Научная статья на тему 'Эффективные технологии управления инфраструктурными проектами и их инвестиционное обеспечение'

Эффективные технологии управления инфраструктурными проектами и их инвестиционное обеспечение Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
150
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОЕКТЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хорева Т. В.

Инфраструктурные проекты отличаются большой капиталоемкостью, длительным сроком окупаемости и высоким уровнем риска. При ограниченных финансовых возможностях регионов и муниципалитетов решением ключевых вопросов развития инфраструктуры может стать объединение на взаимовыгодных условиях ресурсов органов власти и предпринимательского сообщества. В этой связи государственно-частное партнерство, при активном и умелом его применении, может сыграть исключительно продуктивную роль в решении многих экономических и социальных проблем нарегиональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVE MANAGEMENT TECHNOLOGY INFRASTRUCTURE PROJECTS AND THEIR INVESTMENT SUPPORT

Infrastructure projects are highly capital-intensive, long payback periods and high levels of risk. With limited financial capacity of regions and municipalities address the key issues of infrastructure development can be mutually beneficial association on resource authorities and business community. In this regard, public-private partnership, with the active and skilful use of it, can play a productive role in solving many economic and social issues at the regional level.

Текст научной работы на тему «Эффективные технологии управления инфраструктурными проектами и их инвестиционное обеспечение»

УДК 330.332 Т.В.Хорева, аспирант,

(Россия, Орел, ФГБОУ ВПО «Госуниверситет - УНПК»)

ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРНЫМИ ПРОЕКТАМИ И ИХ ИНВЕСТИЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Инфраструктурные проекты отличаются большой капиталоемкостью, длительным сроком окупаемости и высоким уровнем риска. При ограниченных финансовых возможностях регионов и муниципалитетов решением ключевых вопросов развития инфраструктуры может стать объединение на взаимовыгодных условиях ресурсов органов власти и предпринимательского сообщества. В этой связи государственно-частное партнерство, при активном и умелом его применении, может сыграть исключительно продуктивную роль в решении многих экономических и социальных проблем на региональном уровне.

Ключевые слова: региональные инфраструктурные проекты, государственно-частное партнерство.

Ключевой задачей развития Российской Федерации является переход к модели динамичного и устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности работы государственных институтов, увеличения степени конкурентоспособности российской экономики, диверсификации производства и экспорта. Это предполагает смещение акцентов в государственной экономической политике с решения текущих задач обеспечения макроэкономической сбалансированности к политике, направленной на интенсификацию структурных изменений.

Перестройка структуры российской экономики невозможна без привлечения значительных инвестиций в обновление основного капитала и производственных мощностей на базе современного оборудования и технологий управления производственными процессами. Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что основную часть инвестиций в обновление основного капитала предоставляет частный сектор. В то же время частные инвестиции не в состоянии удовлетворить потребности во всех сферах национальной экономики, поскольку частные инвесторы выбирают только выгодные с экономической точки зрения направления вложений. Инвестиционные проекты, которые имеют слишком большие сроки окупаемости, высокие риски, низкую норму отдачи на вложенный капитал (например, инфраструктурные проекты), как правило, не являются привлекательными для частных инвестиций.

При этом в России заявлено большое число инфраструктурных проектов. Некоторые из них пока находятся только на стадии идей, другие уже начали реализовываться.

В частности, в сфере строительства платных дорог можно назвать сле-

дующие проекты:

- Высокоскоростная автомагистраль Москва - Санкт-Петербург;

- Западный скоростной диаметр в Санкт-Петербурге;

- Орловский тоннель в Санкт-Петербурге;

- Соединительная дорога между МКАД и федеральной автомагистралью.

Планируемые проекты в сфере железнодорожного строительства:

- Высокоскоростная железная дорога Москва - Санкт-Петербург;

- Железная дорога Санкт-Петербург - Бусловская на направлении Санкт-Петербург-Хельсинки;

- Железнодорожная линия Кызыл - Курагино в республике Тыва.

Вопрос финансирования вышеперечисленных объектов очень сложен, поскольку все они требуют больших инвестиций. Некоторые проекты могут быть интересны частным инвесторам. Отдельные проекты являются очень крупными даже по мировым масштабам.

Главными причинами проблем с воспроизводством в инфраструктурных отраслях являются недостаток бюджетных средств, неготовность государства к передаче определенных имущественных прав бизнесу и высокие риски инвестирования в долгосрочные капиталоемкие объекты при отсутствии законодательных гарантий со стороны власти.

Сегодня существует ряд возможностей по привлечению необходимых инвестиций в реализацию инфраструктурных проектов:

- государственные органы - средства местных муниципалитетов Федеральные целевые программы (например, ФЦП «Жилище», подпрограмма «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»);

- инфраструктурные инвесторы - российские банки, осуществляющие инвестиции в инфраструктурные проекты (Внешэкономбанк), Бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда России (региональные инвестиционные проекты); Инвестиционные фонды с банковским участием ОАО «Евразийский» (при участии ВЭБ); Зарубежные банки (ЕБРР - Европейский банк реконструкции и развития, ЕАБР - Евразийский банк развития);

- крупные инвесторы - ООО «Курск Энергия», «Веолия вода Томск», Российские коммунальные системы;

- независимые инвесторы (кредитные организации, частные инвесторы).

Привлечение инвестиций из перечисленных источников возможно при наличии определенных условий (таблица).

Одной из важнейших проблем существующей структуры инвестиций в основной капитал в России является недостаточно активное использование механизмов государственно-частного партнерства.

Проекты государственно-частное партнерств (ГЧП) - это сотрудничество государственного и частного секторов с целью оказания социальных услуг, финансирования строительства объектов в области инфраструктуры и управления ими. Механизм ГЧП как эффективный метод поиска партнеров государства среди компаний частного сектора все шире используется во всем мире, и первые крупные проекты ГЧП уже выходят на российский рынок.

Таблица

Требования и условия участия субъектов в финансировании инфраструктурных проектов

Источник финансирования Требования и условия Форма участия в проекте

Государственные органы 1) наличие детально проработанной инвестиционной программы; 2) общеэкономическая эффективность (вклад в ВРП); 3) бюджетная эффективность (рост налоговых поступлений); 4) финансовая эффективность (ВИД, сроки окупаемости); 5) удовлетворение требованиям и условиям соответствующей целевой программы; - софинансирование проектов; - выделение бюджетных средств на реализацию проекта; - участие в акционерном капитале компании, занимающейся реализацией проекта; - предоставление гарантий и поручительств; - предоставление объектов инфраструктуры в долгосрочную аренду, - заключение концессионных соглашений; - выполнение контрольных функций при реализации соглашения между инвестором и частным оператором.

Инфраструктурные инвесторы 1) наличие детально проработанной инвестиционной программы; 2) период реализации проекта; 3) ограничения по сумме проектов; 4)ограничения по доле либо сумме вложений частного инвестора; 5) ограничения по рентабельности проекта; 6) наличие поручителя по кредиту; 7) ограничения по численности населения городов, в которых предполагается реализация проектов и др. - предоставление кредитов, займов; - участие в акционерном капитале компании, занимающейся реализацией проекта; - предоставление гарантий и поручительств.

Крупные инвесторы 1) заключение договора долгосрочной аренды, заключение концессионного соглашения с собственником объектов инфраструктуры; 2) согласование уровня тарифов; 3) предоставление органами власти гарантий/поручительств по кредитам; 4) участие бюджетных средств в финансировании; 5) выполнение условий по срокам окупаемости, уровню рентабельности; 6) предоставление льгот со стороны органов власти. - непосредственная реализация проектов за счет собственных средств; - реализация проектов за счет привлеченных средств (бюджетные средства, заемные средства); - участие в совместных предприятиях с органами власти.

Существует множество задач, которые могут решать проекты ГЧП, например:

- возможность привлечения крупных частных инвестиций в инфра-структуру;

- повышение эффективности использования государственных средств;

- более эффективное управление объектами инфраструктуры;

- значительная экономия затрат на эксплуатацию и техническое обслуживание объектов инфраструктуры;

- стимулирование инноваций как следствие конкуренции.

Сотрудничество на принципах ГЧП сейчас активно развивается в России.

Источники финансирования по этим проектам могут быть различными: акционерный капитал, заемные средства у коммерческих банков, средства Инвестиционного Фонда России, выпуск облигаций и финансирование экспортными кредитными агентствами и многосторонними агентствами.

Выбор конкретной формы государственно-частного партнерства зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить:

- структуру собственности в рамках проекта - некоторые виды имущества могут находиться только в государственной собственности;

- распределение рисков строительства и эксплуатации;

- особенности конкурсных процедур;

- доступные формы обеспечения и финансовой поддержки со стороны государственного сектора.

До настоящего времени в России наибольшей популярностью пользовалась модель BOOT. При этом в 90-х годах сложилась практика, согласно которой при реализации проекта на основе BOOT у частного инвестора имеется, как правило, гарантия возврата инвестиционных затрат государством вне зависимости от результатов эксплуатации. Таким образом, были организованы многие крупные ГЧП в сфере водоочистки, водоснабжения, мусоросжигания и в других секторах.

Концессия же, наоборот, видится в России для частного сектора как более рисковая модель. Сейчас, после детального обсуждения многих проектов, ряд государственных органов формирует все более взвешенное мнение в отношении необходимости и степени участия государства. Несмотря на некоторые недостатки закона «О концессионных соглашениях», его несомненным достоинством является то, что он допускает известную гибкость в том, что касается структурирования конкретных проектов, и, по сути, предоставление государственных компенсаций и гарантий. Вопрос заключается в том, в каких формах это будет реализовано на практике в интересах государства и частного сектора одновременно.

В современной России идет поиск разумного баланса интересов в проектах ГЧП и разумного, с точки зрения российского законодательства и международной практики, распределения рисков.

Таким образом, механизм ГЧП позволяет эффективно решить один из

главных вопросов развития инфраструктуры - привлечение финансовых ресурсов. Огромная капиталоемкость инфраструктурных проектов ограничивает возможности государства по их финансированию. Применение механизмов ГЧП позволяет привлечь в проекты средства частных инвесторов и кредиты банков, в том числе международных.

Международный опыт показывает, что при реализации программ ГЧП правительства большинства стран создают специальный орган для координации действий многочисленных государственных структур, которые участвуют в процессе подготовки проектов и принятия решений по вопросам его реализации. Создание подобного органа в Российской Федерации является целесообразным для координации и сопровождения проектов ГЧП федерального значения.

Региональный уровень проектов ГЧП нуждается, прежде всего, в финансовой государственной поддержке, гарантировании со стороны государства спроса на услуги ГЧП и в эффективном тарифном регулировании. Эти меры обеспечат возможность противостоять неблагоприятным изменениям рыночной среды и, соответственно, уменьшению или исчезновению ожидаемого дохода.

В настоящий момент только небольшая часть регионов России имеет Закон об участии субъекта РФ в ГЧП. В частности, Закон об участии Орловской области в государственно-частных партнерствах принят 30 сентября 2011 года [1]. Согласно Закону целями участия Орловской области в государственно-частных партнерствах являются реализация социально значимых проектов, привлечение частных инвестиций в экономику региона, обеспечение эффективности использования имущества, находящегося в собственности области, повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям, реализация проектов, направленных на развитие образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, физической культуры, спорта, культуры, туризма, транспортной и инженерной инфраструктур, инфраструктуры связи и телекоммуникаций в Орловской области.

Однако только принятие Закона не обеспечивает в полной мере реализацию принципов ГЧП на региональном уровне. Необходим комплекс системных мер по развитию государственно-частного партнерства в регионе.

В том числе, необходимо включение мероприятий по развитию ГЧП в регионе в общую Инвестиционную стратегию субъекта Российской Федерации (Стратегия).

Стратегия должна быть направлена на повышение инвестиционной привлекательности области, формирование условий для мобилизации внутренних и увеличения притока внешних инвестиционных ресурсов и новых технологий в экономику области, расширение источников инвестирования и повышение их эффективности, развитие региональной инфраструктуры с использованием механизмов государственно-частного партнерства, сокращение разрыва в уровне социально-экономического развития между муниципальными образованиями региона.

Инвестиционная стратегия субъекта Российской Федерации является ин-

струментом, определяющим правовые и экономические основы, цели и принципы реализации инвестиционной политики в области, и должна обеспечивать экономическую и социальную эффективность экологическую безопасность, развитие инфраструктуры региона.

Достижение целей Стратегии возможно путем совершенствования системы привлечения инвестиционных ресурсов, совершенствования механизма государственной поддержки инвестиционной и инновационной деятельности, обеспечения эффективного использования имеющегося в области инвестиционного и инновационного потенциала и стабильного законодательства.

Для эффективной реализации инфраструктурных проектов в регионе необходима структура, занимающаяся отбором проектов, поиском инвесторов, поиском компаний, осуществляющих разработку проектной документации. Такой структурой может стать Центр государственно-частного партнерства. Такие Центры формируются по инициативе Внешэкономбанка. Формирование данной структуры в Орловской области, на наш взгляд, считается целесообразным.

Основной целью деятельности регионального центра ГЧП является развитие в регионе механизмов ГЧП для решения задач, относящихся к публичному сектору.

К задачам регионального Центра ГЧП относится участие в стратегическом планировании регионального развития и организация реализации этого плана в части, касающейся использования инструментов ГЧП.

В рамках разработки Стратегии развития региона должен формироваться портфель инвестиционных проектов. Региональный Центр ГЧП должен выполнять анализ такого портфеля с целью определения проектов, находящихся в сфере отвести региональных органов власти.

При этом отбор инфраструктурных проектов для финансирования и со-финансирования на принципах ГЧП должен основываться на оценке группой экспертов следующих факторов:

- соответствие приоритетам развития региона;

- социально-экономический эффект;

- сроки создания (реконструкции) объекта;

- технико-экономические показатели объекта;

- предельные цены (тарифы) на производимые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, надбавки к таким ценам (тарифам) при осуществлении деятельности в рамках инвестиционного проекта;

- гарантии качества объекта, предоставляемые участником конкурса;

- объемы финансирования со стороны участников инвестиционного проекта;

- обеспечение исполнения участником конкурса своих обязательств;

- иные критерии (например, результаты тестирования / испытаний).

Кроме того, должны быть учтены специальные требования к инициатору

проекта:

- наличие опыта по реализации (наличие опыта проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию) объектов, аналогичных объекту инвестицион-

ного проекта;

- наличие опыта по эксплуатации объектов, аналогичных объекту инвестиционного проекта;

- наличие опыта в привлечении / предоставлении финансирования при реализации инвестиционных проектов;

- финансовые требования;

- наличие квалифицированного персонала, необходимого для реализации инвестиционного проекта.

В результате в регионе должен быть сформирован портфель инфраструктурных проектов, готовых к реализации при поступлении соответствующего финансирования.

Для эффективной реализации проектов следует сформировать дорожные карты в соответствии со следующими принципами:

- определение четких целей проекта и соответствующих им измери-

мых

эффектов;

тие;

- всегда

этапах

показателей эффективности;

определение четкого горизонта планирования и периода реализации

описание необходимых законодательных изменений; превентивная работа по минимизации рисков;

единая иерархия дорожных карт: проект - подпроект - мероприя-

соответствие целей подпроектов целям всего проекта; назначение конкретных ответственных за выполнение мероприятий

один главный исполнитель;

планирование коммуникаций и общественной дискуссии на всех

- жизненного цикла дорожной карты.

В большинстве регионов России пока не только отсутствуют законы о ГЧП, но и в целом низок уровень информированности бизнес-сообщества и органов власти о возможностях государственно-частного партнерства. Между тем, России с ее огромными пространствами жизненно необходима развитая транспортная, производственная, социальная инфраструктура. Именно ГЧП может стать основой для решения инфраструктурных проблем и сокращения разрыва в социально-экономическом развитии регионов.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Закон Орловской области N 1277-03 от 12 октября 2011 года «Об участии Орловской области в государственно-частных партнерствах». http ://www. consultant.ru/law/review/reg/rlaw/rlaw1272011-10-21 .html

T.V.Horeva

EFFECTIVE MANAGEMENT TECHNOLOGY INFRASTRUCTURE PROJECTS AND THEIR INVESTMENT SUPPORT

Infrastructure projects are highly capital-intensive, long payback periods and high levels of risk. With limited financial capacity of regions and municipalities address the key issues of infrastructure development can be mutually beneficial association on resource authorities and business community. In this regard, public-private partnership, with the active and skilful use of it, can play a productive role in solving many economic and social issues at the regional level.

УДК 336.713

С.А. Кузнецов, канд. техн. наук, доц., (4872) 33-24-80, [email protected] (Россия, Тула, ТулГУ)

ПОСТРОЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ МОДЕЛИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА

Рассмотрено построение финансовой модели коммерческого банка на основе реализации его основных функций, получена аналитическая форма модели.

Ключевые слова: коммерческий банк, функции коммерческого банка, кредиты, вклады, финансовая модель.

В целях повышения точности прогнозов и адекватного отражения процессов, наблюдающихся в финансово-экономической сфере национальной экономики требуется построение динамической финансовой модели всей системы, состоящей из более простых моделей - элементов участников финансово-хозяйственных отношений.

Одним из главных компонентов обобщенной модели, оказывающих существенное влияние на условия и результаты деятельности хозяйствующих субъектов, являются коммерческие банки. Для построения финансовой модели рассмотрение коммерческого банка логично начать с моделирования его функций.

В соответствии с [1, 2] современные коммерческие банки - это кредитные организации, которые имеют исключительное право осуществлять в совокупности привлечение во вклады средств юридических и физических лиц, проведение расчетов и размещение денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности. Однако этим не ограничивается деятельность универсального коммерческого банка, насчитывающего в настоящее время до 300 видов операций. Они проводят операции с ценными бу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.