УДК 37.012
Baklanova G.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: bgalla@yandex.ru
THE USE OF DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES BY PRIMARY SCHOOL TEACHERS. The article is a research on a topical problem of today's use of digital educational resources in a primary school. The widespread introduction of digital educational resources aimed at realization of ideas of developing education, improving the forms and methods of organization of educational process, ensuring the transition from mechanical learning of factual knowledge to master the ability to independently acquire new knowledge. The work addresses the conditions of the effective use of digital educational resources in the educational process in a primary school and full involvement of students in different types of cognitive activity through the use of digital educational resources. The author examines the opinions of elementary school teachers about the feasibility of using digital educational resources in teaching the younger students and the resulting difficulties. The article may be of interest to primary school teachers, teachers of pedagogical universities, students.
Key words: digital educational resources, digital educational resources by primary school teachers, primary school students, survey of primary school teachers.
Г.А. Бакланова, канд. пед. наук, доц. каф. теории и методики начального образования АлтГПУ, г. Барнаул,
E-mail: bgalla@yandex.ru
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ УЧИТЕЛЯМИ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме использования цифровых образовательных ресурсов в начальной школе. В работе затрагиваются условия эффективного использования цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Автором исследуется мнение учителей начальных классов о целесообразности применения цифровых образовательных ресурсов в обучении младших школьников и возникающих при этом трудностей. В статье представлены возможные мероприятия по созданию благоприятных условий для плодотворного использования цифровых образовательных ресурсов в образовательных учреждениях. Статья может быть интересна учителям начальных классов, преподавателям педагогических вузов.
Ключевые слова: цифровые образовательные ресурсы, использование цифровых образовательных ресурсов учителями начальных классов, младшие школьники, анкетирование учителей начальных классов.
Настоящее время с уверенностью можно назвать временем становления новой системы образования, в основе которой лежат активная самостоятельная учебная деятельность обучающихся в условиях информатизации учебного процесса. Одним из возможных направлений, содействующих улучшению качества образования, является организация процесса обучения на базе использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Это объясняется тем, что широкое внедрение цифровых образовательных ресурсов направленно на реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения фактологических знаний к овладению умением самостоятельно приобретать новые знания [1].
Многофункциональные ЦОР оказывают положительное влияние на мотивационную сферу учебного процесса за счет быстрого поиска информации; обеспечивают объективную проверку знаний и умений учащихся; позволяют наглядно представлять различные явления и процессы; дают возможность осуществления индивидуальной самостоятельной познавательной деятельности обучаемых; способствуют оперированию большими объемами учебной информации, представленной в различных видах - визуальной, аудиальной и др. Включение учащихся в различные виды познавательной деятельности с помощью ЦОР, создает благоприятные условия для формирования предметных и метапредметных умений.
Эффективность использования ЦОР в учебном процессе зависит от ряда факторов: надежность используемой техники и программных средств; интерес обучаемых; умение пользоваться удаленными информационными базами данных; умение работать за компьютером; мотивация к использованию ЦОР и др. [2].
Значимость использования ЦОР в учебном процессе учителями начальной школы определяется действующим федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО). В стандарте указывается, что метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и позна-
вательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме и анализировать изображения, звуки, измеряемые величины, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением [3].
Заметим, что применение в учебном процессе различных видов цифровых образовательных ресурсов требует повышения ИКТ-компетентности учителя, что отражено в профессиональном стандарте педагога, где особый акцент делается на разумное использование средств ИКТ «при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно»п4п. В связи с этим, О.И. Пащенко отмечает, что использование ЦОР не должно носить преобладающий характер, а скорее выполнять вспомогательную роль, при этом обязательно сочетаться с другими дидактическими средствами и формами учебной работы и элементами занятия [5].
Ранее (в 2012 году) в рамках нашего диссертационного исследования [6] было проведено анкетирование учителей начальных классов, основной целью которого являлось выявление представление учителей о целесообразности и особенностях использования ЦОР в обучении младших школьников. В то время учителя только начинали работать в условиях ФОГС НОО, и освоение методики использования ЦОР в основном было самостоятельным. Теперь же в учебные планы вузов по направлению подготовки «Начальное образование» включены курсы по выбору студента, способствующие овладению будущими педагогами компетенциями в области проектирования и использования различных видов ЦОР Таким образом, проблему статьи можно выразить в виде вопроса: какие изменения произошли в понимании учителями сущности применения ЦОР и практике их использования?
Повторное анкетирование учителей начальных классов (95 учителей) было проведено в апреле 2016 года. В анкетировании приняли участие учителя, имеющие высшее образование, разный стаж педагогической деятельности и работающие по различным программам. Цели анкетирования: выявить отношение учителей к использованию различных цифровых образовательных ресурсов в обучении младших школьников; установить возникающие у учителей трудности при использовании ЦОР
Так 100 % опрошенных учителей осознают происходящие изменения в системе образования и понимают, что использование ЦОР в начальной школе является необходимостью на
современном этапе реформирования образования (в 2012 году так считали 63 % учителей начальных классов). Важным представляется мнение учителей о том, что обучение с использованием ЦОР в начальных классах имеет больше положительных моментов, нежели отрицательных - этот факт отметили 100 % респондентов, а четыре года назад так полагали 57 % учителей.
В настоящее время, в связи с введением ФГОС НОО, все учителя начальных классов (100%) имеют опыт преподавания с использованием цифровых образовательных ресурсов (в 2012 году таких учителей было только 43%).
Достаточно активно учителя применяют различные виды ЦОР на всех уроках: окружающий мир (100 %), математика (95 %), литературное чтение (79 %), русский язык (74 %), технология (53 %). Педагоги отмечают, что на уроках с использованием ЦОР школьники более активно проявляют познавательный интерес, задают больше вопросов и сами стремятся найти решение проблемных ситуаций, заданных учителем. Кроме того респонденты (94 %) указывают на то, что цифровые образовательные ресурсы существенно облегчают подготовку к учебным занятиям за счет наличия готовых наглядных материалов и позволяют разнообразить уроки.
Мы выяснили, что чаще всего учителя используют презентации (100 %), видеофрагменты (84 %), компьютерные тесты (68 %), аудиофрагменты (63 %), компьютерные тренажеры (42 %). Реже используются электронные энциклопедии, словари, справочники (37 %), электронные учебники (26 %), наборы цифровых ресурсов к действующим учебникам (16 %), межпредметные цифровые образовательные ресурсы (16 %).
Данные 2012 года таковы: презентации (43%), аудиофраг-менты (29%), видеофрагменты (23%), компьютерные тесты (17%), электронные энциклопедии, словари, справочники (11%), компьютерные тренажеры (9%). Электронные учебники, наборы цифровых ресурсов к действующим учебникам, межпредметные цифровые образовательные ресурсы не использовались респондентами. Таким образом, в настоящее время учителя более активно используют разнообразные ЦОР в своей профессиональной деятельности.
Ещё несколько лет назад в начальной школе не использовались электронные учебники, наборы цифровых ресурсов к действующим учебникам, межпредметные цифровые образовательные ресурсы. Хотя сейчас эти ресурсы пришли в начальную школу, но используются они не так широко. Особо тревожит тот факт, что каждый комплект учебников для начальной школы снабжен CD-дисками с электронными приложениями к учебникам с большим по объему набором мультимедиаресурсов (анимации, видеофрагменты, интерактивные игры, тесты, фотографии и др.), но используют их только 16 % опрошенных учителей. Выявление причин такого положения может послужить проблемой дальнейшего исследования.
Степень собственной готовности к преподаванию с использованием ЦОР учителя оценили следующим образом: полностью подготовленными себя считают 32 % респондентов; подготовленными частично - 68 %. В 2012 году 51% учителей считали себя неподготовленными к использованию ЦОР в профессиональной деятельности. Таким образом, уровень владения школьными учителями методикой и технологиями использования ЦОР в начальной школе значительно улучшился.
Назовем какие трудности в использовании ЦОР в начальной школе зафиксировали педагоги. Учителя отмечают низкий уровень собственных знаний и умений, необходимых для полноценного эффективного использования ЦОР в учебном процессе. Педагоги указывают на недостаточное владение современной цифровой техникой (28 %) и на отсутствие методической компетентности в области применения цОр (34 %). Некоторые учителя указывают на недостаток времени для освоения многофункциональных ЦОР и овладения методикой их применения (21%).
Учителя отмечают малую осведомленность о возможностях применения цифровых образовательных ресурсов в начальной школе (13 %); немногочисленное отражение в методической литературе вопросов применения ЦОР в учебно-воспитательном процессе начальной школы (35 %); отсутствие подробных поурочных разработок с использованием различных видов ЦОР (42 %); наличие большого количества разнообразных цифровых образовательных ресурсов в сетевых хранилищах и не умение самостоятельно отбирать цифровые образовательные ресурсы
для разных типов уроков с учетом особенностей учащихся класса (48 %).
Часть опрошенных учителей отметили плохую техническую оснащенность учебного заведения, в котором они работают, и, как следствие, возникающие проблемы, связанные с работой в глобальных сетевых хранилищах ЦОР (36 %). Заметим, что на последнее обстоятельство указывают в основном сельские учителя. Среди респондентов, назвавших эту причину как мешающую полноценному применению ЦОР в начальной школе, учителя, работающие на селе, составили 80 %.
Проведенный анализ позволяет констатировать, что учителя начальных классов осознают необходимость использования ЦОР на современном этапе развития общества и реформирования системы образования, и, несмотря на определенные трудности, используют некоторые виды ЦОР в своей профессиональной деятельности. Следует указать, что, отмечается положительная динамика в использовании ЦОР учителями начальной школы. Чаще всего учителя применяют простейшие цифровые образовательные ресурсы с линейной структурой, в основном для более наглядного представления учебной информации и проведения тестирования.
Однако у значительной части учителей начальных классов, недостаточно сформировано целостное представление о дидактических возможностях ЦОР в раскрытии содержания обучения в начальной школе и о целесообразном применении различных видов ЦОР для решения конкретных профессиональных задач.
Таким образом, проведенное нами исследование позволило выявить, что учителя, принявшие участие в анкетировании, в основном ориентированы на получение готовых рекомендаций по использованию ЦОР в начальной школе и им порой сложно самостоятельно определить место и цели применения различных цифровых материалов на конкретном уроке. На наш взгляд возможным выходом из сложившейся ситуации может стать, прежде всего, создание для педагогов условий для плодотворного использования ЦОР в образовательных учреждениях по месту работы. Такая деятельность может вестись в нескольких направлениях.
Во-первых, различным аспектам применения цифровых образовательных ресурсов могут быть посвящены заседания методических объединений учителей начальных классов. Более опытные учителя могут организовать обмен опытом, поделится своими наработками, обсудить проблемы связанные с использованием ЦОР. На заседания методических объединений могут быть приглашены специалисты в области использования ЦОР (программисты, преподаватели вузов, методисты).
Во-вторых, оказание помощи в составлении методической копилки по различным предметным областям. Методическая копилка может содержать разработки конспектов уроков, подборки разнообразных видов ЦОР для младших школьников с характеристикой их особенностей и преимуществ для организации урочной и внеурочной деятельности, методический комментарий по использованию цифровых образовательных ресурсов на конкретных уроках и т.п. Создание подобной методической копилки особенно актуально для начинающих педагогов.
Третьим направлением может стать участие педагогов в методических проектах (индивидуальных или групповых), направленных на повышение компетентности учителей в области использования цифровых образовательных ресурсов в условиях реализации ФГОС НОО.
В-четвертых, на базе образовательного учреждения могут быть организованы различные профессиональные конкурсы учителей. Например, конкурс на лучший конспект урока с использованием ЦОР; конкурс научных статей; конкурс презентаций; конкурс внеклассных разработок. В рамках конкурсов особенно ценным опытом может стать проведение и анализ открытых уроков. Это возможный комплекс мероприятий, призванных привлечь внимание учителей к проблемам и особенностям использования ЦОР в начальной школе, а также наметить пути преодоления трудностей.
Подытоживая, подчеркнем, что современный учитель достаточно подготовлен к применению разнообразных цифровых образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе начальной школы. Возникающие в этом процессе трудности, ставят задачу по совершенствованию учителей начальных классов в области использования ЦОР.
Библиографический список
1. Информационные технологии в деятельности учителя-предметника. Часть I. Пособие для системы дополнительного профессионального образования. Москва: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007.
2. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Начальная школа: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов. Отв. ред. Н.П. Безрукова. Москва: Университетская книга, 2008.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден Приказом Минобрнауки России 06.10.2009, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2009, рег. № 17785. - (с изменениями на 18 мая 2015 года). Available at: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html
4. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель). Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
5. Пащенко О.И. Информатизация образовательного процесса в начальной школе. Нижневартовск: Издательство Нижневартовского гос. университета, 2014.
6. Бакланова Г.А. Формирование готовности будущего учителя начальных классов к использованию цифровых образовательных ресурсов. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Барнаул, 2013.
References
1. Informacionnye tehnologii v deyatel'nosti uchitelya-predmetnika. Chast' I. Posobie dlya sistemy dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Rossijskaya politicheskaya 'enciklopediya (ROSSP'EN), 2007.
2. Cifrovye obrazovatel'nye resursy v shkole: metodika ispol'zovaniya. Nachal'naya shkola: sbornik uchebno-metodicheskih materialov dlya pedagogicheskih vuzov. Otv. red. N.P. Bezrukova. Moskva: Universitetskaya kniga, 2008.
3. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obschego obrazovaniya utverzhden Prikazom Minobrnauki Rossii 06.10.2009, zaregistrirovan v Minyuste Rossii 22.12.2009, reg. № 17785. - (s izmeneniyami na 18 maya 2015 goda). Available at: http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/ nachalnaya-shkola/fgos/fgos-noo-s-izmeneniyami-na-18-maya-2015-goda.html
4. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obschego, osnovnogo obschego, srednego obschego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel'). Prikaz Ministerstva truda i social'noj zaschity Rossijskoj Federacii ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n. Available at: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129
5. Paschenko O.I. Informatizaciya obrazovatel'nogo processa v nachal'noj shkole. Nizhnevartovsk: Izdatel'stvo Nizhnevartovskogo gos. universiteta, 2014.
6. Baklanova G.A. Formirovanie gotovnosti buduschego uchitelya nachal'nyh klassov k ispol'zovaniyu cifrovyh obrazovatel'nyh resursov. Dissertaciya . kandidata pedagogicheskih nauk. Barnaul, 2013.
Статья поступила в редакцию 09.11.16
УДК 378.637+373.1.013
Zayats Yu.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: julia_zs@mail.ru
Sviridova G.F., Cand. of Sciences (Philology), senior lecturer, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia),
E-mail: gfsviridova0404@mail.ru
Fyodorova I.V., senior teacher, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia), E-mail: ivitafed@mail.ru
ACTIVITY-SYSTEM APPROACH IN TRAINING UNDERGRADUATE STUDENTS IN PRIMARY EDUCATION. The researchers discuss an issue of changes in teaching methods of vocational training for future primary school teachers, caused by the introduction of the Federal State Educational Standard (FSES) in primary education. They present principles for implementing the activity-system approach in the training of university students and work out the activity-system approach on the basis of compulsory courses in the variable module of FSES in higher education, "Teacher Training", Code 44.03.01, specialization profile "Primary Education". The article highlights ways of engaging students in the activities that help to form the core professional competencies developing students' personalities. The authors describe sets of theoretical and practical assignments for Russian Linguistics Course (a teaching episode, a quest, virtual tours, case studies, etc.), disclose techniques of applying activity-system approach in such courses as Methods of Teaching Mathematics, Methods of Teaching Russian and Russian Literature (modification of didactic material to achieve meta-dis-ciplinary effects, alternate ways of motivating students and setting training objectives, etc.).
Key words: activity-system approach, vocational training, undergraduate students in primary education.
Ю.С. Заяц, канд. пед. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
Е-mail: julia_zs@mail.ru
Г.Ф. Свиридова, канд. филол. наук, доц. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
Е-mail: gfsviridova0404@mail.ru
И.В. Федорова, ст. преп. Алтайского государственного педагогического университета, г. Барнаул,
Е-mail: ivitafed@mail.ru
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена проблеме изменения методологии профессионального образования будущих учителей начальных классов в связи с введением Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования: представлены принципы реализации деятельностного подхода в обучении студентов и разработка деятельностного подхода на примере изучения обязательных дисциплин вариативной части учебного плана ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование» (профиль «Начальное образование»). В статье раскрыты способы включения студентов в процессы, моделирующие требуемый вид деятельности, формирующие основные профессиональные компетенции, развивающие личность студента. Описаны виды системных теоретических и практических заданий по дисциплине «Русский язык» (образовательное событие, квесты, виртуальные экскурсии, кейсы и др.), проиллюстрированы приемы реализации деятельностного подхода при изучении курсов «Методика преподавания математики», «Методика обучения русскому языку и литературе» (преобразование дидактического материала в соответствии с целями достижения метапредметных результатов, выбор оптимальных способов развития мотивации учащихся и приемов постановки учебной задачи и др.).
Ключевые слова: деятельностный подход, профессиональная подготовка, бакалавры начального образования.