ECONOMICS
ENVIRONMENTAL AUDIT: WORLD EXPERIENCE AND BLIGHTY PRACTICE Khodjaeva M.H. (Republic of Uzbekistan) Email: Khodjaeva443@scientifictext.ru
Khodjaeva Mutabar Hamidulla kizi - PhD in Economics, Associate Professor, AUDITING AND ANALYSIS DEPARTMENT, TASHKENT STATE UNIVERSITY OF ECONOMICS, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes methodological problems of environmental audit of reducing destroying resources. The role of ecological audit in elimination of consequences of global infringement of environment for preservation and correct use of natural resources. In this regard, the economic aspects of environmental decision-making, that is, the integration of environmental and economic policies, are of particular importance at the present time. Environmental audit, as a tool to increase investment attractiveness and efficiency for both enterprises and the entire real sector of the economy
Keywords: environmental audit, environmental audit tasks, environmental auditor, methodology, global experience.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ: МИРОВОЙ ОПЫТ И ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА Ходжаева М.Х. (Республика Узбекистан)
Ходжаева Муътабар Хамидулла кизи - кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономического анализа и аудита, Ташкентский государственный экономический университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье анализируются методологические проблемы экологического аудита. Роль экологического аудита в устранении последствий глобального нарушения окружающей среды, для сохранения и правильного использование природных ресурсов в Республике Узбекистан. В связи с этим в настоящее время особое значение приобретают экономические аспекты принятия экологических решений, то есть интеграция экологической и экономической политики. Экологический аудит является инструментом повышения инвестиционной привлекательности и эффективности как для предприятий, так и всего реального сектора экономики
Ключевые слова: экологический аудит, задачи экологического аудита, экологический аудитор, методология, мировой опыт.
В условиях нового этапа развития отраслей национальной экономики важное место занимает аудиторская деятельность. В Узбекистане поступательными темпами развивается экологический аудит. Для обеспечения экологической безопасности, развития социальной инфраструктуры, обеспечивающей улучшение условий жизни населения и решения других задач, предусмотренных в Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах [1, c.3] , приняты: Указ Президента Республики Узбекистан «О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды», постановления Президента Республики Узбекистан «О мерах по обеспечению организации деятельности Государственного комитета Республики Узбекистан по
экологии и охране окружающей среды» и «О мерах по кардинальному совершенствованию и развитию системы обращения с отходами на 2017-2021 годы».
Перспективы экономического развития страны нельзя рассматривать в отрыве от экологических проблем, антропогенного воздействия на окружающую среду. При этом результативность природоохранной деятельности не всегда адекватна затрачиваемым усилиям. В структурных изменениях, происходящих в экономике Узбекистана, существенное внимание уделено степени использования природных ресурсов и уровню загрязнения окружающей природной среды. В связи с этим в настоящее время особое значение приобретают экономические аспекты принятия экологических решений, то есть интеграция экологической и экономической политики. Интеграция Узбекистана в систему международной экологической безопасности, усиление требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального природопользования выдвигают на первый план задачу развития нового направления в аудиторской деятельности - экологического аудита, который становится одним из основных инструментов обеспечения устойчивого экономического развития страны. Экологический аудит, являясь инструментом повышения инвестиционной привлекательности и эффективности как для предприятий, так и всего реального сектора экономики, по мнению специалистов, позволит решать государственные задачи в области экологической безопасности страны. В условиях либерализации экономики все сильнее ощущается необходимость решения экологических проблем на национальном уровне.
В современных условиях хозяйствования рациональное природопользование - это гарант обеспечения будущих потребностей общества за счет комплексного, экономически эффективного использования природных ресурсов с обязательным соблюдением требований по охране окружающей среды. Среди многочисленных проблем социально-экономического развития государства особую актуальность приобрела проблема сохранения благоприятной окружающей среды природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей ныне живущих и будущих поколений людей. Чрезвычайно неприемлемым для экологической и экономической безопасности Узбекистана является сохранение тенденций техногенного и природоемкого развития, перспектива которого видится в удорожании валового национального продукта из-за дополнительных экологических затрат.
Из общего объема выбросов в атмосферу от стационарных источников на топливно-энергетический комплекс страны приходится 34%, нефтегазодобывающую и перерабатывающую промышленность - 34%, цветную металлургию - 15%, строительную индустрию - 4%, химическую промышленность - 2% и на прочие сферы - 11%. Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных и передвижных источников загрязнения отражена на диаграмме [2, с. 23]:
Рис. 1. Доля отраслей промышленности в загрязнении атмосферного воздуха Республики Узбекистан
За годы независимости в республике наметилась тенденция к сокращению объемов выбросов загрязняющих веществ как от стационарных источников, так и от всех видов транспорта. Это обусловлено внедрением экологоемких производств и необходимых природоохранных мер в структуру промышленных предприятий. На совещании Государственного комитета Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды 2 февраля 2018 г. под председательством Президента Республики рассмотрена работа по улучшению в стране экологической ситуации и охраны окружающей среды. На Государственный комитет Республики Узбекистан по экологии и охране окружающей среды [3, с. 2] возложены широкие задачи по улучшению экологической ситуации в регионах страны, сбору, хранению, транспортировке, утилизации и переработке бытовых отходов. Принята комплексная программа по коренному улучшению обращения с бытовыми отходами на 2017 - 2021 годы с конкретным определением источников финансирования ее реализации.
Задача интеграции Узбекистана в систему международной экологической безопасности, усиление требований законодательства в области охраны окружающей среды и рационального природопользования выдвигают на первый план развитие нового направления в аудиторской деятельности - экологического аудита, который становится одним из основных инструментов обеспечения устойчивого развития экономики.
Экологический аудит — независимая экологическая экспертиза деятельности действующих предприятий и других объектов, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды, проводимая аудиторами (аудиторскими организациями) в порядке и на условиях, установленных Законом Республики Узбекистан «Об экологической экспертизе», Положением об экологическом аудите и другими актами законодательства. Задачами экологического аудита являются:
• обеспечение экологической безопасности организации;
• оценка природоохранной деятельности организации;
• определение путей и способов уменьшения риска вредного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности;
• определение правильности исчисления и уплаты экологических платежей организацией;
• определение необходимости совершенствования природоохранной деятельности организации;
• определение соответствия экологическим требованиям осуществляемой производственно-хозяйственной и иной деятельности;
• определение необходимости применения новых технологий производства и оборудования.
Экологический аудит получил распространение в Канаде, Великобритании, Швеции, США, Нидерландах и др. промышленно развитых странах. Так, в 1984 г. Национальным Агентством по охране окружающей среды США была разработана концепция аудирования для федеральных агентств, на основе которой несколько десятков федеральных агентств разработали собственные программы экологического аудита. В 1985 г. управление по экоаудиту и законодательству Министерства энергетики США провело аудирование своих основных объектов. При этом, например, NASA привлекал внешних консультантов. После крупнейших аварий на химических предприятиях в Великобритании (1974 г.) и Италии (1976 г.) была принята директива ЕЭС (1982 г.) об экологическом аудировании. Введение экологического аудита во Франции преследовало цели проверки безопасности производства и оказание помощи властям в принятии мер по изучению рисков и обеспечению безопасности. В Норвегии целью аудита стало усиление экологической деятельности в государственном и частном секторах в дополнение к традиционным инспекционным проверкам промышленных предприятий. Экологический аудит стали проводить при приобретении или передаче недвижимости. В США экологический аудит начали осуществлять в случаях возникновения конфликтов между предприятием (компанией)-нарушителем и Национальным Агентством по охране окружающей среды при осуществлении экологической программы на предприятии или несоответствия ее экологическому законодательству. При повторном нарушении законодательства применяется обязательное аудирование. Специализированный экологический аудит проводится по проблемам оценки опасности производимого продукта, минимизации отходов, вопросам профессиональных заболеваний, промышленной гигиены, контроля загрязнения конкретных природных сред и др. Health, safety and environment audit - аудирование по вопросам здоровья, безопасности и окружающей среды - также получает широкое распространение [4, c. 15].
Экологический аудит проводится по решению собственника объекта хозяйственной и иной деятельности. Экологический аудит проводится за счет средств заказчика. Основанием для проведения экологического аудита являются решение (приказ или распоряжение) заказчика о проведении экологического аудита, а также договор, заключенный между заказчиком и экологической аудиторской организацией. В решении о проведении экологического аудита указываются причины, период его проведения, перечень вопросов, связанных с деятельностью организации по охране окружающей среды и природопользованию, необходимость создания соответствующих
условий для организации и проведения экологического аудита, размеры и условия оплаты за аудиторские услуги, ответственные лица и другие вопросы.
Срок проведения экологического аудита определяется договором, заключенным между заказчиком и экологической аудиторской организацией.
В установленный договором срок должно быть обеспечено проведение полного анализа объекта экологического аудита и представление заказчику объективного и всестороннего заключения (отчета).
Работа по комплексному обследованию объектов экологического аудита заказчика осуществляется экологическим аудитором экологической аудиторской организации. После заключения договора экологическая аудиторская организация разрабатывает и согласовывает с заказчиком план проведения экологического аудита, содержащий этапы его проведения, с указанием необходимых мероприятий.
Аудиторскими организациями в рамках экологического аудита определяется:
• соблюдение требований законодательства и нормативных документов в области технического регулирования в сфере охраны природы и рационального использования природных ресурсов в комплексах, цехах, участках, агрегатах и иных объектах хозяйствующего субъекта;
• выполнение государственных и иных экологических программ, направленных на рациональное использование природных ресурсов, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
• ситуации, которые могут привести к загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию предоставленных природных ресурсов и создавать угрозу жизни и здоровью граждан;
• наличие утвержденных экологических нормативов и их соответствие законодательству, нормативным документам в области технического регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
• соблюдение норм, установленных в разрешительных документах в сфере природопользования и недропользования, а также экологических нормативах воздействия на окружающую среду;
• наличие, точность и эффективность работы измерительных приборов, устройств, оборудования и сооружений по очистке выбросов и сбросов в окружающую среду от загрязняющих веществ;
• достоверность данных мониторинга, учета, составления установленной отчетности по вопросам охраны окружающей среды и природопользования и внесения компенсационных выплат.
Аудиторская организация может изучать и другие материалы, касающиеся природоохранной деятельности объекта экологического аудита, для представления заказчику объективного и всестороннего заключения (отчета). Аудиторская организация осуществляет замеры, отбор и анализ проб, необходимых для определения соответствия деятельности объекта экологическим требованиям. Замеры, отбор и анализ проб должны быть проведены в соответствии с методиками и нормативами, установленными специально уполномоченными органами в области экологического контроля. Аудиторская организация осуществляет оценку воздействия объекта на окружающую среду в соответствии с требованиями, установленными для государственной экологической экспертизы. По результатам экологического аудита оформляется отчет в форме заключения.
Результаты исследования показали, что в нормативных документах и специальной литературе вопросы теории и методологии экологического аудита недостаточно изложены. До сих пор отсутствуют нормативно-правовые акты данного вопроса, система показателей объектов и методика проведения экологического аудита.
По результатам проведённого исследования нами разработаны следующие предложения и рекомендации по организации и проведению экологического аудита:
• разработать нормативно-правовые основы экологического аудита;
• научно обосновать объекты и критерии экологического аудита в целом;
• разработать методику проведения экологического аудита, формировать способы и приёмы экологического аудита.
• в учебной литературе и практических пособиях предусмотреть разделы экологического аудита.
Список литературы /References
1. Мирзиёев Ш.М. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-4947. // О стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017. № 6. C. 70.
2. Джалалова Д., Маматрахимов И. Экологический аудит как фактор снижения экологических рисков. // BIZNES - ЭКСПЕРТ 30.06.2018. № 6 (126). C. 23-25.
3. Мирзиёев Ш.М. Указ Президента Республики Узбекистан от № УП-5024.// О совершенствовании системы государственного управления в сфере экологии и охраны окружающей среды. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017. № 8. C. 110.
4. Трифонова Т.А. Экологический менеджмент. Учебное пособие / ВГУ. Владимир, 2003. 291 с.
Список литературы на английском языке /References in English
1. Mirziyoyev Sh.M. On the strategy of action for the further development of the Republic of Uzbekistan: Decree of February 7, 2017, No. UP-4947 // Meeting of the legislation of the Republic of Uzbekistan, 2017. 7 February. № 6- P. 70 [in Uzbek].
2. Djalalova D., Mamatrahimov I. Экологический аудит как фактор снижения экологических рисков [Environmental audit as a factor in reducing environmental risks] // BIZNES - ЭКСПЕРТ [BIZNES - EXSPERT] 30.06.2018. № 6 (126). C. 23-25.
3. Mirziyoyev Sh.M. On improving the system of public administration in the field of ecology and environmental protection: decree of 21.04. 2017 № UP-5024 // Meeting of the legislation of the Republic of Uzbekistan, 2017. April 21. № 8- P. 110 [in Uzbek].
4. Trifonova T.A. Ecologicheskiy menedjment [Environmental management] // V.: VGU, 2003. 291 p. [in Russian].