08.00.05
УДК 338.43:353(4Све)
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДДЕРЖКИ КРЕСТЬЯНСКИХ (ФЕРМЕРСКИХ) ХОЗЯЙСТВ В РЕГИОНЕ
© 2019
Ринат Тавзихович Латыпов, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Региональное и муниципальное управление» Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург (Россия) Галина Петровна Малейкина, кандидат сельскохозяйственных наук, магистр экономики Уральский государственный экономический университет, Екатеринбург (Россия) Алексей Владимирович Ручкин, кандидат социологических наук, доцент,
доцент кафедры «Менеджмента экономическая теория» Уральский государственный аграрный университет, Екатеринбург (Россия)
Аннотация
Введение: статья посвящена анализу программно-целевого и проектного управления, оценке его эффективности в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств в Свердловской области.
Материалы и методы: проанализированы основные направления и механизмы поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в Свердловской области, реализуемые в рамках федеральных и региональных госпрограмм развития агропромышленного комплекса. Выявлены проблемы развития фермерских хозяйств в Свердловской области, обоснована необходимость их государственной поддержки, сформулированы рекомендации по совершенствованию механизмов реализации мероприятий поддержки фермеров. При проведении исследования были использованы следующие методы: статистический, структурный, аналитический, системный, логический, корреляционный анализ. Базой исследований послужили нормативные правовые акты Российской Федерации и Свердловской области, в том числе государственные программы, реализуемые в сфере агропромышленного комплекса, официальные материалы государственной статистики, материалы научных конференций, семинаров, публикации по исследуемой тематике, ведомственные отчеты.
Результаты: дана оценка основным мероприятиям государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в регионе, выявлены проблемы и разработаны рекомендации по совершенствованию механизмов поддержки фермеров в Свердловской области, в том числе по внесению изменений в государственную программу развития агропромышленного комплекса Свердловской области в целях реализации федерального проекта поддержки фермеров и сельской кооперации.
Обсуждение:в статье предпринят комплексный социально-экономический анализ реализуемых мероприятий государственных программ по поддержке и развитию крестьянских (фермерских) хозяйств Свердловской области федеральными и региональными органами исполнительной власти.
Заключение: необходима регулярная оценка эффективности применяемых инструментов для поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств, в том числе посредством корреляционного анализа статистических данных, социологических исследований (в перспективе) в целях трансформации реализуемых государственных программ и проектов для активного развития сельского хозяйства.
Ключевые слова: государственные программы, государственные проекты, гранты, крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, продукция сельского хозяйства, развитие, сельскохозяйственные кооперативы, социальный эффект, Свердловская область, субсидии, финансирование, экономический эффект.
Для цитирования: Латыпов Р. Т., Малейкина Г. П., Ручкин А. В. Эффективность поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств в регионе // Вестник НГИЭИ. 2019. № 9 (100). С. 109-118.
THE EFFICIENCY OF SUPPORT OF PEASANT (FARM) FARMS IN THE REGION
© 2019
Rinat Tavzikhovich Latypov, Ph. D. (History), associate professor, associate professor of the chair of Regional and Municipal Management
Ural State University of Economicis, Ekaterinburg (Russia) Galina Petrovna Maleykina, Ph. D. (Agricultural), Master of Economics
Ural State University of Economicis, Ekaterinburg (Russia) Aleksey Vladimirovich Ruchkin, Ph. D. (Sociology), associate professor, associate professor of the chair of Management and Economic Theory Ural State Agrarian University, Ekaterinburg (Russia)
109
Abstract
Introduction: the article is devoted to the analysis of program-target and project management, the assessment of its effectiveness in the development of peasant (farmer) farms in the Sverdlovsk region.
Materials and methods: the main directions and mechanisms for supporting peasant (farmer) farms in the Sverdlovsk region, implemented within the framework of federal and regional state programs for the development of the agro-industrial complex, are analyzed. Problems of the development of farms in the Sverdlovsk region are identified, the need for their state support is substantiated, recommendations are formulated to improve mechanisms for implementing measures to support farmers. When conducting the research, the following research methods were used: statistical, structural, analytical, systemic, logical, correlation analysis. The research was based on the regulatory legal acts of the Russian Federation and the Sverdlovsk region, including government programs implemented in the agricultural sector, official materials of state statistics, materials of scientific conferences, seminars, publications on the subject under study, departmental reports.
Results: an assessment is given of the main measures of state support to peasant (farmer) farms in the region, problems are identified and recommendations are developed to improve the mechanisms for supporting farmers in the Sverdlovsk region, including amendments to the state program for the development of the agro-industrial complex of the Sverdlovsk region in order to implement the federal project the support of farmers and rural cooperation. Discussion: the article undertook a comprehensive socio-economic analysis of the implemented measures of state programs to support and develop peasant (farmer) farms in the Sverdlovsk region by federal and regional executive bodies. Conclusion: a regular assessment of the effectiveness of the tools used to support peasant (farmer) households is needed, including through a correlation analysis of statistical data, sociological research (in the long term) in order to transform implemented state programs and projects for the active development of agriculture.
Keywords: state programs, state projects, grants, peasant (farmer) farms, personal subsidiary farms, agricultural products, development, agricultural cooperatives, social effect, Sverdlovsk region, subsidies, financing, economic effect.
For citation: Latypov R. T., Maleykina G. P., Ruchkin A. V. The efficiency of support of peasant (farm) farms in the region // Bulletin NGIEI. 2019. № 9 (100). P. 109-118.
Крестьянские (фермерские) хозяйства остаются основой развития сельских территорий, они играют ведущую роль не только в ускорении темпов роста в агропромышленном комплексе, но и в решении важнейших социальных задач села: обеспечивают занятость сельского населения; содействуют сохранению традиционного образа жизни; являются источником пополнения местных бюджетов [1].
Введение
новных направлений поддержки); целенаправленности (определение ключевых целей и задач программ всех уровней)и системности (разработка комплекса мер, необходимых для реализации программ при взаимосвязи с государственной аграрной политикой) [3].
Государственная поддержка сельского хозяйства в современных рыночных условиях хозяйствования является объективной необходимостью вследствие присущих ему особенностей. Сезонность производства, высокая фондоемкость, зависимость от природно-климатических факторов, диспаритет цен на потребляемые ресурсы и производимую продукцию, наличие постоянного риска в получении стабильных доходов и многие другие особенности приводят к неконкурентоспособности отраслей агропромышленного комплекса. Указанные особенности сельского хозяйства порождают необходимость постоянного вмешательства и поддержки государства [2].
В настоящее время финансово-экономические механизмы государственной поддержки развития приоритетных направлений и отраслей сельского хозяйства, в том числе крестьянских (фермерских) хозяйств, реализуются в рамках отраслевых государственных программ: «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» [4] и «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года» [5; 6].
Исходя из социально-экономической значимости фермерства, при формировании программ их развития необходимо учитывать следующие главные принципы: приоритетности (определение ос-
Проблематике развития малых форм аграрного производства, их поддержке посвящены исследования многих ученых экономистов-аграрников. Определенный вклад в исследование теории и практическое развитие крестьянских хозяйств внесли такие ученые, как P. Beck [7], I. Bhakta [8], J. Mroczkowska [9], D. Blandford [10], S. K. Wegren [11], Б. А. Воронин [12], С. Г. Головина [13] О. Г. Лоретц [14], О. Д. Рубаева [5], С. С. Сушенцо-ва [16], А. Н. Сёмина [17], В. М. Шараповой [18].
Проблематика оценки эффективности программ рассматривалась в работах М. П. Афанасьева [19], С. В. Барулина, В. С. Кусмарцевой [20], П. Г. Крадинова [21], А. Г. Бреусовой [22] и других исследователей.
Материалы и методы Подходы к оценке эффективности государственных программ в российской практике сформировались относительно недавно, после принятия решения о переходе на программно-целевые методы бюджетного планирования и государственное управление, ориентированное на результат [22]. Вопросы оценки эффективности программ нередко становились предметом научных дискуссий, к тому же и само понятие «эффективность государственных программ» нормативными правовыми актами не закреплено.
Авторы пришли к выводу, что в настоящее время не существует общепринятой методики либо единого подхода к оценке эффективности государственных программ. Регионы разрабатывают свои методики, которые в большинстве случаев позволяют получить в отчете высокую степень эффективности программ, в связи с чем не представляется возможным дать объективную оценку деятельности органов исполнительной власти - ответственным исполнителям программ и, соответственно, эффективно использовать бюджетные средства [22].
Более того, М. П. Афанасьева и Н. Н. Шаш отмечают, что не только в российской, но и в зарубежной практике нет единой методики, которая позволяла бы провести системную оценку эффективности реализуемых бюджетных программ разного уровня [23; 24].
Авторами в ходе исследования использован анализ статистических данных, корреляционный анализ, анализ документов, в том числе нормативных правовых актов и ведомственных отчетов.
Результаты С 2019 года в Свердловской области в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» началась реализация регионального проекта «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации». Реализация проекта будет являться одной из задач Государственной программы развития агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года.
Проект включает новые мероприятия поддержки начинающих фермеров (грант «Агростар-тап») и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, а также поддержку центров компетен-
ций. Это будет являться дополнительными мерами государственной поддержки для малых форм хозяйствования к уже существующим.
В условиях ограниченности бюджетных средств особую актуальность представляет определение и расчет экономической эффективности государственной финансовой поддержки. Учеными Всероссийского научно-исследовательского института экономики, труда и управления в сельском хозяйстве и Уральского аграрного университета была разработана методика оценки эффективности использования бюджетных средств, определяемая на основе соотношения объема совокупной поддержки и ее финансового результата [25], который рассчитывается по формуле:
ФРП = ВПОП-ЗВП, (1)
где ФРП - финансовый результат поддержки, млн рублей; ВП - валовая продукция сельского хозяйства, млн рублей; ОП - объем господдержки, млн рублей; ЗПВ - затраты на производство валовой продукции, млн рублей.
Исходя из этого, определим эффективность государственной поддержки по формуле:
ЭП = ФРП ^ ОП, (2)
где ЭП - эффективность господдержки; ФРП - финансовый результат поддержки, млн рублей; ОП -объем господдержки, млн рублей.
Проведенный анализ показывает (таблица 1), что эффективность государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств Свердловской области (прирост валовой продукции на 1 рубль выделенных бюджетных средств) составила в среднем за три года 1,85. Данный показатель достиг максимального значения в 2015 году (получен максимальный объем сельскохозяйственной продукции), но в 2017 году снизился до уровня 2012 года (так как в 2017 году возросли затраты на производство продукции). Прирост валовой продукции составил 90 % к 2012 году. На основании проведенного анализа выделяемых средств бюджетного финансирования можно отметить, что реализуемые меры государственной поддержки оправдывают себя и играют существенную роль в деятельности фермерских хозяйств, так как каждый вложенный бюджетный рубль дает 1,85 рубля прироста продукции, при этом доля субсидий в производстве сельхозпродукции составляет всего 9 %.
Проведем оценку эффективности использования средств государственной поддержки, использовав корреляционный анализ объема государственной поддержки и объема сельскохозяйственной продукции, произведенной фермерскими хозяйствами [26; 27] (таблица 2).
Таблица 1. Анализ экономической эффективности бюджетного финансирования крестьянских (фермерских) хозяйств Свердловской области
Table 1. Analysis of the economic efficiency of budget financing of peasant (farmer) farms of the Sverdlovsk region
Год / Year 2017 к Всего
Показатель / Indicator 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2012,%/ 2017 to 2012 за 6 лет / In just 6 years
Объем господдержки (ОП), млн руб.
/ The volume of state support (SS), 231,5 364,6 380,4 391,5 400,2 406,3 176 2 174,5
million rubles
Валовая продукция (ВП), млн руб./ Gross output (GO), million rubles 2 463,3 3 223,2 3 885,3 4 901,4 4 387,6 4 688,3 190 23 549,1
Затраты на производство валовой
продукции (ЗВП), млн руб./ Costs of 1 423,2 1 712,9 2 192,9 2 397,2 2 287,4 2 704,3 190 12 717,9
gross output (CGO), million rubles
Прирост валовой продукции от гос-
поддержки (ФРП) (ВПОП/ЗВП),
млн руб. / The increase in gross output 400,6 686,1 674,0 800,5 767,6 704,4 176 4 033,2
from state support (IGO) (GOSS/CGO), million rubles Эффективность господдержки
(ЭП = ФРП : ОП) / The effectiveness 1,73 1,88 1,77 2,04 1,92 1,73 - 1,85
of state support (ES = IGO : SS) Доля субсидий в объеме производства продукции, % / The share of 9,4 11,3 9,8 8,0 9,1 8,6 -0,8 9,0 subsidies in the volume of production Источник: составлено авторами на основании [28; 29]
Таблица 2. Расчетные данные к корреляции суммы государственной поддержки и продукции сельского хозяйства, произведеннойкрестьянскими (фермерскими) хозяйствами Свердловской области за период 2012-2017 годы
Table 2. Estimated data on the correlation of the amount of state support and agricultural products produced by peasant (farmer) farms of the Sverdlovsk region for the period 2012-2017
Произведено с.-х.
Год (n) / Year Сумма государственной поддержки, млнрублей / Amount of state support, million rubles продукции К(Ф)Х и ИП, млн рублей / Produced agricultural products of peasant farm sand individual entrepreneurs, million rubles ХУ Х2 У2
Х (факторный признак) У (результативный при-
/ factor sign знак) / Effective sign
2012 231,5 2 463,3 570 253,95 53 592,25 6 067 846,89
2013 364,6 3 223,2 1 175 178,72 132 933,16 10 389 018,24
2014 380,4 3 885,3 1 477 968,12 144 704,16 1 5095 556,09
2015 391,5 4 901,4 1 918 898,10 153 272,25 2 4023 721,96
2016 400,2 4 387,6 1 755 917,52 160 160,04 1 9251 033,76
2017 406,3 4 688,3 1 904 856,29 165 079,69 2 1980 156,89
Итого / Total 2 174,5 23 549,1 8 803 072,70 809 741,55 96 807 333,83
Среднее/ =
Average Х^ 362,42 У = 3 924,85 1 467 178,78
Источник: составлено авторами на основании [28; 29]
Рассчитаем коэффициент корреляции, чтобы оценить степень (тесноту) и направление корреляционной связи между размером господдержки и продукцией сельского хозяйства, произведенной фермерскими хозяйствами по следующей формуле:
Rxy =
ХУ-Х-У С?*-<2у ,
(3)
где ;
X = £х:п = 2174,5:6 = 362,42; у = £у:п = 23549,1:6 = = 3924,85.
ах =
N
£Х2
- (Х)2 =
N
809741,55
■-(362,42)2 = 60,07
0У =
N
ЕУ2 ,
--(у) 2 =
п
96807333,83
( )
Яху=
1467178,78 - 362,42 ■ 3924,85
= 0,87
854,46 ■ 60,07 Между признаками связи могут быть сильными (или тесными) и слабыми (соответственно Яху принимает значения от -1 до +1).
Критерии коэффициента корреляции (по шкале Чеддока) оцениваются как связь: слабая (0,1 < Яху < 0,3); умеренная (0,3 < Яху < 0,5); заметная (0,5 < Яху < 0,7); высокая (0,7 < Иху < 0,9) и весьма высокая (0,9 < Яху < 1).
В нашем случае коэффициент корреляции составил 0,87 (связь между признакомУи фактором X высокая и прямая).
Также проведем расчет коэффициента детерминации:
D = Rxy2 -100 % , (4)
где Б - коэффициент детерминации; Яху - коэффициент корреляции.
D = 0,872-100 = 76 %.
Обсуждение Корреляционный анализ позволил нам установить, что существует прямая высокая корреляционная связь между производством продукции сельского хозяйства фермерскими хозяйствами и объемом их государственной поддержки. Объем произведенной фермерами сельскохозяйственной продукции на 76 % зависит от изменения объемов их финансовой поддержки. На наш взгляд, такая ситуация подтверждает эффективное использование представителями малых форм аграрного производства средств государственной поддержки и доказывает необходимость сохранения и увеличения финансирования мероприятий, направленных на их поддержку.
На основании данных выводов предлагаем органам местного самоуправления с целью развития сельских территорий разработать механизм поддержки фермеров на начальном этапе из местных бюджетов по аналогии с грантовой поддержкой начинающих фермеров, так как в настоящее время поддержка фермерских хозяйств из местных бюд-
жетов (по ведомственным данным) за год не превышает 3 млн рублей.
Увеличение роли фермерских хозяйств в продовольственном обеспечении региона и страны в целом, их роль в социальном оздоровлении и возрождении российского села доказали необходимость дальнейшего развития фермерства как одного из важнейших государственных приоритетов.
В 2018 году дан старт нового национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», во исполнение которого разработан федеральный проект «Создание системы поддержки фермеров и сельской кооперации». Государственная поддержка будет оказываться малым формам хозяйств по трем основным направлениям: гранты на создание и развитие фермерских хозяйств (грант «Агростартап»); субсидии на создание и развитие сельскохозяйственных потребительских кооперативов (в том числе субсидии на возмещение части затрат на реализацию сельхозпродукции их членами, субсидии на возмещение затрат кооператива (до 50 %) на приобретение сельскохозяйственных животных и техники для оказания услуг членам кооператива), а также субсидии на поддержку центров компетенций, которые будут оказывать весь спектр консультационной поддержки фермерам и кооперативам.
Эти меры, на наш взгляд, позволят повысить привлекательность объединения разрозненных сельскохозяйственных производителей, в том числе фермерских и личных подсобных хозяйств в сельскохозяйственные потребительские кооперативы. В Свердловской области разработан региональный проект «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации» на период 2019-2024 годы. Участниками проекта являются Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области и Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства.
Заключение
Целью регионального проекта является обеспечение количества вновь вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства (МСП) в сельском хозяйстве Свердловской области к 2024 году не менее 694 человек, в том числе зарегистрированных в качестве крестьянских (фермерских) хозяйств.
На реализацию регионального проекта планируется направить 462,89 млн рублей бюджетных средств, в том числе из федерального бюджета -430,49 млн рублей, регионального - 32,4 млн рублей.
С целью реализации проекта рекомендуем внести в Госпрограмму АПК Свердловской области следующие изменения (таблица 3).
Таблица 3. Изменения в Госпрограмму АПК Свердловской области
Table 3. Changes to the State Agro-Industrial Complex Program of the Sverdlovsk Region
Номер строки/ Наименование целей, задач и целевых показателей /The name of the goals, objectives and targets Единица измерения/ Значение целевого показателя / TargetValue
Line number Unit of measurement 2019 2020 2021 2022 2023 2024
1 Количество вовлеченных в субъекты МСП / The number involved in small and medium enterprises человек/ persons 99 71 83 110 159 172
2
Количество работников, зарегистрированных в Пенсионном Фонде РФ и Фонде социального страхования РФ, принятых К(Ф)Х в году получения грантов «Агростартап» / The number of em- человек/ ployees registered with the Pension Fund persons
of the Russian Federation and the Social Insurance Fund of the Russian Federation accepted by peasant (farmer) farms in the year of receiving grants «Agrostartap» Количество принятых членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК) из числа субъектов МСП, включая ЛПХиК(Ф)Х, в году предоставления государственной поддержки / The number of accepted members of agricultural consumer cooperatives from among small and medium-sized enterprises, including personal subsidiary plots and peasant (farm) plots, in the year of provision of state support Количество вновь созданных МСП в сельском хозяйстве, включая К(Ф)Х и СпоК / The number of newly created small единиц/ and medium-sized enterprises in agricul- units
ture, including peasant (farmer) enterprises and agricultural consumer cooperatives Источник: составлено авторами на основании [28]
3
4
единиц/ units
20
14
16
22
32
34
65
46
55
72
106 116
14
11
12
16
21
22
Основным показателем результативности предоставления грантов по новым мерам поддержки фермеров будет являться создание новых рабочих мест (1 рабочее место на 1 млн рублей гранта). К 2024 году планируется создать 432 новых постоянных рабочих места, в том числе 138 - получателями гранта «Агростартап», а также 294 - получателями грантов на поддержку начинающих фермеров и развитие семейных животноводческих ферм. Таким образом, социальный эффект фермерства в том, что оно создает дополнительные рабочие места на селе, увеличивает доходность граждан, эко-
номический эффект - в пополнении местных бюджетов.
Развитие малых форм аграрного производства как важного сектора экономики является необходимым условием успешного экономического и социального развития региона и страны в целом. Следует надеяться, что запланированные федеральным правительством мероприятия на 2019-2024 годы в сфере малого и среднего сельского предпринимательства будут реализованы истанут реальной поддержкой его дальнейшего развития и развития сельских территорий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Малейкина Г. П. Государственная поддержка развития малых форм хозяйствования в аграрном секторе экономики // Конкурентоспособность территорий: материалы XXI Всерос. экон. форума молодых ученых и студентов (Екатеринбург, 23-27 апреля 2018 г.): в 8 ч. / Отв. за вып.: Я. П. Силин, Е. Б. Дворядкина. Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2018. Ч. 4: Направления: 09. Проблемы и перспективы управления в сфере государственного и муниципального управления; 10. Формирование и развитие финансовой и налоговой политики региона; 14. Управление качеством и конкурентоспособностью. С. 39-42.
2. Сираева Р. Р. Государственная поддержка сельского хозяйства необходима [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rusnauka.com/35_OINBG_2012/Economics/15_121918.doc.htm (дата обращения 29 мая 2019 г.)
3. Стрельцов А. Е. Роль государственного регулирования в развитии крестьянских (фермерских) хозяйств Алтайского края // Мир науки, культуры, образования. № 1 (32). 2012. С. 3-5.
4. О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы: постановление Правительства Российской Федерации от 14.07.2012. № 717 (ред. от 06.09.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 4 июня 2019 г.)
5. Об утверждении Государственной программы Свердловской области «Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2024 года»: постановление Правительства Свердловской области от 23.10.2013 № 1285-ПП (ред. от 27.09.2018) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru. (дата обращения 4 июня 2019 г.).
6. Дегтярев Д. С. Агропромышленный комплекс: итоги и планы // Нива Урала. 2018. № 5. С. 2-5.
7. Beck P. Exemption Federalism: Regulatory Carve-Outs and the Protection of Local Farms // Yale journal on regulation. 2019. Vol. 36. № 1. P. 471-494.
8. Bhakta I., Phadikar S., Majumder K. State-of-the-art technologies in precision agriculture: a systematic review // Journal of the science of food and agriculture. 2019. Vol. 99. № 11. P. 4878-4888. DOI: 10.1002/jsfa.9693
9. Mroczkowska J. Pork politics: The scales of home-made food in Eastern Poland // Appetite. Vol. 140. P. 223-230. DOI: 10.1016/j.appet.2019.04.022
10. Blandford D., Matthews A. EU and US Agricultural Policies: Commonalities and Contrasts // Eurochoices. 2019. Vol. 18. № 1. P. 4-10. DOI: 10.1111/1746-692X.12217
11. Wegren S. K. The «left behind»: Smallholders in contemporary Russian agriculture // Journal of agrarian change. 2018. Vol. 18. № 4. P. 913-925. DOI: 10.1111/joac.12279
12. Воронин Б. А., Трескова Е. А. Экономико-правовые проблемы устойчивого развития сельских территорий // Аграрный вестник Урала. 2013. № 1 (107). С. 68-71.
13. Субботина Л. В., Головина С. Г. Методические подходы к планированию развития регионального аграрного производства // Основные направления развития агробизнеса в современных условиях: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 171-176.
14. Воронин Б. А., Лоретц О. Г., Воронина Я. В. Система управления сельским хозяйством в современной России // Аграрный вестник Урала. 2019. № 6 (185). С. 59-63.
15. Рубаева О. Д., Качурина Е. П. Совершенствование финансово-кредитного механизма в АПК в Челябинской области // Экономика сельского хозяйства России. 2016. № 5. С. 68-73.
16. Сушенцова С. С., Козлов М. П., Пронченко П. Л. Приоритетные направления государственной поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2011. № 7. С. 71-75.
17. Сёмин А. Н. О совершенствовании механизма государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 11. С. 5-7.
18. Мальцев Н. В., Сёмин А. Н., Шарапова В. М., Шарапова Н. В. Бюджетная поддержка субъектов мо-лочнопродуктовогоподкомплекса: стратегический аспект. Екатеринбург, 2014.
19. Программный бюджет: учеб. пособие / Под ред. М. П. Афанасьева. М. : Магистр: ИНФРА-М, 2012. 384 с.
20. Барулин С. В., Кусмарцева В. С. Оценка результативности и эффективности реализации долгосрочных целевых программ // Финансы. 2010. № 5.С. 22-27.
21. Крадинов П. Г. Оценка эффективности программных расходов // Финансовый журнал. 2011. № 1. С. 27-31.
22. Бреусова А. Г. Оценка эффективности государственных программ // Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 2. С. 128-136.
23. Афанасьева М. П., Шаш Н. Н. Инструментарий оценки эффективности бюджетных программ // Вопросы государственного и муниципального управления. 2013. № 3. С. 48-69.
24. Ноженко Д. Ю. Особенности подходов к оценке эффективности государственных программ в регионах России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://gigabaza.ru/doc/185307.html (дата обращения 6 марта 2019 г.)
25. Новоселова С. А., Ефремов Р. А. Эффективность использования средств государственной поддержки в сельскохозяйственных организациях // Концепт. 2015. Спецвыпуск № 05. ART 75090. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://e-koncept.ru/2015/75090.htm. (дата обращения 22 мая 2019 г.)
26. Вахитова З. Т. Развитие фермерских хозяйств и личных подворий граждан в условиях модернизации аграрного производства: автореферат на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Екатеринбург, 2016. 23 с.
27. Шихалев А. М. Корреляционный анализ. Непараметрические методы. Казань : Казан. ун-т, 2015. 58 с.
28. Ведомственные данные Министерства агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области.
29. Бюллетени о состоянии сельского хозяйства [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.gks.ru. (дата обращения 12 июня 2019 г.).
Дата поступления статьи в редакцию 14.06.2019, принята к публикации 10.07.2019.
Информация об авторах: Латыпов Ринат Тавзихович, кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры «Региональноеи муниципальное управление»
Адрес: Уральский государственный экономический университет, 620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 E-mail: [email protected] Spin-код: 3574-4291
Малейкина Галина Петровна, кандидат сельскохозяйственных наук, магистр экономики Адрес: Уральский государственный экономический университет, 620144, Россия, Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной Воли, 62/45 E-mail: [email protected] Spin-код: 8724-4577
Ручкин Алексей Владимирович, кандидат социологических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и экономической теории,
Адрес: Уральский государственный аграрный университет, 620075, Россия, Екатеринбург,
ул. Карла Либкнехта, 42
E-mail: [email protected]
Spin-код: 4402-1589
Заявленный вклад авторов: Латыпов Ринат Тавзихович: общее руководство проектом, дополнение статьи. Малейкина Галина Петровна: сбор первичных материалов, анализ данных.
Ручкин Алексей Владимирович: подготовка первичного варианта статьи, разработка рекомендаций. Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
REFERENCES
1. Maleykina G. P. Gosudarstvennaya podderzhka razvitiya malykh form khozyaystvovaniya v agrarnom sektore ekonomiki [State support for the development of small business forms in the agricultural sector], Konkurentosposobnost' territoriy: materialy XXI Vseros. ekon. Foruma molodykh uchenykh i studentov [Competitiveness of territories: materials of the XXI All-Russian. econ. forum of young scientists and students], Ekaterinburg, 23-27 aprelya 2018 g.,In 8 part. Otv. zavyp. : Ya. P. Silin, E. B. Dvoryadkina. Ekaterinburg: Publ. Ural.gos. ekon. un-ta, 2018. Part 4: Napravleniya: 09. Prob-lemy i perspektivy upravleniya v sfere gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya; 10. Formirovanie i razvitie fi-nansovoy i nalogovoy politiki regiona; 14. Upravlenie kachestvom i konkurentosposobnost'yu, pp. 39-42.
2. Siraeva R. R. Gosudarstvennaya podderzhka sel'skogo khozyaystva neobkhodima [State support for agriculture is needed] [Elektronnyj resurs]. Available at: http://www.rusnauka.com/35_OINBG_2012/Economics/ 15_121918.doc.htm (Accessed 29 maya 2019 g.).
3. Strel'tsov A. E. Rol' gosudarstvennogo regulirovaniya v razvitii krest'yanskikh (fermerskikh) khozyaystv Altayskogo kraya [The role of state regulation in the development of peasant (farmer) farms in the Altai Territory], Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of science, culture, education], 2012. No. 1 (32), pp. 3-5.
4. O Gosudarstvennoy programme razvitiya sel'skogo khozyaystva i regulirovaniya rynkov sel'skokho-zyaystvennoy produktsii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013-2020 gody: postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Feder-atsii ot 14.07.2012 No. 717 (red. ot 06.09.2018) [On the State Program for the Development of Agriculture and the Regulation of Agricultural Products, Raw Materials and Food Markets for 2013-2020: Decree of the Government of the Russian Federation dated 14 July 2012 No. 717 (as amended on 6 September 2018)] [Elektronnyj resurs]. Available at: http://www.consultant.ru. (Accessed 4 iyunya 2019)
5. Ob utverzhdenii Gosudarstvennoy programmy Sverdlovskoy oblasti «Razvitie agropromyshlennogo kom-pleksa i potrebitel'skogo rynka Sverdlovskoy oblasti do 2024 goda»: postanovlenie Pravitel'stva Sverdlovskoy oblasti-ot 23.10.2013 No. 1285-PP (red. ot 27.09.2018) [On approval of the State program of the Sverdlovsk region «Development of the agro-industrial complex and the consumer market of the Sverdlovsk region until 2024»: Decree of the Government of the Sverdlovsk region dated 23 October 2013 No. 1285-PP (as amended on 27 September 2018)] [Elektronnyj resurs]. Available at: http://www.consultant.ru (Accessed 4 iyunya 2019 g.)
6. Degtyarev D. S. Agropromyshlenniy kompleks: itogi i plany [Agriculture: results and plans], Niva Urala [Ni-va Urals], 2018, No. 5, pp. 2-5.
7. Beck P. Exemption Federalism: Regulatory Carve-Outs and the Protection of Local Farms, Yale journal on regulation, 2019, Vol. 36, No. 1, pp. 471-494.
8. Bhakta I., Phadikar S., Majumder K. State-of-the-art technologies in precision agriculture: a systematic re-view,Journal of the science of food and agriculture, 2019. Vol. 99. No. 11, pp. 4878-4888. DOI: 10.1002/jsfa.9693
9. Mroczkowska J. Pork politics: The scales of home-made food in Eastern Poland, Appetite, 2019. Vol. 140, pp. 223-230. DOI: 10.1016/j.appet.2019.04.022
10. Blandford D., Matthews A. EU and US Agricultural Policies: Commonalities and Contrasts, Eurochoices, 2019. Vol. 18. No. 1, pp. 4-10. DOI: 10.1111/1746-692X.12217
11. Wegren S. K. The «left behind»: Smallholders in contemporary Russian agriculture, Journal of agrarian change, 2018. Vol. 18. No. 4, pp. 913-925. DOI: 10.1111/joac.12279
12. Voronin B. A., Treskova E. A. Ekonomiko-pravovyeproblemyustoychivogorazvitiyasel'skikhterritoriy [Economic and legal problems of sustainable rural development], Agrarnyy vestnik Urala [Agrarian Bulletin of the Urals], 2013, No. 1 (107), pp. 68-71.
13. Subbotina L. V., Golovina S. G. Metodicheskie podkhody k planirovaniyu razvitiya regional'nogo agrar-nogo proizvodstva [Methodological approaches to planning the development of regional agricultural production], Os-novnye napravleniya razvitiya agrobiznesa v sovremennykh usloviyakh: Materialy I Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [The main directions of development of agribusiness in modern conditions: Materials of the IAll-Russian scientific-practical conference], 2017, pp. 171-176.
14. Voronin B. A., Loretts O. G., Voronina Ya. V. Sistema upravleniya sel'skim khozyaystvom v sovremennoy Rossii [Agricultural Management System in Modern Russia], Agrarnyy vestnik Urala [Agrarian Bulletin of the Urals], 2019, No. 6 (185), pp. 59-63.
15. Rubaeva O. D., Kachurina E. P. Sovershenstvovanie finansovo-kreditnogo mekhanizma v APK v Chelya-binskoy oblasti [Improving the financial and credit mechanism in the agricultural sector in the Chelyabinsk region], Ekonomika sel'skogo khozyaystva Rossii [Agricultural Economics of Russia], 2016. No. 5, pp. 68-73.
16. Sushentsova S. S., Kozlov M. P., Pronchenko P. L. Prioritetnye napravleniya gosudarstvennoy podderzhki krest'yanskikh (fermerskikh) khozyaystv [Priority areas of state support for peasant (farmer) farms], Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy [Economics of agricultural and processing enterprises], 2011. No. 7, pp. 71-75.
17. Semin A. N. O sovershenstvovanii mekhanizma gosudarstvennoy podderzhki sel'skokhozyaystvennykh to-varoproizvoditeley [On improving the mechanism of state support for agricultural producers], Ekonomika sel'skokho-zyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy [Economics of agricultural and processing enterprises], 2009, No. 11, pp. 5-7.
18. Mal'tsev N. V., Semin A. N., Sharapova V. M., Sharapova N. V. Byudzhetnaya podderzhka sub'ektov mo-lochno-produktovogo podkompleksa: strategicheskiy aspect [Budget support of dairy subcomplex entities: strategic aspect]. Ekaterinburg, 2014.
19. Programmnyy byudzhet [Program budget: study guide], ucheb. posobie. In M. P. Afanas'eva (ed.), Moscow: Magistr INFRA-M, 2012. 384 p.
20. Barulin S. V., Kusmartseva V. S. Otsenka rezul'tativnosti i effektivnosti realizatsii dolgosrochnykh tselevykh programm [Assessment of the effectiveness and efficiency of the implementation of long-term target programs], Finansy [Finance], 2010, No. 5, pp. 22-27.
21. Kradinov P. G. Otsenka effektivnosti programmnykh raskhodov [Software Cost Efficiency Assessment], Finansovyy zhurnal [Financial magazine], 2011, No. 1, pp. 27-31.
22. Breusova A. G. Otsenka effektivnosti gosudarstvennykh program [Assessment of the effectiveness of government programs], Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Ekonomika» [Bulletin of Omsk University. Series «Economics»], 2015. No. 2, pp. 128-136.
23. Afanas'eva M. P., Shash N. N. Instrumentariy otsenki effektivnosti byudzhetnykh program [Toolkit for evaluating the effectiveness of budget programs], Voprosy gosudarstvennogo i munitsipal'nogo upravleniya [Issues of state and municipal government], 2013, No. 3, pp. 48-69.
24. Nozhenko D. Yu. Osobennosti podkhodov k otsenke effektivnosti gosudarstvennykh programm v regionakh Rossii [Features of approaches to assessing the effectiveness of government programs in the regions of Russia] [Jel-ektronnyj resurs]. Available at: https://gigabaza.ru/doc/185307.html. (Accessed 6 marta 2019 g.)
25. Novoselova S. A., Efremov R. A. Effektivnost' ispol'zovaniya sredstv gosudarstvennoy podderzhki v sel'skokhozyaystvennykh organizatsiyakh [Efficiency of using state support funds in agricultural organizations], Kontsept [Concept], 2015. Spetsvypusk No. 05. ART 75090. [Jelektronnyj resurs]. Available at: http://e-koncept.ru/2015/75090.htm. (Accessed 22 maya 2019 g.)
26. Vakhitova Z. T. Razvitie fermerskikh khozyaystv i lichnykh podvoriy grazhdan v usloviyakh modernizatsii agrarnogo proizvodstva [The development of farms and personal farmsteads of citizens in the context of modernization of agricultural production. Ph. D. (Economy) Thesis]. Ekaterinburg, 2016. 23 p.
27. Shikhalev A. M. Korrelyatsionnyy analiz. Neparametricheskie metody [Correlation analysis. Nonparametric methods], Kazan': Kazan. un-t, 2015. 58 p.
28. Vedomstvennye dannye Ministerstva agropromyshlennogo kompleksa i prodovol'stviya Sverdlovskoy ob-lasti [Departmental data of the Ministry of Agriculture and Food of the Sverdlovsk Region].
29. Byulleteni o sostoyanii sel'skogo khozyaystva [Agricultural Bulletins] [Elektronnyj resurs]. Available at: www.gks.ru. (Accessed 12 iyunya 2019 g.)
Submitted 14.06.2019; revised 10.07.2019.
About the authors: Rinat T. Latypov, Ph. D. (History), associate professor, associate professor of the chair of Regional and Municipal Management
Адрес: Ural State University of Economics, 620144, Russia, Ekaterinburg, March 8 / Narodnaya Volya Str., 62/45 E-mail: [email protected] Spin-код: 3574-4291
Galina P. Maleykina, Ph. D. (Agricultural), Master of Economics
Адрес: Ural State University of Economics, 620144, Russia, Ekaterinburg, March 8 / Narodnaya Volya Str., 62/45 E-mail: [email protected] Spin-код: 8724-4577
Aleksey V. Ruchkin, Ph. D. (Sociology), associate professor, associate professor of the chair of Management and Economic Theory
Адрес: Ural State Agrarian University, 620075, Russia, Ekaterinburg, Karl Liebknecht Str., 42 E-mail: [email protected] Spin-код: 4402-1589
Contribution of the authors: Rinat T. Latypov: general project management, addition to the article. Galina P. Maleykina: collection of primary materials, data analysis.
Aleksey V. Ruchkin: preparation of the primary version of the article, development of recommendations.
All authors have read and approved the final manuscript.