Научная статья на тему 'Эффективность контрактных отношений в российском корпоративном секторе'

Эффективность контрактных отношений в российском корпоративном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР / ОППОРТУНИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / КОНТРАКТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ТРАНСАКЦИОННЫЕ ИЗДЕРЖКИ / EFFICIENCY / CORPORATE SECTOR / OPPORTUNISM / NATIONAL ECONOMY / CONTRACT RELATIONSHIPS / TRANSACTIONAL COSTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бархатов Виктор Иванович, Бархатов Игорь Викторович, Кондратьев Николай Иванович

В статье представлены современные особенности эффективности контрактных отношений в российских корпорациях, которые оказывают существенное воздействие на функционирование корпоративного сектора национальной экономики. Также исследованы генезис, становление и развитие контрактных отношений, их особенности и эффективность в российских корпорациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Efficiency of Contract Relationships in Russian Corporate Sector

The article deals with actual aspects of contract relationships in Russian corporations, especially their specific features, which strongly influence the activity of corporate sector of national economy. Basic directions, forms and genesis contract relationships, as well as its specific features and efficiency in Russian corporations are defined in the article.

Текст научной работы на тему «Эффективность контрактных отношений в российском корпоративном секторе»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2010. № 4

ТРИБУНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

В.И. Бархатов1,

докт. экон. наук, профессор, зав. кафедрой экономики отраслей и рынков, директор Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета,

И.В. Бархатов2,

канд. экон. наук, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета,

Н.И. Кондратьев3,

канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры экономики отраслей и рынков Института экономики отраслей, бизнеса и администрирования Челябинского государственного университета

ЭФФЕКТИВНОСТЬ КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИЙСКОМ КОРПОРАТИВНОМ СЕКТОРЕ

В статье представлены современные особенности эффективности контрактных отношений в российских корпорациях, которые оказывают существенное воздействие на функционирование корпоративного сектора национальной экономики. Также исследованы генезис, становление и развитие контрактных отношений, их особенности и эффективность в российских корпорациях.

Ключевые слова: эффективность, корпоративный сектор, оппортунизм, национальная экономика, контрактные отношения, трансакцион-ные издержки.

The article deals with actual aspects of contract relationships in Russian corporations, especially their specific features, which strongly influence the activity of corporate sector of national economy. Basic directions, forms and genesis contract relationships, as well as its specific features and efficiency in Russian corporations are defined in the article.

Key words: efficiency, corporate sector, opportunism, national economy, contract relationships, transactional costs.

На эффективность контрактных отношений в российских корпорациях влияет ряд особенностей.

Во-первых, трансформация российской экономики, а также неразвитость института прав собственности обусловливают невозможность четкого определения границ прав собственности субъектов контрактных отношений и их эффективности. Невозможность четкого распределения границ прав собственности порождает вы-

1 Бархатов Виктор Иванович, тел.: +7 (351) 799-70-50, 725-38-15.

2 Бархатов Игорь Викторович, тел.: +7 (351) 799-70-50, 725-38-15.-

3 Кондратьев Николай Иванович, тел.: +7 (351) 799-70-50, 725-38-15.

сокий уровень трансакционных издержек, которые включают издержки поиска информации, ведения переговоров, заключения и исполнения контрактов, а также защиты прав собственности.

Во-вторых, для российских корпораций характерно отсутствие разделения собственности и контроля. Собственники стараются самостоятельно заниматься управлением корпорациями и играть роль менеджеров.

В-третьих, низкий уровень квалификации собственников не позволяет им эффективно управлять корпорацией, что также приводит к росту трансакционных издержек, а следовательно, к снижению эффективности контрактных отношений в российских корпорациях.

Все вышеуказанные особенности воздействуют на эффективность контрактных отношений посредством передаточного механизма, представленного на рис. 1. К элементам передаточного механизма относятся: высокая степень асимметрии информации, неполнота контракта, недостаточность стимулов к исполнению контракта, а также высокий оппортунизм субъектов контрактных отношений.

Рис. 1. Особенности эффективности контрактных отношений в российских корпорациях

В целом все указанные особенности воздействуют на эффективность контрактных отношений в российских корпорациях через два основных канала:

8 ВМУ, экономика, № 4

113

1) рост трансакционных издержек;

2) рост поведенческого оппортунизма.

Рост трансакционных издержек обусловлен, как уже было сказано ранее, неразвитостью существующего института прав собственности, отсутствием разделения собственности и капитала, а также низким уровнем квалификации собственников. Не желая передавать существенную долю прав собственности менеджерам, собственник старается самостоятельно осуществлять управление корпорацией, чтобы не потерять фактический контроль над ней. Недостаточный уровень квалификации собственника не позволяет ему получать существенный доход и приводит к избыточным трансакционным издержкам корпорации. Между тем сам по себе рост трансакционных издержек корпорации не означает однозначного снижения эффективности контрактных отношений и снижения эффективности хозяйственной деятельности корпорации. Для каждой корпорации характерен свой «оптимальный» уровень трансакционных издержек (рис. 2).

Рис. 2. Зависимость эффективности контрактных отношений от уровня трансакционных издержек

В связи с низкой квалификацией собственника растут именно те трансакционные издержки, которые являются избыточными и которых можно было бы избежать, передав управление более квалифицированному менеджеру. Иными словами, рост трансакционных издержек, обусловленный низкой квалификацией собственника, не приводит к росту эффективности контрактных отношений, в то время как рост трансакционных издержек, обусловленный иными причинами, мог бы способствовать росту эффективности контрактных отношений в корпорации (рис. 2).

На эффективность контрактных отношений в корпорациях оказывает значительное влияние поведенческий оппортунизм. Формы поведенческого оппортунизма могут быть как явными, так и

скрытыми. Примером явного оппортунизма можно назвать ложь, мошенничество, воровство. Однако зачастую оппортунизм принимает скрытую форму. Эта форма оппортунизма, как правило, имеет место в ситуации равных переговорных сил контрагентов. В таком случае при обнаружении недобросовестного исполнения обязательств одного из участников контрактных отношений противоположная сторона может расторгнуть контракт без особых издержек. Но подобные ситуации встречаются все реже и реже вследствие усложнения и удлинения контрактных отношений. Для современного функционирования корпораций характерны такие контрактные отношения, прекращение которых вследствие обнаружения оппортунизма контрагента является экономически невыгодным. Иными словами, имеют место причины, препятствующие выходу одной из сторон из контрактных отношений. Основным препятствием, как правило, являются инвестиции в специфические активы.

Оппортунизм принято разделять на предконтрактный и постконтрактный. В случае трудового договора предконтрактный оппортунизм связан с асимметрией информации. Работники, которые ищут работу, знают свои способности лучше, чем самые предусмотрительные работодатели. Поэтому претендующие на место наемные работники могут вводить в заблуждение потенциальных работодателей относительно своих способностей, в результате чего возникает проблема неблагоприятного отбора. Кроме того, работник вправе изменить свои планы относительно срока трудового контракта. Например, работник желает работать под руководством данного менеджера лишь временно, но скрывает от менеджера свои планы.

Наряду с изменением планов и неблагоприятным отбором пред-контрактный оппортунизм может выражаться в виде шпионажа, когда нанимаемый сотрудник устраивается в корпорацию в целях получения внутрифирменной информации. Производительность труда такого работника будет низкой вследствие слабой его заинтересованности в результатах своего труда.

Постконтрактный оппортунизм выражается в таких формах, как отлынивание, небрежность и использование служебного положения. Термин «отлынивание» в теории контрактов подразумевает выполнение работы с меньшей отдачей, нежели следует по договору. Кроме того, работник может сознательно допускать небрежное отношение к работе, которое заключается, например, в мнимом исполнении норм и правил. Использование же служебного положения предполагает применение материалов для внеконтрактного использования.

Постконтрактный оппортунизм в отношении личного найма является следствием как асимметричности информации, так и специфичности инвестиций. Специфичность человеческих активов возникает в результате инвестиций в обучение на рабочем месте,

передачи навыков, свойственных только определенным отношениям. Работник понимает, что работодатель инвестировал в его обучение средства, силы и время, поэтому вряд ли возможно увольнение без весомых причин. Понимание этого позволяет работнику более халатно относиться к выполнению своих обязанностей.

Наряду с оппортунизмом работников по отношению к менеджерам имеет место и оппортунизм менеджеров по отношению к работникам. Оппортунизм менеджеров может выражаться прежде всего в наличии испытательного срока. Кроме того, существующая конкуренция между корпорациями часто приводит к тому, что работодатель совершает разные манипуляции, чтобы работник не достался конкуренту (например, задержка документов). Также менеджер может занижать оценку деятельности работника по сравнению с его реальными результатами, может поручать работнику выполнение большего объема работ, нежели это было предусмотрено трудовым контрактом. И, наконец, на основе личных симпатий менеджера к определенным работникам может происходить распределение вознаграждений.

Обобщенно формы оппортунизма в российских корпорациях приведены в таблице.

Формы оппортунизма в российских корпорациях

Уровень контрактных отношений Субъекты контрактных отношений Формы поведенческого оппортунизма

I уровень Оппортунизм акционера по отношению к менеджеру — испытательный срок, — конкуренция между корпорациями, — занижение оценки менеджера, — увеличение объема работ, — невыплата вознаграждений, — увеличение дивидендных выплат

Оппортунизм менеджера по отношению к акционеру — отлынивание, — небрежность, — использование служебного положения в личных целях, — шпионаж, — изменение планов

II уровень Оппортунизм менеджера по отношению к наемному работнику — испытательный срок, — конкуренция между корпорациями, — занижение оценки работника, — увеличение объема работ

Оппортунизм наемного работника по отношению к менеджеру — отлынивание, — небрежность, — использование служебного положения в личных целях, — шпионаж, — изменение планов

Источник: составлено авторами.

Наличие оппортунизма преобразует графическую модель, представленную на рис. 3. Кривая О0 характеризует отсутствие оппортунизма со стороны менеджера. Чем выше доля переданных менеджеру прав, тем ниже будет эффективность контрактных отношений, если менеджер проявит склонность к оппортунизму. Этим объясняется отрицательный наклон кривой оппортунизма О.

Рис. 3. Изменение оптимального уровня передаваемых менеджеру прав собственности при изменении склонности менеджера к оппортунизму

Чем выше склонность менеджера к оппортунизму, тем большим углом наклона в будет характеризоваться кривая оппортунизма О. То есть, чем выше склонность менеджера к оппортунизму, тем существеннее будет снижение эффективности контрактных отношений при передаче менеджеру 1% прав собственности (формула 1):

Р1 < р2.

(1)

Рис. 3 позволяет определить оптимальную долю передаваемых менеджеру прав собственности. Точка пересечения кривых оппортунизма О и эффективности контрактных отношений Е характеризует оптимальную долю передаваемых правомочий. Чем выше склонность менеджера к оппортунизму при заданной его квалификации, тем меньше должна быть доля передаваемых ему прав собственности.

Далее, если отказаться от неизменности одной из предпосылок модели и ввести в модель уровень квалификации менеджера, то изменится угол наклона кривой эффективности контрактных отношений Е0 (рис. 4).

Рис. 4. Изменение угла наклона кривой эффективности контрактных отношений в корпорации при изменении уровня квалификации менеджера

Чем ниже уровень квалификации менеджера, тем меньше угол наклона а кривой эффективности Е (формула 2):

tg а1 > tg а2. (2)

Иными словами, чем ниже уровень квалификации менеджера, тем меньший уровень эффективности обеспечивает единица передаваемых менеджеру прав собственности. Так, например, если уровень квалификации менеджера соответствует кривой эффективности Е2, то даже при стопроцентной передаче менеджеру прав собственности уровень эффективности контрактных отношений будет не выше, чем к2. Таким образом, уровень к2 — это своего рода потолок эффективности контрактных отношений при заданном уровне квалификации менеджера.

В заключение можно сделать вывод, что рост трансакционных издержек, рост поведенческого оппортунизма менеджеров, а также снижение уровня их квалификации приводят к снижению эффективности контрактных отношений в российских корпорациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.