ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И АДАПТАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ ИНОГОРОДНИХ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ СТОЛИЧНОГО МЕГАПОЛИСА
Я.В. Кузьмина
Экологический факультет Российский университет дружбы народов Подольское ш., 8/5, Москва, Россия, 113093
В работе представлены результаты эмпирических исследований жизненных ценностей иногородних студентов первого курса экологического факультета Российского университета дружбы народов. Выявлена связь уровня экологической культуры личности и успешности процесса адаптации в условиях столичного мегаполиса. С учетом экологических и социокультурных особенностей иногородних студентов предложены рекомендации по ведению образовательного процесса для приезжих учащихся.
Ключевые слова: экологическая культура, иногородний студент, образование, вуз, мегаполис, адаптация, культурный шок, ценностные ориентации.
По мнению Н.Ф. Реймерса, экологическая культура — это этап и составная часть развития общечеловеческой культуры, характеризуемый острым, глубоким и всеобщим осознанием насущной важности экологических проблем в жизни и будущем развития человечества [1].
Экологическая культура выступает как способ, мера и результат реализации экологического сознания и мышления личности в процессе духовного и материального освоения природы и поддержания ее целостности [2].
Согласно модели канадского психолога Дж. Берри, источники возникающих проблем лежат не в культуре, а в межкультурном взаимодействии [3], а именно в поддержании культуры (важность сохранения культурной индивидуальности) и участии в межкультурных контактах (степень включения в иную культуру или остаться среди «своих»), которое часто может сопровождаться культурным шоком.
Симптомы культурного шока могут быть весьма разнообразными: повышенная тревожность, раздражительность, агрессивность, неуверенность в себе, бессонница, психосоматические расстройства, депрессия [3].
Организация и методы исследования. В рамках нашей научно-исследовательской работы была исследована группа студентов первого курса экологического факультета РУДН. Исследуемая выборка составляла 70 человек и включала в себя представителей различных регионов РФ (Центрального, Приволжского, СевероКавказского и Сибирского федеральных округов).
Тестовым материалом стала методика Шварца «Список жизненных ценностей», где необходимо, используя оценочную шкалу, оценить степень важности каждой ценности как руководящего принципа в жизни.
Результаты и их обсуждение. По итогам проведенного тестирования выделены наиболее значимые, на наш взгляд, жизненные ценности, по которым проведен анализ уровня личностных ценностных ориентаций у региональных студентов (рис. 1).
Внутренняя гармония
11% 3% 12%
319
не важно менее важно важно
очень важно
43% высшая значимость
Безопасность семьи
3% 11%
Г 23% 1
1.
\63% ^^^^^^^^^
Диаграмма 1
Диаграмма 2
Уважение традиций
17% 17%
Г
[ 20% 20% Ш 1
Диаграмма 3
Диаграмма 4
48% Диаграмма 5
Рис. 1. Анализ уровня личностных ценностных ориентаций у иногородних студентов
Анализ результатов показывает, что для большинства студентов важными и очень важными являются такие ценности, как внутренняя гармония (быть в мире с самим собой) — 43 и 31%, уважение традиций (сохранение признанных традиций, обычаев) — 46 и 20%, самоуважение (вера в собственную ценность) — 31%, свобода (свобода мыслей и действий) 23 и 48% соответственно. Такая жизненная ценность, как безопасность семьи (безопасность для близких), для 63% студентов из регионов имеет высшую значимость, что является положительным качеством для человека, находящегося вдали от родного дома.
Наряду с этим отмечено, что для некоторой части студентов эти ценности не представляли особой значимости либо имели небольшую значимость (3% студентов не важна внутренняя гармония; для 17% менее важны уважение традиций; у 12% нет чувства самоуважения).
Отдельно мы выделили ценностные ориентации, напрямую относящиеся к формированию и становлению экологической культуры личности студентов (рис. 2).
Вестник РУДН, серия Экология и безопасность жизнедеятельности, 2012, № 5
Категория ценностей
Мир красоты Единение с природой Мир во всем мире
не важно менее важно
важно
очень высшая важно значимость
Рис. 2. Анализ ценностных категорий у иногородних студентов
Так, чуть меньше половины студентов (28 человек) считают важным мир красоты и мир во всем мире. Ценность единения с природой разделяют 30 студентов. Вместе с тем есть студенты (10 человек), которым не важны или менее важны (34 человека) вышеуказанные ценности. Данное явление свидетельствует о том, что не во всех регионах уделяется внимание формированию ценностных ориентаций человека, его экологической культуры. Соответственно, необходимо вносить определенные коррективы в образовательную деятельность дошкольных, школьных и высших учебных заведений:
— изменение жизненной позиции. Сейчас главной задачей российского общества являются не сохранение природы, здоровья и улучшение качества жизни, а удовлетворение своих материальных потребностей, где приоритетными общечеловеческими ценностями выступают деньги, власть и информация;
— популяризация и комплексность. В настоящее время мы имеем тотальную дифференциацию знания. Студент университета начала XX в. за пять лет изучал примерно 35 дисциплин, а студент XXI в. — порядка 80—90 дисциплин. Такие «специалисты» изучают не картину мира, а отдельные предметы, которые между собой никак не связаны. Все это не способствует воспитанию новых качеств и экологоцентрического сознания, нового интегративного качества образования. Необходимо восприятие целостной картины окружающего мира и выработка персональной ответственности за этот мир у каждого человека.
Выводы. Успешная адаптация для студентов представляет собой процесс погружения в новую среду обучения и жизни, а также получение удовлетворенности от учебной деятельности и личного эмоционального состояния. Успешность адаптации зависит от степени открытости, контактности индивида, знания особенностей проживания в мегаполисе (ценностей, норм, моделей поведения). Чем выше уровень ценностных ориентации у человека и выше уровень его экологической культуры, тем быстрее будет происходить контакт и адаптационный процесс.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. — М., 1999.
[2] Философский словарь. — М., 1987.
[3] Berry J.W. Psychology of acculturation // J. Berman (Ed.) Cross-Cultural Perspectives. — Lincoln, 1990.
ECOLOGICAL CULTURE AS THE BASIS OF THE PROCESS OF ADAPTATION OF REGIONAL STUDENTS IN THE CAPITAL CITY
Ya.V. Kuzmina
Ecological Department Peoples' Friendship University of Russia
Podolskoe shosse, 8/5, Moscow, Russia, 113093
In scientific work results of own empirical researches on studying of vital values of nonresident first-year students of ecological faculty of the Russian university of friendship of the people are presented. Communication of level of ecological culture of the personality and success of process of adaptation in the conditions of the capital megalopolis is revealed. Proceeding from ecological and sociocul-tural features of nonresident students recommendations are offered conducting educational process for visitors of pupils.
Key words: ecological culture, nonresident student, education, higher education institution, megalopolis, adaptation, cultural shock, valuable orientations.