Исроилов Шоакром Холматович, канд. пед. наук, проф., ректор, [email protected], Узбекистан, Ташкент, Узбекский государственный институт физической культуры,
Пулатов Фарход Азодович, магистрант, [email protected], Узбекистан, Ташкент, Узбекский государственный институт физической культуры
POSSIBILITIES OF SYMMETRIC DEVELOPMENT OF RIGHT-AND LEFT-SIDE MOTIVE FUNCTIONS AT CHILDREN OF 7-10 YEARS DURING EXPERIMENT
Sh.H. Isroilov, F.A. Pulatov
In work on the example of research, children of 7-10 years the materials characterizing level and dynamics of manifestation of functional asymmetry at performance by them right-and left-side motive functions are analyzed. Possibility of symmetric development of right-and left-side motive functions at children 7 age by application on occupations of specially directed exercises is shown.
Key words: motive asymmetry, right-and left-side motive functions, asymmetry of force, speed and accuracy of movements, asymmetry at rotations.
Isroilov Shoakrom Holmatovich, candidate of pedagogical Sciences, professor, rector, [email protected], Uzbekistan, Tashkent, Uzbek State Institute of Physical Culture,
Pulatov Farkhod Azodovich, undergraduate, [email protected], Uzbekistan, Tashkent, Uzbek State Institute of Physical Culture
УДК 796.015
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАЖНЕНИЙ ПО МЕТОДУ ПИЛАТЕС НА КОРРЕКЦИЮ ТЕЛОСЛОЖЕНИЯ В ГРУППЕ ЗДОРОВЬЯ У ЖЕНЩИН В ВОЗРАСТЕ 35-40 ЛЕТ
Н.Б. Кан, М.В. Шутова, Г.А. Клишина
В рамках разработки комплекса упражнений по методу Пилатес, представлен экспериментальный материал для развития системы физической культуры в группе здоровья у женщин в возрасте 35-45 лет.
Ключевые слова: метод Пилатес, коррекция телосложения, женщины
35-45 лет, группа здоровья.
Жизненный комфорт современного человека вызвал резкое ограничение ежедневной двигательной активности, что в свою очередь приводит к отрицательным изменениям в деятельности различных систем организма. Особенно большие изменения в условиях дефицита движений (гиподинамии) происходят в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, а также в опорно-двигательном аппарате.
Из-за этого возникают частые мигрени, депрессии, отсутствует настроение и это сказывается на общении с близкими и коллегами по работе.
Большую роль в этой борьбе отводят оздоровительным программам физической культуры (фитнеса), призванных удовлетворить запросы самых разных возрастных групп и слоев населения. На сегодняшний день насчитывается около двухсот видов программ оздоровления.
Однако следует отметить, что большинство литературных данных и методических разработок, посвященных Пилатесу, носят описательный характер и не отражают всю сложность и многогранность возможного влияния на различные системы организма. При этом, отсутствуют какие-либо объективные доказательства положительного влияния данной системы на психофизическое состояние занимающихся и адекватного подбора соответствующих средств воздействия. Это обстоятельство определяет теоретико-практическое значение темы данного исследования для развития системы физической культуры в группах здоровья.
Цель работы - исследовать влияние системы Пилатеса на развитие физических качеств и коррекцию телосложения, а также эмоциональное состояние занимающихся женщин для улучшения их самочувствия и активной жизнедеятельности.
Объект исследования - тренировочный процесс воздействия метода Пилатес на отдельные физические показатели занимающихся.
Предмет исследования - особенности системы упражнений Пилатеса на коррекцию женского телосложения (обхват талии, обхват бедер, масса тела).
Задачи:
1. Разработать и внедрить специальный комплекс упражнений по методу Пилатес.
2. Обосновать эффективность структуры занятий с использованием специального комплекса упражнений по методу Пилатес.
Организация исследования. Исследование проводилось в три этапа в группе здоровья у женщин возраста 35-45 лет в период с сентября 2013 по март 2014 года.
На первом этапе был осуществлен теоретический анализ научнометодической литературы по теме исследования. На данном этапе был осуществлен выбор объекта и предмета исследования, обозначены цели и задачи, также определены основные подходы к организации исследовательской работы.
На этапе педагогического контроля, осуществлялся поэтапный контроль за физическим состоянием занимающихся, он проводился в начале и в конце каждого месяца, включал антропометрические измерения, тестирование физических качеств. Также проводилось анкетирование, целью которого было выяснить - насколько занимающиеся довольны своим внешним видом и физической формой. На данном этапе было проведено тестирование физических качеств и исследование эмоционального фона женщин, с целью наблюдения за дальнейшими изменениями данных показателей.
На третьем этапе - анализировались результаты проведенного тестирования, а также разработанной программы упражнений. В занятия включены общепринятые упражнения, которые выполняются непрерывным методом с плавным переходом от одного к другому без пауз отдыха. В работе предполагается задействование всех основных мышечных групп.
В экспериментальной группе применялся комплекс специальных упражнений с фитболами, а в контрольной занятия проводились общепринятым комплексом.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
1. Антропометрия.
2. Тестирование физических качеств.
3. Тестирование эмоционального фона.
4. Методы математической статистики.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования, анализа и обработки данных мы получили следующие результаты:
Экспериментальная группа.
В начале эксперимента средние арифметические значения по параметрам составляли: масса тела - 62,8±2,99 кг, обхват талии - 73,4±3,1 см, обхват бедер - 101±4,7 см;
В конце эксперимента средние арифметические значения по параметрам составили: масса тела - 59,6±2,75 кг, обхват талии - 69,6±2,8 см, обхват бедер - 96,5±3,68 см.
В ходе эксперимента по промежуточным измеряемым параметрам (измерения, проводимые в декабре и феврале) наблюдалась тенденция к снижению массы тела, уменьшению обхвата талии и бедер. К концу эксперимента антропометрические параметры (среднее арифметическое) в процентном соотношении оказались ниже по сравнению с исходными данными, о чем свидетельствует рис. 1
масса тела оохват оохват
талгш бедер
■ начало исследования Оконец исследования
Рис. 1. Динамика изменений антропометрических показателей
Математическая обработка: различия достоверны с гарантией 95 %, вероятность ошибки р < 0,05.
Контрольная группа.
В начале эксперимента средние арифметические значения по параметрам составляли: масса тела - 64,2 ± 4,03 кг, обхват талии - 71 ,6 ± 2,89 см, обхват бедер - 01 ± 4,7 см.
В конце эксперимента средние арифметические значения по параметрам составили: масса тела - 65,2 ± 4,23 кг, обхват талии - 72,1 ± 3,36 см, обхват бедер - 104,5 ± 3,28 см.
В ходе эксперимента по промежуточным измерениям (сентябрь 2013 г, март 2014 гг.) наблюдались колебания в изменениях исследуемых параметров, в сторону уменьшения. К концу эксперимента антропометрические параметры (среднее арифметическое) в процентном соотношении оказались выше по сравнению с исходными данными, о чем свидетельствует рис. 2.
Рис. 2. Динамика изменения антропометрических показателей
в контрольной группе
Заключение. За время исследования, было выявлено, что относительное содержание подкожного жира в организме женщин снизилось в пределах нормы. Анализируя полученные данные, следует отметить благоприятное воздействие разработанной программы на ликвидацию лишних жировых запасов, повышение основного обмена, увеличение мышечной массы, что способствует нормализации работы всех органов и систем, улучшению самочувствия и самооценки занимающихся.
Результаты тестирования психоэмоционального статуса по шкале самооценки Спилбергера-Ханина свидетельствуют о благоприятном использовании элементов психофизического аутотренинга. Уровень тревожности, характеризующийся как «нормальный», определен у 80 % женщин, «несколько выше» - у 20 %, при этом не выявлены уровни «опасный» и «сильного напряжения». Сравнивая данные результаты,
можно сделать вывод, что эмоциональный фон занимающихся улучшился. В процессе исследования было выявлено благоприятное воздействие разработанной программы по системе Пилатес на развитие физических качеств (гибкость, выносливость). Использование упражнений и поз для растягивания мышц способствовало улучшению значений показателей гибкости.
В ходе исследований был разработан и внедрен специальный комплекс упражнений с фитболами. В комплекс вошли упражнения на мышцы живота, спины, бедер, ягодиц и мышцы стабилизирующие положение всего тела, а так же упражнения на растяжение мышц и их расслабление.
Анализируя вышесказанное, можно заключить, что разработанная программа занятий характеризуется наличием оздоровительного эффекта, связанного с повышением физической работоспособности, а так же влияет на коррекцию тела у женщин, занимающихся в группах здоровья.
Список литературы
1. Буркова О.Л. Пилатес - фитнес высшего класса. М.: Радуга, 2005.
208 с.
2. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Тренировка тела и ума. М., 2003.
3. Лисицкая Т.С., Сиднева Л.В. Аэробика. Теория и методика. Т. 1. М.: ФАР, 2002. 230 с.
4. Селуянов В.Н. Технология оздоровительной физической культуры. М.: СпортАкадемПресс, 2001. 169 с.
Кан Нэлли Борисовна, ст. преп. КФК, [email protected], Россия, Сургут, Сургутский государственный университет ХМАО-Югры,
Шутова Марина Владимировна, ст. преп. [email protected], Россия, Сургут, Сургутский государственный университет ХМАО-Югры,
Клишина Галина Артемьевна, ст. преп. [email protected], Россия, Сургут, Сургутский государственный университет ХМАО-Югры
THE EFFICIENCY OF EXERCISES BASED ON THE PILATES METHOD FOR BODY SHAPE CORRECTION IN WOMEN HEALTH GROUP OF AGE 35-45
N.B. Kan, M.V. Shutova, G.A. Klishina
Considering a complex of exercises on the Pilates method, the experimental material is presented for development of physical culture system in women health group aged 35-45.
Key words: Pilates method, body shape correction, women aged 35-45, health group.
Kan Nelly Borisovna, senior teacher, [email protected], Russia, Surgut, Surgut State University of KHMAO-Ugra,
Shutova Marina Vladimirovna, senior teacher, [email protected], Russia, Surgut, Surgut State University of KHMAO-Ugra,
Klishina Galina Artemevna, senior teacher, [email protected], Russia, Surgut, Surgut State University of KHMAO-Ugra