Научная статья на тему 'Экологический туризм как компонент формирования имиджа территории'

Экологический туризм как компонент формирования имиджа территории Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
972
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ / ИМИДЖ ТЕРРИТОРИИ / СОХРАНЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОГО РАЗНООБРАЗИЯ / ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ / ALTAI REGION / ECO-TOURISM / IMAGE OF A TERRITORY / CONSERVATION OF BIOLOGICAL DIVERSITY / MAJOR PROBLEMS

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Барышникова Елена Михайловна

Цель работы — обоснование создания регулируемого всесезонного туризма в Бийском районе Алтайского края. Основной задачей является формирование имиджа территории. Одним из компонентов формирования предлагается развитие экологического туризма в Бийском районе как одного из популярного и наименее затратного вида туристской деятельности. Произведенный методом теоретического исследования анализ природного, оздоровительного и исторического потенциалов территории показала целесообразность развития экологического туризма в данной местности. Также выявлены проблемы, негативно влияющие на инвестиционную привлекательность района, и его положительный образ в плане привлечения туристов: низкая инвестиционная активность; недостаточная развитость инфраструктуры; сезонность предлагаемых туристских услуг; недостаток в квалифицированной рабочей силе среднего и начального звена, качество туристского обслуживания; неравномерное рекреационное освоение территории (район представлен в основном Всероссийским Мемориальным Музеем-заповедником В.М. Шукшина). Задачи для решения вышеперечисленных проблем: участие в федеральных и краевых целевых программах грантовой поддержки, трансформация сбережений населения в инвестиции; создание инфраструктуры зимних видов отдыха, которые специализировались бы на приеме туристов в зимнее время, выстраивание в соответствии с сезоном экскурсионных программ; ввод многоуровневой системы подготовки кадров для туризма путем тесного взаимодействия с образовательными учреждениями; использование местного потенциала, например, организация визит-центров, где проводились бы тематические вечера, мероприятия с целью привлечения внимания жителей Алтайского края к проблемам охраны природы, обучение детей базовым знаниям по сохранению биоразнообразия, организация праздников, фестивалей, посвященных поддержанию здоровья окружающей среды и ценности природных ресурсов, создание эко-музея под открытым небом на Бехтемирском городище (по типу Тюльбергского городка близ Кемерово); создание информационных потоков, рекламы для увеличения интереса к Бийскому району. Таким образом, развитие экологического туризма будет содействовать формированию имиджа территории, развитию регулируемого, всесезонного туризма в Бийском районе. Это даст возможность повысить благосостояние жителей, увеличить доходную базу местного бюджета, проявить стимулы к охране достопримечательностей и сохранению природных ресурсов, способствовать инвестиционной привлекательности района.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECO-TOURISM AS A COMPONENT OF IMAGE-BUILDING OF A TERRITORY

The development of year-round tourism in the Biysk District of the Altai Region is substantiated. The objective is the image-building of the territory. The following problems negatively affecting the investment appeal of the area and its touristic have been revealed: low investment activity, underdeveloped tourism infrastructure, seasonality of offered tourist services, lack of skilled labor, low quality of tourist services, uneven recreational development of the territory. The following solutions of the above problems are proposed: participation in federal and regional grant programs, the transformation of the population’s savings into investments, the creation of winter tourism infrastructure, seasonal adjustment of the offered tours, multilevel training of touristic personnel in cooperation with educational institutions, using local potential (e.g. establishing visitors’ centers as the places for themed events to drawing attention to the environmental issues, to teach children basic knowledge of biodiversity conservation, etc.), and the intensification of information flow and advertising to raise touristic interest. The development of eco-tourism will promote image-building of the territory and the development of year-round tourism in the Biysk District, thus improving living standards of the residents and increasing tax revenues to the local budget, providing incentives for the protection of natural landmarks and natural resources, and promote investment appeal of the area.

Текст научной работы на тему «Экологический туризм как компонент формирования имиджа территории»

Библиографический список

1. Amenities for Rural Development — Required Policy Responses Working Party N 6 on Regional Development Policies) — DT/REG(98)8 — OECD Headquarters/.

2. Perman, R., Yue, M., McGilvray, J. and M. Common (2003): Natural Resource and Environmental Economics. 3rd Edition, P. 411-418.

3. Словарь современной экономической теории Макмиллана. — М., 1997. — 608 с.

4. Янбых Р.Г., Межонова Н.В. Экстерналии сельской местности и государственная политика сельского развития // Никоновские чтения — 2008: Роль инновации в развитии агропромышленного комплекса; под ред. А.В. Петрикова. — М.: ВИАПИ им. А.А. Никонова, «Энциклопедия российских деревень». — 2008.

5. Официальный сайт Алтайского края по сельскому туризму http://www.selo22.ru/ dlya_usadebZpredostavlenie_uslug.html.

+ + +

УДК 338.48:631.95(571.15) Е.М. Барышникова

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ КАК КОМПОНЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ТЕРРИТОРИИ

Ключевые слова: Алтайский край, экологический туризм, имидж территории, сохранение биологического разнообразия, основные проблемы.

Положительный образ территории, или ее имидж, формируется благодаря воздействию значительного количества факторов: наличие рекреационных ресурсов и экологическая составляющая территории, уровень и перспективы развития экономики, наличие развитой инфраструктуры, транспорта, сферы услуг, а также ее общая инвестиционная привлекательность.

Туризм, развитый на достаточно высоком уровне, позволяет путешественникам составить свое положительное мнение той или иной территории, а также престижа места в целом.

В плане развития экономики это может иметь первостепенное значение для привлечения инвестиций. Особенно важен положительный имидж территории для привлечения частного капитала. Величина привлеченного капитала оказывает косвенное воздействие туризма на экономику и социальную сферу на муниципальном и региональном уровне.

По туристическому потенциалу Алтайский край входит в 20 наиболее привлекательных регионов страны и занимает 2-е место среди регионов Сибирского федерального округа.

По данным общероссийской общественной организации «Зеленый патруль» Алтайский край занимает седьмое место в рейтинге экологически чистых регионов страны [1].

Благодаря стратегическому преимуществу географического положения региона,

уникальные природно-климатические условия края в сочетании с хорошо сохранившимся историко-культурным наследием (свыше 5000 памятников истории) создают потенциал для развития высокоэффективного, конкурентоспособного туристско-рекреационного комплекса международного уровня, формирующего благоприятный имидж региона на международной арене и обеспечивающего растущие потребности российских граждан в услугах, связанных с отдыхом, лечением и туризмом [2].

Сфера туризма является важным элементом экономики Алтайского края и одним из приоритетных направлений ее развития. Государственное регулирование проектов осуществляется с помощью Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2016 годы». В её рамках в регионе реализуются два проекта: автоту-ристский кластер «Золотые ворота Алтая» и туристско-рекреационный кластер «Белоку-риха» [3].

Автотуристский кластер «Золотые ворота Алтая» на въезде в город Бийск раскинется на 60 га. Этот комплекс включит в себя ресторан, гостиницу-кемпинг, информационно-логический центр, торговый центр, сувенирные лавки, филиал автовокзала, блок с душевыми и горячей водой, ландшафтный дизайн с водными объектами. Предположительная стоимость проекта составит 1100 млн руб. Объект будет сдаваться не целиком, а поэтапно. «Золотые ворота Алтая» откроются в 2013 г. [4].

Туристско-рекреационный кластер «Бе-локуриха» основан на развитии 3 крупных комплексов, подразумевающих развитие 9

инвестиционных проектов, 5 из которых будут находиться в городе-курорте федерального значения Белокурихе, куда входят ту-ристско-развлекательный комплекс, санаторий, оздоровительный центр, 2 гостиничных комплекса.

Не менее значимые проекты «Малое Золотое кольцо Алтая» и «Большое золотое кольцо Алтая» реализуются согласно долгосрочной целевой программе «Развитие туризма в Алтайском крае на 2011-2016 годы» [5]. Так, брендовый маршрут «Малое Золотое кольцо Алтая» начал активно осваиваться туристами. Его продолжительность от 2 до 5 дней — в зависимости от наполнения программы. Он включает в себя два города и четыре района края: Бийск, Белокуриху, Бийский, Красногорский, Алтайский и Смоленский районы. Общая протяженность маршрута — около 295 км. В городе-наукограде Бийск вы познакомитесь с памятниками истории и архитектуры. Бий-ский район известен мемориальным музеем Василия Шукшина на его родине в селе Сростки. В Смоленском районе, в селе Верх-Обское, вам предложат посетить музей бывшего губернатора Алтайского края и народного артиста Михаила Евдокимова. В городе-курорте Белокуриха удержание отрицательных аэронов воздуха в верхней части курорта и на склонах гор превосходит швейцарский курорт Давос более чем в два раза, а солнечных дней в году столько же, сколько на курортах Кавказа и Крыма. В Красногорском районе можно посетить пасеку и увидеть своими глазами, как качают мед. В Алтайском районе туристам запомнится фитоэкскурсия в дендрарий, посещение большой Тавдинской пещеры, археологический парк «Перекресток миров» и памятник Николаю Рериху в «Бирюзовой Кату-ни».

Оформление межрегионального трансграничного маршрута «Большое золотое кольцо Алтая» началось с 2012 г. Он свяжет Восточно-Казахстанскую область Республики Казахстан, предгорья, степную часть Алтайского края (всего девять городов и 47 районов края) и Кузбасс [6].

Кроме того, через территорию края проходит поток туристов, направляющихся в Республику Алтай, — более 500 тыс. чел. По оценке, в 2010 г. количество туристов достигло 1,1 млн чел., в т.ч. 100 тыс. иностранных, а в 2012 г. туристический поток по прогнозам специалистов может достичь 1,5 млн чел., к 2020 г. — до 3,5 млн чел. в год [7].

В многообразии видов туристской деятельности наиболее популярным является экологический туризм. Экотуризм сочетает отдых, развлечение и экологическое обра-

зование для путешественников и подразумевает наличие определенных, щадящих окружающую природу правил поведения. Он удовлетворяет целому ряду критериев, включая сохранение биологического разнообразия в рамках защиты экосистем. Наиболее известные экологические маршруты в Алтайском крае — это Тигирекский биосферный государственный заповедник и долина водопадов на реке Шинок.

Бийский район Алтайского края занимает выгодное географическое положение и уникальные природно-климатические условия. Основные водные артерии, реки Бия и Катунь, пересекают район в западном направлении. В районе 11 организаций (санаторно-оздоровительных, туристских, спортивных, в том числе 2 комплекса с бугель-ными подъемниками) на 528 единиц мест единовременного размещения [8], памятники археологии федерального значения (группа стоянок «Сростки» эпоха палеолита, курганная группа «Сростки» VШ-X вв. н.э. юго-восточнее с. Сростки) [9], памятники археологии краевого значения [10], 4 лыжные базы, биатлонный комплекс, 3 детских туристических клуба (с. Сростки, с. Верх-Катунское, с. Стан-Бехтемир), 8 объектов общественного питания. В 201 1 г. в Бийском районе побывали 48,51 тыс. туристов [8].

Оценка природного, оздоровительного и исторического потенциалов района показала целесообразность развития экотуризма в данной местности. Для его развития, улучшения условий жизни граждан, повышения их занятости, привлечения инвестиций в развитие материальной базы туристических объектов и внедрения финансово-кредитных механизмов поддержки разработана Муниципальная целевая программа «Развитие туризма в муниципальном образовании Бийский район Алтайского края» на 20122016 гг. Она отражает основные задачи развития туризма на территории района. Так, при содействии Кемеровского государственного университета разрабатывается возможность создания экомузея под открытым небом на Бехтемирском городище (по типу Тюльбергского городка близ Кемерово) [11]. Село Сростки вошло в состав кольцевого туристического маршрута «Малое Золотое кольцо Алтая».

К основным проблемам в сфере туризма Бийского района можно отнести:

• недостаток финансовых ресурсов (способ решения — участие в федеральных и краевых целевых программах грантовой поддержки);

•низкая инвестиционная активность (способы решения — повышение инвестиционной привлекательности района (привлечение инвесторов путем формирования положитель-

ного имиджа территории, трансформация сбережений населения в инвестиции и др.);

•потребность в квалифицированной рабочей силе среднего и начального звена, качество туристского обслуживания (решение — в многоуровневой системе подготовки кадров для туризма путем тесного взаимодействия с образовательными учреждениями (целевой набор на бюджетные места с механизмом последующего распределения выпускников, привлечение студентов на практику и др.) [12];

•сезонность предлагаемых туристских услуг (способы решения — создание инфраструктуры зимних видов отдыха, которые специализировались бы на приеме туристов в зимнее время, выстраивание в соответствии с сезоном экскурсионных программ) [13];

•неравномерное рекреационное освоение территории района. Туристско-рекреационная нагрузка для одних территорий становится чрезмерной, а другие -осваиваются медленно. Одной из основных причин является недостаточная развитость инфраструктуры: объектов дорожного и

коммунального хозяйства, энергетики, связи (решение — в разработке схем функционального зонирования района, перспективных с точки зрения развития туризма, и проведение их экологической экспертизы. Без осуществления этого механизма туристическим организациям, участникам программ будет крайне сложно решить земельные вопросы, соблюсти все законодательные ограничения, что приведет либо к прекращению развития, либо к его развитию в теневом секторе экономики [14]. Все предлагаемые зоны в районе должны быть увязаны между собой, иначе теряются природно-рекреационные и организационноэкономические связи. Для наиболее полного использования местного потенциала предлагается разработка различных туристких маршрутов, организация визит-центров, где проводились бы тематические вечера, мероприятия с целью привлечения внимания жителей Алтайского края к проблемам охраны природы, обучение детей базовым знаниям по сохранению биоразнообразия, организовались праздники, фестивали, посвященные поддержанию здоровья окружающей среды и ценности природных ресурсов, и др.).

Территория имеет слабовыраженный имидж, представлена в основном Всероссийским мемориальным музеем-заповедником В.М. Шукшина. Необходимо приложить больше усилий для создания информационных потоков и рекламы. Помимо этого по мере увеличения интереса к Бийскому району необходимо вкладывать

средства в развитие его инфраструктуры и сферы обслуживания.

Таким образом, при решении вышеперечисленных проблем, развитие экотуризма в Бийском районе будет содействовать формированию имиджа территории, способствовать занятости местного населения, расширению источников формирования доходной базы местного бюджета и последующего развития регулируемого туризма в Бийском районе. Это даст возможность повысить благосостояние жителей, улучшить инфраструктуру, проявить стимулы к охране достопримечательностей и сохранению природных ресурсов, обеспечить развитие смежных секторов экономической деятельности и способствовать инвестиционной привлекательности района.

Библиографический список

1. Алтайский край вошел в десятку экологически чистых регионов страны [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://altairegion22.ru/regюn_news/altaiskii-krai-voshel-v-desyatku-ekologicheski-chistyh-regionov-strany_240426.html.

2. Постановление Администрации Алтайского края от 28.12. 2007 № 622 «О комплексной программе социально-экономического развития Алтайского края» — информационная система КонсультантПлюс, 2011.

3. В Федеральную целевую программу

«Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ в 2011-2016 годах» рекомендованы два проекта алтайского края [Электронный ресурс] — Режим доступа:

http://www.econom22.ru/press-centre/news/ от 15.09.2010.

4. Карышева Н. Наука как объект туризма // Бийский рабочий. — 16.06.2011.

5. Карлин А.Б. В Алтайском крае функ-

ционируют 880 туристских предприятий [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://altairegion22.ru/region_news/aleksan dr-karlin-v-altaiskom-krae- ^п^юЫшу^ -

880-turistskih-predpriyatii_237321.html.

6. В Алтайском крае утвердили схемы новых туристических маршрутов [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://altairegion22.ru/region_news/doc22r u-v-altaiskom-krae-utverdili-shemy-novyh-turisticheskih-marshrutov_240151.html.

7. Алтайский край рассчитывает к 2020 году втрое увеличить турпоток в регион [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://altairegion22.ru/region_news/137217 .N1^.

8. Постановление Администрации Бийско-

го района Алтайского края от 29.02.2012 г. № 161 «Об утверждении муниципальной

целевой программы «Развитие туризма в

муниципальном образовании Бийский район Алтайского края» на 2012-2016 годы».

9. Указ Президента от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» / информационная система ГАРАНТ-ЭКСПЕРТ.

10. Постановление Алтайского краевого законодательного собрания от 28.12.1994 № 169 «Об историко-культурном наследии Алтайского края» (с изменениями от 31 октября 2005 г., 29 марта 2011 г.) — информационная система гАрАНТ-ЭКсПеРТ, 2012.

11. Огурцов А.Ю. Бехтемирский укрепленный линейный опорный пункт как объект

структурно-функционального анализа // Музей и наука: матер. с Междунар. конф. / Кемеровский государственный университет (10-12 ноября 2011 г.).

12. Империя туризма [Электронный ресурс] — Режим доступа:

http://www.doc22.ru/information/2009-07-15-05-06-10/2769.

13. Природа Алтая. Общественно-экологическое издание. — 2012 г. — № 1-2.

14. Роль туризма в социально-экономическом развитии Алтайского края -[Электронный ресурс] — Режим доступа: http://altairegion22.ru/info/tour_old/altai_6 -9/index.php?sphrase_id = 143624.

+ + +

УДК 338.93:658.5 (470.57) Ю.Я. Рахматуллин

ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ МЕТОДИКИ УЧЁТА И ПРОБЛЕМЫ СЧЁТА 90 «ПРОДАЖИ» ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЛЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Ключевые слова: себестоимость, выручка, учёт, финансовые результаты, товарная продукция, переменные затраты, маржинальный доход, растениеводство, амортизация, животноводство.

Введение

Учет финансовых результатов является центральным и одним из наиболее важных вопросов во всей системе бухгалтерского учета. Важность учета финансовых результатов предопределяется тем обстоятельством, что по его данным формируется информация о прибыли предприятия.

Объём товарной продукции — это один из основных показателей, характеризующих деятельность предприятия (организации). Под продажей продукции понимается отчуждение имущества, т.е. передача права собственности на него в результате сделки купли-продажи, поставки, мены, подряда, услуги и других, предусмотренных Гражданским Кодексом Российской Федерации. Ещё более определенно об этом сказано в части 1 Налогового Кодекса Российской Федерации: «Продажей товаров, работ и услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признаётся, соответственно, передача на возмездной основе (в т.ч. обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результаты выполненных работ и оказание услуг одним лицом для другого лица в случаях,

предусмотренных настоящим Кодексом..., на безвозмездной основе» (ст. 39 п. 1) [1].

По нашему мнению, в российском законодательстве выручке уделяется мало внимания. Так, в соответствии с Международными стандартами финансовой отчётности выручке посвящён отдельный стандарт МСФО 18, который так и называется «Выручка», а категория «доходы» определяется в концептуальной главе МСФО «Принципы». Российский стандарт ПБУ 9/99 «Доходы организации» по сути представляет собой совмещение концептуальных основ с их практической реализацией [2]. В МСФО 18 признание выручки осуществляется по-разному, в зависимости от её вида:

- выручка от продажи товаров;

- выручка от предоставления услуг;

- выручка от использования другими сторонами активов компании, приносящих проценты, лицензионные платежи и дивиденды.

Целью исследования являются пути улучшения методики учёта финансовых результатов. Задача — изучение различных проблем и состояния учёта формирования прибыли в сельском хозяйстве.

Результаты и их обсуждение

Мы считаем, что в российской системе бухгалтерского учёта существует упрощённый подход к моменту признания дохода. Признание выручки необходимо дифференцировать по видам деятельности. Признание

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.