Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Педагогика, психология
10. Kerimov, D. A. Lawmaking Techniques. — Moscow, 2000.
11. Kibak, I. A. About the Necessity of Passing the Law “About psychology work”. — The collection of articles of republican science conference “The Development of Psychology in Belarus: History and the Present”. L.A. Kandybovich. Minsk, BSPU in the name of M. Tank, 2001. — P. 2. — pp. 130-133.
12. Kondratovich, N. M. Subjects of Lawmaking Process. Abstract, Thesis. —Minsk, 1994. — P. 46.
13. Kosopkin, A. Psychology of Parliamentary Lawmaking. — Moscow, 2006.
14. Litvak, M. E. Psychologist’s Profession. — Rostov-on-Don, 1999.
15. Murashko, L. O. An Acting Law: problems of lawmaking efficiency. Materials of Science conference.
- Minsk, 2005. - P. 170.
16. Polenina, S.V. The Quality of Law and Efficiency of Lawmaking. — Moscow, 1993.
17. Savchenko, I. S. Professional Discipline of the Parliamentary Activity: Theoretical and Methodological Aspect. - Moscow, 2006.
18. Social Pschology. M.A. Stolayrenko. — Moscow, 2001. — P. 370—371.
19. Hajek, FA. The Way to Slavery. Questions on Philosophy. — 1990. — № 10. — P. 149
20. The Efficiency of Law: Methodology and concrete investigation. V.M. Syryh. — Moscow, 1997.
21. The Language of Law. A.S. Pigolkin. — Moscow, 1990.
22. Boorstin D. J. the Image: A guide to Pseudo-Events in America. — New York, 1992. — P. 197
23. Reich, R. B. The Power of Public Ideas. — Cambridge. A Subsidiary of Harper& Row, Publishers. Inc., 1998. — P. 179.
УДК: 378.14
A.O. Кособуцкий*
Эффективность применения принципа практической направленности при обучении курсантов вузов внутренних войск педагогической деятельности.
Статья посвящена эффективности применения принципа практической направленности обучения курсантов вузов внутренних войск МВД России педагогической деятельности.
Ключевые слова: принцип практической направленности, обучение курсантов, педагогическая деятельность, организационно-педагогическая модель обучения.
А.О. Kosobutsky*. Application efficiency of practical orientation principle at cadets pedagogical activity training in the internal troops institutes. The article devoted to application efficiency of practical orientation principle in teaching process of pedagogical activity of the cadets of military institutions of the Internal Troops of the Interior of Russia.
Keywords: principle of a practical orientation, training of cadets, pedagogical activity, organizational-pedagogical model of training.
Научно-теоретический анализ проблемы обучения курсантов вузов внутренних войск МВД России педагогической деятельности показал жизненную необходимость совершенствования процесса обучения. Возникла потребность в усилении практической направленности обучения и развитии организационно-педагогических условий оптимизации обучения.
Служебно-боевые задачи, выполняемые внутренними войсками МВД России, подвергают серьезным испытаниям физические и психологические возможности военнослужащих. Вследствие
* Кособуцкий, Андрей Олегович, заместитель начальника кафедры военной педагогики и психологии, адъюнкт Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел. 8-911-028-69-01. E-mail: aokos69@mail.ru.
* Kosobutsky, Andrew Olegovich., deputy chief of military pedagogy and psychology department, military post-graduate of the St.-Petersburg military institute of Internal Troops of the Interior of Russia. Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutova street, 1. Phone: 8-911028-69-01. E-mail: aokos69@mail.ru.
Статья поступила в редакцию 30 августа 2011 года.
этого резко возрастает роль педагогической деятельности офицера. В этих условиях представляется актуальным и необходимым преодоление противоречия между возросшими требованиями к обучению выпускников вузов внутренних войск МВД России основам педагогической деятельности, с одной стороны, и недостаточно высоким уровнем их подготовленности к этой деятельности, с другой.
Принципом практической направленности руководствовались все выдающиеся полководцы. Его сущность проявляется в том, что необходимо «учить войска тому, что необходимо на войне». Военно-педагогическая суть данного принципа впервые наиболее полно была теоретически обоснована русским генералом М.И. Драгомировым. Он утверждал, что «здесь скрыт ответ на два основных вопроса: во-первых, чему учить военнослужащих, и, во-вторых, в каких условиях проводить боевую подготовку войск» .
Принцип практической направленности обучения военнослужащих, по мнению
О.Ю. Ефремова, «выражает закономерную зависимость этого процесса от развития боевой техники и вооружения, уровня развития военной науки, обеспечивает его связь с опытом прошлых и современных войн»2.
Основные дидактические требования этого принципа выражают связь теории и практики:
- изучение характера, особенностей современных войн и вооруженных конфликтов, основных положений военной науки о действиях частей и подразделений;
- изучение и анализ опыта боевых действий и военных конфликтов, действий войск при выполнении служебно-боевых задач;
- строго руководствоваться при обучении воинскими уставами, наставлениями, руководствами;
- обучение военнослужащих проводить в условиях контролируемого риска, максимально приближая обучение к реальным условиям служебно-боевой деятельности;
- создание в ходе занятий сложных ситуаций, требующих от военнослужащих большого напряжения, побуждающих их к активным действиям, самостоятельному принятию решения;
- достижение военнослужащими профессионального владения средствами вооруженной борьбы;
- поддержание в частях и подразделениях высокой боевой готовности, твердой воинской дисциплины.
По убеждению П.И. Пидкасистого, необходимо, чтобы «процесс обучения стимулировал обучаемых использовать полученные знания в решении практических задач»3. Для этого используются анализ примеров и ситуаций из служебно-боевой деятельности. Важным направлением реализации принципа практической направленности обучения является активное подключение обучаемых к деятельности вуза и за его пределами, к использованию окружающей действительности и как источника знаний, и как области их практического применения, вовлечение их в т.ч. и в педагогическую деятельность.
Деятельность представляет собой процесс (процессы) активного взаимодействия субъекта с объектом, во время которого субъект удовлетворяет какие-либо свои потребности, достигает цели. Деятельностью можно назвать любую активность человека, которой он сам придает некоторый смысл. А.Н. Леонтьев подчеркивал, что «главное, что отличает одну деятельность от другой, состоит в различии их предметов»4. Ведь именно предмет деятельности и придает ей определенную направленность.
По утверждению А.А. Реан, «основным и конечным результатом педагогической деятельности является сам учащийся, развитие его личности, способностей и компетенций»5. Следовательно, по нашему мнению, педагогическую деятельность следует рассматривать как целенаправленное, мотивированное воздействие педагога, ориентированное на всестороннее развитие личности обучаемого и подготовку его к будущей профессиональной деятельности в различных условиях.
Педагогическую деятельность офицеров внутренних войск МВД России сегодня следует рассматривать не только в рамках обучения и воспитания подчиненных, но и вплотную связывать с понятием «морально-психологическое обеспечение». Во-первых, обучение и воспитание подчиненных является составной частью морально-психологического обеспечения (МПО), которое, в свою очередь, решает гораздо более широкие задачи. Во-вторых, МПО, является важнейшим видом обеспечения деятельности воинских частей и подразделений по выполнению возложенных на них задач. В-третьих, во многом от умелой педагогической деятельности офицера по организации МПО будет зависеть выполнение задачи поставленной перед подразделением. И, в-четвертых, в силу специфики выполняемых воинскими частями и подразделениями задач возрастает необходимость повышения качества обучения курсантов в вузах внутренних войск МВД России педагогической деятельности по организации МПО.
Под педагогической деятельностью по организации МПО СБЗ (служебно-боевых задач) следует понимать целенаправленное, мотивированное воздействие офицера, ориентированное на
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011
Педагогика, психология
формирование у военнослужащего морально-боевых и психологических качеств, высокого уровня морально-психологического состояния и подготовку его и воинских подразделений к выполнению служебно-боевых задач в различных условиях обстановки.
Характер и содержание педагогической деятельности определяются ее предметом, мотивами, целью, средствами и результатом. Цель педагогической деятельности по организации МПО СБЗ — создание условий для осуществления перспектив развития военнослужащего как объекта и субъекта воспитания. Реализация данной цели выступает результатом педагогической деятельности, который диагностируется сопоставлением качеств личности военнослужащего и уровнем его моральнопсихологического состояния в начале педагогического воздействия и по его завершению.
Предметом педагогической деятельности по организации МПО СБЗ является характер взаимодействия с военнослужащими, направленный на освоение социокультурного опыта как основы и условия развития его личности.
В педагогической деятельности по организации МПО СБЗ выделяются как внешние, так и внутренние мотивы. К внешним относят мотивы личностного и профессионального роста, к внутренним — доминирование, гуманистическую и просоциальную направленность.
Средствами педагогической деятельности по организации МПО СБЗ выступают: теоретические знания и практические умения, на основе которых осуществляется обучение и воспитание военнослужащих; учебная и методическая литература; наглядность, ТСО.
Назрела необходимость обновления организационно-педагогической модели обучения курсантов педагогической деятельности по ряду позиций в соответствии с ориентацией на принцип практической направленности обучении в вузе.
Ключевыми позициями, требующими новаторства и оригинальных решений, в предлагаемом концептуальном подходе к совершенствованию обучения курсантов вузов внутренних войск МВД России педагогической деятельности по организации МПО служебно-боевых задач, на наш взгляд, должны стать:
— целевая программа совершенствования обучения курсантов военных институтов внутренних войск МВД России педагогической деятельности по организации МПО служебно-боевых задач, основанная на принципе практической направленности обучения;
— некоторые элементы адаптивной технологии обучения курсантов военных институтов внутренних войск МВД России педагогической деятельности по организации МПО служебно-боевых задач;
— методическое обеспечение реализации принципа практической направленности обучения курсантов педагогической деятельности по организации МПО служебно-боевых задач;
Таблица 1
На 2-м курсе На 3-м курсе На 4-м курсе На 5-м курсе
Знать: Обязанности младших командиров, войскового актива по осуществлению педагогической деятельности по организации МПО повседневной деятельности, выполняемых СБЗ Обязанности командира взвода по осуществлению педагогической деятельности по организации МПО повседневной деятельности, выполняемых СБЗ Обязанности командира роты и его заместителя по работе с личным составом по организации МПО повседневной деятельности, выполняемых СБЗ Обязанности командира батальона и его заместителя по работе с личным составом по организации МПО повседневной деятельности, выполняемых СБЗ
Уметь: Осуществлять педагогическую деятельность по организации МПО повседневной деятельности, выполняемых СБЗ в соответствии с уровнем обучения
Владеть: Основными формами и методами педагогической деятельности по организации МПО повседневной деятельности, выполняемых СБЗ в соответствии с уровнем обучения
— метод оценивания уровня подготовленности курсантов педагогической деятельности по организации МПО служебно-боевых задач;
— метод прогнозирования успешности педагогической деятельности будущих офицеров-организаторов МПО служебно-боевых задач.
Образовательный процесс в вузе организуется и проводится в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и главнокомандующего внутренними войсками МВД России, Уставом военно-учебного заведения и действующей основной профессиональной образовательной программой. Программа рассчитана на четыре уровня обучения (начальный уровень — 2-й курс; средний уровень — 3-й курс; базовый уровень — 4-й курс; заключительный уровень — 5-й курс) и состоит из двух модулей:
— основной модуль реализует основную общеобразовательную программу вуза. Обеспечивает достижение курсантами необходимого и достаточного уровня военно-профессиональной подготовленности для успешного освоения им основных общеобразовательных программ вуза. Целевая программа реализуется в учебное время; факультативный модуль осуществляет целевую программу обучения курсантов педагогической деятельности по организации МПО повседневной деятельности, выполняемых СБЗ во внеучебное время.
В процессе обучения по целевой программе (факультативный модуль) осуществляется последовательное наращивание знаний, умений и навыков курсантов педагогической деятельности по организации МПО СБЗ на установленном уровне обучения.
Целевая программа ориентирована на принцип практической направленности обучения.
Ориентация целевой программы на принцип практической направленности повлекла перестройку организации деятельности в плане увеличения доли практических, семинарских, групповых занятий и активизации самообразования курсантов. При этом потребовался еще ряд изменений технологии обучения:
— пересмотр технологии МПО СБЗ и методических материалов, обеспечивающих реализацию целевой программы обучения курсантов;
— пересмотр традиционных форм контроля за овладением основами деятельности и выработку иных методов оценивании подготовленности.
Факультативный модуль как часть общей программы обучения ориентирован также на межпредметную интеграцию, что способствует повышению эффективности обучения и является одним из условий оптимизации процесса обучения.
Таким образом, следует подчеркнуть, что принцип практической направленности обучения курсантов педагогической деятельности должен являться преобладающим. Он должен пронизывать всю программу обучения курсантов и готовить их к педагогической деятельности по организации МПО служебно-боевых задач.
Список литературы
1. Военная педагогика : учебник для вузов / под ред. О.Ю. Ефремова. — СПб., Питер, 2008. — 640 с.
2. Арагомиров, М. И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. — М.: Воениздат, 1956.
3. Педагогика : учебное пособие / под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 2004. — 608 с.
4. Реан, А. А, Ъордовская, Н. В., Розум, С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2009. — 432 с.
5. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // [Электронный документ]. Режим доступа: http://www.psy.msu.ru/science/public/leontev/3-5.html.
Literature
1. Military pedagogics. — St.-Petersburg, 2008.
2. Dragomirov, M. I. Select works. Questions of education and training of armies. — Moscow, 1956.
3. Pedagogics / Ed. PI. Pidkasisty. — Moscow, 2004.
4. Rean, A. A., Bordovskaja, N. V., Ro%um, S. I. Psychology and pedagogics. — St.-Petersburg, 2009.
5. Leontyev, A. N. Activity. Consciousness. Person // URL: http://www.psy.msu.ru/science/public/ leontev/3-5.html.
1 Драгомиров М.И. Избранные труды. Вопросы воспитания и обучения войск. — М.: Воениздат, 1956. — С. 24.
2 Военная педагогика: Учебник для вузов, под ред. Ефремова О.Ю. Изд. Питер, 2008. — С. 163.
3 Педагогика. Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 2004. — С. 223.
4 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. // иЯЬ: http://www.psy.msu.ru/science/public/leontev/3-5.html.
5 Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2009. — С. 325.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (51) 2011