древнего Востока, соединяет древние знания с новейшими научными достижениями, стирает грани между науками естественного блока, изучающими неживую и живую природу, приводит в единую систему западный и восточный способы мышления, примиряет принципиальные различия обоих мировоззрений, воплощая в реальность принцип Синтеза. В глобальном смысле, от Востока синергетика воспринимает и развивает идеи целостности и общности закона единого пути. От Запада - традиции анализа, опору на эксперимент, общезначимость научных выводов, а также их транслируемость.
Синергетика изучает открытые системы, т.е. те, которые обмениваются веществом или энергией с внешним миром. Т.к. явления культуры возникают и существуют в потоке энергообмена, то вполне уместно в методологии изучения культуры использование принципов синергетики, первоначально возникшей в среде естественных наук и теории систем управления. М.С. Каган в своей статье «Синергетика и культурология» утверждает всеобщность, универсальность выводов синергетики для изучения любых сложных и сверхсложных структур, каковой является и культура. Исходя из этого, задача культурологии состоит в том, чтобы «выявить те внутрикультурные силы, которые управляют динамикой культуры» [10], познать которые можно, опираясь на вырабатываемый синергетикой метод познания закономерностей процесса самоорганизации.
Синергетика доказывает функциональную общность процессов самоорганизации, следующих законам ритма: подъем
- спад - застой - подъем и т.д. Об этом космическом законе, проявляющемся на всех уровнях от макромира до микромира многократно повторяют философы русского космизма, теории ноосферы и т.д.
По закону синергетики, попадание системы в конус аттрактора (идеи-магнита, приводящего в движение механизмы само-
организации) заставляет ее неизбежно эволюционировать к этому относительно устойчивому состоянию (абсолютно устойчивое состояние аналогично абсолютному Ничто, Ночи Брамы). Роль подобного аттрактора в рассмотренных выше философских учениях выполняет Дух, и если человек встает на путь духовного совершенствования, то он попадает в этот конус аттрактора, который есть не что иное, как Космическая Эволюция.
Нелинейность развития культуры «в бифуркационной ситуации перехода от первобытности к цивилизации», по определению М.С. Кагана, уравнивает по значимости вклады Востока и Запада в процесс становления Культуры, делая его необратимым.
Восточный принцип «все в одном и одно во всем», лежащий в основе всех эзотерических учений, синергетика применяет в изучении свойств фрактальности (подобия) объектов мира. Вселенная - это бесконечно огромная саморазвивающа-яся система, состоящая из подобных же систем: галактик, солнечных систем; планета Земля, состоящая, в свою очередь, из таких систем, как литосфера, гидросфера, биосфера, ноосфера; человечество, состоящее из народов, культур, государств; отдельный человек, состоящий из систем организма (костная, нервная, кровеносная и т.д.), системы знаний взглядов на жизнь; далее атомная система и так... до полевых и информационных структур. И каждая из этих подсистем живет по свободным законам саморазвития, но подчиняется Высшей Идее
- аттрактору - той, что в древности называли Богом, Духом. В последние несколько лет на крупных научных форумах физиков, медиков, астрономов, философов настойчиво звучит призыв о введении в научный обиход универсальной метафизической категории, которая лежит в основании всех описаний мироустройства. И это не возврат к прошлому науки, а ее восхождение к ЦЕЛОСТНОМУ познанию.
Библиографический список
1. Налимов, В.В. В поисках иных смыслов. - М., 1993.
2. Учение Живой Этики: в 3 т. - СПб., 1993. - Кн. 8. Мир Огненный. - Т. 1.
3. Блаватская, Е.П. Тайная доктрина. - Рига, 1937. - Т. II, отдел 9.
4. Шипов, Г.И. Теория физического вакуума. Новая парадигма. - М., 1993.
5. Манеев, А.К. Философский анализ антиномий науки. - Минск, 1974.
6. Григорьева Т.П. Иньская фаза эволюции // Алтай-Космос Микрокосм: тезисы 3-й международной конф. Алтай, 1995.
7. Иванов, А.В. Запад - Россия - Восток. Сравнительно-типологический анализ познавательных стратегий и ценностных ориентаций. -М., 1993.
8. Казначеев, В.П. Алтай-Гималаи: геокосмический аспект (Проблемы Геи) // Алтай-Космос-Микрокосм: тезисы докладов 3-й международной конф. Алтай, 1995.
9. Казначеев, В.П. Биоинформационная функция естественных электромагнитных полей / В.П. Казначеев, Л.П. Михайлова. - Новосибирск, 1985.
10. Каган, М.С. Синергетика и культурология [Э/р]. - Р/д: http://spkurdyumov.narod.ru/kagani.htm Bibliography
1. Nalimov, V.V. V poiskakh inihkh smihslov. - M., 1993.
2. Uchenie Zhivoyj Ehtiki: v 3 t. - SPb., 1993. - Kn. 8. Mir Ognennihyj. - T. 1.
3. Blavatskaya, E.P. Tayjnaya doktrina. - Riga, 1937. - T. II, otdel 9.
4. Shipov, G.I. Teoriya fizicheskogo vakuuma. Novaya paradigma. - M., 1993.
5. Maneev, A.K. Filosofskiyj analiz antinomiyj nauki. - Minsk, 1974.
6. Grigorjeva T.P. Injskaya faza ehvolyucii // Altayj-Kosmos Mikrokosm: tezisih 3-yj mezhdunarodnoyj konf. Altayj, 1995.
7. Ivanov, A.V. Zapad - Rossiya - Vostok. Sravniteljno-tipologicheskiyj analiz poznavateljnihkh strategiyj i cennostnihkh orientaciyj. - M., 1993.
8. Kaznacheev, V.P. Altayj-Gimalai: geokosmicheskiyj aspekt (Problemih Gei) // Altayj-Kosmos-Mikrokosm: tezisih dokladov 3-yj mezhdunarodnoyj
konf. Altayj, 1995.
9. Kaznacheev, V.P. Bioinformacionnaya funkciya estestvennihkh ehlektromagnitnihkh poleyj / V.P. Kaznacheev, L.P. Mikhayjlova. - Novosibirsk, 1985.
10. Kagan, M.S. Sinergetika i kuljturologiya [Eh/r]. - R/d: http://spkurdyumov.narod.ru/kagani.htm
Статья поступила в редакцию 14.05.13
УДК 373.016:502/504
Oparin, R. V., Ushakova E.V. ECOLOGICAL EDUCATION: PHILOSOPHICAL, ECOSYSTEM AND ASPECT OF THE CULTURE OF HUMAN. The problem of ecological education in a context of complete understanding of social-and-ecological and natural regularities is considered. The aspect of the culture of human representing experience of creative activity on transformation and preservation of environment is considered. In conceptual aspect regularities of the relations of the person and the world reveal, in applied - the way to a reconstruction of optimum life (the aspect of the culture of human) person in the world is laid.
Key words: ecological culture, ecosystem regularities of a scientific picture of the world, ecological education, the aspect of the culture of human.
Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц. каф. культуры и коммуникативных технологий Алтайского гос. технического университета им. И.И. Ползунова, г. Барнаул, E-mail: [email protected];
Е.В. Ушакова, д-р филос. наук, проф, зав. каф. философии и биоэтики Алтайского гос. медицинского университета, г. Барнаул, E-mail: [email protected]
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ФИЛОСОФСКИЙ, ЭКОСИСТЕМНЫЙ И КУЛЬТУРОТВОРЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ
Рассмотрена проблема экологического образования в контексте целостного понимания социально-экологических и природно-экологических закономерностей, что связано с непосредственной концептуально-практической деятельностью и приобщением личности к экологической культуре. В концептуальном аспекте раскрываются общиеэкосистемные и диалектические закономерности отношений человека и мира, в прикладном -прокладывается путь к воссозданию оптимального динамического природо-культуро-социального бытия (эко-культуротворческого бытия) человека в мире.
Ключевые слова: экологическая культура, экосистемные закономерности НКМ, культуротворческая концепция экологического образования, холоэкокультуротворческое концептуально-практическое образование.
Экологическое образование является насущной жизненной потребностью крайне динамичного и неустойчивого общества XXI века. Сегодня экологические проблемы уже переросли в экологический кризис [1]. По планете движется экологическая катастрофа, захватывающая все новые территории и грозящая наступлением в принципе необратимых процессов из-за нарастающей алчности человека-потребителя, «машины желаний». За сиюминутными удовольствиями техногенного и виртуальнокомпьютерного рая исчезает желание серьезно понять реальную экологическую катастрофу на основе философских, научных, культурологических, оптимологических и прикладных знаний. Пока еще основу жизни большинства людей составляет невежественное: «авось», прожить спокойно свой век «здесь и сейчас», а затем - «хоть потоп».
Фундаментально-практическое значение экологического образования второго десятилетия нашего века определяется тем, что от него во многом зависит все будущее человека и человечества. Только специально обученное, подготовленное культурное население разных стран, природно-географических территорий способно противостоять мощнейшей глобальной рукотворной экологической катастрофе, которой доселе не знало человечество [2; 3].
Как известно, образование включает в себя два главных компонента - теоретический рационально-обучающий и практически воспитывающий (в гармонии отношений человека и Мира). Экологическое образование, как часть общего образования, также органично сочетает в себе оба отмеченных компонента. Первый компонент экологического образования - рациональный. Он содержит главные концептуальные знания по предмету. Считаем, что в концептуальную часть программ экологического образования с указанной позиции необходимо включать следующие философско-научные знания: диалектику общества и природы, общие системные законы мира, общие экологические закономерности, экосистемные параметры взаимодействия системы и среды, взаимодействующих систем, взаимопреобразую-щихся сред. Переходными от собственно концептуальных к прикладным знаниям считаем блок оптимологических знаний, раскрывающих оптимальные (здоровые) и неоптимальные (патологичные) экосистемные отношения. Прикладной блок экологического образования - это экологическое воспитание, организованное на базе глубоких экологических знаний, общей нравственной подготовки обучающихся и педагогов, их волевых качеств и нацеленности на конкретные природосберегающие и природоохранные действия во имя здоровой жизни нашей Матери-Планеты и самого Человека [4].
Еще одна фундаментальная сторона экологического образования и воспитания - обучение через всю жизнь в обществе и в специальных учреждениях. С момента появления человека в семье его окружает воспитание, неотъемлемой частью которого является экологическое воспитание, в той или иной мере усвоенное ранее старшими членами семьи (но может иметь место и экологическое невежество старших). Далее важная роль принадлежит многоуровневому экологическому образованию в воспитательных и образовательных учреждениях. Это: дошкольные учреждения, начальная и средняя школа, вузовское образование. Вузовское профессиональное образование, несмотря на многопрофильность социогуманитарного, естественно-научного и технико-технологического образования, обязательным всеобщим компонентом должно включать предметы экологического образования (как концептуальную подготовку и экологическую культуротворческую деятельность молодежи).
Вначале тезисно обозначим важные, на наш взгляд, новые концептуальные аспекты экологического образования,
а затем перейдем к проблеме культуросообразности экологического воспитания. Важной составляющей знаний является ди-алектка системного подхода к анализу экологических комплексов «Система - окружающая среда». В этом экокомплексе системы могут вести себя по-разному, вызывая разные последствия в изменяемой ими среде и в собственной организации. Системы-аккумуляторы, с преобладанием прямых системных связей поглощения веществ и энергий над выделением, проявляют себя как конфликтогенные накопители (веществ, энергий, информации) и саморазрушители, с разрушающим воздействием на окружающую среду. Системы-трансформаторы - более спокойные и сбалансированные по приходу и расходу веществ и энергий, постепенно развивающиеся, оптимогенные, способные сохранять и восстанавливать окружающую среду, т.е. являющиеся экологически наиболее сбалансированными. При активизации воздействий среды на систему формируются типы систем-дег-радаторов (с преобладанием выхода веществ и энергий из системы и ее истощением), а также систем-авторизоляторов, способных временно изолировать собственные обменные процессы от экстремальных сред (возникших, в том числе, и в результате анти-экологической деятельности индивидов и общества в целом). Последние два типа систем не оказывают решающего воздействия на окружающую среду. Поэтому наибольшее внимание привлекают первые два типа - конфликтогенные аккумуляторы и оптимогенные трансформаторы.
Но в настоящее время мы сталкиваемся с такой сверх-активностью социальных систем, которая может сразу воздействовать не только на отдельные компоненты среды, но и на окружающую среду в целом, т.е. сразу на весь экокомплекс. Эти закономерности мы обозначаем уже не как системные (прежде всего изменяющие систему), а как экосистемные (быстро преобразующие весь экокомплекс «Система - окружающая среда»). С указанных позиций, можно выделить, во-первых, экосистемы-аккумуляторы, наиболее несбалансированные, конфликтогенные, уничтожающие среду планеты, а «бумерангом» - здоровье человека и будущее общества. Во-вторых, экосистемы-трансформаторы, экологически сбалансированные, оптимогенные, способные нормализовать отношения общества и природы и предотвратить тотальное наступление экологической катастрофы. Экосистемы-аккумуляторы - это непосредственное порождение общества безудержного потребления за счет уничтожения ресурсов природы техногенно-потребительской цивилизацией. Экосистемы-трансформаторы, напротив, формируются и развиваются в условиях формирования техно-экологизирован-ной, духовно-экологической цивилизации, в которой экологическое воспитание становится важнейшей частью всего процесса воспитания человека и общества.
Из указанных мировоззренческих установок и философско-научных теоретических построений вполне логично вытекает атрибутивность указанной прикладной стороны экологического образования.
Известно, что воспитание это сложное, остросоциальное, комплексное, развивающееся, многоаспектное явление и понятие, которое ракрывается в нескольких аспектах: методологическом, философском, социокультурном, естественно-научном, психолого-педагогическом, чувственно-эмоциональном, практически действенном и т.д. О степени актуальности проблемы экологического воспитания можно судить по тем горячим дискуссиям, которые поднимаются в научной и педагогической среде.
Методологической основой культуротворческой парадигмы экологического образования являются теоретические основания экологического культуротворчества. При разработке собственного подхода к проблеме экологического воспитания мы опирались на идеи А.П. Валицкой [5], считающей важным аспектом культуротворческой практики развитие эмоционально-образного типа восприятия природы, ценностного переживания социально-экологических проблем, как альтернативу рационально-прагматическим тенденциям практики образования в технократическом обществе.
Экологическое образование в контексте культуротворческой модели является актом приобщения ребенка и учителя к экологической культуре. Его результат - приращение опыта созидательной деятельности по оптимизации экологического компонента окружающей действительности за счет научно-исследовательской, эколого-преобразующей, эколого-творческой деятельности. Содержательное поле экологического образования конструируется в интеграции материала различных дисциплин, причем основанием такой интеграции выступает отчетливое понимание особенностей возрастного восприятия экологических проблем и состояния окружающей социоприродной среды. В контексте культуротворческой парадигмы экологического образования особенно важно сохранить для обучающихся эмоционально-образный тип восприятия мира природы, способность ценностного переживания общения с ним, создавать альтернативу рационально-прагматической тенденции образования современной техногенно-потребительской цивилизации.
Процесс экологического образования в контексте культурот-ворчества является актом практической социально-культурной деятельности по формированию у воспитанников и педагога природосообразной и оптимогенной культуросообразной экологической деятельности. Ее результативность может оцениваться по сохранению и художественно-творческому преобразованию окружающей среды. При этом имеет место взаимодействие эколого-исследовательской, эколого-биотехнической, экологоэстетической деятельности субъекта. На этом фоне организуется живой познавательный диалог Учителя и ученика в пространстве освоение и развития комплексного экологического знания. Содержательное поле этого экологического знания конструируется в интеграции материала из различных образовательных сфер, причем, основанием такой интеграции выступает отчетливое понимание особенностей восприятия окружающего мира природы в конкретном социально-культурном пространстве и культуротворческом проявлении экологического образования.
Основными теоретическими позициями, на которые мы можем опираться в организации целостной, холистической культуротворческой парадигмы экологического образования, могут составлять четыре основные блока, показанные ниже.
1. Деятельность обучающегося, как носителя особого культурного мира. Она осуществляется по своим законам, в соответствии с иными (нежели у взрослого) ценностями, языком, смыслом и символами (в разные возрастные периоды). исходными являются социокультурные представления о природе, обществе, других людях и самом себе, что составляет самые общие параметры образа мира в его эколого-пространственных, ритмо-линеарных, цвето-звуковых, пластических характеристиках. В этой связи, задача культуротворческой парадигмы экологического образования состоит в скрупулезной работе по упорядочению эмоциональной, мыслительной, практической деятельности ученика по изучению, сохранению и художественно-творческому преобразованию окружающей социоприродной среды. Ценностную содержательность экологическое знание обретает лишь в процедурах сопереживания, деятельной сопричастности, личностного участия в решении экологических проблем, в масштабах своего региона - в частности, и нашей планеты -в целом.
2. Деятельность педагога как суверенного субъекта экологического культуротворчества. Она являет собой образ и образец воплощения современной экологической культуры. Именно деятельность Учителя задает алгоритмы экологически целесообразного взаимодействия с социоприродной средой, саморазвития в воспитывающем диалоге. Профессионализм педагога в культуротворческой модели определяется способностью адекватного понимания духовно-эмоционального мира воспитанника (ребенка подростка, молодого человека), признания его права в диалоге, право на оптимальную свободу воли, мысли, самовыражение и творчество в процессе экологического образо-
вания. Особенность профессиональной компетентности учителя в культуротворческой парадигме экологического образования состоит в самоорганизации современного педагогического мышления и деятельности. Это позволяет продуцировать новые знания (в отличие от простой их репродукции), развивать творчество (в отличие от узкого исполнительского поведения); готовность и способность к самостоятельному конструированию целостного процесса экологического образования в сотрудничестве с коллегами и воспитанниками.
3. Культурологически ориентированное экологическое знание. Это, по сути, итог освоения концептуальной части экологического образования, его дальнейшего преобразования в оптимологические, праксиологические, духовно-нравственные, эстетические аспекты деятельности. Это знание наполнено эко-лого-культурологическим смыслом, имеет воспитывающую мировоззренческую направленность, организовано идеей целостной картины мира природы и человека в нем. Оно составляет основной, системообразующий компонент духовно-материального пространства парадигмы и, будучи организовано по принципу ноосферного расширения, описывает движение экологической культуры в контексте культуры мировой.
4. Средства диагностики степени освоения экологической культуры. Это рабочий инструмент строительства, коррекции, прогнозирования, контроля состоянием и развития экологической культуры в образовательном пространстве парадигмы, средство управления им. Он представляет собой условное отражение, слепок процесса целостного формирования экологической культуры и строится по детерминантно-блочному принципу. Каждый из трех основных блоков-детерминант (мотивационно-коммуникативной, информационно-когнитивной, культуротворческой) содержит перечень значимых качеств личности, формируемых в процессе экологического образования. Это, соответственно:
- мотивационно-коммуникативная детерминанта включает задачи комплексного (эмоционального и рационального) формирования эмоционально-личностного отношения к социопри-родной среде через коммуникативную деятельность;
- информационно-когнитивная детерминанта - задачи от запоминания и воспроизведения междисциплинарного содержания экологии (знать, что...) до понимания (знать, почему...) и применения (знать, как... ) посредством привлечения культурологически значимого материала;
- культуротворческая детерминанта включает овладение экологически обоснованной социально-культурной деятельностью взаимодействия с социоприродной средой, позволяющей интегрировать сформированную мотивационно-коммуникативную и информационно-когнитивную систему (систему отношений и знаний) на более высоком синтетическом практико-дея-тельностном, культуротворческом уровне.
Диагностирование результатов взаимодействия педагога и воспитанника на каждой ступени образовательного процесса, в пределах каждого типа социально-культурной деятельности, входящего в целостное знаниевое пространство культуротворческой парадигмы экологического образования, позволяет добиться выявления проблемно-содержательных связей формирования экологической культуры на основании общей целевой установки - воссоздания движущейся (обогащающейся, последовательно расширяющейся на каждом образовательном уровне) картины природо-культуро-социального бытия человека в мире природы. Таким образом, диагностика на каждом возрастном этапе и в каждом типе деятельности имеет общий вектор последовательной коррекции становления экологической культуры личности, выстраивания в сознании ребенка целостной картину мира и человека в нем.
На каждом уровне диагностики выделяются собственные промежуточные цели, проблемно-содержательные и психологопедагогические детерминанты, что позволяет выстроить горизонтальные междисциплинарные связи, смоделировать во взаимодействии форм и средств культуротворческой деятельности эколого-культурное пространство, подлежащие освоению [6].
Взаимодействие экологического знания, деятельности учителя, ученика средств диагностики осуществляется в экологокультуротворческом пространстве модели экологического образования. Эколого-культуротворческая среда позволяет развернуть в пространственном векторе экологического образования поступательное развитие экологической культуры, пред-
ложить ученику освоить закономерный процесс экологического культуротворчества как непрерывно развивающуюся, становящуюся целостность картины мира и человека в нем.
Итак, особенности культуротворческой парадигмы экологического образования состоят в том, что в ней:
- осуществляется синтез психолого-педагогического, культурологического, деятельностно-эстетического и духовно-нравственного подходов к осмыслению феномена экологического образования, в понимании природы как субъекта культуротворческой деятельности;
- экологическое образование предстает не в качестве еще одного учебного предмета, а как целостное образовательное пространство, в котором совершается становление личности, способной к экологическому культуротворчеству;
- образовательный процесс в нашей модели строится в логике становления экологической культуры личности, а возрастные этапы ее освоения определяются характеристиками образа мира, способами мышления и особенностями познавательной деятельности детей, подростков, молодежи;
Библиографический список
- культуротворческая парадигма экологического образования - не только и не столько особый тип образования, сколько система принципов целесообразного построения современного эколого-образовательного процесса и их реализации в природосообразной деятельности в учебной и внеучебной сферах разных уровней и экологического образования;
- реализация культуротворческого подхода к экологическому образованию предлагает эволюционный путь неизбежного перехода отечественного образования, в том числе, экологического, к новым культуротворческим основаниям конструирования образовательных процессов и систем, отвечая задачам модернизации школы при условии сохранения и развития ее национальных, мировоззренческих, гуманистических оснований.
Таким образом, в целом культуротворческая парадигма экологического образования предстает как целостная система идей, взглядов, установок и практической деятельности, построенная на базе оптимогенного философско-научного экологического мировоззрения, а также принципов культуросообразности, че-ловекоразмерности и природосбережения.
1. Реймерс, Н.Ф. Экология (теории, законы, правила принципы и гипотезы). - М., 1994.
2. Урсул, А.Д. Устойчивое социоприродное развитие.- М., 2008.
3. Иванов, А.В. Скрижали метаистории: творцы и ступени духовно-экологической цивилизации / А.В. Иванов, И.В. Фотиева, М.Ю. Шишин. — Барнаул, 2о0б.
4. Знаниеведение и управление. Кн. 1. Знаниеведение и социальное управление в системе культуры / Е.В. Ушакова, Б.Н. Кагиров, Ю.И. Колюжов, Г.В. Кагирова, П.В. Ушаков. - Барнаул, 2006.
5. Валицкая, А.П. Педагогические основания методологии экологического культуротврчества / А.П. Валицкая, А.И. Петров, РВ. Опарин, И.А. Жерносенко // Мир науки, культуры, образования. - № 6(25), 2010.
6. Петров, А.В. Системная методология экологической педагогики: монография / А.В. Петров, РВ. Опарин. - Горно-Алтайск, 2007.
Bibliography
1. Reyjmers, N.F. Ehkologiya (teorii, zakonih, pravila principih i gipotezih). - M., 1994.
2. Ursul, A.D. Ustoyjchivoe socioprirodnoe razvitie.- M., 2008.
3. Ivanov, A.V. Skrizhali metaistorii: tvorcih i stupeni dukhovno-ehkologicheskoyj civilizacii / A.V. Ivanov, I.V. Fotieva, M.Yu. Shishin. — Barnaul, 2006.
4. Znanievedenie i upravlenie. Kn. 1. Znanievedenie i socialjnoe upravlenie v sisteme kuljturih / E.V. Ushakova, B.N. Kagirov, Yu.I. Kolyuzhov, G.V. Kagirova, PV. Ushakov. - Barnaul, 2006.
5. Valickaya, A.P Pedagogicheskie osnovaniya metodologii ehkologicheskogo kuljturotvrchestva / A.P. Valickaya, A.I. Petrov, R.V. Oparin, I.A. Zhernosenko // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - № 6(25), 2010.
6. Petrov, A.V. Sistemnaya metodologiya ehkologicheskoyj pedagogiki: monografiya / A.V. Petrov, R.V. Oparin. - Gorno-Altayjsk, 2007.
Статья поступила в редакцию 14.05.13
УДК 17.023.32
Troshkina I.N. POPULATION OF SOUTHERN SIBERIA. In work the general historical and cultural processes having impact on title ethnoses of Southern Siberia are opened, the general are allocated and special in a condition of modern indigenous people of regions, characteristics of Altaians, Khakas, Tuvinians during the Post-Soviet period are given. Key words: population, Southern Siberian region, condition, dynamics, family.
И.Н. Трошкина, канд. филос. наук, зав. сек. экономики и социологии Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории, г. Абакан, E-mail: [email protected]
НACЕЛЕНИЕ ЮЖНОЙ СИБИРИ
В работе раскрыты общие историко-культурные процессы оказывающие влияние на титульные этносы Южной Сибири, выделены общее и особенное в состоянии современного коренного населения регионов, даны характеристики алтайцев, хакасов, тувинцев в постсоветский период.
Ключевые слова: население, Южно-Сибирский регион, состояние, динамика, семья.
Исторический путь становления основных этнических групп Южно-Сибирского региона характеризуется сложным процессом взаимодействия между различными этнособществами. Этот путь достаточно противоречив и нелинеен, что связано с территориальной консолидацией и дроблением этносов, поддержкой и подавлением ряда народов, противоречивым характером развития социально-экономической сферы регионов, насаждением культурных стереотипов и проч. Результатом общего / особенного развития титульных этносов региона стало формирования единой исторической общности. Данная общность, проходя период кризиса охватившее российское государство, изменила условия и образ жизни, как коренного, так и пришлого населения, что повлияло на их культурные и демографические
характеристики. Недостаточное внимание к проблеме современного состояния коренного населения Южной Сибири может привести к неверным решениям в национальной политике и плачевным последствиям.
Проблема современного состояния титульных этносов региона в той или иной степени изучалась представителями Новосибирской и Московской научных школ. Вопросами состояния, адаптации населения Южной Сибири занимались: Сибирское отделение Институт философии и права РАН, в лице Ю.В. Попкова, В.Г. Костюка, Е.А. Ерохиной, Л.Я. Савельева, Г.С. Гончаровой, А.М. Аблажей, А.П. Топчина и др.; Институт Востоковедения РАН, в лице З.В. Анайбан и др. Внутри регионов в постсоветский период данная тема освещалась исследователями