ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРИВЛЕЧЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ КРЕДИТОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Аннотация. В статье рассматривается внешние заимствования государства как действенный инструмент развития экономики страны. В этом контексте анализируется деятельность Кыргызской Республики по привлечению кредитов. Приводится объем привлекаемых в республику средств, дается оценка эффективности их использования, роли и места государства в этом процессе. Исходя из проведенного анализа, выработаны предложения и рекомендации.
Ключевые слова. Экономика, кредит, долг, эффективность, оценка, перспектива, потенциал, сотрудничество, развитие.
Ryskulov I.A.
EFFICIENCY OF ATTRACTING AND USE OF FOREIGN CREDITS IN THE KYRGYZ REPUBLIC
Abstract. The article reviews external borrowing by the state as an effective tool for the development of the country's economy. In this context, the activity of the Kyrgyz Republic on attracting loans is analyzed. The volume of funds attracted to the republic is given, the efficiency of their use, the role and place of the state in this process are estimated. Proceeding from the analysis, proposals and recommendations were developed.
Keywords. Economy, credit, debt, efficiency, estimation, prospect, potential, cooperation, development.
Распад Советского Союза и последующий упадок экономики Кыргызстана принудил страну прибегнуть к иностранным кредитам. Львиная доля полученных средств шло на «заделывание дыр» в бюджете и лишь небольшая часть была использована на производство и инфраструктурные проекты. Главы государства и правительства, совершая свои зарубежные вояжи, неизменно искали возможности заимствования финансовых средств. Внешний долг Кыргызстана приблизился к отметке 65% от ВВП страны и составляет чуть менее 4 млрд долл. США. А по экономическим законам за этой чертой может последовать банкротство государства. В этой связи рассмотрение в данной статье вопроса эффективности использования привлекаемых финансов для Кыргызстана имеет первостепенное значение.
Безусловно, как показывает опыт, любая страна с рыночной экономикой не может обеспечить успешное свое развитие при отсутствии внешнего заимствования. Состояние экономики Кыргызстана на сегодняшний день нуждается в плодотворном преобразовании. Для успешной реализации данной задачи нужно внешнее финансирование. Требуется поиск и активное использование иностранных кредитов. Но при привлечении кредитов существуют преимущества и недостатки. Основным плюсом является то, что кредит ускоряет развитие производственной составляющей экономики, обеспечивает эффективную интеграцию страны в международную систему экономических отношений, выгодное участие в мировой торговле. Немаловажным является значение привлекаемых средств для расширения областей, где должны быть созданы благоприятные условия иностранным инвестициям.
ГРНТИ 06.51.67 © Рыскулов И. А., 2018
Ислан Абдыбачаевич Рыскулов - кандидат экономических наук, доцент, профессор кафедры международных отношений Кыргызско-Славянского университета (Республика Кыргызстан, г. Бишкек).
Контактные данные для связи с автором: Кыргызстан, г. Бишкек, ул. Киевская, 44 (Kyrgyzstan, Bishkek, Kievskaya str., 44). Тел.: 00996-312-392290. E-mail: [email protected]. Статья поступила в редакцию 29.10.2017.
Обратной стороной медали, причем негативной для страны, является то, что темп привлечения зарубежных кредитов ведет за собой ответную скорость роста внешнего долга. При наличии финансовых обязательств государства по процентам и основными частями долгов, оно вынуждено подвергать опасности платежеспособность страны, ввиду выплат больших объемов финансовых средств из бюджета, что, соответственно, сказывается на сокращение собственных возможностей страны по повышению производственного потенциала [1].
Данная тема, вследствие актуальности, есть и будет оставаться предметом пристального внимания экспертов и исследователей. Прежде всего, требует исследования вопрос недостаточной эффективности применения зарубежных кредитов в целях экономического развития страны. Он вызывается сложностью и многообразием отношений международного государственного кредита, их тесной взаимосвязью с различными факторами экономического, политического и социального характера. Многие экономисты соглашаются с точкой зрения, что существует проблема отсутствия соответствующей правовой формы регулирования взаимоотношений международного государственного заимствования. Как показывает практика, международное право может быть эффективным инструментом упорядочивания вопроса международного кредита и повышения полезности его использования при решении государственных задач.
Таким образом, международный кредит проявляется как в экономическом, так и правовом качестве. В экономическом плане отношения кредитора и заемщика складываются в соответствии как с глобальными вопросами (состояние мировой экономики), так и с моментами условий предоставления финансовых средств, инвестиционного климата в стране-получателе, уровня государственного регулирования, предоставления гарантий, коррупции и т.д. В правовом плане доступность и эффективность международных государственных кредитов зависит от существующей в мировой практике совокупности финансово-правовых норм, регулирующих данную категорию кредитных международных правил и отношений.
Перейдем непосредственно к практической части нашего анализа. По данным министерства экономики Кыргызстана, на сегодняшний день республика имеет приблизительно 22 кредитующих государства и международных финансовых организации. Как известно, существующие доноры разделяются на две группы. К первой группе относятся многосторонние международные институты: Исламский банк развития, Евразийский банк развития, Азиатский банк развития, Всемирный банк, Евросоюз, Международный валютный фонд и т.д. Они предоставили стране 40% всех средств. Остальные 60% получены от правительств зарубежных стран. К ним относятся Великобритания, Китай, Россия, Япония, Швейцария, Германия, США, Турция, Дания, Нидерланды и др.
Крупными донорами среди банков являются МВФ, ЕБРР, АБР, ВБ. Из стран - Япония, Китай, Турция, Германия, Россия. Самым крупным донором является Китай, на которую приходится 36% внешнего долга Кыргызстана. Затем, соответственно, Всемирный банк - 18% и Азиатский банк развития (АБР) - 16%. Заемное финансирование, по данным Минфина Кыргызстана, направляется в транспортную инфраструктуру (40%) и сектор энергетики (43%). На социальную сферу выделяется лишь 3% от всего объема поступающих кредитных и грантовых средств.
Кредиты и гранты Евросоюза в основном направляются на укрепление демократии, сокращение бедности и образование. Китай выделяет кредиты на инфраструктурные проекты - строительство дорог и развитие энергетики. Средства России в основном используются для поддержки госбюджета, продовольственной безопасности, образования и здравоохранения. США выделяют средства на развитие образования, здравоохранения, сельского хозяйства. В реконструкцию дорог, в улучшение оборудования аэропортов и для развития человеческих ресурсов идут средства, выделяемые Японией.
Китай выделил Кыргызстану для прокладки электролиний Датка - Кемин 389 млн долларов США, для энергетической подстанции Датка 208 млн долларов, для новой дороги Север - Юг 400 млн долларов США, для реконструкции Бишкекской теплоэлектроцентрали - 386 млн долларов США. Общая сумма кредитов в настоящее время достигает 1 млрд 383 млн долларов.
Объем взятых кредитов по многосторонним соглашениям или из международных финансовых институтов достиг 1 млрд 578 млн. Из международных финансовых организаций самый крупный кредитор - Всемирный банк. Полученные от него кредиты приблизились к 700 млн долларов. На втором месте по предоставлению средств - Азиатский банк развития. Полученные от этого
банка кредиты достигли 605 млн долларов. Эти средства были направлены на реформировании частного, финансового, энергетического сектора и на развитии инфраструктуры и здравоохранения. В 2015 году на реабилитацию Токтогульский ГЭС со стороны Азиатского Банка были выделены 100 млн долларов.
Для вхождения в Таможенный союз Россия выделила кредит в сумме 500 млн долларов. А также был создан Российско-Кыргызский фонд в целях содействия экономическому сотрудничеству между Кыргызской Республикой и Российской Федерацией, модернизации и развитию экономики Кыргызской Республики, эффективному использованию возможностей, обусловленных участием сторон в евразийской экономической интеграции. Согласно тексту двустороннего соглашения, финансирует фонд Россия, которая выделит $1 миллиард, из которых $500 миллионов - уставный капитал, $500 миллионов - заемные средства [1].
На сегодняшний день в Кыргызской Республике существует несколько компаний, имеющих опыт в предоставлении техники и оборудования в лизинг, такие как ЗАО «Кыргызский Инвестиционно -Кредитный Банк», ЗАО АКБ «Толубай», ОАО «Айыл Банк» и ЗАО Банк «Бай-Тушум» (ранее МФК «Бай-Тушум и Партнеры»), ЗАО «БТА Банк» (ранее ЗАО «Инексимбанк»), ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» (ранее ОсОО «Финансовая компания по поддержке и развитию кредитных союзов») и Фонд BPN (Business Professionals Network). В 2016 г., по данным Союза банков Кыргызстана, в Кыргызской Республике лизинговые сделки совершили ЗАО Банк «Бай-Тушум», ЗАО «Кыргызский Инвестиционно-Кредитный Банк», ОАО «Айыл Банк», ОАО «Финансовая компания кредитных союзов» и Фонд BPN, предоставив сельскохозяйственную и другого рода технику, осуществив при этом 632 лизинговые сделки [2].
Как видно из вышеизложенного, Кыргызская Республика со дня обретения независимости весьма активно занималась привлечением внешних заимствований. Как уже говорилось в данной статье, эффективность применения иностранных кредитов состоит в ускорении и стимулировании экономического развития. Также по приведенным данным можно сделать вывод, что иностранные вложения являются главным источником финансирования инвестиционных запросов экономики Кыргызстана. Полезность привлекаемых средств зависит от того, насколько качественно они были использованы в воспроизводственном процессе, в том числе для решения проблемы технологического обновления основных фондов предприятий, повышения их вклада в экспортный потенциал страны, импорт передовых технологий, применение ноу-хау, повышение управленческого мастерства, образование и усовершенствование рыночных механизмов, успешную интеграции кыргызской экономики в мировое хозяйство.
Весьма удачным применением внешних финансовых ресурсов является опыт стран, которые ярко реализовали агрессивную инвестиционную стратегию, благодаря чему обеспечили быстрый экономический рост (Сингапур, Южная Корея, Вьетнам и др.). Данный пример показывает, что масштабное привлечение иностранных инвестиций может стать основой стратегии по успешному развитию страны. При этом непреложным условием эффективности использования иностранных кредитов является необходимость проведения жесткой финансово-кредитной политики в стране. Данная политика должна обеспечить эффективное взаимодействие центральных финансовых органов с банками второго уровня, политика которых должна быть нацелена на высокую отдачу от получаемых из-за рубежа средств. При этом должны быть обеспечены условия разделения рисков между заинтересованными сторонами.
Эффективное использование поучаемых кредитов должно обеспечить рост национального дохода. Данное обстоятельство должно создать условия для повышения объема накапливаемых средств, которые предоставят возможность государству вложить их в воспроизводственный процесс. Применение такого механизма в 1990-х годах ушедшего века, например в США, оказалась удачным, когда была поставлен задача изменения технологической и воспроизводственной структуры промышленных инвестиций. В результате, по сравнению с 1980-ми годами доля вкладываемых средств в производство, т.е. машины и оборудование, повысилось с 62% до 85%, что, естественно, сказалось на росте выпуска промышленной продукции.
При эффективном использовании кредитных средств долгосрочные перспективы экономического развития страны влекут за собой повышение доходов и занятость населения. На заре самостоятельности республики имели место провальные инвестиционные проекты, которые не дали ожидаемого эф-
фекта. Не всякие инвестиции играют позитивную роль в экономическом процессе. В этой связи, необходим научный подход в этой сфере. Изучение существующего мирового опыта, международных правил и положений использования международных кредитов становятся важным фактором для страны-реципиента.
В настоящее время в целях повышения отдачи заемных средств с применением научных подходов, наиболее известным являются две системы управления внешним долгом, которые применяют передовые технологии, в том числе компьютеризированные программы по реализации инвестиционных проектов. Первая из них - под эгидой Секретариата Содружества Наций CS-DRMS - разработала по лицензии английской фирмы «Crown Agents» научную систему привлечения инвестиций. Услугами разработанной научной методики пользуются такие страны как Шри Ланка, Болгария, Таиланд и др. Комиссия по промышленному развитию ООН (UNCTAD) разработала свою систему финансового анализа и управления долгом (DMFAS) с применением научного подхода. Методика применяется в Индонезии, Египте, на Филиппинах, Пакистане и в других странах [3].
К сожалению, у нас в Кыргызстане использование признанных в мире инструментов в деле привлечения и использования привлекаемых заимствований является ограниченным. Рассматривая вопрос эффективного использования зарубежных займов при осуществлении инвестиционных проектов, можно выделить следующие особенности:
• эффективность использования иностранных кредитов и займов зависит от успешности осуществления конкретных инвестиционных проектов;
• есть необходимость применения передовых научных разработок в области привлечения и применения заемных средств;
• актуальна задача проведения анализа инвестиционных проектов, которые были реализованы с применением зарубежных вливаний. При этом необходимо рассмотреть все аспекты проекта, включая анализ финансовых, технических, экономических, социальных, организационных экологических аспектов;
• для эффективного управления внешними заимствованиями необходима действенная система управления внешним долгом, повышения платежеспособности, связанной с наличием сведений обо всех существующих заимствованиях;
• первоочередными задачами государства в политике использования инвестиций должны стать усиление роли государства, как гаранта обеспечения благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности инвесторов;
• представляется целесообразным применять различные формы кредитования, сочетание возможностей двусторонних и многосторонних доноров, а также применение международно признанных разнообразных инструментов, например, лизинга;
• исходя из проведенного анализа видно, что международные финансовые институты, прежде всего МВФ и ВБ, не изучают глубоко состояние экономики страны, ее насущные потребности, где займы были бы эффективны, а зачастую применяют шаблонный подход.
Кроме вышеназванных моментов повышения эффективности используемых кредитных ресурсов, существуют вопросы, которые присущи конкретной стране, в частности Кыргызстану. Прежде всего, перестройка экономики страны, переход ее на рыночные рельсы, отсутствие опыта в деле привлечения и применения иностранных финансов, послужили причиной увеличения внешнего долга и неэффективности использования заемных средств в развитии воспроизводственного процесса в промышленном секторе.
Исходя из существующего положения в рассматриваемой сфере, необходимо четкое и плодотворное государственное регулирование. Проблема состоит в том, что государственные институты республики за последние 27 лет так и не нашли оптимальной системы функционирования. В данном деле существует субъективизм. Сменяемые руководители государства, прежде всего - правительства, меняют структуры и приоритеты развития страны на свой лад. То есть отсутствует долгосрочная разработанная с учетом реалий стратегия поступательного развития государства. При этом, коррупция, по которой Кыргызстан занимает 136 место в мире, является серьезным тормозом не только для максимально полезного использования внешних притоков капитала, но и в целом для развития страны.
Таким образом, учитывая, что иностранные кредиты играют значительную роль в развитии национальной экономики, в Кыргызстане требуется проведение и реализация реформ, нацеленных на повышение эффективности привлечения и использования иностранных кредитов, то есть, разработка новых форм, методов привлечения иностранного капитала в экономику государства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абдушев Б.М. Инвестиционный климат в Кыргызстане и меры Правительства по его улучшению // Саясат. 2016. Июль.
2. Абдраим Р. Развитие финансового лизинга в Кыргызстане: реальность и перспективы // АльПари. 2000. № 5.
3. Дугалов Г. Регулирование инвестиционной деятельности в Кыргызстане // Внешнеэкономическая деятельность в Кыргызстане. 2008. № 3.
4. Инвестиции в Кыргызской Республике. Бишкек, 2017.
5. Лизинг в Кыргызстане: Материалы конференции. Бишкек, 2010.