Научная статья на тему 'Эффективные методы работы с родителями и детьми через информационные и обучающие стенды'

Эффективные методы работы с родителями и детьми через информационные и обучающие стенды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
482
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бочкарева Е. Ю., Оськина М. В., Васильева Ж. Н.

В статье рассмотрен вопрос о психических процессах детей с задержкой психического развития. Даны рекомендации по использованию дидактических игр для развития психических процессов у детей с задержкой психического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бочкарева Е. Ю., Оськина М. В., Васильева Ж. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эффективные методы работы с родителями и детьми через информационные и обучающие стенды»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070

правому. Повторить 5-10 раз.

> «Качели» [2, с. 248]. Сели дети на качели

И взлетели выше ели. Даже солнышка коснулись, А потом назад вернулись. (Н.Тегипко)

Описание упражнения: объединяем два упражнения «Часики» и «Качели». Рот широко открыт, на счет «раз - два» язычок тянем к левому, а затем к правому углу рта, на счет «три - четыре» поднимаем кончик язычка вверх и опускаем его вниз.

> «Вкусное варенье» [2, с. 248]. Блин мы ели с наслажденьем -Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать, Ротик нужно облизать.

(М.Синицына)

Описание упражнения: рот открыт, провести язычком по верхней, а затем по нижней губе по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повторить 4-5 раз.

^ После каждого упражнения пассивной гимнастики - «хвалим» язычок (Поглаживание поверхности языка.)

Практика показала, что в результате проведения логопедического массажа и последующей пассивной гимнастики, язык становится более гибким и подвижным. Постепенно механическая помощь сокращается, происходит переход от пассивной к пассивно-активной артикуляционной гимнастике. Затем, когда ребенок научится удерживать определенное положение язычка, заданную артикуляционную позу, произвольно менять артикуляционные положения языка, можно приступать к выполнению активных артикуляционных упражнений.

Список использованной литературы:

1. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учебное пособие. М., 2012.

2. Косинова Е.М. Уроки логопеда. Игры для развития речи. М., 2011

3. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. СПб.: КАРО, 2008.

© Бессонова Т.В., 2016

УДК 373.24

Е.Ю. Бочкарева

Студент Тольяттинский государственный университет Воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада»

М.В. Оськина

Воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти, Российская Федерация Ж.Н. Васильева Воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада» г. Тольятти, Российская Федерация

ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ ЧЕРЕЗ ИНФОРМАЦИОННЫЕ И ОБУЧАЮЩИЕ СТЕНДЫ

Аннотация

В статье рассмотрен вопрос о психических процессах детей с задержкой психического развития.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

Даны рекомендации по использованию дидактических игр для развития психических процессов у детей с задержкой психического развития.

Ключевые слова

Задержка психического развития, дошкольное учреждение.

В период дошкольного детства формируются предпосылки будущей учебной деятельности у детей с ЗПР. На протяжении дошкольного возраста происходят значительные изменения в восприятии, внимании, в мышлении и памяти детей. Эти процессы из непроизвольных, превращаются в произвольные, всякая психическая функция формируется и преобразуется в процессе взаимодействии ребенка и взрослого. Родители и педагоги - главные участники в развитии познавательных способностей каждого ребенка.

Исходными предпосылками разработки индивидуальных занятий по развитию интеллекта является необходимость участия всех сторон воспитательного и образовательного процесса в развитии всех психических функций у детей с ЗПР. Грамотное проведение коррекции интеллектуального развития позволяет подготовить ребенка к обучению в школе. В ходе игровых занятий развиваются: мышление, внимание, восприятие, память, речь.

Внимание. Уровень развития внимания во многом определяет успешность обучения ребенка в школе. Ребенок может долго на чем-то удерживать свое внимание, пока не угаснет интерес. Внимание и интерес не разделимы. Поэтому игры и упражнения по развитию внимания должны быть интересны для ребенка с ЗПР. Но в дальнейшем, обучаясь в школе, ему придется выполнять ряд заданий предполагающих удержания внимания волевым усилием, поэтому для будущих первоклассников с задержкой психического развития очень важно развитие произвольного внимания, которое развивается постепенно, по мере развития отдельных его свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости). Для этого на своих занятиях мы используем следующие игры и упражнения: «Помоги найти дорогу», «Подбери половинки», «Собери парные картинки», «Покажи предмет, у которого нет пары», «Контуры каких предметов ты видишь среди точек», «Перенеси предмет в другую клетку», «Найди предмет» и др.

Память. Задача педагога - научить ребенка различным формам пользования памятью. Все виды памяти тесно взаимосвязаны между собой и не изолированы друг от друга. Экспериментально доказано, что человек может запомнить любой объем материала, однако извлечь его из памяти - лишь при внешнем стимулировании определенных зон головного мозга. Для детей более естественно запоминание материала, включенного в игровую деятельность. Поэтому мы используем следующие игры и упражнения: «Рассмотри, запомни и повтори», «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Чего не хватает?», «Запомни и назови», «Послушай и запомни», «Запомни и сравни» и др.

Восприятие. Сенсорное развитие в дошкольном возрасте - одно из направлений умственного развития. Быстрое выделение информативных свойств, способствуют его эффективному опознанию. Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Неоценима роль восприятия в овладении ребенком навыками письма, чтения, счета. Для развития восприятия мы используем следующие игры и упражнения: «Цвет, форма, величина», «Мозаика», «Дорисуй недостающую часть», «Срисуй», «Обведи по контуру», «Рисование на слух» и т. д.

Мышление. Мышление ребенка с ЗПР в дошкольном возрасте (5-6 лет) находится на уровне его житейского опыта. Он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает: выделение существенных признаков предметов, синтезирование различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д. С этой целью мы используем игры: «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Раздели на группы».

Таким образом, включенные в индивидуальные занятия игры, игровые задания и упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, мышления и восприятия помогают локализовать недоразвитие конкретной психической функции и развить познавательные (возможности) способности ребенка с ЗПР. Они помогают ребенку классифицировать, сравнивать, определять последовательность событий, находить простейшие закономерности, строить умозаключения.

Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи со всеми психическими

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной аффективной волевой сфере. Поэтому мы включили в индивидуальные занятия работу по коррекции и формированию речи, которая позволяет одновременно усвоить некоторые правила грамматики. Это позволит устранить отставания в речевом развитии и предупредить школьную неуспеваемость. Специально организованные упражнения, обобщают и систематизируют знания детей, содействуют обогащению их словарного запаса, усвоению грамматических категорий, развитию связной речи. Направленные на развитие коммуникативной функции речи и активизации познавательной деятельности

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра -это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В.А. Сухомлинский.

Для ребенка-дошкольника, как известно, игра является основным видом деятельности. Играя, ребенок познает мир, обучается, развивается психически и физически, учится взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Именно поэтому эффективней всего строить свою работу с дошкольниками на основе игры.

Благодаря дидактическим играм можно так организовать деятельность ребенка, что она будет способствовать формированию у него умения решать не только доступные практические задачи, но и несложные проблемные задачи. А полученный при этом опыт даст возможность понимать и решать знакомые задачи в наглядно - образном и словесном плане. Использование дидактических игр, направленных на развитие внимания, памяти, мышления детей дошкольного возраста с ЗПР, способствует развитию всей личности ребенка.

Дидактические игры, направленные на развитие внимания у детей дошкольного возраста 3-5 лет с задержкой психического развития.

Игры способствуют развитию способности к переключению внимания, концентрации внимания, произвольного внимания, развитию объёма внимания.

«Хлопни в ладоши»

- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» (растения, обувь и т.д.);

- «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение» (одежда, транспорт и т. д.);

- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

«Найди отличия»

Серия сюжетных картинок. Взрослый показывает карточки с двумя разными изображениями. Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в чем отличие (живое, не живое, съедобное или нет и т.д)

«Что неправильно?»

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить и сказать что неправильно. Если они согласны, то хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами. (Например: у собаки сиреневый хвост. Все дети любят конфеты.)

«Что задумал художник?»

Педагог раздает детям недорисованные картинки сказочного леса с деревьями, кустами. Затем детям предлагается дорисовать рисунки и рассказать каждому про свой лес.

«Что не дорисовано?

«Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

«Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»

Педагог раздает каждому ребенку квадраты разделенные на четыре каждый и просит повторить рисунок точек, предварительно показав их детям.

«Найди пару», «Найди такой же»

Дидактическая игра с использованием стимульного материала в виде карточек с изображением одинаковых и различающихся предметов, овощей и фруктов или животных.

«Копирование образца»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

Детям предлагается составить дорожку или узор из фигур, начинают с 3-4 элементов, когда каждый ребенок освоиться с таким заданием, усложняют, добавляя еще детали. Далее нужно попросить детей посмотреть на узор, отвернуться. Педагог изменяет узор и просит восстановить его. Усложненный вариант: уберите дорожку с поля зрения и предложить выложить повторно.

«Рисую палочки»

Педагог дает ребенку лист бумаги и кисточку и просит нарисовать свое настроение с помощью разноцветных палочек. Затем просит нарисовать настроение мамы, папы, кошки и т.д.

Дидактические игры, направленные на развитие восприятия у детей дошкольного возраста 3-5 лет с задержкой психического развития.

Игры способствуют развитию восприятия геометрических фигур, развитию точности восприятия, цветоразличению, представлению о частях суток, о временах года, наблюдательность

«Назови фигуру»

Взрослый предъявляет разные геометрические фигуры и просит их назвать, какая форма, цвет и размер, просит разложить образцы по цвету и форме.

«Геометрическое лото»

Дидактическая игра: собирание геометрических фигур из частей.

«Закрась фигуры»

Ребенку показывают карточку с изображением на ней геометрических фигур различных размеров. Затем, ему дают задание соединить похожие фигуры стрелками и закрасить самую большую и самую маленькую.

«Дорисуй фигуры»

Педагог раздает детям изображение не дорисованных геометрических фигур и просит сначала назвать их, а затем дорисовать эти фигуры

«Угадай, что хотел нарисовать художник?»

Педагог раздает каждому ребенку рисунок, на котором не хватает какого-либо элемента и просит детей дорисовать не хватающий элемент. Например: бабочка без крылышка, ножницы без ручки, дерево без листьев, цветок без лепестков и т.д.

«Радужный хоровод»

Педагог демонстрирует волшебную игру красок, обучая детей смешивать цвета, просит нарисовать вместе с ним радугу.

«Разложи картинки»

Детям предлагается разложить картинки по временам года, и по временам суток.

«Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»

Изучение дней неделей, сколько дней в неделе, месяце, сколько месяцев в году.

«Назови время года»

Детям предлагают отгадывание загадок о временах года

«Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»

«Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»

«Кто больше назовёт?»

Педагог предлагает назвать предметы справа и слева от себя, рассказать какой они формы и цвета, сколько их.

«Назови все предметы, которые были «спрятаны».

Педагог выкладывает перед детьми группу предметов, например овощей из пластика, дети называют их. Затем педагог просит детей закрыть глаза, а сам в это время прячет часть предметов. По команде открывают глаза и говорят, чего не стало.

Дидактические игры, направленные на развитие мышления у детей дошкольного возраста 3-5 лет с задержкой психического развития.

Мышление ребенка 3-5 лет с ЗПР находится на уровне житейского опыта. Он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает выделение существенных

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

признаков предметов, объединение различных признаков в целое представление о предмете, сравнение предметов. Все эти навыки у детей с ЗПР сформированы значительно хуже, чем у сверстников.

Игры способствуют развитию мыслительных процессов: обобщение, отвлечение, выделение существенных признаков, развитию гибкости ума и словарного запаса, сообразительности.

«Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)»

Использование матрешек, кубиков, пирамидок и геометрических фигур.

«Четвёртый лишний»:

Дидактическая игра с картинками.

«Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

«Как это можно использовать?»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Педагог представляет детям спортивный инвентарь, или предмет домашнего обихода (ведро, посуда, лопата, кегля, мяч)

«Загадывание загадок»

«Чередование»

Педагог предлагает ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной последовательности.

«Угадай по описанию»

Педагог предлагает угадать, о чем идет речь. Он дает описание (например: это овощ, он красный, круглый, сочный). Ребенок должен дать ответ. Если он затрудняется, то пред ним выкладываются картинки с несколькими овощами, и он находит нужный.

«Отгадывание небылиц»

Педагог рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц. Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает (например: иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вижу - гриб на веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и сорвал его.)

«Догадайся»

Педагог показывает картинки с изображениями (например: колесо, руль, педаль). Ребенок должен назвать, что это может быть.

Дидактические игры, направленные на развитие памяти у детей дошкольного возраста 3-5 лет с задержкой психического развития.

Игры способствуют увеличению объёма памяти в зрительной, слуховой и осязательной модальностях, развитию приёмов ассоциативного и опосредованного запоминания предметов в процессе игровой и непосредственно образовательной деятельности.

«Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов)

Педагог раздает каждому ребенку по коробке палочек и, совместно с детьми, выкладывает из палочек окно, буквы, дверь, дом. Когда ребята освоят, можно усложнить задание, дав его на время - кто быстрее.

«Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово и называет своё и т д.),

«Смотри и делай»

Предлагается несколько вариантов игры.

Педагог показывает детям картинки и быстро их убирает. Дети должны по памяти назвать, что видели.

Несколько раз ударяют в ладоши или карандашом о стол. Дети должен сказать сколько раз.

Производится ритмичный стук (палочкой о стол). От воспитанников требуется повторить его.

Проделывается какое-нибудь движение. Дети по памяти должны его повторить.

Дети завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Дети должен определить, сколько раз к нему прикасались.

«Пиктограмма» (запоминание слов и фраз)

Педагог говорит слова, которые необходимо воспроизвести через час. Для запоминания к каждому

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2016 ISSN 2410-6070_

слову дети должны сделать какой-нибудь несложный рисунок, который поможет вспомнить исходное слово. Дети должны нарисовать не само понятие, а рисунок, который напоминает о нем. Качество рисунка значения не имеет.

«10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет) Запомнить слова и придумать рассказ: торт, день рождения, веселый праздник, шарики, подарок, гости, веселье, улыбка.

В процессе индивидуальной работы по развитию мыслительной деятельности способствует эффективному освоению детьми таких действий, как сравнение, обобщение, анализ, синтез.

В результате работы педагога и родителей у детей повышается уровень познавательной и мыслительной деятельности, улучшается память, внимание становится более устойчивым, активизируется пассивный и активный словарь. Дети становятся общительными и организованными. Список использованной литературы:

1. Богомолов, В. Тестирование детей [Текст] / В.Богомолов. - Ростов-на-Дону, 2006. С.28. - 352 с.

2. Возрастная психология, детская психология, воспитание детей - Развитие внимания у детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.child-psy.ru/azbuka/279.html

3. Дубровина, И.В. Сенсомоторика. Внимание //Диагностический инструментарий детского психолога [Текст] / И.В. Дубровина.- Вып.1. - Н.Новгород, 1996. - ( с.23-26.) - 421с.

4. Немов, Р.С.Психология - Кн.3: Психодиагностика [Текст] / Р.С. Немов. -М.:4-е изд-е, 2001- 640с.

© Бочкарева Е.Ю., Васильева Ж.Н., Оськина М.В., 2016

УДК 81 - 116' 111

Бочкарёва Т.В.

старший преподаватель Кафедра иностранных языков №2 Институт иностранной филологии Таврическая Академия (структурное подразделение) Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» Симферополь, Крым, Российская Федерация

ИЗУЧЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ И СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

Аннотация

Данная работа посвящена исследованию развития коммуникативных иноязычных навыков на основе учебного материала ключевой для обучаемых дисциплины. Интеграция направлена на укрепление взаимосвязей между учебными дисциплинами. Совместная разработка проблемных ситуаций, ролевых игр способствует успешному усвоению учебного материала.

Ключевые слова

Коммуникативные навыки, учебная дисциплина, проблемная ситуация, интеграция

Одной из важных проблем в системе высшего образования является создание прочных связей между учебными дисциплинами с целью эффективного овладения студентами будущей специальностью. Профессиональный успех зависит от способности к иноязычному общению с ориентацией на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.