Л. П. КАНАЕВА
ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИОРИТЕТНЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В РЕГИОНЕ
Ключевые слова: социальные технологии, приоритетные национальные проекты, индикаторы реализации ПНП, развитие материально-технической инфраструктуры, институциональные изменения
Key words: social techniques, priority national projects, indicators of implementation of the priority national projects, development of material and technical infrastructure, institutional changes
В статье дан анализ механизмов реализации приоритетных национальных проектов в регионе. Национальные проекты рассматриваются как инновационные социальные технологии, главная цель которых — стимулировать инициативу в регионе и повысить эффективность социальной политики государства по четырем социальным направлениям: здравоохранение, образование, жилищно-коммунальное хозяйство, развитие агропромышленного комплекса.
The paper analyzes the mechanisms of implementation of the Priority National Projects in a region. The National Projects are considered as innovative social technologies whose primary purpose is to stimulate the initiative in a region and to improve effectiveness of the state social policy in four social areas: public health, education, housing and communal services, development of the agro-industrial complex.
Интерес к проблематике социальных технологий управления общественной жизнью в российской социологической науке наблюдается с 60-х гг. ХХ в. Исследования показали, что внедрение социальных технологий, связанных с развитием человеческого потенциала, может обеспечить рост промышленного производства на 20—25 %.
Приоритетные национальные проекты (ПНП) являются инновационной социальной технологией, основанной на системе целевых индикаторов и предполагающей комплекс правовых, организационных и финансовых мер, предприни-
КАНАЕВА Лидия Петровна, доцент кафедры социологии Мордовского государственного университета, кандидат филологических наук.
маемых с целью качественного улучшения жизни населения страны. Их реализация направлена на решение актуальных социальных проблем. Национальные проекты как социальная технология включают четыре этапа: отбор приоритетов социально-экономического развития, разработку механизмов реализации ПНП, процесс их реализации, оценку эффективности выполнения проектов.
В 2005 г. в России началась реализация ПНП «Здоровье», «Образование», «Развитие агропромышленного комплекса», «Доступное и комфортное жилье — гражданам России». Каждый из них содержит ряд подпрограмм (подпроектов), которые в комплексе призваны модернизировать социальную инфраструктуру российского общества, повысить качество жизни граждан России.
Особенность проектов — их инновационная направленность. Государственную поддержку получают те направления развития, которые связаны с использованием и внедрением передовых технологий. Это, в частности, компьютеризация школ, обеспечение доступа к Интернету, снабжение медицинских учреждений передовым оборудованием, финансовая поддержка вузов, использующих современные методы и формы обучения, высокотехнологичные инновации в жилищном строительстве и АПК. Национальные проекты имели целью стимулировать инициативу в регионах и повысить эффективность ряда направлений социальной политики государства.
В Республике Мордовия для решения социально-экономических проблем воплощается ряд важных социальных программ, касающихся улучшения демографических процессов, здравоохранения, социальной защиты населения, молодежной политики и т. д. Большинство этих программ являются механизмом реализации ПНП. Основные направления проекта «Здоровье» аккумулировала «Программа модернизации здравоохранения Республики Мордовия на 2013—2020 годы», основной целью которой стало совершенствование системы охраны здоровья граждан для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья людей, поддержания долголетней активной жизни человека, оказания ему медицинской помощи.
В результате реализации программы ожидается снижение показателя общей смертности до 11,4 на 1 тыс. чел. населения; уменьшение показателя материнской смертности до
12,0 случая на 100 тыс. чел. родившихся живыми; снижение показателя младенческой смертности до 7,5 на 1 тыс. чел. родившихся живыми; увеличение обеспеченности врачами до 46,2 на 10 тыс. чел. населения; достижение соотношения врачей и среднего медицинского персонала 1:3; достижение соотношения заработной платы врачей и работников медицинских организаций РМ, имеющих высшее медицинское (фармацевтическое) или иное высшее образование, к средней заработной плате по экономике республики до 200 %; увеличение ожидаемой продолжительности жизни до 74,5 года.
С 2009 г. республика включена в мероприятия ПНП «Здоровье», нацеленные на формирование здорового образа жизни у граждан, включая сокращение потребления алкоголя и табака, в рамках которых созданы два центра здоровья для взрослых на базе ГБУЗ РМ «Республиканский консультативно-диагностический центр» и ГБУЗ РМ «Республиканский врачебно-физкультурный диспансер». Постановлением Правительства России от 31 декабря 2010 г. № 1222 Мордовия в 2011 г. включена также в программу ПНП «Здоровье» по направлению «Совершенствование медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями», в результате чего были организованы межрайонные онкологические кабинеты. Основным учреждением, координирующим их работу, является ГУЗ «Республиканский онкологический диспансер». В 2011 г. в рамках ПНП «Здоровье» по направлению совершенствования медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями приобретено современное лечебно-диагностическое оборудование.
Регион активно включился в реализацию направлений ПНП «Образование». Координацию и общее руководство в данной сфере осуществлял Совет при Правительстве Республики Мордовия, созданный в соответствии с Указом Главы РМ от 6 января 2006 г. № 1-У. Одно из важных направлений проекта модернизации образования — создание региональной системы оценки качества образования. Это система организационных и технологических элементов для обеспечения нового качества образования в республиканской образовательной системе. В настоящее время основным индикатором качества образования выступает степень усвоения выпускниками образовательных учреждений программ среднего (полного) общего образования, определяемая в рамках ЕГЭ.
В рамках направления «Дистанционное образование детей-инвалидов» созданы условия для обучения на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, поставлено необходимое техническое оборудование, подключен безлимитный Интернет. Для каждого обучающегося разработаны индивидуальные образовательные программы, внедрение которых началось 1 сентября 2010 г. Проведено повышение квалификации учителей, а также специалистов органов, осуществляющих управление в сфере образования, ответственных за организацию дистанционного обучения детей-инвалидов в республике.
На развитие системы общего образования повлияли демографические процессы. За последние пять лет контингент школьников сократился более чем на 13 тыс. чел., из которых около 9 тыс. чел. — в сельской местности. Количество общеобразовательных учреждений за пять лет сократилось на 216, на 3,9 тыс. чел., уменьшилось число работающих учителей. Возникла необходимость оптимизации сети учреждений общего образования, особенно сети малокомплектных сельских школ. Благодаря внедрению программы «Школьный автобус» организовано более 200 школьных маршрутов, обеспечивающих подвоз школьников в базовые школы, школы — ресурсные центры. В рамках реализации комплексного проекта модернизации в региональной системе образования происходят институциональные изменения, прежде всего в сфере экономики образования. Введение новой системы оплаты труда улучшает материальное положение педагогов и повышает престиж учительского труда. Переход на нормативно-подушевое финансирование, расширение общественного участия в управлении образованием формируют новый стиль и принципы управления в системе образования.
К индикаторам реализации ПНП «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» относятся комплексные индикаторы (уровень обеспеченности населения жильем, коэффициент доступности жилья (соотношение доходов и цен на жилье)). На реализацию в республике ПНП «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» направлена республиканская целевая программа «Жилище» на 2011—2015 годы. Программа нацелена на продолжение преобразований в жилищной сфере республики, начатых в рамках реализации республиканских целевых программ
«Жилище» на 2006—2010 гг. и «Свой дом». Общий объем финансирования Программы в 2011—2015 гг. составит 63 128,14 млн руб. Реализация Программы должна обеспечить повышение доступности приобретения жилья для населения Мордовии (средняя стоимость стандартной квартиры площадью 54 м2 будет равна среднему общему доходу семьи из 3 чел. за 4 года); увеличение годового объема ввода жилья с 276,6 тыс. м2 общей площади в 2009 г. до 324,0 тыс. м2 в 2015 г.; увеличение годового объема ввода малоэтажного жилья со 106,0 тыс. м2 общей площади в 2009 г. до 163,4 тыс. м2 в 2015 г.; достижение годового объема ввода жилья экономического класса до 194,4 тыс. м2 в 2015 г.; снижение доли ветхого и аварийного жилья до 1,4 % к 2015 г.; создание условий для улучшения демографической ситуации в республике, обновление производственной базы домостроения, организацию новых конкурентоспособных производств, развитие строительных предприятий и организаций, повышение квалификации кадров в строительной отрасли.
Жилищный фонд в республике в настоящее время составляет 19,74 млн м2 общей площади, в том числе в городских поселениях — 11,0 млн м2, в сельской местности — 8,7 млн м2 общей площади. В расчете на одного жителя республики приходится 23,9 м2. Это один из самых лучших показателей в Приволжском федеральном округе1. Достигнутые результаты подтверждают правильность выбранного курса модернизации жилищной сферы в рамках приоритетного проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
Одна из главных отраслей материального производства республики — сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс является ведущей системообразующей сферой экономики Мордовии, формирующей агропродовольственный рынок, продовольственную и экономическую безопасность, трудовой и поселенческий потенциал сельских территорий. Механизмом реализации ПНП «Развитие АПК» стала Государственная программа Республики Мордовия развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013—2020 гг., утвержденная Постановлением Правительства Республики Мордовия от 19 ноября 2012 г. № 404. В рамках реализации
Государственной программы сельхозтоваропроизводителям осуществляется субсидирование части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, на оформление земли в собственность, на страхование сельскохозяйственных культур, приобретение мелиоративного оборудования, ведется поддержка племенного животноводства, элитного семеноводства, развивается консультационная помощь. Также в целях поддержки сельхозтоваропроизводителей республика принимает активное участие в реализации ведомственных целевых программ, осуществляемых Минсельхозом России.
С 2005 г. в агропромышленном комплексе республики активно внедряются новые технологии, увеличивается механизация труда. Росту производства сельхозпродукции способствуют расширение и модернизация базы ее переработки. Среди новых объектов — сыродельный завод «Сармич», рассчитанный на переработку до 350 т молока в сутки и выпуск 9 тыс. т сыра, 1,5 тыс. т масла, 25 тыс. т концентрированной молочной сыворотки в год. Проведена полная реконструкция Саранского консервного завода, где установлено оборудование для шоковой заморозки и построен низкотемпературный терминал на 8 тыс. т. Реконструкция сахарного завода позволила увеличить его мощности с 1,5 до 7,0 тыс. т в сутки2.
Таким образом, ПНП оказали существенное положительное влияние на развитие материально-технической инфраструктуры соответствующих отраслей. Увеличение финансовых и материальных ресурсов отраслей опосредовало социальную эффективность ПНП. В рассматриваемых сферах произошли институциональные изменения, поскольку задача проектов по внедрению новых организационных механизмов была максимально реализована.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 См.: Республиканская целевая программа «Жилище» на 2011—2015 годы. URL: http://docs.cntd.ru/document/906303414 (дата обращения: 12.12.2013).
2 См.: АПК Мордовии поставляет продукцию в регионы России и за рубеж. URL: http://izvmor.ru/news/view/13323 (дата обращения: 12.10.2013).
Поступила 02.06.2014.
L. P. Kanaeva. Effectiveness of Implementation of the Priority National Projects in a Region
The paper describes the main results of implementation of the Priority National Projects in the Republic of Mordovia. The mechanism for the implementation of the Priority National Projects is analyzed as an innovative social technology based on a system of target indicators and involves a complex of legal, organizational and financial measures to be undertaken towards the qualitative improvement of life of the population of Russia.
Since 2005, Russia has started the implementation of the four Priority National Projects «Health», «Education», «Development of the Agricultural Sector», «Affordable and Comfortable Housing — to Russian Citizens», which are designed to combine the efforts and resources of the Federal Center, constituent regions of the Federation, business and community in solving social problems, modernization of social infrastructure, improving the level and quality of life of the population of the Russian Federation.
The Republic of Mordovia has been actively involved in the implementation of the Priority National Projects, which represent a new organizational and economic form of coordination of social development on the basis of the program and target method of control. The main areas of the Priority Projects are accumulated in programs related to the improvement of the demographic processes, health, education, social protection, youth policy, etc. So, the main goal of the «Program for Modernization of Public Health in the Republic of Mordovia for 2013—2020» is improving the public health services to prevent diseases; preservation and strengthening of physical and mental health of each person, keeping his long active life, providing him with medical care. The State Program of the Republic of Mordovia for development of agriculture and regulation of markets of agricultural products, raw materials and food for 2013—2020 approved by the decree of the Government of the Republic of Mordovia has become the mechanism of implementation of the Priority National Project «Development of the Agricultural Sector».
The Priority National Projects had a significant positive impact on the development of material and technical infrastructure of the respective areas. In these areas, institutional changes have taken place, as the task of the National Projects on introduction of new institutional arrangements has been implemented as much as possible.
KANAEVA Lydia Petrovna, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of Sociology, National Research Ogarev Mordovia State University (Saransk, Russian Federation).