37-43.
3. Porozov, D.L. (2006), Sports motivation determination of adults in development of consciousness management: basing on swimming, dissertation, Chelyabinsk.
4. Slavnova, М.и. (2005), Planning of independent sports activity of elementary school students basing on educational motivation, dissertation, Омsk.
5. Теlenkov D.V. (2009), Influence of relationship in educational and sports activity on success-fulness of students of sports training high educational establishments, dissertation, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.06.2015.
УДК 796.325:159.9
РЕГРЕССИОННАЯ МОДЕЛЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИГРОВЫХ
ДЕЙСТВИЙ В СИТУАЦИЯХ С РАЗЛИЧНОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЙ НАПРЯЖЕННОСТИ У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 16-18
ЛЕТ
Наталия Валерьевна Луткова, кандидат педагогических наук, доцент,
Ксения Сергеевна Соломенина, аспирант, Юрий Михайлович Макаров, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В отечественной и зарубежной научно-методической литературе существуют различные направления по изучению личности. Каждое из них имеет свое обоснование и содержит элементы-компоненты, которые необходимо учитывать при изучении личности в ее развитии. В этой связи представляет научный интерес создание регрессионной модели свойств личности в избранном виде спорта, в частности в женском волейболе. В ней достаточно широко отображены психологические качества, способствующие эффективному выполнению игровых приемов в ситуациях с различной степенью психоэмоциональной напряженности. Использование регрессионной модели в учебно-тренировочном и соревновательном процессе квалифицированных волейболисток позволяет оптимизировать выбор методологических и методических средств необходимых для формирования наиболее значимых психических свойств.
Ключевые слова: игровые ситуации с различной степенью психоэмоциональной напряженности, свойства личности волейболисток 16-18 лет, регрессионная модель.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p231-239
REGRESSION MODEL FOR THE EFFICIENCY INDICATORS OF GAMING ACTIONS IN SITUATIONS WITH VARIOUS DEGREES OF MENTAL AND EMOTIONAL TENSION AMONG WOMEN'S VOLLEYBALL PLAYERS AGED 16-18
YEARS
Natalia Valerievna Lutkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ksenia Sergeevna Solominina, the post-graduate student, Yuri Mikhailovich Makarov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The domestic and foreign scientific and methodical literature contains various directions for the study of personality. Each of them has its own rationale and contains elements of components that need to be taken into account in the study of personality in its development. In this context, it is of the scientific interest to create the regression model for the personality traits in favorite sport, in particular in the women's volleyball. It widely displayed the psychological qualities that contribute to the effective implementa-
tion of the gaming skills in situations with various degrees of mental and emotional stress. Using the regression model for the training and competitive process of the skilled players allows to optimize the selection of volleyball and methodological tools needed to form the most significant mental properties.
Keywords: game situations with various degrees of mental and emotional tension, personality traits of volleyball players aged 16-18 years, regression model.
ВВЕДЕНИЕ
Дифференциация условий соревновательной деятельности на игровые ситуации различной степени психоэмоциональной напряженности предполагает необходимость изучения свойств личности, соответствующих складывающимся на площадке обстоятельствам и обеспечивающим эффективное их разрешение. Особенно это касается ситуаций с экстремальной напряженностью, где, как правило, отсутствует преимущество над соперником в физической, технической, тактической подготовленности и положительный результат достигается за счет проявления определенных свойств личности спортсменов. В тренировочной и соревновательной деятельности, связанной с экстремальными условиями, формируются определенные психодинамические свойства, которые оказывают влияние на развитие специальных способностей и формируют стилевую индивидуальность. Однако специфика выполнения игровых приемов накладывает существенный отпечаток на требования к личностным характеристикам и особенностям их проявления. В этой связи исключительно важной стороной исследования готовности волейболисток к соревновательной деятельности является изучение личностных характеристик, обеспечивающих способность к преодолению условий повышенного эмоционального напряжения в ходе спортивного поединка [1].
Исходя из предпосылок о том, что игровая соревновательная деятельность волейболисток есть совокупность игровых ситуаций с различным уровнем психоэмоциональной напряженности, где эффективность тактико-технических действий напрямую зависит от психологических качеств личности, нами в исследовании решалась задача по установлению наиболее значимых личностных характеристик, способствующих достижению положительного результата в ситуациях экстремальной напряженности.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Решение поставленной задачи осуществлялось на волейболистках 16-18 лет, участницах Чемпионата России, в количестве 62 человек в период 2011-2012 гг. Оценка подготовленности спортсменок осуществлялась по 149 параметрам, включающим пять блоков показателей: психофизиологические, функциональные и показатели физической, технико-тактической подготовленности. Также спортсменки проходили обследование с целью определения их личностных особенностей с применением различных методик. Оценивание производилось на основе информации по 103 психологическим показателям. Каждому показателю свойства личности присваивалось кодовое значение и полученная в ходе обследования сумма баллов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Результаты анализа полученных данных позволили создать весьма полную картину о личностных характеристиках волейболисток (таблица 1), что явилось основанием в установлении взаимосвязи свойств личности спортсменок и эффективности игровых действий в ситуациях различного психоэмоционального напряжения.
С этой целью производился корреляционный анализ. В таблицах 2, 3, 4, 5 представлены результаты корреляционного анализа показателей индивидуальных личностных характеристик спортсменок и успешности игровых действий в ситуациях с низкой, средней, высокой и экстремальной психоэмоциональной напряженностью.
Таблица 1
Психологические показатели личности квалифицированных волейболисток(п=62)
№ Значение Свойства личности Балл № Значение Свойства личности Балл
1 К1 замкнутость/общительность 4,98 52 зго4 локус контроль я 22,59
2 К2 интеллект 6,88 53 зго5 локус контроль жизнь 29,71
3 К3 эмоциональная стабильность/не стабильность 5,3 54 Т1 чувство агрессии 3,87
4 К4 подчиненно сть/доминантно сть 7,64 55 Т2 чувство злости 3, 57
5 К5 сдержанность/экспрессивность 5,08 56 Т3 потребность в стремлении к спортивной цели 5,98
6 К6 нормативность поведения низкая/высокая 3,53 57 Т4 потребность в стремлении к совершенству 5,65
7 К7 робость/смелость 7,16 58 Т5 Потребность к определенной группе спортсменов 4,3
8 К8 жестокость/чувствительность 4,05 59 Т6 Потребность в преодолении спортивной неудачи 4,25
9 К9 доверчивость/подозрительность 5 60 Т7 избегание боли и травм (физических) 4,78
10 К10 практичность/мечтательность 3,37 61 Т8 потребность к преодолению ограничений 4,88
11 К11 прямолинейность/дипломатичность 4,92 62 Т9 Потребность в стремлении к статусу, престижу 3,73
12 К12 спокойствие/тревожность 4,19 63 Т10 потребность избегания стыда и унижения 4
13 К13 консерватизм/радикализм 5,82 64 Т11 потребность быть мужественным 5,48
14 К14 конформизм/нонконформизм 5,46 65 Т12 потребность в стремлении к материальным благам 5,71
15 К15 самоконтроль низкий/высокий 6,91 66 Т13 потребность в формировании характера 3,81
16 К16 расслабленность/напряженность 4,19 67 Т14 потребность к защите от других 4,13
17 К17 тревога 4,27 68 Т 15 потребность в стремлении быть лидером 3,75
18 К18 экстраверсия/интроверсия 6,76 69 Я1 физическая агрессивность 2,87
19 К19 чувствительность 6,97 70 Я2 косвенная агрессивность 3,11
20 К20 конформность 5,67 71 Я3 раздражительность 3
21 Тг1 ситуативная тревожность 40,38 72 Я4 негативизм 2,67
22 Тг2 личностная тревожность 44,28 73 Я5 обида 1,91
23 неудача на старте. 4,86 74 Я6 подозрительно сть 3,35
24 Б2 Предшествовали плохие соревновательные результаты 4,09 75 Я7 вербальная агрессия 3,34
25 Б3 конфликты с тренером, товарищами и др. 6,74 76 Ь1 гипертимность 13,75
26 Б4 плохое физическое самочувствие. 4,99 77 Ь2 возбудимость 10,5
27 Б5 необъективное судейство. 5,67 78 Ь3 эмотивность 19,03
28 Б6 отсрочка старта. 4,46 79 Ь4 педантичность 10,57
29 Б7 положение фаворита перед соревнованием 4,54 80 Ь5 тревожность 13,15
30 Б8 упреки во время выступления. 4,96 81 Ь6 циклотимность 15,33
31 Б9 повышенное волнение. 4,7 82 Ь7 демонстративность 15,7
32 И0 плохой сон за несколько дней до старта. 3,97 83 Ь8 неуравновешенность 11,99
33 Б11 плохое оснащение соревнований. 4,19 84 Ь9 дистимичность 7,35
34 Б12 предыдущие неудачи. 3,67 85 Ь10 экзальтированность 19,5
35 И3 значительное превосходство соперника. 4,73 86 В1 эйфорическая эмоциональная реакция 23,01
36 Б14 высокие результаты противника. 3,73 87 В2 рефракторная эмоциональная реакция 12,36
37 Б15 незнакомый противник. 3,7 88 В3 дисфорическая эмоциональная реакция 2,8
38 Б16 завышенные требования. 3,16 89 Р1 предметный профиль мышления 9,21
39 Б17 Длительный переезд к месту со- 2,56 90 Р2 символический профиль мышле- 9,63
№ Значение Свойства личности Балл № Значение Свойства личности Балл
ревнований. ния
40 И8 мысли о выполнении поставленной задачи. 4,62 91 Р3 образный профиль мышления 8,89
41 Б19 Зрительные, акустические и тактильные помехи. 3,6 92 Р4 логический профиль мышления 11,53
42 Б20 поражение от данного противника. 3,13 93 Р5 креативный профиль мышления 9,25
43 Б21 реакция зрителей. 2,13 94 31 результативность соревновательной деятельности 17,51
44 У мотивация достижение успеха 17,92 95 32 подверженность страху 24,31
45 N мотивация избегания неудач 13,36 96 33 надежность деятельности 17,28
46 Ки1 на себя 13,2 97 34 тревожность 19,58
98 35 уверенность 24,35
47 Ки2 на взаимоотношения 8,04 99 36 умение управлять психич. состоянием 35,49
48 Ки3 на деятельность 8,24 100 37 способность к мобилизации 12,67
49 3го1 цели 31,18 101 38 способность к концентрации 6,3
50 3го2 процесс 29,88 102 39 идеомоторные способности 7,76
51 3го3 результат 27,09 103 310 положительные характерологические качества 21,83
Анализ корреляционной зависимости индивидуальных личностных характеристик спортсменок и эффективности игровых действий в ситуациях с низкой психоэмоциональной напряженностью (таблица 2) свидетельствует о том, что преимущество одной из сторон в большей степени достигается за счет технико-тактической и физической подготовленности и в меньшей степени за счет личностных качеств и других сопутствующих факторов.
Таблица 2
Показатели взаимосвязи индивидуальных личностных характеристик спортсменок и эффективности игровых действий в ситуациях с низкой психоэмоциональной
напряженностью
№ Показатели Коэффициент корреляции
1 Нападающий удар 0,8409
2 Подача 0,8449
3 Блокирование 0,7932
4 Прием мяча 0,7921
5 Скоростно-силовые способности 0,7704
6 Защитные действия 0,7873
7 Превосходство соперника 0,6898
8 Направленность личности на себя 0,6819
9 Мотивация достижения 0,6859
10 Целенаправленность 0,6651
11 Направленность личности на деятельность 0,6465
12 Координационная функция НС 0,6323
13 Оснащение соревнований 0,6286
14 Безответственность и неорганизованность 0,6274
15 Плохое физическое самочувствие 0,6236
16 Неуверенность в себе 0,5968
17 Рефракторная эмоциональная реакция 0,5822
18 Необъективное судейство 0,5786
Превосходство одних волейболисток в основных компонентах игры сказывается на психологическом состоянии других весьма негативно. В состоянии спортсменок начинают доминировать особенности, являющиеся следствием неудачной игры: оснащение соревнований (г=0,6286), необъективное судейство (г=0,5786), становится плохим физическое самочувствие (г=0,6236), что порождает в отдельных отрезках матча безответственность и неорганизованность (г=0,6274) и, вполне естественно, неуверенность в себе (г=0,5968). Ситуации с низкой психоэмоциональной напряженностью чаще всего
возникают не по причине личностных качеств волейболисток, а по условиям несоответствия их физической и технико-тактической готовности или в целом по уровню мастерства на данный момент соревнования.
В таблице 3 представлены результаты корреляционной зависимости индивидуальных личностных характеристик спортсменок и эффективности игровых действий в ситуациях со средней психоэмоциональной напряженностью. Они несколько отличаются от тех, которые определяли успешность действий в ситуациях с низкой напряженностью.
Таблица 3
Показатели взаимосвязи индивидуальных личностных характеристик спортсменок и эффективности игровых действий в ситуациях со средней психоэмоциональной
напряженностью
№ Показатели Коэффициент корреляции
1 Подача 0,7535
2 Мотивация на цели 0,7404
3 Нападающий удар 0,7231
4 Прием мяча 0,7221
5 Тревожность 0,7182
6 Блокирование 0,7133
7 Скоростно-силовые способности 0,7066
8 Уверенность в себе 0,6430
9 Решительность 0,6422
10 Коммуникабельность 0,6404
11 Направленность личности на себя 0,6321
12 Необъективное судейство 0,6304
Как следует из таблицы, эффективность игровых действий продолжает сильно зависеть от показателей технико-тактической подготовленности. Некоторую значимость приобретают параметры, относящиеся к области психологии спортсменок. Вполне оправданным выглядит позиция показателя «Мотивация на цель» - г=0,7404. Тесная связь обнаружена с тревожностью - г=0,7182 и уверенностью в себе - г=0,6430. Эти два показателя во многом противоречат друг другу. Повышенный уровень тревожности не повышает игровой потенциал и не способствует повышению уверенности в своих силах. Обозначают влияние на эффективность игровых действий такие качества, как решительность - г=0,6422; коммуникабельность - г=0,6404. В целом успешность действий в ситуациях со средней психоэмоциональной напряженностью продолжает находиться под влиянием показателей тактико-технической и физической подготовленности волейболисток.
В представленных показателях (таблица 4) корреляционной зависимости индивидуальных личностных характеристик спортсменок и эффективности игровых действий в ситуациях с высокой психоэмоциональной напряженностью такой очевидной положительной динамики в сторону тактико-технической и тем более физической подготовленности не просматривается. Это свидетельствует о том, что ситуации с высокой психоэмоциональной напряженностью в большинстве своем могут складываться только в случаях равенства функциональной и технико-тактической готовности волейболисток на конкретный момент матча или соревнования.
Повышение значимости свойств личности спортсменок в таких ситуациях обуславливается высокой степенью ответственности за каждое удачное или неудачное действие. В результате чего возрастает зависимость выполнения игрового приема от мотивации (г=0,7961), решительности (г=0,7358) и коммуникабельности (г=0,7305), направленности личности на результат (г=0,6984). Данное обстоятельство достаточно убедительно показывает единство связи двигательной подготовленности волейболисток и соответствующее ей личностное обеспечение. Таким образом, эффективность игровых действий спортсменок в ситуациях повышенной напряженности есть совокупный продукт их личностных и двигательных качеств. Наличие паритетности исследуемых показателей
является отличительной особенностью игровых ситуаций с высокой психоэмоциональной напряженностью.
Таблица 4
Показатели взаимосвязи индивидуальных личностных характеристик спортсменок и эффективности игровых действий в ситуациях с высокой психоэмоциональной
напряженностью
№ Показатели Коэффициент корреляции
1 Мотивация на цели 0,7961
2 Подача 0,7873
3 Решительность 0,7358
4 Коммуникабельность 0,7305
5 Нападающий удар 0,7264
6 Направленность личности на себя 0,6984
7 Блокирование 0,6731
8 Демонстративность 0,6593
9 Прием мяча 0,6447
10 Вербальная агрессия 0,6424
11 Защитные действия 0,6141
12 Функциональное состояние НС 0,6122
13 Специальная выносливость 0,6059
Взаимосвязь индивидуальных личностных характеристик спортсменок и эффективности игровых действий в ситуациях с экстремальной психоэмоциональной напряженностью носит характер доминантативности свойств личности.
Таблица 5
Показатели взаимосвязи индивидуальных личностных характеристик спортсменок
и эффективности игровых действий в ситуациях с экстремальной _психоэмоциональной напряженностью_
№ Показатели Коэффициент корреляции
1 Мотивация на цели 0,8863
2 Демонстративность 0,8768
3 Подача 0,8358
4 Решительность 0,8334
5 Нападающий удар 0,8305
6 Вербальная агрессия 0,8264
7 Уверенность в себе 0,8122
8 Прием мяча 0, 7968
9 Защитные действия 0,7528
Достижение спортсменками экстремальных ситуаций возможно только при условии максимальной затраты физических и психических сил. Если это условие нарушается то, возникновение экстремальной ситуации становится практически невозможной. А вот для ее положительного разрешения необходим дополнительный источник энергии, который заложен во внутренних резервах непосредственно свойств личности.
В частности, спортсменки наделяют себя дополнительной мотивацией на результат (г=0,8863), отличаются повышенной демостративностью (г=0,8768) и решительностью (г=0,8334), поднимают планку психической напряженности проявлением вербальной агрессии (г=0,8264) и уверенности в своих силах (г=0,8122). Достигаемое волейболистками такое психическое состояние в совокупности с высоким технико-тактическим мастерством в решающий момент игрового противоборства дает им желаемое преимущество.
С помощью метода корреляционного анализа удалось установить существенную связь между некоторыми исследуемыми показателями, которую целесообразно представить в математическом выражении в виде регрессионной модели и оценить ее статистическую значимость. Для решения данной задачи использовался множественный регрессионный анализ, заключающийся в получении адекватной регрессионной модели, опи-
сывающей эффективность игровых ситуаций с различной психоэмоциональной напряженностью в зависимости от психологических психофизиологических, функциональных показателей, показателей технико-тактической и физической подготовленности волейболисток 16-18 лет. Адекватность модели оценивалась на основе коэффициента детерминации. В уравнениях множественной регрессии определялся Р-уа1ие<0,05, что демонстрировало значимость коэффициента уравнений регрессий. В результате использования регрессионного анализа образована совокупная модель эффективности соревновательной деятельности в игровых ситуациях с низкой, средней высокой и экстремальной психоэмоциональной напряженностью (таблица 6). Направленность выявленной регрессии указывает на повышенные требования к свойствам личности спортсменок в зависимости от напряженности игровых ситуаций.
Таблица 6
Регрессионная модель показателей эффективности игровых действий в ситуациях с различной степенью психоэмоциональной напряженности у волейболисток 16-18
лет
Блок показателей Психоэмоциональная напряженность
Низкая Средняя Высокая Экстремальная
Функциональные Рост(Я), Вес (V) Рост(Я), Вес (V) Функциональное состояние нервной системы (РЯ) Коэффициент детерминации не достоверен
Психологические Ориентация на цель (8201), напр. л-ти на деятельн. (КИ3) +мотив на успех (У), спокойствие (К12), самоконтроль(К15), норма поведен.(К6) + смелость (К7), мобилизация (87), креативность (Р5), верб. агресс. (Я7) +демонстративность(Ь 7), агрессивность (Т1), уверенность в себе(85)
Физической подготовленности Скоростно-силовые способности(РР2) Скоростно-силовые способности (БР2) Специальная выносливость (РР1) Коэффициент детерминации не достоверен
Психофизиологические СЗДР (Р8Б5, Р8Б6) Сила НП (Р8Б11) СЗДР (Р8Б5, Р8Б6) Сила НП (Р8Б11) Коэффициент детерминации не достоверен Коэффициент детерминации не достоверен
Технико-тактические Подача (ЕР), НУ (БШ) Подача (ЕР), НУ(БШ), Блокирование (ЕВ) Подача (ЕР), НУ (БШ) Блокирование (ЕВ) Защита (Б2) Прием мяча (ЕРЯ) Коэффициент детерминации не достоверен
Согласно, полученных уравнений регрессий в ситуациях с низкой степенью напряженности доминируют показатели:
ЕР=86,5799+1,25089 хЯ+0,261062 хРР2+0,32036хР8Р11+0,692437хР8Р6 и
БМ=22,2167+1,04593хКШ+0,183788х8201.
В ситуациях со средней психоэмоциональной напряженностью доминируют показатели физической и технико-тактической подготовленности, а также весоростовые параметры (коэффициент детерминации 81,0% и 72,4% соответственно) ЕВ=44,1007+0,019046хР8Р5+0,678014хР8Р6+0,374121хРР2+2,27879хР8Р11+1,713347хК и
БМ=64,0853+2,30391хК12+0,463133хКи3+2,89019хК15+0,331242х8201+2,47916хК6+ +0,258513ху.
Влияние на результативность действий личностных характеристик минимально, оно проявляется в ориентации на цель и направленности личности на деятельность (коэффициент детерминации равен 87,3%). С возрастанием психологической напряженности возрастает роль других дополняющих их качеств: мотив на успех (У), спокойствие (К12), самоконтроль (К15), норма поведения (К6) (коэффициент детерминации 81,5%). При сохранении доминирующей роли моторного компонента. В связи с тем, что общий положительный итог большинства поединков, определяется успешностью действий волейболисток в ситуациях с экстремальной напряженностью, то вполне логичным выглядит анализ наиболее значимых показателей в данной обстановке. Решающими показате-
лями, определяющими результативность действий в игровых ситуациях с высокой и экстремальной психоэмоциональной напряженностью, являются: БРЯ=138,374+6,52164х37 +5,35156хК15+1,28533хР5+1,06739хК7-14,4161хК12+ +1,2677хЯ7;
Б^103,338+0,635813хК7+1,32411хЬР5;
БР=41,6791+0,723431хЬ7+1,02501хК6+0,194076х35+0,839637хР5+1,422хКи3+ +0,804718хТ1.
Из 19 обозначенных параметров 13 обеспечивают успешность тактико-технических приемов в ситуациях с высокой психоэмоциональной напряженностью (коэффициент детерминации 86,2% и 74,6% соответственно). Наиболее значимыми для ситуаций экстремальной напряженности оказались свойства личности волейболисток, связанные с проявлением «хорошей» агрессии и демонстративности, основывающихся на уверенности в себе (коэффициент детерминации 73,6%). Повышать эффективность действий волейболисток в таких ситуациях целесообразно за счет изменения уровня эмоционально-волевой устойчивости (Р5,Р15,Б16,Т7,Т9); коммуникативности (К6,К7,К16); мотивации на цель(3г01, 3г05) и самореализации (Я7,Т4,Ь6).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное исследование с применением методов корреляционно-регрессионного анализа позволяет сделать некоторые обобщения:
- сравнительный анализ корреляционных взаимосвязей личностных характеристик и эффективности игровых действий показывает зависимость качества выполнения технико-тактических приемов от параметров свойств личности в ситуациях с различной степенью психоэмоциональной напряженности;
- установлено, что в ситуациях с низкой психической напряженностью влияние свойств личности на эффективность игры оказывается минимальным. Этот факт объясняется значительным превосходством одной из сторон по показателям технико-тактической и физической подготовленности;
- выявлено: чем выше уровень соперничества, чем выше накал спортивной борьбы, тем выше значимость личностного компонента волейболисток;
- получена регрессионная модель эффективности игровых действий в ситуациях с различной степенью психоэмоциональной напряженности;
- установлены различия причинно-следственных связей между свойствами личности волейболисток и успешностью их соревновательной деятельности. Подтверждением тому являются результаты корреляционно-регрессионного анализа показателей свойств личности с эффективностью игровых действий в экстремальных ситуациях, где качество выполнения тактико-технических приемов напрямую зависит от психологических особенностей волейболисток.
Таким образом, полученные в ходе исследования данные могут являться основанием для внесения соответствующих корректировок в учебно-тренировочный процесс волейболисток 16-18 лет. Эти корректировки, в первую очередь, должны быть направлены на формирование у спортсменок личностных качеств, связанных с их психолого-педагогической адаптацией к ситуациям экстремальной напряженности, поскольку это обстоятельство в большинстве случаев определяет положительный итог матча. Решение обозначенной проблемы представляет научно-практический интерес не только для специалистов в области волейбола в частности, но и теории и методики спортивных игр в целом.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макаров, Ю.М. Дифференциация психоэмоциональной напряженности игровых ситуаций в соревновательной деятельности квалифицированных волейболисток / Ю.М. Макаров,
Н.В. Луткова, К.С. Соломенина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 3 (109). - С. 96-100.
REFERENCES
1. Makarov, Y.M., Lutkova, N.V. and Solomenina, K.S. (2014), "Differentiation of psycho-emotional stress of game situations in competitive activity of skilled volleyball players", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 109, No 3, pp. 96-100.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 05.06.2015.
УДК 796.386:159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИГРОКОВ В НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС (ДЕВУШКИ 11-13 ЛЕТ)
Александр Александрович Никитин, кандидат педагогических наук, профессор,
Наталья Григорьевна Закревская, доктор педагогических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург), Екатерина Сергеевна Дмитриева, старший преподаватель, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Санкт-
Петербургский филиал
Аннотация
В статье раскрыты особенности психологических характеристик девушек - игроков в настольный теннис на этапе спортивного совершенствования. В эксперименте 50% испытуемых показали высокий уровень активности и лишь 12,5% испытуемых отмечали низкий уровень тревожности. Показатель «ригидность» -21 спортсменка показала высокий уровень, 11 показали средний уровень в тоже время испытуемых с показателями низкого уровня ригидности не выявлено. Показатель «экстравертированность» - 17 девушек в настольный теннис показали высокие результаты, 14 - показали средний уровень, и только 1 юная спортсменка показала низкий уровень «экстравертированности».
Ключевые слова: девушки, настольный теннис, психологическая подготовленность, физические нагрузки, сложно-координационные способности, учебно-тренировочный процесс.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p239-243
PSYCHOLOGICAL CONTROL OF PREPAREDNESS OF TABLE TENNIS PLAYERS
(GIRLS AGED 11-13 YEARS)
Alexander Aleksandrovich Nikitin, the candidate of pedagogical sciences, professor,
Natalya Grigoryevna Zakrevskaya, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Ekaterina Sergeyevna Dmitriyeva, the senior teacher,
National research university "Higher School of Economics", St. Petersburg branch
Annotation
The article reveals the features of the psychological characteristics of girls - table tennis players at the stage of sports improvement. 50% of examinees showed the high level of activity in the experiment and only 12.5% of examinees noted the low level of uneasiness. The indicator "rigidity" - 21 sportswomen showed high level, 11 showed the average level, at the same time the examinees with indicators of low level of rigidity have not been revealed. An indicator "extrovert" - 17 girls in table tennis showed good results, 14 - showed the average level, and only 1 young sportswoman showed the low extrovert level.
Keywords: girls, table tennis, psychological readiness, physical activity, difficult coordination ability, training process.