ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП В АСПЕКТЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ
М.Н. Чомаева, канд. пед. наук, доцент
Карачаево-Черкесский государственный университет имени У.Д. Алиева (Россия, г. Карачаевск)
DOI:10.24412/2500-1000-2023-10-1-34-37
Аннотация. В статье даны аспекты культуры и воспитания как связующее звено, что важно для формирования экологической культуры, поскольку для осознания взаимосвязи природной среды и общества. Представлены сведения о необходимости позитивного мировоззрения по отношению к проблемам окружающей среды, способности жить в гармонии с миром природы. На основе анализа различных позиций сделан вывод: взаимовлияние общества и природы как важного шага в формировании экокультуры.
Ключевые слова: воспитание, экологическая ситуация, экологическая культура, окружающая среда, природа, гармония, экологические проблемы, природная среда, экологическое образование, экологическая этика.
Экологическая культура - это умение взаимодействовать с природой, т.е. взаимосвязь природной среды и общества, конечно же, имеет эволюционный характер -да. Мы должны исследовать отношение общества к природе, причины, по которым оно может разрушить мир природы, и, наоборот, причины, по которым оно могло и все еще может усиливать, способствовать и вносить богатый вклад в естественную эволюцию. Человек осознает необходимость радикального изменения своего отношения к окружающей среде подсознательно, но допускает возможность проигнорировать процесс образования необратимых процессов.
Целью работы является анализ аспектов взаимодействия общества и природы в контексте нового уровня и степени экологической культуры.
Ниже приводится обзор факторов как процесса взаимовлияния общества и природы, такие факторы как формирования экологической культуры - сохранение развития, взаимодействие общества и культуры.
«Сегодня мы являемся свидетелями последствий достижений научно-технического прогресса цивилизации и его разрушения, связанного с окружающей средой. Уничтожая окружающую нас природу, человечество уничтожает само себя» [2]. Воспитание экологической куль-
туры является основой готовности действовать уважительно по отношению к природе. К примеру, природа не справляется с потоком выбросов, мы прекрасно знаем, что атмосфера обладает способность к самоочищению... и этот процесс неизбежен, если своевременно не будем предпринимать меры. Мы привыкли только получать от природы, но это не бесконечно... «Индивидуальная ответственность каждого человека за ненарушен-ность природной среды - защита перед нашей планетой и ее жителями есть важный шаг. Более высокое восприятие природы как ценности в ней способствует высшим проявлениям человеческой стабильности и делает человеческую расу целостной и универсальной. Чем больше развивается человеческий мир, тем больше и шире его связь с природой» [7].
Экологическая культура позволяет признать важность сохранения благоприятного состояния окружающей среды и, следовательно, вносит вклад в достижение цели. Понятно, что «деятельность человека создает существенную антропогенную нагрузку на окружающую природную среду» [7], на все геосферы Земли. Главными загрязнителями природной среды являются промышленное производство, автотранспорт, ТБО и т.д., что чревато экологическими проблемами. «Проблема экологического образования уже суще-
ствует и будет продолжать существовать в процессе развития сообщества» [7].
Отличительными характеристиками формирования экологической культуры является понимание того, общество и природа взаимосвязаны. «При изучении и исследовании объектов и систем человек представляет статистический образ мира. Любой научный или технический прогресс, наряду с четко выраженными и, безусловно, позитивными явлениями, неизбежно связан с негативными аспектами» [5]. Так, С.Н. Глазачев [6], И.И. Мазур [8] и Н.Ф. Реймерс [3] считают, что «экологическая культура - не еще один аспект культуры, а новое качество культуры, отражение целостного мира на основе его практического, интеллектуального и духовного постижения», и имеет эволюционный характер становления.
Я преподаю на естественно-географическом факультете КЧГУ - дисциплину «Основы экологической культуры». На последнем занятии проведено тестирование среди студентов 2-4 курсов. Результаты тестирования показали высокий уровень экологической культуры -88% обучающихся, что позволяет отметить важность и значимость преподаваемой дисциплины. Ведь, экологическая ситуация в нашей стране и в мире в целом открывает нам глаза на то, что важно не только умение разумно эксплуатировать природную среду, но и сформировать соответствующее мировоззрение по отношению к проблемам окружающей среды -это и есть способность жить в гармонии с миром природы. «В настоящее время происходят значительные изменения в окружающей нас среде, обусловленные разноплановыми преобразованиями в жизни всего человеческого общества. Мир вступил в эпоху глобализации, информатизации и всеобщей коммуникации» [1].
Экологическое образование - это процесс, позволяющий изучать экологические проблемы, отчасти принимать участие в решении проблем и предпринимать действия для улучшения состояния окружающей среды. Таким образом, подрастающее поколение (от младших школьников до
обучающихся в вузе) приобретают навыки для принятия обоснованных решений.
Поскольку жизнь не может быть отделена от окружающей среды, все образование должно все же быть направлено на защиту окружающей среды. Человеческое общество должно быть взаимосвязано и знать, что каждое действие вызовет реакцию, и реакцию часто непредсказуемую в комплексе живых систем. «В настоящее время, все более ухудшающейся экологической обстановки, а именно качества воздуха, которым мы дышим, приобретает особое значение. Качество воздуха, его воздействие на наше здоровье напрямую зависит от количества, содержащегося в нем кислорода. Но оно все время меняется» [9].
Когда природные ресурсы истощаются в больших масштабах, а окружающая среда загрязняется, речь идет не только о локальном воздействии на растения и животных, но и о здоровье людей. К примеру, в каждом уголке мира люди вырубают леса, добывают полезные ископаемые и источники энергии, размывая поверхностный слой почвы, загрязняя воздух и воду, создавая опасные отходы и разрушая природные территории беспрецедентными темпами в истории жизни на земле.
Поскольку требования, связанные с перенаселением и развитием, растут, людям становится все труднее удовлетворять свои потребности и желания, а также становится невозможным избежать последствий серьезной деградации окружающей среды: исчезновение видов, опустынивание, загрязнение пестицидами, рост проблем со здоровьем, голод, нищета и даже гибель людей. Вся эта информация, наряду с причиной и следствием, должна быть представлена как надежная информация, готовая для демонстрации каждому обучающему.
«Каким бы образом ни определяли экологическую культуру, ... все исследователи единодушны в оценке ее практического значения. И определяется оно как механизм установления взаимоотношений человека и природы, с одной стороны, а с другой, формирование человека, данное взаимодействие устанавливающего. Это
делает особенно актуальным процесс об- На самом деле загрязнение в настоящее
разования и воспитания, целью которого время не только определяется как одна из является формирование экологической этих проблем, но и выходит за его рам-культуры» [4]. Экологические ценности ки. Другими словами, учитываются соци-как часть обучения человека порождают и альные, политические, культурные и эко-поощряют рациональное использование номические аспекты, связанные с прогрес-природных ресурсов. Точно так же они сивной моделью общества. Это новое ви-способствуют осведомленности людей, дение требует изменений в привычках и чтобы они не только беспокоились о своей поведении, чтобы вызвать интерес к окру-ближайшей экосистеме, но и рассматрива- жающей среде, тогда, активизируя ее за-ли экологическую культуру как всеобщее щиту, достигается баланс между челове-благополучие. Кроме того, такое поведе- ком и средой, в которой он живет. Окру-ние, как сохранение, поддержание и защи- жающая среда является предметом и важ-та окружающей среды, составляют ценно- ным аспектом, который должен волновать сти экологической культуры. «Ответ- всех.
ственная и действенная политика по от- Выводы. Поскольку жизнь не может
ношению к окружающей среде будет воз- быть отделена от окружающей среды, все можна лишь в том случае, если мы нако- образование должно быть направлено на пим надежные данные о современном со- защиту окружающей среды. Человеческое стоянии среды, обоснованные знания о общество должно быть взаимосвязано и взаимодействии важных экологических знать, что каждое действие вызовет реак-факторов, если разработаем новые методы цию, часто непредсказуемую в комплексе уменьшения и предотвращения вреда, живых систем. наносимого Природе Человеком» [10].
Библиографический список
1. Андреев М.Д. Экологическая культура как основа гармонизации отношений между обществом и природой / М.Д. Андреев // Успехи современного естествознания. - 2009. -№ 7. - С. 143-145.
2. Чомаева М.Н. Аспекты формирования экологической культуры / М.Н. Чомаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 11-1 (50). -С. 64-66.
3. Реймерс Н.Ф. Начало экологических знаний. - М.: МНЭПУ, 1993 с.
4. Дорошко О.М. Формирование экологической культуры как направление педагогической деятельности / О.М. Дорошко // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2011. - № 11. - С. 59-65.
5. Чомаева М.Н. Компьютер как фактор вредного воздействия на здоровье человека / М.Н. Чомаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. -№ 7-2 (46). - С. 9-11.
6. Глазачев С.Н. и др. Экологическая культура: сущность, содержание, технологии формирования / С.Н. Глазачев, С.С. Кашлев // Народная асвета. - 2005. - № 2. - 40 с.
7. Чомаева М.Н. Активизация процесса формирования экологической культуры / М.Н. Чомаева // Алиевские чтения: Материалы научной сессии, посвященной 100-летию образования Карачаево-Черкесской Республики, Карачаевск, 29-30 апреля 2022 года. -Карачаевск: Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева, 2022. -С. 143-147.
8. Мазур И.И. Путь к экологической культуре / И.И. Мазур О.Н. Козлова, С.Н. Глазачев. - М.: Горизонт, 2001. - 176 с.
9. Чомаева М.Н. Автотранспорт и его влияние на экологическую ситуацию в городской местности / М.Н. Чомаева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2020. - № 3-1 (42). - С. 6-10.
10. Чомаева М.Н. Воздействие автотранспорта на окружающую среду / М.Н. Чомаева // Теоретические и прикладные вопросы комплексной безопасности: материалы II Международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 14 марта 2019 года / Петровская академия наук и искусств. Том 2. - Санкт-Петербург: Петровская академия наук и искусств, 2019. - С. 120-122.
ENVIRONMENTAL EDUCATION AND UPBRINGING AS AN IMPORTANT STAGE IN THE ASPECT OF INTERACTION SOCIETY AND NATURE
M.N. Chomaeva, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Karachay-Cherkess State University named after U.D. Aliyev (Russia, Karachayevsk)
Abstract. The article presents aspects of culture and education as a link, which is important for the formation of ecological culture, since it is necessary to realize the relationship between the natural environment and society. Information is presented about the need for a positive worldview in relation to environmental problems, the ability to live in harmony with the natural world. Based on the analysis of various positions, the conclusion is made: the mutual influence of society and nature as an important step in the formation of eco-culture.
Keywords: education, ecological situation, ecological culture, environment, nature, harmony, environmental problems, natural environment, environmental education, environmental ethics.