УДК 37.016.574
Ниязова Амина Абтрахмановна
кандидат педагогических наук, доцент Сургутский государственный педагогический университет
Садыкова Эльза Фаилевна
кандидат педагогических наук, доцент Тобольский педагогический институт им. Д.И.Менделеева, филиал Тюменского государственного университета [email protected], в1вас1уко¥а@и№п
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА
В статье рассматриваются вопросы теории и практики экологического образования обучающихся в условиях устойчивого развития общества. Раскрыто содержание понятий «экологическое образование», «экологическое образование в целях устойчивого развития общества», выделены его цель, признаки и черты. Проведен анализ ФГОС начальной и основной школы на наличие экологической компоненты, раскрыты особенности педагогического и де-ятельностного подходов в экологическом образовании обучающихся и определена значимость подготовки будущих педагогов к эколого-педагогической деятельности.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическое образование в целях устойчивого развития общества, педагогический подход, деятельностный подход.
В начале третьего тысячелетия в целях сохранения и проведения необходимых для жизнедеятельности общества позитивных преобразований окружающей природы приходит осознание необходимости перехода к тенденции использования ресурсосберегающих и наукоемких технологий.
В России уделяется достаточное внимание изучению вопросов, связанных с решением экологических проблем, охраны естественной среды обитания и ресурсосбережения. Отметим, что актуальность данной проблематики подчеркнута Президентом РФ в выборе определения направленности определенного года: посвящением 2013 года - году охраны окружающей среды и 2017 года - году экологии.
Экологизация образования, культуры, науки и производства обозначаются первоочередными национальными и общечеловеческими приоритетами в мире.
Среди необходимых условий решения экологических проблем Э. В. Сайко выделяет следующие: адекватное понимание характера и принципов существующих отношений общества и природы; определение возможных перспектив изменения поведения и совершенствования действий человека с учетом его способностей к осознанной целенаправленной деятельности [7].
Образование, учитывая современную экологическую обстановку в мире и дальнейшую перспективу в рамках концепции устойчивого развития, становится ценностно-смысловым стержнем общекультурного роста и гражданского воспитания учащейся молодежи.
Приоритетность экологического образования подчеркивает взаимосвязь трех составляющих развития, которое поддерживает само себя (sustainable development): социум - природа - техника. Суть эволюционирования общества в таком аспекте за-
ключается в том, что экономика должна быть эффективной, экономичной; развитие - социально ответственным и справедливым, а действия человека и общества - рациональными [2].
Власть, гражданское общество и личность, сотрудничая в процессе получения образования подрастающим поколением, достигают актуальных результатов в процессе социального обучения и создания необходимой обстановки для формирования экологических ценностей (рис. 1).
Вышесказанное позволяет нам говорить о расширении назначения экологического образования.
Обратимся к содержанию понятия «экологическое образование». Исходя из анализа нормативно-правовых документов и ряда исследований ученых - педагогов, выделено обобщенное понятие экологического образования, представляющего:
- непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, способствующий формированию знаний, умений, ценностных ориентаций, норм поведения и деятельности, обеспечивающий ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью [2];
- образовательно-воспитательную систему, обеспечивающую усвоение и присвоение обучающимися совокупности экологических знаний, умений, навыков, чувств и переживаний, формирующих экологическое сознание и мышление, развивающих их эмоциональную сферу [4].
Для нашего исследования актуальным является экологическое образование в целях устойчивого развития общества, рассматриваемое как опережающее образование, направленное на решение современных социально-экологических проблем, создающее условия для самореализации и развития личности в изменяющейся социоприродной среде. Отметим, что решение задач экологического образования в условиях устойчивого развития общества осуществляется с учетом взаимосвязи
Вестник КГУ Л 2018
© Ниязова А. А., Садыкова Э.Ф., 2018
16
ЦЕННОСТИ ГРАЖДАНСКОЕ
ЛИЧНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ ОБЩЕСТВО
\ Экологическое /
\ ОБРАЗОВАНИЕ /
СОЗДАНИЕ УСЛОВИИЧ / СОЗДАНИЕ УЛОВИЙ
. \ ПОДДЕРЖКА / /
ВЛАСТИ
Рис. 1. Взаимосвязь власти, гражданского общества и личности в процессе экологического образования
экономических и социальных проблем, определяющих экологическое благополучие общества. Все вышесказанное требует перестройки привычных представлений человека не только о себе, мире, но и изменения поведения [1].
Исследование литературных источников и опыта образовательных организаций позволило нам определить смысл экологического образования. Это: постановка и осмысливание вопросов, связанных с перспективой будущего; развитие критического и системного мышления человека и человеческого общества; опережающее решение задач, связанных с экологией; применение полученных в результате обучения знаний, компетенций в повседневной жизнедеятельности; разрешение экологических рисков и кризисных ситуаций; проявление ответственности, осмысление результатов своих действий и поступков в биотехносфере.
М.В. Аргунова определяет следующие черты экологического образования:
1) превентивный характер образования, позволяющий избежать, предотвратить глобальные социальные и экологические проблемы в мире и в отдельных регионах посредством проектирования и прогнозирования угроз и рисков;
2) использование интегративных возможностей естественнонаучного и гуманитарного знания;
3) формирование гуманистической направленности личности и экоцентрического сознания для принятия обучающимися ценности природы [1].
Обозначенный смысл образования в условиях самоподдерживающегося развития человеческого общества в биотехносфере актуализирует его формирование в образовательных организациях. Федеральные государственные образовательные стандарты школы начальной и средней ступени определяют программы, носящие межпредмет-
ный, интегративный, конвергентный характер, предусматривающие подготовку обучающихся в соответствии с современными и актуальными тенденциями социокультурногого развития человеческого рода и формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни [6; 5].
Анализ ФГОС приводит к пониманию того, что в современном школьном образовании не представлен отдельный курс экологии. Однако в содержании стандартов в первостепенном порядке указывается приоритетность экологического воспитания и образования, что подчеркивает необходимость включения в содержание учебных предметов экологической информации, а при возможности изучение отдельного курса экологической направленности в рамках школьного компонента вариативной части учебного плана. Примером такого курса на старшей ступени общего образования является «Экология и безопасность жизнедеятельности».
Следует отметить и то, что в образовательных организациях еще не сложилась достаточно оформленная концепция и стратегия экологического образования. В условиях начала третьего тысячелетия в них распространены следующие модели: однопредметная, многопредметная и смешанная.
Однопредметная модель предполагает изучение одной учебной дисциплины экологического характера или интегративной дисциплины; многопредметная - осуществление экологизации базовых предметов; смешанная модель предполагает введение и отдельной дисциплины экологии и параллельной экологизации базовых предметов.
Внедрение данных моделей в образовательный процесс происходит на основе двух подходов: 1) педагогическом и 2) деятельностном [3, с. 54].
Педагогика. Психология. Социокинетика ^ № 1
17
Педагогический подход исходит из потребности обучающихся в добывании знаний, необходимых для проектирования и прогнозирования своей деятельности. В данном случае экологические знания выполняют не только информативную функцию, но и практическую, которая закрепляет взаимосвязь теории и практики, что является необходимой составляющей в решении экологических задач. В этом подходе выделяется первое направление экологического образования - теоретическое. Данный подход связан и с внеучебной деятельностью обучающихся, что находит отражение в игровом и натуралистическом направлениях экологического образования, способствующих формированию положительных эмоций и непосредственного опыта взаимодействия человека с природой.
В современной ситуации и перспективе развития социума существенную роль играет система дополнительного образования, включающая разновидности образовательных организаций: станции юных туристов, центры дополнительного образования с экологической направленностью (например, Тюменский областной эколого-био-логический центр, г. Тюмень; Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования «Эколого-биологический центр», г. Сургут и др.).
Однако отметим, что дополнительное образование не в полной мере охватывает детей и подростков, поэтому школа становится центром экологического образования. В ходе проведения анализа Интернет-сайтов образовательных организаций были выделены два направления:
- эколого-биологическое, базирующееся на следующих формах работы: изучение учебной дисциплины биологии, структурной единицей которого в старшем звене является «Экология»; организация и проведение соревнований, состязаний, акций ресурсоохранного характера; привлечение обучающихся к исследовательской деятельности и мероприятиям, в основе которых лежит природоохранная и ресурсосберегающая деятельность;
- туристко-краеведческое, основывающееся на непосредственном взаимодействии подрастающей молодежи с непосредственной природой, окружающей их в повседневной жизнедеятельности, через участие в слетах, организацию экологических троп, развивая таким образом в детях заботу о природе родного края, своей Родины.
Деятельностный подход выводит образование за пределы образовательных организаций, подтверждая, что экологическая проблематика является отражением проблем социума. Устойчивое, самоподдерживающееся развитие человеческого общества может быть достигнуто в результате координации следующих аспектов: экологического, социального и экономического. Это в свою очередь требует настоящей культурной революции, которая
будет исходить из осмысления и осознания человеческим обществом ценности образования в области экологии.
Развитие экологического образования в условиях устойчивого развития общества в образовательных организациях во многом определяется готовностью педагогов к его реализации. Важнейшей частью профессиональной подготовки будущего педагога в области экологии является понимание межпредметной, интегративной сущности экологического образования, актуальных времени педагогических технологий. Так, изучение курса «Социальная экология», «Основы экологической культуры» направлены на формирование у обучающихся:
- гуманного отношения к социоприродной среде;
- ответственности за собственные действия и поступки;
- активной жизненной позиции в сфере природоохранной и природовосстановительной деятельности.
Повышение экологической грамотности будущих педагогов связано с использованием на занятиях интерактивных методов обучения: метод проекта, веб-квест, кейс-стади, мозговой штурм, фиш-боун, деловые игры и т.д. Внедрение выше названных методов содействует не только проявлению интереса к процессу обучения, но осознанию обучающимися проблем современного изменяющегося мира, формированию у них экоцентриче-ского типа сознания и экологической культуры.
Среди активных форм, используемых в области экологического образования, целесообразно непосредственное участие самих обучающихся в приро-досообразной и творческо-созидательной деятельности и др. Одним из активно внедряемых движений среди молодежи является волонтёрство. Под эгидой Гринпис во многих образовательных организациях созданы волонтерские отряды, занимающиеся озеленением общественных мест, организацией и проведением экологических акций, квестов и др.
Участие взрослого и детского населения в эко-логоориентированных мероприятиях способствует формированию важнейших показателей современной личности: самоконтроль, умение предвидеть ближайшие и отдаленные последствия своих действий, критическое отношение к себе и другим [8].
Активно включены в процесс экологического образования российские вузы, деятельность которых направлена на развитие у студентов экологического мышления, ноосферного сознания, гуманистически ориентированного отношения к природе. Среди важнейших видов работ в вузе можно выделить следующие:
- выполнение студентами научно- исследовательских работ, участие в грантах и конкурсах;
- организация просветительской деятельности среди подрастающего поколения и населения со
18
Вестник КГУ 2018
специальным проектированием курсов о состоянии конкретного региона, местности, города;
- организация троп, туристических мероприятий экологического характера и показ достояния культурного наследия;
- оформление ближайшей территории вокруг образовательных учреждений с учетом эстетического восприятия жизненного пространства.
Подводя итог, можно отметить следующее: образование в контексте устойчивого развития - это средство сохранения и развития человеческого рода и продолжения цивилизации. Педагог - это субъект, несущий ответственность за воспроизводство в обществе ценностей, нравственных норм по отношению к природе, что и определяет значимость его эколого-педагогической деятельности.
Библиографический список
1. Аргунова М.В. Экологическое образование в интересах устойчивого развития как надпред-метное направление модернизации школьного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 45с.
2. Захлебный А.Н. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://docplayer.ru/3 3 984614-Koncepciya-
obshchego-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-
interesah-ustoychivogo-razvitiya.html (дата обращения: 01.02.2018).
3. Ниязова А.А. Воспитание гуманистической направленности личности учащихся в процессе экологического образования: дис. ... канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2003. - 179 с.
4. Ниязова А.А., Садыкова Э.Ф., Гибадулли-на Ю.М. Экологический подход в системе психолого-педагогического образования // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11 - 9. - С. 2061-2065 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// fundamental-research.ru/ru/article/view?id=35896 (дата обращения: 01.02.2018).
5. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (ред. от 29.12.2014) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 31.01.2018).
6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (ред. от 18.05.2015) [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/ документы/922 (дата обращения: 31.01.2018).
7. Сайко Э.В. Субъект: созидатель и носитель социального. - Воронеж: Изд-во «Модек», 200б. -424 с.
8. Суравегина И. Т. Теория и практика формирования ответственного отношения школьников к природе в процессе обучения биологии: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 198б. - 21 с.
References
1. Argunova M.V Ekologicheskoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya kak nadpredmetnoe napravlenie modernizacii shkol'nogo obrazovaniya: avtoref. diss. ...dokt. ped. nauk. - M., 2009. - 45 s.
2. Zahlebnyj A.N. Koncepciya obshchego ekologicheskogo obrazovaniya v interesah ustojchivogo razvitiya [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://docplayer.ru/33984614-Koncepciya-obshchego-ekologicheskogo-obrazovaniya-v-interesah-ustoychivogo-razvitiya.html (data obrashcheniya: 01.02.2018).
3. Niyazova A.A. Vospitanie gumanisticheskoj napravlennosti lichnosti uchashchihsya v processe ekologicheskogo obrazovaniya: diss. . kand. ped. nauk. - Ekaterinburg, 2003. - 179 s.
4. Niyazova A.A., Sadykova E.F., Gibadullina Yu.M. Ekologicheskij podhod v sisteme psihologo-pedagogicheskogo obrazovaniya // Fundamental'nye issledovaniya. - 2014. - № 11 - 9. - S. 20б1-20б5 [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https:// fundamental-research.ru/ru/article/view?id=3589б (data obrashcheniya: 01.02.2018).
5. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 17 dekabrya 2010 g. N 1897 «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshchego obrazovaniya» (red. ot 29.12.2014) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://minobrnauki.rf/dokumenty/543 (data obrashcheniya: 31.01.2018).
6. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot б oktyabrya 2009 g.N 373 «Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshchego obrazovaniya» (red. ot 18.05.2015) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://minobrnauki.rf/ dokumenty/922 (data obrashcheniya: 31.01.2018).
7. Sajko E.V. Sub"ekt: sozidatel' i nositel' social'nogo. - Voronezh: Izd-vo «Modek», 200б. - 424 s.
8. Suravegina I.T. Teoriya i praktika formirovaniya otvetstvennogo otnosheniya shkol'nikov k prirode v processe obucheniya biologii: avtoref. diss. ... d-ra ped. nauk. - M., 198б. - 21 s.
Педагогика. Психология. Социокинетика J № 1
19