2013
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА
№ 190
УДК 339.138
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ АВИАПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ СТРАХОВАНИЕ
О .А. ЧАГИНА
Статья представлена доктором экономических наук, профессором Артамоновым Б.В.
В статье затрагивается тема актуальности страхования рисков, создающих угрозу окружающей среде, а именно -экологических рисков, сопровождающих деятельность предприятий гражданской авиации.
Ключевые слова: экологический риск, экологическое страхование.
Экологическая обстановка в России вызывает опасения уже в течение ряда лет. Кризис российской экономики, отсутствие у государства и предприятий средств на мероприятия по снижению негативного воздействия на экосистемы и предотвращению экологических аварий на производстве привели к ещё большему ухудшению состояния окружающей среды. Более того, любая авария на предприятии, сопровождающаяся загрязнением окружающей среды, потребует мобилизации всех финансовых ресурсов и может поставить предприятие на грань банкротства.
Все это в равной мере касается и авиационных предприятий страны, оказывающих существенное влияние на окружающую среду. Актуальность проблемы состоит в том, что экологическое страхование как элемент организационно-экономического механизма природопользования и один из новых видов предпринимательской деятельности несет в себе ряд очень важных предпосылок для эффективного развития отрасли гражданской авиации.
Во-первых, оно снизит издержки авиапредприятий по удовлетворению претензий третьих лиц в связи с нанесенным им ущербом от загрязнения окружающей среды.
Во-вторых, страхование способно дать определенные гарантии пострадавшим в получении причитающихся им по закону сумм возмещения независимо от финансового положения авиапредприятия - причинителя вреда.
В-третьих, оно может выполнять функции контроля за осуществлением авиапредприятиями мер экологической безопасности (анализ хозяйственной деятельности предприятия, экологическое аудирование, оценка степени страхового риска и т.д.).
И, наконец, главное - страховые операции могут служить одним из источников средств для финансирования мероприятий по обеспечению экологической безопасности.
В отечественной и зарубежной науке и практике изучению проблем внедрения экологического страхования уделяется весьма серьезное внимание, и это приносит определенные результаты.
В связи с вышеуказанным, в настоящее время ведется поиск различных вариантов решения следующих основных задач:
• анализ места и роли экологического страхования в обеспечении экологической безопасности в отрасли гражданской авиации и на ее предприятиях;
• разработка методологических подходов и оценка риска и обоснованного развития экологического страхования в отрасли с учетом ее особенностей и особенностей региона;
• обоснование организационно-экономического механизма, внедрения и развития экологического страхования на предприятиях отрасли;
• развитие принципов формирования страховых тарифов на основе учета особенностей воздействия предприятий отрасли на экосистемы и особенностей природно-ресурсного потенциала региона;
• формулирование методических принципов определения эффективности внедрения экологического страхования на предприятиях отрасли.
Исходя из сущности основной категории риска как возможности проявления нежелательных, опасных последствий или явлений, экологический риск представляется как допущение вероятности нежелательных проявлений в экосистеме (сначала качественной характеристики в виде деградации, впоследствии - в виде необратимых процессов) в процессе действий, направленных на достижение хозяйственного результата.
Как многообразны экологические опасности, вызывающие экологические риски, так многообразна и классификация экологических рисков. Они различаются по генезису, по характеру возникновения (преднамеренные, непреднамеренные), по уровню, по видам последствий. В зависимости от реципиента, воспринимающего воздействия, можно выделить три крупные группы экологических рисков:
1. Риск для здоровья и жизни населения (социальные последствия реализации экологической опасности).
2. Риск для природных ресурсов (экономические последствия).
3. Риск для структурно-функциональных характеристик ландшафтов.
Под предприятиями - источниками повышенной экологической опасности и имущественных интересов страхователей подразумеваются, прежде всего, такие предприятия, как атомные электростанции, заводы по переработке вредных отходов, топливо-заправочные комплексы и др. Главная задача страхования таких объектов - дополнительное финансовое обеспечение экологической безопасности при соблюдении интересов всех сторон: страховщиков, страхователей и третьих лиц.
Современная наука позволяет с достаточной определенностью утверждать о количественном выражении риска как вероятности возникновения нежелательного события и размеров его последствий. Длительный период наблюдения, оценки и анализа уже имеющихся аварий, катастроф, вызванных человеческой деятельностью и имеющих экологические, экономические и социальные последствия, позволяют с определенной точностью оценивать количественные показатели риска в виде:
• ущерба природной среде и реципиентам загрязнений;
• снижения «продуктивности» экосистем;
• экологических потерь в виде ускоренного износа агрегатов, сооружений, установок и преждевременного выхода их из процесса пользования;
• дополнительных затрат (не всегда эффективных) на «ликвидацию» последствий аварий, катастроф;
• затрат на поддержание здоровья людей и т.д.
Для практических расчетов и оценок стало возможным на этой основе использование и математических методов.
В зарубежной практике "экологическое страхование" чаще всего означает страхование гражданско-правовой ответственности владельцев потенциально опасных объектов. Данный вид страхования связан с необходимостью возмещения ущерба третьим лицам, обусловленного технологической аварией или катастрофой. Его расширительная трактовка включает защиту страхователя в случае любого возбужденного против него иска, требующего возмещения потерь, возникших в результате ущерба собственности. Кроме того, страхуется предусмотренная законом об уголовной ответственности обязанность (частноправового характера) страхователя возместить ущерб, причиняемый юридическим и физическим лицам в результате воздействия вредных веществ на землю, воздух, воду (и водоемы).
Страхование имущественной ответственности, связанное с ущербом от загрязнения, возникло на общемировом рынке в 1960-х годах, когда полисы были направлены на обеспечение покрытия аварийных и непредвиденных ситуаций, определяемых как "случай, включающий продолжительные или повторяющиеся воздействия на условия, которые влекут личный или имущественный ущерб и являются неожиданными и непреднамеренными со стороны страхователя".
Экологические риски авиапредприятий и их страхование
113
Экологическое страхование, осуществляемое как страхование ответственности за аварийное загрязнение окружающей среды, направлено на обеспечение экологической безопасности и компенсации убытков третьих лиц (разумеется, при условии соблюдения коммерческих интересов страхователей), а как имущественное страхование - направлено лишь на компенсацию потерь страхователя.
Если для операций имущественного страхования существует достаточно большой спектр нормативно-методической документации, то для страхования ответственности за аварийное загрязнение среды ее еще предстоит разработать.
Применительно к авиационной сфере рассмотрим страхование топливо-заправочного комплекса, который может находиться как в ведении аэропорта или авиакомпании, так и являться обособленным юридическим лицом, как, например, ЗАО «ТЗК Шереметьево».
Согласно Федеральному закону №116-ФЗ, любой ТЗК обязан застраховать свою ответственность перед третьими лицами в качестве объекта повышенной опасности (ОПО), в том числе в части покрытия возможного ущерба окружающей среде. Такое покрытие обеспечивают «Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих ОПО, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, окружающей среде в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте».
Третьим лицом наряду с физическими или юридическими лицами может также являться «государство в лице уполномоченных органов исполнительной власти, в чьем ведении находится управление охраной окружающей среды, в случае причинения вреда окружающей среде в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте». Именно оно чаще всего является выгодоприобретателем в случае покрытия причиненного ущерба окружающей среде. Под вредом окружающей среде понимается «нарушение нормативов качества окружающей среды, установленных соответствующими уполномоченными органами государственной власти». Размер страховой суммы определяется в зависимости от количества получаемых, перерабатываемых, используемых, хранящихся, образовывающихся, транспортирующихся или уничтожаемых опасных в рамках от 100 000 руб. до 7 000 000 руб.
Необходимо обратить пристальное внимание на существующие исключения из страхового покрытия. Согласно Правилам страхования ОПО страховым случаем не являются события, произошедшие в результате:
• умысла Страхователя или Выгодоприобретателя (потерпевшего третьего лица);
• ядерного взрыва, радиации, радиоактивного заражения;
• военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий, действий вооруженных формирований;
• террористического акта, если иное не предусмотрено договором страхования;
• гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок;
• действия непреодолимой силы: стихийных бедствий, природных явлений стихийного характера;
• выбытия опасного объекта из обладания Страхователя по вине третьих лиц.
Если мы говорим об авиакомпании, то ситуация несколько меняется. На российском рынке авиационного страхования в настоящее время не существует практики страхования экологических рисков как обособленного вида. Также до настоящего момента не было примера страхования авиакомпанией воздушного судна в качестве объекта повышенной опасности. Поэтому, когда мы говорим о возможном возмещении ущерба окружающей среде, возникшего в результате авиационного происшествия, то речь идет об обязательствах по договору страхования гражданской ответственности владельцев авиатранспортных средств перед третьими лицами.
Данный вид страхования является обязательным для эксплуатантов воздушных судов согласно статье 131 Воздушного кодекса РФ при осуществлении воздушных перевозок на территории РФ и согласно Римской конвенции на территории всего Мира. При этом сумма страхового
покрытия зависит от максимального взлетного веса (MTOW) воздушного судна и географии полетов. Рассчитаем в качестве примера страховую сумму для Boeing 737 (табл. 1). Расчет суммы страхового покрытия перед третьими лицами для Boeing 737.
Таблица 1
Территория страхования MTOW, кг. Расчетная ставка, категория Сумма покрытия, руб.
Российская Федерация 65 000 200 руб. за 1 кг. 13 000 000 руб.
Весь Мир От 50 000 кг. До 200 000 кг. SDR 300 000 000 ~ 15 000 000 руб.
При этом следует учитывать существующие, как и в страховании ОПО, исключения из покрытия. Данные исключения прописаны в оговорках, принятых Ассоциацией авиационных андеррайтеров Ллойда: «Исключающая оговорка о ядерных рисках», «Исключающая оговорка о шумах, загрязнениях и других подобных опасностях» и т.д.
В настоящее время уровень эффективности страхования при управлении рисками на авиапредприятиях, особенно в России, не соответствует фактическому уровню страховой защиты этих рисков, в особенности экологических. Целый ряд рисков, которых было бы выгоднее застраховать, сейчас остается без страховой защиты. С началом развития и внедрения системы риск-менеджмента на авиапредприятиях спрос на данные виды страхования имеет тенденцию к увеличению, что несомненно должно иметь положительный эффект как для самих предприятий, так и для государства в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Стандартные формы полисов, заявлений на страхование и оговорок. Ассоциация авиационных андеррайтеров Ллойда. - РААКС, 2003. - Ч. 1.
2. Правила страхования (стандартные) гражданской ответственности организаций эксплуатирующих опасные производственные объекты, за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу третьих лиц, окружающей среде в результате аварии или инцидента на опасном производственном объекте, согласованные с Федеральной службой страхового надзора (письмо от 02.11.2005 г. № 44-11616/02-01).
ECOLOGICAL RISKS OF AVIATION ENTERPRISES AND INVIRONMENTAL INSURANCE
Chagina O.A.
This article describes the urgency of insurance of ecological risks arising from aviation enterprise activity.
Key words: ecological risk, environmental insurance.
Сведения об авторе
Чагина Ольга Александровна, окончила МГТУ ГА (2009), главный специалист Дирекции авиационного и космического страхования ООО «СК «Согласие», автор 3 научных работ, область научных интересов - риск-менеджмент, страхование.