Научная статья на тему 'Педагогические основания методологии экологического культуротврчества'

Педагогические основания методологии экологического культуротврчества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
111
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ КУЛЬТУРОТВОРЧЕСТВО / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL EDUCATION / ECOLOGICAL CULTURAL CREATIVITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Опарин Р. В., Петров А. В.

В статье раскрываются основные положения методологии экологического культуротворчества, раскрывающиеся через систему общественных и психолого-педагогических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL FOUNDATIONS OF METHODOLOGY OF ENVIRONMENTAL KULTUROTVRCHESTVA

The article describes the main provisions of the methodology of ecological cultural creativity, revealed through the system of social, psychological and pedagogical sciences.

Текст научной работы на тему «Педагогические основания методологии экологического культуротврчества»

Bibliography

1. Frolova, A.N. Ethnopedagogy childhood ancient indigenous peoples of the North-East of Russia. - Magadan: Cordis, 2003.

2. Draft legal and economic status of the Altai-Sayan biosphere reserve. - M., 2001.

3. Natural and ethno-cultural potential of the Altai-Syanskogo Ecoregion / Sat Articles seminar meeting on natural reserves. - Krasnoyarsk, 2001.

4. Samoshko, N.A. Indian Club program "Talking Water / Earth - our home. - 1999. - № 4.

5. Peshkova, A.S. Following the sun live / Ethno-environmental program work with younger students on the basis of the Slavic beliefs, folklore and Orthodox traditions. - Vladivostok: IC Design, ISAR-Moscow, ISAR-Far East, 1998.

6. Allikas, A.G. Role playing. Overview. - Ufa, 1994.

7. Boreyko, V.E. Environmental traditions, beliefs, religious beliefs and other Slavic peoples, second edition, complemented / VE Boreyko, VN Grishchenko / Environmental propaganda - 1999. - № 12.

8. Morohin, N.V. Goose Road. Reflections on the fate of natural and religious monuments / Environmental propaganda - 2003. - № 24.

9. Doronin, D.Y. "Humanitarian and Environmental Pedagogy: Nature and Culture: The project educational activities sector humanitarian department of ecology and ecological education OTsRTDiM. - Nizhny Novgorod: OTsRTDiM, 2003.

10. United Nations Conference on Environment and Development, Rio de Janeiro, June 1992: Policy brief. - Novosibirsk, 1992.

11. Stolyarenko, A.D. Ethnopsychology. - Moscow: UNITY, 2000.

12. Vavilihin, I.A., Skalon, A.V. History and problems of management in the Altai Mountains: Problems of formation and development of ecological-economic zone "Altai Mountains." Proceedings of International Symposium. - Gorno-Altaisk, 1992.

13. Babanov, V.G. National culture in the social development of Russia / V.G. Babanov, E.V. Matyunina, V.M. Seed / Socio-political magazine. -1995, - № 5.

14. Volkov, G.N. Pedagogics. - M.: Academia, 2000.

15. Tabakaev, Y.V. Level of culture and social values of the peoples of the Altai Mountains / Ethno-social processes in Siberia. - Gorno-Altaisk,

2004.

Article Submitted 22.12.10

УДК 37.01.001.8

Р.В. Опарин, канд. пед. наук, доц. ГАГУ; А В. Петров, д-р. пед. наук, проф. ГАГУ, Горно-Алтайск,

E-mail: [email protected]

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ МЕТОДОЛОГИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КУЛЬТУРОТВРЧЕСТВА

В статье раскрываются основные положения методологии экологического культуротворчества, раскрывающиеся через систему общественных и психолого-педагогических наук.

Ключевые слова: экология; экологическое воспитание; экологическое культуротворчество.

Экологическое воспитание — сложное, остросоциальное, комплексное, развивающееся, многоаспектное понятие, претендующее на основополагающую педагогическую категорию. Представляется, что проблема экологического воспитания должна исследоваться в нескольких аспектах: методологическом, философском, социо-культурном, естественнонаучном, психолого-педагогическом и других. О степени разработки проблемы экологического воспитания можно судить по тем дискуссионным вопросам, которые осмысливаются в научной литературе.

При этом особую роль играют методологические исследования, так как сама методология несет в себе нормативную составляющую и ее важной задачей становится теоретическое осмысление и методологическое обеспечение исследовательской работы. Такого рода научное исследование проблемы носит опережающий характер по отношению к педагогической практике, позволяет преобразовывать и совершенствовать ее. В нашем случае системная методология экологической культуры как науки приобретает практикоориентированный характер. Синтез научных концепций с практикой развития педагогических систем позволяет более осмысленно выстраивать инновационную деятельность по совершенствованию современного образования.

В своих исследованиях мы различаем несколько уровней методологии: 1) философские знания; 2) общенаучная методология (системный подход, деятельностный подход, характеристика различных типов научных исследований; 3) конкретно-научная методология, т.е. совокупность методов, принципов исследования, применяемых в той или иной специальной дисциплине. Методология специальной науки включает в себя как проблемы специфические для научного познания в данной области, так и вопросы предыдущих уровней. В данной статье мы не ставим своей задачей построить методологию экологического воспитания, но считаем необхо-

димым воспользоваться известными в настоящее время знаниями в этой области для методологического анализа поднятой в ней проблемы. В основу анализа нами положена идея экологического культуротворчества, рассматриваемая через призму концептуально-методологического сдвига в естествознании рубежаХХ-ХХІвв.» [1].

Под экологическим культуротворчеством мы понимаем систему культуры как единство экокультурной деятельности социума и индивидуального бытия - бытия в природе, и в то же время как такой «механизм» социокультурной деятельности, основанный на способности человека использовать свой творческий потенциал как в создании новых экокультурных форм, смыслов и ценностей, так и во введении уже имеющихся (созданных ранее) - через их выявление, интерпретацию и оценку в свое бытие в социоприродной среде. В рамках экологического культуротворчества нами сделана попытка обоснования необходимости экологического воспитания для обеспечения дальнейшего развития цивилизации. С этой целью мы рассмотрели концептуально-методологические изменения в развитии естествознания на протяжении XX - XIX веков.

1. Широкое распространение идей и методов синергетики в контексте культуротворчества.

1. Широкое распространение идей и методов синергетики - теории самоорганизации и развития сложных систем любой природы.

В этой связи в постнеклассическом естествознании очень популярны такие понятия как диссипативные структуры, бифуркация, флуктуация, нелинейность, неопределенность, необратимость и т. п. В синергетике показано, что современная наука имеет дело с очень сложноорганизованными системами разных уровней организации, связь между которыми осуществляется через хаос. Каждая такая система предстает как «эволюционное целое».

Для исследования проблемы экологического образования методологическое значение, на наш взгляд имеют некоторые сформулированные в синергетике ключевые идеи, среди которых можно выделить следующие:

1). Для современного реального мира существенной его характеристикой является эволюционность, необратимый исторический характер процессов развития, а также возможность решающего влияния малых событий и действий на общее течение событий.

2). Для сложноорганизованных целостных систем характерна не единственность, а множество путей развития (многовариантность, альтернативность).

3). Сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития, а необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития. Это проблема самоуправляемого развития («принцип кормчего»). Речь идет о том, что человеческий разум еще очень далек от того, чтобы сделать мировой эволюционный процесс управляемым. Но в его силах понять и, возможно, организовать систему воздействий на природу и общественные процессы так, чтобы обеспечить желаемые тенденции развития.

4). Поскольку для сложных саморазвивающихся систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития, то с выбором пути в точках ветвления (бифуркации) проявляет себя некая предопределенность, развертывания процесса.

5). Взаимодействие системы с внешним миром, ее погружение в неравновесные условия может стать исходным пунктом в формировании новых динамических состояний - диссипативных структур. Последние есть состояния материи, отражающие взаимодействие данной системы с окружающей средой.

6). Вблизи точек бифуркации в системах наблюдаются значительные флуктуации. Такие системы как бы «колеблются» перед выбором одного из нескольких путей эволюции. Небольшая флуктуация может послужить началом эволюции в совершенно новом направлении, которое резко изменит все поведение макроскопической системы.

7). На всех уровнях самоорганизации источником порядка является неравновесность (необратимость), которая есть то, что порождает «порядок из хаоса», вызывает возникновение нового единства.

8). Хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции.

9). Любые природные, а тем более социальные, процессы имеют стохастическую (случайную, вероятностную) составляющую и протекают в условиях той или иной степени неопределенности. Сложные структурные образования в природе являются одновременно и детерминированными, и стохастическими» [2, с. 139].

10). Будущее состояние системы как бы организует, формирует, изменяет наличное ее состояние. Причем в точках бифуркации зависимость настоящего, а, следовательно, и будущего от прошлого практически исчезает.

11). Существование этих двух свойств порождает принципиальную непредсказуемость эволюции, а, следовательно, и необратимость времени.

12). По мере усложнения организации систем происходит одновременное ускорение процессов развития и понижение уровня их стабильности.

13). В любых состояниях неустойчивой социальной среды действия каждого отдельного человека могут влиять на мак-росоциальные процессы.

14). Зная тенденции самоорганизации системы, можно миновать многие зигзаги эволюции, ускорять ее.

Таким образом, идеи целостности (несводимости свойств целого к сумме свойств отдельных элементов), иерархичности, развития и самоорганизации, взаимосвязи структурных элементов внутри системы и взаимосвязи с окружающей средой становятся предметом пристального внимания экологии

как науки и, естественно, содержания экологического образования.

Объективности ради надо сказать, что вышеперечисленные и другие идеи синергетики были сформулированы не без влияния диалектики (Шеллинга, Гегеля, Маркса), хотя об этом, как правило, не упоминается. Но об этом помнит один из основателей синергетики И. Пригожин, который писал, в частности, о том, что гегелевская философия природы «утверждает существование иерархии, в которой каждый уровень предполагает предшествующий... В некотором смысле система Гегеля является вполне последовательным философским откликом на ключевые проблемы времени и сложности» [З]. Более того, Пригожин четко и однозначно утверждает, что «идея истории природы как неотъемлемой составной части материализма принадлежит К. Марксу и была более подробно развита Ф. Энгельсом...» [З].

Между тем некоторые современные ученые не только не видят преемственной связи между диалектикой и синергетикой, но считают, что первая из них отжила свой век и должна быть заменена второй. С таким подходом согласиться нельзя, ибо «диалектика как общая теория развития и универсальный метод была и остается выдающимся достижением мировой философской мысли. Она как философский метод продолжает успешно «работать» в современной науке наряду с другими общенаучными методами (синергетика, системный подход и

др.)» [1].

2. Укрепление парадигмы целостности, т. е. осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир.

«Принятие диалектики целостности, включенности человека в систему - одно из величайших научных достижений современного естествознания и цивилизации в целом»[4]. И, по нашему мнению, - это главный концептуальный аспект, который должен составлять базовый элемент содержания экологического культуротворчества и основополагающее методологическое средство эколого-воспитательного процесса.

Проявление парадигмы целостности, в плане исследования нашей проблемы, видится нами в следующем:

1). В целостности общества, биосферы, ноосферы, мироздания и т.п. Одно из проявлений целостности состоит в том, что человек находится не вне изучаемого объекта, а внутри его. Он всегда лишь часть, познающая целое.

2). Для начала XXI в. характерной является закономерность, состоящая в том, что естественные науки объединяются, и усиливается сближение естественных и гуманитарных наук, науки и искусства. Естествознание длительное время ориентировалось на постижение «природы самой по себе», безотносительно к субъекту деятельности. Гуманитарные науки - на постижение человека, человеческого духа, культуры. Для них приоритетное значение приобрело раскрытие смысла, не столько объяснение, сколько понимание, связь социального знания с ценностно-целевыми структурами. Экология Человека как раз и начинает осознаваться как интегрирующая наука, вбирающая в себя две культуры - научнотехническую и гуманитарно-художественную, науку и искусство. Причем именно человек оказывается центром этой интеграции.

Освоение наукой саморазвивающихся «человекоразмерных» систем, какой является экология стирает прежние непроходимые границы между методологией естествознания и социального познания. В связи с этим и наблюдается тенденция к конвергенции двух культур.

3). В выходе экологии как науки за пределы, поставленные классической культурой Запада. Все более часто ученые обращаются к традициям восточного мышления, где человек и природа едины. Все более распространяется убеждение не только о силе, но и о слабости европейского рационализма и его методов. Но это никоим образом не должно умалять роли разума, рациональности - и науки как ее главного носителя -в жизни современного общества.

Тема «Восток-Запад» сегодня активно обсуждается в литературе. Разительное несходство двух типов культур пронизывает всю жизнь современной цивилизации, оказывает огромное влияние на происходящие процессы во всех сферах общественной жизни и на пути осмысления возможных перспектив развития человека, что и должно в конечном счете определить единство в подходе к экологическому образованию каждого гражданина планеты.

Тот факт, что даже при обсуждении новой концепции природы эта проблема возникает, говорит о ее чрезвычайной актуальности. Так, например, И. Пригожин считает, что «Мы... находимся на пути к новому синтезу, новой концепции природы. Возможно, когда-нибудь нам удастся слить воедино западную традицию, придающую первостепенное значение экспериментированию и количественным формулировкам, и такую традицию, как китайская: с ее представлениями о спонтанно изменяющемся самоорганизующемся мире» [3, с. 65].

3. Укрепление и все более широкое применение идеи (принципа) коэволюции, т. е. сопряженного, взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целого.

Будучи биологическим по происхождению, связанным с изучением совместной эволюции различных биологических объектов и уровней их организации, понятие коэволюции охватывает сегодня обобщенную картину всех мыслимых эволюционных процессов — это и есть глобальный эволюционизм. Данное понятие характеризует как материальные, так и идеальные (духовные) системы, т.е. является универсальным. Оно тесно связано с понятием «самоорганизация». Если самоорганизация имеет дело со структурами, состояниями системы, то коэволюция — с отношениями между развивающимися системами, с корреляцией эволюционных изменений, отношения между которыми сопряжены, взаимоадап-тированы. Полярные уровни коэволюции — молекулярногенетический и биосферный.

Коэволюция остро ставит вопрос о синтезе знаний, о необходимости совмещения различных уровней эволюции, различных представлений о коэволюционных процессах, выраженных не только в науке, но и в искусстве, философии и т. п. Коэволюция совершается в единстве природных и социальных процессов. Поэтому на современном этапе развития науки нужно тесное единство и постоянное взаимодействие естественнонаучного и гуманитарного знания с целью более глубокого исследования механизма коэволюционного процесса

[5].

Принцип коэволюции является углублением и расширением на современном научном материале принципа эволюции (развития), который, как известно, был основательно разработан в истории философии — особенно в немецкой классике (и прежде всего у Г егеля), и сегодня он должен, по нашему мнению, стать ключевым для решения глобальных экологических проблем, в том числе и за счет экологического образования.

4. Изменение характера объекта исследования и усиление роли междисциплинарных комплексных подходов в его изучении.

В современной методологической литературе [5] все более склоняются к выводу о том, что если объектом классической науки были простые системы, а объектом неклассической науки — сложные системы, то в настоящее время внимание ученых все больше привлекают исторически развивающиеся системы, которые с течением времени формируют все новые уровни своей организации. Причем возникновение каждого нового уровня оказывает воздействие на ранее сформировавшиеся, меняя связи и композицию их элементов.

Системы, характеризующиеся открытостью и саморазвитием, постепенно начинают определять облик современной постнеклассической науки. А это требует новой методологии их познания. В литературе определяют такие признаки самоорганизующихся систем как: открытость — для вещества, энергии, информации; нелинейность — множество путей эволюции системы и возможность выбора из данных альтерна-

тив; когерентность (сцепление, связь) — согласованное протекание во времени процессов в данной системе; хаотический характер переходных состояний в них; непредсказуемость их поведения; способность активно взаимодействовать со средой, изменять ее в направлении, обеспечивающем наиболее успешное функционирование системы; гибкость структуры; способность учитывать прошлый опыт.

Объектом современной науки (и естествознания в том числе) становятся — и чем дальше, тем чаще — так называемые «человекоразмерные» системы, какими, например, являются медико-биологические объекты, объекты экологии, включая биосферу в целом (глобальная экология), объекты биотехнологии (в первую очередь генетической инженерии), системы «человек-машина» и т. д.

Изменение характера объекта исследования в постнеклассической науке ведет к изменению подходов и методов исследования. Если на предшествующих этапах наука была ориентирована преимущественно на постижение все более сужающегося, изолированного фрагмента действительности, выступавшего в качестве предмета той или иной научной дисциплины, то специфику экологической современной науки все более определяют комплексные исследовательские программы (в которых принимают участие специалисты различных областей знания), междисциплинарные исследования.

Реализация комплексных научных программ порождает особую ситуацию сращивания в единой системе деятельности теоретических и экспериментальных исследований, прикладных и фундаментальных знаний, интенсификации прямых и обратных связей между ними. Все это порождает усиление взаимодействия сложившихся в различных дисциплинарных областях науки идеалов, норм и методов познания. В этом процессе экология вновь проявляет свои интегрирующие функции. Она через педагогическую экологию, расширяет сферу влияния педагогики, а следовательно и сферу сознательного поведения человека в реальном мире.

5. Еще более широкое применение педагогики и ее методов во всех естественных науках.

В том, что психология как органическое единство своих двух начал — научно-теоретического и практически-духовного — пронизывает современное естествознание — в этом, кажется, сегодня не сомневается ни один мыслящий естествоиспытатель. В постнеклассическом естествознании еще более активно (прежде всего, в силу специфики его предмета и возрастания роли человека в нем), чем на предыдущих этапах, «задействованы» все функции психологии — онтологическая, гносеологическая, методологическая, мировоззренческая, аксиологическая и др.

6. Методологический плюрализм, осознание ограниченности, односторонности любой методологии — в том числе рационалистической.

В свое время великий физик В. Гейзенберг [6] говорил о том, что надо постигать действительность всеми дарованными нам органами. Но нельзя, подчеркивал он, ограничивать методы своего мышления одной-единственной философией. Вместе с тем недопустимо какой-либо метод объявлять «единственно верным», принижая или вообще отказывая (неважно, по каким основаниям) другим методологическим концепциям. В современной науке нельзя ограничиваться лишь логикой, диалектикой и эпистемологией (хотя их значение очень велико), а еще более, чем раньше, нужны интуиция, фантазия, воображение и другие подобные факторы, средства постижения действительности.

В экологическом культуротворчестве следует говорить об эстетической стороне познания, о красоте как эвристическом принципе, применительно к теориям, законам, концепциям. Красота — это отражение гармонии материального мира, которая не должна быть разрушена деятельностью человека. Характерная особенность постнеклассической науки — ее диалектизация — широкое применение диалектического метода в разных отраслях научного познания. Экология в этом

смысле — объективная основа этого процесса — сам предмет исследования (его целостность, саморазвитие, противоречивость и др.), а также диалектический характер самого процесса познания взаимодействия человека и природы.

7. Самое широкое включение в поле зрения естествознания человеческой деятельности, соединение объективного мира и мира человека, преодоление разрыва объекта и субъекта.

Один из основателей квантовой механики В. Гейзенберг отмечал, что в его время следует уже говорить не о картине природы, складывающейся в естественных науках, а о картине наших отношений с природой. Поэтому разделение мира на объективный ход событий в пространстве и времени, с одной стороны, и душу, в которой отражаются эти события, уже не может служить отправной точкой в понимании науки XXI в.

Природа — не некий автомат, ее нельзя заставить говорить лишь то, что ученому хочется услышать. Научное исследование — не монолог, а диалог с природой. А это значит, что «активное вопрошание природы» есть лишь неотъемлемая часть ее внутренней активности. При этом подчеркивается, что в мире, основанном на нестабильности и созидательности (а современный мир именно таков), человечество опять оказывается в самом центре мироздания. И это не отход от объективности, а все более полное приближение к ней, ибо она открывается только в процессе активной деятельности людей.

Соединение объективного мира и мира человека в современных науках — как естественных, так и гуманитарных — неизбежно ведет к трансформации идеала «ценностнонейтрального исследования». Объективно-истинное объяснение и описание применительно к «человекоразмерным» объектам, каким являются объекты экологической науки, не только не допускает, но и предполагает включение аксиоло-

гических (ценностных) факторов в состав объясняющих положений.

В естествознании XXI в. должен получить более широкое распространение так называемый «антропный принцип», согласно которому Вселенная должна рассматриваться как сложная самоорганизующаяся система, включенность в нее человека не может быть отброшена как некое проявление «научного экстремизма». Нужно отметить, что именно на основе антропного принципа формируется постнеклассический взгляд на Вселенную как «человекоразмерный» объект. В этом смысле экология превращается из внешнего фактора по отношению к человеку во внутренний фактор единой системы «Природа—Человек».

Таковы предпосылки идей экологического культуротворчества, заложенные в современном постеноклассическом естествознании конца XX и начала XXI вв. И именно через них появляется возможность глубокого осознания методологии экологического культуротворчества.

Разрабатывая принципы экологического культуротворчества, мы опирались на основные методологические выводы и положения, к которым пришло человечество к XXI веку. Современное состояние мира характеризуется, невиданным прежде, обострением глобальных экологических проблем, следствием которого является нестабильность социальнополитической и социально-культурной ситуации. Фактически перед человечеством стоит задача научиться мыслить и действовать по-новому или погибнуть. В связи с этим одной из задач экологического культуротворчества является переосмысление многих представлений о человеке, обществе и культуре. Для этого необходимо привлечение методологического аппарата философии, социологии, культурологии, без которых невозможно построение теоретической системы любой специальной науки.

Bibliography

1. Kochanowski, V.P. Philosophy and Methodology of Science: Textbook for higher educational institutions. - Rostov on Don: Feniks, 2009.

2. Simonov, A.L. Complex Systems and Nonlinear Dynamics in Nature and Society. / / Problems of Philosophy. - 2009. - № 4.

3. Prigogine, I. Order Out of Chaos: A new dialogue with nature. - M., 2006.

4. Moiseyev, N. natural sciences and human thought / / Social Sciences and the present. - 2003. - № 2.

5. Philosophy of nature: the co-evolutionary strategy / Sat articles. - Moscow: Progress, 2004.

6. Problems of methodology postnonclassycal science. - M.: Politizdat, 1992.

7. Stepin, V.S. The scientific world view in a culture of technological civilization. - M.: Knowledge, 1994.

8. Vernadsky, V.I. On science. Scientific knowledge: scientific creativity. Scientific thought. - Dubna, 1997. - V.1.

9. Feinberg, E.L. Evolution of the methodology in the XX Century: Problems of Philosophy. - 1995. - № 7.

10. Kuznetsov, V.I. General Chemistry: Trends / / Problems of Philosophy. - 1989. - № 7.

11. Schelling, F.W. Introduction to the outline of a system of natural philosophy: essays: 2 T. - M., 1987. - V.1.

12. Knyazev, E.N. Synergetics as a new vision of the world: a dialogue with I. Prigogine: Problems of Philosophy. - 1992. - № 2.

13. Prigogine, I. The philosophy of instability / / Problems of Philosophy. -1991. - № 6.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Article Submitted 20.12.10

УДК 37.013.42

А. А. Попов, соискательНПА, г. Новокузнецк, E-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ (ЗОЖ) СТУДЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО ВУЗА

В статье определены общие особенности организации ЗОЖ студентов, присущие всем учреждениям образования системы ВПО; специфические - обусловленные профильной направленностью вуза (медицинский, педагогический, творческий и др.); частные - особенности, присущие конкретному образовательному учреждению. Акцент сделан на особенностях организации ЗОЖ студентов в творческом вузе.

Ключевые слова: особенности, специфические особенности, общие особенности, частные особенности, принципы.

В настоящее время очень остро стоит вопрос о состоянии здоровья студенческой молодежи - настоящего и будущего интеллектуального и трудового потенциала нашего государства.

Снижение уровня здоровья студенческой молодежи - одна из актуальных проблем современного общества. Большую долю ответственности в решении данной проблемы принято возлагать на образовательное учреждение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.