Научная статья на тему 'Эффективность восстановительного психотренинга в системе аэробной тренировки при формировании здоровьесберегающих компетенций у студентов вузов культуры и искусств'

Эффективность восстановительного психотренинга в системе аэробной тренировки при формировании здоровьесберегающих компетенций у студентов вузов культуры и искусств Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
156
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОТРЕНИНГ / АУТОИ ГЕТЕРОВОЗДЕЙСТВИЕ / МЫСЛЕОБРАЗЫ / РЕЛАКСАЦИЯ / АЭРОБНАЯ ТРЕНИРОВКА / АДАПТАЦИЯ / PSYCHO- / AUTOAND HETERO EFFECTS / VISUALIZATION / RELAXATION / AEROBIC EXERCISE / ADAPTATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Коняева Марина Алексеевна

В статье рассматриваются результаты исследования разработанной методики релаксационного психотренинга, которая должна базироваться на комплексном ауто и гетеро воздействии при условии глубокой релаксации с использованием функциональной музыки. Из всей суммы восстановительных средств были выбраны психологические средства и методы восстановления, включение которых в программу оздоровления считают наиболее эффективным в срочном восстановительном периоде после тренировочной нагрузки. По результатам исследования мотивов и измерения уровня выносливости были выделены и качественно охарактеризованы 4 группы студентов: «условно-мотивированные-средний уровень выносливости». «условно мотивированные-низкий уровень выносливости». «немотивированные-средний уровень выносливости». «немотивированные-низкий уровень выносливости». Прослежена положительная динамика развития мотивов к занятиям спортом и измерения уровня выносливости у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Коняева Марина Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The efficiency of recovery of psychological training in the system of aerobic exercise in the formation of health-competence of students of universities of culture and arts

The article discusses the results of a study designed techniques of relaxation and psycho, which should be based on a comprehensive auto and heterosexual exposure under the condition of deep relaxation with the use of functional music. The total amount of recovery funds was selected psychological means and methods of recovery, the inclusion of which in a health program is considered the most effective in term recovery period after training loads. According to the study motives and measure the level of endurance was highlighted and accurately characterized by 4 groups of students: “conditionally-motivated-average level of endurance”, “conditionally-motivated-a low level of endurance”, “unmotivated-average level of endurance”, “unmotivated, low level of endurance”. Traced the positive dynamics of development of motives in sport and measuring the level of endurance among the students.

Текст научной работы на тему «Эффективность восстановительного психотренинга в системе аэробной тренировки при формировании здоровьесберегающих компетенций у студентов вузов культуры и искусств»

Since 1999 Л*>«А«*<РЧ P " ISSN 2226"7425

rCS^S^&S^SPi E - ISSN 2412-9437

The journal of scientific articles Журнал научных статей

Health Jg^ Здоровье

♦ о .„ ip-i шШ 35! д w *

♦ж ск millennium \°\ iSfliA IS /-?/ в XXI веке

hducadop образование

УДК 378.037

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПСИХОТРЕНИНГА В СИСТЕМЕ АЭРОБНОЙ ТРЕНИРОВКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

М.А. Коняева

ФГБОУ ВПО «Саратовская государственная консерватория имени Л.В. Собинова» г. Саратов, Россия

В статье рассматриваются результаты исследования разработанной методики релаксационного психотренинга, которая должна базироваться на комплексном ауто и гетеро воздействии при условии глубокой релаксации с использованием функциональной музыки. Из всей суммы восстановительных средств были выбраны психологические средства и методы восстановления, включение которых в программу оздоровления считают наиболее эффективным в срочном восстановительном периоде после тренировочной нагрузки. По результатам исследования мотивов и измерения уровня выносливости были выделены и качественно охарактеризованы 4 группы студентов: «условно-мотивированные-средний уровень выносливости». «условно мотивированные-низкий уровень выносливости». «не-мотивированные-средний уровень выносливости». «немотивированные-низкий уровень выносливости». Прослежена положительная динамика развития мотивов к занятиям спортом и измерения уровня выносливости у студентов.

Ключевые слова: психотренинг; ауто- и гетеровоздействие; мыслеобразы; релаксация; аэробная тренировка; адаптация.

При разработке восстановительной программы необходимо руководствоваться прежде всего тем, чтобы ее использование соотносилось с основным содержанием и логикой построения занятий физическими упражнениями и соответствовало принципам доступности и безопасности для здоровья. Из всей суммы восстановительных средств были выбраны психологические средства и методы восстановления, включение которых в программу оздоровления считают наиболее эффективным в срочном восстановительном периоде после тренировочной нагрузки. За основу экспериментальной методики была взята традиционная программа восстановительного психотренинга В.П. Некрасова [6], имеющие вкупе с положительными чертами также и определенные недостатки, которые преодолевались в экспериментальной программе.

Главным из них было преимущественное использование вербальных (словесных) средств, которые являются недостаточно эффективными для оптимизации психофизического состояния и восстановления функциональной целостности организма [7, с. 567].

С учетом выявленных факторов, определяющих эффективность восстановительного психотренинга на основе анализа научно — методической литературы, было установлено, что экспериментальная программа должна базироваться на комплексном ауто — и гетеровоздействии при условии глубокой релаксации с использованием функциональной музыки 3, с. 93].

Важную программирующую функцию по отношению к поведению человека и особенностям его психофизиологических процессов психофизи-

—--—-

~ 68 ~

—--—

ческие упражнения в создании и работе с мысле-образами при этом должны составлять основу тренинга [4, с. 94].

Продолжительность экспериментальных занятий по традиционной и экспериментальной методике составляет 25 минут. С целью проверки рабочей гипотезы, апробации и определения эффективности экспериментальной программы восстановительного психотренинга в общеукрепляющей гимнастике был проведен сравнительный педагогический эксперимент, в котором приняли участие 3 группы студентов. Участники 1-й экспериментальной группы (КП) дополняли аэробную тренировку восстановительным психотренингом по традиционной методике В.П. Некрасова [5].

Студенты 2-й экспериментальной группы (ОГ) с этой целью использовали разработанную авторскую программу релаксационного психотренинга.

Контрольная группа (КГ) тренировалась по традиционным программам федерации без использования восстановительных средств после физических тренировок.

Эффективность использования восстановительного психотренинга оценивалась путем сравнения показателей функционального состояния и физической подготовленности, данных педагогических наблюдений, самооценки функционального состояния, результатов корреляционного и факторного анализа до и после проведения эксперимента.

Результаты педагогического эксперимента позволили установить следующее:

До начала тренировок по экспериментальным программам студенты опытных групп не имели достоверных различий в показателях физической подготовленности, субъективной и объективной оценки функционального состояния, за исключением различий в реакции показателей сердечного ритма при локальной нагрузке (преобладание 2-го (52%) и 3-го (24%) типов адаптации в ОГ, в сравнении с 1 типом (53%) в КГ) и более низких показателей АДс в состоянии покоя, характерных для студенток контрольной группы (Р < 0,05). После 6 месяцев тренировок выявлено достоверное изменение показателей дифференциальной самооценки: в ОГ — 3-х составляющих теста, в КП — 2-х составляющих, КГ — 1-й составляющей. Причем,

у студентов, тренирующихся без использования восстановительных средств появились признаки утомления — «самочувствие» и «активность» ниже настроения (Р < 0,05). Изучение динамики показателей физической подготовленности после проведения эксперимента позволило установить достоверное изменение результатов во всех контрольных упражнениях только в ОГ, в сравнении с которой у участников КП отмечали улучшение в 3-х, а в контрольной группе — в двух упражнениях. Исследование функционального состояния сердечно-сосудистой системы студентов в конце экспериментального тренировочного цикла определило достоверные изменения показателей сердечного ритма (СР) и гемодинамики (АД и ЧСС) в состоянии покоя во всех группах. Однако в ОГ и КП увеличились Мо (на 70 мс и 100 мс) и АХ (на 60 мс и 90 мс); снизились ИН (на 22 усл. ед. и 12,8 усл. ед.) и ЧСС (на 4,6 уд/мин и 6,7 уд/мин). В контрольной же группе достоверно изменялись только два показателя — АХ и ИН. Сравнительный анализ позволил выявить достоверно высокие значения АДс, ИН, АМо в состоянии покоя, при локальной нагрузке и в период восстановления в ОГ и в КГ, в сравнении с контрольной группой, что свидетельствовало о наиболее функциональном оптимальном состоянии и высокой эффективности восстановительных процессов у его участников. На улучшение адаптации к нагрузкам после 6 месяцев тренировок у студентов экспериментальных групп указывало изменение характера реакции функциональных показателей сердечно-сосудистой системы в локальном нагрузочном тесте. Так в КП и во ОГ увеличилось количество реакций

1-го типа адаптации, соответственно с 23% до 45% и с 24% до 62%. Это сопровождалось исчезновением реакций 3-го типа — «недостаточности адаптации» во КП и сокращением их количества в ОГ (с 17% до 7%). В контрольной же группе появились признаки напряжения деятельности сердечно-сосудистой системы — увеличение реакций

2-го типа адаптации (с 33% до 50%) и уменьшение 1-го типа — с 53% до 37%. Это также подтверждалось результатами педагогических наблюдений, которые выявили у занимающихся, наряду с общим нормальным самочувствием, стремление к более продолжительному отдыху между упражнениями

—--—-

~ 69 ~

—--—

и повторениями, появление ощущений тяжести и усталости при выполнении тренировочной программы. Подобные признаки были нехарактерны участникам экспериментальных групп, у которых тренировочное занятие в целом вызывало легкую степень утомления и имело большую моторную плотность — 92—95% (в контрольной группе — 84—87%). Кроме того, в ОГ и КП проявлялся устойчивый интерес к тренировкам, улучшалось настроение и желание тренироваться. С целью формирования здоровьесберегающих компетенций студентов в процессе их профессиональной подготовки в вузе, нами была предложена тренинговая программа и интегративный курс «Основы здо-ровьесберегающей деятельности», который включает в себя три блока: концептуально-интегрирующий, эмоционально-нравственный, деятельност-ный, которые взаимосвязаны и взаимозависимы и являются последовательными шагами к формированию здоровьесберегающих компетенций будущих профессионалов. Программа данного инте-гративного проекта составлена на основе концептуальных положений стратегии устойчивого развития и теории здоровья здорового человека профессора А.Г. Бусыгина, которые включают в себя следующие компоненты: концептуально-интегрирующий компонент, эмоционально-нравственный блок, деятельностный блок [1; 2].

С целью проведения семинарских занятий нами разработана рабочая тетрадь, которая представляет собой учебное пособие, содержащее методические рекомендации к практической части интегративного курса «Основы здоровьесбере-гающей деятельности». Работа над предложенными заданиями продуктивного и репродуктивного уровня позволила студентам не только более глубоко освоить содержание изучаемого курса, но и развить навыки использования теоретических знаний в практической деятельности. В составленной нами рабочей тетради по каждой теме формулируются цели, задачи, способствующие достижению намеченной цели, определяются дескрипторы тезауруса изучаемой темы (ведущие понятия), ключевые положения, а затем следуют задания репродуктивного и продуктивного уровня. Кроме этого, на лекционных занятиях мы использовали тезаурусно-дескрипторный способ изложения ин-

формации или «свертывание» с помощью тезаурусов. Формирование здоровьесберегающих компетенций будущих специалистов проходило не только во время аудиторных занятий, но и во внеаудиторное время с помощью организации их самостоятельной работы, заключающееся в выполнении исследовательских работ: составление дневников здоровья, разработку проектов здоровьесбе-режения, составление индивидуальных планов оздоровительного процесса и др. Данный курс рассчитан на 36 часов и включает в себя следующие формы занятий студентов: лекционные, методико-практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа студентов и зачет как основная форма отчетности по данному курсу. Во время проведения констатирующего эксперимента после исследования мотивационной сферы студентов к формированию здорового образа жизни и измерения у них уровня выносливости, мы совместили вышеуказанные результаты и получили 4 группы студентов. В последующем мы прослеживали динамику изменений внутри этих групп. Данный подход на наш взгляд ярко иллюстрирует результаты, полученные в процессе формирующего эксперимента по развитию у студентов СГК здоровье-сберегающих компетенций [3, с. 79].

Итак, по результатам исследования мотивов и измерения уровня выносливости были выделены 4 группы студентов.

1 группа «условно-мотивированные — средний уровень выносливости». Данная группа является носителем следующих особенностей — понимают нужность ЗОЖ и воспринимают его как необходимую действительность, систематически занимаются спортом, фитнесом, интересуются мировыми и отечественными достижениями в этой области (СМИ, специалисты, знакомые), условно соблюдают правила ЗОЖ, физически развиты, применяют полученные во время занятий физкультурой знания и умения на практике при освоении профессии.

2 группа «условно мотивированные — низкий уровень выносливости». Этой группе характерны: понимание важности и полезности ЗОЖ, искренний интерес к данному вопросу, тенденция к соблюдению основных правил ЗОЖ, физически слабы (различные заболевания, несистематическое

—--—-

~ 70 ~

—--—

занятие спортом, фитнесом), заболевания носят часто профессиональный характер, которые постепенно из острой формы переходят в хроническую.

3 группа «немотивированные — средний уровень выносливости». Эта группа сформирована студентами, которые понимают необходимость ведения ЗОЖ, не видят смысла ведения ЗОЖ, считают, что это пустая трата времени, имеют вредные привычки, но физически хорошо развиты (занимались раньше спортом, генетический код), пока имеют хорошую физическую форму, профессиональные заболевания пока не проявляются в силу природных профессиональных способностей или носят бессистемный характер и «списываются»

на случайные простуды, удары при падении, неловкость и т.п.

4 группа «немотивированные — низкий уровень выносливости». Отличается от предыдущей 3-й группы тем, что ее составляют молодые люди с условно слабым здоровьем. Сформированы и укреплены профессиональные заболевания, быстрая утомляемость, бледный цвет кожных покровов и, вместе с тем, непонимание личной важности ведения здорового образа жизни. Согласно полученным данным прослеживается положительная динамика в группах «условно-мотивированные — средний уровень выносливости» по каждому году обучающихся на 1—3 курсах СГК (рис. 1).

□ 1 курс 2 курс

□ 3 курс

2010/11

2011/12

2012/13

Рис. 1. «Динамика показателей группы «условно-мотивированные — средний уровень выносливости»

Не совсем для нас благоприятен тот момент, что процент студентов в группах «немотивированные — низкий уровень выносливости» остается достаточно высоким. По нашим наблюдениям студенты из этой группы часто консультируются с медиками различных специальностей по поводу имеющихся у них заболеваний. В основном это заболевания дыхательных путей и стоматиты, которые студенты считают простыми простудными заболеваниями и неаккуратную эксплуатацию музыкальных инструментов, пока не позиционируют их как профессиональные.

Также изменились показатели в сторону увеличения по группам «условно мотивированные-низкий уровень выносливости» и «немотивирован-

ные — средний уровень выносливости». Увеличение показателей по 2-й группе у студентов от 1 к 3 курсу является более позитивным моментом по сравнению с ростом показателей по 3-й группе, так как сформированная устойчивая мотивация на данном этапе работы является более важным моментом. Мотивация на наш взгляд повлечет за собой устойчивый интерес к занятиям гимнастикой, заставит задуматься молодых людей о переходе на здоровый образ жизни, так как подобный стиль жизни для них не простое следование требованиям современности, но одно из главных условий остаться в профессии, не стать профессиональным инвалидом (рис. 2).

4

3

2

1

0

—--—-

~ 71 ~

—--—

40

30 20 10 0

□ 1 курс 2 курс

□ 3 курс

2010/11 2011/12 2012/13

Рис. 2. «Динамика показателей группы «условно мотивированные — низкий уровень выносливости»

Третья уровневая группа интересна для нас тем, что студенты, составляющую ее, физически развиты, но считают занятия спортом утомительной необходимостью. Здесь сформирована мотивация другого рода — стать профессионалом, которая логически не связывается молодыми людьми с формированием мотивации к ведению здорового образа жизни. В данном временном континууме студентами этой группы не прослеживается взаимозависимость профессионализма и хорошего общего самочувствия. В их понимании занятия физкультурой и спортом лишь способ устранить дискомфорт в мышцах, скелете и т.д. Тем не менее, то, что юноши и девушки из этой группы стараются поддерживать себя в хорошей физической форме уже является положительным. Скорее всего, наступит для них момент осознания тесного «сотрудничества» их здоровья с их же профессионализмом. Резюмируя вышеизложенное, можно констатировать факт того, что у студентов, составивших экспериментальную группу ОГ, за время проведения эксперимента в основном сформированы здоровьесберегающие компетенции по компонентам «мотивация», «уровень выносливости». Этот факт четко демонстрируют полученные нами показатели эксперимента.

Таким образом, в процессе педагогического эксперимента полностью подтверждена выдвинутая перед исследованием гипотеза и доказана эффективность разработанной методики релаксационного психотренинга, в сравнении с традиционной программой психорегуляции, что также подтверждалось результатами корреляционного и факторного анализа показателей функционального состояния и физической подготовленности студентов опытных групп [3, с. 79].

В процессе констатирующего эксперимента нами:

♦ проведено исследование профессиональных заболеваний и прослежена динамика развития заболеваний у студентов СГК от первого до третьего курса;

♦ разработана анкета-опросник для определения приоритетов в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ), ведущих мотивов личного здоровьесбережения среди студентов 1—3 курсов, факторов, определяющих потребность к здоровье-сбережению у молодежи;

♦ разработана методика диагностики уровня физической подготовки студентов и физиологических параметров студентов;

♦ выявлены факторы, влияющие на эффективность обучения беговой подготовки и занятия по общеукрепляющей гимнастике.

В экспериментальных исследованиях принимали участие студенты 1—3 курсов СГК им. Л.В. Собинова, занимающихся преимущественно общеукрепляющей гимнастикой и беговой подготовкой. В ходе исследований определялись результаты бега на 1000 метров, различные эргометрические показатели, оценивались педагогические наблюдения: развития гибкости, ловкости, упражнений на расслабление мышц, оценивалось чувство развития ритма, синхронности выполнения упражнений в группе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бусыгин А.Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития. Книга первая. Симбирск: Изд-во «Симбирская книга», 2003.

2. Бусыгина А.Л. Профессор — профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза. Самара: Изд-во СамГПУ, 2003. Изд. 2, испр. и доп.

—--—-

~ 72 ~

3. Вотякова О.И. Обоснование эффективности занятий шейпингом и восстановительным психотренингом в системе тренировки женщин 20—35 лет: авто-реф. дис. ... канд. психол. наук. Челябинск, 1995.

4. Гетман В.А., Новицкий Ю.В. Антропоэтика как система формирования человека. СПб.: Олимп-СПБ, 2007.

5. Коровин С.С. Сократов В., Архипов А.А. Психофизический тренинг в восстановлении психического здоровья: методическое пособие. Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006.

6. Крепс Е.М. и др. Физиологические исследования спортсменов. 1956. № 2. С. 148. Grover R.P.J. Appl. Physiol. 1963. Vol. 18. No. 3. P. 567.

THE EFFICIENCY OF RECOVERY OF PSYCHOLOGICAL TRAINING IN THE SYSTEM OF AEROBIC EXERCISE IN THE FORMATION OF HEALTH-COMPETENCE OF STUDENTS OF UNIVERSITIES OF CULTURE AND ARTS

M.A. Konyaeva

Fsbei HPE "Saratov state Conservatory named after L. V. Sobinov " Saratov, Russia

The article discusses the results of a study designed techniques of relaxation and psycho, which should be based on a comprehensive auto and heterosexual exposure under the condition of deep relaxation with the use of functional music. The total amount of recovery funds was selected psychological means and methods of recovery, the inclusion of which in a health program is considered the most effective in term recovery period after training loads. According to the study motives and measure the level of endurance was highlighted and accurately characterized by 4 groups of students: "conditionally-motivated-average level of endurance", "conditionally-motivated-a low level of endurance", "unmotivated-average level of endurance", "unmotivated, low level of endurance". Traced the positive dynamics of development of motives in sport and measuring the level of endurance among the students.

Key words: psycho-, auto- and hetero effects; visualization; relaxation; aerobic exercise; adaptation.

REFERENCES

1. Busygin A.G. Desmolase or the theory of education for sustainable development. Book first. Simbirsk: Publishing house "Simbirsk book", 2003.

2. Busygin A.L. Professor profession: theory of designing the content of education of the University teacher. Samara: Izd-vo SamGU, 2003.

3. Votyakova O.I. Substantiation of the effectiveness of the classes shaping, and reducing psychological training in the system of training of women 20—35 years. Abstract dis. kand. the course of studies. sciences. Chelyabinsk, 1995.

4. Hetman V.A., Novitsky Y.W. Anthropoetics as a system of human formation. St. Petersburg: Olimp-SPB, 2007.

5. Korovin S.S., Sokratov V., Arkhipov A.A. Psychophysical training in the restoration of mental health: a methodological guide. Orenburg: Publishing house of the OGPU, 2006.

6. Kreps E.M. et al. Physiological investigations of athletes. 1956, no. 2, pp. 148. Grover R.P. J. Appl. Physiol., 1963, vol. 18, no. 3, pp. 567.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.