Обзор деятельности международных и региональных банков развития на евразийском пространстве за II полугодие 2010 года
Ж.Т. Ашигали
Жаннур Тулеубекулы Ашигали - старший специалист отдела стратегического планирования и маркетинга Аналитического управления ЕАБР. Степень магистра в области государственного администрирования государственного Университета Нью-Йорка. Имеет ряд публикаций, занимается вопросами экономического развития стран - участниц ЕАБР: Таджикистана, Беларуси, Казахстана, России и Армении.
Электронная почта: [email protected]
Обзор продолжает анализ деятельности международных финансовых институтов (МФИ) в странах Центральной Азии, а также Беларуси, России и Армении во II половине 2010 года. Вначале кратко описываются результаты социально-экономической жизни стран региона за 2010 год, далее -деятельность международных организаций развития в рассматриваемых странах. Обзор охватывает такие международные организации развития, как: Азиатский банк развития (Asian Development Bank), Всемирный банк (World Bank), Европейский банк реконструкции и развития (European Bank for Reconstruction and Development), Евразийский банк развития (Eurasian Development Bank) и Исламский банк развития (Islamic Development Bank). Обзор основан на материалах, представленных на официальных сайтах соответствующих организаций.
2010 год в странах региона
Армения
На протяжении 2010 года в экономике Армении наблюдалось постепенное восстановление после финансового кризиса предыдущих лет, в первую очередь обусловленное возрождением внутреннего спроса. По результатам 2010 года рост ВВП составил 2.6% относительно аналогичного
периода предыдущего года. Это стало результатом роста промышленных производств. Наблюдался незначительный рост безработицы, и если по итогам девяти месяцев 2009 года уровень безработицы составлял 6.9%, то в 2010 году - 7%.
Рост внешней торговли в 46% обусловлен ростом импортных поставок в 43% за счет увеличения цен основных статей импорта, а соотношение внешнего долга страны к ее ВВП составляло 48%. Дефицит бюджета за девять месяцев 2010 года равнялся 2.5%, а рост доходов заметно опережал рост расходов населения. Вследствие стабилизационных тенденций в армянской экономике наблюдалась активизация деятельности банковской системы страны, что выразилось как в росте выдаваемых кредитов, так и в росте привлеченных банками вкладов. Прибыль банков за период трех кварталов 2010 года составила 21 млрд драмов, обеспечив высокий уровень рентабельности активов ^оА-2.1%) и капитала ^оЕ-9.5%). Основными рисками армянской экономики остаются большие долги перед внешними кредиторами и значительный дефицит текущего счета платежного баланса.
Беларусь
За 2010 год белорусская экономика выросла на 7.6% благодаря росту промышленности (11.3%). За девять месяцев 2010 года отмечалось существенное увеличение кредитной задолженности промышленных предприятий страны (28.8%), заметно опережающих темпы роста ВВП и инвестиций (4%) при росте цен производителей продукции за этот период на 17.8%. Спрос на импорт промежуточных товаров белорусских производителей привел к усилению дефицита торгового баланса в III квартале 2010 года. Также наблюдалась тенденция финансирования части госбюджетных расходных статей за счет внешних источников. Летом 2010 года правительство провело первое размещение евробондов на сумму $1 млрд, а в октябре 2010 года было принято решение о размещении государственных облигаций на российском рынке в 2010-2011 годах на сумму 15 млрд рублей и сроком обращения не более 5 лет. На начало II полугодия 2010 года отношение внешнего долга к ВВП Беларуси составляло 45%. Ключевыми рисками белорусской экономики являются растущие долги перед внешними кредиторами, высокие темпы инфляции и значительный, увеличивающийся дефицит текущего счета платежного баланса.
Несмотря на довольно позитивные отзывы международных экспертов относительно процесса приватизации государственных предприятий и либерализации экономики в целом, прошедшие президентские выборы
2010 года не изменили политической ситуации. Существенных политических шоков, как и серьезных изменений экономических тенденций, не прогнозируется.
Казахстан
В 2010 году в республике наблюдался экономический рост, составивший 7%. Основными составляющими данной тенденции стали рост в промыш-
ленном производстве и сфере услуг. Сальдо торгового баланса хоть и остается положительным, за девять месяцев 2010 года снизилось на 24%, а сальдо платежного баланса в III квартале было отрицательным и составило $141.6 млн.
Основными экономическими рисками остаются высокий уровень неработающих кредитов, волатильность цен на основные товары экспорта и снижение темпов роста крупных экономик мира, что может способствовать нестабильности на мировых товарных рынках и рынках капитала.
В течение II половины 2010 года Международный валютный фонд (МВФ) опубликовал ряд докладов, где рассматриваются тенденции экономического развития Казахстана1. В докладах дан прогноз ВВП РК на 2010 год в коридоре 4-5.4%, на 2011 год - на уровне 5.1%, на 2012 год - 6.5%2. Инфляция прогнозировалась на уровне 7.6% на 2010 год и 6.6% на
2011 -й. Рост ВВП в 2010 году складывался за счет высоких мировых цен на экспортные сырьевые товары. Как отмечается, быстрое восстановление экономики происходит благодаря оживлению сырьевого и банковского секторов. Однако балансы банковского сектора остаются проблемными и требуют постоянного внимания со стороны разработчиков политики. МВФ отмечает, что недавний финансовый кризис вскрыл уязвимость банковского сектора и в целом экономического роста. Для восстановления финансового сектора необходима транспарентная и всеобъемлющая стратегия разрешения проблемных долгов в банковской системе.
На политической арене в течение II половины 2010 года значимых изменений не наблюдалось, и в целом социально-экономическая жизнь страны заключалась в стабильном, но медленном посткризисном восстановлении.
Кыргызстан
События апреля и июня 2010 года сильно сказываются на общей экономической ситуации в стране. Наблюдается спад ВВП (-1.4%), объема инвестиций (-9.8%), объема перевозок грузов (-1.3%). Ситуация существенно усугубилась закрытием казахстанской границы в связи с событиями в апреле и июне. В Кыргызстане наблюдается отрицательное сальдо торгового баланса, составившее за девять месяцев 2010 года $1.3 млрд, а дефицит государственного бюджета на уровне 14% ВВП. Последнее ведет к тому, что правительство страны покрывает дефицит бюджета частично за счет внешних займов, тем самым наращивая внешний долг. Несмотря на относительный рост объемов кредитования (2.7%) и депозитов (8.2%), сложно говорить о восстановлении кыргызской банковской системы после событий 2010 года. МВФ прогнозирует
1 В 2010 году были опубликованы доклады МВФ «Страны Дальней и Центральной Азии», «Перспективы развития региональной экономики. Кавказ и Центральная Азия. Осень 2010 года», «Оживление, риск и восстановление равновесия», а также «Обзор развития Азии-2010» (Asia's Development Outlook 2010 Update) и доклад МВФ по результатам консультаций 2010 года по статье IV статей соглашения (июль, 2010).
2 Напомним, фактический рост в 2010 году составил 7%.
спад экономики республики на уровне 3.5% по итогам 2010 года, сокращение поступлений в бюджет и увеличение дефицита бюджета до 12% ВВП. Тем не менее на 2011 год фонд прогнозирует восстановление темпов роста экспорта и импорта, снижение консолидированного бюджета и рост экономической активности до 7.1%. Среди ключевых макрорисков можно выделить сложную политическую ситуацию, резкий взлет внешних заимствований и изменение внешней конъюнктуры на основные статьи кыргызского экспорта.
Россия
Основным событием экономической жизни России в 2010 году можно считать небывалую летнюю засуху, которая обусловила снижение сельскохозяйственных производств на 10.7% за девять месяцев 2010 года и рост ВВП страны за год лишь на 4%. Также можно выделить увеличение объемов импорта. С учетом того, что цены на товары российского экспорта имеют тенденцию существенных колебаний, данный момент может быть причиной серьезной волатильности для российской экономики.
Другой повод для беспокойства - текущая фискальная политика правительства, которое предлагает сбалансировать бюджет к 2013 году посредством повышения налогов, и в первую очередь это должно коснуться малого и среднего бизнеса, что существенно снизит общий уровень эффективности российской экономики.
Несмотря на некоторое снижение реального курса валюты во II половине 2010 года, текущий счет платежного баланса снизился и составил $8.6 млрд. Политическая ситуация не характеризуется особенными рисками.
Таджикистан
В 2010 году рост таджикской экономики составил 6.5%, промышленное производство возросло на 10.6%, производство продукции сельского хозяйства - на 7.1%. Также отмечается стабильный рост инвестиций
- 14.8% и розничного товарооборота - 11.6%. За 2010 год инфляция составила 9.8%, во II половине 2010 года инфляционные тенденции были связаны с увеличением стоимости импортируемых в страну пшеницы, муки и других мукомольных изделий из Казахстана и России. Внешнеторговый оборот также увеличился в указанный период (3.6%), что обусловлено расширением именно экспортных поставок из страны. По-прежнему ощутимым фактором для таджикской экономики остаются денежные переводы трудовых мигрантов, а вопрос запуска Рогунской ГЭС до сих пор на повестке дня.
Несмотря на определенные успехи в экономике, в Таджикистане наблюдается ряд политических рисков, связанных со слабой централизованной властью. Риски экономического характера заключаются в импорте инфляции и создании производств, способных существенно снизить
численность безработных. Также актуален вопрос поддержания развития экономики соответствующими объемами электроэнергии и налаживание транспортных коридоров с Кыргызской Республикой, Китаем и Афганистаном.
Туркменистан
Туркменская экономика имела рост на уровне 7.7% в течение 2010 года, в большей степени благодаря вкладу промышленности и сельского хозяйства. В течение рассматриваемого периода наблюдалось увеличение объемов инвестиций на уровне 14.1%, а инфляция остановилась на уровне умеренных 4.8%. Основным риском туркменской экономики остается исключительная зависимость от мировых цен на газ.
Узбекистан
По результатам девяти месяцев 2010 года экономика Узбекистана существенно выросла (8.3%) благодаря положительным тенденциям в промышленности, сфере услуг и сельском хозяйстве. Объем инвестиций в основной капитал увеличился на 8.1% за три квартала года. В III квартале наблюдалось сезонное снижение уровня инфляции, а присоединение страны к газопроводу Туркменистан - Китай при достаточно высокой цене на газ позволило увеличить объемы экспорта на 10.2% (объемы импорта понизились за тот же период на 13.3%). Также отмечаются высокие темпы роста банковского сектора, в частности, рост активов банков на 31% за девять месяцев 2010 года, а совокупный капитал коммерческих банков за аналогичный период возрос в 1.4 раза. При столь внушительных показателях развития экономики она остается довольно уязвимой, ее основной риск - зависимость от мировых цен на нефть и газ.
Результаты деятельности международных финансовых институтов во II половине 2010 года
Второе полугодие 2010-го ознаменовалось восстановлением экономик от кризиса на евразийском пространстве. В целом в крупнейших экономиках региона наблюдалось посткризисное оживление. Это не могло не вызвать аналогичные тенденции в других экономиках региона, способствуя тем самым эффекту восстановления этих экономических систем. В такой ситуации инвестиционная деятельность основных международных финансовых институтов придала дополнительный импульс восстановлению экономической активности.
Азиатский банк развития (АБР)
Во II половине 2010 года департамент операций частного сектора АБР выпустил «Доклад об эффективности развития-2009», содержащий анализ реализации «Стратегии-2020», цели которой - устойчивый рост и региональная интеграция. Доклад резюмирует, что операционная деятельность банка за 2009 год внесла ощутимый вклад в развитие азиатского региона, его экономических и социальных систем. Отмечается положительный
результат по всем направлениям деятельности организации. По таким стратегическим секторам, как энергетика, водоснабжение, транспорт и частные инвестиционные фонды, ожидания на год были выполнены, а по сектору телекоммуникаций итоговые результаты даже превзошли целевые ожидания.
В целом направленность проектной деятельности банка носит характер системного развития. В конце 2009 года был представлен перечень стандартизированных индикаторов развития, согласно которому организация сможет более системно собирать и обрабатывать данные о вкладе своей деятельности в процесс социально-экономического развития азиатского региона. В соответствии с новой системой индикаторов результаты деятельности и производимый эффект анализируются отдельно по каждому сектору. Индикаторы по сектору энергетики охватывают производство, передачу и распределение энергии, проекты по сдерживанию парникового эффекта и протяжение линий передачи энергии к жилым массивам. Сюда же отнесены проекты по развитию возобновляемой энергетики и энергоэффективности. Ранее в транспортном секторе фокус действий ограничивался лишь строительством магистралей, однако в последние годы наблюдается тенденция включения проектов по развитию инфраструктур морских портов и аэропортов. Развитие рынков капитала в основном нацелено на поддержку банковского кредитования малого и среднего бизнеса и групп населения, которые не являются традиционными клиентами банковского сектора. Операции АБР включают инвестиции в фонды акций, банкинг, лизинговые компании и другие небанковские финансовые институты. Конечными бенефициарами деятельности являются малый и средний бизнес, инфраструктурные проекты, региональные компании и частные домовладельцы.
Во II половине 2010 года3 АБР одобрил выделение средств Кыргызской Республике, Казахстану и Таджикистану. Проекты развития Азии финансировались из средств банка и Азиатского фонда развития (АФР). За рассматриваемый период общая сумма финансирования составила порядка $4.9 млрд4.
В структуре займов банка доля АФР на начало декабря 2010 года равнялась 27%, объем источников грантовой помощи - $642.34 млн, а объем источников технической поддержки - $243.22 млн. В рамках грантовой помощи основная доля приходится на средства АФР. В фонде технической поддержки, помимо собственно средств АБР, значатся средства японского фонда по борьбе с бедностью (Japan Fund for Poverty Reduction, или JFPR), японского специального фонда (Japan Special Fund) и фонда регионального сотрудничества и интеграции (Regional Cooperation and Integration Fund).
3 Рассматривается период: 01 июля 2010 - 31 декабря 2010 года.
4 Расчеты АУ ЕАБР на основе данных ADB за август 2010 и декабрь 2010.
Таблица 1
Источники грантовой помощи
Таблица 2
Источники фонда технической помощи
Объемы грантовой помощи по источникам Январь - ноябрь 2010 ($ млн)
АФР 566.19
Фонд по изменению климата / Азиатско-Тихоокеанский фонд 11.5
реагирования на стихийные бедствия
Другие источники 64.65
Всего 642.34
Объемы проектного финансирования по источникам технической помощи Январь - ноябрь 2010 ($ млн)
Средства АБР 97.46
Японский специальный фонд 11
Японский фонд по борьбе с бедностью 16.76
Фонд регионального сотрудничества и интеграции 12.4
Фонд по изменению климата 2.95
Другие источники 102.65
Всего 243.22
Проекты АБР в странах региона Казахстан
1. АБР одобрил предоставление $800 млн на цели улучшения дорожной системы страны и развития региональной торговли. Фонд мультитран-шевого финансирования для инвестиционной программы «Коридор-2» центральноазиатского регионального экономического сотрудничества профинансирует реконструкцию 790 км дорог в Мангистауской области страны, магистральных нефте- и минеральных производств вдоль восточного берега Каспийского моря. Кумулятивная стоимость программы оценивается в $1.2 млрд, $412 млн из которых предоставит правительство Казахстана.
2. АБР также одобрил дополнительное среднесрочное финансирование коммерческих банков РК для поддержки малого и среднего бизнеса страны. Заем АБР составляет $500 млн в тенговом эквиваленте с мультитраншевым механизмом финансирования. Фонд развития предпринимательства «Даму» получит данный заем под гарантии правительства для последующего кредитования коммерческих банков. Помимо этого, фонд получит от банка грант на сумму $650 тыс. в виде технической помощи.
Таким образом, за II половину 2010 года АБР одобрил кредитование развития Казахстана на сумму порядка $1.3 млрд. Эти деньги поддержат малый и средний бизнес и развитие дорожной системы страны.
Кыргызстан
1. Во II половине 2010 года АБР одобрил выделение $45 млн на восстановление энергетического сектора страны, повышение энергоэффективности. Сюда входят $16.7 млн в виде займа и $28.1 млн в виде гранта из концессионных ресурсов АФР для проекта улучшения энергетического сектора.
2. АБР одобрил выделение в виде неотложной помощи Кыргызстану $100 млн для преодоления последствий июньских событий на юге страны. Средства будут направлены на оказание социальных услуг, восстановление жилого массива, коммунальной инфраструктуры, а также совершенствование систем водоснабжения.
Количество одобренных проектов Название проекта Сектор Источник финанси- рования Одобренное финансирование ($ млн) Месяц сообщения
Инвестиционная программа МСБ МСБ АБР 500 Октябрь 2010
Казахстан 2 Инвестиционный
проект-2 в рамках Транспортная АБР 800 Сентябрь
транспортного инфраструктура 2010
коридора-2 ЦАРЭК
Кыргызстан 2 Срочная помощь в восстановлении и реконструкции Жилой фонд, социальные услуги АФР 100 Октябрь 2010
Восстановление энергетического Энергетика АФР 45 Сентябрь 2010
сектора
Таджикистан 1 Проект региональной передачи энергии Энергобезопасность и развитие торговли АФР 122 Август 2010
Инвестиционная
Армения 1 программа коридора Север - Юг, проект-2 Транспортная инфраструктура АБР 170 Декабрь 2010
Таджикистан Таблица 3
Проекты АБР
АБР одобрил предоставление Республике Таджикистан гранта на сум- в отдельных странах му $122 млн для расширения и обновления системы энергоснабжения. СНГ Средства направляются из АФР. Основной фокус проекта - строительство двух новых линий электропередачи на 220 кВ общей протяженностью 140 км и обновление подстанций.
В декабре 2010 года Тоджик Содирот Банк подписал торгово-финансовое соглашение с АБР, в рамках которого таджикские экспортеры и импортеры смогут получать финансирование для развития торговых отно-
шений. Соглашение соответствует торгово-финансовой программе АБР, нацеленной на развитие экономик региона.
Армения
В конце 2010 года АБР одобрил финансирование проекта-2 инвестиционной программы коридора Север - Юг в Республике Армении. Объем финансирования по данному проекту составляет $170 млн из собственных средств организации. Деньги направляются на развитие транспортной инфраструктуры в рамках транспортного коридора, соединяющего Российскую Федерацию с территорией Исламской Республики Иран.
Сводная информация о проектах, финансирование которых было одобрено во II половине 2010 года, представлена в таблице 3.
Исламский банк развития (ИБР)
За рассматриваемый период сотрудничество ИБР со странами региона ограничивалось лишь проектами в Республике Узбекистан. Сюда относится финансирование проекта реконструкции и модернизации автомагистрали М39 в Сурхандарьинской области и проекта поддержки среднего образования в сельских районах страны. Сумма финансирования транспортного проекта составляет $167.2 млн. На поддержание инфраструктуры 13 сельских школ и подготовку около 300 учителей будет выделено $11.7 млн. Около 3 тыс. учеников смогут получить образование в новых школах. Отметим, что годовая сумма финансирования является рекордной по своим объемам за всю историю сотрудничества ИБР с Узбекистаном.
Также во II половине 2010 года опубликованы отчеты «Кратко о Группе Исламского банка развития» и «Ключевая социально-экономическая статистика государств - участников ИБР».
В первом отчете описываются структуры Группы, их цели. Освещена деятельность таких организаций в составе Группы, как Исламский банк развития, Исламский исследовательский и тренинговый институт, Исламская корпорация страхования инвестиций и экспортных кредитов, Исламская корпорация развития частного сектора, Международная исламская торговая финансовая корпорация. Описаны специализированные программы и фонды - фонд Вакф, имущественный инвестиционный фонд Аукаф, Всемирная организация Вакф, инфраструктурный фонд ИБР, Исламский фонд солидарности для развития, специальная программа помощи, специальные образовательные гранты Группы.
Во втором отчете представлена макростатистика, статистика народонаселения и человеческого развития и экономические индикаторы внешнего сектора по всем государствам - участникам Группы.
В докладах обозначаются следующие основные достижения Группы ИБР:
• Поддержание высоких рейтингов. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's на протяжении семи лет дает высокие рейтинги ИБР. А именно - долгосрочный рейтинг «ААА» и краткосрочный рейтинг «А-1+» с прогнозом «стабильный». ИБР также традиционно получает высокие рейтинги от международного рейтингового агентства Moody's Investors Services. На протяжении четырех лет агентство присуждает банку долгосрочный рейтинг в иностранной валюте на уровне «ААА», а краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «Р-1» при прогнозе «стабильный». Банк получает высокие рейтинги и от международного рейтингового агентства Fitch. В докладах идет речь о присуждении этим агентством ИБР долгосрочного рейтинга в иностранной валюте «ААА», а краткосрочный рейтинг в иностранной валюте обозначен на уровне «F1+». Последнее агентство также присудило банку прогноз «стабильный».
• Вклад организации в построение исламской финансовой архитектуры. Группа ИБР внесла существенный вклад в учреждение таких фундаментальных институтов, как организация бухгалтерского учета и аудита для институтов исламских финансов, совет исламских финансовых услуг, генеральный совет исламских банков и финансовых институтов, исламское международное рейтинговое агентство, центр управления ликвидностью, международный исламский финансовый рынок, международный исламский центр согласования и коммерческого арбитража.
• Реформы Группы ИБР. Как отмечает ИБР в своих докладах, банк с успехом завершил фазу-1 ранее запланированных реформ и приступает к фазе-Э. Фаза-1 включала такие виды реформ: среднесрочная стратегия Группы ИБР, организационная структура, обновление персонала Группы. Фаза-З включает следующее: операционная политика Группы, политика развития человеческого капитала, бизнес-процесс, управление знаниями.
• Стратегический фокус Группы ИБР. Банк сформулировал среднесрочную стратегию на период 1431Х-1433Х ^ОЮ-ЗО^ годы). Она сфокусирована на четырех основных аспектах деятельности - всеобъемлющее сокращение бедности и развитие человеческого капитала, развитие инфраструктуры, экономическое взаимодействие и региональная интеграция, исламские финансовые услуги, а также развитие частного сектора и наращивание возможностей. Основная цель новой стратегии - оптимизировать синергию членов Группы и ее партнеров для наращивания ресурсов организации и эффекта проводимых операций в странах-участницах.
Евразийский банк развития (ЕАБР)
На конец ЗО1О года инвестиционный портфель ЕАБР составил $З^О9
млрд. За этот период инвестиционный портфель банка пополнили следующие 14 проектов (см. таблицу 4).
Таблица 4
Утвержденные проекты ЕAБP во II половине 2Q1Q года
Название проекта Страна Сумма ($ млн)
Финансирование затрат, связанных с модернизацией Россия 45 (в рублевом
ТЭЦ ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» эквиваленте)
Создание масштабного комплекса по производству
поликристаллического кремния (Nitol Solar) Россия 1GG
ООО «Усолье Сибирский Силикон»
Рефинансирование задолженности ТОО «Корпорация Казахстан 21.5
АПК-Инвест» перед АО «Казкоммерцбанк»
Импорт зерна пшеницы компанией ООО «ЭКО-ПЮР» Армения 3G
Закупка зерна урожая 2010-2012 годов для
последующей реализации на экспорт Казахстан 5G
ТОО «Корпорация АПК-Инвест»
Участие в инфраструктурном фонде Macquarie Страны 1GG
Renaissance Infrastructure Fund ЕврАзЭС
Предоставление целевой кредитной линии ОАО
«БПС-Банк» для целей финансирования экспортно- Беларусь 25
импортных торговых контрактов клиентов
Предоставление целевой кредитной линии ОАО
«Ак Барс Банк» для целей финансирования торговых Россия 5G
контрактов клиентов
Предоставление кредитной линии ОАО «БПС-Банк» Беларусь 25
для финансирования субъектов МСБ
Предоставление кредитной линии ЗАО «Америабанк» Армения 3G
для финансирования субъектов МСБ
Предоставление целевой кредитной линии ОАО «Банк
Санкт-Петербург» для целей финансирования торговых Россия 1G
контрактов клиентов
Предоставление целевой кредитной линии ЗАО
«Локо-Банк» для целей финансирования торговых Россия 15
контрактов клиентов заемщика
Проект «Предоставление невозобновляемой кредитной
линии ЗАО ТАКПБРР «Таджпромбанк» для реализации Таджикистан 3
программы микрокредитования
Торговое финансирование с целью приобретения тракторокомплектов у РУП «Минский тракторный завод» (Беларусь). Заемщик - ОАО «САРЭКС» (Россия) Беларусь- Россия 49 (в рублевом эквиваленте)
ЕАБР учредил программу по выпуску краткосрочных коммерческих бумаг (Euro-Commercial Paper Programme) на сумму $3.5 млрд. Организаторами и дилерами данного выпуска выступили UBS Limited и VTB Capital plc.
Фонд технического содействия банка запустил ряд исследовательских проектов межрегионального и межгосударственного сотрудничества и приступил к подготовке регионального доклада по теме «Безопасность гидротехнических сооружений в Центральной Азии: проблемы и подходы к их решению». Цель доклада - подготовка рекомендаций по эффективной эксплуатации плотин и других гидротехнических сооружений, выработка обоснованных инвестиционных предложений и оценка рисков инвесторов
в этой области. В Алматы прошла V научно-практическая конференция Евразийского банка развития по проблемам евразийской интеграции, где обсуждались вопросы экономической, финансовой, отраслевой интеграции стран региона.
В качестве управляющего средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС банк перечислил средства Pеспублике Таджикистан в объеме $7G млн в форме финансового кредита. Таким образом поддержаны реформы управления государственными финансами и бюджетное финансирование социальных секторов на уровне не ниже докризисного периода.
В ноябре 2G1G года в столице Беларуси Минске состоялась официальная церемония открытия представительства банка, что стало закономерным итогом процесса ввода Pеспублики Беларусь в состав государств - участников банка, таким образом общее число участников банка составило пять государств.
В декабре 2G1G года совет банка рассмотрел и одобрил стратегию банка на 2G11-2G13 годы. В стратегии сформулирована цель по увеличению объема инвестиционного портфеля до $4.36 млрд на конец 2G13 года. Другие целевые показатели включают рост взаимной торговли между участниками ЕAБP на $1.6 млрд, взаимных инвестиций на $1.2 млрд. Финансируемые банком проекты должны обеспечить генерацию выпуска в объеме не менее $3.6 млрд в год и иметь мультипликативный эффект в смежных отраслях экономики на уровне порядка $4 млрд. Помимо этого, совет одобрил создание в структуре банка центра интеграционных исследований, который будет базироваться в Санкт-Петербурге.
Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило долгосрочный и краткосрочный рейтинги банка в иностранной валюте на уровне «ВВВ» и «А-3». Прогноз по рейтингам был сохранен на уровне «стабильный».
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР)
В рассматриваемый период Европейский банк реконструкции и развития профинансировал проекты развития малого и среднего предпринимательства, энергетики, финансовой инфраструктуры, транспорта, водоснабжения, экологической безопасности, промышленного производства, торгового финансирования, развития рынка услуг и высоких технологий. В качестве получателей займов выступили Казахстан, Таджикистан, Армения, Pоссия, Беларусь, Туркменистан и Кыргызстан. Наибольшее количество проектов было одобрено в Pоссийской Федерации. В июне 2G1G года ЕБPP выпустил доклад об устойчивости (Sustainability Report 2GG9), а в ноябре того же года был опубликован доклад о переходном процессе за 2G1G год «Восстановление и реформа» (Transition Report 2G1G).
Доклад «Восстановление и реформа» фокусируется на двух основных аспектах макроэкономической политики: развитие внутренних рынков капитала и финансирования в национальных валютах и улучшение биз-
нес-климата. Он определяет ряд индикаторов оценки экономик, описывает тенденции восстановления экономики после кризиса; также уделяется особое внимание аспектам воздействия местных валют на общий ход развития экономик, дальнейшему развертыванию взаимной торговли, сращиванию экономик региона и отдельным оценкам экономических трендов. Авторы доклада рекомендуют правительствам этих государств уделять больше внимания мобилизации внутренних сбережений в целях смягчения зависимости от импорта капитала, фокусироваться на первопричинах чрезмерно обширных внешних заимствований. Аналитики банка выделяют три ключевых фактора: инфляционную волатильность, недостаток внутренних источников финансирования и фиксированные или излишне управляемые курсы валют. Они отмечают, что странам Восточной Европы и Центральной Азии следует в первую очередь реформировать свои макроэкономические институты и структуры макроэкономической политики и лишь затем предпринимать какие-либо шаги для развития валютных рынков.
Говоря о развитии торговых отношений и экономическом росте, аналитики ЕБРР указывают, что зачастую рост экспорта отставал от роста импорта, что приводило к торговому дефициту. Отмечаются связи между показателями роста экспортных поставок и развитием инновационных производств в странах с развивающимися экономиками, а также между показателями экспорта и долгосрочным экономическим ростом. В целях улучшения показателей роста экспорта аналитики рекомендуют уделять пристальное внимание следующим компонентам экономической политики: снижению уровня нетарифных барьеров и улучшению бизнес-среды, развитие которой тесно связано с конкурентностью экономик. Детально рассмотрены вопросы улучшения предпринимательского климата, даны оценки основным макроэкономическим и структурным реформам за последний год.
В главе, посвященной Казахстану, в 2010 году прогнозировался рост ВВП на уровне в 6%, что определялось высокими ценами на сырьевые товары и продолжением фискального стимула. Подчеркивается необходимость существенной диверсификации экономики, улучшения функционирования рыночных структур и институтов, а также более эффективного разрешения вопроса проблемных кредитов. Отмечается, что в настоящее время активы в различных секторах экономики (включая финансовый сектор) на сумму более $70 млрд (или 50% от ВВП) контролируются фондом «Самрук-Казына».
В главе, посвященной России, аналитиками банка подчеркивается необходимость модернизации промышленности и сектора услуг и в целом большей диверсификации экономики. По мнению экспертов ЕБРР, основные аспекты макроэкономической политики - улучшение бизнес-среды, дальнейшее региональное развитие, ослабление регуляторного режима экономики и политики, нацеленной на улучшение инвестиционного климата, будут способствовать устойчивому развитию экономики Российской
Федерации. ЕБРР отмечает существенный прогресс деятельности властей по преобразованию города Москвы в международный финансовый центр и рекомендует следующие меры в данном направлении: усилить банковский надзор, улучшить правовую, техническую и финансовую инфраструктуру, а также способствовать созданию благоприятной инвестиционной среды города. Аналитики указывают, что в вопросах фискальной политики необходима фискальная консолидация, которая не подвергала бы риску посткризисное восстановление экономики.
В отношении белорусской экономики аналитики ЕБРР отмечают усиление банковского сектора страны вследствие регуляторных реформ и приватизационного процесса, проводимого в стране. Тем не менее наблюдается чрезмерная зависимость реального сектора экономики от государственных субсидий. Улучшение инвестиционного климата - результат мер правительства по либерализации экономики, однако эти достижения рекомендуется закрепить дальнейшей поддержкой предпринимательства, диверсификацией источников внешнего фондирования и созданием условий долгосрочного устойчивого экономического роста.
Анализируя экономическую жизнь Армении за 2010 год, аналитики отмечают, что мировой кризис обнажил уязвимость армянской экономики от объемов денежных переводов из зарубежа. Крайне важно улучшение институционарной среды и инфраструктуры транспорта и коммуникаций для роста продуктивности и привлечения инвестиций в экспортоориентированные отрасли. Несмотря на успешную политику правительства по смягчению воздействия кризиса на предприятия малого и среднего бизнеса, доступ последних к кредитам все еще ограничен. ЕБРР рекомендует проведение пруденциальных и регуляторных мер, нацеленных на усиление заимствований в драмах. Властям рекомендуется усилить фискальную позицию по окончании кризиса, не снижая объемы социальных обязательств. Долгосрочное развитие экономики подразумевает модернизацию налогового и таможенного администрирования, а также улучшение управления государственного долга с фокусом на развитии долгосрочных драмовых инструментов.
ЕБРР отмечает усиливающиеся тенденции интервенций правительства в частный сектор экономики Республики Узбекистан. Среди ключевых рекомендаций банка значатся сокращение дискриминационных наклонностей Узбекистана по отношению к импортным операциям, либерализация государственной закупочной политики в сельском хозяйстве и осуществление прозрачной приватизации в стране. Несмотря на определенное усиление позиций банковской системы, ЕБРР настаивает на проведении дальнейших реформ по сдерживанию доминирования банков с государственным участием. Хотя меры правительства по уменьшению воздействия кризиса имели определенный результат, стремление правительства поддерживать реальный обменный курс на уровне стабильного усилило разницу между курсами валют на официальном и черном рынке. Это воздействует на рост издержек для импортеров и уси-
ливает валютные риски как для импортеров, так и для экспортеров. Таким образом, по мнению макроаналитиков ЕБРР, дальнейшее развитие экономики подразумевает доступность иностранных валют для представителей частного сектора.
ЕБРР заявляет, что кыргызская экономика все еще остается под воздействием результатов политических шоков апреля и июня 2010 года. В докладе утверждается, что расходная часть бюджета имела определенный рост, и восстановление экономики подразумевает усиление дисциплины в фискальной политике для поддержания устойчивости государственного долга. Финансовый кризис обозначил тенденции непотизма и вездесущей коррупции в обществе, в особенности это утверждение актуально для государственного сектора. Банк рекомендует самые решительные меры по восстановлению доверия к общей регуляторно-административной системе, без чего невозможно будет создать положительный инвестиционный климат в стране и условия для функционирования частного сектора экономики.
Что касается развития туркменской экономики, то в докладе отмечается, что основным и наиболее приоритетным вызовом в этой стране является снижение зависимости от добывающих производств и модернизация промышленности. По мнению ЕБРР, для достижения этих целей Туркменистану необходимо проводить в жизнь меры по сокращению нагрузки на частный сектор со стороны регуляторов и излишней бюрократии. Финансовая система все еще характеризуется явным доминированием государственных структур и прямых заимствований, и рост доли коммерческих банков и других финансовых структур может сделать финансовый сектор страны более эффективным.
Результаты экономической жизни Таджикистана, по заявлениям аналитиков ЕБРР, довольно позитивные. Так, за прошедший год достигнут определенный успех в усилении транспарентности государственных компаний, и следующим шагом должно быть налаживание качественной отчетности и общего уровня менеджмента на этих предприятиях в целях их последующей приватизации. Одновременно с положительными тенденциями отмечается ухудшение качества портфелей коммерческих банков, частично по причине того, что государство не до конца расплатилось с ними по хлопковым долгам. Дальнейший сценарий сотрудничества коммерческих банков с аграрным сектором страны реален только при полной компенсации потерь банков и возможности перераспределения прав на земли аграрного назначения.
За истекшее полугодие банк также опубликовал свой Доклад об устойчивости, который, в отличие от доклада о переходном процессе, описывает тенденции 2009 года. В нем сообщается об основных достижениях организации в области стандартов социальной и экологической устойчивости. В 2008 году число проектов равнялось 302, в 2009 году наблюдался незначительный рост - 311 проектов. Суммарный объем финансирования составил €7.9 млрд в 2009 году, что на 55% превышает аналогичный
показатель за предыдущий период. С 2006 года, когда была запущена Инициатива устойчивой энергетики, кумулятивный объем финансирования проектов энергоэффективности и возобновляемой энергетики составил €4 млрд, в 2009 году этот показатель составил €1.3 млрд. Последний показатель соответствует 17% всех инвестиций ЕБРР за рассматриваемый год. В рамках инвестирования в муниципальную инфраструктуру объем финансирования 27 проектов составил €478 млн, а поддержка финансового сектора выразилась в финансировании 93 проектов на общую сумму в €2.6 млрд. Из них €260 млн относится к 42 микрофинансовым проектам.
Учитывая, что 2009 год был первым годом операционной деятельности согласно новой экологической и социальной политике, это подразумевает подведение стандартов деятельности ЕБРР в рамках требований «принципов экватора»5.
Данная политика означает приверженность организации высокому уровню ответственности по отношению к долгосрочной экологической и социальной устойчивости и накладывает на клиентов банка 10 ключевых требований социальной и экологической стабильности. В докладе отмечается, что деятельность банка за истекший период характеризовалась десятью вновь подписанными проектами организации, оцененными как категория А на основе упомянутых десяти принципов исполнения проектной деятельности. К таким принципам относятся: предотвращение и сокращение экологических загрязнений, культурное наследие, условия труда, безопасность, сохранение и здравоохранение общин. Так, категория А означает проектную деятельность, которая характеризуется потенциальными, значительными и разносторонними экологическими и социальными эффектами. В регионе в 2009 году насчитывалось три проекта, относившихся к категории А, все они осуществляются на территории РФ.
ЕБРР традиционно является одним из наиболее активных и основных кредиторов проектов развития на территории постсоветских стран. Деятельность банка охватывает широкий диапазон направлений. Проекты развития с участием ЕБРР на территории рассматриваемого региона за II половину 2010 года обозначены в таблице 5.
Группа Всемирного Банка (ГВБ)
За рассматриваемый период Всемирный банк (ВБ) опубликовал годовой отчет о деятельности за 2010 финансовый год (ф.г.)6. В нем описываются результаты проведенных работ за год структур ВБ - Международного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международной ассоциации развития (МАР).
5 Принципы экватора - ориентиры, используемые в финансовой сфере для определения и оценки социальных и экологических рисков в рамках проектного финансирования.
6 Финансовый год ВБ охватывает период с 1 июля по 30 июня.
Сумма проекта
Проект Направление Страна ($ млн, если не указано иное)
Предоставление целевой кредитной линии ОАО «Банк
Анелик» для финансирования субъектов малого и среднего МСБ Армения 6
бизнеса, а также развития частного сектора
Предоставление целевой кредитной линии ОАО 17
«Инекобанк» в рамках программы софинансирования МСБ Армения (сумма двух
средних предприятий и целевого кредитования малых и кредитов в
средних предприятий 6 млн и 11 млн)
Предоставление целевой кредитной линии ОАО «Банк Анелик» для финансирования устойчивой энергетики Энергетика Армения 20
Предоставление целевой кредитной линии ОАО «АКБ 4
Сенагат» и «Государственный коммерческий банк МСБ Туркменистан (каждому банку
Туркменбаши» для финансирования субъектов малого и предоставляется
среднего бизнеса по 2 млн)
Предоставление займа на развитие электронной платежной системы Финансовая инфраструктура Таджикистан 1.7
Восстановление водоснабжения Северного Таджикистана Водоснабжение Таджикистан 10
Предоставление займа микрофинансовой компании «Бай- Кыргызская Республика
Тушум и партнеры» для дальнейшего кредитования микро- и малых предприятий МСБ 0.144
Предоставление займа микрофинансовым компаниям Кыргызская Республика
MCC Frontiers и FINCA MCC для дальнейшего кредитования микро- и малых предприятий МСБ 2.412
Предоставление кредитования золотодобывающей компании Centerra Gold Inc. для развития деятельности в Монголии и Кыргызстане Промышленное производство Кыргызская Республика 150
Предоставление гарантийной линии по торговому
финансированию дочернему банку Сбербанка Торговое финансирование
России в Казахстане с целью усиления поддержки экспортеров и импортеров для содействия развитию Казахстан 50
внешнеэкономической деятельности
Предоставление кредита RTS Decaux Казахстан на развитие рекламной инфраструктуры Развитие рынка услуг Казахстан 14
Предоставление кредита АО «Казтемиртранс» на модернизацию железнодорожной сети Казахстана Транспорт Казахстан 200
Предоставление кредита ОАО «Новолипецкий
металлургический комбинат» для финансирования Экологическая Россия 100
ключевых аспектов программы по повышению безопасность
энергоэффективности
Предоставление кредита независимой компании на цели Экологическая Россия 87
утилизации попутного нефтяного газа безопасность
Совместный проект ЕБРР и МФК финансирования строительства доступных отелей в регионах России Развитие рынка услуг Россия €50 млн
Предоставление кредита «Европа Банку» на цели поддержки МСБ Россия €76 млн
программы кредитования малого и среднего бизнеса
Предоставление кредита Brunswick Rail Group на закупку вагонов Транспорт Россия 200
Сумма проекта
Проект Направление Страна ($ млн, если не указано иное)
Рефинансирование долга Европейской подшипниковой Промышленное Россия 17G
корпорации производство
Предоставление кредита для обновления подвижного состава ОАО «Новая Перевозочная Компания» Транспорт Россия 65G млн рублей
Предоставление конвертируемого займа на развитие Высокие Россия 2G
сектора высоких технологий технологии
Предоставление кредита российскому дочернему Промышленное производство
подразделению Ab Rani Plast Oy на финансирование Россия €8 млн
строительства завода пластмассовой упаковки
Предоставление ОАО «Банк Санкт-Петербург» на программу МСБ Россия 65
кредитования малых предприятий
Предоставление кредита ОАО «МДМ Банк» на финансирование кредитной программы для малого бизнеса МСБ Россия 1GG
Согласно отчету объем кредитования МБРР за 2010 ф.г. составил $44.2 млрд по 164 операциям в 46 странах мира, аналогичный показатель по МАР равен $14.5 млрд.
Регион Европы и Центральной Азии занимает второе место в мире по объему новых зарезервированных кредитных ресурсов МБРР - $10.2 млрд. Наибольший объем средств был заложен на цели развития финансового и частного секторов - $15.6 млрд, развития человеческих ресурсов - $5.6 млрд и управления государственным сектором - $4.6 млрд.
Также в отчете отмечается, что в структуре ресурсов финансовых средств МБРР большая доля приходится на продажи облигаций на международных рынках капитала. В 2010 году МБРР привлек заемных средств на сумму $34 млрд, выпустив ценные бумаги со средними и длительными сроками погашения в 28 валютах мира. Распределяемый доход МБРР возрос в 2010 ф.г. до уровня $764 млн по сравнению с $500 млн в предыдущем ф.г. Увеличение распределяемого дохода было обусловлено уменьшением объема резервных средств на покрытие убытков по займам, гарантиям и опционам отсроченного заимствования.
Основная роль МАР заключается в помощи беднейшим странам мира в преодолении бедности, улучшении условий жизни и ускорении темпов экономического роста посредством предоставления финансовых ресурсов на льготных условиях. Объем кредитных ресурсов, зарезервированных МАР в 2010 ф.г., составил $14.5 млрд, $11.9 млрд из которых - кредитные средства, а остаток в $2.7 млрд был предоставлен в виде грантовой помощи.
Объем кредитных ресурсов, зарезервированных на развитие в ушедшем ф.г., был распределен следующим образом: инфраструктура - $5.3 млрд, управление государственным сектором и судебно-правовой системой - $2.7 млрд, социальная сфера, включая здравоохранение, - $2.1 млрд.
Таблица 5
Линии
финансирования ЕБРР во II половине 2010 года в рассматриваемом регионе
Согласно отчету доля региона Европы и Центральной Азии в суммарном объеме кредитования Всемирного банка составила 18%, это третий показатель после Латинской Америки, Карибского бассейна и Южной Азии. По тематическим направлениям наибольшая доля от суммарного объема кредитования относилась к развитию финансового и частного секторов, больше всего кредитных средств привлек сектор судебно-правовой системы и государственного управления, что составляет 18% суммарного объема.
В годовом отчете Всемирный банк утверждает, что в 2010 году рост экономики Европы и Центральной Азии составит незначительных 4%, и в последующие 2011-2013 годы ситуация не изменится. Из государств -участников ЕАБР от кризиса в наибольшей степени пострадала экономика Армении, далее идут Россия и Казахстан. В этой связи ВБ предоставил заем РК в объеме $1 млрд для поддержки реформирования бюджетнофинансовой системы страны.
К концу 2009 года Всемирный банк выделил более €16.3 млрд для оказания помощи финансовому сектору региона в борьбе с последствиями кризиса. Это предусматривает план совместных действий международных финансовых учреждений, чтобы поддержать банковскую систему и кредитование реальной экономики стран Восточной Европы.
В регионе Европы и Центральной Азии суммарный объем кредитования Всемирным банком за рассматриваемый год составил $10.82 млрд, основные направления кредитования - развитие финансового и частного секторов (36%). 30% кредитования направлено на сектор судебно-правовой системы и государственного управления, 29% кредитования относилось к сектору финансов.
В феврале 2010 года ВБ подписал два новых соглашения с Россией, направленных на расширение ее роли как регионального донора. Согласно первому соглашению Россия внесет $30 млн на осуществление программы повышения эффективности управления государственными финансами по всему региону. Второе соглашение касается создания Антикризисного фонда ЕврАзЭС объемом $9 млрд, деятельность которого будет сконцентрирована на таких направлениях долгосрочного развития, как образование, продовольственная безопасность, здравоохранение, энергосбережение и сельское хозяйство в следующих странах региона: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан.
В отчете упоминается о предоставлении кредитования для укрепления систем социальной защиты, в рамках которого Республика Беларусь получила заем политики развития на сумму $200 млн. Особым аспектом для Всемирного банка является проблема энергоресурсов. В опубликованном докладе «Без света? Будущее энергетики стран Восточной Европы и Центральной Азии» аналитики Всемирного банка утверждают, что в течение ближайших 20 лет необходимо инвестировать порядка $3.3 трлн в разработку первичных источников энергоснабжения и развитие инфра-
Страна Проект Направление Сумма ($ млн) Дата Вид займа
Сохранение и использование культурного наследия Культурное наследие 100 Декабрь 2010 Специальный инвестиционный заем
Россия Содействие повышению финансовой грамотности и развитию финансового образования Финансовое образование 25 Декабрь 2011 Специальный инвестиционный заем
Казахстан Реформирование системы технического и профессионального образования Техническое и профессиональное образование 29.2 Июль 2010 Специальный инвестиционный заем
Проект строительства подстанции Алма Электроснабжение 87 Ноябрь 2010 Специальный инвестиционный заем
Кыргызстан Проект срочного восстановления Срочная помощь 70 Сентябрь 2010 Чрезвычайный заем на цели восстановления
Реабилитация национальной Транспортная 10 Сентябрь Чрезвычайный заем на цели восстановления
дорожной сети инфраструктура 2011
Постчернобыльское восстановление - дополнительное Помощь населению 30 Сентябрь 2012 Специальный инвестиционный
Беларусь финансирование ОаСМ
Модернизация транспортной инфраструктуры Транспортная инфраструктура 150 Ноябрь 2010 Специальный инвестиционный заем
Армения Улучшение дорог Транспортная инфраструктура 40 Июль 2010 Специальный инвестиционный заем
структуры энергетических отраслей. Кроме того, следует изменить практику энергопотребления. Невыполнение данного объема инвестирования может привести, как предостерегает Всемирный банк в своем докладе, к ситуации, когда регион из нетто-экспортера может превратиться в нетто-импортера уже к 2030 году. В связи с этими выводами банк осуществляет ряд проектов по налаживанию энергосбережения и энергоэффективности на территории региона. Так, в Армении успешно реализована программа рационального энергопотребления в государственных учреждениях, школах и больницах. А в России и на Украине банк помогает в разработке и осуществлении национальных стратегий повышения энергоэффективности.
В докладе также сообщается, что ВБ предоставил кредитные линии для инновационных проектов в Армении. В июне 2010 года победителями третьего ежегодного конкурса «Повышение уровня жизни населения стран Европы и Центральной Азии» среди прочих были признаны проекты
Таблица 6
Проекты Группы Всемирного Банка на территории стран рассматриваемого региона
строительства дорог, соединяющих сельские районы с рынками и городами Армении, проекты гарантированной охраны здоровья и обеспечения питанием бедных слоев населения Кыргызстана и Таджикистана. По состоянию на 30 июня 2010 года портфель проектов на стадии реализации составлял $24.4 млрд.
В июне 2010 года Группа Всемирного банка также опубликовала доклад «Региональные экономические перспективы-2010», где отмечаются темпы экономического роста в Европе и Центральной Азии, которые прогнозируются на уровне 4.1%, что на 3% ниже, чем в среднем по региону за пять лет, предшествовавших кризису. Последняя оценка ВБ темпов роста ВВП Казахстана за 2009 год составила 1.2%, прогноз на 2010 год
- 2.1%.
В течение рассматриваемого периода Группа Всемирного банка утвердила проекты развития в Российской Федерации, Республике Казахстан, Республике Беларусь, Республике Армении, Кыргызской Республике.
Сводная информация о деятельности МФИ во II половине 2010 года.
В представленной ниже таблице 7 предложена информация о финансовом сотрудничестве основных международных финансовых институтов с рассматриваемыми государствами за второе полугодие 2010 года.
Таблица 7
Финансовая поддержка международных банков развития рассматриваемых государств региона
АБР ВБ ЕАБР ЕБРР ИБР Всего Доля
($млн) (%)
Армения 170 40 60 43 - 313 7
Беларусь - 222.51 50 - - 272.51 6
Казахстан 1300 116.2 71.5 264 - 1635.5 39
Кыргызстан 145 80 - 152.6 - 377.6 9
Россия - 125 269 929.8 - 1323.8 31
Таджикистан 122 - 3 11.7 - 136.7 3
Туркменистан - - - 4 - 4 0
Узбекистан - - - - 180 180 4
Всего 1737 467.51 453.5 1405.1 180 4243.11 100
Доля (%) 41 11 11 33 4 100
Примечание: 1) Сумма проектов ЕБРР в РФ получена как сумма проектов, рассчитанных в долларах, евро, российских рублях. Курс рубля к доллару взят как 30.7302 рубля за доллар (официальный курс на число утверждения проекта), а курс евро к доллару - 1.3225 доллара за евро. 2) Проект ЕАБР по торговому финансированию с целью приобретения тракторокомплектов у РУП «Минский тракторный завод» (Беларусь) ОАО «САРЭКС» (Россия) засчитан как проектная деятельность в России. 3) В таблице не указано участие ЕАБР в информационном фонде Macquarie Renaissance Infrastructure на $100 млн.
Источник: http://www.cbr.ru/hd_base/MICEX_DOC/?date_req1 =01.07.2010&r1 =1 & date_req2=29.12.2010&C_month=07&C_year=2010&m1 =1 &m2=1 &mode=3&x=22& y=6