Научная статья УДК 372.8
https://doi.org/10.24412/2658-638X-2021-4-148-152 NIION: 2018-0077-4/21-068 MOSURED: 77/27-024-2021-04-267
Область науки: 5. Социальные и гуманитарные науки
Группа научных специальностей: 5.8. Педагогика
Шифр научной специальности: 5.8.2. Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
Эффективность технологических инноваций в обучении иностранному языку сотрудников ОВД
Ольга Юрьевна Баринова
Казанский юридический институт МВД России, Казань, Россия, [email protected]
Аннотация. В обучении иностранному языку сотрудников полиции инновационная технология облегчает восприятие и воспроизведение реальных профессиональных ситуаций. Кроме того, например, интернет как источник аутентичных материалов может обеспечить официальными документами, которые можно эффективно использовать на занятиях, например, для заполнения или подготовки формы опроса подозреваемого, свидетеля
Ключевые слова: инновационные образовательные технологии, компьютерные технологии, сотрудники полиции, охрана правопорядка, преступность
Для цитирования: Баринова О. Ю. Эффективность технологических инноваций в обучении иностранному языку сотрудников ОВД // Психология и педагогика служебной деятельности. 2021. № 4. С. 148-152. https://doi. org/10.24412/2658-638Х-2021-4-148-152.
Original article
Effectiveness of technological innovations in teaching foreign language
to internal affairs officers
Olga Y. Barinova
Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Kazan, Russia, [email protected]
Abstract. In teaching foreign language to police officers, innovative technology facilitates the perception and reproduction of different professional situations. In addition, the Internet, as a source of authentic materials, can provide official documents that can be effectively used in classes, for example, to complete or prepare a form for interviewing a suspect, witness, etc.
Keywords: innovative educational technologies, computer technologies, police officers, law enforcement, crime
For citation: Barinova O. Y. Effectiveness of technological innovations in teaching foreign language to internal affairs officers // Psychology and pedagogy of service activity. 2021;(4):148-152. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2658-638Х-2021-4-148-152.
Способность осуществлять коммуникацию на иностранном языке является навыком необходим сотрудникам полиции, осуществляющим охрану общественного порядка на международных мероприятиях.
Граждане обращаются в отдел полиции для решения множества проблем, и полиция реагирует на эти
© Баринова О. Ю., 2021
обращения, например, с отправки по двустороннему радио и быстро направляется в места происшествия на патрульных автомобилях. Сотрудник дежурной части - это первый полицейский, к которому обращаются граждане, попавшие в беду.
В условиях профессиональной деятельности сотрудников полиции процесс овладения иностранным
языком и развития иноязычных навыков возможен посредством инновационных технологий. Особое значение в данном случае имеет формирование речевой деятельности, развитие навыков использования иностранного языка как средства профессионального общения с иностранными гражданами.
Обращение граждан может иметь различный характер. В связи с проведением в нашем городе большого количества массовых мероприятий различного уровня, число иностранных граждан увеличивается, например, с проведением спортивных мероприятий. В связи с этим сотрудники полиции вынуждены общаться с иностранцами на иностранном языке. Именно для этого изучение иностранного языка имеет большое значение в работе сотрудников полиции. На занятиях будущие сотрудники изучают необходимый лексический материал, который они могут применить в своей работе, общаясь с иностранными гражданами. Приведем несколько примеров необходимых речевых ситуаций при общении с иностранцами:
- Капитан полиции Петров. Чем могу помочь? -Let me introduce myself. Captain of police Petrov. Can I help you?
- Представьтесь, пожалуйста, и представьте документы, удостоверяющие личность. - Will you introduce yourself and show your identity papers, please.
- Это протокол задержания. Здесь указаны дата, время и место его составления, должность, фамилия сотрудника полиции, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания для задержания, а также факт уведомления посольства (консульства) вашей страны. Вы подпишите его? - This is the protocol of detention. There is the date, the time and the place of its compilation, the surname of the police officer who has made the protocol, the information about the detainee, the date, the time, the place, the grounds for detection and the fact of notification the Embassy of your country. Will you sign it?
- В соответствии с Федеральным Законом от 25 июля 1998 г. ФЗ-128 «О государственной дактилоскопической регистрации в РФ». Вы подлежите дактилоскопированию. - In accordance with the Federal Law of July 25, number 128 «About the State fingerprinting registration in RF». You should be fingerprinted.
- Вы имеете право на юридическую помощь, на услуги переводчика, на один телефонный разговор с целью уведомления близких о факте Вашего задержания, на отказ от дачи объяснения. - You have the right to legal aid, an interpreter, one phone call to inform your family, relatives or friends about the fact of apprehension. You also have the right to refuse to give an explanation [1].
Суть современных технологий в улучшении процесса преподавания. В них должны применяться достижения абсолютно всех научных сфер. Инновационные технологии играют большую роль в поиске новых знаний преподавателем и обучающимся. Несомненно, значительную роль играют сами технические средства обучения.
Технология считается важной движущей силой стратегий правоохранительной деятельности до тех пор, пока она используется. В XX веке появления телефонов, автомобилей и двусторонних радиостанций создали сейсмические сдвиги в работе полиции. Эти технологические возможности обеспечили более тесные связи и обмен информацией между полицией и гражданами. Теперь, в XXI веке, появились мощные технологические достижения, включая замкнутое телевидение, автоматические считыватели номерных знаков, автомобильные камеры и камеры с кузовом, программное обеспечение для прогнозирования политики, а также средства коммуникации и мониторинга в социальных сетях.
Распространение компьютерных технологий, коммуникационных технологий и других основных технологические достижения за последние несколько десятилетий достигли многочисленных технологии, доступные для сотрудников правоохранительных органов. Многие ведомства внедряют эти и другие технологии для увеличения эффективности, и улучшения результатов, особенно в периоды сокращения ресурсов и повышения внимание общественности к тактике и результатам правоохранительной деятельности и их тщательному изучению [2, 3].
Несмотря на теоретическую связь между технологией и тактикой и результатами работы полиции, не совсем понятно, каким образом осуществляется отбор технологических устройств среди органов правоохранительной деятельности.
Исполняя свои служебные обязанности, зачастую сотрудникам полиции необходимо использовать современные информационные технологии в своей работе, например, интернет.
Информационные технологии помогают обеспечить сотрудников полиции средством самообразования, повышения профессиональных навыков, в том числе развивая иноязычные коммуникативные навыки. Они могут быть бесценным источником соответствующих материалов, относящихся к различным профессиям, включая работу полицейского [4].
В современном мире были разработаны новые технологические новшества, направленные на предупреждение преступности и повышение эффективности работы сотрудников полиции, однако
мало известно о том, как и почему принимаются определенные новшества, а также о последствиях -предполагаемых и непреднамеренных - технологических решений проблемы преступности. В нашей статье рассматривается ряд технологических новшеств, приложений в области предупреждения преступности в целом и борьбы с преступностью (силами сотрудников дежурных частей) в частности. Мы приведем примеры описания последних технологических новшеств, суммируем имеющиеся исследования, а затем рассмотрим имеющиеся исследования о воздействии - как предполагаемом, так и непреднамеренном - каждой формы новой технологии на предупреждение преступности и эффективность работы сотрудников полиции. Мы также обсудим ряд ключевых вопросов - 1) предупреждение преступности и охраны правопорядка, 2) государственный и частный контроль над предупреждением преступности и охраной правопорядка, - поднятые как сторонниками, так и критиками.
Даже исследования развития усилий по предупреждению преступности подчеркивает то мнение, что технология - точнее, технологические инновации - были движущей силой реформы стратегий предупреждения преступности и борьбы с ней как отдельными гражданами и заинтересованными группами, так и официальными правоохранительными органами [6]. Есть два типа технологических инноваций, которые можно выделить: информационные технологии (которые мы будем здесь называть «soft technology») и технологии на основе материалов (которые мы будем здесь называть «hard technology»). Оба вида технологических инноваций были связаны с «резкими изменениями в работе сотрудников полиции» [6] особенно на рубеже прошлого века, в то время как аналогичные связи могут быть предложены для более общих стратегий предупреждения преступности, используемых отдельными лицами и группами лиц. Согласно недавнему обзору технологий, проведенному [5], первая технологическая революция, изменившая путь организации полиции и порядок ее функционирования, была сосредоточена на трех технологических новинках, которые были включены в деятельность сотрудников полиции: телефон, двустороннее радио и автомобиль: "С распространением телефонов в начале ХХ века изменилась работа сотрудников полиции. Некоторые авторы утверждают, что мы находимся на начальных этапах второй технологической революции, которая вновь резко изменит организацию и управление полиции [5].
Мы уделяем наибольшее внимание охране правопорядка в его узком смысле: изучая идею о том, что технологические инновации можно рас-
сматривать как один из элементов нового профессионализма в полицейской деятельности, наряду с подотчетностью, легитимностью и национальной слаженностью, что отличает полицейскую деятельность нынешней эпохи от 30, 50 или 100 лет назад [7]. Стоун и Трэвис утверждают, что те полицейские департаменты, которые привержены инновациям, также получат признательность за разработку научно обоснованной политики и практики, что, вероятно, будет оспорено. Тем не менее, наш интерес связан с технологией и социальным контролем - темой, имеющей центральное значение для понимания различных аспектов норм и обеспечения соблюдения норм - будь то предотвращение и выявление нарушений или последующие действия, связанные с арестом, преследованием, наказанием и реабилитацией.
Предупреждение преступности представляет собой концепцию, которая применяется различными способами к проблеме преступности: она используется для обозначения как деятельности (например, программ и/или стратегий предупреждения преступности), так и результатов (например, более низкий уровень преступности в общинах и/ или более низкий уровень преступности/повторного совершения преступлений отдельными лицами). Во имя предупреждения преступности ученые изучили роль формальных механизмов социального контроля (например, сдерживающих последствий деятельности полиции, судов и исправительных учреждений) и неформальных механизмов социального контроля, уделяя особое внимания влиянию (через такие механизмы, как привязанность, приверженность и участие) семьи, сверстников, вуза, работы). Понимание предупреждения преступности требует изучения намерений, а также последствий. Необходимо рассмотреть широкий круг мер, выходящих за рамки традиционного числа преступных событий. Хотя в настоящее время предупреждение преступности используется в качестве повсеместной, всеобъемлющей фразы, которая может применяться как к инициативам, основанным на правосудии, так и к инициативам, не связанным с правосудием, мы уделяем особое внимание стратегиям, в которых используются новые технологические инновации для предупреждения преступности (в конкретных местах) или предотвратить повторное правонарушение со стороны целевых групп правонарушителей (например, сексуальные преступники, психически больные правонарушители), которые не полагаются исключительно на традиционные действия полиции (арест), судов (преследование) или исправительных учреждений (наказание, контроль).
Технологические инновации могут значительно повысить эффективность работы сотрудников полиции, но есть потенциал для перенаправления критически важных ресурсов от более традиционных стратегий предупреждения преступности, которые могут на самом деле обезопасить нас, без побочных эффектов.
Недавние изменения в области технологий в целом и в области информационных технологий в частности были настолько драматичны и глубоки, что заслуживают особого внимания. Мы продемонстрировали в этой статье насколько важно рассмотреть новые технологии разработанные для поддержки предупреждения преступности в целом и борьбы с преступностью со стороны сотрудников полиции, сосредоточившись на инновациях только в одной области, мы, скорее всего, упустили бы последствия - оба предполагаемые и непреднамеренные - наших инвестиций в полицейские технологии для частных лиц и группы лиц, заинтересованных в альтернативных стратегиях предупреждения преступности.
Любому современному обществу необходима помощь и защита правоохранительных органов, способная успешно использовать технологии. Но есть, конечно, много других причин, чтобы применить технологии в области предупреждения преступности и в деятельности полиции, включая возможности для расширения эффективности и результативности. Например, информационные технологии "повышают наши возможности хранения и обработки больших объемов данных, улучшение разведывательных и следственных возможностей, и обеспечение свободного доступа к записям уголовных дел и другим видам соответствующих данных.
Библиографический список
1. Баринова, О. Ю. Английский язык для сотрудников органов внутренних дел, задействованных в охране общественного порядка при проведении международных мероприятий : учебное пособие / О. Ю. Баринова, Г. Г. Мингазизова. Казань : КЮИ МВД России, 2019. 120 с.
2. Малыхина, Н. И. Дистанционные образовательные технологии в организации самостоятельной работы студентов / Н. И. Малыхина, Н. М. Шишкина // Английский язык для нефилологов. Проблемы ESP. Воронеж : Истоки, 2015. Вып. 6. С. 32-35.
3. Коряковцева, Н. Ф. Теория обучения иностранным языкам: продуктивные образовательные техно-
логии : учебное пособие для студ. лингв. фак. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Коряковцева. М. : Издательский центр «Академия», 2010. 192 с.
4. Роберт, И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования : монография / И. В. Роберт. М. : ИИО РАО, 2010. 140 с.
5. Harris, C. (2007) Police and Soft Technology: How Information Technology Contributes to Police Decision. The New technology of Crime, Law and Social Control, Monsey, NY: Criminal Justice Press, рp. 153-183.
6. Reichert, K. (2001). Use of information technology by law enforcement. Promising Approaches to Addressing Crime Series. University of Pennsylvania, Jerry Lee Center of Criminology, Forum on Crime and Justice.
7. Stone, C. and TRAVIS, J. (2011). Toward a New Professionalism in Policing. New Perspectives in Policing. Cambridge: Harvard Kennedy School.
Bibliographic list
1. Barinova, O. Y. English for law enforcement officers involved in the protection of public order during international events : a textbook / O. Y. Barinova, G. G. Mingazizova. Kazan : CUI of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2019. 120 p.
2. Malykhina, N. I. Distance educational technologies in the organization of independent work of students / N. I. Malykhina, N. M. Shishkina // English for non-philologists. Problems ESPECIALLY. Voronezh : Istoki, 2015. Vol. 6. pp. 32-35.
3. Koryakovtseva, N. F. Theory of teaching foreign languages: productive educational technologies : a textbook for students. lingv. fac. higher. studies. institutions / N. F. Koryakovtseva. M. : Publishing center «Academy», 2010. 192 p.
4. Robert, I. V. Modern information technologies in education: didactic problems; prospects of use : monograph / I. V. Robert. M. : IIO RAO, 2010. 140 p.
5. Harris, S. (2007) Police and software technologies: How information technology contributes to police decision-making. New Technology of Crime, Law and Social Control, Monsey, New York: Criminal Justice Publishing House, pp. 153-183.
6. Reichert, K. (2001). The use of information technology by law enforcement agencies. Promising approaches to the fight against crime series. University of Pennsylvania, Jerry Lee Center for Criminology, Crime and Justice Forum.
7. Stone S. and TRAVIS J. (2011). Towards a New Professionalism in Policing. New perspectives in policing. Cambridge: Harvard Kennedy School..
Информация об авторе О. Ю. Баринова - доцент кафедры языковедения и иностранных языков.
Information about the author O. Yu. Barinova - Associate Professor of the Department of Linguistics and foreign languages.
Статья поступила в редакцию 12.07.2021; одобрена после рецензирования 13.12.2021; принята к публикации 17.12.2021.
The article was submitted 12.07.2021; approved after reviewing 13.12.2021; accepted for publication 17.12.2021.
Социальная психология : учебник / под ред. А. М. Столя-ренко. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2020. 207 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник". Гриф НИИ образования и науки.
Учебник содержит полную и четко структурированную систему современных социально-психологических знаний — важного раздела психологической науки. Это знания о психологии групп и поведения человека в группах, — знания нужные для жизни и деятельности каждому образованному человеку. Развитие человека, его права и свободы учеба, труд, семья, торговля, менеджмент, преступность, культура, досуг, жизненные кризисы, пьянство, наркомания — все так или иначе вплетено в систему социально-психологических связей и зависимостей. Понимание их и умение разбираться в них — важнейшее условие жизненных успехов.
Учебник ориентирован на широкий круг читателей, использование в вузах самого различного профиля, готовящих кадры, чья деятельность требует достаточной социально-психологической компетентности.
Содержание учебника включает весь минимум социально-психологических знаний, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами. Оно открывает и возможность его профилирования при подготовке будущих профессионалов разных направлений деятельности.