ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 338.24
DOI 10.52452/18115942_2023_3_8
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНД КАК НОВЫЙ ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБЪЕКТОВ РАЗМЕЩЕНИЯ
© 2023 г. В. С. Алиева, В.Н. Парахина, Л.Р. Алиева, А.В. Савцова
Алиева Вероника Самедовна, аспирант кафедры менеджмента Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь veronika.alieva.98@mail.ru Парахина Валентина Николаевна, д.э.н.; проф.;
заведующая кафедрой менеджмента Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь
vp arakhina@ncfu. ru
Алиева Людмила Руслановна, д.т.н.; доц.; доцент кафедры прикладной биотехнологии Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь lalieva@ncfu.ru
Савцова Анна Валерьевна, д.э.н.; доц.; профессор кафедры финансов и кредита Северо-Кавказского федерального университета, Ставрополь levandanna@y andex.ru
Статья поступила в редакцию 25.05.2023 Статья принята к публикации 24.07.2023
Внимание потребителей отельных услуг к экологическим проблемам увеличивается, что побуждает отели внедрять инновационный менеджмент на своих предприятиях. Установлено, что следование принципам эко-логичности и ресурсосбережения помогает отелям улучшить свой рейтинг, создать узнаваемость бренда и повышает конкурентоспособность отеля. Внедрение «зеленых» технологических инноваций и адаптированного сервиса способствует появлению новой категории лояльных потребителей, для которых экологичность, удаленность от шумных перегруженных мегаполисов, единение с природой являются главными аргументами при выборе места размещения на отдыхе. Придерживаясь принципов экологического тренда, отели активно внедряют экологичный дизайн зданий, умные технологии для снижения потребления ресурсов, а также вовлекают гостей в экологические практики. Одной из наиболее эффективных форм предприятий такого типа является глэмпинг. Это направление занимает устойчивую нишу в мировой практике и успешно набирает обороты в Российской Федерации. Цель данной работы - исследование экологических трендов и технологических инноваций, применяемых при проектировании и эксплуатации отелей, а также изучение глэмпинга как особого явления на рынке гостиничных услуг. Методология исследования построена на комплексном анализе российских и зарубежных кейсов, статистических данных, нормативных документов, публикаций и интернет-сайтов, посвященных инновационным экологическим трендам развития индустрии гостеприимства. Анализ сложившейся практики показал, что стимулами внедрения технологических инноваций на объектах размещения являются снижение экологической нагрузки на окружающую среду, оптимизация использования энергетических и материальных ресурсов, возможность привлечения новой категории потребителей. Изучение глэмпинга как особого вида гостиничного предприятия выявило инновационные подходы к организации ресурсосбережения.
Ключевые слова: конкурентоспособность, экологичный тренд, глэмпинг, технологические инновации, ресурсосбережение, гостиничный бизнес.
Введение
Внедрение «зеленого» тренда в индустрии гостеприимства набирает темп благодаря растущему сегменту путешественников, ориентированных на экологически чистые объекты размещения и готовых платить больше за «зеленое» жилье.
Многие известные гостиничные сети стали внедрять экологичный менеджмент на своих предприятиях [1]. Эта тенденция наблюдается
во всем мире: все больше передовых отелей борются за повышение конкурентоспособности за счет внедрения «зеленых» технологических инноваций. С одной стороны, это связано с растущим беспокойством потребителей по поводу глобального потепления и изменения климата под воздействием антропогенных факторов, с другой стороны, с тем фактом, что многие отели предпочитают внедрять «зеленые» инновации, поскольку они позволяют сокращать по-
требление энергии, воды и выброс отходов и, как следствие, снижают нагрузку на окружающую среду.
Новым растущим направлением в отельном бизнесе, сочетающим современные технологии и экологичность, является глэмпинг. Существует несколько трактований понятия «глэмпинг», каждое из которых опирается на какую-то определенную характеристику, наиболее важную, по мнению автора. Нами были выбраны определения, помогающие ассоциировать глэмпинг с теми или иными объектами размещения, которые дают понимание, что ждет его гостей. Рассмотрим некоторые из определений. Например, Кембриджский словарь трактует глэмпинг как тип кемпинга, который более удобен и комфортабелен, чем традиционный кемпинг [2]. В это же время Британская энциклопедия утверждает, что глэмпинг - кемпинг на открытом воздухе с удобствами (такими как кровати, электричество и доступ к внутренней сантехнике), которые обычно не используются при кемпинге [3]. Российские же авторы переводят его как гламурный кемпинг, отличающийся тем, что это отдых на природе со всеми удобствами и полноценным отельным обслуживанием [4].
На основе проведенного исследования различных форм данного типа объектов размещения авторами предложено собственное определение. Глэмпинг - это переходная форма между проживанием на открытом воздухе и в помещении, которая дает возможность внедрять инновации, сочетая комфортные условия проживания, высокий сервис с отдыхом на свежем воздухе и заботой об окружающей среде.
Анализ публикаций российских и зарубежных авторов показал, что глэмпинг как выделенный сегмент на рынке гостиничных услуг является практически неизученным [5-8]. Вместе с тем исследование экологических трендов и технологических инноваций, применяемых при проектировании и эксплуатации глэмпин-гов, обеспечивающих их конкурентоспособность, представляет научный интерес и практическую значимость.
Эксплуатация окружающей среды предприятиями туризма и гостеприимства
Индустрия туризма и гостеприимства создает рабочие места, приносит прибыль и способствует социально-экономическому развитию отдельных регионов, однако, к сожалению, динамичный рост сферы туризма не всегда приносит только пользу. Как показывают современные исследования, развитие туризма напрямую влияет на увеличение уровня выбросов С02 в окружаю-
щую среду. Исследование, проведенное компанией Lenzen, показало, что в 2009-2013 гг. ежегодный глобальный углеродный след туризма увеличился с 3.9 до 4.5 миллиарда тонн эквивалента CO2 [9]. Абсолютный лидер - авиаперевозки. Именно на авиатранспорт и логистику (аэропорты и наземные сооружения) приходится до 95% углеродного следа индустрии туризма и путешествий [10]. Кроме того, отрицательное влияние на окружающую среду оказывает строительство крупных отелей, особенно в экологически чистых районах. Индустрия гостеприимства потребляет все больше энергии, пресной воды, пищевого сырья и земельных ресурсов. Глобальное потепление, разрушение озонового слоя атмосферы, загрязнение воздуха и воды - это лишь некоторые из мировых проблем, с которыми столкнулось человечество. В этой связи столь важное значение имеет внедрение концепции устойчивого развития. Реалиями нашего времени стали стремление к здоровому образу жизни, потреблению экологически чистых продуктов, а также активное переселение жителей мегаполисов в сельскую местность [11]. Отвечая на эти запросы, отельеры стремятся размещать свои объекты на уникальных природных территориях, обладающих высоким ту-ристско-рекреационным потенциалом. Однако строительство новых комплексов, крупных зданий, развлекательных центров неизбежно приводит к изменению ландшафта.
В Северо-Кавказском федеральном округе в 2007 году в рамках федеральной целевой программы «Юг России» началась реализация крупного проекта по созданию новых курортов и объектов туристской инфраструктуры. Одним из наиболее крупных проектов стало строительство в Карачаево-Черкесии всесезонного горнолыжного курорта «Архыз», который был сдан в эксплуатацию в 2013 году [12]. На склонах гор был построен поселок Романтик, в котором расположены гостиничные комплексы, административное здание с сервисным центром, кресельный подъемник и гондольные канатные дороги, четыре лыжных склона, искусственное озеро для работы снежных пушек, рестораны и т. д. В настоящее время курорт стремительно растет: средний прирост посетителей из года в год составляет более 20%. Отвечая запросам туристов, курорт все больше и больше расширяется (в 2019 году на противоположной стороне реки была запущена новая канатная дорога «Северное сияние», для чего была срезана еще одна гора и вырублен лес для создания 11 км новых лыжных трасс). По завершении строительства общая площадь комплекса составит 16 тыс. га. Официальная статистика показывает,
что к 2022 году, за восемь горнолыжных сезонов, курорт принял более 2.5 миллиона гостей [13]. Из вышесказанного видно, что потенциал у курорта высок, но в то же время повышенный спрос разрушает уникальный горный ландшафт для оснащения Архыза необходимой инфраструктурой.
Таким образом, на примере этого комплекса мы видим две стороны медали: строительство курорта стало стимулом экономического развития территории, но оно же оказывает негативное воздействие на окружающую среду (из-за строительства системы водоснабжения, искусственного оснежения и вырубки леса изменяется микроклимат и природный ландшафт).
Предпосылки распространения глэмпинга как нового типа «зеленого» объекта размещения
Исследования публикаций российских и зарубежных авторов дают возможность утверждать, что отели все большее внимание уделяют снижению нагрузки на окружающую среду и внедрению ресурсосберегающих технологий [14-16]. Конкурентная бизнес-среда в индустрии гостеприимства находится под постоянным давлением растущих требований и притязаний клиентов, общественного мнения и усложнения нормативной базы. Экологичность и демонстрация социальной ответственности бизнеса по отношению к окружающей среде могут рассматриваться в качестве эффективного инструмента маркетинга, способствующего повышению конкурентоспособности отелей [17]. Однако многие предприятия внедряют экологичный маркетинг не только из соображений социальной и экологической ответственности, но и с целью снижения затрат. В мире существует ряд организаций, занимающихся разработкой и внедрением систем экологического менеджмента в сфере туризма и гостеприимства. Например, Green Key - одна из самых крупных и строгих организаций, занимающихся сертификацией отелей и туристских предприятий, определяющих их экологичность и присуждающих знак экокачества. Это организация присудила эколейбл, означающий снижение негативного воздействия на окружающую среду, 3700 отелей в 60 странах [18].
Эти и другие «зеленые» технологии и подходы используют таким новым типом средств размещения глэмпинг. Именно такой вид средств размещения сочетает в себе использование инновационных, ресурсосберегающих технологий и заботу об экологии, помогает
ощутить себя в единении с природой и в то же время находиться в комфортных условиях. Многие современные потребители предпочитают наслаждаться отдыхом в живописных, экологически чистых местах вдали от людей и проводить досуг на свежем воздухе, поэтому выбирают такой вариант размещения. Глэмпинг обычно включает в себя спальню, душ/ванную комнату, точку питания, всевозможные площадки для медитации и занятий спортом, детскую площадку, лаунж-зоны, места для вечеринок, бассейны, зоны для костров [5]. Такая организация отдыха помогает гостям на время забыть о шуме мегаполиса и насладиться окружающей природой.
Рассмотрим тенденции развития глэмпинга как явления на рынке глобального туризма. Первоначально данный термин стал применяться именно в Великобритании и Ирландии. Британская ассоциация глэмпинга связывает расцвет глэмпинга с 1990-2000-ми годами. Рост количества глэмпингов в этот период обусловлен рядом факторов:
- в связи с международным финансовым кризисом, который стал помехой для зарубежных поездок, появилась категория потребителей, заинтересованных в новых видах отдыха и размещения;
- запрет на использование домов на колесах в Великобритании, принятый в 1997 году, способствовал поиску новых доступных способов отправиться в отпуск [19].
Ответом на появившийся спрос было создание нового вида объектов размещения, которые совмещали преимущества размещения на природе (которые дают кемпинги) и высокий уровень комфорта (который обеспечивает размещение в отеле высокого уровня), - глэмпингов. Вслед за появлением таких объектов размещения появился и новый способ путешествий с размещением в глэмпинге, где помимо отдыха реализуются программы ретритов, походов, хобби-туров. Анализ статистических данных The Glamping Show показал, что на 2021 год в Великобритании насчитывалось уже более 3600 глэмпингов, тем самым страна подтвердила лидерские позиции на мировом рынке глэмпинга [20, 21].
Изначально глэмпинг-туры рассматривались как экзотический вид отдыха для богатых туристов, которые могли посещать отдаленные природные уголки страны, живя при этом не в палатках, а в небольших домах-капсулах, с высоким уровнем сервиса и общественного питания [22]. Туристам приходилось тратить много денег, чтобы попасть в такие глэмпинговые лагеря. Сегодня благодаря динамичному развитию
данного направления и увеличению предложений многие путешественники могут позволить себе такой вид отдыха.
В США глэмпинг становится популярным трендом во всей стране. К настоящему времени таких средств размещения насчитывается около 4400 [21]. Объекты располагаются в самых живописных местах национальных парков, таких как Гранд-Каньон, у подножия горы Рашмор или посреди пустыни в Тусоне. Глэмпинг также построен в парке округа Сидар-Пойнт в Ист-Хэмптоне недалеко от залива Гардинерс. Он пользуется высоким спросом среди жителей штата Нью-Йорк. Другой глэмпинг расположен в американском заповеднике прерий в Монтане. А в Неваде есть экокурорт, представляющий собой ранчо с коттеджами или индейскими вигвамами [7].
В России количество объектов глэмпинга неуклонно растет. Первый глэмпинг в нашей стране появился в 2016 году. По официальной статистике, в 2019 году в России было около 60 глэмпингов, в 2020 году - 125, а в 2021 году -уже 178. Наибольшее количество площадок для глэмпинга расположено в Ленинградской области, Краснодарском крае, Республике Карелия и Тверской области [7].
За последние несколько лет в конкурсах проектов появляется все больше стартапов, направленных на создание и развитие глэмпин-га на территории России, некоторые из них получили поддержку правительства. Из 1.2 млрд рублей, выделенных Ростуризму на гранты для предпринимателей в сфере внутреннего туризма, около 60% получил глэмпинг [8]. Помимо этого, два года назад в конкурсе «Мастера гостеприимства» одним из основных направлений проектов и стартапов участников было создание глэмпинга. Реализованные проекты показали, что спрос на этот вид услуг существует. Россия -большая страна, имеющая широкий размах климатических и природных зон, обладает широкими ресурсными и правовыми возможностями для развития глэмпинга. Развитию этого направления в России в период пандемии способствовало закрытие границ и ограничение перемещений, а также стремление многих туристов к уединению.
Эффективные направления экологического тренда в индустрии гостеприимства, обеспечивающие высокую конкурентоспособность
С учетом современных вызовов в индустрии гостеприимства переход на «зеленый» режим становится эффективной стратегией повышения
конкурентоспособности отелей. Изучением вопросов, связанных с применением «зеленых»/эко-логичных технологий в сфере гостиничного бизнеса, занимались российские ученые Е.В. Печерица, Е.В. Галенко, а также Я. 0'На11огап, М. Ко8йс и другие [15, 23-25]. Несмотря на это, глэмпинг как особый вид предприятия размещения изучен недостаточно.
Рассмотрим наиболее эффективные направления экологического тренда в индустрии гостеприимства на примере глэмпинга:
- создание экологичного дизайна зданий (использование натуральных и экологически чистых материалов, например пробковых полов). Глэмпинговые лагеря часто разбиваются вдали от цивилизации, в труднодоступных местах. В то же время они должны максимально вписываться в окружающий ландшафт, без каких-либо изменений (например, при строительстве не вырубаются деревья). Основная идея такого места размещения - создать условия для наслаждения природой с минимальным разрушением окружающей среды. Эти комплексы максимально экологичны (используются дерево, ткани, металлические конструкции - в основном без пластика). Это относится как к натуральным материалам для внешней и внутренней отделки, так и к выбору предметов домашнего обихода и аксессуаров. Кроме того, дома, выполненные из экологически чистых материалов, обеспечивают экономию того или иного ресурса. Например, здание из стекла или со стеклянной крышей позволяет не только наслаждаться ночным небом или красотой природы, но и пропускать в помещение естественный солнечный свет. Таким образом предприятие размещения значительно экономит электроэнергию, а также демонстрирует бережливое отношение к природным ресурсам;
- использование умных технологий для снижения потребления ресурсов (например, датчиков присутствия, высокоэффективных методов охлаждения и отопления, устройств энергосбережения, водопровода с низким расходом и многое другое) [6]. Часто глэмпинги располагаются рядом с природными источниками или колодцами, поскольку для них является важным разумное использование ресурсов. Также для электроснабжения используются генераторы (экологически чистые и бесшумные) или экологически безопасная/чистая энергия (солнечные панели). Именно поэтому такие объекты размещения привлекают сторонников экологической и социальной ответственности. Здесь они в полной мере чувствуют свою причастность к улучшению состояния окружающей среды и чувствуют связь с природой;
- вовлечение гостей в экологические практики (использование постельного белья и полотенец в течение нескольких дней);
- использование собственных выращенных продуктов (например, в Великобритании построен пятизвездочный спа-отель Coworth Park, отвечающий последним экологическим требованиям, с собственным огородом, на котором выращивают экологически чистые овощи, а на его крыше растут зверобой, лаванда, чабрец и другие полезные травы, которые используются в спа-центре) [26]. Употребление преимущественно местных продуктов и традиционных блюд является важной особенностью глэмпинга. Благодаря такому подходу затраты на транспортировку, хранение и доставку продуктов становятся значительно меньше (снижая экологическую нагрузку). Помимо этого, такая организация питания позволяет поддерживать местных производителей;
- сокращение пищевых отходов (например, анализ и оптимизация используемого сырья и продуктов для снижения потерь, отслеживание количества отходов). Для глэмпингов важно организовать корректную переработку отходов, которая будет являться наиболее щадящей для природы;
- внедрение экологических практик в работу хозяйственных служб отеля (например, использование многоразовых дозаторов для лосьонов, шампуней и гелей для душа, избавление от пластиковых бутылок для уменьшения загрязнения пластиком).
Демонстрация приверженности глэмпингов к экологическому тренду дает им конкурентные преимущества, позволяя привлекать и удерживать гостей, которые положительно относятся к отелям, внедряющим широкий спектр экологически чистых практик (переработку отходов, энергосбережение и водосбережение), а также стандарты сертификации на основе принципов устойчивого развития. Именно в этом эксперты видят причину растущей популярности глэмпингов во всем мире и в РФ в том числе.
Заключение
Таким образом, в связи с кардинальными изменениями в экономике страны в целом и туристической отрасли в частности, связанными с последствиями пандемии коронавируса, глэм-пинг становится весьма перспективным направлением.
Значительными преимуществами глэмпинга являются внедрение технологических инноваций, обеспечивающих низкое потребление воды, электроэнергии, низкий уровень выбросов
CO2, использование натуральных материалов. Глэмпинги являются образцом правильной организации хозяйства и оптимизации повседневной жизни за счет ресурсосбережения.
Растущее внимание потребителей к экологическим проблемам и устойчивому развитию побуждает отельеров адаптировать/модернизировать свой бизнес, внедряя экологически чистые методы управления гостиничным бизнесом. Именно глэмпинг является примером комплексного подхода, обеспечивающего высокую конкурентоспособность современного объекта размещения.
Список литературы
1. Barbulescu A. Modeling the impact of the human activity, behavior and decisions on the environment. Marketing and green consumer (Spec. Issue) // Journal of Environmental Management. 2017. V. 204. P. 813-844. Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/ article/pii/S030147971731006X?via%3Dihub (дата обращения: 25.09.2022).
2. Кембриджский словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://dictionary.cambridge.org/ru/ (дата обращения: 14.03.2023).
3. Оксфордский словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oxfordlearnersdictionaries. com/definition/english/glamping/ (дата обращения: 14.03.2023).
4. Толковый словарь [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://khvorostin.com/dictionary/glampi ng/ (дата обращения: 14.03.2023).
5. Brochadoa A., Pereirab C. Comfortable experiences in nature accommodation: Perceived service quality in glamping // Journal of Outdoor Recreation and Tourism. March 2017. V. 17. P. 77-83.
6. Vrtodusic Hrgovic A.-M., Cvelic Bonifacio J., Mi-lohnic I. Dimensions of service quality in glamping // Tourism in Southern and Eastern Europe. 2019. V. 5. P. 773-785.
7. Драчева Е.Л., Николаева А.В. Глэмпинг как новая концепция отдыха и перспективы его развития в России // Российские регионы: взгляд в будущее. 2021. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n /glemping-kak-novaya-kontseptsiya-otdyha-i-perspektivy-ego-razvitiya -v-rossii (дата обращения: 25.09.2022).
8. Глэм-отдых: как развивается новая индустрия в России // СберБизнес. 4 августа 2021 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sberbusiness.live/public ccations/glem-otdykh-kak-razvivaetsia-novaia-industriia -v-rossii (дата обращения: 26.09.2022).
9. Abbas Q., Nurunnabi M., Alfakhri Y. et al. The role of fixed capital formation, renewable and non-renewable energy in economic growth and carbon emission: a case study of Belt and Road Initiative project // Environmental Science and Pollution Research. 2020. 27 (36). P. 45476-45486. Режим доступа: https://doi.org/10.100 7/s11356-020-10413-y (дата обращения: 24.09.2022).
10. U.N.W.T.O. Growth in international tourist arrivals continues to outpace the economy. January 2020. V. 18. I. 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://webunwto.s3.eu-west-1.amazonaws.com/s3fs-pub lic/2020-01/UNWTO_Barom20_01 _January_excerpt_ü. pdf (дата обращения: 26.09.2022).
11. Merlia R., Preziosia M., Acamporaa A., Ali F. Why should hotels go green? Insights from guests experience in green hotels // International Journal of Hospitality Management. August 2019. V. 81. P. 169-179.
12. Официальный сайт Главы и Правительства Карачаево-Черкесской Республики [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://kchr.ru/left_menu/eco nomy/construction/ (дата обращения: 24.09.2022).
13. ТАСС: На северном склоне «Архыза» открылись новые горнолыжные трассы // Всесезонный ту-ристско-рекреационный комплекс (ВТРК) «Архыз». 3 января 2019 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://arhyz-resort.ru/news/tass-na-severnom-sklone-arkh yza-otkrylis-novye-gornolyzhnye-trassy/ (дата обращения: 24.09.2022).
14. Dangélico R.M., Vocalelli D. "Green Marketing": An analysis of definitions, strategy steps, and tools through a systematic review of the literature // Journal of Cleaner Production. 2017. V. 165. P. 1263-1279. Режим доступа: https://www.sciencedirect.com/science/article/ abs/pii/S0959652617316372?via%3Dihub (дата обращения: 25.09.2022).
15. Печерица Е.В. Зарубежный опыт применения экологических инноваций в средствах размещения // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. Сентябрь. Т. 9. В. 34. С. 49-60.
16. Punitha S. Consumers' perceptions of green marketing in the hotel industry // Asian Social Science.
2016. V. 12. P. 1 -16.
17. Mydock S. III, Pervan S.J., Almubarak A.F. et al. Influence of made with renewable energy appeal on consumer behavior // Marketing Intelligence & Planning.
2017. V. 36. № 1. P. 32-48. Режим доступа: https:// www.emerald.com/insight/content/doi/10.1108/MIP-06-2017-0116/full/ html (дата обращения: 24.09.2022).
18. Официальный сайт экологической маркировки Green Key [Электронный ресурс]. Режим доступа: https: //www.greenkey.global/ (дата обращения: 24.09.2022).
19. Glamping Hub - онлайн-платформа бронирования уникального жилья [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://glampinghub.com/blog/history-of-glamping/ (дата обращения: 04.06.2023).
20. The Glamping Show [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.theglampingshow.com/ (дата обращения: 04.06.2023).
21. Freedome - конструкции для глэмпинг-отелей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://free dome.pro/glamping_costs/ (дата обращения: 04.06.2023).
22. Лебедева Т.Е., Прохорова М.П., Кузьмина Н.М. Глэмпинг: мировой опыт, перспективы развития в России // Московский экономический журнал. 2020. № 4. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/ n/glemping-mirovoy-opyt-perspektivy-razvitiya-v-rossii (дата обращения: 05.06.2023).
23. Галенко Е.В., Криворучка П.О. Предпочтения туриста при выборе экологической гостиницы // АНИ: экономика и управление. 2018. № 2 (23). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predpoch teniya-turista-pri-vybore-ekologicheskoy-gostinitsy (дата обращения: 09.06.2023).
24. O'Halloran R. Eco-friendly and sustainable hotels: Seeing the future // Hospitality Net. Environment & Sustainability. 2022. May, 10. Режим доступа: https:// www.hospitalitynet.org/opinion/4110346.html (дата обращения: 07.02.2023).
25. Kostic M., Ratkovic M., Forlani F. Eco-hotels as an example of environmental responsibility and innovation in savings in the hotel industry // Menadzment U Hotelijerstvu i Turizmu. 2019. 7 (2). Р. 47-56. Режим доступа: https ://www.researchgate.net/publication/3 381 79132_Eco-hotels_as_an_example_of_environmental_resp onsibility_and_innovation_in_savings_in_the_hotel_ind ustry (дата обращения: 30.09.2022).
26. Официальный сайт спа-отеля Coworth Park. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www. dorchestercollection.com/en/ascot/coworth-park/ (дата обращения: 26.09.2022).
ECOLOGICAL TREND AS A NEW FACTOR TO INCREASE THE COMPETITIVENESS OF ACCOMMODATION FACILITIES
V.S. Alieva, V.N. Parakhina, L.R. Alieva, A. V. Savtsova
North-Caucasus Federal University, Stavropol
The attention of hotel consumers to environmental problems is increasing, so it encourages hotels to implement environmental management in the administration of their enterprises. It is established that environmental-friendly and resource-saving principles of help hotels to improve their rating, to create brand awareness and to increases their competitiveness. The introduction of "green" technologies and services attracts a new category of loyal consumers, for whom environmental friendliness, remoteness from noisy congested megacities, unity with nature are the main arguments when choosing a place to stay on vacation. Adhering to the principles of the ecological trend, hotels are actively implementing eco-friendly building design, smart technologies to reduce resource consumption and also involve guests in environmental practices. One of the most effective forms of such enterprises is glamping. This type of accommodation occupies a stable niche in world practice and is successfully gaining popularity in the Russian Federation. The purpose of this work is to study environmental trends and technological innovations used in the design and operation of hotels, as well as to study glamping as a special phenomenon in the hotel services market. The research methodology is based on a comprehensive analysis of Russian and foreign cases, statistical data, regulatory documents, publications and Internet sites dedicated to innovative environmental trends in the development of the hospitality industry. An analysis of current practice has shown that the incentives for the implementation of technological innovations at accommodation facilities are to reduce the environmental burden on the environment, optimize the use of energy and material resources, and the possibility of attracting a new category of consumers. The study of glamping as a special type of hotel enterprise revealed innovative approaches to resource saving.
Keywords: competitiveness, eco-friendly trend, glamping, technological innovations, resource saving, hotel business.