ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ДИВЕРСИФИКАЦИИ В ЭКОНОМИКЕ РЕГИОНА И ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ
Л. Н. ПАНЬКОВА, О. А. БОРИС
В статье раскрыты и проанализированы основные стратегии региональной диверсификации в экономике региона и хозяйствующих субъектов. Ключевые слова: диверсификация, стратегия, регион.
Страны, регионы, отраслевые системы, региональные комплексы и отдельные организации, достигшие значимых результатов в своем экономическом развитии, использовали самые разнообразные стратегии. Главной особенностью успешных стратегий является то, что они соответствуют специфике деятельности предприятий региона, условиям эффективного использования производственно-экономического потенциала, требованиям сохранения и воспроизводства на более высоком уровне экономических пропорций.
Одной из таких успешных стратегий является стратегия диверсификации. Под термином «диверсификация экономики региона» понимается рассредоточение рисков цикличности развития региональной экономической системы, связанных с конъюнктурой, специфическими ресурсами, геополитическими, инфраструктурными условиями функционирования социально-экономической системы региона [1].
Экономика страны во многом зависит от состояния базисных отраслей промышленности, но в то же время узкоспециализированное развитие порождает зависимость бюджета региона от работы одного предприятия. Переход от односторонней, часто базирующейся лишь на производстве одного или нескольких продуктов производственной структуры региона, к многопрофильной деятельности позволяет повысить эффективность и устойчивость экономики и улучшить состояние окружающей среды, благодаря чему диверсифицированные регионы в целом оказываются более устойчивыми, конкурентоспособными по сравнению с узкоспециализированными.
Исходя из данного понимания диверсификации, важнейшая цель ее определяется нами как формирование в регионе нескольких структурообразующих ядер и переход от мононаправленной структуры экономики к полинаправленной. Если
моноотраслевой регион ограничен в развитии спросом, то многоотраслевая (диверсифицированная) экономика имеет дополнительные возможности для своего развития и повышения эффективности производства.
При проведении анализа региональных ди-версификационных процессов главное внимание должно уделяться их рыночным аспектам. Маркетинговый анализ обосновывает стратегию диверсификации с позиций усиления рыночной силы. Предприятия региона могут избежать колебаний рынка лишь в том случае, если будут иметь несколько направлений деятельности, имеющих разные рисковые характеристики.
Таким образом, побудительными мотивами региональной диверсификации являются: увеличение операционных издержек на рынке, эффективность внутреннего использования ресурсов, создание эффективной внутренней системы капиталовложений и потока капитала.
Планирование роста производств диверсифицированной экономики должно базироваться на анализе ресурсов региона и определении структурообразующих ядер.
Под региональной диверсификацией понимается развитие в регионе отраслей, связанных с профильной деятельностью структурообразующего ядра, представляющего собой доминирующую отрасль или группу отраслей, в которых регион имеет конкурентные преимущества [2].
К основным целям диверсификации в экономике региона и его хозяйствующих субъектов можно отнести:
- повышение конкурентоспособности региона;
- снижение рисков бизнеса;
- повышение рентабельности;
- рост компаний региона.
После того как решение о диверсификации принято, компания выбирает направление своего
расширения. Основными являются концентрическая (центрированная) и конгломератная (чистая) диверсификация видов деятельности компании.
Концентрическая диверсификация (Concentric diversification) - пополнение ассортимента новыми изделиями, которые с технической и (или) маркетинговой точки зрения похожи на существующие товары фирмы.
Данный вид диверсификации ориентирован на использование совпадений цепочек ценности или их звеньев для достижения синергетического эффекта, усиливающего конкурентную позицию компании по двум основным причинам: экономия на масштабах деятельности и повышение устойчивости компании в кризисные моменты благодаря связям и взаимной поддержке направлений бизнеса.
Конгломератная диверсификация (Conglomerate diversification) - пополнение ассортимента компании изделиями, не имеющими никакого отношения ни к применяемой в ней технологии, ни к существующим уже товарам фирмы. При конгломератной диверсификации между отдельными сферами деятельности компании не существует никаких связей и элементов совпадения в области их производственно-коммерческой деятельности, а происходит только передача денежных средств. Звенья цепочек ценности здесь настолько разнородны, что это не позволяет обмениваться навыками или технологиями, объединять виды деятельности, снижать издержки и создавать иные конкурентно значимые преимущества при функционировании под корпоративным зонтиком [3].
Большинство компаний предпочитают расширение в родственные отрасли по типу концентрической диверсификации, поскольку оно обеспечивает повышение производительности за счет синергетического эффекта. Однако некоторые компании по тем или иным причинам избирают путь конгломератной диверсификации; очень немногие сочетают и ту, и другую.
Концентрическая (центрированная) диверсификация выгодна в том случае, если между цепочками ценности компаний существует стратегическое соответствие, которое обозначает совпадение звеньев цепочки ценности компаний, позволяющее:
- обмениваться конкурентно ценным опытом, технологическими ноу-хау и возможностями;
объединять родственные виды деятельности компаний для снижения издержек производства;
совместно использовать бренды на взаимовыгодной основе;
- налаживать сотрудничество между компаниями для создания конкурентно ценных возможностей и ресурсов.
Популярность такого вида диверсификации закономерна, так как он, помимо всего прочего, позволяет распределить инвестиционные риски по разным направлениям деятельности. В дальнейшем родственные связи компаний в разных отраслях повышают эффективность управления и позволяют объединить некоторые процессы разных направлений деятельности компании [3].
Стратегические соответствия могут быть выявлены в любом звене цепочки ценности: в НИ-ОКР и технологиях, в цепочке поставок, отношениях с поставщиками, в производстве, продажах и маркетинге, в распространении, в административных функциях.
Диверсификация, при которой компании совместно используют технологии и технологические ноу-хау, создает ценные конкурентные преимущества: сокращение издержек на НИОКР, ускорение выведения на рынок новых товаров, использование новых технологических достижений одного предприятия для увеличения продаж всех подразделений компании.
Предприятия со стратегическим соответствием цепочек поставок могут повысить свою эффективность за счет обмена опытом в организации снабжения, совместного давления на поставщиков для снижения цен, заключения разного рода союзов с общими партнерами по цепочке и (или) совместных закупок больших объемов сырья или комплектующих со скидкой.
Межфирменное стратегическое соответствие в производственных процессах - уникальный источник конкурентного преимущества в ситуациях, когда есть возможность распространения на другие предприятия опыта высококачественного производства и снижения производственных издержек, налаженной системы поставок «точно в срок», подготовки и стимулирования работников. Соответствие звеньев производственных циклов позволяет отказаться от автономного выполнения производственных операций и консолидировать их, сократив таким образом количество предприятий и общие издержки производства.
Компании с совпадающими каналами распространения достигают значительного снижения издержек за счет использования общей системы распространения и одних и тех же оптовых и розничных дистрибьюторов [3].
Диверсификация в отрасли со сходными каналами маркетинга и сбыта также обещает значительные преимущества, например, снижение издержек
на оплату труда продавцов, если реализацию товаров обеих компаний возложить на персонал одного торгового отдела. Если продукция разных подразделений распространяется через одну оптово-розничную сеть одним и тем же покупателям, можно поручить одному торговому представителю реа-лизовывать сразу несколько видов продукции. Это удобнее, чем направлять к одному покупателю нескольких агентов. Товары родственных компаний
Дополнительные преимущества обеспечивает также использование сходных маркетинговых стратегий компаний; в этом случае происходит обмен опытом торговли, товароведения, рекламы и дифференциации товаров.
При комбинированной диверсификации преимущества и недостатки зависят от того, в какой пропорции компания применяет различные виды диверсификации в своем развитии.
Непосредственной причиной диверсификации можно назвать несовершенство отдельных рынков, которое приводит к так называемым сбоям рынка (market failure). Исследования, построенные на данной гипотезе, выявили, что сбои товарных рынков приводят к концентрической диверсификации, в то время как сбои финансовых рынков приводят к конгломератной диверсификации.
С точки зрения повышения стоимости акций конгломератная диверсификация представляет собой исключительно финансовый подход, а концентрическая - стратегический подход.
можно рекламировать в совместных проспектах и каталогах. Снижаются издержки на координацию доставки и транспортировки, обработку заказов, выписку счетов, мероприятия совместного продвижения (купоны, бесплатная раздача образцов и пробных товаров, сезонные скидки и пр.).
Коротко преимущества и недостатки каждого из выбранных путей развития региона и хозяйствующих субъектов представлены в таблице 1.
Стратегический характер концентрической диверсификации обусловлен тем, что для увеличения стоимости акций и снижения издержек используются различные преимущества стратегических соответствий. Как уже говорилось, цель концентрической диверсификации - преобразование межфирменных стратегических соответствий в качественно новое конкурентное преимущество, недоступное каждому из предприятий в условиях независимого функционирования. Это дополнительное конкурентное преимущество значительно повышает стоимость акций корпорации [3].
Конгломератная диверсификация базируется на выгодном размещении корпоративных финансовых ресурсов и умелом использовании финансово привлекательных возможностей. Так как конгломератная диверсификация не предполагает наличия у предприятий каких-либо элементов стратегического соответствия, менеджеры не могут рассчитывать на повышение стоимости акций за счет синергетического эффекта от объединения
Таблица 1
Анализ монопрофильного и диверсифицированного развития региона и хозяйствующих субъектов
Направление развития Преимущества Недостатки
Монопрофильное Концентрация усилий на одном виде деятельности способствует повышению эффективности, совершенствованию технологий производства и появлению новых возможностей дифференциации в цепочке ценностей. Больше шансов, что накопленные уникальные возможности, опыт и хорошая репутация помогут стать лидером, заняв прочное положение на рынке Повышенная степень риска в связи с усилением конкуренции на рынке. Изменения нужд потребителей, технологические инновации и новые товары-заменители снижают прибыльность
Концентрическая диверсификация Повышение производительности за счет синергети-ческого эффекта. Возможность обмениваться конкурентно ценным опытом, технологическими ноу-хау. Объединение родственных видов деятельности компаний для снижения издержек призводства. Совместное использование брендов и рынков сбыта Требуется подбирать продукцию, предприятия, отрасли со стратегическим соответствием. Опасность консолидации инвестиций в одной отрасли
Конгломератная диверсификация Предпринимательский риск распределяется по различным отраслям. Средства, изъятые из предприятий в отраслях с низкими темпами роста и сомнительными перспективами прибыли, направляются на приобретения и укрепление компаний в более успешных отраслях. Спад водной отрасли в какой-то мере компенсируется подъемом в других Труднее принимать адекватные решения и находить правильную стратегию для целого ряда совершенно несхожих компаний в разных отраслях и конкурентных условиях
прежде самостоятельных компаний. Следовательно, для того чтобы конгломератная диверсификация привела к повышению стоимости акций (т. е. обеспечила прибыль выше, чем акционеры получили бы, просто приобретая акции разных предприятий), требуется следующее:
- безошибочно выбирать направления диверсификации, т. е. компании, которые смогут обеспечить стабильно высокие показатели окупаемости инвестиций (другими словами, соответствующие критерию привлекательности отрасли);
добиваться выгодных цен на эти компании (критерий затрат на вхождение в отрасль);
- своевременно и выгодно продавать приобретенные подразделения в тот момент, когда их рыночная стоимость наиболее высока (для этого нужно уловить момент, когда в деятельности благополучного на первый взгляд подразделения намечается тенденция долгосрочного спада прибыли);
- вовремя переносить финансовые ресурсы из отраслей с ухудшающимися перспективами прибыльности в отрасли с быстрыми темпами роста и хорошей окупаемостью инвестиций;
- внимательно следить и отлично управлять всеми подразделениями компании (с использованием новейших методик разрешения проблем, творческого подхода к разработке стратегии, адекватного корпоративного руководства), чтобы общая производительность компании оказалась выше, чем сумма показателей всех составляющих ее предприятий (соответствие критерию дополнительных преимуществ).
Рост стоимости акций компании в результате конгломератной диверсификации возможен только в ситуации, когда корпоративное руководство создало и реализует стратегию, обеспечивающую превосходство над конкурентами по размерам дивидендов и приросту капитала.
Поэтому при конгломератной диверсификации решающая роль отводится высшему руководству, которое должно обладать не только высочайшим профессионализмом, но и интуицией и талантом. В отсутствие такового не стоит даже рассматривать возможность диверсификации в неродственные отрасли. Тех, кто избрал этот путь и достиг успеха, гораздо меньше, чем потерпевших крах.
Нередко компании совмещают концентрическую и конгломератную диверсификацию, и вообще практика составления бизнес-портфелей весьма многообразна и зависит от уникальных условий каждой компании. Одни корпорации представляют собой действительно однопрофильные объединения, в которых основной биз-
нес обеспечивает 50-80 % всех доходов, а оставшаяся доля приходится на второстепенные родственные и неродственные предприятия. Другие корпорации относятся к категории узко диверсифицированных и включают в себя несколько родственных или неродственных подразделений. Третьи корпорации широко диверсифицированы -в их бизнес-портфеле множество родственных и (или) неродственных подразделений.
Четвертая группа корпораций (их совсем немного) диверсифицирована в неродственные отрасли, однако в рамках каждой отрасли существует концентрическая диверсификация: бизнес портфель этих корпораций состоит из нескольких несмежных групп родственных компаний.
Любая компания может создать стратегию концентрической и конгломератной диверсификации, максимально соответствующую ее ситуации и отношению к риску.
В условиях вступления России в ВТО перед Россией возрастают вызовы и угрозы оказаться в ряду неконкурентоспособных стран с зависимой экономикой и ограниченным суверенитетом [4].
Основой поступательного движения социально-экономической системы является научно обоснованная стратегия, с одной стороны, учитывающая особенности функционирования отдельных ее частей, а с другой - направленная на решение общесистемных целей, задач, поддерживающая общие тенденции и направления развития.
Социально-экономическое развитие страны как сложной системы невозможно без эффективного решения проблемы развития регионов и муниципальных образований, каждое из которых имеет свои цели и задачи, направленные в конечном итоге на повышение качества жизни людей.
В настоящее время для российской экономики является характерной высокая степень отраслевой специализации регионов. Основой государственной региональной политики служит выравнивание их социально-экономического развития. Наряду с положительными сторонами (использование местных природных ресурсов, налаженное производство, наработанные связи, высокая квалификация и опыт кадров и т. д.), специализация является своеобразным тормозом развития территорий. Более того, отраслевая специализация территорий может привести к деградации и исчезновению поселений, и подтверждений этому немало.
Согласно Стратегии социально-экономического развития регионов РФ основным принципом федеральной региональной политики на современном этапе должен стать принцип поляризованного (или «сфокусированного») развития. Наиболее
развитые регионы должны играть роль центров, которые вовлекают другие территории в общий процесс инновационного развития всей страны.
Таким образом, необходимо в развитых регионах, имеющих высокий потенциал роста, осуществлять выбор видов деятельности, который даст возможность генерировать развитие не только данного, но и других регионов, что возможно на основе использования стратегии диверсификации. В этой связи стратегия диверсификации должна стать одной из доминирующих базовых стратегий развития как российской экономики вообще, так и регионов в частности.
Таким образом, ключевая задача региональной власти на сегодня состоит в обеспечении конкурентоспособности региона по трем направлениям [4]:
- конкурентоспособность региональной власти: внедрение эффективных механизмов административного управления и модернизация властных структур, формирование базовых мобилизационных идей для территории;
- общество и человеческий потенциал региона: инициирование процессов самоорганизации общества в регионе, развитие человеческого потенциала, разработка стратегии обеспечения экономической и социальной привлекательности региона, повышение уровня жизни путем реформирования социальной сферы, образования и здравоохранения;
- бизнес и системы организации хозяйства в регионе: выявление специализированных (максимально конкурентоспособных) областей бизнеса и сфер инновационного развития, проведение политики по продвижению данного бизнеса в другие регионы и на международный рынок, а также включению региональных бизнес-структур в реализацию приоритетных национальных проектов.
Разработка государственной политики в сфере социально-экономического развития субъектов РФ является задачей Министерства регионального развития.
Основным документом, определяющим подход исполнительной власти в лице Минрегиона России к стратегическому планированию регионального развития, является «Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации». Второй документ - проект «Требований (технический стандарт) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ».
Сегодня российские регионы и города активно разрабатывают свои стратегии социально-экономического развития, создают концепции развития отдельных отраслей и территорий, финансируют специальные программы развития.
При разработке стратегии развития для каждого субъекта РФ необходим индивидуальный подход, исходя из особенностей его социально-экономического положения. Однако для всех российских регионов в настоящее время особое значение имеют, как минимум, следующие направления [2]:
1) содействие развитию региональных кластеров;
2) развитие инновационной сферы;
3) трансформация государственного сектора экономики.
Сегодня в мире все большее распространение получают подходы, предполагающие косвенное воздействие на промышленное развитие путем создания условий для развития бизнеса. Кластерный подход является одним из них.
Для всей экономики региона и страны в целом кластеры выполняют роль «точек роста» внутреннего рынка. Вслед за первым зачастую образуются новые кластеры, и международная конкурентоспособность региона и страны в целом увеличивается. Источником конкурентоспособности регионов становится удачное использование местных особенностей. Развитие региональных кластеров может быть одним из важных элементов политики по повышению конкурентоспособности предприятий и регионов.
Конечно, развивать кластер в отрыве от развития региона неэффективно. Для успешной реализации региональные стратегии и стратегии развития отдельных кластеров должны быть согласованы. При разработке региональной стратегии надо определить ключевые точки роста в регионе и направить усилия на их развитие.
Важным резервом повышения конкурентоспособности региональной экономики и страны в целом является межрегиональное сотрудничество в отношении организации эффективно действующих кластеров.
Важной задачей органов власти различных уровней является разработка механизмов взаимодействия по вопросам создания кластеров по следующим направлениям [3]:
согласование позиций по вопросам выявления перспективных кластеров;
формирование (с учетом приоритетов всех заинтересованных сторон) согласованных направлений работ;
отбор и реализация значимых для государства и регионов комплексных проектов развития кластеров;
- нормативное правовое обеспечение взаимодействия;
информационно-аналитическое обеспечение взаимодействия.
В условиях находящейся в кризисном состоянии экономики кластеры могут создаваться и выживать при наличии двух условий: относительно благоприятной конъюнктуры на рынке сбыта и поддержке региональных властей. В этом случае региональная власть должна взять на себя часть издержек и рисков. Региональные администрации должны способствовать созданию кластеров вокруг крупных компаний, являющихся ядром кластера, а малый и средний бизнес, который развивается вокруг них ускоренными темпами, становится основным источником развития регионов. При этом значительно повышаются шансы на выживание у предприятий малого и среднего бизнеса, вошедших в кластер [4].
Следует отметить, что в настоящее время в регионах используется практика поддержки (финансирования) отдельных направлений (мероприятий), которые довольно часто не взаимосвязаны. Мониторинг реализации региональных программ в большинстве случаев ограничивается контролем по срокам и иногда качеству выполнения программных мероприятий, тогда как анализ их влияния на конкурентоспособность региона не проводится. Это связано как с отсутствием методического обеспечения такого анализа, так и с несоответствием программных мероприятий целям развития региона.
Программы развития региона должны быть взаимоувязаны в единый комплекс программ, чтобы он представлял собой систему взаимоувязанных программ развития региона, обеспечивающих разработку и реализацию конкретных мероприятий, направленных на реализацию зафиксированных в стратегии целей и задач. Комплекс целевых программ с согласованными и взаимосвязанными мероприятиями позволит создать механизмы практической реализации программы социально-экономического развития региона.
Развитие региональной конкуренции полезно тем, что заставляет провести основательный анализ социально-экономического развития региона; дает возможность выявить взаимоотношения с существующими и возможными партнерами и конкурентами; позволяет на основе анализа выбрать профиль, где у региона есть будущее; оценка конкурентоспособности региона может стать элементом мониторинга реализации стратегии.
Органы региональной власти, стремящиеся повысить свою конкурентоспособность, должны следовать принципам: поощрять изменения, стимулировать инновации, способствовать внутренней конкуренции.
Литература
1. Алимова Т. Диверсификация деятельности малых предприятий // Вопросы экономики, 2007. № 6.
2. Севастьянова А. Е., Шмат В. В. Ситуационный анализ диверсификации экономики нефтегазодобывающего региона // Регион: экономика и социология, 2006. № 2. С. 49-66.
3. Тараканов В. А. Повышение эффективности системы стратегического управления диверсифицированным холдингом: автореф. дисс. ... канд. экон. наук. М., 2007.
4. Смирнов С. Н., Симачев Ю. В., Засимова Л. С., Чулок А. А. Механизмы повышения конкурентоспособности экономики регионов / Препринт WP1/ 2005/ 06. М., 2005.
* * *
EFFECTIVE STRATEGY OF THE DIVERSIFICATION IN ECONOMY OF THE REGION AND MANAGING SUBJECTS
L. N. Pankova, O. A. Boris
In article the basic strategies of a regional diversification are opened and analyzed.
Key words: diversification, strategy, region.