50
ЗНиСО Август №8 (281)
УДК 613.955:613.96
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВЫЯВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ТРЕБОВАНИЙ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ И ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМАТИЗМА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ДЛЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
С.Г. Сафонкина, В.В. Молдованов
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве», г. Москва, Россия
В структуре заболеваемости детского населения города Москвы травмы занимают второе ранговое место. Значительную часть из них составляют травмы, полученные в образовательных организациях. Оценена эффективность современных моделей производственного контроля и санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных организациях по сравнению с традиционной моделью проведения производственного контроля. Показано, что своевременное выявление визуальным методом нарушений, способствующих возникновению школьного травматизма (нарушения требований к внутренней отделке помещений, к оборудованию и содержанию участка, к обеспечению нормативных показателей естественного и искусственного освещения, к нормативам площади на одного ребенка), а также инструментальными методами исследований уровней освещенности, не соответствующих санитарным нормам, позволяет сохранять низкий уровень травм в округе. Установлено, что шансы возникновения травм и относительный риск их появления у детей в округе с традиционной системой проведения производственного контроля достоверно выше, чем в округе с внедренной современной моделью производственного контроля и санитарно-эпидемиологического аудита.
Ключевые слова: образовательная организация, санитарные правила, травмы, санитарно-эпидемиологический аудит.
S.G. Safonkina, V.V. Moldovanov □ EFFECTIVELY IDENTIFY VIOLATIONS OF THE REQUIREMENTS OF SANITARY RULES AND INJURY PREVENTION IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR CHILDREN AND TEENAGERS □ Center of Hygiene and Epidemiology in Moscow, Moscow, Russia.
In the structure of morbidity of the child population of the city of Moscow injuries are the second rank place a significant part of which are injuries in educational institutions. The efficiency of modern models of industrial control and sanitary-epidemiological audit in educational institutions as compared to the traditional model of production control. It has been shown that early detection of visual method violations contributing to the emergence of school injuries: violation of requirements for interior decoration, hardware and content of the site, to ensure the standard indicators of natural and artificial lighting to the area of standards for one child, as well as low light level imaging studies , allows you to save on the low level of injuries in the area. It was found that the chance of injury, and the relative risk of appearance of children in the district with the traditional system of production control was significantly higher than in the county with the introduction of modern models of industrial control and sanitary-epidemiological audit. Estimated data on the prevalence of violations of sanitary rules, the school is a factor the risk of injury. It has been shown that early detection of violations and the necessary preventive measures to reduce the risk of injury in educational institutions.
Key words: educational organization, sanitary rules, injuries, sanitary and epidemiological audit.
В структуре заболеваемости детского населения города Москвы травмы занимают второе ранговое место после болезней органов дыхания. В структуре травм, зарегистрированных у детей, травмы полученные в образовательных организациях занимают третье ранговое место, опережая транспортные и спортивные [2].
Цель исследования - изучить эффективность одновременной реализации современных моделей производственного контроля и санитарно-эпидемиологического аудита в образовательных организациях по сравнению с «традиционной» моделью проведения производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Материалы и методы. Исследования проводились в образовательных организациях Северо-Западного и Южного административных округов (СЗАО и ЮАО) города Москвы, наи-
более сходных по распределению образовательных организаций по группам уровня санитарно-эпидемиологического благополучия. Среди дошкольных образовательных организаций СЗАО количество организаций I группы составляло в разные годы (период исследования - 2006-2010 гг.) 30-39 %, II группы 6770 %, III группы - 0 %. В ЮАО - 19-24 % (I группа), 72-77 % (II группа), 3-4 % (III группа). Среди общеобразовательных организаций СЗАО в разные годы (2006-2010 гг.) к I группе относилось 40-45 % организаций, ко II группе 52-59 %, к III группе 1-3 %. В ЮАО к I группе относилось 24-28 % организаций, ко II группе 70-74 %, к III группе 2-3 %.
Были оценены нарушения требований санитарных правил, способствующие возникновению школьного травматизма и выявляемые визуальным методом контроля: нарушения требований к внутренней отделке помещений, к оборудованию и содержанию участка, к обеспечению нормативных показателей есте-
АВГУСТ МаВ (201) ЗНиСО
51
ственного и искусственного освещения, к нормативам площади на одного ребенка [3-5]. Кроме того, оценивались результаты инструментальных исследований показателей искусственной освещенности. Соблюдение гигиенических норм показателей искусственного освещения является одним из основных условий деятельности, в том числе учебной, способствует повышению безопасности труда и профилактике травматизма [6].
При этом, в СЗАО в интересах образовательных организаций были реализованы элементы санитарно-эпидемиологического аудита: санитарно-эпидемиологическое обследование в ходе которого проводилась визуальная оценка санитарно-гигиенического состояния помещений и территорий, оборудования, используемых в образовательном процессе, а также обязательная подготовка рекомендаций по проведению необходимых санитарно-про-тивоэпидемических и профилактических мероприятий. В ходе обследования устанавливались места замеров или отборов проб («критические» контрольные точки), в отношении которых требовались проведение санитарно-эпидемиологических исследований (испытаний) для установления их соответствия (несоответствия) гигиеническим требованиям. При прочих равных условиях в качестве контрольных точек выбирались те, в которых с наибольшей вероятностью возможна идентификация вредного воздействия на обучающегося факторов внутренней среды. Для исследований параметров искусственной освещенности выбирались помещения, характеризующиеся наличием неработающих, мерцающих ламп, низкой удельной мощностью искусственного освещения, загрязненными плафонами, отсутствием местного освещения классной доски, отсутствием сведений о проведении очистки светильников общего освещения, инструментального контроля параметров искусственного освещения.
Результаты исследования. В ЮАО за период 2006-2010 гг. практически не выявлялись дошкольные образовательные организации с нарушениями требований к нормативам площади на одного ребенка (1 организация в 2010 году). Минимальное количество выявленных дошкольных образовательных организаций с нарушениями требований к внутренней отделке помещений составило 2, максимальное - 15 в разные годы (0,9 % и 7,4 % от общего количества дошкольных образовательных организаций в округе соответственно), с нарушениями требований к оборудованию и содержанию участка: минимально - 1 (0,5 %), максимально - 14 (6,9 %), с нарушениями требований к обеспечению нормативных показателей естественного и искусственного освещения: от 0 до 4 (2 %). В общеобразовательных организациях выявляемость была еще ниже. Выявлена 1 организация с наруше-
ниями требований к нормативам площади на одного ребенка (в 2010 году). Минимальное количество выявленных общеобразовательных организаций с нарушениями требований к внутренней отделке помещений составило 2, максимальное 6 (0,7 % и 2,0 % от общего количества общеобразовательных организаций в округе соответственно), с нарушениями требований к оборудованию и содержанию участка от 0 до 4 (1,7 %). Исключение составили организации с нарушениями требований к обеспечению нормативных показателей естественного и искусственного освещения, максимальное количество которых было выявлено в 2010 г. на уровне 6,2 %.
В образовательных организациях СЗАО за тот же период уровень выявленных нарушений был значительно выше и, как правило, имел негативную динамику. Количество дошкольных образовательных организаций с нарушениями требований к нормативной площади на одного ребенка составило 25 (20,2 % от общего числа) в 2006 г. и 107 (84,3 %) в 2010 г.; с нарушениями требований к внутренней отделке - 27 (21,8 %) и 23 (18,1 %) соответственно; к обеспечению нормативных показателей естественного и искусственного освещения - 23 (42,7 %) и 73 (57,5 %); к оборудованию и содержанию участка - 331 (25,0 %) и 45 (35,4 %). В общеобразовательных организациях количество организаций с нарушениями требований к нормативной площади на одного ребенка составило 11 (7,5 % от общего числа) в 2006 г. и 38 (24,1 %) в 2010 г., к обеспечению нормативных показателей естественного и искусственного освещения - 37 (25,3 %) и 75 (47,5 %) соответственно. Благоприятная динамика в общеобразовательных организациях отмечена по группе нарушений к внутренней отделке помещений - с 44 (30,1 % от общего числа) организаций в 2006 г. до 5 (3,2 %) в 2010 г.; и нарушений требований к оборудованию и содержанию участка - с 29 (19,9 %) до 21 (13,3 %) соответственно.
Инструментальные исследования показателей искусственной освещенности в рамках производственного контроля на постоянной основе выполнялись только в образовательных организациях СЗАО. Общее количество проводимых исследований составляло от 894 до 1 536 в разные годы. Количество исследований, не соответствующих требованиям санитарных правил, в динамике наблюдений имело тенденцию к снижению (с 14,1 % в 2006 г. до 12,3 % в 2010 г.). В ЮАО исследования параметров искусственной освещенности при производственном контроле носили единичный характер, несоответствий требованиям санитарных правил отмечено не было.
Своевременное выявление нарушений требований санитарных правил к нормативной площади на одного ребенка и наполняе-
52
ЗНивО Август №0 (201)
мости классов (групп), оборудованию и внутренней отделке помещений, оборудованию и содержанию участка, уровням искусственной освещенности является эффективной профилактикой травматизма. В 2010 г. в структуре заболеваемости детского населения ЮАО травмы занимали второе ранговое место, что соответствовало структуре заболеваемости в целом по городу Москве. В структуре заболеваемости СЗАО травмы занимали 15 ранговое место. По классу болезней «травмы, отравления и некоторые другие воздействия внешних причин» показательны уровни первичной заболеваемости детей до 14 лет в СЗАО и ЮАО, которые составили в 2010 году 105,9 и 2 169,2 случаев на 10 000 человек соответственно (р > 0,001).
Рассчитывались шансы возникновения травм и относительный риск их появления у детей в ЮАО по отношению к детям СЗАО. В 2006 году у детей в ЮАО показатель относительного риска составил 17,7 ± 1,7 (р < 0,05), шансы появления травм (21,3 ± 20,2, р < 0,05) были достоверно выше, чем у детей в СЗАО. В 2010 году относительный риск возникновения травм у детей в ЮАО составлял уже 20,5 ± 1,2 (р < 0,05), шансы возникновения травм - 25,9 ± 24,7, (р < 0,05). Этиологическая доля риска составляла 95,1 %.
Выводы. Недооценка фактического ухудшения условий обучения и воспитания, особенно если оно касается важных гигиенических параметров, отражающих состояние школьно-дошкольной среды, не позволяет своевременно планировать и реализовывать необходимые санитарно-противоэпидемичес-кие (профилактические) мероприятия. Осуществление образовательной деятельности в условиях, не соответствующих гигиеническим нормам, может нести более высокие потенциальные риски здоровью детей и подростков [1]. Оценка результатов работы показы- +
вает, что процедуры санитарно-эпидемиологического аудита способствуют своевременному выявлению нарушений требований санитарных правил и проведению необходимых профилактических мероприятий, которые позволяют снизить риск травматизма в образовательных организациях.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучма В.Р. и др. Санитарно-эпидемиологическое благополучие и риски здоровью детей и подростков при обучении в образовательных учреждениях // Анализ риска здоровью. 2014. №. 1. С. 65-73.
2. Руководство по диагностике и профилактике школьно обусловленных заболеваний, оздоровлению детей в образовательных учреждениях / Под ред. В.Р. Кучмы и П.И. Храмцова. М.: Издатель НЦЗД, 2012. 181 с.
3. Сборники показателей деятельности лечебно-профилактических учреждений Департамента здравоохранения города Москвы по административным округам 2005-2006, 2006-2007, 2007-2008, 2008-2009, 20092010.
4. СтепановаМ.И. Профилактика детских травм на школьном участке // Директор школы. 2011. № 5 (158). С. 108-110.
5. Субботина Т.В. и др. Организация профилактических мероприятий в образовательной организации по обеспечению безопасности образовательного процесса: Методические рекомендации / Т.В. Субботина, В.Г. Зубков: [Электронный документ]. Режим доступа: http:// slovo.mosmetod.ru/component/k2/item/542-zubkov-v-g-subbotina-t-v-organizatsiya-profilakticheskikh-meropriya-tij-v-obrazovatelnoj-organizatsii-po-obespecheniyu-bezo-pasnosti-obrazovatelnogo-protsessa (дата обращения: 15.07.2016).
6. Шеметова Е.Г. Оценка фактической освещенности рабочих мест учебных аудиторий СибУПК // Austrian Journal of Technical and Natural Sciences. 2014. №. 7-8. Р. 107-110.
Контактная информация:
Сафонкина Светлана Германовна, тел.: +7 (495) 616-41-01, e-mail: [email protected] Contact information: Safonkina Svetlana, phone: +7 (495) 616-41-01,
e-mail: [email protected] + -