УДК 378.6.016-057.175:502.131.1:37.03
Л. Е. Халудорова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ КАК УСЛОВИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
ПЕДАГОГА
Экологическое образование для устойчивого развития рассматривается как условие совершенствования профессиональных компетенций педагога, совершенствование ко -торых возможно в рамках дополнительного профессионального образования. При этом необходимо включить в структуру и содержание профессиональных (ключевых, базовых, специальных) компетенций экологическую составляющую, поскольку в теории и практике современного образования проблемы формирования экологических компетенций обычно исследуются отдельно, обособленно от профессиональных компетенций педагога. Следовательно, включение экологической составляющей, основанной на идеях экологического образования для устойчивого развития, может стать не только частью профессиональных компетенций педагога, но и условием для их совершенствования.
Ключевые слова: устойчивое развитие, образование для устойчивого развития, экологическое образование для устойчивого развития, профессиональные компетенции педагога, экологическая составляющая компетенций.
В современном мире происходят динамичные изменения, связанные с глобализацией и информатизацией общества, напряженной остается экологическая ситуация. В связи с этим возникает множество проблем, среди которых актуализируется проблема социально-экономической модернизации общества, решение вопросов экологического равновесия и безопасного развития человека и общества. Безусловно, в этом процессе значимую роль играет педагог, его готовность и способность реагировать на эти изменения и принимать правильное решение. Поэтому предметом исследования стал поиск возможностей совершенствования профессиональных компетенций педагога посредством экологического образования в интересах устойчивого развития.
Для решения обозначенных проблем, на наш взгляд, есть возможность создания определенных условий в рамках дополнительного профессионального образования педагога. В этой связи в ГАУ ДПО РБ «Бурятский республиканский институт образовательной политики» была разработана дополнительная профессиональная программа «Образование для устойчивого развития как вектор формирования профессиональных компетенций педагога», которая была рассчитана на 72 часа. В процессе ее реализации в первую очередь появилась необходимость в осмыслении понятий «устойчивое развитие», «образование для устойчивого развития», «экологическое образование для устойчивого развития». Во время обучения педагоги обсуждали разные варианты перевода термина Sustainable development. Уяснили для себя, что впервые дано определение Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брундтланд) в докладе «Наше общее будущее» в 1987 г. В последующем затрагивались проблемы устойчивого развития в Рио-де-Жанейро (1992), в Йоханнесбурге (2002) и трактовалось это понятие таким образом: устойчивое развитие общества и природы; продолжающееся, самодостаточное развитие; допустимое, сбалансированное, гармоничное развитие общества и природы; самоподдерживающееся развитие; развитие общества, не истощающее биосферу. Особое внимание было обращено на развитие общества в экологически устойчивой среде (когда природные системы путем саморегу-
ляции поддерживают колебания параметров среды в тех узких пределах, которые совместимы с жизнью человека); прогнозируемое (не стихийное) развитие общества на основе диалога интересов: экономических, социальных и экологических; нынешних и будущих поколений; разных стран и народов; разных культур, конфессий, сообществ. Как видим, эти трактовки имеют очень широкий контекст, включая экономический, социальный и экологический аспекты, значит, данная проблематика имеет место быть в дополнительных профессиональных программах, предлагаемых не только педагогам, преподающим естественнонаучный цикл предметов, но и всем категориям педагогических работников [1-3].
Далее, на последующих занятиях продолжалось обсуждение о том, что одним из главных механизмов реализации идей устойчивого развития (УР) является образование, которое направлено на формирование культуры устойчивого развития. Это образование для устойчивого развития (ОУР). Образование для устойчивого развития является сравнительно новым, развивающимся направлением в педагогике дополнительного профессионального образования, хотя история становления этого термина корнями уходит в прошлое столетие. Оно берет свое начало из содержания международной конференции в Тбилиси 1977 г. по вопросам образования в области окружающей среды, где были даны рекомендации разным странам мира по развитию образования и просвещения в области окружающей среды на национальном уровне и осознанию взаимозависимости экономического, социального, политического и экологического аспектов окружающей среды [4]. Также необходимо обратить внимание на то, что в международных документах образование провозглашено решающим фактором перемен, акценты приоритетов в решении экологических проблем из технико-экономической сферы перемещены в сторону нравственности, морали и образования. Согласно дорожной карте осуществления Глобальной программы пействий по ОУР (Айти-Нагойя, 2014 г.), приходим к выводу, что необходима переориентация всего образования на цели устойчивого развития [5]. Таким образом, неоспоримой остается важная роль образования в интересах устойчивого развития человека и общества.
Образование для устойчивого развития в свою очередь тесно связано с экологическим образованием, которое стало для него стартовой площадкой, и экологическое образование выходит далеко за рамки естественнонаучного образования, поэтому можно говорить об экологическом образовании для устойчивого развития (ЭОУР). Если взять, к примеру, экологическое образование для устойчивого развития в общем образовании, то, согласно Концепции общего экологического образования в интересах устойчивого развития (2010), современное экологическое образование - это гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности: экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий как деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнение своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов. Отсюда, по мнению авторов Концепции, общее экологическое образование для устойчивого развития - это современный этап развития экологического образования, базирующийся на ценностях устойчивого (сбалансированного) развития природы и общества, идеях ОУР, методологии ФГОС [6]. В рамках школы, по мнению профессора Е. Н. Дзятковской, «экологический компонент предметного содержания продолжает подчиняться целям и задачам учебного предмета, а не целям и задачам ОУР. Не удивительно, что суммирование «экологических результатов» разных учебных предметов оказывается недостаточным для понимания и принятия учащимися идей устойчивого раз-
вития» [7, с. 18]. Таким образом, для реализации экологического образования для устойчивого развития появляется необходимость в повышении квалификации педагогов, формировании их компетентности в вопросах ЭОУР, поскольку отдельно взятая экологическая компетентность не решает вопросы такого общекультурного характера как устойчивое развитие. Более того, понятие «устойчивое развитие» учителя воспринимают поверхностно, не углубляясь в его смысл и содержание. Отсюда возникает проблема совершенствования профессиональных компетенций педагога посредством экологического образования для устойчивого развития.
В связи с этим в других модулях дополнительной профессиональной программы, во-первых, прошло широкое обсуждение понятий «компетенция, компетентность, компетентност-ный подход», которые стали наиболее часто употребляемыми в современном образовательном пространстве. Проанализированы новые подходы (отечественный, зарубежный) к их толкованию. Вместе с тем мы пришли к выводу, что до сих пор в науке нет единого языка его описания, понимания и объяснения. Именно этот факт, с одной стороны, способствует «континуальности изучения данного феномена и множественности его трактовок» [8, с. 129].
Во-вторых, мы определились с компонентами профессиональных компетенций. При этом опирались на исследования, проведенные в РГПУ им. А. И. Герцена под руководством А. П. Тряпицыной, где профессиональная компетентность рассматривается как совокупность ключевых, базовых и специальных компетенций. Ключевые компетенции необходимы для любой профессиональной деятельности и проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, поведения личности в гражданском обществе. Базовые компетенции отражают специфику, в нашем случае, педагогической деятельности. Специальные компетенции отражают специфику конкретной предметной сферы [9]. Затем мы определили, какие компетенции необходимы педагогу для того, чтобы внедрять экологическое образование для устойчивого развития. Далее, проанализировали, насколько эффективны отдельно взятые экологические компетенции. При сравнении и обобщении всех полученных ответов на эти вопросы мы выявили, что идеи устойчивого развития носят общекультурный сквозной характер, имеют отношение ко всем видам профессиональных (ключевых, базовых, специальных) компетенций педагога. Значит, отдельно взятые экологические компетенции обычно используются фрагментарно, от случая к случаю, когда появляется необходимость в этом. Эти выводы привели нас к мысли, что идеи образования для устойчивого развития касаются учителей, преподающих все учебные предметы, и всех педагогических работников.
Модули программы посвящены: мифам, которые были результатом наблюдения человека за природой и окружающим миром; онтологическим, гносеологическим, этико-эсте-тическим проблемам дифференциации экологического компонента в содержании образования педагога; особенностям социоприродной среды для развития экологического компонента в профессиональных компетенциях педагога. В последующих модулях раскрываются экологический компонент как сквозной вектор профессиональных компетенций, особенности экологического образования как «нового смысла и цели современного образовательного процесса», основанного на идеях Г. А. Ягодина. Большое внимание уделяется транспредметной методической системе в интересах образования для устойчивого развития, разработанной Е. Н. Дзятковской. Определенной прогностичностью отличаются модули, раскрывающие инноватику в области экологического образования для устойчивого развития как теории, технологии нововведений и инновационного проектирования единого экологического образовательного пространства в Республике Бурятия. Содержание программы было разработано на основе использования богатейшего культурно-исторического на-
следия, знаний и опыта педагогов прошлого, также возможности применения их идей в настоящее время, с точки зрения философии XXI в. и в будущем. Все модули завершаются специально подобранными вопросами и заданиями, которые представляют определенную систему контрольно-измерительных материалов, педагог осуществляет контрольно-оценочную деятельность. Структурно они выстроены так, что поиск ответов требует глубокого осмысления и осознания, использования педагогом исследовательских методов и приемов (анализа, синтеза и др.).
Поэтому экологическая составляющая профессиональных компетенций была выстроена сквозным образом во всех видах профессиональных компетенций, основанных на идеях устойчивого развития как некой смысловой содержательной «связки». В целом включение сквозной экологической составляющей во все виды профессиональных (ключевых, базовых, специальных) компетенций педагога становится не только одним из методологических подходов к их структурному и содержательному выстраиванию, но прежде всего условием совершенствования профессиональных компетенций педагога.
Список литературы
1. Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию / под ред. Е. Евтеева, Р. Перелета; пер. с англ. М.: Прогресс, 1989. 376 с.
2. Повестка дня на XXI век. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию 3-14 июня 1992 г., Рио-де-Жанейро. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (дата обращения: 11.01.2016).
3. Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию. Принята на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию. Йоханнесбург, Южная Африка, 26 августа - 4 сентября 2002 г. URL: http://www.un.org/ru/documents/ decl_conv/declarations/decl_wssd.shtml (дата обращения: 11.01.2016).
4. Проблемы образования в области окружающей среды: материалы Межправительственной конференции по образованию в области окружающей среды 14-26 октября 1977 г., Тбилиси. М.: ГКНТ СССР, 1979. 279 с.
5. Дорожная карта осуществления Глобальной программы действий по ОУР. URL: http://www.geogr.msu.ru/science/ projects/our/docs/doroz_karta_ÜUR_2015.pdf (дата обращения: 11.01.2016).
6. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н., Вагнер И. В., Либеров А. Ю. Концепция общего экологического образования в интересах УР (2010) // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2012. № 2. С. 4-15.
7. Дзятковская Е. Н. Образование для устойчивого развития в школе. Культурные концепты. «Зеленые аксиомы». Тран-сдисциплинарность. М.: Образование и экология, 2015. 360 с.
8. Халудорова Л. Е. К проблеме развития экологической компетентности педагога // Вестник Бурятского гос. ун-та. Улан-Удэ. 2013. С. 129-133.
9. Тряпицына А. П. Построение содержания дисциплины «Педагогика» в контексте стандарта высшего профессионального образования третьего поколения // Педагогика. 2010. № 5. С. 88-95.
Халудорова Л. Е., кандидат педагогических наук, доцент, начальник учебного отдела. Бурятский республиканский институт образовательной политики.
Ул. Советская, 30, Улан-Удэ, Республика Бурятия, Россия, 670000. E-mail: l.e.khaludorova@mail.ru
Материал поступил в редакцию 05.02.2016. L. E. Khaludorova
ENVIRONMENTAL EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT AS A CONDITION FOR IMPROVING THE PROFESSIONAL COMPETENCES OF THE TEACHER
Environmental education for sustainable development is considered as a condition for improving the professional competencies of the teacher, the improvement of which is possible within the framework of additional professional education. It is necessary to include in the
structure and content of professional (key, basic, specific) competencies environmental component, as in the theory and practice of modern education problems of formation of environmental competencies are usually studied separately, apart from the professional competences of the teacher. Consequently, the inclusion of the environmental component based on the ideas of environmental education for sustainable development, can become not only a part of the professional competence of the teacher, but also a prerequisite for improvement.
Key words: sustainable development, education for sustainable development, environmental education for sustainable development, professional competences of the teacher, the environmental component of competences.
References
1. Nashe obshcheye budushcheye [Our common future]. Doklad Mezhdunarodnoykomissiipo okruzhayushcheysrede irazvitiyu [Report of the World Commission on Environment and Development]. Ed. by E. Yevteyev, R. Perelet; translation from English. Moscow, Progress Publ., 1989. 376 p. (in Russian).
2. Povestka dnya na XXI vek. Prinyata Konferentsiey OON po okruzhayushchey srede i razvitiyu 3-14 iyunya 1992 g., Rio-de-Zhaneyro [Agenda for the XXI century. Adopted by the United Nations Conference on Environment and Development, 3-14 June 1992, Rio de Janeiro] (in Russian). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/agenda21.shtml (accessed 11 January 2016).
3. Yokhannesburgskaya deklaratsiya po ustoychivomu razvitiyu. Prinyata na Vsemirnoy vstreche na vysshem urovne po ustoychivomu razvitiyu. Yokhannesburg, Yuzhnaya Afrika, 26 avgusta - 4 sentyabrya 2002 goda [Johannesburg Declaration on Sustainable Development. Adopted by the World Summit on Sustainable Development Summit. Johannesburg, South Africa, 26 August - 4 September 2002] (in Russian). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/decl_wssd. shtml (accessed 11 January 2016).
4. Problemy obrazovaniya v oblasti okruzhayushchey sredy [Problems in Environmental Education]. Materialy Mezhpravitel'stvennoy konferentsii po obrazovaniyu v oblasti okruzhayushchey sredy 14-26 oktyabrya 1977 g., Tbilisi [Proceedings of the Intergovernmental Conference in Environmental Education 14-26 October 1977, Tbilisi]. Moscow, GKNT SSSR Publ., 1979. 279 p. (in Russian).
5. Dorozhnaya karta osushchestvleniya Global'noy programmy deystviy po OUR [Roadmap of implementation of the Global Programme of Action on ESD] (in Russian). URL: http://www.geogr.msu.ru/science/projects/our/docs/doroz_karta_0UR_2015. pdf (accessed 11 January 2016).
6. Kontseptsiya obshchego ekologicheskogo obrazovaniya v interesakh UR (2010) [The concept of general environmental education for SD (2010)]. Ekologicheskoye obrazovaniye: do shkoly, v shkole, vne shkoly - Environmental Education: before School, at School, out of School, 2012, no. 2, pp. 4-15 (in Russian).
7. Dzyatkovskaya E. N. Obrazovaniye dlya ustoychivogo razvitiya v shkole. Kul'turnye kontsepty. "Zelenye aksiomy". Transdistsiplinarnost' [Education for sustainable development in school. Cultural concepts. "Green axiom" Transdisciplinarity]. Moscow, Obrazovaniye i ekologiya Publ., 2015. 360 p. (in Russian).
8. Khaludorova L. E. K probleme razvitiya ekologicheskoy kompetentnosti pedagoga [On the problem of ecological competence of the teacher]. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta - Buryat State University Bulletin, 2013, pp. 129-133 (in Russian).
9. Tryapitsyna A. P. Postroeniye soderzhaniya distsipliny "Pedagogika" v kontekste standarta vysshego professional'nogo obrazovaniya tret'ego pokoleniya [Building maintenance of discipline "Pedagogy in the context of higher education of the third generation standard]. Pedagogika - Pedagogy, 2010, no. 5, pp. 88-95 (in Russian).
Khaludorova L. E.
Buryat Republican Institute for Educational Policy.
Ul. Sovetskaya, 30, Ulan-Ude, Republic of Buryatia, Russia, 670000. E-mail: l.e.khaludorova@mail.ru