Научная статья на тему 'Экологический туризм как подход в формировании патриотических установок у подростков'

Экологический туризм как подход в формировании патриотических установок у подростков Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
21
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологический туризм / патриотические установки у подростков / развитие патриотического сознания школьников / ecotourism / patriotic attitudes among teenagers / development of patriotic consciousness among schoolchildren

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Чердымова Елена Ивановна, Петросян Георгий Маратович

Современная индустрия туризма – одна из наиболее быстро прогрессирующих отраслей мирового хозяйства, которую можно рассматривать и как самостоятельный вид экономической деятельности, и как межотраслевой комплекс. На сегодняшний день туризм стал явлением, которое вошло в повседневную жизнь огромной части населения планеты. В данной статье анализируются возможности использования экологического туризма в формировании патриотических установок у подростков. Авторами проведено анкетирование 279 учащихся 5–8 классов на базе школы № 29 г. Самара в 2023/24 учебном году. Анализ результатов исследования показал, что пассивный характер отдыха среди подростков проявляется довольно ярко, однако многими подростками отмечается, что экологический туризм их привлекает. Респондентами было отмечено, что экологический туризм должен сочетать в себе возможность увидеть и узнать что-то новое, но при этом им не хотелось уставать ни физически, ни морально, так же ими выражается желание находиться в состоянии психологического покоя. Определено, что мнение о том, что посещение красивых природных мест пробуждает чувство любви к Родине, чувство патриотизма разделило большинство опрашиваемых подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Чердымова Елена Ивановна, Петросян Георгий Маратович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ecological tourism as an approach to forming patriotic attitudes in teenagers

The modern tourism industry is one of the most rapidly progressing sectors of the world economy, which can be considered both as an independent type of economic activity and as an intersectoral complex. Today, tourism has become a phenomenon that has entered the daily life of a huge part of the world’s population. The article analyzes the possibilities of using ecotourism in the formation of patriotic attitudes in adolescents. The authors conducted a survey of 279 students in grades 5–8 at School No. 29 in Samara in the 2023/24 academic year. An analysis of the research results showed that the passive nature of recreation among teenagers is quite wide-spread, however, many teenagers note that ecotourism attracts them. The interviewed teenagers pointed out that ecotourism should combine the opportunity to see and learn something new, but at the same time they did not want to get tired either physically or morally and they express a desire to be in a state of psychological peace. It was determined that the opinion that visiting beautiful natural places awakens a feeling of love for the Motherland, a feeling of patriotism was shared by the majority of the interviewed teenagers.

Текст научной работы на тему «Экологический туризм как подход в формировании патриотических установок у подростков»

I _ _

ISSN 2500-297X Pedagogy and Psychology of Education. 2024. No. 3

DOI: 10.31862/2500-297X-2024-3-70-78 УДК 316

Е.И. Чердымова1, Г.М. Петросян2

1 Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Самара, Российская Федерация

2 Московский психолого-социальный университет, 115191, Москва, Российская Федерация

Экологический туризм как подход в формировании патриотических установок у подростков

Современная индустрия туризма - одна из наиболее быстро прогрессирующих отраслей мирового хозяйства, которую можно рассматривать и как самостоятельный вид экономической деятельности, и как межотраслевой комплекс. На сегодняшний день туризм стал явлением, которое вошло в повседневную жизнь огромной части населения планеты. В данной статье анализируются возможности использования экологического туризма в формировании патриотических установок у подростков. Авторами проведено анкетирование 279 учащихся 5-8 классов на базе школы № 29 г. Самара в 2023/24 учебном году. Анализ результатов исследования показал, что пассивный характер отдыха среди подростков проявляется довольно ярко, однако многими подростками отмечается, что экологический туризм их привлекает. Респондентами было отмечено, что экологический туризм должен сочетать в себе возможность увидеть и узнать что-то новое, но при этом им не хотелось уставать ни физически, ни морально, так же ими выражается желание находиться в состоянии психологического покоя. Определено, что мнение о том, что посещение красивых природных мест пробуждает чувство любви к Родине, чувство патриотизма разделило большинство опрашиваемых подростков.

Ключевые слова: экологический туризм, патриотические установки у подростков, развитие патриотического сознания школьников

© Чердымова Е.И., Петросян Г.М., 2024

Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 international License The content is Licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 international License

я

и

н

а

а т

к и

и п

д с

о о

т в

е

м и

и я и

я н

и е

р ^

о у

е ю

F о

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ: Чердымова Е.И., Петросян Г.М. Экологический туризм как подход в формировании патриотических установок у подростков // Педагогика и психология образования. 2024. № 3. С. 70-78. DOI: 10.31862/2500-297Х-2024-3-70-78

DOI: 10.31862/2500-297X-2024-3-70-78

E.I. Cherdymova1, G.M. Petrosyan2

1 Samara National Research University, Samara, 443086, Russian Federation

2 Moscow Psychologic-Social University, Moscow, 115191, Russian Federation

The modern tourism industry is one of the most rapidly progressing sectors of the world economy, which can be considered both as an independent type of economic activity and as an intersectoral complex. Today, tourism has become a phenomenon that has entered the daily life of a huge part of the world's population. The article analyzes the possibilities of using ecotourism in the formation of patriotic attitudes in adolescents. The authors conducted a survey of 279 students in grades 5-8 at School No. 29 in Samara in the 2023/24 academic year. An analysis of the research results showed that the passive nature of recreation among teenagers is quite wide-spread, however, many teenagers note that ecotourism attracts them. The interviewed K

teenagers pointed out that ecotourism should combine the opportunity to see ^

and learn something new, but at the same time they did not want to get | | tired either physically or morally and they express a desire to be in a state g □ of psychological peace. It was determined that the opinion that visiting | x beautiful natural places awakens a feeling of love for the Motherland, a feeling ^ § of patriotism was shared by the majority of the interviewed teenagers. ^ ^

Key words: ecotourism, patriotic attitudes among teenagers, development vo of patriotic consciousness among schoolchildren

Ecological tourism as an approach to forming patriotic attitudes in teenagers

CITATION: Cherdymova E.I., Petrosyan G.M. Ecological tourism as an approach to forming patriotic attitudes in teenagers. Pedagogy and Psychology of Education. 2024. No. 3. Pp. 70-78. (In Rus.). DOI: 10.31862/2500-297X-2024-3-70-78

Развитие туристической отрасли выводит страны на новый уровень, влияет на узнаваемость территории, ее позиционирование и восприятие в современном мире. Поэтому неслучайно, что интерес к этой деятельности возрастает с каждым годом, вовлекая в нее практически все страны мира, в том числе и Россию [3; 4]. На сегодняшний день не существует фундаментального исследования, посвященного проблеме использования экологического туризма для формирования патриотических установок у подростков. В то же время, следует указать широкий круг работ, непосредственно связанных с поставленной проблемой.

Теоретическими вопросами туристских продуктов занимаются такие исследователи, как В.С. Сенин, А.П. Дурович, Я. Качмарек и А. Стасяк, В.Г. Гуляев, В.Б. Сапрунова. А.П. Дурович в своей работе определяет сущность туристского продукта и раскрывает принципы его продвижения, функции и технологии маркетинговой деятельности в туризме. Я. Качмарек выделяет разные подходы к определению турпродукта [9]. Автор отмечает, что в литературе чаще всего встречаются определения, основанные на структурном подходе. В этом с ним соглашается В.Г. Гуляев. Он считает, что туристский продукт - это комплекс услуг, предоставляемых туристско-экскурсионными предприятиями гражданам (туристам). Г.А. Папирян подходит к изучению современного туристского продукта, рассматривая его как совокупность сложных разнородных элементов. И.В. Зорин, Т.П. Каверина и В.А. Квартальнов в своей работе выделяют четыре характеристики туристского продукта, что позволяет отличать услугу от товара [5]. Авторами отмечается, что для характеристики туристской привлекательности региона имеют важное значение как особенности туристского продукта, так и особенности туристской услуги. Эти понятия обозначают разные этапы создания и реализации продукта. Поэтому их необходимо отличать [9; 10]. К этой | | проблеме обращается и А.Ю. Александрова, которая выделяет свойства

о о туристского продукта, тем самым отличая его от туристской услуги [1]. тв

ме и Также следует выделить исследования, касающиеся инновацион-

^ § ных процессов в обществе и технологий инновационной деятельнос-я н

^ ти в туризме, в которых говорится о роли инноваций в современной

^ ^ экономике и определяются инновации как важная часть общественно-

^ экономического бытия и человеческой жизнедеятельности во всех

го

ГО ■

ее проявлениях [3; 8]. К теме инноваций обращается В.С. Новиков, который на основе использования опыта отечественных и зарубежных исследований раскрывает особенности инновационных процессов в социально-культурном сервисе и туризме, а также эволюционные изменения в этих областях. Эту проблематику развивает и Н.Д. Кондратьев. Он говорит о необходимости системного взгляда на инновации и исследует инновационную проблематику на макроуровнях. Непосредственно в рамках экологического туризма выделяются работы Т.К. Сергеевой, В.В. Храбровченко, Е.Ю. Колбовского и других авторов [6; 8; 10].

Туризм стимулирует развитие элементов инфраструктуры - гостиниц, ресторанов, предприятий торговли. Также туризм имеет широкие возможности для привлечения иностранной валюты и разного рода инвестиций. Исходя из этих преимуществ, возникает необходимость создания программ развития туризма во всех регионах, где имеется ресурсная база, определяющая достаточно высокий туристский потенциал. И каждый регион обладает своим особенным набором экологических природных ресурсов. С другой стороны, в настоящее время традиционные методы турпродукта приобретают иную инновационную направленность. Также возникает необходимость в поиске альтернативных методов формирования патриотического сознания, патриотических установок у современных подростков [2; 14]. Формирование патриотических установок у подростков является значительной и ключевой проблемой современного общества [7; 11-13]. В современной ситуации, которая характеризуется быстрыми переменами в политической, экономической и социокультурной сферах, очень важно привить подрастающему поколению глубокое чувство привязанности к своей Родине, и экологический туризм является одним из возможных факторов для его формирования. Рассмотрим характеристики патриотизма, представленные на рис. 1.

В контексте современных тенденций рассматриваемый инновационный подход использования экологического туризма - наиболее подходящий для развития патриотического сознания и его структурных компонентов, в частности, патриотических установок. Уже во многих странах к экологическому туризму начинают относиться по-другому, как к источнику нового мышления. |

Увеличение турпотока отмечается в Краснодарском, Ставропольском о

I— m

и Алтайском краях, Ростовской, Тверской, Московской, Пензенской, ^ х Свердловской и Нижегородской областях, Республиках Карелия, Алтай, ^ § Татарстан, Карачаево-Черкесской Республике. Это говорит о том, что ^ наряду с областями, где традиции туризма обусловлены историческими ^ ю1 предпосылками, эта отрасль начинает развиваться во всех регионах, где

го

го

имеется ресурсная база, определяющая достаточно высокий туристский потенциал, и этот инновационный потенциал надо эффективно использовать для формирования патриотических установок подрастающего поколения.

Рис. 1. Характеристики патриотизма

Инновация - это в первую очередь новшество, новый или усовершенствованный продукт, услуга, технология, внедренные на рынке, в производственно-хозяйственной, культурной, просветительской деятельности, в общественной жизни, которая, конечно же, привлекает внимание потребителей. В практической направленности инновационной идеи и состоит ее притягательная сила не только для предпринимательства, но и для культурно-просветительской составляющей. Исходя из этого, мы предлагаем использовать новый турпродукт, способный заинтересовать и привлечь внимание подрастающего поколения, в также активизировать механизм формирования патриотических установок у подростков.

Основные принципы экологического туризма представлены на рис. 2. Цель исследования - определить возможности использования экологического туризма в формировании патриотических установок у подростков. В исследовании применялся метод анкетирования. Анкета состояла из трех блоков:

- выявление предпочтительного вида отдыха;

- исследование отношения к природным объектам;

- исследование отношения к экологическому туризму как способу формирования патриотических установок.

я

и

н

а

а н

к и

и п

д с

о о

н в

е

Z и

и я и

я н

и е

р

о

е б

н- о

Рис. 2. Основные принципы экологического туризма

Исследование проводилось в 2023/24 учебном году, в нем приняли участие 279 учащихся 5-8 классов школы № 29 г. Самары.

Получены следующие результаты: 68% респондентов предпочитают провести свое свободное время дома. Большинство информантов (79%) проводят время за компьютером, в итоге пассивный характер отдыха среди подростков проявляется довольно ярко. С другой стороны, тишина и покой для респондентов также занимают не последнее место при организации своего отдыха, именно этот вариант ответа выбрали 24% респондентов, отвечая на вопрос: «Что, в первую очередь, Вас интересует, когда Вы собираетесь отдохнуть?». Многие информанты (35%) ответили, что туризм должен сочетать в себе возможность увидеть и узнать что-то новое, однако, им не хотелось бы при этом уставать ни физически, ни морально, т.е. ими выражается желание нахождения в состоянии психологического покоя.

Анализируя распределение доли подростков, участвующих в анкетировании, при ответе на вопрос: «Где вы обычно отдыхаете, проводите каникулы?», можно сделать вывод о том, что большинство, а именно 63% респондентов, проводят каникулы за границей. Наличие у семьи земельного участка, дачи также имеет немаловажное значение для анализа формирования и организации свободного времени. При ответе на вопрос: «У вашей семьи есть дача, участок земли, дом за горо- к дом?» 67% опрошенных имеют жилье загородного типа, соответствен- ^ но, могут проводить там свое свободное время, и при этом только 26% | х респондентов проводят каникулы на дачном участке. 5 £

Задаваясь вопросом о том, насколько респонденты осведомлены о про- ^ ™ блематике исследования, т.е. о самом термине «экологический туризм», х § были заданы несколько вопросов. Так, при ответе на вопрос «Знае- ^ ^ те ли вы какие-либо национальные парки, заповедники, заказники (дру- ^ ю1 гие охраняемые природные территории)?» большинство опрошенных

(68%) утверждают, что знают национальные парки, заповедники и другие охраняемые территории, при этом при вопросе о конкретизации таковых подростки зачастую затруднялись с ответом. Как указывают респонденты, правила противопожарной безопасности в лесу ими беспрекословно выполняются (100%), но, как известно, человеческий фактор при возникновении пожаров в лесу до сих пор стоит на первом месте в списках причин возникновения пожаров. Правила соблюдения чистоты в лесу и других местах отдыха отметили практически все респонденты.

Проблема финансирования и содержания национальных парков и заповедников сегодня не теряет своей актуальности. Респонденты, отвечая на вопрос: «За посещение природных мест, национальных парков и заповедников нужно платить не в меньшей степени, чем за посещение музеев, выставок или театров. Как Вы относитесь к этому утверждению?» согласились полностью 35% респондентов. С необходимостью в какой-то степени оплачивать нахождение человека на территории национальных парков и заповедников согласились 22%.

Отвечая на вопрос: «Вы согласны с утверждением: брать деньги за вход в лес, парк или другие ценные уголки природы - неправильно», большинство респондентов (51%) не согласны, т.е. считают правомерным и необходимым денежные взносы на содержание национальных парков и заповедников. Мнение о том, что «посещение красивых природных мест пробуждает чувство любви к Родине, чувство патриотизма» разделило большинство опрашиваемых подростков - 78%.

В современной ситуации уровень развития туризма и методы, используемые при этом, безусловно, влияют на такую характеристику региона, как его имидж, наряду с такими факторами, как культура, уровень жизни, образования, развитость инфраструктуры. В связи с современной тенденцией увеличения конкуренции между регионами России, проблема формирования имиджа регионов приобретает все большую значимость. По нашему мнению, туризм можно рассматривать в качестве ресурса не только привлекательности региона, но и формирования к патриотических установок у подрастающего поколения. ^ Устойчивый экономический рост стран, повышение благосостояния, I | увеличение свободного времени населения и укрепление взаимосвязей if о во всех сферах деятельности позволили существенно расширить гео-^ х графию путешествий, увеличить объем туристского обмена, но одной ^ х из важнейших задач, на наш взгляд, является задача привлечения вни-^ мания к родному краю. И с помощью экологического туризма можно ^ vi? обогащать сознание подрастающего поколения, формируя патриотиче-

ские установки.

Библиографический список / References

1. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. М., 2002. [Aleksandrova A.Yu. Struktura turistskogo rynka [The structure of the tourist market]. Moscow, 2002].

2. Головань С.А. Формирование патриотических ценностей в сознании современной молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 9. C. 30-34. [Golovan S.A. Formation of patriotic values in the minds of modern youth. Humanitarian, Socio-Economic and Social Sciences. 2020. No. 9. Pp. 30-34. (In Rus.)]

3. Дурович А.П. Маркетинг в туризме. М., 2000. [Durovich A.P. Marketing v turizme [Marketing in tourism]. Moscow, 2000.]

4. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. М., 2000. [Zorin I.V., Kaverina T.P., Kvartalnov V.A. Turizm kak vid deyatelnosti [Tourism as a type of activity]. Moscow, 2000.]

5. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма: справочник. М., 2000. [Zorin I.V., Kvartalnov V.A. Entsiklopediya turizma [Encyclopedia of tourism]. Directory. Moscow, 2000.]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сергеева Т.К. Экологический туризм. М., 2004. [Sergeeva T.K. Ecological tourism [Ecological tourism]. Moscow, 2004.

7. Семенкова С.Н. Влияние психологических факторов на проявление патриотизма // Актуальные вопросы современной науки. 2015. № 42. С. 139-148. [Semenkova S.N. Influence of psychological factors on the manifestation of patriotism. Actual Issues of Modern Science. 2015. No. 42. Pp. 139-148. (In Rus.)]

8. Колбовский Е.Ю. Экологический туризм и экология туризма: учебное пособие. М., 2006. [Kolbovsky E.Yu. Ekologicheskiy turizm i ekologiya turizma [Ecological tourism and ecology of tourism]. Textbook. Moscow, 2006.]

9. Качмарек Я., Стасяк А., Влодарчик Б. Туристский продукт: замысел, организация, управление: учебное пособие для студентов вузов / пер. с польского И.Д. Рудинского. М., 2008. [Kaczmarek Ja., Stasiak A., Wlodarczyk B. Turistskiy produkt: zamysel, organizatsiya, upravlenie [Produkt turystyczny: pomysl, organizacja, zarz^dzanie]. Textbook. I.D. Rudinsky (transl.). Moscow, 2008.]

10. Храбровченко В.В. Экологический туризм: учебно-методическое пособие. М., 2003. [Khrabrovchenko V.V. Ekologicheskiy turizm [Ecological tourism]. Study guide. Moscow, 2003.]

11. Шаронов А.А. Механизмы формирования патриотической активности подростков // Инновационные технологии в науке нового времени: сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2017. С. 191-193. [Sharonov A.A. Mechanisms for the formation of patriotic g activity of adolescents. Innovatsionnye tekhnologii v nauke novogo vremeni: g: sbornik statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ufa, 2017. <5 Pp. 191-193. (In Rus.)] *

12. Щенникова К.Ю. Традиционные ценности как фактор сохранения и еди-

нения современной России // Власть. 2017. № 1. С. 159-164. [Shchenniko- о. va K.Yu. Traditional values as a factor in the preservation and unity of modern ли

Russia. Vlast. 2017. No. 1. Pp. 159-164.(In Rus.)]

13. Schatz R.T., Staub E., Lavine H. On the varieties of national attachment: Blind versusi constructive patriotism. Political Psychology. 1999. No. 20 (1). Pp. 151-174.

14. Rothi D.M., Lyons E., Chryssochoou X. National Attachment and Patriotism in a European Nation: A British Study. Political Psychology. 2005. No. 26 (1). Pp. 135-155.

Статья поступила в редакцию 09.02.2024, принята к публикации 19.03.2024 The article was received on 09.02.2024, accepted for publication 19.03.2024

Сведения об авторах / About the authors

Чердымова Елена Ивановна - доктор психологических наук; профессор кафедры социологии и культурологии факультета социологии Социально-гуманитарного института, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева

Elena I. Cherdymova - Dr. Psychology Hab.; Professor at the Department of Sociology and Cultural Studies of the Faculty of Sociology of the Social and Humanitarian Institute, Samara National Research University E-mail: [email protected]

Петросян Георгий Маратович - аспирант кафедры социальной психологии факультета психологии, Московский психолого-социальный университет

Georgy M. Petrosyan - postgraduate student at the Department of Social Psychology of the Faculty of Psychology, Moscow Psychologic-Social University E-mail: [email protected]

Заявленный вклад авторов

Чердымова Е.И. - планирование и проведение исследования, анализ теоретических данных по проблеме исследования, подготовка текста статьи

Петросян Г.М. - проведение исследования, анализ теоретических и экспериментальных данных исследования, подготовка текста статьи

| Contribution of the authors

го

Л Ц E.I. Cherdymova - planning and conducting research, analysis of theoretical data

о о on the research problem, preparation of the article

z x G.M. Petrosyan - conducting research, analysis of theoretical and experimental

x ц research data, preparation of the text of the article

x ш О. т о ^

^ ю Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи

All authors have read and approved the final manuscript

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.