Научная статья на тему 'Межполушарное взаимодействие и тревожность в подростковом и юношеском возрасте'

Межполушарное взаимодействие и тревожность в подростковом и юношеском возрасте Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
3031
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВШЕСТВО / ЛЕВШЕСТВО / АМБИДЕКСТРЫ / МЕЖПОЛУШАРНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ / ТРЕВОЖНОСТЬ / RIGHT-HANDED PERSON / LEFT-HANDED PERSON / AMBIDECSTRUM / INTERHEMICEREBRUM FUNCTIONAL ASYMMETRY / UNEASINESS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Иванова Т. Г.

Изучение профиля функциональной асимметрии коры больших полушарий является основой коррекции поведения, обучения и социальных адаптаций индивидов. В обследованных поло-возрастных группах латеризация функций сильнее выражена у представителей мужского пола, в группах женского пола встречаются амбидекстры. Двигательная асимметрия выражена сильнее, чем симметрия, доминирует левое полушарие. Сенсорная асимметрия выражена слабее, особенно у представителей женского пола. Максимальную тревожность проявляют индивиды с полным доминированием правого или левого полушария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studying of a profile of functional asymmetry of a bark of the big hemispheres is a basis of correction of behaviour, training and social adaptations of individuals. In the surveyed polo-age groups lateral functions it is more strongly expressed at males, in female groups meet ambidecstrum. Impellent asymmetry is expressed more strongly, than symmetry, dominates the left hemisphere. Touch asymmetry is expressed more poorly, especially at female. The maximum uneasiness is shown by individuals with full domination right or left hemicerebrum.

Текст научной работы на тему «Межполушарное взаимодействие и тревожность в подростковом и юношеском возрасте»

УДК - 612.821

МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ И ТРЕВОЖНОСТЬ В ПОДРОСТКОВОМ

И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Т.Г. Иванова

Изучение профиля функциональной асимметрии коры больших полушарий является основой коррекции поведения, обучения и социальных адаптаций индивидов. В обследованных поло-возрастных группах латеризация функций сильнее выражена у представителей мужского пола, в группах женского пола встречаются амбидекстры. Двигательная асимметрия выражена сильнее, чем симметрия, доминирует левое полушарие. Сенсорная асимметрия выражена слабее, особенно у представителей женского пола. Максимальную тревожность проявляют индивиды с полным доминированием правого или левого полушария.

Ключевые слова: правшество, левшество, амбидекстры, межполушарная функциональная асимметрия, тревожность.

Введение. Последнее десятилетие все большее внимание психологов и физиологов привлекает проблема латеризации функций коры большого мозга. Столь пристальное внимание связано с тем, что наблюдается значительный рост числа детей и подростков, обладающих специфическими способностями, не позволяющими им в соответствии с общеобразовательными программами эффективно овладевать базовыми школьными знаниями. Поступая в ВУЗы, выше названные подростки, испытывают значительные трудности с освоением программ учебных дисциплин и активно демонстрируют асоциальное поведение. Причиной большинства трудностей обучения подростков и студентов можно считать нарушения в аффективной и коммуникативной сферах: повышенная тревожность (личностная и ситуативная), фрустрации, пониженная способность устанавливать эмоциональные длительные контакты [1], [2]. Поэтому актуальной проблемой современной

нейрофизиологии, психологии и психофизиологии является изучение влияния межполушарной асимметрии большого мозга на проявления высших психических функций и социальных адаптаций.

По мнению психологов и психофизиологов, латеризация большого мозга является одним из условий нормального развития способности к чтению и членораздельной речи. По данным патоанатомии и патофизиологии отсутствие латеризации наблюдается в случаях различных аномалий в психическом развитии, в частности, при шизофрении, болезни Дауна и аутизме[3].

Внешние проявления асимметрии большого мозга - доминирование руки или ноги, глаза, уха -отражают глубинные природные особенности механизмов психики и поведения человека. В частности являются отражением наклонностей, темперамента, двигательной активности, экстра- или интроверсии, эмоциональности.

Анализ специальной литературы показал, что существует три точки зрения при оценке психофизиологических особенностей леворуких и праворуких индивидов.

Согласно первой точки зрения, левши имеют более низкий интеллект, меньшая способность к обучению, неуверенны в себе, склонны к наркомании и преступлениям.

Вторая точка зрения: левши не отличаются от правшей по основным показателям высших психических функций и поведения.

Третья точка зрения: левши имеют более высокие показатели психического развития, чем правши. Среди левшей много талантливых ученых и гениальных художников, артистов [3], [4].

Следовательно, чтобы прогнозировать возможности успешного обучения и социальных адаптаций, а также сопротивляемости организма стрессорам различной природы, необходимо определять тип латеризации коры большого мозга.

В настоящее время существуют определенные трудности методического (в оценке функциональной асимметрии) и теоретического (при интерпретации полученных результатов) характера. Серьезной проблемой является большой разнобой в методиках измерения, несогласованность, несоответствие надежности, стабильности и точности измерений [5].

В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга. Различие между левым и правым полушариями можно изучать и у здоровых людей, не прибегая к хирургическому вмешательству - рассечению комиссур, связывающих оба полушария. Для этого может быть использован метод Джун Вада - метод “наркоза полушарий”. Он был создан в клинике для выявления речевого полушария. По этому методу в сонную артерию на одной стороне шеи вводят тонкую трубку для последующего введения раствора барбитуратов (амитала натрия). Так как

каждая сонная артерия снабжает кровью лишь одно полушарие, то введенное в нее снотворное попадает в одно полушарие и оказывает на него наркотическое действие. Этот метод позволял на время выключать любое полушарие и исследовать изолированную работу ненаркотизированного полушария [6], [7].

Использование методик, которые позволяют избирательно подавать информацию только в одно полушарие, дало возможность исследователям продемонстрировать значительные различия в способностях, двух полушарий. Было обнаружено, что левое полушарие участвует в основном в аналитических процессах, оно - база для логического мышления. Левое полушарие обеспечивает речевую деятельность: ее понимание и построение, работу со словесными символами. Обработка входных сигналов осуществляется в нем, по-видимому, последовательным образом. Правое полушарие обеспечивает конкретно-образное мышление, имеет дело с невербальным материалом, отвечает за определенные навыки в обращении с пространственными сигналами, за структурно-пространственные преобразования, способность к зрительному и тактильному распознаванию предметов. Поступающая к нему информация обрабатывается одномоментно и целостным способом. С правым полушарием связаны музыкальные способности [3], [8].

Цель настоящей работы - изучить влияние типа латеризации функций коры большого мозга (МПА) и ее влияние на тревожность в подростковом и юношеском возрасте.

Задачи исследования:

1) Диагностировать функциональной асимметрии большого мозга по антропометрическим признакам у подростков и юношей.

2) Выявить встречаемость отдельных типов функциональной асимметрии большого мозга.

3) Оценить уровень тревожности подростков и юношей.

4) Определить влияние типа функциональной межполушарной асимметрии (МПА) большого мозга на уровень тревожности подростков и юношей (девушек).

Методика исследований. Были исследованы студенты (юношеский возраст) 3-5 курсов ЕГФ БГУ, в возрасте 19-21 год, и подростки 14-16 лет, обучающиеся в МОУ СОШ № 1 г. Брянска и МОУ СОШ №1 г. Сельцо. Диагностировался тип функциональной асимметрии по методике, предложенной Н.Н. Брагиной и Т.А. Доброхотовой [3], [4], Э.М. Казиным [5] и М.Г. Князевой [9]. Авторы этих методик выделяют двигательную (моторную) и сенсорную асимметрию, специализацию полушарий мозга в осуществлении различных форм психической деятельности обозначают как психическую асимметрию. У каждого респондента определяли моторную и сенсорную асимметрию. При определении типа латеризации большого мозга (МПА) выделяли правополушарных индивидов ІIII (выраженных и полных), левополушарных индивидов ЛП (выраженных и полных), амбидекстров с неустановленным типом доминирования полушария. Обработка материалов проводилась по стандартным методикам - определение среднего значения, долевой выраженности в %, достоверности отличий групп по критерию Стьюдента. Тревожность определяли по тестам Ч.Д. Спилбергега и М. Люшера [10], [11].

Результаты и обсуждения. Нами были обследованы 80 школьников-подростков 9-11 классов и 76 студентов юношеского возраста. Как видно из таблицы 1, в обоих поло-возрастных группах доминируют левополушарные респонденты.

В группе подростков-мальчиков доминируют левополушарные индивиды, они составляют 73,3% от выборки. В группе девочек-подростков показатели встречаемости право- и левополушарных индивидов близки (таблица 1).

В группе юношей (девушек) выраженное доминирование левополушарных индивидов показали девушки, а юноши - имеют более равномерное распределение типов МПА.

Особое положение занимают амбидекстры - как индивиды с неопределенным типом латеризации функций коры большого мозга. У амбидекстров может наблюдаться два варианта развития латеризации: первый - когда в обоих полушариях цитоархитектонические поля одинаково развиты; второй - по показателям двигательной асимметрии доминирует левое полушарие, а по показателям сенсорной асимметрии - правое полушарие. Независимо от варианта латеризации, амбидекстры демонстрируют наиболее сложные модели поведения и имеют больше возможностей к адаптации, чем четко выраженные типы МПА [5].

В группе обследованных подростков амбидекстры были выявлены среди девочек, а среди студентов они обнаружены в обеих половых группах.

Увеличение числа среди студентов ЕГФ правополушарных индивидов и амбидекстров может быть связано со спецификой объекта изучения, вызывающего глубокий эмоциональный отклик (природа).

Таблица 1.

Встречаемость типов латеризации большого мозга (в %)______________________

Возрастная Пол Кол-во Встречаемости типов МПА (в %)

группа наблюдений Правополушарные амбидекстры Левополушарные

полное выраженное выраженное полное

Подростки М 30 6,6 16,6 - 50,0 26,7

Ж 50 16,0 24,0 10,0 36,0 14,0

Сумма 80 12,5 21,1 6,3 41,3 17,5

Юноши (девушки) М 26 11,5 23,1 7,6 38,5 19,2

Ж 50 10,0 20,0 20,0 40,0 10,0

Сумма 76 10,5 21,1 15,78 39,5 13,2

При анализе развития двигательных полей полушарий объединялись показатели индивидов с полным и выраженным доминированием в одну группу. Как видно из таблицы 2, у правополушарных подростков, двигательные центры, управляющие движением руки, располагаются в правом полушарии, а ноги - в левом полушарии.

Таблица 2.

Выраженность двигательной асимметрии у подростков (средний балл)

Тип МПА Пол Ассиметрия руки (балл) Ассиметрия ноги (балл) ДА

Правополушарные М 0,07 0,33 0,2

Ж -0,6 0 -0,3

Сумма -0,53 0,33 -0,1

Левополушарные М 0,46 0,32 0,39

Ж 0,4 0,25 0,325

Сумма 0,86 0,57 0,715

Амбидекстры М - - -

Ж 0,2 -0,04 0,08

Сумма 0,2 -0,04 0,08

Аналогичные результаты были получены для амбидекстров, у которых двигательные центры руки развиты в левом полушарии, а ноги - в правом полушарии. Только у левополушарных индивидов двигательные центры доминирующей руки и ноги находятся в левом полушарии.

Аналогичные результаты были получены для двух групп юношеского возраста -амбидекстров и левополушарных индивидов (табл. 3).

Таблица 3.

Выраженность двигательной асимметрии у юношей (девушек) (средний балл)__________

Тип МПА Пол Ассиметрия руки (балл) Ассиметрия ноги (балл) ДА

Правополушарные М 0,02 0 0,02

Ж -0,2 -0,3 -0,05

Сумма -0,2 -0,3 -0,05

Левополушарные М 0,2 0,7 0,45

Ж 0,36 0,5 0,205

Сумма 0,56 1,2 0,655

Амбидекстры М - - -

Ж 0,4 -0,3 0,05

Сумма 0,4 -0,3 0,05

Таким образом, в большинстве случае наблюдается выраженная двигательная асимметрия, и только у небольшого числа амбидекстров и правополушарных индивидов наблюдается симметрия развития двигательных полей. От общего числа обследованных они составляют 5,6%.

Анализ сенсорной асимметрии показал, что у правополушарных подростков сенсорные первичные поля лучше развиты в коре правого полушария (таблица 4). У левополушарных подростков зрительные и слуховые сенсорные поля хорошо развиты в левом полушарии, а тактильные - в правом полушарии. У амбидекстров неустановленно доминирование полей зрения и тактильных, а в слуховом анализаторе лучше развиты поля левого полушария.

В целом тенденция доминирование левого полушария над правым сохраняется.

Таблица 4.

Выраженность сенсорной асимметрии у подростков (средний балл)

Тип МПА Пол Ассиметрия зрения Ассиметрия слуха Ассиметрия тактильная АС

Правополушарные М -0,7 -0,17 -0,33 -0,4

Ж 0 -1 -1 -0,67

Сумма -0,7 -1,17 -1,33 -1,07

Левополушарные М 0,5 0,17 0,33 0,33

Ж 0,125 0,625 -0,375 0,125

Сумма 0,625 0,795 -0,045 0,455

Амбидекстры М - - - -

Ж 0 0,2 0 0,07

Сумма 0 0,2 0 0,07

В группе юношей (девушек) у левополушарных индивидов все сенсорные поля лучше развиты в левом полушарии, а у правополушарных - в правом, только для слуха доминирующее полушарие определить не удалось (табл. 5). У амбидекстров наблюдается сходная картина. Доминирующее зрительное поле не определено, сенсорное слуховое поле лучше развито в правом полушарии, а тактильной чувствительности - в левом полушарии.

Для зрения и тактильной чувствительности, в отличие от слуха, выявлена четкая асимметрия развития полей. У правополушарных респондентов и амбидекстров чаще встречается симметрия развития слуховых полей. Какой-либо закономерности в преобладании симметрии или асимметрии полей зрения, слуха и тактильных выявить не удалось.

Таблица 5.

Выраженность сенсорной ассиметрии у юношей (девушек) (средний балл)

Тип МПА Пол Ассиметрия зрения Ассиметрия слуха Ассиметрия тактильной чувствит. АС

Правополушарные М -1 0 -1 -0,67

Ж -1 0 -1 -0,67

Сумма -1 0 -1 -0,67

Левополушарные М 0,428 0,7 - 0,376

Ж 0,161 0,464 0,357 0,327

Сумма 0,589 1,164 0,357 0,703

Амбидекстры М 0 0 0 0

Ж 0 -0,5 0,25 -0,08

Сумма - -0,5 0,25 -0,08

Использование цветового метода Люшера позволяет объективно определить личностную тревожность. Метод Люшера позволяет нивелировать субъективный фактор методики определения тревожности по Спилбергеру. По результатам двух тестов для группы подростков характерен низкий уровень тревожности (55%), умеренная тревожность отмечена у 20%, и только у 25 % высокий уровень тревожности. В обследованной группе юношеского возраста высокий уровень тревожности продемонстрировали 17,1% респондентов, для 36,9% характерен умеренный уровень тревожности, низкий уровень выявлен у 46% респондентов.

При изучении влияния латеризации коры большого мозга на тревожность (табл. 6), было установлено, что высокий уровень тревожности характерен подросткам и юношам с полным доминированием правого или левого полушария. При выраженном правшестве или левшестве наблюдаются все варианты тревожности, но доминируют индивиды с низким уровнем тревожности. Среди амбидекстров подросткового и юношеского возраста равно встречаются индивиды с низким и умеренным уровнем тревожности, с высокой тревожностью подростков-амбидекстров не обнаружено.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 6.

Влияние МПА на уровень тревожности

Уровень тревожности Возрастная группа Встречаемость уровней тревожности у типов МПА (в %)

Правополушарные амбидекстры Левополушарные

полное выраженное выраженное полное

Низкий Подростки 2,5 12,5 3,75 32,5 3,75

Юноши 1,3 15,8 7,9 21,0 -

Умеренный Подростки 3,75 2,5 2,5 3,75 7,5

Юноши 2,6 5,26 7,9 14,5 6,6

высокий Подростки 6,25 6,25 - 5,0 7,5

Юноши 6,58 1,3 1,3 1,3 6,6

Тревожность физиологи и психологи оценивают как признак сопровождающий стресс, особенно его первую фазу. Состояние тревоги возникает в ситуациях неопределенности, когда характер или время возникновения угрозы не поддается предсказанию. Тревога изменяет характер поведения, ведет к усилению поведенческой активности и обеспечивает адаптацию к изменяющейся ситуации. Однако в случае, если интенсивность и длительность тревоги неадекватны ситуации, нарушается формирование адаптивного поведения, что может приводить к неадекватным реакциям и невротическим расстройствам [10].

По результатам наших исследований наиболее тревожными с проявлением тревожно-

боязливого возбуждения, являются респонденты с полным доминированием правого или левого полушария. Они наиболее тяжело переживают стресс и как способ защиты от стрессового воздействия переходят к наркомании и алкоголизму [10]. Следовательно, именно эти подростки и юноши (девушки) попадают в группу риска - это потенциальные невротические больные, а также алкоголики и наркоманы.

Индивидуальный профиль функционально асимметрии коры большого мозга формируется в процессе индивидуального развития на основе пластичности мозга. Генетически детерминированное правостороннее доминирование реализуется под действием социальных факторов - обучения, традиций, воспитания, действующих в направлении преимущественно го использования правой руки. Усиление правосторонних доминант в онтогенезе указывает на особую пластичность коры левого полушария. Не случайно в нем в непосредственной близости находятся цитоархитектонические поля движения руки, речемоторного центра и движения глаз. Многочисленные варианты индивидуального профиля асимметрии отражают функциональное многообразие психических свойств человеческих популяций [12].

Выводы

1. Изучение индивидуальных профилей функциональной асимметрии коры большого мозга является необходимым условием прогноза успешности социальных адаптаций, стрессоустойчивости и обучения.

2. Латеризация функций коры большого мозга сильнее выражена у представителей мужского пола, по сравнению с женским, среди которых встречаются амбидекстры с отсутствием доминирования.

3. У большинства обследованных респондентов двигательные центры сильнее развиты в левом полушарии. Частота встречаемости двигательной асимметрии значительно выше, чем двигательной симметрии, особенно для рук.

4. Сенсорная асимметрия выражена слабее, чем моторная, особенно у женского пола.

5. Высокий уровень тревожности характерен респондентам с полным доминированием правого или левого полушария. Они могут быть объединены в группу риска (неврозы, асоциальное поведение, наркомания, алкоголизм).

Studying of a profile of functional asymmetry of a bark of the big hemispheres is a basis of correction of behaviour, training and social adaptations of individuals. In the surveyed polo-age groups lateral functions it is more strongly expressed at males, in female groups meet ambidecstrum. Impellent asymmetry is expressed more strongly, than symmetry, dominates the left hemisphere. Touch asymmetry is expressed more poorly, especially at female. The maximum uneasiness is shown by individuals with full domination right or left hemicerebrum.

The Key word: right-handed person, left-handed person, ambidecstrum, interhemicerebrum functional asymmetry, uneasiness.

Список литературы

1. Бабенкова C.B., Николаева И.Ф. К вопросу о нарушениях схемы тела при локализации очага в левом полушарии головного мозга // Журнал невропатологии и психиатрии. 1961. № 5. С. 696-699.

2. Борава А.И., Галкина Н.С. Изучение взаимосвязи индекса тревожности и межполушарной асимметрии УПП у школьников 7-8 классов // материалы конференции Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии. М., 13-14 декабря 2001. С. 23-34.

3. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия человека. М.: Медицина, 1988.

237 с.

4. Брагина H.H., Доброхотова Т.А. Левши. М.: Книга, 1994. 277 с.

5. Казин Э.М., Блинова Н.Г. и др. Практикум по психофизиологической диагностике. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 94-99.

6. ДаниловаН.Н. Психофизиология. М.: АспектПресс, 1999. 373 с.

7. Общая психодиагностика. Основы психодиагностики, немедицинской психотерапии и психологического консультирования // под ред. A.A. Бозалева, В.В. Столина. М.: изд. МГУ, 1987. 217 с.

8. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. М.: Мир, 1983. 457 с.

9. Князева М.Г., Безруких М.М. Методика определения леворукости у младших школьников. // Начальная школа, 1987, № 6. С. 17-19.

10. Клиническая психология. / под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб: Питер, 2002. С. 820 - 824.

11. Психологические тесты. В 2 т. / под ред. A.A. Карелина. М.: Гуманит. Изд. центр

ВЛАДОС, 2005. Т.1. С.216 - 231.

12. Харитонов В.М. и др. Антропология. М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003. С. 227- 237.

Об авторе

Иванова Т.Г. - кандидат биологических наук, доцент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.