повлияли неблагоприятные агрометеорологические условия и
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
кризисная ситуация группы компаний «Оптифуд». В итоге индекс производства сельскохозяйственной продукции составил 98,4%. Валовой сбор зерновых и зернобобовых культур составил 6,7 млн. тонн, что превышает уровень 2012 года более, чем на 413 тыс. тонн. Намолочено семян подсолнечника 814,2 тыс. тонн (100,8% к уровню 2012 года). По сравнению с 2012 годом собрано на 10% меньше овощей открытого грунта (605,1 тыс. тонн) и картофеля (360,6 тыс. тонн). Тем не менее, собранный объем урожая позволяет Ростовской области обеспечить жителей в полном объеме и реализовывать продукцию за пределы области.
Однако замедляются темпы развития животноводства. За 2013 год производство молока составило 1078,6 тыс. тонн (т.е. на уровне 2012 года), яиц получено 1889,4 млн. шт., что на 6% больше уровня 2012 года, производство мяса составило 300,2 тыс. тонн, или 84,8% к уровню 2012 года.
В пищевой и перерабатывающей промышленности по отношению к 2012 году снижено производство мяса птицы (на 47,6%), плодоовощных консервов (на 29,1%), цельномолочной продукции (на 2,3%). Увеличено производство муки (на 12,5%), крупы (на 30,7%), масла сливочного (на 85,9%), колбасных изделий (3,8%), масла подсолнечного нерафинированного (1,9%).
В современной экономике темпы развития агробизнеса и меры обеспечения продовольственной безопасности обусловлены государственным регулированием и осуществляются в рамках основных мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы. Кроме того, государственная поддержка предприятий аграрной сферы области осуществлялась в рамках программных мероприятий Областной долгосрочной целевой программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Ростовской области на 2010-2014 годы и продолжена в формате государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», предусматривающая период реализации 2014-2020 годы.
На реализацию всех направлений Государственной программы в области в рамках существующей системы господдержки в 2013 году направлено сельхозтоваропроизводителям 8,7 млрд. руб. (в т.ч. из федерального бюджета — 6,5 млрд. руб., из областного — 2,2 млрд. руб.). Из них, на развитие животноводства -0,9 млрд. руб., растениеводства — 2,5 млрд. руб., на возмещение процентных ставок по кредитам — 3,6 млрд. руб., на социальное развитие села — 1 млрд. руб.
Государственная поддержка предоставлена 9354 сельскохозяйственным товаропроизводителям по 61 направлению. На рубль затрат сельхозтоваропроизводителей господдержка составила 8,4 копейки.
Из общего объема средств, предусмотренных на поддержку растениеводства, 72% направлено на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. Мероприятие направлено на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур. Данные средства сельхозтоваропроизводители направляли на выполнение агротехнологических работ: приобретение минеральных удобрений, горюче -
смазочных материалов, средств защиты растений. В среднем на 1 га по Ростовской области выплачено 615 рублей, по России - 500,9 рублей. Однако, затраты на 1 га пашни, в целом, при производстве растениеводческой продукции составили 12 тыс. рублей, в том числе, на подготовку и сев 1 га пашни — 2,1 тыс. рублей.
В области проводилась стимулирующая политика по развитию молочного скотоводства. На приобретение племенного скота молочного направления за счет средств областного бюджета направлено 96,2 млн. рублей. Сельскохозяйственными организациями приобретено 1627 голов племенного скота. В результате, к концу года область получит прибавку в производстве молока в размере 7,5 тыс. тонн.
Создано 20 семейных животноводческих ферм, получили поддержку на развитие 93 начинающих фермера.
В целом, в 2013 году обеспечено потребление населением области в расчете на душу населения мяса на уровне 70,9 кг (норма — 70 кг), яиц — 322,4 шт. (норма — 260 шт.). Потребление молочной продукции на душу населения пока ниже нормы — 279,4 кг' (норма - 320 кг).
Обследование потребительского рынка в 2013 году показало представленность донских производителей на прилавках: крупы — 60-86%; муки — 61%; мяса — 43%; масла подсолнечного — 47%; молока — 19%. Это свидетельствует о конкурентоспособности донских производителей.
В 2013 году в целях повышения мотивации областных товаропроизводителей, особенно предприятий АПК, к повышению качества и конкурентоспособности производимых товаров, в Ростовской области внедрена Система добровольной сертификации «Сделано на Дону», зарегистрированная Росстандартом России и внесенная в Единый реестр зарегистрированных систем добровольной сертификации Российской Федерации.
В январе 2014 года в г. Берлине на международной выставке «Зеленая неделя-2014» тринадцать донских предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности приняли участие в дегустационном конкурсе «Безопасность и качество сельскохозяйственной продукции и продовольствия». В результате продовольственная продукция Ростовской области была отмечена 23 золотыми медалями, одной серебряной и одной бронзовой наградой.
Однако необходимо отметить, что предприятия области перерабатывают только 25% молока, 57% мяса, 14% зерновых культур, 100% подсолнечника, 15% плодоовощной продукции, произведенных донскими аграриями. Чтобы выигрывать в условиях работы по правилам Всемирной торговой организации, необходимо производить ещё более конкурентоспособную продукцию. Для этого необходимо проводить техническую и технологическую модернизацию агропромышленного комплекса области.
Только внедряя новые сорта, ресурсо- и энергосберегающие технологии, передовые научные разработки, можно решать задачи по повышению конкурентоспособности производимой сельхозпродукции, отвечать на вызовы возросшего дефицита продовольствия на мировом рынке. Все это, безусловно, требует обеспечения отраслей сельского хозяйства высококвалифицированным кадровым составом.
Результаты социального мониторинга в виде анкетирования руководителей сельскохозяйственных организаций и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Ростовской области по выявлению проблемных ситуаций в связи с присоединением России к ВТО показал, что основными проблемами в АПК являются:
- повышение цен на энергоносители, удобрения, семена, ГСМ;
- снижение закупочных цен на производимую продукцию;
- исключение из государственной поддержки субсидий на приобретение
минеральных удобрений и льготное топливо.
Ограничивают конкурентоспособность отечественной продукции на российском рынке:
- высокая закредитованность сельхозтоваропроизводителей;
- низкий уровень используемых технологий при производстве
сельскохозяйственной продукции;
- недостаток навыков современной продажи и маркетинга сельскохозяйственных товаров;
- высокие транспортные издержки и недостаточно развитая сеть реализации сельхозпродукции.
Также предприятия в числе данных факторов указали высокие процентные ставки по кредитам в Российской Федерации, не позволяющие конкурировать с
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
иностранными производителями, проблематичность реализации продукции через крупные розничные сети, отсутствие гарантированной, устойчивой сырьевой базы, отсутствие квалифицированных кадров.
При этом в основном все сельхозтоваропроизводители оценили уровень государственной поддержки в условиях ВТО как низкий.
Причинами ограничения конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке, по мнению субъектов АПК, являются: недостаточная
эффективность государственных механизмов поддержки сельскохозяйственного экспорта, высокие транспортные издержки, недостаток перерабатывающих мощностей, высокие заградительные пошлины на внешних рынках, недостаток навыков современной продажи и маркетинга сельскохозяйственных товаров, недостаточная информация о рынках, слабо развитая логистическая инфраструктура экспорта сельхозпродукции, неспособность соответствовать строгим санитарным и фитосанитарным нормам в импортируемых странах, недостаточно развитая транспортная инфраструктура экспорта сельскохозяйственной продукции, низкое качество продукции, дефицит аккредитованных сертификационных центров и лабораторий в Российской Федерации.
Из 56 опрошенных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности Ростовской области только 4 организации занимаются внешнеэкономической деятельностью. Экспортируются кондитерские изделия, замороженное мясо, подсолнечное масло рафинированное дезодорированное, а также лимонады и питьевая вода.
Из 380 опрошенных сельскохозяйственных организаций Ростовской области внешнеэкономической деятельностью занимаются только 10 предприятий. Экспортируемые товары: пшеница продовольственная, ячмень,
кукуруза, лен, ядохимикаты.
Большинство организаций отметили, что они не получили никаких преимуществ от присоединения России к ВТО.
К вопросам в области государственного регулирования и поддержки сельского хозяйства, требующим дополнительного изучения, они отнесли: снижение стоимости сельскохозяйственной техники, ГСМ, минеральных удобрений для сельхозпроизводителей, а также процентной ставки по кредитам.
Действительно, очень важной проблемой для адаптации сельхозорганизаций остается низкая прибыльность сельхозтоваропроизводителей. Так, за 2013 год сельхозтоваропроизводители получили 1,8 млрд. рублей прибыли или 39% к уровню 2012 года. Доля убыточных организаций увеличилась до 21,6% (в 2012 год доля составляла 13,5%). Это влечет рост задолженности по кредитам.
В целом по России объем просроченных кредитов в сельском хозяйстве составляет 145 млрд. рублей, в Ростовской области — 3 млрд. руб. По итогам 2013 года задолженность сельхозтоваропроизводителей по заемным средствам составляет 80 млрд. рублей. Рост задолженности к уровню 2012 года составил около 14%. Из общей суммы задолженности краткосрочные кредиты и займы составляют 40%, сумма процентов по заемным средствам, уплачиваемых ежегодно, составляет свыше 10-12% от годовой выручки. Особо четко данная тенденция прослеживается в предприятиях, входящих в холдинги, а также реализующих инвестиционные проекты в животноводстве. До момента выхода на полную производственную мощность они испытывают недостаток оборотных средств, что приводит к нестабильной финансовой ситуации.
В целях повышения финансовой устойчивости сельхозтоваропроизводителей необходимо принятие нового федерального нормативного акта для проведения реструктуризации задолженности сельхозтоваропроизводителей перед кредитными учреждениями — в части предоставления отсрочки или рассрочки возврата кредитов на 15 лет.
Для повышения конкурентоспособности отечественной продукции и выравнивания условий деятельности с другими странами-участницами ВТО
необходима поддержка хозяйствующих субъектов со стороны государства в следующем:
- вести переговорные процессы, направленные на создание режима благоприятствования для экспортируемых товаров;
- проработать вопрос снижения процентных ставок по кредитам (средняя ставка по кредитам в России - 12-15%, в странах других участников ВТО 3 — 4%).
Учитывая ряд ограничений по объемам и применяемым механизмам государственной поддержки сельхозпроизводства, необходима корректировка мер государственной поддержки по направлениям с целью их адаптации к условиям отнесения к «зеленой корзине».
Однако, анализируя обеспеченность продовольственной безопасности области в сфере материального обеспечения, можно отметить, что производственноэкономический потенциал области обеспечивает достаточный объем продовольствия. Основные проблемы остаются в сфере воспроизводства экологических благ.
Экологическая ситуация в Ростовской области, как и в Российской Федерации, характеризуется высоким уровнем антропогенного воздействия на природную среду и значительными экологическими последствиями прошлой экономической деятельности.
В Ростовской области более 1,5 млн. жителей проживают в городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха. Объем сточных вод, сбрасываемых в поверхностные водные объекты без очистки или недостаточно очищенных, остается высоким. Сохраняется тенденция к ухудшению состояния почв и земель. Интенсивно развиваются процессы, ведущие к потере плодородия сельскохозяйственных угодий и к выводу их из хозяйственного оборота. Опустыниванием в той или иной мере охвачены восточные районы Ростовской области. Количество отходов, которые не вовлекаются во вторичный хозяйственный оборот, а направляются на размещение, возрастает. При этом условия хранения и захоронения отходов не соответствуют требованиям экологической безопасности.
В Ростовской области разработана стратегия сохранения окружающей среды и природных ресурсов Ростовской области на период до 2020 г., она является документом, определяющим основные направления, приоритетные задачи государственной политики Ростовской области в целях улучшения состояния окружающей среды.
Проблема продовольственной безопасности на рынке тесно связана с технологиями производства продовольствия и наличием информации о безопасности продукта. С точки зрения экономической теории благосостояния, проблема безопасности и качества продовольствия относится к числу специфических черт функционирования аграрного рынка, обусловливающих его равновесие в Парето -неэффективном состоянии. Это, в свою очередь, является экономической основой необходимости государственной политики поддержки аграрной сферы и возможности перераспределения финансовых ресурсов общества на ее развитие.
Таким образом, для обеспечения продовольственной безопасности необходима поддержка в сфере обеспечения качества и безопасности продуктов питания, включающая:
- развитие фундаментальных и прикладных научных исследований в области биотехнологических способов получения и медико-биологической оценки качества и безопасности новых видов источника пищи и ингредиентов;
- широкое внедрение образовательных программ по проблемам здорового питания с привлечением средств массовой информации;
- финансовую поддержку производства экологичных продуктов питания (субсидии, льготные кредиты);
- установление налоговых льгот для предприятий, выпускающих экологические безопасные продукты питания и вкладывающих свои средства в техническое переоснащение производства на основе внедрения инновационных технологий, обеспечивающих выпуск экологически чистой продукции;
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 5, №2. 2014
- введение штрафов за экологически «опасную» продукцию, налоги на экологически небезопасные технологии.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Лысоченко А. А. (2008). Продовольственная безопасность региона: воспроизводственная концепция. Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ.
Лысоченко А. А. (2013). Риск-менеджмент в агропромышленном комплексе: Монография. Ростов н/Д: Изд-во «Содействие — XXI век».
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области. (http://www.don-agro.ru - Дата обращения: 17.05.2014).
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. (http://www.mcx.ru
- Дата обращения: 17.05.2014).
Овчинников В. Н. и Лысоченко А. А. (2013). Позиционирование южнороссийских регионов в формате глобализационых императивов присоединения России к ВТО: обеспечение продовольственной безопасности // Terra Economicus, Т. 11, № 1, Ч. 2, с. 113-118.
Официальный портал Правительства Ростовской области. (http://
www.donland.ru - Дата обращения: 10.05.2014).
Постановление Правительства РО от 25.09.2013 № 592 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия». (http://www.consultant.ru - Дата обращения: 04.05.2014).
Указ Президента РФ от 30.01.2010 № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» (http://www.consultant.ru -Дата обращения: 04.05.2014).
REFERENCES
Lysochenko A. A. (2008). Food security in the region: reproductive concept. Rostov-on-Don, Publ. House of SFU. (In Russian).
Lysochenko A. A. (2013). Risk management in the agricultural sector: Monograph. Rostov-on-Don, Publ. House "Assistance - XXI Century". (In Russian).
Ministry of Agriculture and Food of the Rostov Region. (http://www.don-agro.ru -Access Date: 17.05.2014). (In Russian).
Ministry of Agriculture of the Russian Federation. (http://www.mcx.ru - Access Date: 17.05.2014). (In Russian).
Ovchinnikov V. N. and Lysochenko A. A. (2013). Positioning southern Russian regions in the format of globalization imperatives of Russian accession to the WTO: ensuring food security. Terra Economicus, vol. 11, no. 1, part 2, pp. 113-118. (In Russian).
Government of the Rostov Region. (http://www.donland.ru - Access Date:
10.05.2014). (In Russian).
Resolution of the Government of the Rostov Region of 25.09.2013 № 592 "On Approval of the State Program of Rostov Region "Development of Agriculture and Regulation of Markets for Agricultural Products, Raw Materials and Food". (http:// www.consultant.ru - Access Date: 04.05.2014). (In Russian).
Presidential Decree of 30.01.2010 № 120 "On Approval of the Food Security Doctrine of the Russian Federation» (http://www.consultant.ru - Access Date:
04.05.2014). (In Russian).