Научная статья на тему 'Эффективность подготовки работников организации в области комплексной безопасности на основе компетентностного подхода'

Эффективность подготовки работников организации в области комплексной безопасности на основе компетентностного подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
189
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / РАБОТНИКИ ОРГАНИЗАЦИЙ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / INTEGRATED SECURITY / WORKERS ORGANIZATIONS / COMPETENCE / TRAINING PROGRAM / EFFICIENCY / LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лобжа Михаил Тимофеевич, Норсеева Мария Евгеньевна

Проведен анализ и выявлены недостатки программ подготовки работников организаций в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и охраны труда в системе дополнительного профессионального образования. Предложено внедрение новой технологии подготовки работников организаций в области комплексной безопасности на основе компетентностного подхода и оценена эффективность ее использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лобжа Михаил Тимофеевич, Норсеева Мария Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Effectiveness of Training of Workers’ Organizations in the Field of Integrated Security on the Basis of Competence Approach

The analysis revealed the shortcomings and staff training programs in the field of civil defense, protection from emergency situations, fire safety and safety in system of additional vocational training. Proposed introduction of new technologies for training workers’ organizations in the field of integrated security on the basis of competence approach and assess the effectiveness of its use.

Текст научной работы на тему «Эффективность подготовки работников организации в области комплексной безопасности на основе компетентностного подхода»

/34 Civil SecurityTechnology, Vol. 13, 2016, No. 1 (47) УДК 376.1

Эффективность подготовки работников организации в области комплексной безопасности на основе компетентностного подхода

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2016

М.Т. Лобжа, М.Е. Норсеева

Аннотация

Проведен анализ и выявлены недостатки программ подготовки работников организаций в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и охраны труда в системе дополнительного профессионального образования. Предложено внедрение новой технологии подготовки работников организаций в области комплексной безопасности на основе компетентностного подхода и оценена эффективность ее использования.

Ключевые слова: комплексная безопасность; работники организаций; компетентность; программа подготовки; эффективность; безопасность жизнедеятельности.

The Effectiveness of Training of Workers' Organizations in the Field of Integrated Security on the Basis of Competence Approach

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2016

M. Lobzha, M. Norseeva

Abstract

The analysis revealed the shortcomings and staff training programs in the field of civil defense, protection from emergency situations, fire safety and safety in system of additional vocational training. Proposed introduction of new technologies for training workers' organizations in the field of integrated security on the basis of competence approach and assess the effectiveness of its use.

Key words: integrated security; workers organizations; competence; training program; efficiency; life safety.

Технологии гражданской безопасности, том 13, 2016, № 1 (47) /35

Для МЧС России всегда остается актуальным вопрос профессиональной подготовки кадров. Обучение работников организаций в области комплексной безопасности является частью системы дополнительного профессионального образования, которое направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [1].

Согласно ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ — повышения квалификации и профессиональной переподготовки, к которым законодательством Российской Федерации предъявляется ряд требований, таких как:

соответствие квалификационным требованиям к профессиям и должностям;

преемственность по отношению к государственным образовательным стандартам высшего и среднего профессионального образования;

ориентация на современные образовательные технологии и средства обучения;

совместимость программ дополнительного профессионального образования по видам и срокам;

соответствие учебной нагрузки слушателей нормативам;

соответствие содержания программ видам дополнительного профессионального образования и др.

Анализ действующих программ обучения работников организаций в области гражданской обороны (далее — ГО), защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (ЗНТЧС), пожарной безопасности (ПБ) и охраны труда с учетом вышеуказанных требований, предъявляемых к программам дополнительного профессионального образования, позволил определить ключевые недостатки, существующие в процессе обучения работающего населения в области комплексной безопасности (табл.):

содержание существующих программ не учитывает происшедших изменений в нормативной правовой базе;

тематика существующих программ обучения работающего населения не в полной мере соответствует достижению цели обучения;

проводимые опросы [2] показали неудовлетворенность обучаемых, большинство из которых высказались за увеличение доли практической составляющей занятий.

В целях устранения указанных недостатков была разработана технология подготовки работников организаций в области комплексной безопасности на основе компетентностного подхода, базисом которой является единая программа обучения работающего населения в области комплексной безопасности.

В единую программу включен наиболее важный материал, отражающий фундаментальные положения обеспечения защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей различного характера с учетом последних достижений науки. Кроме того, в ней отражается как система знаний в рамках обеспечения комплексной безопасности в целом, так и система умений и навыков, необходимых для выполнения конкретных должностных обязанностей в области безопасности жизнедеятельности. Реализация данной программы позволит обучающимся познавать не только «теоретическую», но и «реальную» действительность, в рамках которой происходит выполнение ими функциональных обязанностей, и обеспечит качественное их выполнение [3].Это утверждение подтверждается статистическими данными, полученными в ходе оценки эффективности внедрения указанной технологии.

Выявление эффективности применения единой программы обучения на основе компетентностно-го подхода при подготовке работников организаций в области комплексной безопасности проводилось путем оценки уровней сформированности необходимых компетенций и сравнения полученных результатов при обучении по существующим и предложенной программам подготовки.

Для оценки профессиональной компетенции работника организации, включающей в себя набор определенных знаний, умений, навыков (ЗУН) и профессионального опыта, был выбран метод тестирования. Для апробации были сформированы две группы (контрольная и экспериментальная) численностью по 36 человек каждая. Контрольная группа затем становилась экспериментальной, и сравнивались результаты, полученные одними и теми же обучающимися при подготовке разными типами.

Соотношение результатов контрольной и экспериментальной групп, полученное в ходе апробации,

Таблица

Результаты анализа программ обучения работников организаций в области ГО, ЗНТЧС, ПБ и охраны труда

Критерии анализа Результаты анализа

Обеспечение соблюдения логической последовательности в программах подготовки обучаемых в области комплексной безопасности Есть

Соблюдение принципа преемственности и взаимосвязи всех программ обучения в области комплексной безопасности Нет

Соответствие компетенций, получаемых обучаемыми в ходе освоение программ, современным требованиям в области комплексной безопасности Нет

Необходимость дополнения программы темами подготовки в зависимости от современных требований Есть

Необходимость изменения сроков освоения программы в целом и отдельных тем в частности Есть

показало, что при подготовке работников организаций в области комплексной безопасности по новой технологии на основе компетентностного подхода по сравнению с подготовкой по действующим программам обучения (рис. 1):

на 72,2% сократилось количество респондентов, получивших удовлетворительный результат;

на 25% увеличилось количество работников, показавших хороший результат;

на 47,2% выросло количество респондентов, получивших отличный результат;

на 5,5% увеличилось количество работников, набравших максимальный балл за тестирование.

Повысился уровень компетентности руководящих работников после обучения по новой программе: 50% таких работников получили отличный результат, а количество работников, прошедших тест удовлетворительно, снизилось с 50% до 16,7% (рис. 2).

Достоверность полученных результатов была подтверждена с помощью непараметрического критерия серий Вальда-Вольфовица, который представляет собой непараметрическую альтернативу ^критерию для независимых выборок и предназначен для проверки любых различий (в средних значениях, меди-

анах, стандартных отклонениях, дисперсии) между генеральными совокупностями.

Расчетный коэффициент успеваемости, определяемый как соотношение общего количества баллов, набранных экспериментальной и контрольной группами по результатам тестирования, составил 70,284%.Положительное значение данного коэффициента говорит о том, что успеваемость экспериментальной группы (группы 2) выше успеваемости контрольной группы (группы 1), то есть подготовка по программе обучения в области комплексной безопасности на основе компетентностного подхода является более эффективной.

При обучении по программе подготовки в области комплексной безопасности на основе компетентностного подхода в последующем периоде по сравнению с результатами этой же группы после обучения по действующим программам подготовки в области ГО и ЗНТЧС, ПБ и охраны труда в предыдущем периоде (рис. 3):

на 77,8% сократилось число работников, получивших удовлетворительный результат;

на 22,2% и 55,6% соответственно увеличилось количество работников, получивших хороший и отличный результаты;

Рис. 1. Результаты прохождения тестирования контрольной (группа 1) и экспериментальной (группа 2) группами после

обучения двумя типами

Рис. 2. Результаты прохождения тестирования руководящими работниками контрольной (группа 1) и экспериментальной

(группа 2) группами после обучения двумя типами

Технологии гражданской безопасности, том 13, 2016, № 1 (47)

Рис. 3. Результаты прохождения тестирования группой 1 после обучения по действующим программам в предыдущем

и по новой программе в последующем периодах

0-50 ("2") 51-100 ("3") 101-150 ("4") 151-200 Г5") баллов ■ 2014 г. 12015 г.

100% работников из числа руководящего состава показали отличный результат после подготовки по разработанной программе обучения в области комплексной безопасности на основе компетентностного подхода, тогда как после обучения по действующим программам их результат составил 50% — «хорошо» и 50% — «удовлетворительно»;

2,8% получили максимальное количество баллов;

94,4% работников улучшили свои результаты в среднем на 69 баллов.

Достоверность полученных результатов была подтверждена методом ранговой корреляции с помощью коэффициента Спирмена на 5% уровне значимости. Полученное значение коэффициента показало отсутствие тесной связи между двумя типами подготовки. В то же время нельзя полностью отрицать связь между рассматриваемыми типами обучения и соответствующими программами подготовки. Наличие слабой связи может быть объяснено тем, что новая программа подготовки представляет собой совокупность тех же направлений в области безопасности жизнедеятельности, которые изучались прежде, то есть принципиальная основа знаний сохранилась.

В то же время инновационные компоненты (специальные педагогические условия, разработанная структурно-компонентная модель процесса обучения и др.), реализованные с использованием компетентностного подхода и примененные в апробируемой программе подготовки, позволили повысить успеваемость на 71,780% (коэффициент успеваемости по результатам второго этапа апробации) (рис. 4).

Согласно результатам тестирования, проведение обучения работников организации по нескольким разрозненным программам в области ГО, ЗНТЧС, ПБ и охраны труда позволили повысить уровень ЗУН обучающихся до значения Упод1 — кривая 1 на рис. 4. Обучение по новой программе, разработанной в

области комплексной безопасности на основе компе-тентностного подхода, позволило повысить уровень объема ЗУН по сравнению с тем, что был после прохождения подготовки по старой программе, почти на 72% — кривая 2 на рис. 4.

Как видно из рисунка, повысился и минимальный объем уровня ЗУН, достигаемый обучающимися вследствие процесса забывания информации с течением времени (Уmin2 по сравнению с Уmin1).

Из вышесказанного можно сделать вывод, что рассматриваемые типы обучения (по нескольким существующим программам обучения в области ГО, ЗНТЧС, ПБ и охране труда и программе обучения в области комплексной безопасности на основе ком-петентностного подхода) различаются между собой. При этом последний тип обучения является более эффективным по сравнению с тем, который применяется на сегодняшний день для подготовки работников организаций, так как позволяет повысить уровень компетентности обучаемых на 71,78%.

Результаты оценки ЗУН работников организаций подтвердили эффективность использования технологии их подготовки в области комплексной безопасности на основе компетентностного подхода в образовательном процессе. Применение разработанной технологии позволит повысить уровень подготовки работников организаций в области комплексной безопасности и устранить недостатки, существующие на сегодняшний день в системе дополнительного профессионального образования.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://base.garant.ru/70291362/.

2. Развитие и совершенствование системы подготовки населения в области гражданской защиты: Отчет о НИР М.: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), 2012.

3. Письмо МЧС России от 19.11.2010 № 43-4653-14 «Организационно-методические указания по подготовке населения

У — уровень объема ЗУН; Упод1 — уровень объема ЗУН после обучения по старой программе; Упод2 — уровень объема ЗУН после обучения по новой программе; УтЫ — минимальный уровень объема ЗУН после обучения по старой программе; У|т)1п2 — минимальный уровень объема ЗУН после обучения по новой программе; Т — время; ^23 — время проведения обучения; 1 — кривая уровня объема ЗУН с учетом периодического прохождения обучения по старой программе; 2 — кривая уровня объема ЗУН с учетом периодического обучения по новой программе.

Рис. 4. График изменения объема знаний, умений и навыков при прохождении обучения в области комплексной

безопасности

Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на 20112015 годы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Ь1Ир://64. mchs.gov.ru/document/1807425.

Сведения об авторах

Лобжа Михаил Тимофеевич: д. пед. н., проф., засл. ра-ботн. высш. шк. РФ, ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России», проф. каф. психологии и педагогики.

196105, Санкт-Петербург, Московский прт, 149. E-mail: Marchenkova1985@mail.ru

Норсеева Мария Евгеньевна: ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), н. с. 121352, Москва, ул. Давыдковская, 7. E-mail: Masynia11@yandex.ru SPIN-код — 9069-9755.

Information about authors

Lobzha Michael T.: Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education «Saint-Petersburg University of the State Fire Service of EMERCOM of Russia»), Professor of the Department of Psychology and Pedagogy. 196105, St. Petersburg, Moscow Avenue, 149. E-mail: Marchenkova1985@mail.ru

Norseeva Maria E.: Federal Government Budget Institution "All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies" (Federal Center of Science and high technology), Research Associate.

121352, Moscow, str. Davydkovskaya, 7. E-mail: Masynia11@yandex.ru SPIN-scientific — 9069-9755.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.