Таблица 4
Содержание валового фтора в зеленой массе кукурузы при внесении различных доз фтора в почву (среднее за 2007-2009 гг.)
№ п/п Варианты Содержание фтора (F) (при натуральной влажности) мг/кг
Контроль (без внесения NaF) 10 ПДК (100 мг/кг) 50 ПДК (500 мг/кг) 100 ПДК (1000 мг/кг)
1. Без орг. удобрений 0,42±0,16 1,26±0,25 4,52±0,20 6,61±0,23
2. Навоз (50 т/га) 0,38±0,09 0,89±0,08 2,76±0,18 4,25±0,16
3. Навоз (100 т/га) 0,34±0,04 0,66±0,11 2,02±0,13 3,79±0,19
4. Опилки (20т/га) 0,39±0,05 1,08±0,06 3,41 ±0,11 5,22±0,22
5. Солома (2 т/га) 0,46±0,09 1,01 ±0,07 3,13±0,09 4,87±0,27
При условии отсутствия внесенного NaF на делянках опыта отмечается небольшое изменение в показателях его накопления в растениях при различных видах органических удобрений. В условиях внесения 100 мг/кг фтора в почву органические удобрения способствуют снижению его накопления в растениях с 1,26 мг/кг в варианте без удобрений до 0,66 мг/кг при внесении навоза 100 т/га. Доза 500 мг/кг способствует большему накоплению фтора в растениях, однако органические удобрения способствуют снижению его содержанию в зеленой массе кукурузы с 2,02 мг/кг при использовании 100 т/га навоза до 3,41 мг/кг при использовании 20 т/га опилок (без удобрений - 4,52 мг/кг).
На делянках где внесении NaF осуществлялось в дозе 1000 мг/кг зафиксированы максимальные показатели содержания его в растениях - до 6,61 мг/кг в варианте без удобрений. При использовании органических удобрений содержание фтора значительно ниже варианта без удобрений, при этом также существуют определенные различия по видам удобрений.
Результаты проведенных исследований на кукурузе, свидетельствуют о существенной фитотоксичности NaF для роста
Библиографический список
и развития растений. Значительное снижение урожайности и площади фотосинтетической поверхности листьев отмечается при дозах 500 мг/кг (50 ПДК) и 1000 мг/кг (100 ПДК).
Внесение органических удобрений способствует снижению отрицательного влияния фтора на рост и развитие растений кукурузы. Наибольший эффект получен при внесении навоза при дозе 100 т/га, в остальных вариантах эффект от применения был ниже.
Искусственное внесение в почву NaF в пределах изучаемых концентраций выявило влияние его на повышение содержание сухого вещества, клетчатки и снижение сырого протеина в растениях.
Накопление фтора в растениях кукурузы при различных концентрациях его в почве и применении различных видов органических удобрений находилось на уровне ниже ПДК в получаемой продукции. Однако следует учитывать, что применение органических удобрений способствует меньшему накоплению фтора в растениях кукурузы и как следствие в животноводческой продукции.
1. Пашова, В.Т. Содержание фтора в почве и растениях // Агрохимия.- 1980. - № 10.
2. Антонов, И.С., Алюминиевая промышленность и проблемы загрязнения растительного покрова в Республике Хакасия / И.С. Антонов,
Н.А. Градобоева, Л.А. Сараева [и др.]. - Абакан, 1997.
3. Доспехов, Б.А. Методика полевого опыта. - М., 1985.
4. Коняев, Н.Ф. Математический метод определения площади листьев растений // Доклады ВАСХНИЛ.- 1970.- № 9.
5. Плешков, В.П. Практикум по биохимии растений. - М., 1976.
6. Санитарные нормы допустимых концентраций токсических веществ в почве. СанПин 42-126-4433-87. Методы определения загрязняющих веществ в почве. - М. 1988.
Bibliography
1. Pashova, V.T. Soderzhanie ftora v pochve i rasteniyakh // Agrokhimiya.- 1980. - № 10.
2. Antonov, I.S., Alyuminievaya promihshlennostj i problemih zagryazneniya rastiteljnogo pokrova v Respublike Khakasiya / I.S. Antonov, N.A.
Gradoboeva, L.A. Saraeva [i dr.]. - Abakan, 1997.
3. Dospekhov, B.A. Metodika polevogo opihta. - M., 1985.
4. Konyaev, N.F. Matematicheskiyj metod opredeleniya plothadi listjev rasteniyj // Dokladih VASKhNIL.- 1970.- № 9.
5. Pleshkov, V.P. Praktikum po biokhimii rasteniyj. - M., 1976.
6. Sanitarnihe normih dopustimihkh koncentraciyj toksicheskikh vethestv v pochve. SanPin 42-126-4433-87. Metodih opredeleniya zagryaznyayuthikh vethestv v pochve. - M. 1988.
Статья поступила в редакцию 05.07.12
УДК 629.78:502
Efremenkov A.A., Malygin A.A., Gorbachev I. У ENVIRONMENTAL MONITORING OF SPACE ACTIVITY IN AREAS OF FALLING OF SEPARATING PARTS OF CARRIER ROCKETS (normative agents). In the context of the establishment of the state environmental monitoring within the framework of the Concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation to 2020 [1] the issue of environmental monitoring (E) and environment pollution, in particular, in the areas of space objects (SO) falling is of special importance. The paper considers general provisions of environmental regulations, the current system of state environmental monitoring, environmental monitoring of space activity as well as technical innovations for environmental monitoring of rocket-space activity (RSA).
Key words: environmental monitoring, space activity, areas of falling of separating parts (SP) of rockets and carrier rockets (CR).
А.А. Ефременков, канд. воен. наук, начальник отдела ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» Федерального космического агентства, E-mail: [email protected];
А.А. Малыгин, ведущий специалист отдела экологического мониторинга и землеустройства Управления экологической безопасности ФГУП «ЦЭНКИ», E-mail: [email protected]; И.В. Горбачев, н.с. ИВЭП СО РАН, Барнаул, E-mail: [email protected]
ЭКОЛОГИЧЕСКИМ МОНИТОРИНГ космической деятельности в районах падения ОТДЕЛЯЮЩИХСЯ ЧАСТЕЙ РАКЕТ-НОСИТЕЛЕЙ (НОРМАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ)
В связи с формированием государственного экологического мониторинга в рамках реализации Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [1], вопрос обеспечения экологического мониторинга состояния окружающей среды (ОС) и ее загрязнения, в том числе в районах падения (РП) космических объектов (КО), особенно актуален. В настоящей статье рассматриваются общие положения природоохранного законодательства, существующая система государственного экологического мониторинга, экологического мониторинга космической деятельности, а также технические нововведения при осуществлении экологического мониторинга ракетно-космической деятельности (РКД).
Ключевые слова: экологический мониторинг, космическая деятельность, районы падения отделяющихся частей (ОЧ) ракет и ракет-носителей (РН).
Понятие «мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг)» закреплено в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» [2], а также в Федеральном законе «О гидрометеорологической службе» [3]. Согласно статье 1 ФЗ «Об охране Ос» мониторинг окружающей среды (экологический мониторинг) - комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов. В законе «О гидрометеорологической службе» мониторинг окружающей среды, загрязнения окружающей среды определен как долгосрочные наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением и происходящими в ней природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния окружающей среды, ее загрязнения.
Таким образом, объединяя эти два понятия, можно дать следующее определение:
Экологический мониторинг - это комплексная система долгосрочных наблюдений за состоянием окружающей среды, ее загрязнением, включая наблюдения за происходящими в окружающей среде природными явлениями, а также оценка и прогноз изменения состояния и загрязнения окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.
Наблюдение, оценка и прогноз изменения являются основными направлениями (функциями) экологического мониторинга.
Объектами экологического мониторинга являются: 1) состояние ОС, 2) загрязнение ОС, 3) природные явления, происходящие в ОС.
Состояние и загрязнение ОС являются объектами наблюдения, оценки и прогноза изменения, а у наблюдения есть еще свой отличительный объект - природные явления, происходящие в ОС.
Мониторинг окружающей среды, осуществляемый органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, является государственным мониторингом окружающей среды (например, государственный экологических мониторинг, экологический мониторинг города Москвы). Кроме государственного, существует локальный экологический мониторинг (мониторинг, осуществляемый юридическими и физическими лицами внутри своих предприятий, либо по заказу государственных органов).
Экологический мониторинг можно разделить на комплексный (по всем направлениям) и специализированный (по определенному направлению, например - мониторинг атмосферного воздуха).
Государственный экологический мониторинг. Система государственного экологического мониторинга состоит из следующих частей (видов):
1) мониторинг атмосферного воздуха;
2) мониторинг внутренних морских вод и территориального моря;
3) мониторинг состояния земель;
4) Мониторинг континентального шельфа;
5) мониторинг объектов животного мира;
6) мониторинг состояния недр;
7) мониторинг исключительной экономической зоны;
8) мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал;
9) мониторинг мест погребения.
Субъектами государственного экологического мониторинга являются органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2003 № 177 «Об организации и осуществлении государ-
ственного мониторинга окружающей среды (Государственного экологического мониторинга)» [4] субъектами экологического мониторинга являются специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти - Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральная служба земельного кадастра России, Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и другие органы исполнительной власти. Субъектами экологического мониторинга в соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях» в том числе являются государственные природные заповедники и государственные природные биосферные заповедники.
Координацию деятельности, а также методическое и нормативно-техническое обеспечение экологического мониторинга осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ.
Основными целями экологического мониторинга являются:
• Наблюдение за состоянием ОС, воздействием на ОС источников антропогенного воздействия.
• Оценка и прогноз изменений состояния ОС (под воздействием природных и антропогенных факторов).
• Обеспечение потребностей государства, юридических и физических лиц в достоверной информации о состоянии ОС и ее изменениях.
Основными задачами экологического мониторинга являются:
• Организация и проведение наблюдения за количественными и качественными показателями, характеризующими состояние ОС.
• Оценка состояния окружающей среды, своевременное выявление и прогноз развития негативных процессов, влияющих на состояние окружающей среды.
• Информационное обеспечение органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц по вопросам состояния окружающей среды.
• Формирование информационных ресурсов о состоянии окружающей среды.
• Обеспечение участия РФ в международных системах экологического мониторинга.
Субъекты государственного экологического мониторинга
Субъекты государственного экологического мониторинга -уполномоченные органы государственной власти, осуществляющие мониторинг окружающей среды.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.06.2004 № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» осуществляет следующие функции в пределах своей компетенции:
• ■ формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организацию и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения;
• государственный мониторинг атмосферного воздуха;
• государственный мониторинг водных объектов в части поверхностных водных объектов, мониторинг уникальной экологической системы озера Байкал;
• государственный мониторинг континентального шельфа в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации;
• государственный мониторинг состояния исключительной экономической зоны Российской Федерации;
Государственный мониторинг земель (за исключением земель сельскохозяйственного назначения) в РФ осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра
и картографии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2002 № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель» [5]. Полномочия по осуществлению государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения возложены на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Организацию работ по мониторингу состояния недр в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 21.05.2001 № 433 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр РФ» [6] осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии РФ. Представляется, что данные работы должны осуществляться Федеральным агентством по недропользованию, однако данные полномочия не закреплены в Положении о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденному Постановлением Правительства от 17.06.2004 № 293 [7].
Государственный мониторинг объектов животного мира -система регулярных наблюдений за распространением, численностью, физическим состоянием объектов животного мира, структурой, качеством и площадью среды их обитания (в соответствии со статьей 15 Федерального закона Российской Федерации от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» [8])
Государственный мониторинг объектов животного мира осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10.11.1996 № 1342 «О порядке ведения государственного учета, государственного кадастра и государственного мониторинга объектов животного мира» [9]. Согласно п. 2 данного постановления организация и ведение учета, кадастра и мониторинга осуществляют:
• объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, а также объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в специальные перечни вредителей домашних животных и вредителей растений (кроме вредителей леса), - Министерство сельского хозяйства Российской Федерации;
• объектов животного мира, принадлежащих к объектам рыболовства, - Федеральное агентство по рыболовству;
• объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства, а также объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и красные книги субъектов Российской Федерации, - Министерство природных ресурсов и экологии;
• объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в специальный перечень вредителей леса, - Федеральное агентство лесного хозяйства;
• объектов животного мира, принадлежащих к видам, занесенным в специальный перечень видов (групп видов) животных, представляющих опасность для здоровья человека, - Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Минприроды России осуществляет надзор за правовым регулированием в области охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания в части ведения государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира.
Порядок ведения экологического мониторинга мест погребения в настоящее время не определен.
Экологический мониторинг ракетно-космической деятельности
В соответствии с Законом Российской Федерации «О космической деятельности» ракетно-космическая деятельность (РКД) должна осуществляться с учетом обеспечения уровня допустимых антропогенных нагрузок на окружающую среду. В Российской Федерации с 1991 года проводятся работы по экологическому мониторингу состояния окружающей среды территорий районов падения, подверженных воздействию РКД.
Работы по экологическому мониторингу на территории РП возложены Роскосмосом на Управление экологической безопасности Федерального государственного унитарного предприятия «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры» (ФГУП «ЦЭНКИ») и выполняются в рамках мероприятий по экологической безопасности РКД. В состав таких мероприятий входят также работы по эвакуации и утилизации ОЧ Рн.
Экологический мониторинг РкД, осуществляемый Управлением экологической безопасности ФГУП «ЦЭНКИ» проводится в рамках полномочий, переданных Роскосмосом, то есть, по сути, осуществляется федеральным органом исполнительной власти и в соответствии с определением, данным в ФЗ «Об охране окружающей среды», является ведомственным. Однако в Положении о Федеральном космическом агентстве и других нормативных правовых актах полномочия Роскосмоса по проведению государственного экологического мониторинга не
предусмотрены. Таким образом, экологический мониторинг РКД является локальным (негосударственным) мониторингом окружающей среды.
Работы по экологическому мониторингу в районах падения отделяющихся частей ракет-носителей (РП ОЧ РН) включают в себя «как контроль за содержанием в природных средах токсичных для человека загрязняющих веществ, так и оценку состояния экосистем в целом и их отдельных компонентов» [11, с. 8].
Экологический мониторинг РП ОЧ РН проводится с целью получения с установленной периодичностью объективных данных о состоянии окружающей среды и на их основании выработки обоснованных решений, направленных на уменьшение негативных экологических последствий.
В результате осуществления экологического мониторинга решаются следующие задачи:
• выявление тенденций изменения состояния объектов ОС;
• определения зоны распространения загрязнений в РП в результате падения фрагментов ОЧ РН;
• создание базы данных (БД);
• характеристика ландшафтных условий РП ОЧ РН;
• наблюдений за динамикой изменения состояния ландшафтов РП ОЧ РН;
• разработка прогнозов развития ситуации;
• определение влияния пусков на состояние компонентов экосистем в населенных пунктах, располагающихся на прилегающих к РП ОЧ РН территориях, и в местах обнаружения фрагментов ОЧ РН.
Работы по экологическому мониторингу состояния окружающей среды РП и ее загрязнения в результате пусков РН проводятся в 2 этапа: допусковое и послепусковое исследования компонентов экосистем. Помимо данных этапов в рамках экологического мониторинга проводятся долгосрочные наблюдения для объективной оценки состояния и выявления тенденций изменения окружающей среды.
Во время допускового этапа выбираются от 3 до 5 мониторинговых точек, расположенных непосредственно в РП ОЧ РН, в которых проводится опробование компонентов экосистем. Во время послепускового этапа в этих же точках проводится повторное опробование всех компонентов.
В полевых условиях проводится определение ЕЬ| в водных объектах и поверхностном слое почвы, а также рН в водных образцах. Пробы почвы до пуска отбираются на следующие виды химико-аналитичеких исследований: характеристика лабильных показателей, характеристика консервативных показателей. Пробы почвы после пуска отбираются для определения лабильных показателей.
Пробы воды отбираются для определения в них возможного содержания КРТ и продуктов трансформации (до и после пуска), характеристики общего химического состава вод (до пуска). Пробы растений и снежного покрова отбираются для определения в них КРТ и продуктов трансформации.
В результате проведения работ по экологическому мониторингу космической деятельности в РП ОЧ РН накапливается большое количество информации, которая отображается на соответствующих картах и схемах в электронном виде.
В 2011 году Управление экологической безопасности ФГУП «ЦЭНКИ» ввело в эксплуатацию средства регистрации состояния территории (СРСТ) и оперативного обмена информацией (СоОи), позволяющих вносить непосредственно в полевых условиях данные на электронные носители информации, что значительно упростило процедуру отображения данных на электронных картах (исключен лишний последующий камеральный этап).
СРСТ и СООИ предназначены для оперативной регистрации данных о последствиях падения ОЧ РН на окружающую среду в РП (пожар, химическое загрязнение территории КРТ и т.п.), проведения фото- и аэрофотосъемки участков территории РП, выявления изменения состояния территории за определенный период времени и принятия своевременного решения о проведении природоохранных мероприятий.
СРСТ и СООИ являются составной частью рабочего места Центра экологического мониторинга районов падения Сибирского региона Управления экологической безопасности ФГУП «ЦЭНКИ», входящего в систему экологического мониторинга территорий, подверженных воздействию Р.
СРСТ состоят из фотоаппарата, позволяющего снимать состояние территории, ноутбука, на который передаются снимки с фотокамеры, и специального устройства крепления, фиксирующую конструкцию в люке внешней подвески грузовой камеры вертолета Ми-8 в соответствии со схемой размещения и крепления (рис. 1).
Рис. 1. Схема размещения и крепления СРСТ
Рис. 2. Фотоматериалы, полученные в результате съемки с использованием СРСТ
Э1Э
Проведение аэрофотосъемки с привязкой к координатам с использованием СРСТ позволяет получить характеристику ландшафтных условий РП; выявить и зафиксировать возможные негативные последствия пуска РН; зону рассеивания фрагментов ОЧ РН. По результатам съемки составляется общая ландшафтная характеристика РП, на основании которой проводится типизация ландшафтов, качественная оценка критериев стабильности и допустимых нагрузок КРТ на каждый из выделенных типов ландшафтов территории РП.
Проведение аэрофотосъемки с привязкой к координатам в РП ОЧ РН проводится в комплексе с работами в точках посадки вертолета с целью отбора проб почвы, воды, растений для последующего количественного анализа в аккредитованной аналитической лаборатории.
Использование СРСТ на допусковом и послепусковом этапах позволяет обеспечить следующие отчетные материалы: схема отбора проб с привязкой к координатам; заполненные формы состояния компонентов экосистем в каждой точке; заполненные формы результатов химико-аналитических исследований компонентов экосистем.
При обработке полученных материалов - файлов фотографий (рис. 2) и трека осуществляется синхронизация фотографий с координатными данными. Полученные снимки заносятся на ГИС-основу рабочего места экологического мониторинга, проводится сравнительный анализ снимков сделанных до и после пуска и делается вывод о характере воздействия пуска на окружающую среду.
Библиографический список
Таким образом, выбранная комплектация средств регистрации состояния территории позволяет оперативно регистрировать данные о последствиях падения ОЧ РН на окружающую среду в РП ОЧ РН, производить аэрофотосъемку участков территории РП, выявлять изменения состояния территории за определенный период времени и на основании полученных данных - принимать решение о необходимости проведения природоохранных мероприятий.
В период экологического сопровождения пусков РН и межконтинентальных баллистических ракет (МБР) в районе падения ОЧ РН как правило работают три группы - две наземные поисковые группы (НПГ), использующие СООИ, и одна на вертолете (ВПГ) с использованием СРСТ.
СООИ состоят из ноутбука, трех мобильных терминалов спутниковой связи с комплектующими и приспособлениями, необходимыми для размещения, транспортировки в автомобиле и автономной работы в районах падения ОЧ РН в период экологического сопровождения пусков РН с космическими аппаратами (КА).
Использование СООИ в совокупности с СРСТ позволяют НПГ при получении координатных данных от ВПГ оперативно прибыть на место фактического падения фрагментов ОЧ РН.
В дальнейшем, в рамках технологического цикла запуска КА, планируется обеспечить взаимодействие и обмен информацией, полученной в результате проведения экологического мониторинга, с подразделениями ФГУП «ЦЭНКИ» и Роскосмоса, отвечающими за баллистические расчеты траекторий падения ОЧ РН и регистрацию упавших фрагментов, что позволит повысить уровень экологической безопасности в районах падения.
1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в ред. распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 августа 2009 г. № 1121 -р) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - 24 ноября. - N 47. - ст. 5489.
2. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 20 декабря 2001 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 26 декабря 2001 г. // Собрание законодательства РФ. - 2002. - 14 января. - № 2. - ст. 133.
3. Федеральный закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе»: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 3 июля 1998 г.: одобрен Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 9 июля 1998 г. // Собрание законодательства РФ. - 1998. - 27 июля. - № 30. - ст. 3609.
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2003 г. № 177 «Об организации и осуществлении государственного мониторинга окружающей среды (Государственного экологического мониторинга)» // Собрание законодательства РФ. - 2003. -7 апреля. - № 14. - ст. 1278.
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 372 «О Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - 2 августа. - № 31. - ст. 3262.
6. Приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 21 мая .2001 г. № 433 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного мониторинга состояния недр РФ» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2001. - 13 августа. - № 33.
7. Постановление Правительства от 17 июня 2004 г. № 293 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по недропользованию» // Собрание законодательства РФ. - 2004. - 28 июня. - № 26. - ст. 2669.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире»: принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 марта 1995 г. // Собрание законодательства РФ. - 1995. - 24 апреля. - № 17. - ст. 1462.
9. Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. № 1342 «О порядке ведения государственного учета, государственного када-
стра и государственного мониторинга объектов животного мира» // Собрание законодательства РФ. - 1996. - 18 ноября. - № 47. -ст. 5335.
10. Закон Российской Федерации от 20 августа 1993 г. № 5663-1 «О космической деятельности» // Российская газета. - 1993. - 6 октября.
- № 186.
11. Кречетов, П.П. Мониторинг состояния экосистем при осуществлении ракетно-космической деятельности / П.П. Кречетов. Т.В. Королева, О.В. Черницова // Обеспечение экологической безопасности ракетно-космической деятельности: материалы Международной н/п конф. - М., 2011.
Bibliography
1. Rasporyazhenie Praviteljstva Rossiyjskoyj Federacii ot 17 noyabrya 2008 g. № 1662-r (v red. rasporyazheniya Praviteljstva Rossiyjskoyj Federacii ot 8 avgusta 2009 g. № 1121 -r) // Sobranie zakonodateljstva RF. - 2008. - 24 noyabrya. - N 47. - st. 5489.
2. Federaljnihyj zakon ot 10 yanvarya 2002 g. № 7-FZ «Ob okhrane okruzhayutheyj sredih»: prinyat Gosudarstvennoyj Dumoyj Federaljnogo Sobraniya Rossiyjskoyj Federacii 20 dekabrya 2001 g.: odobren Sovetom Federacii Federaljnogo Sobraniya Rossiyjskoyj Federacii 26 dekabrya 2001 g. // Sobranie zakonodateljstva RF. - 2002. - 14 yanvarya. - № 2. - st. 133.
3. Federaljnihyj zakon ot 19 iyulya 1998 g. № 113-FZ «0 gidrometeorologicheskoyj sluzhbe»: prinyat Gosudarstvennoyj Dumoyj Federaljnogo Sobraniya Rossiyjskoyj Federacii 3 iyulya 1998 g.: odobren Sovetom Federacii Federaljnogo Sobraniya Rossiyjskoyj Federacii 9 iyulya 1998 g. // Sobranie zakonodateljstva RF. - 1998. - 27 iyulya. - № 30. - st. 3609.
4. Postanovlenie Praviteljstva Rossiyjskoyj Federacii ot 31 marta 2003 g. № 177 «Ob organizacii i osuthestvlenii gosudarstvennogo monitoringa okruzhayutheyj sredih (Gosudarstvennogo ehkologicheskogo monitoringa)» // Sobranie zakonodateljstva RF. - 2003. - 7 aprelya. - № 14. -st. 1278.
5. Postanovlenie Praviteljstva Rossiyjskoyj Federacii ot 23 iyulya 2004 g. № 372 «O Federaljnoyj sluzhbe po gidrometeorologii i monitoringu okruzhayutheyj sredih» // Sobranie zakonodateljstva RF. - 2004. - 2 avgusta. - № 31. - st. 3262.
6. Prikaz Ministerstva prirodnihkh resursov Rossiyjskoyj Federacii ot 21 maya .2001 g. № 433 «Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke osuthestvleniya gosudarstvennogo monitoringa sostoyaniya nedr RF» // Byulletenj normativnihkh aktov federaljnihkh organov ispolniteljnoyj vlasti. - 2001. - 13 avgusta. - № 33.
7. Postanovlenie Praviteljstva ot 17 iyunya 2004 g. № 293 «Ob utverzhdenii Polozheniya o Federaljnom agentstve po nedropoljzovaniyu» // Sobranie zakonodateljstva RF. - 2004. - 28 iyunya. - № 26. - st. 2669.
8. Federaljnihyj zakon Rossiyjskoyj Federacii ot 24 aprelya 1995 g. № 52-FZ «O zhivotnom mire»: prinyat Gosudarstvennoyj Dumoyj Federaljnogo Sobraniya Rossiyjskoyj Federacii 22 marta 1995 g. // Sobranie zakonodateljstva RF. - 1995. - 24 aprelya. - № 17. - st. 1462.
9. Postanovlenie Praviteljstva RF ot 10 noyabrya 1996 g. № 1342 «O poryadke vedeniya gosudarstvennogo ucheta, gosudarstvennogo kadastra i gosudarstvennogo monitoringa objhektov zhivotnogo mira» // Sobranie zakonodateljstva RF. - 1996. - 18 noyabrya. - № 47. - st. 5335.
10. Zakon Rossiyjskoyj Federacii ot 20 avgusta 1993 g. № 5663-1 «O kosmicheskoyj deyateljnosti» // Rossiyjskaya gazeta. - 1993. - 6 oktyabrya. - № 186.
11. Krechetov, P.P. Monitoring sostoyaniya ehkosistem pri osuthestvlenii raketno-kosmicheskoyj deyateljnosti / P.P. Krechetov. T.V. Koroleva, O.V. Chernicova // Obespechenie ehkologicheskoyj bezopasnosti raketno-kosmicheskoyj deyateljnosti: materialih Mezhdunarodnoyj n/p konf.
- M., 2011.
Статья поступила в редакцию 05.07.12
УДК 636.082:619:636.22
Narozhnykh K.N., Efanova Y. V., Korotkevich O.S. THE CONTENT OF CADMIUM IN SOME ORGANS AND TISSUE OF HEREFORD BULL-CALVES. The content of cadmium in muscles, liver, spleen and testicles is studied in Hereford bulls, aged 18 months. Selectivity of Cd accumulation is identified in organs and tissue. Cd level in organs and tissue may be ranged as follows: liver>spleen>testicles>muscles in the ratio 6.3 : 1.8 : 1.2 : 1. It is shown that the increased concentration of cadmium in muscles and testicles increased the concentration of amino acids and decreases the content of vitamins in muscles.
Key words: bulls, content of cadmium, muscles, liver, spleen, testicles.
К.Н. Нарожных, аспирант НГАУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; Ю.В. Ефанова, аспирант НГАУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]; О.С. Короткевич, д-р биол. наук, проф. каф. ветеринарной генетики и биотехнологии НГАУ, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ КАДМИЯ В НЕКОТОРЫХ ОРГАНАХ И ТКАНИ БЫЧКОВ ГЕРЕФОРДСКОЙ ПОРОДЫ
Изучено содержание кадмия в мышцах, печени, селезенке и семенниках у быков черно-пестрой породы Сибири в возрасте 18 месяцев. Установлена избирательность аккумуляции Cd в органах и ткани. Уровень кадмия в органах и ткани можно представить в виде ранжированного ряда: печень>селезёнка>семенники>мышцы в соотношении 6,3 : 1,8 : 1,2 : 1. Показано, что увеличение концентрации кадмия в мышцах и семенниках повышает уровень аминокислот и снижает содержание витаминов в мышцах.
Ключевые слова: быки, содержание кадмия, мышцы, печень, селезенка, семенники.
Кадмий является относительно редким элементом, он равномерно распределен в земной коре в концентрации от 0,15 до 0,2 мг/кг [1; 2].
Биологическая роль кадмия для животных и человека недостаточна изучена. Эссенциальность кадмия была впервые доказана с помощью пластикового «изолятора» [3]. Было показано, что кадмий свойственен нормальным рационам и стимулирует рост животных [4; 5]. Последующие опыты на козах, которые испытывали дефицит кадмия в рационе (20 мкг/кг), показали задержку роста и полового созревания [6]. Впоследствии с открытием металлотионеина [7], который концентрирует большое количество кадмия [8 - 12], эссенциальность кадмия подтвердилась.
После воздействия кадмия на животных в течение нескольких минут, он оказывается в плазме крови [13] и с кровотоком попадает в печень и почки. Через двадцать четыре часа после воздействия, большую часть кадмия находили в клетках крови [14], что, вероятно, было обусловлено связью с металлотионеи-ном. Металлотионеин находится в печени, почках, двенадцатиперстной кишке, моче, и крови животных [15]. Выявлены межвидовые различия по аккумуляции тяжелых металлов в органах и тканях разных видов животных [16].
Токсического действие кадмия связано с его взаимодействием с сульфгидрильными, карбоксильными, аминными группами белков [17]. Кадмий оказывает существенное влияние на обмен нуклеиновых кислот и белка. В печени крыс на стадии инициации трансляции синтеза белка металл нарушает образование полирибосом, а процесс элонгации ускоряется в результате активации факторов EF-1 b EF-2 [18]. In vivo кадмий ингибирует
Содержание Cd в
включение тимидина в ДНК регенерирующейся печени. Низкие дозы (0,34 мг/кг) металла стимулируют включение оротовой кислоты в РНК. Более высокие дозы (34 мг/кг) оказывают такое действие только в течение часа, потом наступает угнетение процесса. In vitro кадмий активирует несколько ферментов: триптофан оксигеназу, ДАЛК-дегидратазу, карбоксипептидазу и цитох-ромоксидазу [19; 20]. Обнаружено влияние кадмия на ферменты углеводного обмена, проявляющееся в стимулировании активности фосфорилазы, фосфоенолпируваткарбоксикиназы, пируваткарбоксилазы, фруктозо-бисфосфотазы и альдолазы. Наряду с этим Cd угнетает секрецию инсулина. Установлено также стимулирующие действие металла на циклический аде-нозинмонофосфат. Это ведет к усилению гликонеогенеза, гли-когенолиза и создается диабетогенный эффект [21]. Кадмий ингибирует активность ряда ферментов: алкогольдегидрогеназу, глутаматдегидрогеназу, глутатионредуктазу, в результате образования меркаптидов с цистеиновыми остатками их активных центров и является атогонистом цинка, кобальта, селена, меди [22 - 25].
Материалы и методы исследования. Работа выполнена на базе лаборатории Сибирского института животноводства Рос-сельхозакадемии. Объектом исследования были бычки герефор-дской породы в возрасте 16-18 мес. Предмет исследования мышцы, печень, почки и семенники бычков. Бычки были выращены в хозяйстве «Таёжное» Новосибирской области в экологически чистой зоне. Все животные на момент убоя были здоровы. Для исследования были взяты 40 проб органов и ткани. Содержание кадмия и других элементов определяли в воздушно-сухом веществе методом атомно-абсорбционной спектрометрии.
Таблица 1
>1х органах и ткани, мг/кг
Орган, ткань x±Sx а С, Lim Отношение крайних вариантов
Мышцы 0,00705±0,0001 0,0003 4,3 0,007-0,0075 1:1,4
Семенники 0,0082±0,0018 0,0057 69,4 0,003-0,023 1:7,7
Селезёнка 0,0127±0,0014 0,0044 34,4 0,007-0,021 1:3
Печень 0,0444±0,0014 0,0042 9,6 0,039-0,051 1:1,3